Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность нашего исследования определяется современным состоянием образования, его направленностью на гуманизацию, что означает переориентацию ценностных установок, целей и задач учебного процесса. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности, ее духовному развитию, что связывается с необходимостью перехода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретическое обоснование процесса подготовки учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
    • 1. 1. Художественные традиции чувашского народа как этнопедагогический феномен
    • 1. 2. Анализ современного состояния подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете на основе художественных традиций чувашского народа
    • 1. 3. Показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
    • 2. 1. Определение и обоснование педагогических условий эффективности использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского в подготовке учителя музыки
    • 2. 2. Содержание, формы и методы по реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки на формирующем этапе эксперимента
  • Выводы по второй главе

Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой начала XXI века в мире являются процессы, отражающие стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность культуры, наблюдается возрастание интереса к своим национальным корням. В этой связи в новой образовательной политике Российской Федерации ясно прослеживается линия на возрождение и развитие национальных культурных традиций, осуществляется процесс формирования национально-региональных систем образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации", принятая правительством России в 2000 году, является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет национальных духовных ценностей в государственной образовательной политике, определяющим стратегические направления и основные задачи ее развития:

— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

— сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций и культур;

— сохранение языков и культур народов России.

Концепция образования в Чувашской Республике в качестве приоритетной выдвигает задачу введения в учебно-воспитательный процесс всех образовательных учреждений чувашского языка и культуры как средств формирования национального самосознания современного школьника, студента, будущего специалиста. Согласно Концепции одной из стратегических задач образования является «всемерное развитие национальной школы» на основе определения приоритетных направлений ее развития. Важнейшим направлением является «реализация общеобразовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции». Исторические и культурные ценности России и Чувашии, национальное самосознание утверждаются как фундаментальные основы системы образования, функционирование которой в республике невозможно без демократизации, гуманизации, учета этнокультурных особенностей народов Чувашии.

Центральной фигурой образовательного процесса является человек, обладающий способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира, входящий в новые общественные отношения и способный жить в них, раскрывая заложенные в нем человеческие качества. Постигая в процессе образования феномен народной культуры во всех взаимосвязях, взаимообусловленностях, человек становится ее наследником, формируясь как личность. Через национальную культуру — к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства — такова основная идея образования в России.

Важнейшая задача современной педагогики — использование духовного потенциала культуры народов, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения через активный интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной, общечеловеческой культуры. В Чувашской Республике вопросы воспитания подрастающего поколения с опорой на национальные духовные ценности нашли свое отражение в следующих законах: «О языках в Чувашской Республике» от 27 октября 1990 года с изменениями от 21 июня 2001 года- «Об образовании» от 28 октября 1993 года с изменениями от 23 июня 2000 года, Президентская программа «Новая школа» в 1996 г. Это связано, прежде всего, с потребностью республики в возрождении чувашского языка, расширении сферы функционирования народного искусства, сохранении самобытности народа с уникальной культурой.

В реализации этих целей ведущая роль принадлежит педагогическим вузам, воспитанию будущих учителей, осознающих свою деятельность в общеобразовательной школе как культурообразующую, культуротворческую. Культуре как духовному потенциалу нации придается основополагающее значение носителя первичного архетипа, создающего новые формы жизни, отсюда ее изучение, выявление ее ценностных основ для определения перспектив ее развития. Культурологическое образование прививает не только профессиональные навыки, оно является транслятором подлинных ценностей и норм. В этом важную роль должна сыграть опора на национальные традиции. Таким образом, национально-региональный компонент образования сможет выступить, с одной стороны, фактором сохранения национального самосознания, с другой — явится условием развития культурного созидательного потенциала, базирующегося на духовно-нравственном фундаменте.

Известно, что учитель музыки в своей работе средствами народного искусства решает целый ряд педагогических задач. Во время учебы в вузе у будущего учителя музыки имеются наиболее благоприятные условия для успешной интеграции теории и практики, анализа передового опыта и достижений науки, собственной профессиональной педагогической деятельности, включая кон-цертно-исполнительскую и исследовательскую. Следовательно, он должен владеть знаниями об особенностях национальных музыкальных культур разных народов, умениями и навыками воспроизведения, творческой интерпретации их образцов на основе развития ассоциативного мышления, способности к творческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс вуза ориентирован на выработку у студентов таких базовых ценностей, как знание, духовность, вера. В этом контексте именно этнопедагогический подход является органичным действенным механизмом, обеспечивающим их освоение и применение на практике.

Данные положения явились исходной позицией в привитии студентам интереса, уважения к народному искусству, художественным традициям чувашского народа с их своеобразием, обусловленным историческим опытом, прошлым народа.

В настоящей работе народные художественные традиции рассматриваются в единстве слова — музыки — движения как «три кита» народной эстетики. В таком взаимодействии образуются традиционные формы бытования народного искусства (хороводы, обряды, сказки, праздники, пословицы, поговорки, песни и т. д.), в них заложено как общечеловеческое, так и национально особенное, что является стержнем народного искусства в работе со школьниками на уроках музыки и во внеклассной работе. В содержании произведений словесного и музыкального фольклора, в народных обрядах и праздниках заключены заповеди народной педагогики, передающие в наставлениях, убеждениях, советах, примерах, благопожеланиях опыт жизни поколений, традиции воспитания, положительный народный идеал, имеющий национальное своеобразие. Таким образом, в народных художественных традициях заложен этнопедагогический потенциал, обусловленный народным положительным идеалом, менталитетом, национальным характером.

Актуальность нашего исследования определяется современным состоянием образования, его направленностью на гуманизацию, что означает переориентацию ценностных установок, целей и задач учебного процесса. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности, ее духовному развитию, что связывается с необходимостью перехода от знаниецентристской к культурологической модели образования. Учить нужно не только знаниям, но и ценностям, и нормам, которые воплощены в народных художественных традициях. Народные художественные традиции как часть педагогической и духовной культуры являются непреходящей ценностью, вневременным источником для разработки современных подходов к воспитанию личности богатой исторической памятью, национальным самосознанием. Поэтому обращение исследователей в области образования к народной педагогике, этнопедагогике — педагогике любви (Г.Н. Волков), является чрезвычайно актуальным.

Профессиональная подготовка учителя музыки, способного воспроизвести и передать подрастающему поколению основные ценности музыкальной культуры своего народа и региона в комплексе художественных традиций, строить учебно-воспитательную работу на этнохудожественных, этнопедагогических основаниях позволит гармонизовать процесс воспитания личности современного учащегося.

Идея воспитания гармонически развитой личности, выдвинутая еще античными философами, получила дальнейшее осмысление в теории обучения и воспитания детей, отраженной в трудах отечественных педагогов XX столетия Б. С. Гершунского, Н. К. Крупской, Б Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, В. Н. Шацкой и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем творческого освоения музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Так, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, C. J1. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. получили дальнейшее развитие в современной музыкально-педагогической практике.

Обращение к духовному опыту человечества, к народному искусству, народным художественным традициям способствует музыкально-эстетическому, художественно-творческому воспитанию современной молодежи, обогащая их духовный и эмоциональный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, добра, красоты, истины, дружбы, раскрывая творческие способности и потребности студенчества. Об этом говорят исследования Б. В. Асафьева, Г. Н. Волкова, Д. Б. Кабалевского, JI.M. Кашаповой, 3. Кодая, JI.B. Кузнецовой и др.

В решении вопроса национального музыкального образования студентов и школьников с учетом регионального компонента мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, историков Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева, С. М. Михайлова, Ф. П. Павлова и др.

Важнейшим фактором музыкально-эстетического воспитания студентов и школьников является использование традиций народной педагогики, которые отражены в трудах JI.H. Толстого, К. Д. Ушинского, современных ученых — К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова, Т. Н. Петровой, Ф. Ш. Салитовой, Э. И. Сокольниковой и др.

В последнее десятилетие появились исследования, которые рассматривают возможности использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в педагогическом процессе вуза (Г.А. Никитин, Н. Б. Смирнова и др.), проблему формирования готовности студентов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (М.В. Чернова).

Результаты исследований вышеназванных ученых еще раз убедительно доказывают огромные воспитательные возможности народного искусства, художественных народных традиций. Знакомство учеников с художественными народными ценностями, раскрытие их творческих возможностей является важным направлением в деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В современной школе особо возрастает роль учителя как проводника, интерпретатора и носителя (личный пример — лучший педагог) народной педагогической культуры.

В реальной педагогической практике наблюдается ряд противоречий между:

— потребностью региональной системы образования в музыкально-педагогических кадрах, способных на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность на основе использования этнопедагогического потенциала народных художественных традиций чувашского народа, и недостаточной разработанностью этой проблемы в системе подготовки специалиста;

— имеющимся национально-региональным компонентом учебного плана и недостаточным научно-методическим оснащением отдельных дисциплин для его реализации;

— значительным воспитательным потенциалом художественных традиций чувашского народа и несформированностью у студентов умений и навыков для использования его в музыкально-педагогической практике.

Разрешение выявленных противоречий возможно путем комплексного (психолого-педагогического, этнокультурного) исследования проблемы, которая формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки. Целью исследования является теоретико-методическое обоснование педагогических условий эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в профессиональной подготовке учителя музыки.

В качестве объекта исследования выступает система профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете вуза.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс подготовки будущего учителя музыки на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и вне-учебной деятельности;

— осуществление межпредметных связей в реализации национально-регионального компонента учебного плана;

— использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков введения художественных традиций чувашского народа в процесс музыкального обучения учащихся;

— включение в образовательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», направленного на повышение уровня готовности будущего учителя музыки к реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

— привлечение студентов к активной концертно-исполнительской деятельности на основе творческого ансамбля слова, музыки, движения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа.

2. Проанализировать современное состояние подготовки учителя музыки к педагогической деятельности на основе художественных традиций чувашского народа.

3. Определить показатели и уровни готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки.

Методологическую основу исследования составили: диалектические положения о единстве и неразрывности общечеловеческого и национального как специфического отражения действительности, об осуществлении личностно-деятельностного, этнокультурологического подходов к воспитанию, о социальной и творческой сущности личности, идеи гуманизации, гуманитаризации в образовании и искусстве.

Теоретической основой исследования являются:

— теория формирования личности учителя, его мотивационно-ценностного отношения к профессии (О.А. Абдуллина, Л. Г. Арчажникова, И. Ф. Исаев,.

A.К. Маркова, В. А. Сластенин и др.);

— отечественная теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, J1.B. Горюнова, J1.B. Школяр и др.);

— теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей (J1.C. Выготский,.

B.В. Давыдов, C. J1. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);

— теоретические основы формирования содержания образования (В.П. Бес-палько, В. В. Краевский, В. Д. Шадриков и др.);

— этнопедагогическая теория (JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков, З. Г. Нигматов, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова и др.);

— научные основы педагогического мастерства учителя (В.А. Кан-Калик, Б. Т. Лихачев, О. Г. Максимова, В. Г. Максимов, Б. М. Неменский. В А. Сласте-нин, Е. И. Юдина и др.);

— положения о роли народного искусства в музыкально-эстетическом воспитании (Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, JI.M. Кашапова, JI.B. Кузнецова, М. А. Некрасова и др.);

— культурологический анализ проблем развития личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В. В. Медушевский и др.);

— исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Г. М. Цыпин и др.).

В решении проблемы национально ориентированного музыкального образования студентов с учетом регионального компонента мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, историков (М.Г. Кондратьев, С. М Максимов, С. М. Михайлов, Ф. П. Павлов, А. А. Трофимов и др.).

Для решения поставленных задач, проверки и подтверждения гипотезы, исходных положений нами были использованы методы:

— теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы, научных трудов по культурологии и социологии, этнографии и фольклористикеанализ публикаций по вопросам формирования национального самосознанияэтнопедагогические труды ученых-педагогов.

— экспериментальные — изучение передового педагогического опытанаблюдение, анкетированиеметод самооценкианализ результатов творческой деятельности студентовпедагогический эксперимент.

Программа эксперимента включала следующие этапы:

1 этап (1997 — 1999 гг). Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление темы, определение её актуальностиопределение цели и задачизучение опыта работы школ республики, передового педагогического опыта по теме исследования, современного состояния вузовской подготовки учителя музыки в теории и практикепроведение констатирующего эксперимента для определения готовности студентов к педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народавыявление педагогических условий, эффективно влияющих на процесс подготовки учителя к использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в педагогической деятельности.

2 этап (2000 — 2003 гг.). Проведение формирующего эксперимента, связанного с обоснованием и реализацией педагогических условий, позволяющих повысить качество подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в педагогической деятельности.

3 этап (2003 — 2004 г.). Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой явились — музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, лицей № 1, средние общеобразовательные школы № 9, 24,42 г. Чебоксары.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— раскрыт этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа, заключающийся в их нравственно-этическом содержании;

— определены новые подходы к реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования студентов на музыкально-педагогическом факультете (межпредметность, интеграция на основе взаимодействия слова, музыки, движения);

— определены показатели и уровни профессиональной готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет теорию профессионального музыкально-педагогического образования на основе комплексного подхода к освоению народных художественных традиций во взаимосвязи трех составляющих: слова, музыки, движения. Материалы исследования открывают перспективы для разработки национально-регионального компонента содержания музыкально-педагогического образования на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций.

Практическое значение диссертационного исследования определяется тем, что:

— разработанные и внедренные в учебный процесс вуза программа спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», учебное пособие «Художественное прочтение произведений чувашских композиторов» позволяющие улучшить качество профессиональной подготовки учителя музыки могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, вуза, также в системе повышения квалификации учителей музыки.

Теоретические и практические материалы исследования, результаты, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы на занятиях индивидуального обучения музыке, в педагогической практике, также в разработке лекционных курсов по предметам художественно-гуманитарного цикла с введением в их содержание национально-регионального компонента.

Основные материалы диссертации могут быть использованы в учебных заведениях (школах, педколледжах, педвузах) Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации с компактным проживанием чувашей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

1) полнотой анализа теоретического и практического материала, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

2) объективностью результатов опытно-экспериментальной работы, основанной на широкой экспериментальной базе (музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, лицей № 1, средние общеобразовательные школы № 9, 24,42 г. Чебоксары);

3) личным опытом многолетней преподавательской работы на музыкально-педагогическом факультете педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа представляет собой совокупность народных воспитательных средств, направленных на формирование нравственных качеств личности, ее духовно-нравственных ориентиров в соответствии с народным идеалом, развитие эстетического вкуса и выработку нравственных привычек поведения в семье, обществе. Народные художественные традиции как система художественных ценностей, представлений, творчества народа, передаваемые из поколения в поколение, создаются в творческой преобразовательной деятельности, что обусловливает их использование в подготовке учителя музыки на основе творческого ансамбля (слово, музыка, движение). Использование этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в современном образовательном процессе выступает важным фактором его устойчивости и перспективности, в подготовке учителя музыки — необходимым условием формирования умений творчески решать художественно-педагогические задачи в реализации национально-регионального компонента, что определяет его профессиональную готовность к педагогической деятельности.

2. Основными показателями и уровнями профессиональной готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа являются:

— наличие положительного эмоционально-ценностного отношения к народным художественным традициям и понимание их значения в педагогической деятельности — мотивационный компонент;

— необходимый объем теоретических знаний в области этнопедагогики, а также научно обоснованные знания о задачах, содержании и функциях художественных традиций чувашского народа — теоретический компонент;

— сформированность системы методических умений, необходимых для организации урочной и внеурочной деятельности — организационно-методический компонент;

— развитие творческого потенциала будущего учителя, его самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, исследовательских навыков — творческий компонент.

3. Эффективность использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки может быть обеспечена на основе выявления, научного обоснования и реализации следующих педагогических условий:

— формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и вне-учебной деятельности;

— осуществление межпредметных связей в реализации национально-регионального компонента учебного плана;

— использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков введения художественных традиций чувашского народа в процесс музыкального обучения учащихся;

— включение в образовательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», направленного на повышение уровня готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

— привлечение студентов к активной концертно-исполнительской деятельности, на основе творческого ансамбля музыки, слова, театрального действа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в процессе опытно-экспериментальной работыб) путем отражения результатов исследования в научных и методических публикацияхв) в ходе выступления автора диссертации на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (г. Саратов, 2002 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное образование в контексте культуры» (г. Чебоксары, 2003 г.) — ежегодно проводимой научной сессии докторантов и аспирантов ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, методологических семинарах кафедры ПНО, теоретических семинарах кафедры ТиММ. По теме диссертационного исследования опубликовано — семь статейтри учебных пособияодно учебно-методическое пособие.

Выводы по второй главе.

Изучение опыта работы учителей музыки Чувашской Республики, реализующих национально-региональный компонент в содержании музыкального обучения и воспитания, многолетний личный практический опыт доказывают необходимость подготовки студентов, будущих учителей музыки к включению художественных традиций чувашского народа в урочные и внеурочные формы музыкальной работы в школе. Результативность этой работы определяется комплексным воздействием музыкальных и художественных ценностей чувашского народа на учащихся, в центре которых находится их нравственное содержание, воспитывающая основа, то, что показывает их этнопедагогическую сущность. Этим обусловливается практическая направленность процесса подготовки будущего учителя музыки к реализации этнопедагогического потенциала, содержащегося в народной музыке и произведениях чувашских композиторов.

Педагогический эксперимент, проведенный с целью проверки выдвинутой гипотезы на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного университета имени И. Я. Яковлева с 1997 по 2004 годы, показал следующие результаты:

1. В ходе исследования были определены, научно и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки.

2. Уровень готовности будущих учителей музыки к педагогической деятельности на основе реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа на формирующем этапе эксперимента выше, чем на констатирующем по всем параметрам.

3. Внедрение в учебный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки» обеспечило эффективность подготовки студентов к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа как на уроках музыки, так и во внеурочной музыкальной деятельности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, традиционной народной культуре, художественным ценностям, содержательно наполненным этнопедагогическими идеями, являющимися средством воспитания личности на гуманистических основаниях.

Учитель как главное действующее лицо в процессе освоения народных художественных традиций современными школьниками и студенческой молодежью является личностью, связанной с народом, его историей, культурой. Знание традиционных основ народной культуры, умение преподнести и воспроизвести ее художественные образцы позволяет учителю вводить ученика в процесс «диалога культур», в творческое освоение ценностей художественных традиций, проверенных временем, поколениями людей, передающих духовные заповеди народа. Педагогическое творчество учителя музыки в этом во многом схоже с творчеством «народного мастера», вкладывающего в свое произведение национальные специфические черты. В этой связи настоящим педагогическим произведением является музыкально-педагогическая деятельность как творческая. Она, располагая безграничными возможностями художественных ценностей народа, в первую очередь, нравственными, становится по сути этнопедагогической, так как предметом народного искусства являются нравственные устои, духовные идеалы народа.

Проведенное нами исследование подтверждает сформулированную гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. Исследуя этнопедагогический феномен художественных традиций чувашского народа мы выявили следующее:

— действенным средством нравственного воспитания как детей, так и взрослых являются народные песни, музыкально и художественно оформленные праздники, устное народное творчество;

— эффективность воспитательных возможностей художественных традиций народа определяется их нравственным содержанием, новаторским характером (устремленность в будущее), связью с современностью (непреходящий, вневременный характер и значение народных традиций);

— произведения устного творчества своей доступностью и ясностью показывают и раскрывают смысл жизни, деятельности и поступков людей, они расширяют кругозор своим содержанием и образностью, активизируют мысль и творческий дух остроумием и меткостью.

2. Народные художественные традиции осваиваются в активной созидательной деятельности. Умение соотнести основные компоненты художественных традиций (слово, музыка, действо) с творческим ансамблевым их исполнением является одной из главных задач урока музыки. Именно через исполнение песен в традиционном их бытовании постигается внутренняя этническая сущность чувашского народа.

3. Определенные нами в ходе исследования основные показатели готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа (наличие эмоционально-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народанеобходимый объем теоретических знаний в области народного искусства чувашского народасформиро-ванность системы методических умений, необходимых для проведения внеурочных мероприятийразвитие творческого потенциала будущего учителя музыки) составляют профессиональный комплекс требований к национально-региональному компоненту содержания музыкально-педагогического образования.

4. Теоретический анализ научной литературы и опытно-экспериментальная работа подтвердили основные положения гипотезы, включающие комплекс педагогических условий эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки, способствующих более осмысленному и глубокому постижению студентами художественного народного творчества, формированию у них умения выявлять и творчески решать художественно-педагогические задачи, развитию творческого потенциала, возникновению потребности в самообразовании и творческом саморазвитии, потребности в творческой деятельности.

5. Педагогическая практика студентов показала достаточный (в соответствии с показателями готовности к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа) уровень развития умений студентов осуществлять музыкальную деятельность в условиях детской школьной аудитории.

6. Опора на этнопедагогику чувашского народа, обогащение национально-регионального компонента в содержании учебных дисциплин музыкально-педагогического факультета способствует профессиональной подготовке студентов к педагогической деятельности в условиях диалога общечеловеческой и традиционной национальной культуры.

7. Опыт освоения чувашского народного искусства, в частности, художественных традиций, показал, что нет ничего более естественного для понимания студентами гармонии музыки с природой, музыки с человеком, чем народное искусство. В этом интегративная природа музыки (взаимосвязь с поэтическим текстом, художественная образность) делает ее интегрирующим механизмом в едином комплексе художественных традиций чувашского народа. Владение им является практической необходимостью для будущего учителя музыки. Будущие учителя должны помнить, что настоящий учитель должен иметь свой собственный опыт духовного постижения традиций воспитания (этнопедагогический), художественного творчества, только когда он будет истинным «носителем» педагогических и оригинальных художественных идей.

Проведенное исследование не является полностью исчерпывающим проблему использования богатейшего этнопедагогического потенциала народных художественных традиций в современной системе музыкального образования. Оно показывает один из возможных путей его реализации, открывая новые перспективы для исследования проблем регионализации профессионального музыкально-педагогического образования. '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 255 с.
  4. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. — 237 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике — М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
  6. .Г. Избранные труды. В 2-т. Т.1., М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  7. В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Издат-во Казанского университета, 1993. 251 с.
  8. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. И.К. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский дом «Академия», 1999. 160 с.
  10. О.А. Методика развития музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1985. 59 с.
  11. О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 12: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. — М.: Музыка, 1977.- 110 с.
  12. А.И. Человек и мир культуры. М.: Издательство МГИК, 1992.-240 с.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  14. .В. Музыка в современной общеобразовательной школе. Вопросы музыки в школе. Л., 1926. — 56 с.
  15. .В. О народной музыке. Л: Музыка, 1987. — 248 с.
  16. С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 122 с.
  17. М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. — М: Знание, 1983.-64 с.
  18. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: БашГПУ, 2000. — 328 с.
  19. Н.И. Словарь чувашского языка в XVII-ти т. — Казань-Чебоксары, 1928−1950 гг.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  21. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.-160 с.
  22. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика, 1998. № .7 — С.71−78.
  23. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.-413 с.
  24. Г. И., Давыдова Т. В. «Одиннадцать пьес для фортепиано А. Васильева»: Уч. пособие. Чебоксары: ЧПТУ им. И. Я. Яковлева, 1998. — 70 с.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1989. — 423 с.
  26. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. — 2-е изд. М.: Молод, гвардия, 1989. — 420 с.
  27. Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  28. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
  29. B.C. Нравственность, культура, современность (Философские размышления и жизненности проблем. — М.: Знание, 1990. — 62 с.
  30. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1971. -543 с.
  31. А.А. Психология личности. — М.: Издат-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
  32. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1996. — № 5. С. 37−43.
  33. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя Ростов-на-Дону, 1989. — С. 3−20.
  34. Л.Б. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии, 1996. № 2. — С. 3−40.
  35. Е.Я. Путь длинною в века: Беседы о преподавании художественной культуры. — М.: Просвещение, 1994. — 175 с.
  36. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1998. № 4. — С. 12−18.
  37. В.В. Русая народная музыкальная педагогика в современной системе образования — Дисс.. .канд. пед. н. — Мурманск, 2000, 151 с.
  38. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.: 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  40. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы. // Педагогика, 2002. № 3 — С. 3−7.
  41. В.Т. Традиция как социально-философская категория // Философия науки, 1980.-№ 4. С. 30−39.
  42. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. П. Покровской. — М.: Гу-манит.центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
  43. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. книжн. изд-во, 1989. — 335 с.
  44. Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издат-й Дом Магистр-Пресс, 2002. — Т. 1. — 460 с.
  45. Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2004. -488 с.
  46. Г. Н. Этнопедагогизация процесса современного воспитания // Известия научн. академ. наук и ис-в ЧР, 1997 № 3 — С.20−32.
  47. Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  48. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. — М.: Пресс-сервис, 1997. — 441 с.
  49. Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. -168 с.
  50. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Вып. 3. — М.: Mill У, 1999. — 167 с.
  51. Вопросы традиционной духовной культуры чувашей / Сб. статей. — Чебоксары: ЧГИГН, 1989. 168 с.
  52. Воспевая край родной. «Природа в музыке и поэзии»: Уч. пособ. 4.2. / Авторы-составители: Г. И. Батюнина, Т. В. Давыдова. — Чебоксары: Чув. гос. пед. унив-т им. И. Я. Яковлева, 2003. 100 с.
  53. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  54. Выготский JLC. Психология искусства. — М.: Изд-во «Искусство», 1968. -575 с.
  55. Галкина B. J1. Подготовка будущего учителя музыки к творческой лаборатории: Дис.канд. пед. наук. — Чебоксары, 2002. — 197 с.
  56. Г. Национальные образы мира. Евразия. М.: Сов. писатель, 1988.-448 с.
  57. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика, 1998. № 2. — С. 49−58.
  58. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 700 «Музыкальное образование». М., 2000.-21 с.
  59. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир — М.: Педагогика, 1973. -312 с.
  60. П.С. Культурология. Учебн. пособ. М.: Знание, 1996. — 288 с.
  61. В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: «Наука», 1967. — 318 с.
  62. Т.В. Цикл «Одиннадцать пьес А. Васильева: его история и стилевые особенности / Композитор Александр Васильев: Творчество в контексте времени и традиций. / Сборник научн. стат. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. — 182 с.-С. 122- 137.
  63. В.Д., Павлов Б. И. История и культура Чувашской Республики / с древнейших времен до начала XX века/. Учебное пособие. Ч. 1. Чебоксары: Чув.кн. изд-во, 1996. — 116 с.
  64. В. Пословица русского народа. — М.: Гослитиздат, 1957. 991 с.
  65. П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1969. — 176 с.
  66. В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993 — 47 с.
  67. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — 74 с.
  68. И.А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде. Чебоксары: ЧГИГН, 2004. — 274 с.
  69. Ю.А. Подготовка будущего учителя к использованию чувашской народной музыки в современной школе: Дис.канд. пед. наук. — Чебоксары, 1999.-192 с.
  70. М.К. Усвоение знаний в процессе их интеграции. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. 276 с.
  71. А. П. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. 216 с.
  72. В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. — М.: Мысль, 1987.-237 с.
  73. С.М. Народное искусство как средство воспитания национального самосознания студентов педагогического колледжа. Дисс. .канд. пед. н. Ростов-на-Дону, 2002. — 214 с.
  74. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-159 с.
  75. В.И. Учитель как исследователь — М.: Знание, 1980.96 с.
  76. Закон Российской Федерации об образовании. — М.: Новая школа, 1992. -57 с.
  77. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Чаваш ен. 1997. — № 9−10.-С. 1−8.
  78. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика, 1974 — № 12.-С. 10−16.
  79. И.Д., Максимов В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. 158 с.
  80. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  81. Д.Е. Этнопедагогическая подготовка социальных работников. История. Теория. Опыт. Монография. — М.: Издат-во «Союз», 2000. — 440 с.
  82. А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 252 с.
  83. С.Н. Диалог о культуре. — JL: Лениздат, 1987. 205 с.
  84. Инструментальная подготовка учителя музыки: Программы. — Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2002. 84 с.
  85. Л.Г. Социология культуры: Уч. пособ., М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. —280 с.
  86. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей высшей школы: воспитательный аспект. М. — Белгород: Везелица, 1992. — 102 с.
  87. Искусство в системе культуры. / Сост. и отв. Ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, 1987. 272 с.
  88. Д.Б. Дело всей жизни / Сост. Е. Д. Критская, Г. А. Пожида-ев.-М., 1995.- 189 с.
  89. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.-189 с.
  90. М.С. Морфология искусства —Л.: Искусство, 1972. 440 с.
  91. Кан-Калик В. А Грамматика общения. — М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с. (практическая психология).
  92. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.— 144 с.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  94. В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. — Кишинев: Штиница, 1991. — 80 с.
  95. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М: Новая школа, 1993. — 80 с.
  96. В.Ф. Происхождение чувашского народа: основные этапы этнической истории. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965 — 484 с.
  97. JI.M. Традиции национальной культуры музыкального воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары: ЧГПУ, 1999. -С. 64−67.
  98. М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей. Дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 245 с.
  99. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002. № 4. — С. 254−269.
  100. Т. С. Народное искусство в воспитании детей — М.: Рос. пед. агенство, 1997. — 209 с.
  101. Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955.-650 с.
  102. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главн. редакция восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1988. — 270 с.
  103. М. Г. Проблема национального в музыкальном искусстве Чувашии / Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Сб. ст. — Чебоксары: ЧГИГН, 1999. 303 с.
  104. М.Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке — М.: Сов. композитор, 1990. — 141 с.
  105. Концепция непрерывного музыкального образования в Республике Башкортостан на 2003−2010 г. г. / Автор-составитель Л. М. Кашапова. Уфа: изд-во БИРО, 2003. — 86 с.
  106. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования.-М., 1995.-170 с.
  107. Н.Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования // Народное образование, 1998. № 9. — С. 20−24
  108. В.Г. Этническая психологи: Уч. пос. для ст-тов высш. уч. за-вед. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 320 с.
  109. JI.B. Проблемы экологии языком искусства. Программа интегрированного учебного курса. Чебоксары: КЛИО, 1993. — с.
  110. JI.B. Уроки художественной культуры родного края (1−3 класс). Учебное пособие. Чебоксары: КЛИО, 1999. — 124 с.
  111. ИЗ. Кузнецова Л. В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования. Дисс.докт. пед. н. Чебоксары, 2001.-338 с.
  112. Л.В. Этнокультура в художественно-творческой деятельности младших школьников // Сб. матер-в Международной конференции «Славянская культура образованию». — М.: АПКиПРО, 1999. — С. 168−171.
  113. Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций. — Монография. Чебоксары: Изд. ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1991. — 165 с.
  114. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  115. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  116. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 98 с.
  117. Н.В., Гинецкий В. И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки // Советская педагогика. — 1982. — № 9. — С. 63−66.
  118. Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. 279 с.
  119. Культура родного края. Учебное пособие. 4.1. / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 351 с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  121. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  122. .Т. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников, 1993.-№ 4-С. 33−37.
  123. .Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви: Философско-педагогическое эссе. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.-140 с.
  124. .Т. Методологические основы педагогики. — Самара: Изд. СИУ, 1998.-2000 с.
  125. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, Эрайт, 1998. -464 с.
  126. .Т. Простые истины воспитания. — М.: Педагогика, 1983. -192 с.
  127. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  128. Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. — 608 с.
  129. Д.С. Заметки о русском. — М.: Советская Россия, 1984. 64 с.
  130. Д.С. Экология культуры // Узоречье жизни. — М.: Молод, гвард., 1989. — С.124−136.
  131. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Изд-во ФАН, 1986. — 95 с.
  132. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1977. -126 с.
  133. С.В. Историческая этнология: Уч. пос. для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
  134. Ю.Н. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  135. О.Г. Сущность и содержание культурологического подход, а организации учебно-воспитательного процесса в современной школе // Вестник ЧГПИ № 1 (2) -Чебоксары: ЧГПИ, 1998. С. 35−37.
  136. В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары, 1996. — 227 с.
  137. А.Ф. Мир человека. Учебное пособие по философии. Часть 1. М.: Интерпракс, 1993. — 192 с.
  138. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  139. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Со-ветск. этнография, 1981. — № 2. С. 79−97.
  140. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  141. И.А. Теоретические основы формирования художественного мышления будущего учителя музыки: Монография. — Чебоксары: ЧГПУ, 2001.- 149 с.
  142. М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие — М.: Просвещение, 1987. 239 с.
  143. О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманитаризации образования) // Высшее образование в России, 2000. — № 5. — С. 19−25.
  144. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина и др.- Под ред. ЭБ. Абдуллина. М.: Издат центр «Академия», 2002. — 272 с.
  145. С.М. Труды по этнографии и истории русских, чувашских и марийских народов. Чебоксары: НИИ при совете министров Чув. АССР, 1972.-21 с.
  146. М.А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников — Ярославль, 1999. — Дисс. .канд. пед. наук — Магнитогорск, 2000. — 142 с.
  147. А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1981. —80 с.
  148. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  149. Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки): Межвузовский сборник научных трудов. Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1987. — 92 с.
  150. Музыкальное образование в школе: Уч. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 232 с.
  151. В.Н. Психология отношений: Избр. пед. труды / Под ред. А. А. Бодалева — М.- Воронеж: Ин-т практич. психологии НПО «Модек», 1995. — 356 с.
  152. На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 окт. 1868 1908 г.). — Симбирск: Типо-монография А. Т. Токарева. — 1910. — 123 с.
  153. Народное музыкальное искусство Чувашии. / Сборник статей НИИЯ-ЛИЭ Чебоксары, 1991. — 104 с.
  154. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы, 2001. № 1. — С. 97−111.
  155. М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 с.
  156. .М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе, 1991. № 3. — С. 10−16.
  157. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  158. Н.В. Краткий курс по этнографии. Вып. 1. — Чебоксары, 1929.-224 е.
  159. Н.В. О пословицах чувашского народа. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1958.-24 с.
  160. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школа // Инноватор. М., 1996. — 184 с.
  161. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-462 с.
  162. С.И. Словарь русского языка. Москва: 1953. — 848 с.
  163. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993.-955 с.
  164. И.В. Воспитание на традициях. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.-96 с.
  165. Ф.П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество /музыкально-этнографические очерки. — Общество изучения Чувашского края. Чебоксары. 1927. — 24 с.
  166. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 184 с.
  167. Педагогический словарь — М.: Изд-во центр «Академия», 2000. — 176 с.
  168. Песни низовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. — Чебоксары: Чувашское книжное издат-во, 1981. Кн. 1 — 144 с.
  169. Песни низовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. — Чебоксары: Чувашское книжное издат-во, 1982. Кн. 2.-174 с.
  170. Песни средненизовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. Че-бексары: НИИЯЛИЭ, 1993. — 334 с.
  171. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей. 2000. — 91 с.
  172. Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XIII веке. Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 1994. — 80 с.
  173. Т.Н., Волков Г. Н. Народная педагогика. (Программа). Чебоксары: КЛИО, 1999. — 30 с.
  174. А.И. Мировоззрение и фольклор. — Чебоксары: Чув. книжн. из-во, 1971.-223 с.
  175. В.Д. Традиция и общество: Опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. 220 с.
  176. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-250 с.
  177. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. 303 с.
  178. Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1997. — 224 с.
  179. Президентская программа «Новая школа». — Чебоксары: 1997. — 29 с.
  180. Проблемы народного искусства: Сборник статей — М.: Изобр. ис-во, 1982.-137 с.
  181. Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Миже-риков. Ростов-на-Дону: Издат-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  182. Н.К. Зажигайте сердца. — М.: 1990. 190 с.
  183. Роль культуры в формировании личности. — М.: Наука и техника, 1980. -192 с.
  184. C.JI. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послеслов. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб: Питер, 2000.-712 с.
  185. .А. Язычество Древней Руси —М.: 1981. — 782с.
  186. М.А. Учителя средней школы // На распутье. М., 1917.
  187. М.В. Сохранение традиционной культуры народа как проблема современной России. Дисс. .канд. пед. наук — Москва, 2002.— 178 с.
  188. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. 225 с.
  189. В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Д.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1988. — 168 с.
  190. Е.С. Возникновение и развитие жанра частушек в фольклоре // Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары, 1984. — 163 с.
  191. Симбирско-саратовские чуваши / Под ред. Кондратьева М. Г. — Чебоксары: ЧГИГН, 2004. 274 с.
  192. М.Я. Чувашский фольклор. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.- 131 с.
  193. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  194. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  195. В.А. Современные подходы к подготовке учителя / Педагогическое образование и наука. 2000. — № 1. — С. 44−51.
  196. В.А. Комплексная программа «Учитель советской школы» // Советская педагогика, 1986. — № 10. — С. 6−10
  197. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: Содержание. Структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — С. 14−28.
  198. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука, 2000. — № 1. — С. 37−38.
  199. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  200. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистур, 1997. — 223 с.
  201. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 270 с.
  202. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика /Х1Х-ХХ вв/. Дисс. .докт. пед. н. -М.: МГОПУ, 1998. — 383 с.
  203. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  204. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  205. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1980. — 294 с.
  206. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.:, 1997. -210 с.
  207. Стиль и традиции в развитии культуры. / Под ред. Е. Я. Зазерского. — Л.: ПГИК, 1989.- 126 с.
  208. Сто строф. Из чувашской афористической поэзии / Составитель М. Г. Кондратьев. Чебоксары: ЧГИГН, 1998. — 142 с.
  209. Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. — 64с.
  210. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 116 с.
  211. В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973. 272 с.
  212. в.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
  213. А.А. Поликультурное образование: Учебно-методич-ое пособие. М.: МИРОС, 2001.-192 с.
  214. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  215. М.Т. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. — 120 с.
  216. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. / Вопросы художественного воспитания. Вып. 11. — М.-Л., 1947.
  217. .М. Психология индивидуальных различений 7/ Избранные труды: В 2 т. М., 1985.-Т.1.-С. 14−41.
  218. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр-х и национ-х словарей, 1949. — 654 с.
  219. Л.Н. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
  220. Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX н. XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 89−97.
  221. Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских музыкальных традиций — Дисс. .канд. пед. наук — Мурманск, 1998. 178 с.
  222. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  223. К.Д. Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1950. — Т. 10 — 668 с.
  224. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Официальные документы в образовании, 2000.-№ 14.-С. 60−103.
  225. С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: Монография. Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 2002. — 108 с.
  226. Фот М. Искусство в школе. // Вестник воспитания — М., 1903. — Кн.1.
  227. А.А. Записки о чувашах черемисах Казанской губернии. — Казань, 1840. 329 с.
  228. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
  229. В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001. — № 5. — С.60−73.
  230. Художественное прочтение произведений чувашских композиторов: Учебное пособие. /Автор-составитель Т. В. Давыдова. — Чебоксары: Чувашгос-педуниверситет им. ИЯ. Яковлева, 2003. — 100 с.
  231. З.Б. Этнопедагогическая афористика — М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. 222 с.
  232. О.И. Фольклорное сознание как способ духовно-практического освоения действительности. Дисс. канд. фил. наук. Магнитогорск, 2000. — 142 с.
  233. В.Д. Философия образования и образовательные политика. -М.: Наука, 1993.-185 с.
  234. В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. — М.: АПН РСФСР, 1963. — 168 с.
  235. В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Город Н" — 1994. — 287 с.
  236. П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
  237. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  238. В.М. Песня, традиция, память. — М.: Сов. Россия, 1987. — 128 с.
  239. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  240. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  241. А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интер-пракс, 1994. — 400 с.
  242. И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — 696 с.
  243. И.Я. Симбирская учительская школа и её роль в просвещении чуваш / Под ред. М. Я. Сироткина. Чебоксары: Чув. гос. изд-во, 1959. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой