Обучение монологической речи на русском языке студентов технических вузов
Диссертация
Анализ современной методики обучения показывает, что ученые постоянно ведут поиск путей совершенствования данного учебного процесса. Определяется объем и степень коммуникативной компетенции студентов национальных групп технических вузов, способный обеспечить общение в учебно-профессиональной сфере деятельности, уточняются психофизиологические основы разных видов речевой деятельности, выделяя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингвистические принципы обучения русской, монологической речи студентов национальных групп неязыковых вузов
- 1. 1. Лингводидактическое освещение вопроса
- 1. 2. Монолог как объект изучения
- 1. 3. Типы монологической речи
- 1. 4. Параметры сложности монологических высказываний
- 1. 5. Особенности технических текстов
- Выводы
- Глава 2. Психолого — педагогические проблемы обучения русской монологической речи в национальных группах неязыковых вузов
- 2. 1. Психологические основы обучения монологической речи
- 2. 2. Педагогические проблемы обучения русской монологической речи
- 2. 3. Проблема разработки комплекса упражнений отвечающего современным требованиям
- 2. 4. Контроль в обучении русской монологической речи
- Выводы
- Глава 3. Методика работы по развитию устной монологической речи студентов
- 3. 1. Констатирующий срез
- 3. 2. Организация педагогического эксперимента
- 3. 3. Описание постэкспериментального среза
- Выводы
Список литературы
- Baker R.W., Syrik В. Student adaptation to college questionnaire (SACQ). Los Angeles: Western Psychological Services, 1989.
- Hasan R., Halliday M. Cohesion in English.- London 1976, p. 257 366.
- Kakonridis Th. On cross cultural competence- LEM’s contribution to international education // EAIE Newsletter, № 21, January 1996, p. 31 -33.
- Арутюнов A.P. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990, с. 166.
- Аркаченков А.Д., Марюкова JI.A. Исследование взаимосвязи учебной успешности иностранных студентов и их мотивов обучения // Материалы международной научно практической конференции. Тверь, Тв ГТУ, 1999, с. 93 — 94.
- Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания, — М., 1977, с. 241.
- Ананьев В.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии, 1968, № 6
- Амельчонок А.А. К проблеме функционального анализа научного текста. РЯНШ., 1973, № 6, с. 74.
- Акишина А.А. Структура целого текста.- Вып. 1.- М., 1979, с. 88. Ю. Акишина Т. Е., Алексеева Н. Н. Пособие по обучению аудированию изаписи лекций. М.: Русский язык, 1989.
- Акишина Т.Е., Алексеева Н. Н. Методические разработки по обучению аудированию лекций по специальности. М., 1985.
- Апатова Л.И. Текст как система ориентиров в процессе понимания иноязычной речи на слух.- В кн.: Лингвистика текста. Материалы научной конференции МГПИИЯ им. М. Тореза.- М., 1974, ч. I.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения,— М.: Прогресс, 1980, с. 528.
- Аркадьева О.М., Нахабина М. М. Единые требования к степеням владения речью, предъявляемые иностранным студентам. Сб. науч.- метод, статей, — М.: Из во МГУ, 1970, с. 106 — 124.
- Алиева Т.С. Развитие русской научной письменной речи студентов национальных групп неязыковых вузов, — М., 1975.
- Алеева А.Я. Некоторые аспекты методики преподавания научного стиля речи студентам иностранцам- учебный автоматизированный словарь терминов. Тверь, Тв ГТУ, 1999, с. 41 — 42.
- Ахмедов Г. И. Развитие русской монологической речи студентов -филологов национальных групп вузов. Дис.. кан. пед. наук, М., 1991, с. 18 -33.
- Ахманова О С. Словарь лингвистических терминов, — М., 1969, с. 365.
- Антонцев И., Меркулов Д. Отношение к учебе // Политехник. СПб., СПб ГТУ, № 27, с. 2.
- Аросева Т.Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Пособие по научному стилю речи. М.: Русский язык, 1987.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980, с. 368.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979., с. 281−308.
- Баранник Д.Х. Устная монологическая речь. Дис.. док. фил. наук, -Киев, 1972., с. 892.
- Беженцева О.В. Обучение профессиональному общению на русском языке студентов полиэтнических групп социально экономической специализации. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2001, с. 115.
- Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке.- М., 1967.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М&bdquo- 1965., с. 118.
- Беликова Л.Г. Обучение чтению на основе деятельностных ориентиров учащихся подготовительных факультетов неязыкового вуза. Дис.. кан. пед. наук. Л., 1990, с. 311.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в школе, М.: Просвещение, 1988., с. 256.
- Борисова Л.Н. Комплексный подход к овладению умениямирецептивной переработки информации специального учебного текста иностранными студентами. Дис.. кан. пед. наук. М., 1995, с. 212.
- Богин Т.И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь, 1993, с. 137.
- Бурвикова Н.Д. Типология текста для аудиторной и внеаудиторной работы. -М.: Русский язык, 1988., с. 116.
- Будих И.В. О формах контроля устной речи, 1971., с. 73 74.
- Будагов Р.А. Что такое научный стиль речи? В сб.: Язык, история и
- Ф современность. Изд. МГУ, 1971., с. 144.
- Будагов Р.А. О типологии речи. М., 1967., с. 43 — 49.
- Ванишков Ю.В. Категория трудности текста: общая характеристика, интерпретация с точки зрения практики научно технического перевода. Сб. науч. тр.- М., 1987., с. 4.
- Вайсбурд М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. 1997, № 1 -2, с. 19−24.
- Величко Л.И. Ученые записки Пермского госпединститута. Выпуск 3, т. -43, — Пермь, 1967.
- Виноградов В.В. «Временщик пушкинской комиссии», т 2, — М.- Л., 1936., с. 140.
- Виноградов В.В. Идеалистические основы синтаксической системы А.П. Пемковского. Сб. «Вопросы синтаксиса русского языка». М., 1950.
- Виноградов В.В. Стилистика.- М., 1963., с. 56.
- Виноградов В.В. Русский язык М., 1947., с. 83.
- Вишнякова Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам нефилологам,— М.: Русский язык, 1982., с. 126.
- Вишнякова Т.А. Обучение русскому языку студентов нефилологов, -М., Русский язык, 1980., с. 151.
- Вишнякова Т.А., Данилина К. В., Захарова Н. М. К вопросу об определении уровня владения русским языком студентами иностранцами, М.: Русский язык, 1976., с. 207−215.
- Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. институтов, под. ред. В. И. Журавлева, — М.: Просвещение, 1988., с. 120- 239.
- Волков А.Г. Микролингвистика. «Филологические науки», 1962., № 1.
- Воложилов В.И. Марксизм и философия языкознания. Изд. 2 ое. -Л., 1930., с. НО.
- Волина С.А. Аспект текущего контроля при обучении говорению, Мое. госпединститут, ин. яз., 1983., с. 96 107.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 ти т.- М., 1982., т.-2.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст». ВЯ, 1974., № 6.
- Гомоюмов К.К. Врачевание знаний. По страницам учебников физики. СПб ГТУ, 1996, с. 128.
- Горова Л.М., Кравченко О. А., Мехедькина Т А. Базисный предметный курс для иностранных студентов нефилологов. Харьков, 1997.
- Гороженко A.M., Изотова Е. Ф., Ладанова Т. А. К вопросу об адекватности представлений преподавателей о студентах разных национальных регионов. М., НЙИВШ, 1987.
- Городилова Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов. Автореф. дис.. док. пед. наук,-М., 1980.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993, с. 371.
- Гулакян Б.С., Даунеке З. П. Научные основы обучения русскому языку в национальной школе,— М.: Педагогика, 1978., с. 7- 12.
- Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач. Вопросы психологии, 1980 № 3., с. 133 136.
- Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах, — Владимир, 1972., с. 156.
- Гумбольт фон В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // Вильгельм фон Гумбольт. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984, с. 397.
- Гурин А.Б. Обучение учащихся подготовительного факультета технического вуза абстрактной терминологической лексике. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. СПб., 1994.
- Турин А.Б. О некоторых методических проблемах языковой подготовки иностранных учащихся в период их довузовского обучения по специальности «Экономика» // Материалы международной научно -практической конференции. Тверь, ТвГТУ, 1999, с. 95 96.
- Данилов М.А. Дидактика в средней школе, — М., 1975., с. 115 145.
- Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии, № 5, 1995, с. 18 -25.
- Доблаев Л.П. Логико психологический анализ текста, — Саратов, 1969.
- Дридзе Т.М. Экспериментальное изучение проблемы информативности публицистического текста // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. Сб. статей под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой, — М., 1969.
- Дубинина Л.А. Корреляция умений чтения и устной речи иностранных студентов экономического профиля в процессе работы профессионально ориентированными газетными текстами. Дис.. кан. пед. наук.-М., 1994, с. 209.
- Дубинская Е.В., Орлова Т. К., Раскина Л. С., Сашко Л. П., Подкопаева Ю. Н. Русский язык будущему инженеру. М., 1998, с. 312.
- Дьякова М.Ф., Еремина Л. А., Мруць Н. А. О некоторых особенностях коммуникативного поведения арабских студентов. Сборник статей. Выпуск 1. Воронеж, ВТУ, 1997, с. 74 78.
- Живулин В.П. Межкультурное общение: преподаватель и студент в условиях интеркультурного взаимовлияния // Международное сотрудничесво в образовании. Материалы научно практической конференции. СПб., СПб ГТУ, 1998, с. 15−16.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, 1998, с. 176.
- Ильин М.С. О функциональном принципе в методике обучения иностранным языкам. Хрестоматия./ Сост. Леонтьев А. А. М.: Русский язык, 1991, с. 20−28.
- Иванова А.С. Обучение студентов филологов восприятию и продуцированию дефиниций, функционирующих в учебно-научных текстах. Дис.. кан. пед. наук. -М., 1991.
- Иванов Смоленский А. В. Электрические машины, — М.: Энергия, 1980., с. 147.
- Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение: система языка и обучение иностранцев русской речи, — М.: Русский язык, 1990 б., с. 164.
- Изаренков Д.И. Структура и функциональные особенности диалога в современном русском языке. Автореф. дис.. кан. фил. наук, — М., 1979., с. 16.
- Избранные работы по русскому языку, т.-1., М.: Просвещение, 1970., с. 374.
- Изотова Е.Ф. Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Л., 1985.
- Интенсивные технологии обучения в высшей школе / Василик Н. А., Леванков В. А., Саморуков Б. Е., Тихомиров С. А., СПб., СПб ГТУ, 1999, с. 22.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку,-М.: Педагогика, 1975., с. 131.
- Имнадзе Б.Л. Основы методики преподавания русского языка в неязыковых вузах, — Тбилиси, 1977.
- Иванова М.А., Титкова Н. А. Влияние психологической атмосферы в интернациональных студенческих группах на эффективность учебного процесса на подготовительном факультете. СПб., СПб ГТУ, 1994, с. 28.
- Ишанова Т.П. Совершенствование навыков употребления в русской речи студентами узбеками спрягаемых форм глагола, — М., 1973.
- Камышный Н.И., Стародубов B.C. Конструкции и наладка токарных автоматов и полуавтоматов,— М.: Высшая школа, 1988
- Каплан Л.И. Психологический анализ понимания научного текста. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1953.
- Канцельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление, — Л., 1972., с. 19.
- Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации,— М.: Высшая школа, 1988., с. 129.
- Карташова Л.И. Обучение русской монологической речи в условиях многонациональной группы. Автореф. дис.. кан. пед. наук.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
- Камардина О.Л., Корчагина О. В. Анализ трудностей адаптации иностранных студентов в течение первого года жизни в России / Поиск. Опыт.
- Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сборник статей. Выпуск 1. Воронеж, ВТУ, 1997, с. 60 64.
- Кириллов В.И., Старченко А. А. Логика. Учебник для юридических факультетов и институтов, М.: Юристь, 1995, с. 256.
- Киселева О.А., Дорохова О. В., Сурыгин А. И. Проблема изменения иностранными учащимися профиля обучения на этапе предвузовской подготовки // Международное сотрудничество в образовании. Сборник научно методических статей. СПб., Нестор, 1999, с. 41 — 43.
- Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.
- Ковалева Г. Россия проиграла Сингапуру. Не в футбол // Учительская газета, № 3, 26 января 1999, с. 11 14.
- Кобзева В.В. Развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов в сфере сервиса // Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса.
- Коммерческий словарь / под редакцией А. Н. Азрилияна. М., 1992.
- Костомаров В.Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи // Вопросы языкознания № 5, 1996.
- Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
- Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968., с. 322.
- Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики, — Пермь, 1967.
- Колшанский Г. В. О природе контекста ВЯ., 1959., № 4, с. 47.
- Ковалев А.В. Психология личности, — М., 1963.
- Комлев Н.Г. О критериях правильности высказывания, — 1978., с. 322.
- Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам,— М.: Русский язык 1976., с. 136.
- Лаптева О.А. Русский язык в нефилологическом вузе: синтаксическая основа обучения языку специальности. Сб. статей, — М.: Русский язык, 1985., с. 34.
- Ладыженская Т.А., Ивченко А. Ф. Русский язык в школе, — М., 1972., с. 64−72.
- Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) РЯШ, 1967., № 1.
- Лосева Л.М. Синтаксическая структура целых текстов, Одесса, 1971.
- Лосева Л.М. Как строится текст,— М.: Просвещение, 1980., с. 96.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л., 1972., с. 115.
- Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом РЯШ, — 1972., № 1.
- Лемешко Т.С. Учет невербальных компонентов текста как одно из условий создания качественных материалов для обучения языку специальности //Материалы международной конференции. СПб., Нестор, 1999, с. 321 323.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М., 1965., с. 55.
- Лескиса Г. А. О зависимости между размером предложения и характером текста. ВЯ., 1963., № 3.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков,-М.: Высшая школа, 1981., с. 159 200.
- Мальчевская Л.Н. Некоторые языковые средства выражения связи между предложениями. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1964.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
- Марюкова J1.А. Технологии формирования основ проффессионального поведения у иностранных студентов. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. СПб., 1999.
- Математика. Алгебра и начала анализа / Под редакцией А. И. Лобанова. К.: Вища школа, 1997, с. 304.
- Международные исследовательские проекты в образовании. М., 1993.
- Методика обучения профессиональному речевому общению в подготовке учителя русского языка для национальной школы / под редакцией Г. Г. Городиловой. Ташкент, 1992.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
- Мете Н.А. Структура целого текста. Вып. 1, М., 1979., с. 88.
- Мете Н.А. Русский язык, — М., 1981., с. 141.
- Мете Н.А. Выбор единицы обучения для развития навыков связанного монологического высказывания у студентов иностранцев на материале научного стиля речи. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1975., с. 16.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов русистов. Под ред. А. Н. Щукина, — М., 1990., с. 231.
- Методика преподавания русского языка как иностранного. Под. ред. О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомарова, — М.: Русский язык., 1990 а., с. 268.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения, М., 1985., с. 128.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
- Моисеенко И.М. Лингводидактические основы создания, коммуникативно-ориентированного, учебного пособия по русскому языку для подготовки учителей начальных классов национальной школы. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1989.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингводидактические основы обучения русскому языку студентов нефилологов. Изд. 2 — ое., исп., — М., 1988., с. 176.
- Нечаева О.А. Функционально смысловые типы речи. Дис.. док. фил. наук, — М., 1975., с. 410.
- Нечаева О.А. Функционально смысловые типы речи (Описание, повествование, рассуждение), — Улан — Удэ., 1974., с. 239 — 320.
- Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1992.
- Одинцова Г. Б. Обучение студентов иностранцев монологической речи на материале специальности. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1976., с. 16.
- Ожегов С.И. Словарь современного русского языка, М., 1968., с. 780.
- Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Изд. 2 ое, дораб., — М.: Просвещение, 1988., с. 228.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, М., 1989., с. 276.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам, М.: Русский язык, 1977., с. 216.
- Панфилов В.З. Марксизм ленинизм как философская основа языкознания, № 4, 1974., с. 3 — 15.
- Пахмутова З.И. Обучение устной монологической речи на французском языке в старших классах средней школы. Дис. .кан. пед. наук, -Пятигорск 1972., с. 195.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука, Л.: Лениздат, 1967., с. 37.
- Петровский Л. В. Шкалинский В.В. Социальная психология коллектива, М., 1978.
- Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры. Доклады и сообщения института русского языка. Вып. 2, М"-Л., 1948., с. 33.
- Похмелкина Р.И. Обучение письменной речи студентов I курса языкового вуза. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1970., с. 16.
- Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов нефилологов / B.C. Девятайкина, В. В. Добровольского, З. И. Ивлева и др. — М., 1984., с. 184.
- Программа по практическому курсу русского языка для национальных групп союзных и автономных республик. М., 1973.
- Программа практического курса русского языка для национальных групп неязыковых вузов союзных и автономных республик, М., 1978.
- Программа по русскому языку для студентов иностранцев обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР. Под. ред. О. Д. Митрофановой, А. И. Голубевой. Изд. 2-ое перераб., — М.: Русский язык, 1985., с. 48.
- Программа по математике для иностранных студентов, готовящихся на подготовительных факультетах к поступлению в вузы / Составители Н. А. Ильенко, А. П. Комашенко, Е. А. Лазарева и др. М., 1992, с. 28.
- Программа по математике для иностранных студентов, готовящихся на подготовительных факультетах к поступлению в вузы / Составители Н. А. Ильенко, Е. А. Лазарева, В. И. Левина и др. М., !997, с. 30.
- Психология, М., 1990., с. 102.
- Распопов И.П. Актуальное членение предложения, Уфа, 1961.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке, М.: Высшая школа, 1980., с. 120.
- Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1994.
- Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф. П. Филин. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1979., с. 348.
- Рылова Т.Н. Автоматизация информационных работ и вопросы прикладной лингвистики, Киев, 1969.
- Саншиева Я.Б. Обучение русской монологической речи учащихся бурятских школ в условиях диаспоры. Автореф. дис.. кан. пед. наук, -Иркутск, 1993.
- Севбо И.П. Ученые записки Тартуского университета, II вып., -Тарту 1965.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи, М., 1981., с. 246−248.
- Словарь иностранных слов. Под ред. Л. А. Лехина, С. М. Локишной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-ое, М., 1964., с. 632.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти, М.: Педагогика, 1987., с. 344.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения, -М.: Русский язык, 1979., с. 136.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973, с. 42.
- Степанова Е.М. Принципы проверки знаний учащихся. Сб. науч. -метод, статей, М.: Издательство МГУ, 1968., с. 127 — 142.
- Сурыгин А.И. Теоретические основы предвузовской подготовки иностранных студентов Российских вузах. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2000.
- Сурыгин А.И., Левина В. И. Проблемы стандартизации предвузовской подготовки иностранных студентов // Обучение иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки. Сборник научно методических статей. СПб., СПб ГТУ, 1996, с. 3 — 18.
- Тагиева Т.А. Методика обучения студентов национальных групп неязыковых вузов русской монологической речи. Автореф. дис.. кан. пед. наук, -М., 1982.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Изд., 2 -ое, М.: Просвещение, 1970., с. 606.
- Теория и практика создания учебников и учебных пособий по обществообразовательным дисциплинам на неродном для студентов языке / Кутузова Г. И., Левина В. И., Перфилова И. Л., Кознов М. М., СПб., СПб ГТУ, 1998, с. 39.
- Троянская Е.С. «Вопросы преподавания иностранных языков «, -М&bdquo- 1969., с. 17−18.
- Улухужаев Н.З. Описание как тип монологической речи и методика работы над ним в национальных группах языкового вуза. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1987.
- Ушинский К.Д. Собр. соч., М., т. 2., с. 656.
- Фигуровский И.А. Синтаксис устного текста и ученические письменные работы, М.: Просвещение, 1961., с. 170.
- Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку, 1986., № 2.
- Холодович А.А. О типологии речи, М., 1967., с. 51 — 60.
- Чайковский P.P. Экспрессивность синтаксиса немецкой разговорной речи как проблема перевода. «Теория и практика лингвистического описания разговорной речи «. Тезисы докладов к П/3 республиканской научной конференции, Горький 1968., с. 312.
- Чемоданов Е.Д. Обучение лексике русского языка как иностранного с учетом эквивалентов родного языка и применением обучающих машин. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1977.
- Чернявская Т.П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к советскому вузу. Автореф. дисс.. кан. пед. наук, Л., 1991.
- Шаглина Н.Д. Учебная мотивация студентов из развивающихся стран на начальном этапе обучения в советском вузе. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. JI., 1987.
- Шанский Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки, М., 1969.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся, Л.: Издательство ЛГУ., 1985., с. 36 — 56.
- Шатилов С.Ф. Основные проблемы методики обучения грамматическому аспекту устной немецкой речи в восьмилетней школе. Автореф. дис.. док. пед. наук, М., 1972., с. 57.
- Шарипова С.Н. Совершенствование русской монологической речи студентов национальных групп языкового вуза. Дис.. кан. пед. наук, -Душанбе, 1978., с. 172.
- Ширяева И В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. Автореф. дисс.. кан. псих. наук. Л., 1980.
- Шварц Е.Д. Семантическая организация текста- креативный и рецептивный подходы. // Текст в языке и речевой деятельности, М., 1987., с. 236.
- Шуревич Г. А., Зинковский А. В., Пономарев Н. И. Адаптация молодежи к высшей школе. СПб.: ВИФК, 1994, с. 226.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1947.
- Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков. Л., 1974.
- Яббаров Г. А. Проблема методов обучения русскому языку в национальной (азербаджанской) школе. Автореф. дис.. док. пед. наук, М., 1979.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи. Под ред. Л. В. Щербы, 1923.