Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение монологической речи на русском языке студентов технических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современной методики обучения показывает, что ученые постоянно ведут поиск путей совершенствования данного учебного процесса. Определяется объем и степень коммуникативной компетенции студентов национальных групп технических вузов, способный обеспечить общение в учебно-профессиональной сфере деятельности, уточняются психофизиологические основы разных видов речевой деятельности, выделяя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лингвистические принципы обучения русской, монологической речи студентов национальных групп неязыковых вузов
    • 1. 1. Лингводидактическое освещение вопроса
    • 1. 2. Монолог как объект изучения
    • 1. 3. Типы монологической речи
    • 1. 4. Параметры сложности монологических высказываний
    • 1. 5. Особенности технических текстов
  • Выводы
  • Глава 2. Психолого — педагогические проблемы обучения русской монологической речи в национальных группах неязыковых вузов
    • 2. 1. Психологические основы обучения монологической речи
    • 2. 2. Педагогические проблемы обучения русской монологической речи
    • 2. 3. Проблема разработки комплекса упражнений отвечающего современным требованиям
    • 2. 4. Контроль в обучении русской монологической речи
  • Выводы
  • Глава 3. Методика работы по развитию устной монологической речи студентов
    • 3. 1. Констатирующий срез
    • 3. 2. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 3. Описание постэкспериментального среза
  • Выводы

Обучение монологической речи на русском языке студентов технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития учебно-воспитательного процесса изменил требования, предъявляемые профессиональной подготовке студентов. Изменения связаны с развитием специальных дисциплин и с возросшей ролью русского языка в условиях совершенствования подготовки каждого студента так как это является залогом будущего успеха и профессионализма. Невозможно недооценить роль, которую играет устная речь. «Мы слушаем говорящего сто раз прежде, нежели прочтем им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего», — писал Ф. И. Буслаев.

Различные условия обучения студентов, недостаточность учебного материала, нехватка учебных часов вызывают необходимость новой организации учебного процесса в технических вузах Дагестана.

Эти тенденции связаны с языковой подготовкой учащихся в технических вузах республики Дагестан. Расширение контингента слушателей за счет учащихся из отдаленных районов республики, где уровень владения русским языком очень низок требует использования новых учебных материалов отвечающих современному уровню методической мысли. Приоритетной задачей преподавания русского языка как неродного, на начальном этапе вузовского обучения становится формирование коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере деятельности.

Анализ современной методики обучения показывает, что ученые постоянно ведут поиск путей совершенствования данного учебного процесса. Определяется объем и степень коммуникативной компетенции студентов национальных групп технических вузов, способный обеспечить общение в учебно-профессиональной сфере деятельности, уточняются психофизиологические основы разных видов речевой деятельности, выделяя обучение учебно-профессиональному общению. При разработке методического аппарата применяется классификация упражнений, различающая прагматическую, интеллектуальную и лингвистическую стороны процесса коммуникации. Новые наработки и решения в обучении русскому языку как не родному позволяют совершенствовать процесс обучения русской монологической речи в зависимости от реальных потребностей учащихся. Частные вопросы методики обучения языка в указанной сфере деятельности очень активно разрабатываются в работах И. Л. Бим, Т. А. Вишняковой, Г. Г. Городиловой, А. С. Границкой, М. А. Давыдовой, Н. А. Мете, О. Д. Митрофановой, Т. Б. Одинцовой, В. В. Стародуб, Н. З. Улухужаева, Е. Д. Чемодановой, Н. М. Шанского, А. Н. Щукина, Г. Я. Яббарова.

Главной целью современной методики преподавания русского языка является повышение уровня знаний, получаемых учащимися, развитие у них навыков практического владения русским языком. Для достижения этих целей необходимо, опираясь на знания, накопленные методикой, лингвистикой и психологией, определить оптимальные средства и условия для обучения говорению на профессиональные темы, учитывая лингвистические особенности профессионально — направленной монологической речи.

Ежегодно до 60% выпускников поступают именно в технические вузы Дагестана и, в частности, в махачкалинский филиал МАДИ. Проведенный анализ уровня владения русским языком, а также данные, полученные в ходе констатирующего среза, выявили следующие проблемы: студенты испытывают большие трудности в практическом владении русским языком, не могут правильно и связно излагать свои мысли, не понимают значения многих слов и специальных терминов, не успевают записывать лекции. Все эти факторы мешают учащимся обучаться будущей специальности. Больше всего трудностей возникает у студентов из отдаленных, высокогорных сел, где уровень преподавания русского языка очень низок. Наблюдения за речью студентов в учебно-профессиональной сфере общения свидетельствуют о низком уровне развития умений говорения на темы специальности у студентов первокурсников, в частности умений объяснения.

В связи с этим возникает потребность в лингвистическом изучении и описании профессионально ориентированных текстов по механике и автомобилестроению и обеспечить использование данного материала в обучении, что вызвано повышением спроса на данную специальность со стороны молодежи Республики Дагестан.

Вместе с тем, уже ясно, что характеристика научного стиля речи, имеющаяся в арсенале у преподавателя русского языка как неродного требует дальнейшего изучения языковой структуры текстов каждой из научных дисциплин [125- 34]. В связи с этим мы считаем, необходимым и важным интерес к механике и автомобилестроению. Из-за постоянно растущего интереса абитуриентов к данной специальности в последние несколько лет.

Ознакомление с учебными материалами, применяемыми в технических вузах Дагестана, показало, что в них почти не представлены задания и упражнения направленные на развитие монологической речи по специальности.

Это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования — определить пути, средства и способы совершенствования речевых умений студентов механико-автомобильной специализацииразработать систему формирования и совершенствования умений студентов-дагестанцев строить монологические высказывания на профессиональные темы.

Объект исследования — профессиональная монологическая речь студентов технических вузов в условиях обучения русскому языку как неродному.

Предмет исследования — методика формирования и совершенствования русской монологической речи студентов технических вузов.

Исходя из поставленной цели, нами сформулирована рабочая гипотезаформирование и совершенствование навыков устной — монологической речи студентов национальных групп технических вузов будет проходить более эффективно, если:

— разработать систему обучения устной монологической речи с учетом специфики формирования механизмов продуцирования монологической речи у студентов — дагестанцев, а также профессиональных требований и специальности;

— методика обучения будет строиться на основе последовательного введения в учебный процесс разноструктурных типов монологов;

В соответствии с целью и рабочей гипотезой нам предстояло решить следующие задачи:

— изучить методическую, лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— проанализировать программы, учебники и учебно-методические пособия по русскому языку для студентов — нефилологов, выявить их достоинства и недостатки;

— определить реальный и необходимый уровень владения русской монологической речью студентами — дагестанцами;

— выявить специфику формирования механизмов продуцирования монологической речи у студентов — дагестанцев;

— дать лингвистическую характеристику текстам по механике и автомобилестроению;

— определить состав умений, необходимых для порождения устного монолога — объяснения.

Основные методы исследования, использованные в диссертации:

— теоретические: социально — педагогический, аналитический (анализ профильной лингводидактической и учебно-методической литературы, анализ программ, учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы) — изучение и обобщение опыта работы над научным стилем речи преподавателей русского языка разных вузоввыдвижение гипотез, их обоснование, определение теоретических основ исследования);

— эмпирические: наблюдение за учебным процессом в процессе обученияпроведение констатирующего среза с целью определения уровня умений порождения устной монологической речи, с опорой на прочитанный текст по специальностипроведение обучающего эксперимента для проверки выдвинутой гипотезыкачественно — количественный анализ полученных экспериментальных данных и их статистическая обработка с использованием критерия Стьюдента.

Научная новизна исследования заключается в том, что в результате проведенного нами исследования определена типология научных текстов по механике и автомобилестроению используемых в обучении, выявлены методические и теоретические предпосылки совершенствования системы обучения устной монологической речи студентов — дагестанцев, уточнен набор умений, необходимых для порождения устных монологов на базе научно-технического текста — объяснения. Дана лингвистическая характеристика учебных текстов по механике и автомобилестроению. Разработана система обучения монологу — объяснению с опорой на учебно-типовой текст по механике и автомобилестроению для студентов национальных групп технических вузов.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложена методическая система формирования и развития устного монолога — объяснения для студентов национальных групп технических вузов Республики Дагестан. Данные, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы при составлении учебных пособий по развитию речи в других регионах России с учетом конкретной национальной аудитории. Система упражнений могут быть использованы в подготовке студентов схожих профессиональных дисциплин.

Методологической основой исследования служили труды ученых в области лингвистики, психологии, общей дидактики, методики русского и иностранного языков: В. В. Виноградова, Л. С. Выготского, И. Н. Верещагиной,.

A.П. Величука, Г. Г. Городиловой, И. Р. Гальперина, В. А. Добромыслова, Н. И. Жинкина, В. Г. Костомарова, Т. А. Ладыженской, Б. А. Лапидус, Д. М. Насилова, Е. И. Пассова, П. И. Пидкасистого, Г. А. Роговой, З. Г. Сахиповой, В. Л. Скалкина,.

B.А. Сластенина, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы, и других.

Апробация результатов осуществлялась в процессе экспериментального обучения в феврале — марте 2003 г. на I курсе автомобильного и дорожно-строительного факультетов МАДИ (филиал в г. Махачкала), в ходе открытых занятий по русскому языку, обсуждений на методическом объединении кафедры методики русского языка. Основные результаты эксперимента и научно — методические положения отражены в опубликованных работах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена четкостью аргументированных теоретических концепций, положенных в основу разработки методики исследованияприменением комплекса методов в соответствии с целью и задачами исследованиясочетанием качественного и количественного анализа материалаопытно — экспериментальной проверкой разработанных рекомендаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повысить уровень речевых умений позволит методическая система, учитывающая трудности продуцирования русской монологической речи студентами-дагестанцами.

2. Эффективность обучения повышает использование разноструктурных типов монолога, включая объяснение, поданных в строго определенной последовательности.

3. Успешному овладению профессиональной монологической речи способствует использование комплекса упражнений корректирующих предшествующий филологический опыт студентов-дагестанцев, и формирующих новые умения.

Основные выводы исследования сводятся к следующему: для развития и формирования речевых умений студентовдагестанцев обучающихся в технических вузах необходима методическая система, учитывающая трудности продуцирования и пониманияпри обучении профессионально — направленной русской монологической речи студентами дагестанцами необходимо обратить особое внимание на особенности стиля учебных текстов по специальности отличных от стиля родных языков студентов: морфологию, стилистику, синтаксис, лексикуэффективность обучения повышается при использовании разноструктурных типов монолога, извлеченных непосредственно из учебных текстов по специальности, включая объяснение, подданных в строго определенной последовательности;

— успешному овладению профессиональной монологической речью способствует использование комплекса упражнений корректирующих уже имеющийся филологический опыт студентов-дагестанцев, и формирующий новые умения.

Данное опытно — экспериментальное исследование на тему: «Обучение монологической речи на русском языке студентов технических вузов» подтвердило научную состоятельность выдвинутой гипотезы — формирование и совершенствование навыков устной — монологической речи студентов национальных групп технических вузов будет проходить более эффективно, если:

— разработать систему обучения устной монологической речи с учетом специфики формирования механизмов продуцирования монологической речи у студентов — дагестанцев, а также профессиональных требований и специальности;

— методика обучения будет строиться на основе последовательного введения в учебный процесс разноструктурных типов монологов.

С целью организации системы работ по обучению устноймонологической речи студентов национальных групп технических вузов была предпринята попытка разделения текстового материала учебников по механике и автомобилестроению и выявление типологии научного изложения, представленного в учебных материалах по данному курсу на начальном этапе обучения.

Текстовый материал учебника является первоначальным источником информации используемой студентами в учебно-профессиональной сфере общения. Изучив учебники по механике и автомобилестроению, мы выделили способы изложения информации: описание, повествование, определение понятия, сообщение — передающие информацию текста в сочетании друг с другом.

В технических вузах обучение студентов национальных групп устному монологу на темы специальности как показало наше опытноэкспериментальное исследование должно строиться с опорой на прочитанный текст по специальности, на основе совершенствования умений формирования устного монологического высказывания. Изучив, специфику стиля типовых учебных текстов по механике и автомобилестроению мы пришли к выводу, что для освоения профессионально — направленной русской монологической речи студентами дагестанцами важно учесть особенности стиля научных трудов: морфологию, стилистику, синтаксис, лексику.

Анализ лингвистических исследований структуры монологического текста показывает, что в организации его составных единиц, обеспечивающих связность текста и его функционирование как единого целого, средства связи имеют решающее значение.

С точки зрения внешней организации текст, представляет собой структуру из отдельных предложений, связанных различными типами связей, которые соединяют между собой, не только предложения, но и любые крупные единицы. «Сцепление» высказываний происходит по разному: с помощью союзов, местоимений, повторения слов, частиц и т. п. Такие фразовые скрепы называются средствами межфразовой связи, которые получили разные названия в лингвистической литературе: индексы, когезия, соединители, коллекторы, фразовые скрепы, текстовая связь.

С нашей точки зрения наиболее правильно будет классифицировать средства межфразовой связи: по способу выраженияпо употребляемостипо функции.

По способу выражения могут быть выделены следующие виды средств, связи: лексическиелексико-грамматическиеграмматическиефонологические.

По употребляемости могут быть выделены два вида связи: обязательные средства связинеобязательные средства связи.

По функции различаются два вида средств, связи: средства связи, служащие для сцепления содержания компонентов сложного синтаксического целого и для выражения смысловых отношений между нимисредства связи, служащие только для сцепления содержания компонентов сложного синтаксического целого.

К первому виду относятся лексико-грамматические и фонологические средства, ко второму виду — все остальные.

Синтаксическая связность текста проявляется, прежде всего, на лексическом уровне. Любой связный текст отличается от бессвязного набора предложений неоднократным использованием одинаковых или семантически родственных понятий в предложениях, близко отстоящих друг от друга, употреблением в смежных фразах одинаковых семантических элементов, что создает различные виды семантических повторов.

В основе употребления различных средств, связи предложений в русском языке лежат вариативные значения составляющих речевую цепь предложений, общим из которых является значение последовательности.

134 Заключение.

Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предложенной в работе системы упражнений по развитию устной монологической речи, которая выражается в том, что у студентов, обучающихся в экспериментальных группах, уровень владения монологической речью по сравнению с учащимися контрольных групп повысился в среднем на 30%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Baker R.W., Syrik В. Student adaptation to college questionnaire (SACQ). Los Angeles: Western Psychological Services, 1989.
  2. Hasan R., Halliday M. Cohesion in English.- London 1976, p. 257 366.
  3. Kakonridis Th. On cross cultural competence- LEM’s contribution to international education // EAIE Newsletter, № 21, January 1996, p. 31 -33.
  4. A.P. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990, с. 166.
  5. А.Д., Марюкова JI.A. Исследование взаимосвязи учебной успешности иностранных студентов и их мотивов обучения // Материалы международной научно практической конференции. Тверь, Тв ГТУ, 1999, с. 93 — 94.
  6. В.Г. О проблемах современного человекознания, — М., 1977, с. 241.
  7. В.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии, 1968, № 6
  8. А.А. К проблеме функционального анализа научного текста. РЯНШ., 1973, № 6, с. 74.
  9. А.А. Структура целого текста.- Вып. 1.- М., 1979, с. 88. Ю. Акишина Т. Е., Алексеева Н. Н. Пособие по обучению аудированию изаписи лекций. М.: Русский язык, 1989.
  10. Т.Е., Алексеева Н. Н. Методические разработки по обучению аудированию лекций по специальности. М., 1985.
  11. Л.И. Текст как система ориентиров в процессе понимания иноязычной речи на слух.- В кн.: Лингвистика текста. Материалы научной конференции МГПИИЯ им. М. Тореза.- М., 1974, ч. I.
  12. Р. Человеческая память и процесс обучения,— М.: Прогресс, 1980, с. 528.
  13. О.М., Нахабина М. М. Единые требования к степеням владения речью, предъявляемые иностранным студентам. Сб. науч.- метод, статей, — М.: Из во МГУ, 1970, с. 106 — 124.
  14. Т.С. Развитие русской научной письменной речи студентов национальных групп неязыковых вузов, — М., 1975.
  15. А.Я. Некоторые аспекты методики преподавания научного стиля речи студентам иностранцам- учебный автоматизированный словарь терминов. Тверь, Тв ГТУ, 1999, с. 41 — 42.
  16. Г. И. Развитие русской монологической речи студентов -филологов национальных групп вузов. Дис.. кан. пед. наук, М., 1991, с. 18 -33.
  17. Ахманова О С. Словарь лингвистических терминов, — М., 1969, с. 365.
  18. И., Меркулов Д. Отношение к учебе // Политехник. СПб., СПб ГТУ, № 27, с. 2.
  19. Т.Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Пособие по научному стилю речи. М.: Русский язык, 1987.
  20. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980, с. 368.
  21. М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979., с. 281−308.
  22. Д.Х. Устная монологическая речь. Дис.. док. фил. наук, -Киев, 1972., с. 892.
  23. О.В. Обучение профессиональному общению на русском языке студентов полиэтнических групп социально экономической специализации. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2001, с. 115.
  24. В.А. Сложное предложение в современном русском языке.- М., 1967.
  25. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М&bdquo- 1965., с. 118.
  26. Л.Г. Обучение чтению на основе деятельностных ориентиров учащихся подготовительных факультетов неязыкового вуза. Дис.. кан. пед. наук. Л., 1990, с. 311.
  27. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в школе, М.: Просвещение, 1988., с. 256.
  28. Л.Н. Комплексный подход к овладению умениямирецептивной переработки информации специального учебного текста иностранными студентами. Дис.. кан. пед. наук. М., 1995, с. 212.
  29. Т.И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь, 1993, с. 137.
  30. Н.Д. Типология текста для аудиторной и внеаудиторной работы. -М.: Русский язык, 1988., с. 116.
  31. И.В. О формах контроля устной речи, 1971., с. 73 74.
  32. Р.А. Что такое научный стиль речи? В сб.: Язык, история и
  33. Ф современность. Изд. МГУ, 1971., с. 144.
  34. Р.А. О типологии речи. М., 1967., с. 43 — 49.
  35. Ю.В. Категория трудности текста: общая характеристика, интерпретация с точки зрения практики научно технического перевода. Сб. науч. тр.- М., 1987., с. 4.
  36. М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. 1997, № 1 -2, с. 19−24.
  37. Л.И. Ученые записки Пермского госпединститута. Выпуск 3, т. -43, — Пермь, 1967.
  38. В.В. «Временщик пушкинской комиссии», т 2, — М.- Л., 1936., с. 140.
  39. В.В. Идеалистические основы синтаксической системы А.П. Пемковского. Сб. «Вопросы синтаксиса русского языка». М., 1950.
  40. В.В. Стилистика.- М., 1963., с. 56.
  41. В.В. Русский язык М., 1947., с. 83.
  42. Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам нефилологам,— М.: Русский язык, 1982., с. 126.
  43. Т.А. Обучение русскому языку студентов нефилологов, -М., Русский язык, 1980., с. 151.
  44. Т.А., Данилина К. В., Захарова Н. М. К вопросу об определении уровня владения русским языком студентами иностранцами, М.: Русский язык, 1976., с. 207−215.
  45. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. институтов, под. ред. В. И. Журавлева, — М.: Просвещение, 1988., с. 120- 239.
  46. А.Г. Микролингвистика. «Филологические науки», 1962., № 1.
  47. В.И. Марксизм и философия языкознания. Изд. 2 ое. -Л., 1930., с. НО.
  48. С.А. Аспект текущего контроля при обучении говорению, Мое. госпединститут, ин. яз., 1983., с. 96 107.
  49. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 ти т.- М., 1982., т.-2.
  50. И.Р. О понятии «текст». ВЯ, 1974., № 6.
  51. К.К. Врачевание знаний. По страницам учебников физики. СПб ГТУ, 1996, с. 128.
  52. Л.М., Кравченко О. А., Мехедькина Т А. Базисный предметный курс для иностранных студентов нефилологов. Харьков, 1997.
  53. A.M., Изотова Е. Ф., Ладанова Т. А. К вопросу об адекватности представлений преподавателей о студентах разных национальных регионов. М., НЙИВШ, 1987.
  54. Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов. Автореф. дис.. док. пед. наук,-М., 1980.
  55. .А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993, с. 371.
  56. .С., Даунеке З. П. Научные основы обучения русскому языку в национальной школе,— М.: Педагогика, 1978., с. 7- 12.
  57. Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач. Вопросы психологии, 1980 № 3., с. 133 136.
  58. П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах, — Владимир, 1972., с. 156.
  59. Гумбольт фон В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // Вильгельм фон Гумбольт. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984, с. 397.
  60. А.Б. Обучение учащихся подготовительного факультета технического вуза абстрактной терминологической лексике. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. СПб., 1994.
  61. А.Б. О некоторых методических проблемах языковой подготовки иностранных учащихся в период их довузовского обучения по специальности «Экономика» // Материалы международной научно -практической конференции. Тверь, ТвГТУ, 1999, с. 95 96.
  62. М.А. Дидактика в средней школе, — М., 1975., с. 115 145.
  63. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии, № 5, 1995, с. 18 -25.
  64. Л.П. Логико психологический анализ текста, — Саратов, 1969.
  65. Т.М. Экспериментальное изучение проблемы информативности публицистического текста // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. Сб. статей под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой, — М., 1969.
  66. Л.А. Корреляция умений чтения и устной речи иностранных студентов экономического профиля в процессе работы профессионально ориентированными газетными текстами. Дис.. кан. пед. наук.-М., 1994, с. 209.
  67. Е.В., Орлова Т. К., Раскина Л. С., Сашко Л. П., Подкопаева Ю. Н. Русский язык будущему инженеру. М., 1998, с. 312.
  68. М.Ф., Еремина Л. А., Мруць Н. А. О некоторых особенностях коммуникативного поведения арабских студентов. Сборник статей. Выпуск 1. Воронеж, ВТУ, 1997, с. 74 78.
  69. В.П. Межкультурное общение: преподаватель и студент в условиях интеркультурного взаимовлияния // Международное сотрудничесво в образовании. Материалы научно практической конференции. СПб., СПб ГТУ, 1998, с. 15−16.
  70. Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  71. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, 1998, с. 176.
  72. М.С. О функциональном принципе в методике обучения иностранным языкам. Хрестоматия./ Сост. Леонтьев А. А. М.: Русский язык, 1991, с. 20−28.
  73. А.С. Обучение студентов филологов восприятию и продуцированию дефиниций, функционирующих в учебно-научных текстах. Дис.. кан. пед. наук. -М., 1991.
  74. Иванов Смоленский А. В. Электрические машины, — М.: Энергия, 1980., с. 147.
  75. Д.И. Бессоюзное сложное предложение: система языка и обучение иностранцев русской речи, — М.: Русский язык, 1990 б., с. 164.
  76. Д.И. Структура и функциональные особенности диалога в современном русском языке. Автореф. дис.. кан. фил. наук, — М., 1979., с. 16.
  77. Избранные работы по русскому языку, т.-1., М.: Просвещение, 1970., с. 374.
  78. Е.Ф. Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Л., 1985.
  79. Интенсивные технологии обучения в высшей школе / Василик Н. А., Леванков В. А., Саморуков Б. Е., Тихомиров С. А., СПб., СПб ГТУ, 1999, с. 22.
  80. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку,-М.: Педагогика, 1975., с. 131.
  81. .Л. Основы методики преподавания русского языка в неязыковых вузах, — Тбилиси, 1977.
  82. М.А., Титкова Н. А. Влияние психологической атмосферы в интернациональных студенческих группах на эффективность учебного процесса на подготовительном факультете. СПб., СПб ГТУ, 1994, с. 28.
  83. Т.П. Совершенствование навыков употребления в русской речи студентами узбеками спрягаемых форм глагола, — М., 1973.
  84. Н.И., Стародубов B.C. Конструкции и наладка токарных автоматов и полуавтоматов,— М.: Высшая школа, 1988
  85. Л.И. Психологический анализ понимания научного текста. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1953.
  86. С.Д. Типология языка и речевое мышление, — Л., 1972., с. 19.
  87. Л.А. Системный анализ речевой интонации,— М.: Высшая школа, 1988., с. 129.
  88. Л.И. Обучение русской монологической речи в условиях многонациональной группы. Автореф. дис.. кан. пед. наук.
  89. О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
  90. О.Л., Корчагина О. В. Анализ трудностей адаптации иностранных студентов в течение первого года жизни в России / Поиск. Опыт.
  91. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сборник статей. Выпуск 1. Воронеж, ВТУ, 1997, с. 60 64.
  92. В.И., Старченко А. А. Логика. Учебник для юридических факультетов и институтов, М.: Юристь, 1995, с. 256.
  93. О.А., Дорохова О. В., Сурыгин А. И. Проблема изменения иностранными учащимися профиля обучения на этапе предвузовской подготовки // Международное сотрудничество в образовании. Сборник научно методических статей. СПб., Нестор, 1999, с. 41 — 43.
  94. Е.В. Риторика. М., 1999.
  95. Г. Россия проиграла Сингапуру. Не в футбол // Учительская газета, № 3, 26 января 1999, с. 11 14.
  96. В.В. Развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов в сфере сервиса // Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса.
  97. Коммерческий словарь / под редакцией А. Н. Азрилияна. М., 1992.
  98. В.Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи // Вопросы языкознания № 5, 1996.
  99. Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
  100. М.Н. К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968., с. 322.
  101. М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики, — Пермь, 1967.
  102. Г. В. О природе контекста ВЯ., 1959., № 4, с. 47.
  103. А.В. Психология личности, — М., 1963.
  104. Н.Г. О критериях правильности высказывания, — 1978., с. 322.
  105. В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам,— М.: Русский язык 1976., с. 136.
  106. О.А. Русский язык в нефилологическом вузе: синтаксическая основа обучения языку специальности. Сб. статей, — М.: Русский язык, 1985., с. 34.
  107. Т.А., Ивченко А. Ф. Русский язык в школе, — М., 1972., с. 64−72.
  108. Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) РЯШ, 1967., № 1.
  109. Л.М. Синтаксическая структура целых текстов, Одесса, 1971.
  110. Л.М. Как строится текст,— М.: Просвещение, 1980., с. 96.
  111. Ю.М. Анализ поэтического текста, Л., 1972., с. 115.
  112. В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом РЯШ, — 1972., № 1.
  113. Т.С. Учет невербальных компонентов текста как одно из условий создания качественных материалов для обучения языку специальности //Материалы международной конференции. СПб., Нестор, 1999, с. 321 323.
  114. А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М., 1965., с. 55.
  115. Г. А. О зависимости между размером предложения и характером текста. ВЯ., 1963., № 3.
  116. С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
  117. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  118. М.В. Методика преподавания иностранных языков,-М.: Высшая школа, 1981., с. 159 200.
  119. Л.Н. Некоторые языковые средства выражения связи между предложениями. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1964.
  120. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
  121. Марюкова J1.А. Технологии формирования основ проффессионального поведения у иностранных студентов. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. СПб., 1999.
  122. Математика. Алгебра и начала анализа / Под редакцией А. И. Лобанова. К.: Вища школа, 1997, с. 304.
  123. Международные исследовательские проекты в образовании. М., 1993.
  124. Методика обучения профессиональному речевому общению в подготовке учителя русского языка для национальной школы / под редакцией Г. Г. Городиловой. Ташкент, 1992.
  125. .С. Культура письменной речи. М., 1996.
  126. Н.А. Структура целого текста. Вып. 1, М., 1979., с. 88.
  127. Н.А. Русский язык, — М., 1981., с. 141.
  128. Н.А. Выбор единицы обучения для развития навыков связанного монологического высказывания у студентов иностранцев на материале научного стиля речи. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1975., с. 16.
  129. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов русистов. Под ред. А. Н. Щукина, — М., 1990., с. 231.
  130. Методика преподавания русского языка как иностранного. Под. ред. О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомарова, — М.: Русский язык., 1990 а., с. 268.
  131. Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
  132. О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения, М., 1985., с. 128.
  133. А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
  134. И.М. Лингводидактические основы создания, коммуникативно-ориентированного, учебного пособия по русскому языку для подготовки учителей начальных классов национальной школы. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1989.
  135. Е.И. Язык и специальность: лингводидактические основы обучения русскому языку студентов нефилологов. Изд. 2 — ое., исп., — М., 1988., с. 176.
  136. О.А. Функционально смысловые типы речи. Дис.. док. фил. наук, — М., 1975., с. 410.
  137. О.А. Функционально смысловые типы речи (Описание, повествование, рассуждение), — Улан — Удэ., 1974., с. 239 — 320.
  138. Л.А. Искусство слова. М., 1992.
  139. Г. Б. Обучение студентов иностранцев монологической речи на материале специальности. Автореф. дис.. кан. пед. наук, — М., 1976., с. 16.
  140. С.И. Словарь современного русского языка, М., 1968., с. 780.
  141. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
  142. Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  143. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Изд. 2 ое, дораб., — М.: Просвещение, 1988., с. 228.
  144. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, М., 1989., с. 276.
  145. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам, М.: Русский язык, 1977., с. 216.
  146. В.З. Марксизм ленинизм как философская основа языкознания, № 4, 1974., с. 3 — 15.
  147. З.И. Обучение устной монологической речи на французском языке в старших классах средней школы. Дис. .кан. пед. наук, -Пятигорск 1972., с. 195.
  148. .Д. Социальная психология как наука, Л.: Лениздат, 1967., с. 37.
  149. Л. В. Шкалинский В.В. Социальная психология коллектива, М., 1978.
  150. Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры. Доклады и сообщения института русского языка. Вып. 2, М"-Л., 1948., с. 33.
  151. Р.И. Обучение письменной речи студентов I курса языкового вуза. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1970., с. 16.
  152. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов нефилологов / B.C. Девятайкина, В. В. Добровольского, З. И. Ивлева и др. — М., 1984., с. 184.
  153. Программа по практическому курсу русского языка для национальных групп союзных и автономных республик. М., 1973.
  154. Программа практического курса русского языка для национальных групп неязыковых вузов союзных и автономных республик, М., 1978.
  155. Программа по русскому языку для студентов иностранцев обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР. Под. ред. О. Д. Митрофановой, А. И. Голубевой. Изд. 2-ое перераб., — М.: Русский язык, 1985., с. 48.
  156. Программа по математике для иностранных студентов, готовящихся на подготовительных факультетах к поступлению в вузы / Составители Н. А. Ильенко, А. П. Комашенко, Е. А. Лазарева и др. М., 1992, с. 28.
  157. Программа по математике для иностранных студентов, готовящихся на подготовительных факультетах к поступлению в вузы / Составители Н. А. Ильенко, Е. А. Лазарева, В. И. Левина и др. М., !997, с. 30.
  158. , М., 1990., с. 102.
  159. И.П. Актуальное членение предложения, Уфа, 1961.
  160. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке, М.: Высшая школа, 1980., с. 120.
  161. А.А. Введение в языкознание. М., 1994.
  162. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
  163. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф. П. Филин. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1979., с. 348.
  164. Т.Н. Автоматизация информационных работ и вопросы прикладной лингвистики, Киев, 1969.
  165. Я.Б. Обучение русской монологической речи учащихся бурятских школ в условиях диаспоры. Автореф. дис.. кан. пед. наук, -Иркутск, 1993.
  166. И.П. Ученые записки Тартуского университета, II вып., -Тарту 1965.
  167. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи, М., 1981., с. 246−248.
  168. Словарь иностранных слов. Под ред. Л. А. Лехина, С. М. Локишной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-ое, М., 1964., с. 632.
  169. А.А. Проблемы психологии памяти, М.: Педагогика, 1987., с. 344.
  170. Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения, -М.: Русский язык, 1979., с. 136.
  171. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973, с. 42.
  172. Е.М. Принципы проверки знаний учащихся. Сб. науч. -метод, статей, М.: Издательство МГУ, 1968., с. 127 — 142.
  173. А.И. Теоретические основы предвузовской подготовки иностранных студентов Российских вузах. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2000.
  174. А.И., Левина В. И. Проблемы стандартизации предвузовской подготовки иностранных студентов // Обучение иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки. Сборник научно методических статей. СПб., СПб ГТУ, 1996, с. 3 — 18.
  175. Т.А. Методика обучения студентов национальных групп неязыковых вузов русской монологической речи. Автореф. дис.. кан. пед. наук, -М., 1982.
  176. А.В. Методика русского языка в средней школе. Изд., 2 -ое, М.: Просвещение, 1970., с. 606.
  177. Теория и практика создания учебников и учебных пособий по обществообразовательным дисциплинам на неродном для студентов языке / Кутузова Г. И., Левина В. И., Перфилова И. Л., Кознов М. М., СПб., СПб ГТУ, 1998, с. 39.
  178. Е.С. «Вопросы преподавания иностранных языков «, -М&bdquo- 1969., с. 17−18.
  179. Н.З. Описание как тип монологической речи и методика работы над ним в национальных группах языкового вуза. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1987.
  180. К.Д. Собр. соч., М., т. 2., с. 656.
  181. И.А. Синтаксис устного текста и ученические письменные работы, М.: Просвещение, 1961., с. 170.
  182. С.К. Тестирование в обучении иностранному языку, 1986., № 2.
  183. А.А. О типологии речи, М., 1967., с. 51 — 60.
  184. P.P. Экспрессивность синтаксиса немецкой разговорной речи как проблема перевода. «Теория и практика лингвистического описания разговорной речи «. Тезисы докладов к П/3 республиканской научной конференции, Горький 1968., с. 312.
  185. Е.Д. Обучение лексике русского языка как иностранного с учетом эквивалентов родного языка и применением обучающих машин. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1977.
  186. Т.П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к советскому вузу. Автореф. дисс.. кан. пед. наук, Л., 1991.
  187. Н.Д. Учебная мотивация студентов из развивающихся стран на начальном этапе обучения в советском вузе. Автореф. дисс.. кан. пед. наук. JI., 1987.
  188. Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки, М., 1969.
  189. С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся, Л.: Издательство ЛГУ., 1985., с. 36 — 56.
  190. С.Ф. Основные проблемы методики обучения грамматическому аспекту устной немецкой речи в восьмилетней школе. Автореф. дис.. док. пед. наук, М., 1972., с. 57.
  191. С.Н. Совершенствование русской монологической речи студентов национальных групп языкового вуза. Дис.. кан. пед. наук, -Душанбе, 1978., с. 172.
  192. Ширяева И В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. Автореф. дисс.. кан. псих. наук. Л., 1980.
  193. Е.Д. Семантическая организация текста- креативный и рецептивный подходы. // Текст в языке и речевой деятельности, М., 1987., с. 236.
  194. Г. А., Зинковский А. В., Пономарев Н. И. Адаптация молодежи к высшей школе. СПб.: ВИФК, 1994, с. 226.
  195. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1947.
  196. Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков. Л., 1974.
  197. Г. А. Проблема методов обучения русскому языку в национальной (азербаджанской) школе. Автореф. дис.. док. пед. наук, М., 1979.
  198. Л.П. О диалогической речи. Под ред. Л. В. Щербы, 1923.
Заполнить форму текущей работой