Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детско-юношеский туризм как средство профилактики конфликтов в школьных коллективах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе — это ключевое звено… Читать ещё >

Детско-юношеский туризм как средство профилактики конфликтов в школьных коллективах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогика сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Концепция воспитания.

Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход.

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе — это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.

Он объединяет следующие идеи:

  • — новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса: ребенок в школе — полноценная человеческая личность, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности;
  • — гуманизацию и демократизацию педагогических отношений: личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
  • — отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
  • — новую трактовку индивидуального подхода;
  • — формирование положительной Я-концепции.

Гуманное отношение к детям включает: — педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;- оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; - отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; - терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает: — уравнивание ученика и учителя в правах; - право ребенка на свободный выбор; право на ошибку; право на собственную точку зрения;-соблюдение Конвенции о правах ребенка;

— стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

  • — требовательность без принуждения, основанная на доверии;
  • — увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
  • — замена принуждения желанием, которое порождает успех;

ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

— применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

  • — содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
  • — обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
  • — идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
  • — вариативность и дифференциация обучения;
  • — используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • -превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • — постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • — гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • — развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
  • — возрождение русских национальных и культурных традиций;
  • — сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • — постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой