Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников
![Диссертация: Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников](https://westud.ru/work/2521489/cover.png)
Диссертация
Определяем четыре уровня сформированности экологической культуры школьников: высокий, достаточный, средний, низкий, которые выделяются системными и функциональными показателями. К группе системных критериев, характеризующих экологическую культуру, относятся когнитивный, нормативный, ценностный и деятельностный, также являющиеся ее компонентами. В группу функциональных показателей, характеризующих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методология системного исследования экологической культуры в образовании
- 1. 1. Экологическая культура в перспективах развития современного общества
- 1. 2. Феномен экологической культуры личности в образовании
- 1. 3. Методологические функции экологической культуры
- 1. 4. Системный подход в стратегии проектирования экологической культуры
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Теоретико-педагогические основы построения системы экологической культуры личности школьника
- 2. 1. Тенденции развития биологического образования и современное состояние экологической культуры школьников
- 2. 2. Концепция школьного биологического образования с целевой направленностью на развитие экологической культуры
- 2. 3. Система экологической культуры личности школьника
- 2. 4. Дидактические условия формирования и развития экологической культуры
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Методические основы реализации и диагностики развития экологической культуры школьников в экспериментальном обучении
- 3. 1. Инвариантная модель обучения биологии в 6−11 классах
- 3. 2. Вариативные модули в обучении школьной биологии
- 3. 3. Критерии оценки формирования и развития экологической культуры личности школьника
- 3. 4. Результаты экспериментального исследования развития экологической культуры в биологическом образовании школьников
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абрамова C.B. Развитие эколого-гуманистических понятий раздела «Общая биология» в школах с гуманитарной направленностью. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. СПБ., 1999. — 19 с.
- Аванесова Г. А., Бабаков В. Г., Быкова Э. В. Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие. М.: Наука, 1994. — 415 с.
- Авдонин А.Н., Камаев Р. Б., Рыжевская Д. С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности. Социологические исследования. — 1997. -№ 8. — С. 88−91.
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие. М.: Рос. эконом, акад., 1994. — 312 с.
- Акопян Э.М., Якута JI.B. Воспитание экологической культуры школьника: Методическое пособие. Ульяновск: У ГНИ, 1996. — 139 с.
- Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. — 158 с.
- Александрова Е.С. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности в образовании. 1996. — Вып. 6. -С. 67−70.
- Александрова Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля. Автореф. дисс.докг. педагог, наук. СПб, 1998. — 41 с.
- Алексашина И.Ю., Алексеев C.B. Интеграция естественнонаучных знаний при изучении проблем экологии // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1991. — С. 66−68.
- Ю.Алексеев H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. Екатеринбург, 1997. 48 с.
- П.Алексеев C.B. Некоторые подходы к диагностике развития экологического мышления: Матер, междунар. науч.-метод. семинара. СПБ.: СПбГУПМ, 1994. — С. 80−82.
- Алексеев C.B. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. СПб, 1998. — 44 с.
- Алексеев C.B. Формирование экологической культуры как фактор гуманизации образования в современной школе // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования. Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1991. — С. 27−30.
- Алексеев C.B., Тутынина Е. В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие. -СПб.: Политехника, 2000. 95 с.
- Алексеенко В.Н. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. -Ростов-на-Дону, 1999. 26 с.
- Амирова Е.Б. Становление у старшеклассников ответственного отношения к биосоциальной среде (в процессе преподавания интегрированного курса «Основы социальной экологии»). Автореф, дисс.канд. педагог, наук. -Екатеринбург, 1998. 19 с.
- Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПБ.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 112 с.
- Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Простор, 1990. — С. 188−202.
- Ахиезер A.C. Методологические проблемы системного исследования // Теория, методология и практика системных исследований: Матер. Всесоюзн. науч.-пракг. конф. М.: Из-во МГУ, 1984. — С. 145−148.
- Ахиезер A.C. О методологии социокультурных и социоестественных исследований // Социоестественная история / Под. ред. В. Н. Кулыгана. Вып. 6. — Лик сфинкса. М.: Московский лицей, 1995. — С. 66−72.
- Балашов М.М., Лукьянова М. И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. Ульяновск: Поиск, 1999. — 274 с.
- Балашов М.М., Мякишев Г. Я. Концепция естественно-научного образования (Материалы для обсуждения). М.: Школа, 1989. — 25 с.
- Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. -М.: Высшая школа, 1991. 232 с.
- Баринова И.И., Бондарев А. Г. К вопросу о формировании географической культуры учащихся средних общеобразовательных школ. -Новые исследования в педагогических науках. Вып.2 (54). — 1989. — С. 52−55.
- Башарин В.Ф. Модульная технология обучения физике. Специалист. -1994. -№ 9. -С. 26−30.3123.Бганба-Церера В. Р. Культура и ноосфера // История. Культура. Цивилизация. М.: Поиск, 1991. — С. 170−186.
- Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики. М.: Мир, 1992. — 208 с.
- Бганба-Церера В.Р., Маркович Д. Ж. Социальная экология: Учебный материал. М.: Союз, 1996. — 53 с.
- Беккер И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1995. — 21 с.
- Беляев М.П. Из класса в природу: Хрестоматия по природоведению. -М.-Л.: Учпедгиз, 1923. — 108 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 227 с.
- Беляева А.П. Принцип системности в исследованиях дидактических проблем профтехобразования: Сборн. науч. трудов. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1987. — С. 6−25.
- Беляева А.П. Формирование гуманистических ценностей на основе культурологической концепции // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Матер, конфер. СПб.: Из-во СПбГУП, 1996. — С. 183−185.
- Бердяев H.A. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники). Вопросы философии. -1989. — № 2. — С. 146−149.
- Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования. Гуманизация образования. — 1994. — № 2. — С. 3−8.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, Образование, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Мысль, 1995. — 336 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век // Естественнонаучное и социогуманитарное знание. М.: Наука, 1990. — С. 288−291.
- Биология и современность / Под. ред. A.B. Яблокова, Н. Ф. Реймерса. -М.: Просвещение, 1990. 208 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 474 с.
- Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Казань, 1992. — 16 с.
- Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. Т. П. — М.: Наука, 1960. — С. 216−239.
- Болыпая Советская Энциклопедия / Глав. ред. A.M. Прохоров. 4 издание. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. — 1995. — № 4.- С. 29−36.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга: Образование, 1996. — 114 с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Поиск, 1999. — 213 с.
- Буровский A.M. Ноосферная школа: концепция и программа. -Красноярск. НМЦНЭО, 1995. 174 с.
- Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения. Биология в школе. -1999.-№ 5.-С. 29−33.
- Быховский A.B. Экологическое образование: проблемы и процессы современного развития. М.: Поиск, 1996. — 129 с.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: выбор варианта. -Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−9.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. Педагогика. -1997. — № 3. — С. 15−19.
- Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное понимание / Перев. с англ. М.: Мир, 1988. — 378 с.
- Василенко В.И. Человек и культура : критика антропоцентризма. М.: ИНИОН, 1995. — 115 с.
- Вахрушев A.A., Раутман A.C. Программа курса биологии для 6−9 классов базового уровня /У Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации / Под. ред. A.A. Леонтьева. Вып. 3. — М.: Баласс, 1999. — С.214−239.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. — 702 с.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. — М.: Наука, 1977. -276 с.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -190 с. 63 .Викторова Л. П. Методика формирования и развития системы социально-экологических понятий при обучении общей биологии. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Л., 1990. — 17 с.
- Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Монография. СПб.: Из-во PI НУ им. А. И. Герцена, 2001. — 166 с.
- Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н-Новгород, Из-во НГПУ, 1996.- 152 с.
- Воробьев А.Н. Содержательное ядро регионального экологического образования // Региональные системы экологического образования. М.: Тобол, 1998. — С. 26−28.
- Воронковский И.Л. Социологический автопортрет детства. Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 4−11.
- Воронцов H.H. Новое мышление мышление биосферное: Итоги Софийского экофорума (1989 г.). — Международная жизнь. — 1990. — № 1. — С.45−60.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. -316 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М,-Л.: Учпедгиз, 1935.- 134 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Из-во СПбГУ, 1996. — 196с.
- Галкин Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях. Автореф. дисс.канд. философ, наук. -М., 1990. 19 с.
- Гачев Г. Д. Наука и национальная культура (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 1993. — 320 с.
- Гейт H.A. Сущность экологической культуры // Социальная экология и устойчивое развитие. Вып 2. — М.: Из-во РАГС, 1997. — С. 92−104.
- Герасимчук A.A., Гурны М. С. Проблема формирования социо-экологического сознания студенческой молодежи. Современная высшая школа. — 1988. — № 3. — С. 138−144.
- Геращенкова Т.Н. Устойчивое развитие: какой должна быть стратегия России. Вопросы философии. — 1996. — № 10. — С. 13−19.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория и практика. Киев: Наука, 1986. — 214 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гиренок Ф.И. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М.: ИНИОН, 1993. — 214 с.
- Гиренок Ф.И. Экология как феномен самосознания цивилизации. М.: Наука, 1988. — 179 с.
- Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. -198 с.
- Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. — С.62−78.
- Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. Матер, науч. конф. М.: Из-во МГПИ, 1989. — С. 11−18.
- Гирусов Э.В., Герасимчук A.A. Философия и экологическая проблема. -М.: Из-во МГПИ, 1989. 287 с.
- Гирусов Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — С. 239−254.
- Гирусов Э.В., Никитин Е. Д. Единство с природой одно из оснований русской идеи // Русская идея. — М.: ИФРАН, 1992. — С. 17−19.
- Гирусов Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.63 с.
- Глазачев С.Н. Сохраним и приумножим ценности экологической культуры. Экос-информ. — 1998. — № 6. — С. 10−16.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. Диссерт. в виде научн. докл.докт. педагог, наук. М., 1998. -69 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Горизонт, 1997. — С. 80 106.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Сможем ли мы выжить без экологической, культуры?. Экос-информ. — 1998. — № 2. — С. 28−36.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии // Экологическая культура и образование: опыт России и
- Югославии / Под ред. С. Н. Глазачева. М.: Горизонт, 1998. — С. 40−48.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. М.: Горизонт, 1997. — 208 с.
- Глазычев В.Л. Экологическая культура, рекреация, качество жизни.
- Социологические исследования. 1987.- № 1. — С. 120−131.
- Глазычев В. Л. Экология как градостроительный, социальный и культурный критерий. Экология и жизнь. — 1997.- № 1. — С. 8−15.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Перев. с англ. и фр. / Сост. Л И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М. Прогресс, 1990. — 495 с.
- ЮО.Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М.: 111 111, 1993.-432 с.
- Горбунова-Посадова Е. С. Наша Земля: Первоначальная наглядная география для детей в связи с природоведением. 2-е изд. — М.: Книга, 1923. -113 с.
- Горелов A.A. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. — 192 с.
- Горелов A.A. Экология наука — моделирование: философский очерк. -М.: Наука, 1985. — 207 с. ш
- Горшков В.Г. Глобальные экологические перспективы. Вестник РАН. — 1992. — № 5. — С. 46−54.
- Горппсов В.Г. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению. М.: Мысль, 1994. — 187 с.
- Гуманистические ценности современной культуры: Сборн. статей. М.: Из-во МГПИ, 1988. — 126 с. 107 .Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. JL: Наука, 1990. — 186 с.
- Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994. — 297 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 317 с.
- ПО.Гуревич П. С. Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. — 318с.111 .Гусейнов A.A. Природа как ценности культуры // Экология, культура, образование. М.: Из-во МГУ, 1989. — С. 10−17.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Культура как процесс. Общественные науки. — 1978. — № 1. — С. 9−19.
- З.Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 1979. — 264 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 541с.
- Давыдова К. Д. Методологический анализ референтных групп личности. Автореф. дисс.канд. философ, наук. JL, 1978. — 21 с.
- Давыдова К.Д. Формирование референтных групп личности, как один из путей становления ее индивидуальной культуры // Философские проблемы культуры: Сб. науч. трудов. Новосибирск, Из-во НГПУ, 1994. — С. 120−136.
- Данилов Д.А., Макаров Е. Д. Формирование экологической культуры в сельской школе: Пособие для учителя. Якутск: Бичик, 1996. — 80 с.
- И8.Даринский A.B. Региональный компонент содержания образования. -Педагогика. 1996. — № 2. — С. 18−20.119.12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. М.: Из-во ИОСО РАО, 1999. — 273 с.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия. Биология в школе. — 1995. — № 3. — С. 20−23.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет педагогики // Экологическая психология: Тезисы 1-й росс, конференции. М: Образование, 1996. — С. 83−89.
- Демиденко Э.С. Ноосферные изменения. Экософия и новая культурная парадигма // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. Брянск: Поиск, 1994. — С. 94−111.
- Дерябо С.Д. Методологические проблемы психологии экологического сознания // Экологическая психология: Тезисы 1-ой росс. конф. М.: Образование, 1996. — С. 34−39.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методика проведения эколого-психологического тренинга. Школа здоровья. — 1995. — № 2. — С. 114−121.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. Школа здоровья. — 1995.-№ 1. — С. 81−92.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
- Доставалова H.A. Формирование экологической культуры населения в современных условиях. Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1991. — 19 с.
- Дрейерс O.K., Лось В. А. Развивающийся мир и экологические проблемы. М.: Знание, 1991. — 62 с.
- Дрейерс O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Из-во УРАО, 1997. — 224 с.
- Дубов И.Г., Ослон A.A., Смирнов Л. М. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе. М.: Мир, 1994. — 80 с.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. сборн. науч. трудов. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 1998. — С.8−17.
- Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Экология и образование, 1993. — 86 с. 143.3верев И. Д. Экология в школьном обучении. М.: Просвещение, 1980. — 189 с. ш
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования.- М.: РАО ИТП и МИО, 1993. 163 с.
- Зорина Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования. Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 22−28.
- Зорина Л.Я. Ценности естественнонаучного образования. Педагогика.- 1995.-№ 3.-С. 29−33.
- Естествознание в гуманитарном контексте / Отв. ред. Е. А. Мамчур. -М.: Наука, 1999. 215 с.
- Естествознание: Человек и окружающая Среда. Концепция и программа экологизированного курса / Под ред. И. Т. Суравегиной. М.: Центр «Экология и образование», 1994. — 50 с.
- Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М.: Знание, 1991. -96 с.
- Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Екатеринбург, 1992. 18 с.
- Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: Монография. Тюмень, 1998. — 196 с.
- Игнатовская Н.В. Природа как ценность культуры. М.: Наука, 1987.58 с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -Ч. 2. М.: Наука, 1992. — 282 с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы // Природоохранительное образование в средней школе: Сборн. науч. трудов. -М.: Просвещение, 1978. С. 126−139.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
- Каганский В.Л. Экологический кризис: Феномен культуры? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информационный сборник. -1994. -№ 6. -С. 13−16.
- Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. -Новосибирск: Наука, 1991. 218 с.
- Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? (круглый стол). Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 40−57.
- Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Монолит, 1999. — 48 с.
- Каленская В.П. Педагогические технологии формирования экологического мышления старшеклассников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1999. — 32 с.
- КалиноваГ.С., Мягкова А. Н. Биологическое образование: современное состояние и перспективы // Перспективы развития общего среднего образования. М.: Из-во ИОСО РАО, 1998. — С. 32−36.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Проблемы и перспективы развития биологического образования // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. М.: Из-во ИОСО РАО, 1999. — С. 130−135.
- Камерилова Г. С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. СПб, 2000. — 42 с.
- Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех: Контуры глобального сознания. М. Прогресс, 1990. — С. 32−35.
- Каропа Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ). Минск: УтверЫтэцкае, 1994. -211с.
- Карпеев С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников. Автореф.канд. педагог, наук. М, 1992. — 18 с.
- Карпинская P.C. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М.: ИФРАН, 1996. — 270 с.
- Карпинская P.C. Человек и природа проблемы коэволюции. -Вопросы философии. — 1988. — № 7. — С. 37−45.
- Карпинская P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
- Кассирер Э. Естественно-научные понятия и понятие культуры. -Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 14−19.
- Киселев H.H. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990. — 127 с.
- Ключевский В.О. Лекции по истории России. Т.1. — М.: Мысль, 1993. -376 с.
- Клямкин И.Н. Цвет демократии зеленый? — Социум. — 1991. — № 1. — С. 22−26.190 .Коган Л. Н. О специфике методики и техники социологических исследований культуры // Социология культуры. Екатеринбург: Из-во УГУ, 1998.-С. 116−138.
- Коган Л.Н., Ханова О. В. Культура в условиях НТР. Саратов: Из-во СГУ, 1987. — 153 с. 192 .Козловская В. А. Экологическая культура инженера (теоретико-методологические аспекты). Автореф. дисс.канд. философ, наук. Красноярск, 1999.-21 с.
- Колесов Д.В. Здоровье через образование Биология в школе. — 2000. -№ 2.-С. 19−23.
- Комиссаров Б.Д. Биология: от науки к предмету обучения Биология в школе. — 1989. — № 1. — С. 30−36.
- Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Коростелева Т.В. Развитие деятельностного компонента экологической культуры учащихся в курсе биологии 6 класса. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. СПб., 1995. — 17 с.
- Костецкая Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентации учащихся в системе школьного экологического образования. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. СПб, 1999. — 19 с.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. — 222 с.
- Кошевой В.А. Естествознание: программы и учебные материалы. М.: ВЛАДОС, 1999. — 192 с.
- Краевский В.В. Методологические основы построения теории содержания общего среднего образования и ее основные проблемы // Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — С. 40−48.
- Красновский К.А. Культура и ее сферы как основной источник содержания образования // Перспективы развития общего среднего образования. М.: Из-во ИОСО РАО, 1998. — С. 36−42.
- Крутский А.Н. Психодидактическое проектирование учебного процесса. Барнаул: Образование, 1999. -179 с. 203 .Крылова Н. Б Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. 1995. — Вып. 2. — С. 67−99.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 146 с.
- Кузнецова Т.В. Формирование экологической культуры учащихся средних школ на современном этапе (дидактический аспект). Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1998. — 18 с.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии. М.: Наука, 1980. — 279 с.
- Куликова C.B. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Брянск, 1993. — 16 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания. Советская педагогика. — 1980. — № 10. — С. 11−24.
- Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура. -Вопросы философии. -1996. № 11. — С. 23−31.
- Кучменко H.A. Совершенствование методики воспитания учащихся при обучении ботаники. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. JI., 1985. — 18 с.
- Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков.- Биология в школе. 1997. — №№ 3 (С. 26−29), 4 (С. 62−65), 5 (С.70−75).
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию. Педагогика. — 1996. — № 5. — С. 24−26.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Поиск, 1998. — 173 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев А. Н. Панов В.И. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. М.: Психологический институт РАО, 1997. — 147 с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 15−26.
- Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Горизонт, 1997. -С. 65−79.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 286 с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры. Памятники отечества. — 1980. — № 2. — С. 16−26.
- Лихачев Д.С. Экология проблема нравственная. — Наше наследие. -1991. -№ 1. — С. 60−74.
- Лойт Т.В. Биологические знания в системе современной научно-теоретической и методологической культуры // Социальная детерминация познания. Культурно-логический аспект. Тарту: Из-во ТГУ, 1983. — С. 44−52.
- Лосев К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я. Проблемы экологии России = Russia in environmental crisis. M.: Б.и., 1993. — 347 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. — 274 с.
- Лукьянов А.И., Резник П. А. Экология, культура и мировоззрение // Экология и культура: мировоззренческие аспекты. Ставрополь: СГПИ, 1982. -С. 132−139.
- Ляпунов A.A. О рассмотрении биологии с позиции изучения живой природы как большой системы // Проблемы методологии системного исследования. М.: Наука, 1970. — С. 184−227.
- Макарова Е.Д. Педагогические основы формирования экологической культуры учащихся якутской школы. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. -Якутск, 1994. 17 с.
- Макеенков Г. И. Методика развития экологической культуры учащихся при обучении биологии в 7−8 классах. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. -СПб, 1999. 17 с.
- Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. — 416с.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Агентство «Технотрои», 1996. — 136 с.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: сущность и принципы организации // Философские проблемы образования / Под. ред. Д. Т. Жовтун. -М.: Из-во РАГС, 1996. 266 с.
- Мамедов Н.М. Экология, культура, образование. М.: Б.и., 1988. — 242с.
- Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке // Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1986. — С. 76−84.
- Мамзин A.C. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. -160 с.
- Маргадант М.А. Природа и образование: срез действительности / Перев. с голл. М.: Мир, 1992. — 214 с.
- Марина A.B., Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения: Учебное пособие. СПб: НИИ Химии СПбГУ, 2000. — 132 с.
- Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Наука, 1972. 173 с.
- Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. — 121
- Маркович Данило Ж. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 173 с.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976. -185 с.
- Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 143 с.
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста / Перев. с англ. М.: Прогресс-Пангея, 1994. — 304 с.
- Межуев В. М. Культура и история. М.: Наука, 1977. — 270 с.
- Менчинская H.A., Мухина Т. А. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований. Советская педагогика. -1986. — № 4. — С. 26−41.
- Мень А. Культура и духовное возрождение. М.: Лики, 1992. — 167 с.
- Месарович М. Теория систем и биология: Точка зрения теоретика // Системные исследования. М.: Мир, 1970. — С. 184−227.
- Месарович М., Мано Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 394 с.
- Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании / Под ред. В. М. Полонского. М.: Поиск, 1994. — 161 с.
- Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Наука, 1977. — 126 с.
- Милоканов Г. И. Системная экология: Мировоззренческие и нравственные аспекты. Краснодар: Кубанская народная академия, 1995. — 230 с.
- Моделирование воспитательных систем: теория и практика / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Образование, 1994. — 217 с.
- Моисеев H.H. Современный рационализм. М.: МГВВ КОКС, 1995. -376 с.
- Моисеев H.H. Стратегия разума. Знание-сила. — 1986 — № 3. — С. 30−36.
- Моисеев H.H. Цивилизация на переломе. Путь России. М.: Исток, 1996. — 214 с.
- Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982. — 172 с.
- Моисеев H.H. Экологический императив: Доклад на междунар. конф. в Варне. Химия и жизнь. — 1987. — № 2. — С. 3−11.
- Моисеев H.H. Экологическое образование и экологизация образования. Биология в школе. -1996. — № 3. — С. 29−32.
- Моисеев H.H. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. -192 с.
- Моисеева А.П. Культура России: смысл, символы, ценности. Томск: Из-во ТГУ, 1996. — 297 с.
- Моисеева JI.B. Альтернативные модели экологического образования: Монография. Екатеринбург: Из-во УГЛУ, 1997. — 106 с.
- Моисеева JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования: Книга для учителя. Екатеринбург: Из-во У ГПУ, 1996. — 166 с.
- Моисеева JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. Екатеринбург, 1997. — 46 с.
- Моисеева JI.B. Экологическое образование: Исторический аспект. -Екатеринбург: Уникум, 1996. 107 с.
- Моль А. Социодинамика культур. М.: Прогресс, 1973. — 279 с.
- Монгуш О.С. Методика использования местного материала в развитии экологической культуры учащихся в курсе биологии 6−7 классов. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. СПб, 1998. — 14 с.
- Москалева Н.В. Взаимосвязь предметов «биология» и «экология» в экологическом образовании школьников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. -СПб, 1997. 17 с.
- Мочалова Н.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования: Учебное пособие для учителей. Казань: Из-во КГПУ, 1995. — 50 с.
- Мошевенков И.С. Современные педагогические технологии в обучении школьников. М.: Источник, 1997. — 111 с.
- Назаренко В.М. Модели обучения в экологическом образовании // Развитие непрерывного экологического образования: Матер. 1-й Моск. науч,-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию. М.: МНЭПУ, 1995. — С. 69−73.
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе (Химический аспект образования). Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1998. — 39 с.
- Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (Проект). Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Зеленый мир. — 2000. — № 11−12. — С. 8−13.
- Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Буторина Т. С. Архангельск: Из-во ПГПУ, 1994.-81 с.
- Негаев B.C. Воспитание экологической культуры учащихся. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М, 1997. — 17 с.
- Непрерывное эколого-валеологическое образование: Комплекс программ и руководство. Челябинск: Детск. эколог, центр, 1995. — 136 с.
- Нидерман И.С. Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Герцена. М.: Прогресс, 1941. — 422 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика. -1998. — № 3. — С. 3−10.
- Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников. Автореф. дисс.канд. социол. наук. М., 1995. — 19 с.
- Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся в природе в процессе обучения географии. Автореф. дисс.-.докт. педагог, наук. СПб, 1999. — 47 с.
- Николина B.B. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н-Новгород, Из-во Волго-Вятской акад. госслужбы, 1996. -56 с.
- Никонорова Е.В. Экологическая культура и молодежь: Учебное пособие. М.: Из-во РАГС, 1990. — 316 с.
- Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования. Автореф. дисс.докт. философ, наук. М., 1994. — 48 с.
- Никонорова Е.В. Экология и культура: Учебное пособие. М.: Из-во РАГС, 1996. — 94 с.
- Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. М.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Образовательные стандарты петербургской школы.
- Естественнонаучные дисциплины / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб. Образование, 1996. — 94 с.
- Обращение участников конференции «Философия экологического образования» к россиянам, Парламенту и правительству РФ. Вопросы философии. — 1996. — № 8. — С. 136−138.
- Огурцов А.П. От образцов научно-исследовательских программ в биологии к образцам культуры // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Поиск, 1984. — С. 150−158.
- Организация экологического образования в школе. Пособие для работников средней общеобразовательной школы / Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь: Книга, 1989. — 150 с.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании. -Педагогика. -1996. № 3. — С. 9−15.
- Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1997. — 17 с.
- Отношение школьников к природе / Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 129 с.
- Охрана природы в школе. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. М.: Источник, 1987. — 289 с.
- Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды. 3−6 июня 1979 г. Минск: Наука, 1980. — 229 с.
- Перминова Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1995. — 38 с.
- Петров K.M., Жиров А. И. География, экология, культура. Введение в геоэкологию: Учебное пособие. СПб, СПбГУ, 1995. — 128 с.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. JI.: Наука, 1972. — 79 с.
- Пономарева О.Н. Экология в школе: методические подходы к обучению: Монография. Пенза: Из-во 111 НУ, 1999. — 184 с.
- Поярков Б.В. Экологическое воспитание и образование: основы построения концепции программы // Экологизация: проблемы и процессы современного развития (методологические аспекты) / Под. ред. Э. В. Гирусова. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. — С. 126−137.
- Приходько О.Б. Основы экологической культуры. Человек и природа: Методическое пособие. Тюмень: Из-во ТОИПКПК, 1996. — 39 с.
- ЗН.Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. 12-летняя школа / Под ред. B.C. Леднева. М.: Из-во ИОСО РАО, 1999. — 264 с.
- ЗН.Проблемы экологического образования в педвузе и школе: Сборн. научн. статей. М.: Из-во МПУ, 1992. — 171 с.
- Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тезисы докл. Всесоюзн. конф. В 2-х ч. — Таллин: Валгус, 1980. — 208 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО, 1994. — 288 с.
- Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Сост. М. Китинг. -Женева: Центр за наше общее будущее, 1993. -10 с.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Биология V-VI. М.: Просвещение, 1998. — 282 с.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Экология. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
- Птицина Н.А. Формирование социально-экологической ответственности старшеклассников (социолого-педагогический анализ). Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1994. — 22 с.
- Развитие содержания общего среднего образования / Под. ред. Ю. И. Дика. М.: Из-во ИОСО РАО, 1997. — 125 с. 323 .Региональная программа непрерывного экологического образования. -Н.-Новгород: Из-во НГПУ, 1992. 68 с.
- Региональный компонент школьного образования. Естественнонаучный аспект / Под ред. Л. А. Коробейниковой. Вологда: Русь, 1995.-97 с.
- Резникова В.З. О базовом уровне общеобразовательной подготовки учащихся. Биология в школе. — 1990. — № 5. — С. 18−22.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия Молодая, 1992. — 364 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 640 с.
- Реймерс Н.Ф. Экологизация: Введение в экологическую проблематику. М.: РОУ, 1992. — 120 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия Молодая, 1994. — 367 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Книгоизд. «Образование», 1911. -196 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1976. -312 с.
- Рубинштейн C.JI. Развитие высших психических функций. М: Наука, 1960. — 354 с.
- Рукавшинников В.О. Рационально ли общественное мнение поIвопросам экологии? Социологические исследования. — 1994. — № 2. — С. 86−94.
- Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагог, общ-во России, 1999. -544 с.
- Рыженков П.С. Изучение экологического сознания у современных детей и подростков. Психологический журнал. — 1994. — № 1. — С. 43−51.
- Рыжова H.A. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 2000. — 50 с.
- Рьюиз М. Философия биологии / Перев. с англ. М.: Прогресс, 1977. -I 317 с.
- Рюкбейль Д.А. Авторская программа по экологическому воспитанию и образованию детей среднего школьного возраста «Экология и мировоззрение». -М.: Профиздат, 1998. 40 с.
- Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 61−74.f
- Савицкий И. Ноосфера и формирование человека. Вестник высшей школы. — 1990. — № 3. — С. 24−32.
- Самерсова Н.В. Оптимизация экологического образования и воспитания подростков в условиях социокультурной среды. Минск: Наука, 1997. 94 с.
- Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: статьи и выступления. -Л.: Наука, 1990. 197 с.
- Селиванов B.C. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск: Поиск, 1999. — 116 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в экологическом образовании: поиск новой парадигмы // Экологическое образование: Учебное пособие. СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 272−278.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход). Автореф. дисс.докт. педагог, наук.-М., 1987.-38 с.
- Сидельковский А.П. Психологические основы отношений школьников к природе. М.: Из-во МГТТИ, 1987. — 88 с.
- Сидельковский А.П. Человек и природа: Формирование отношений. -Ставрополь: Образование, 1975. 209 с.
- Сикорская Г. П. Неогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализация. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. -Екатеринбург, 1999. 38 с.
- Сикорская Г. П., Колтунова И. Р. Образовательный системокомплекс «экологическая субкультура»: Методическое пособие. Екатеринбург, Из-во УГЛУ, 1996. — 51 с.
- Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РОССПЭН, 1998.-478 с.
- Сильвестров В.В. Теория и история культуры в составе образования // Культура традиции — образование. — М.: Наука, 1990. — С. 167−211.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 Ноу-хау в управлении педагогическими системами. М.: Педагог, общ-во России, 1999. — 430 с.
- Сиротин В.И. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Экология и культура». География в школе. — 1992. — № 1. — С. 6971.
- Смирнов Л.М. Базовые ценности: формы существования и эмпирическое изучение // Генетические коды цивилизации. М.: Исток, 1995. -С. 105−111.
- Соколов В.В. Очерки истории экологической политики России. СПб.: Из-во СПбУЭФ, 1994. — 116 с.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 228 с.
- Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебное пособие. Л.: Из-во ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1989. — 84 с.
- Соколов Э.В., Беликов Б. Д. Методологические проблемы взаимодействия естественных и общественных наук и общекультурная основа научного знания // Методология и методы исследования культуры. Л.: Из-во ЛГИК, 1984.-С. 37−49.
- Соколова H.H., Шлычкова H.A. Программа курса «Природа. Культура. Цивилизация». СПб.: Образование, 1995. — 23 с.
- Соколовский А.Н. Математические методы в точных исследованиях культуры // Точные методы в исследованиях культуры. М.: Наука, 1971. — С. 24−38.
- Солдаткина И.Ю. Формирование экологической культуры личности как проблема коммунистического воспитания. Автореф. дисс.канд. философ, наук. -М, 1985. 19 с.
- Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века. Новый мир. -1994.-№ 7.- С. 11−36.
- Соломин В.П. Магистерское образование по направлению «Естествознание» в педагогическом вузе: Монография. СПб.: ЦОП НИИХ СПбГУ, 1999. — 277 с.
- Соломин В.П. Особенности устойчивого развития образовательных систем в условиях смены эволюционной парадигмы // Образование для устойчивого развития: проблемы, поиск и пути решения в педагогическом вузе: Сборн. матер. СПб.: АсЭко, 2000. — С. 8−13.
- Соломин В.П. Психолого-методический подход как основа совершенствования методической подготовки учителя // География в школе: Сборн. науч. трудов, посвящ. юбилею Д. П. Финарова Спб: АкадемПринт, 2000.-С. 11−14.
- Соломин В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в институте естествознания педагогического университета: Монография. СПб: Из-во РГГТУ им. А. И. Герцена, 1999. — 224 с.
- Соломин В.П. Теория и практика многоуровневого естественнонаучного образования в системе педагогического университета. Диссерт. в виде науч. докл.докт. педагог, наук. СПб, 2000. — 68 с.
- Сосунова И.А. Социальная экология: Учебное пособие. М.: РИЦ ИСПИРАН, 1996. — 200с.
- Ставская Н.Р., Комарова Э. И., Булычев И. И. К проблеме соотношения категорий «культура» и «деятельность» // Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения: Сборн. науч. трудов. Вып. 80. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983. — С. 29−39.
- Стоек Т. Экологические ценности в системе общественных ценностей. Эко: Экология, хозяйство, окружающая среда. — 1990. — Вып.1. — С. 31−43.
- Стошкус К. О понятии экологической культуры общества // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс: Поиск, 1987. -С. 22−26.
- Суравегина И.Т. Методологическая система экологического образования. Советская педагогика. — 1988. — № 9. — С. 24−29.
- Суравегина И.Т. Роль взаимосвязи естественнонаучных и этических знаний в формировании экологической культуры школьников // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Ч. 1. — Таллин: Валгус, 1980. — С. 28−32.
- Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель // Экология, культура, образование: Матер, науч. конфер. -М.: МГПИ, 1989. С. 204−209.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1986. — 52 с.
- Сусоколов A.A. Русский этнос в XX в.: Этапы кризиса экстенсивной культуры (гипотезы этноэкологической модели). Мир России. — 1994. — № 2. -С. 3−53.
- Сухомлинский В.А. Школа и природа. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1991. — 290 с.
- Сухорукова JI.H. Личностно ориентированное обучение биологии в старших классах: Монография. Ярославль: Из- во ЯГПУ, 1999. — 206 с.
- Сухорукова Л.Н. Общая биология в свете культурно-исторического подхода (программа для X-IX классов). Биология в школе. — 2001, — № 3. — С. 21−25.
- Сухорукова Л.Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 2001. — 37 с.
- Табачковский В.Г., Тарасенко Н. Ф., Есипчук Н. М. Диалектика деятельности и культура. М.: Культура, 1983. — 192 с.
- Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Мир, 1939. — 174 с.
- Тарасов Л.В. Школа «Экология и диалектика». М.: Поиск, 1997. — 52 с.
- Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.10, — М.: Культура, 1994.-С. 60−71.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденция развития. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1996. — 64 с.
- Теншцев В.Н. Деятельность человека. СПб.: Типография A.C. Суворина, 1897. — 193 с.
- Тихонова А.Е. Методические основы экологического образования младших школьников. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1989. — 35 с.
- Тшценко П.Д. Жизнь как феномен культуры // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. — С. 64−79.
- Тищенко П.Д. Природа жизнь — культура. // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. — М.: Наука, 1984. — С. 243−253.
- Ториков В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образование. -Брянск: Из-во БГПУ, 1998. 169 с.
- Третьяков П.И., Сленовский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1998. — 206 с.
- Трухин В.П. Экологическая культура: сущность, проблемы формирования // Историческое, культурное и природное наследие: Состояние, проблемы, трансляция. Улан-Удэ: Сиб. Отд. РАН, 1996. — С. 72−78.
- Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л. Из-во ЛГУ, 1978. -263 с.
- Турбовский Я.С., Филонов Г. Н., Новичков В. Б. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. Педагогика. — 1998. — № 8. -С. 3−24.
- Турдикулов Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1982. — 39 с.
- Тюмасева З.И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования. Диссерт. в виде науч. докл.докт. педагог, наук. Челябинск, 1996. — 47 с.
- Тюмасева З.И., Алянд А. Ф. Экологическое строительство детской души. Челябинск: Из-во ЧИПКиПРО, 1996. — 240 с.
- Уайт JI. Эволюция культуры. Наука о культуре. М.: Культура, 1994. -542 с.
- Урсул А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философские проблемы образования: Сборн. статей / Под ред. Д. Т. Жовтун. М.: Из-во РАГС, 1996. — С. 234−244.
- Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность». Философские науки. — 1986. — № 1. — С. 38−44.
- Урсул А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития: Учебное пособие. М.: Из-во РАГС, 1995. — 279 с.
- Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. — 269 с.
- Усова A.B. Новая концепция естественно-научного образования. -Челябинск: Факел, 1996. 45 с.
- Усова A.B. Формирование у школьников обобщенных умений и ^ навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связиестественноматематических дисциплин. М.: Просвещение, 1980. — С. 40−58.
- Ушинский К.Д. Новая школа. Собрание сочинений в 3-х т. Т.1. — М.: Просвещение, 1993. — 247 с.
- Франк С., Струве П. Очерки философии культуры. Культура и личность. Полярная звезда. — 1905. — № 3. — С. 170−184.
- Хайитов К.Э. Экологическая культура и общечеловеческие ценности // Культура, Деятельность, Человек. Усть-Каменогорск: Истоки, 1990. — 196 с.
- Хайлов K.M. К эволюции теоретического мышления в биологии: от моноцентризма к полицентризму П Системные исследования. М. Наука, 1973. — С. 239−250.
- Хакен Г. Синергетика / Перев. с англ. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Ханова О.В. Культура и деятельность. Саратов. Из-во СГУ, 1978. -174 с.
- Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высшая школа, 1987. — 119 с.
- Хёсле В. Философия и экология. М.: Ками, 1994. -192 с.
- Хипошин В. Посмотри истине в глаза, или что спасет Россию: экология и нравственность, проблемы истории и культуры. М.: Столица, 1990. -179 с.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1995. — 319 с.
- Хомич И.И. Человек живая система: Естественнонаучный и философский анализ. — Минск: Поиск, 1989. — 279 с.
- Хьел JI,. Зиглер Р. Теория личности. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
- Чаадаев П.Я. Философские письма. СПб: Образование и культура, 1993. — 343 с.
- Чебышев Н.В. Эволюция и экология: Учебное пособие. М.: Соверо «Пресс», 1995.-87 с.
- Человек и его ценности / Под ред. П. С. Гуревич. В 2-х кн. — М.: ИФИА, 1988. — 139с. и 145 с.
- Чернова Н.М. О содержании школьного экологического образования // Культура и формирование личности учащейся молодежи. Н.-Новгород: Из-во НГПИ, 1991.-С. 23−29.Г
- Чехлова З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника. Автеф. дисс.докг. педагог, наук. — СПб, 1992. — 46 с.
- Чувство земли: Писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования / Сост. Ю. Мазуров. М.: Прогресс, 1991. — 248 с.
- Шадже А.Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества. -Социально-политический журнал. 1996. — № 6. — С. 205−215.
- Шварц С.С. Проблемы экологии человека. Вопросы философии. -1974. -№>9. -С. 104−108.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 217 с.
- Шилов A.C. Формирование экологического мировоззрения в процессе образования и воспитания // Философские проблемы образования. М.: РАГС, 1996. — С. 245−252.
- Шилова B.C. Теоретические основы социально-экологического образования школьников. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. Белгород, 1999. -41 с.
- Эдберг Р., Яблоков A.B. Трудный путь к воскресению: Диалог на пороге третьего тысячелетия. М.: Прогресс, 1984. — 273 с.
- Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса: Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды / Сост. H.H. Марфенин. М. Поиск, 1998. — 344 с.
- Экологическая культура в научных, философских и богословских интерпретациях: Матер. IX Межд. конгресса. СПб.: Наука, 1996. — 162 с.
- Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии / Под ред. С. Н. Глазачева. М.: Горизонт, 1998. — 464 с.
- Экологические интуиции в русской культуре. М.: Из-во РАН, 1992. -116 с.
- Экологический кодекс России (этика природопользования). Проект / Под. ред. Ю. В. Олейникова. Свободная мысль. — 1993. — № 5. — С. 69−72.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под. ред. Л. П. Печко. М. Педагогика, 1984. — 135 с.
- Экологическое образование в школе. Концепция. / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Моск. центр межнац. и сравнит, образов., 1994. -32 с.
- Экологическое образование: концепции и технологии: Сборн. науч. трудов / Под. ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
- Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Горизонт, 1997. — 515 с.
- Экологическое образование школьников / Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Просвещение, 1988. 164 с.
- Экология и культура. Серия: Человек и природа. № 10. — М.: Знание, 1984.-96 с.
- Экология и культура: Тезисы докл. 1-й Всеросс. науч.-практ. конф. Красноярск: Из-во у прав л. статистики, 1991. 183 с.
- Экология, культура, образование: Матер, к конфер. / Под. ред. Э. В. Гирусова. М.: ВИНИТИ, 1989. — 242 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 273 с.
- Юдин Э.Г. Социокультурные факторы процессов интеграции биологического и социогуманитарного знания // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Наука, 1984. — С. 114−131.
- Южакова Т.П. Нравственно-экологическая культура младших школьников. Автореф. дисс.канд. педагог наук. Челябинск, 1993. — 17 с.
- Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников. Автореф. дисс.докт. педагог, наук. М., 1995.-34 с.
- Юсупова Ш. М. Методика развития экологической культуры в курсе биологии 6 класса. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. СПб, 1993. -14 с.
- Юцявичене JI.A. Создание модульных программ. Советская педагогика. — 1990. — № 2. — С. 55−60.
- Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 1996. — 18 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Казань, 1998. — 19 с.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте. Вопросы психологии. — 1995. — № 4. — С. 19−28.
- Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга. Школа здоровья. — 1995. — № 2. — С. 114−121.
- Gillespie D., Allport G. The analysis of subjective culture. Social psychology. — 1980. — v.5. — p. 73−120.
- Rokeach M. The nature of human values. NY: Free Press, 1976. — 186 p.
- Triandis H.C. The analysis of subjective culture. Boston: Houghton Mifflin, 1980.- 120 p.
- Wundt W. Volkerpsychology. B.10. Kultur und Geschichte — Leipzig, 1920 — S. 3−36.