Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки
Диссертация
Актуальность нашего исследования определяется современным состоянием образования, его направленностью на гуманизацию, что означает переориентацию ценностных установок, целей и задач учебного процесса. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности, ее духовному развитию, что связывается с необходимостью перехода… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретическое обоснование процесса подготовки учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
- 1. 1. Художественные традиции чувашского народа как этнопедагогический феномен
- 1. 2. Анализ современного состояния подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете на основе художественных традиций чувашского народа
- 1. 3. Показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа
- 2. 1. Определение и обоснование педагогических условий эффективности использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского в подготовке учителя музыки
- 2. 2. Содержание, формы и методы по реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки на формирующем этапе эксперимента
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 255 с.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. — 237 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике — М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-т. Т.1., М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Издат-во Казанского университета, 1993. 251 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андриади И.К. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский дом «Академия», 1999. 160 с.
- Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1985. 59 с.
- Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 12: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. — М.: Музыка, 1977.- 110 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: Издательство МГИК, 1992.-240 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. Вопросы музыки в школе. Л., 1926. — 56 с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке. Л: Музыка, 1987. — 248 с.
- Атамуратов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 122 с.
- Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. — М: Знание, 1983.-64 с.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: БашГПУ, 2000. — 328 с.
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка в XVII-ти т. — Казань-Чебоксары, 1928−1950 гг.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.-160 с.
- Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика, 1998. № .7 — С.71−78.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.-413 с.
- Батюнина Г. И., Давыдова Т. В. «Одиннадцать пьес для фортепиано А. Васильева»: Уч. пособие. Чебоксары: ЧПТУ им. И. Я. Яковлева, 1998. — 70 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1989. — 423 с.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. — 2-е изд. М.: Молод, гвардия, 1989. — 420 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
- Библер B.C. Нравственность, культура, современность (Философские размышления и жизненности проблем. — М.: Знание, 1990. — 62 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1971. -543 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Издат-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1996. — № 5. С. 37−43.
- Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя Ростов-на-Дону, 1989. — С. 3−20.
- Буева Л.Б. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии, 1996. № 2. — С. 3−40.
- Бурлина Е.Я. Путь длинною в века: Беседы о преподавании художественной культуры. — М.: Просвещение, 1994. — 175 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1998. № 4. — С. 12−18.
- Васильева В.В. Русая народная музыкальная педагогика в современной системе образования — Дисс.. .канд. пед. н. — Мурманск, 2000, 151 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.: 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы. // Педагогика, 2002. № 3 — С. 3−7.
- Власова В.Т. Традиция как социально-философская категория // Философия науки, 1980.-№ 4. С. 30−39.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. П. Покровской. — М.: Гу-манит.центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. книжн. изд-во, 1989. — 335 с.
- Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издат-й Дом Магистр-Пресс, 2002. — Т. 1. — 460 с.
- Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2004. -488 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация процесса современного воспитания // Известия научн. академ. наук и ис-в ЧР, 1997 № 3 — С.20−32.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. — М.: Пресс-сервис, 1997. — 441 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. -168 с.
- Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Вып. 3. — М.: Mill У, 1999. — 167 с.
- Вопросы традиционной духовной культуры чувашей / Сб. статей. — Чебоксары: ЧГИГН, 1989. 168 с.
- Воспевая край родной. «Природа в музыке и поэзии»: Уч. пособ. 4.2. / Авторы-составители: Г. И. Батюнина, Т. В. Давыдова. — Чебоксары: Чув. гос. пед. унив-т им. И. Я. Яковлева, 2003. 100 с.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Выготский JLC. Психология искусства. — М.: Изд-во «Искусство», 1968. -575 с.
- Галкина B. J1. Подготовка будущего учителя музыки к творческой лаборатории: Дис.канд. пед. наук. — Чебоксары, 2002. — 197 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия. М.: Сов. писатель, 1988.-448 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика, 1998. № 2. — С. 49−58.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 700 «Музыкальное образование». М., 2000.-21 с.
- Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир — М.: Педагогика, 1973. -312 с.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебн. пособ. М.: Знание, 1996. — 288 с.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: «Наука», 1967. — 318 с.
- Давыдова Т.В. Цикл «Одиннадцать пьес А. Васильева: его история и стилевые особенности / Композитор Александр Васильев: Творчество в контексте времени и традиций. / Сборник научн. стат. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. — 182 с.-С. 122- 137.
- Данилов В.Д., Павлов Б. И. История и культура Чувашской Республики / с древнейших времен до начала XX века/. Учебное пособие. Ч. 1. Чебоксары: Чув.кн. изд-во, 1996. — 116 с.
- Даль В. Пословица русского народа. — М.: Гослитиздат, 1957. 991 с.
- Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1969. — 176 с.
- Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993 — 47 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — 74 с.
- Дмитриев И.А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде. Чебоксары: ЧГИГН, 2004. — 274 с.
- Дмитриева Ю.А. Подготовка будущего учителя к использованию чувашской народной музыки в современной школе: Дис.канд. пед. наук. — Чебоксары, 1999.-192 с.
- Енисеев М.К. Усвоение знаний в процессе их интеграции. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. 276 с.
- Есин А. П. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. 216 с.
- Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. — М.: Мысль, 1987.-237 с.
- Завьялова С.М. Народное искусство как средство воспитания национального самосознания студентов педагогического колледжа. Дисс. .канд. пед. н. Ростов-на-Дону, 2002. — 214 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-159 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь — М.: Знание, 1980.96 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. — М.: Новая школа, 1992. -57 с.
- Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Чаваш ен. 1997. — № 9−10.-С. 1−8.
- Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика, 1974 — № 12.-С. 10−16.
- Зверев И.Д., Максимов В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. 158 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванов Д.Е. Этнопедагогическая подготовка социальных работников. История. Теория. Опыт. Монография. — М.: Издат-во «Союз», 2000. — 440 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 252 с.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре. — JL: Лениздат, 1987. 205 с.
- Инструментальная подготовка учителя музыки: Программы. — Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2002. 84 с.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Уч. пособ., М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. —280 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей высшей школы: воспитательный аспект. М. — Белгород: Везелица, 1992. — 102 с.
- Искусство в системе культуры. / Сост. и отв. Ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, 1987. 272 с.
- Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни / Сост. Е. Д. Критская, Г. А. Пожида-ев.-М., 1995.- 189 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.-189 с.
- Каган М.С. Морфология искусства —Л.: Искусство, 1972. 440 с.
- Кан-Калик В. А Грамматика общения. — М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с. (практическая психология).
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.— 144 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Капчелян В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. — Кишинев: Штиница, 1991. — 80 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М: Новая школа, 1993. — 80 с.
- Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа: основные этапы этнической истории. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965 — 484 с.
- Кашапова JI.M. Традиции национальной культуры музыкального воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары: ЧГПУ, 1999. -С. 64−67.
- Кожанова М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей. Дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 245 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002. № 4. — С. 254−269.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей — М.: Рос. пед. агенство, 1997. — 209 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955.-650 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главн. редакция восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1988. — 270 с.
- Кондратьев М. Г. Проблема национального в музыкальном искусстве Чувашии / Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Сб. ст. — Чебоксары: ЧГИГН, 1999. 303 с.
- Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке — М.: Сов. композитор, 1990. — 141 с.
- Концепция непрерывного музыкального образования в Республике Башкортостан на 2003−2010 г. г. / Автор-составитель Л. М. Кашапова. Уфа: изд-во БИРО, 2003. — 86 с.
- Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования.-М., 1995.-170 с.
- Крылова Н.Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования // Народное образование, 1998. № 9. — С. 20−24
- Крысько В.Г. Этническая психологи: Уч. пос. для ст-тов высш. уч. за-вед. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Кузнецова JI.B. Проблемы экологии языком искусства. Программа интегрированного учебного курса. Чебоксары: КЛИО, 1993. — с.
- Кузнецова JI.B. Уроки художественной культуры родного края (1−3 класс). Учебное пособие. Чебоксары: КЛИО, 1999. — 124 с.
- ИЗ. Кузнецова Л. В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования. Дисс.докт. пед. н. Чебоксары, 2001.-338 с.
- Кузнецова Л.В. Этнокультура в художественно-творческой деятельности младших школьников // Сб. матер-в Международной конференции «Славянская культура образованию». — М.: АПКиПРО, 1999. — С. 168−171.
- Кузнецова Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций. — Монография. Чебоксары: Изд. ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1991. — 165 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 98 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецкий В. И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки // Советская педагогика. — 1982. — № 9. — С. 63−66.
- Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. 279 с.
- Культура родного края. Учебное пособие. 4.1. / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 351 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лихачев Б.Т. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников, 1993.-№ 4-С. 33−37.
- Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви: Философско-педагогическое эссе. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.-140 с.
- Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. — Самара: Изд. СИУ, 1998.-2000 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, Эрайт, 1998. -464 с.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. — М.: Педагогика, 1983. -192 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. — 608 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. — М.: Советская Россия, 1984. 64 с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Узоречье жизни. — М.: Молод, гвард., 1989. — С.124−136.
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Изд-во ФАН, 1986. — 95 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1977. -126 с.
- Лурье С.В. Историческая этнология: Уч. пос. для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
- Львова Ю.Н. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1992. 224 с.
- Максимова О.Г. Сущность и содержание культурологического подход, а организации учебно-воспитательного процесса в современной школе // Вестник ЧГПИ № 1 (2) -Чебоксары: ЧГПИ, 1998. С. 35−37.
- Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары, 1996. — 227 с.
- Малышевский А.Ф. Мир человека. Учебное пособие по философии. Часть 1. М.: Интерпракс, 1993. — 192 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Со-ветск. этнография, 1981. — № 2. С. 79−97.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Медведева И.А. Теоретические основы формирования художественного мышления будущего учителя музыки: Монография. — Чебоксары: ЧГПУ, 2001.- 149 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие — М.: Просвещение, 1987. 239 с.
- Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманитаризации образования) // Высшее образование в России, 2000. — № 5. — С. 19−25.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина и др.- Под ред. ЭБ. Абдуллина. М.: Издат центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русских, чувашских и марийских народов. Чебоксары: НИИ при совете министров Чув. АССР, 1972.-21 с.
- Михайлова М.А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников — Ярославль, 1999. — Дисс. .канд. пед. наук — Магнитогорск, 2000. — 142 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1981. —80 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
- Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки): Межвузовский сборник научных трудов. Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1987. — 92 с.
- Музыкальное образование в школе: Уч. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 232 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. пед. труды / Под ред. А. А. Бодалева — М.- Воронеж: Ин-т практич. психологии НПО «Модек», 1995. — 356 с.
- На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 окт. 1868 1908 г.). — Симбирск: Типо-монография А. Т. Токарева. — 1910. — 123 с.
- Народное музыкальное искусство Чувашии. / Сборник статей НИИЯ-ЛИЭ Чебоксары, 1991. — 104 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы, 2001. № 1. — С. 97−111.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 с.
- Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе, 1991. № 3. — С. 10−16.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Никольский Н.В. Краткий курс по этнографии. Вып. 1. — Чебоксары, 1929.-224 е.
- Никольский Н.В. О пословицах чувашского народа. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1958.-24 с.
- Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школа // Инноватор. М., 1996. — 184 с.
- Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-462 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: 1953. — 848 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993.-955 с.
- Павлов И.В. Воспитание на традициях. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.-96 с.
- Павлов Ф.П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество /музыкально-этнографические очерки. — Общество изучения Чувашского края. Чебоксары. 1927. — 24 с.
- Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 184 с.
- Педагогический словарь — М.: Изд-во центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Песни низовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. — Чебоксары: Чувашское книжное издат-во, 1981. Кн. 1 — 144 с.
- Песни низовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. — Чебоксары: Чувашское книжное издат-во, 1982. Кн. 2.-174 с.
- Песни средненизовых чувашей / Составитель М. Г. Кондратьев. Че-бексары: НИИЯЛИЭ, 1993. — 334 с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей. 2000. — 91 с.
- Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XIII веке. Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 1994. — 80 с.
- Петрова Т.Н., Волков Г. Н. Народная педагогика. (Программа). Чебоксары: КЛИО, 1999. — 30 с.
- Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. — Чебоксары: Чув. книжн. из-во, 1971.-223 с.
- Плахов В.Д. Традиция и общество: Опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. 220 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-250 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. 303 с.
- Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1997. — 224 с.
- Президентская программа «Новая школа». — Чебоксары: 1997. — 29 с.
- Проблемы народного искусства: Сборник статей — М.: Изобр. ис-во, 1982.-137 с.
- Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Миже-риков. Ростов-на-Дону: Издат-во «Феникс», 1998. — 544 с.
- Рерих Н.К. Зажигайте сердца. — М.: 1990. 190 с.
- Роль культуры в формировании личности. — М.: Наука и техника, 1980. -192 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послеслов. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб: Питер, 2000.-712 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси —М.: 1981. — 782с.
- Рыбникова М.А. Учителя средней школы // На распутье. М., 1917.
- Рындина М.В. Сохранение традиционной культуры народа как проблема современной России. Дисс. .канд. пед. наук — Москва, 2002.— 178 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. 225 с.
- Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Д.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1988. — 168 с.
- Сидорова Е.С. Возникновение и развитие жанра частушек в фольклоре // Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары, 1984. — 163 с.
- Симбирско-саратовские чуваши / Под ред. Кондратьева М. Г. — Чебоксары: ЧГИГН, 2004. 274 с.
- Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.- 131 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя / Педагогическое образование и наука. 2000. — № 1. — С. 44−51.
- Сластенин В.А. Комплексная программа «Учитель советской школы» // Советская педагогика, 1986. — № 10. — С. 6−10
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: Содержание. Структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — С. 14−28.
- Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука, 2000. — № 1. — С. 37−38.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистур, 1997. — 223 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 270 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика /Х1Х-ХХ вв/. Дисс. .докт. пед. н. -М.: МГОПУ, 1998. — 383 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.-543 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1980. — 294 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.:, 1997. -210 с.
- Стиль и традиции в развитии культуры. / Под ред. Е. Я. Зазерского. — Л.: ПГИК, 1989.- 126 с.
- Сто строф. Из чувашской афористической поэзии / Составитель М. Г. Кондратьев. Чебоксары: ЧГИГН, 1998. — 142 с.
- Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. — 64с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 116 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973. 272 с.
- Сухомлинский в.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учебно-методич-ое пособие. М.: МИРОС, 2001.-192 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989.-573 с.
- Тайчинов М.Т. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. — 120 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. / Вопросы художественного воспитания. Вып. 11. — М.-Л., 1947.
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различений 7/ Избранные труды: В 2 т. М., 1985.-Т.1.-С. 14−41.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр-х и национ-х словарей, 1949. — 654 с.
- Толстой Л.Н. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
- Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX н. XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 89−97.
- Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских музыкальных традиций — Дисс. .канд. пед. наук — Мурманск, 1998. 178 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1974. 584 с.
- Ушинский К.Д. Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1950. — Т. 10 — 668 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Официальные документы в образовании, 2000.-№ 14.-С. 60−103.
- Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: Монография. Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 2002. — 108 с.
- Фот М. Искусство в школе. // Вестник воспитания — М., 1903. — Кн.1.
- Фукс А.А. Записки о чувашах черемисах Казанской губернии. — Казань, 1840. 329 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
- Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001. — № 5. — С.60−73.
- Художественное прочтение произведений чувашских композиторов: Учебное пособие. /Автор-составитель Т. В. Давыдова. — Чебоксары: Чувашгос-педуниверситет им. ИЯ. Яковлева, 2003. — 100 с.
- Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика — М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. 222 с.
- Шабалина О.И. Фольклорное сознание как способ духовно-практического освоения действительности. Дисс. канд. фил. наук. Магнитогорск, 2000. — 142 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политика. -М.: Наука, 1993.-185 с.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. — М.: АПН РСФСР, 1963. — 168 с.
- Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Город Н" — 1994. — 287 с.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Щуров В.М. Песня, традиция, память. — М.: Сов. Россия, 1987. — 128 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интер-пракс, 1994. — 400 с.
- Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — 696 с.
- Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и её роль в просвещении чуваш / Под ред. М. Я. Сироткина. Чебоксары: Чув. гос. изд-во, 1959. — 144 с.