Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация участников игрового действия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Команды. Формирование команд для проведения учебных игр на первый взгляд представляет собой достаточно простое дело. Действительно, разделить присутствующих в аудитории слушателей на три или четыре команды не сложно. Важность этого вопроса проясняется в процессе проведения игры. Внимательный наблюдатель всегда без труда определит, когда одна из команд работает творчески, другая продуктивно… Читать ещё >

Организация участников игрового действия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Команды. Формирование команд для проведения учебных игр на первый взгляд представляет собой достаточно простое дело. Действительно, разделить присутствующих в аудитории слушателей на три или четыре команды не сложно. Важность этого вопроса проясняется в процессе проведения игры. Внимательный наблюдатель всегда без труда определит, когда одна из команд работает творчески, другая продуктивно работать не в состоянии, а в третьей работает только один или два участника. При произвольном формировании команд подобная ситуация встречается практически всегда. Специалисты сходятся во мнении, что эффективная учебная и игровая деятельность командного типа определяется рядом условий, в том числе:

  • • примерным потенциальным равенством команд по возможности победы в игре;
  • • распределением ролей с учетом личных особенностей участников;
  • • наличием в каждой команде лидера, способного организовать плодотворную коллективную работу всех членов команды;
  • • положительным психологическим настроем внутри команды и ее нацеленностью на победу, на соперничество;
  • • реальной возможностью достижения игровой цели участниками.

Обеспечение эффективной игровой деятельности возможно, если формирование команд будет производиться целенаправленно с учетом указанных условий, содержания предполагаемой игровой деятельности, сложности решаемой проблемы. Наиболее эффективным является использование для этих целей результатов обследований[1].

Безусловно, проведение специальных социально-психологических обследований участников необходимо далеко не всегда. Оно имеет смысл в том случае, когда предполагается интеллектуально сложная, ответственная, длительная по времени игровая учебная деятельность, в которой успех зависит от высокой степени слаженности и продуктивности командной работы. В педагогической практике преподаватель обычно использует более простые технологии. Если преподаватель хорошо знает студентов, он может прибегнуть к принудительному способу и сам назначить лидеров и состав команд.

Произвольное или стихийное формирование команд может быть использовано в случае, когда предусматривается командная работа, но система оценивания участников преимущественно индивидуальная, или когда не предъявляется требований высокой слаженности и продуктивности коллективной работы участников в командах, а также при проведении вступительного игрового тестирования.

Важно отслеживать работу команд и в случае возникновения внутренних конфликтов принимать соответствующие меры. Желательно, чтобы при подготовке к игре преподаватель предусмотрел дополнительные специфические командные и индивидуальные роли для конфликтных участников. Это могут быть роли информаторов, предусматривающие в процессе выработки решения делегирование в состав других команд, роли экспертов, помощников ведущего, «провокаторов» и другие, позволяющие избегая авторитарного вмешательства «извлечь» виновника конфликта из команды и тем самым погасить конфликт.

Роли. Использование ролей при проведении игр и игровых процедур имеет особое значение для достижения дидактических целей занятия. Моделирование квазипрофессионалыюй деятельности включает в себя представление деятельности конкретных должностных лиц, специалистов и тем самым позволяет участникам игры попробовать свои силы и способности по реализации некоторых должностных функций. Поскольку роль несет в себе не только профессиональный, но и социально-психологический аспект, в процессе игры участникам предоставляется возможность эмоционально-личностного восприятия будущей специальности, профессиональной деятельности с учетом специфики общения, коммуникации.

Роли могут быть индивидуальные и командные, одиночные и тиражированные. Каждая типовая роль может быть, но усмотрению разработчика и индивидуальной, и командной, одиночной и тиражированной. Считается, что в деловой игре каждый участник должен иметь свою роль. Это не означает, что ролей должно быть много. Очевидно, что не имеет смысла и не способствует достижению дидактических целей использование различных по названию должностных ролей, которые в игровой модели существенных отличий не имеют. Тем более что введение большого числа ролей затрудняет руководство игрой и оценивание индивидуального вклада участников в конечный результат.

Понятие роли предполагает моделирование деятельности лица, которая определяется его должностью (местом) в объекте игрового моделирования[2], хотя роль не обязательно должна быть профессиональная и «человеческая». Можно привести пример достаточно известной игры «Остров», разработанной на биологическом факультете Московского университета, в которой игроки исполняют роли явлений природы[3].

Формирование состава ролей должно сопровождаться реализацией ряда моментов. Н. В. Борисова в их числе называет следующие:

  • • конструирование игровых прав и обязанностей игроков;
  • • введение противоположных, но интересам ролей;
  • • введение двойных ролей (смена ролей в процессе игры);
  • • градация роли по оттенкам;
  • • создание «портрета» роли[4].

Обычно нс представляет сложности формирование профессионального комплекта ролей. Хорошо зная профессиональную деятельность, преподаватель без труда может выделить основных действующих лиц в каждой проблемной ситуации и дать описание их функций во всем многообразии связей, в том числе социальных. Для команд обычно выбирают командные роли структурных подразделений организации. Например, для игр по педагогической тематике характерны роли кафедры, учебного отдела, деканата, ректората. При этом лидеры команд автоматически получают роли заведующих кафедрой, декана, ректора, заведующего учебной частью. Для технических вузов характерны командные роли: цеха, участка, бригады, НТО, ОТК.

Помимо профессиональных ролей также широко используют социально-психологические роли и роли, определяемые характером игровой (или профессиональной) деятельности. Они могут рассматриваться как типовые. Существует большое количество таких ролей. Чаще всего их используют в практике социально-психологического тренинга и управленческих играх.

Так, на основе анализа управленческих игр по выработке решений, Т. Вах выделил четыре типа участников, или четыре роли:

инспиратор — намечает основные направления деятельности группы, сферу ее интересов, побуждает других к активности, распоряжается, руководит;

интегратор — способствует созданию в группе творческой атмосферы, положительного климата, смягчает трения, конфликты, поднимает всем настроение;

концепционист — целиком занят проблемой, ее анализом, выработкой решения, генерирует идеи;

счетоводы — демонстрируют упорядочивающее поведение, заботятся о соблюдении правил, формальностей, правильном заполнении документов[5].

Распространено выделение ролей по виду их деятельности в команде. Лидер — руководитель командной работой. Генератор идей обычно не назначается, но проявляется в процессе игры — не руководит, но подает идеи, решает проблему и формирует плодотворную стратегию работы. Визуализатор назначается для оформления принятого командой решения, обычно из числа студентов имеющих художественные наклонности. Провокатор назначается и должен активно действовать при обсуждении решений команд-соперниц. Его задача — сбить с толку, запутать противника. Обычно имеет льготы по соблюдению регламента и этических норм поведения. Эксперт предусматривается во многих деловых и дидактических играх для оценивания деятельности участников, может быть из числа преподавателей, хорошо успевающих студентов или вводится в каждой команде для оценки решения других команд.

Используются роли психологического плана: конформист, консерватор и др.

При проведении дискуссий и обсуждений рекомендуется использование ролей, определяющих для участников, какую сторону представляемого материала они должны оценивать, что делать. Очевидна роль докладчика, но при исследовании проблемной ситуации и выработке предложений о ее нетрадиционном решении она преобразуется в более сложную роль — новатора. Для большинства людей привычна позиция критикана или пессимиста, их задача — критика. Роль оптимиста для многих участников более сложна, особенно когда положительных черт в излагаемом докладчиком материале не видно, да и не привыкли мы искать в «чужих» предложениях положительное. Реалистам (экспертам) предоставляется право взвесить плюсы и минусы и дать реалистическую оценку по теме доклада. Поочередное выполнение таких ролей командами в процессе обсуждения весьма эффективно при обучении правилам и нормам ведения научного спора, но требует от ведущего контролировать, насколько участникам удается следовать требованиям роли, а по окончании игры обязательно оценивать качество исполнения ролей.

А. П. Панфилова рекомендует следующие виды ролей1:

  • эрудит — наиболее образованный, обладающий разносторонними знаниями, хорошо ориентирующийся в литературе по обсуждаемому вопросу;
  • аналитик — имеющий выраженную аналитическую склонность, стремящийся во всем разобраться, докапывающийся до глубинных причин и связей;
  • диагност — хорошо и быстро «схватывающий» ситуацию, понимающий, что происходит, лучше других видящий целое и его смысл;
  • генератор идей — автор многих идей в группе, ориентирован на содержание, не озабочен авторством идеи;
  • разработчик — хорошо разрабатывающий идеи других, предлагающий конструктивные пути и способы их осуществления;
  • методолог — задающий группе способы работы, всегда знающий, как надо работать, чтобы решить проблему или поставить новую;
  • • критик — жесткий в оценках, проявляет повышенную требовательность к качеству идей и логике работы, ориентирован на оценочную деятельность;
  • проблематизатор — ориентирующий группу на поиск оснований всех выдвигаемых идей и утверждений, одна из самых необходимых позиций для продуктивной работы;
  • • имитатор — создающий видимость активной, содержательной работы, не вносящей нового содержания; в работу группы личностно нс включен;
  • манипулятор — стремящийся формировать ситуацию и действия других в «обход» их сознания; применяет этически некорректные методы и приемы («грязные технологии»).

Существует множество других вариантов игровых ролей. Специалисты по игротехническому менеджменту обращают внимание на то, что тот или иной психологический профиль роли может существенно влиять на эффективность игрового взаимодействия. Например, роли инициатора, последователя, координатора, информатора относят к тем, которые способствуют выполнению задания. Затрудняют сотрудничество в группе роли: избегающего — уклоняется от работы в группе, доминирующего — часто мешает другим высказаться, ищущего признания независимо от того, что происходит в группе[6]. Игротехник должен учитывать и умело использовать весь диапазон ролей для достижения дидактических целей.

При использовании профессионального комплекта ролей ролевое распределение участников игры предусматривает[7]:

  • • обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности (что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстве должностным распределением обязанностей);
  • • характер принятого на производстве взаимодействия, какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями;
  • • принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований (рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого опыта участников, личная инициатива, коллективное решение);
  • • характер формального и неформального общения в процессе игры.
  • [1] См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. С. 168.
  • [2] См.: Платов В. Я., Подиновский В. В. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров: учеб, пособие / ВШПД ВЦСПС. М., 1986.
  • [3] См.: Бабурин В. Л. Деловые игры в экономической и социальной географии: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995.
  • [4] См.: Борисова II. В. Конструирование деловых игр / Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989 (Политехнический музей. Вып. 2 (6)).
  • [5] См.: Вах Т. Поведение участников управленческих игр в процессе принятиярешений // Управленческие игры. М.: София, 1979. С. 193—201.
  • [6] См.: Бобрышев С. В., Смагина М. В. Методы активизации процесса обучения: учеб, пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.
  • [7] См.: Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.С. 57.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой