Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекция воспитательной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Й этап — реализационный. Он предусматривает поэтапную реализацию разработанной ранее программы. Осуществляются беседы: либо в начале отдельно с каждым членом семьи, для того, чтобы способствовать осознанию ими проявляемых недостатков, а затем совместно, либо сразу совместно. Совместную беседу проводят тогда, когда она достаточно подготовлена и от нее можно ожидать положительного результата… Читать ещё >

Коррекция воспитательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нередко в семье, вследствие ошибок воспитания, упущений, различных недостатков, складывается исключительно негативная воспитательная ситуация, которая сказывается на детях, их воспитании. Важно осмыслить ее причины (существо недостатков, упущений), чтобы спрогнозировать перспективы и обеспечить целенаправленную коррекцию воспитательной деятельности родителей.

Наиболее характерными проявлениями недостатков воспитательной деятельности в семье являются:

  • — полная неуправляемость детьми (ребенком) или жесткое доминирование, регламентация всей жизнедеятельности;
  • — отсутствие норм и правил, регламентирующих самообслуживание, самопроявление;
  • — отсутствие единства и согласованности родителей, воспитывающих детей, приводящие к полной или частичной беспомощности матери в воспитании.

Последствия указанных недостатков воспитания могут быть:

  • — беспорядок или, наоборот, такой стерильный порядок, который лишает ребенка всякой инициативы и возможности самопроявления;
  • — истеричность в самопроявлении или забитость, замкнутость, безразличие ребенка ко всему окружающему;
  • — непонимание норм и правил, можно и нельзя, прав и обязанностей;
  • — неорганизованность, отсутствие навыков самообслуживания, самоуправления.

В ситуации выявления недостатков в воспитательной деятельности родителей необходимо проводить ее коррекцию. Однако — это одно из наиболее сложных направлений коррекционной деятельности специалистов в работе с родителями. Ни один родитель изначально не может согласиться с тем, что он, оказывается, неправильно воспитывает ребенка и условия воспитания в семьей не соответствуют необходимым требованиям. Для коррекционной работы с родителями необходим профессионализм и исключительная корректность в деятельности.

Такая деятельность включает ряд этапов. Наиболее важными из них являются.

  • 1-й этап — диагностика (изучение и оценка) воспитательной деятельности и ее последствий. В процессе диагностики изучаются:
    • — состояние воспитательной среды;
    • — особенности взаимоотношений «родитель — ребенок» ;
    • — особенности воспитательной деятельности;
    • — сложившиеся последствия в воспитании ребенка.

Диагностику можно проводить путем непосредственного изучения среды воспитания, особенностей взаимоотношений, воспитательной деятельности и проявления у ребенка результатов воспитания (табл. 31.1). Речь идет о необходимости быть в семье в течение хотя бы нескольких дней, чтобы непосредственно наблюдать проявление родителей (родителя) и ребенка (детей).

Таблица 31.1

Диагностика среды воспитания в семье и се последствий

Факторы воспитательной среды семьи.

Формы проявления факторов воспитательной среды семьи.

Последствия влияния факторов воспитательной среды на ребенка.

Состояние воспитательной среды

Наличие детской комнаты.

Комфортность, освещенность, благоприятная температура.

Ребенок имеет свое место для индивидуальной жизни, игры, сна, целесообразного самопроявления и развития.

Наличие мест для размещения игрушек, одежды ребенка.

Мест для размещения игрушек, одежды ребенка нет или места продуманы и удобны для ребенка в использовании.

Ребенок знает (не знает), где что находится из вещей, принадлежащих ему.

Наличие у ребенка распорядка дня.

Приемлемость и целесообразность распорядка дня, степень его повседневной реализации.

Развитость у ребенка чувства времени и понимания требований распорядка дня.

Общий порядок в детской комнате.

В детской комнате порядок, который поддерживается самим ребенком, все детские вещи на своих местах.

Сформированность у ребенка понимания необходимости убирать на место свои вещи, убирать за собой игрушки после игры.

Беспорядок в детской комнате, нужную вещь в ней практически невозможно найти.

У ребенка не сформировано понимание необходимости убирать на место свои вещи (одежду, книги и пр.), убирать за собой игрушки после игры.

Благодаря огромным усилиям мамы все находится в порядке.

У ребенка не сформировано понимание необходимости убирать на место свои вещи, убирать за собой после игры игрушки.

Благодаря усилиям воспитателя (няни) все находится в порядке.

Особенности взаимоотношений «родитель — ребенок»

Характер взаимоотношений «ребенок — мама» .

Способствующий взаимопониманию и действенности воспитательного воздействия.

Отношение ребенка к маме, к ее воспитательной деятельности, понимание ее и ее требований.

Характер взаимоотношений «ребенок — папа» .

Воспитательная роль папы, обусловленная характером взаимоотношений с ребенком.

Отношение ребенка к папе как воспитателю, понимание его требований.

Место, которое занимает в семье мама, ее авторитетность.

Умная, распорядительная хозяйка дома, которая руководит и воспитывает или няни, беспомощной женщины в доме.

Реакция на воспитательную деятельность мамы со стороны ребенка.

Место, которое занимает в семье папа, его авторитетность и участие в воспитании.

Глава семьи, просто член семьи с невыраженной позицией, деформированная личность, создающая проблемы для жизни и воспитания.

Положительное или отрицательное влияние примера и воспитательного воздействия на ребенка.

Особенности воспитательной деятельности

Единство и взаимопонимание родителей в воспитании.

Свидетельство о наличие в семье единой команды, в которой четко определены место и роль в ней каждого, характеризующее необходимость поддержания или изменения чего-либо в этом.

Понимание ребенком: «можно» и «нельзя»; «хочу» и «надо» .

Отношение родителей к детям и их проявлениям.

Характер опеки по отношению к ребенку.

Соответствующее влияние на ребенка вследствие характера опеки над ним.

Воспитательная деятельности родителей (воспитателя), использование различных им методов воспитания ребенка.

Наличие цели воспитания и целесообразность использования разнообразия методов их достижения.

Дисциплинированность ребенка, сформированные характерные положительные (отрицательные) привычки, влияющие на его самопроявление.

Стиль жизни членов семьи, его соответствие педагогической целесообразности.

Наличие норм и правил для каждого члена семьи, степень руководства ими родителями и детьми.

Усвоенность ребенком норм и правил, своих прав и обязанностей в доме и по дому, принятых в семье, их целесообразность и повседневное проявление.

Целенаправленность в воспитании навыков самообслуживания, самостоятельности.

Родитель (воспитатель) уделяет (не уделяет) внимание воспитанию навыков самообслуживания, самостоятельности.

Ребенок умеет (не умеет) заправлять свою постель, самостоятельно умываться, одеваться.

Представленная таблица излагает только часть наиболее важных аспектов, требующих изучения в процессе диагностики факторов воспитания в семье и выявления ее последствий. Каждый из факторов среды, отношения к ребенку, его воспитанию и собственно воспитательная деятельность несет в себе множество проявлений, требующих специального изучения, осмысления и определения учета позитивного, профилактики негатива и путей преодоления его последствий.

Полученная информация в ходе диагностики позволяет перейти к следующему этапу.

2-й этап — анализ полученной информации, ее оценка, определение источника недостатков в воспитании и определение перспективы ближайшей коррекционной деятельности. Как показывает практика, причины недостатков в воспитании могут быть в ребенке, его своеобразии, которое не позволяет обеспечить управление процессом развития, воспитания и требуют специального подхода. Они могут быть в матери, ее повышенной тревожности, излишней опеки, неспособности быть твердой, последовательной, ей легче сделать все самой, чем добиться от ребенка или безразличие мамы и вседозволенности ребенку.

На основе анализа разрабатывается программа действий, которая включает следующие меры:

  • — ввести правила каждому ребенку, направленные на формирование организованности и самостоятельности: застилать свою постель; одеваться самостоятельно; собирать после игры игрушки и укладывать их на место; убирать в своей комнате; готовить одежду и обувь на следующий день;
  • — установить распорядок дня, обсудить его с ребенком и обеспечить неукоснительное выполнение, что способствует формированию организованности и дисциплины;
  • — ввести этикет в отношениях и поведении ребенка за столом: сидеть ровно; кушать самостоятельно; руки на стол не класть; пользоваться салфеткой; по завершении еды сложить на тарелку нож и вилку; спросить разрешение выйти из-за стола;
  • — ответственность за свои вещи их чистоту и сохранность. Все должно иметь свое место;
  • — поддержание благоприятной среды в детской комнате. Своевременно убирать не используемую детьми одежду, игрушки, ненужные вещи.

Особенностью реализации программы является то, что она далеко не всегда может быть такой гладкой, как ее описали. На ней сказывается своеобразие ребенка (детей), сложившийся стереотип воспитательной деятельности родителей и способность перестроиться и обеспечить наиболее оптимальное выполнение рекомендаций. Иногда необходимо использовать возможности «третьего» лица — няни, социального педагога. Однако подобный институт в России профессионально сформирован недостаточно.

Еще более сложной является коррекция воспитательной деятельности и взаимоотношений подростка и родителей. Такая коррекция проводится в центрах социальной поддержки семьи и детей, медико-психолого-социальных центрах.

На практике непосредственная реализация коррекции воспитательной деятельности родителей дело исключительно сложное. С одной стороны, исключительно сложно раскрыть всю полноту упущений и недостатков со стороны родителей, которые привили к характерным негативным проявлениям ребенка. С другой — стереотип проявления мамы как воспитателя и ребенка как субъекта недостатков и упущений в воспитании может иметь высокую степень устойчивости. Последнее, а также неготовность к критичному осмыслению недостатков и поиску путей обеспечения качественно иных подходов в воспитании выступает основным сдерживающим фактором эффективности коррекционной работы.

Подросток привыкает к негативному воздействию родителей и часто проявляет себя в ответной реакции не всегда адекватной ситуации. Нередко последнее провоцирует еще более негативную реакцию родителей и наоборот. Формируется своего рода замкнутый круг: неадекватная реакция родителя провоцирует проявление ребенка, он своим проявлением провоцирует неадекватную реакцию родителя.

Коррекция воспитательной деятельности родителя и негативного проявления подростка также осуществляется поэтапно.

1-й этап — диагностика (изучение и оценка) воспитательной деятельности родителей и ее последствий. Как правило, диагностика начинается с беседы с мамой, в ходе которой социальный педагог старается выявить, в чем существо сложившейся проблемы и вследствие чего она сформировалась. Затем проводится беседа с подростком. Важно выявить его позицию и оценку событий. Иногда для более полного представления о характере взаимоотношений и недостатков в воспитании необходимы не одна беседа с родителем и ребенком, а также посещение дома для знакомства с образом жизни, наблюдения за взаимодействием.

В практике центров коррекционной работы используются видеозаписи встреч с каждым членом семьи. Такие материалы могут использоваться как в аналитической деятельности, так и, при необходимости, собственно в коррекционной.

На этом этапе важно выявить, в чем собственно те недостатки и упущения со стороны родителя (родителей), которые способствовали формированию негативные проявления подростка, а также, что наиболее остро в поведении и поступках ребенка, может сказаться на перспективе преодоления недостатков.

  • 2-й этап — анализ полученной информации, ее оценка, определение источника недостатков в воспитании и определение перспективы ближайшей коррекционной деятельности. На основе полученных в ходе диагностики данных прогнозируется перспектива коррекционной деятельности и составляется программа, определяются этапы ее реализации. При наличии видеозаписей формируются материалы, для использования в коррекционной деятельности как при индивидуальной, так и при совместной работе с членами семьи.
  • 3-й этап — реализационный. Он предусматривает поэтапную реализацию разработанной ранее программы. Осуществляются беседы: либо в начале отдельно с каждым членом семьи, для того, чтобы способствовать осознанию ими проявляемых недостатков, а затем совместно, либо сразу совместно. Совместную беседу проводят тогда, когда она достаточно подготовлена и от нее можно ожидать положительного результата. В ходе такой беседы могут использоваться заранее подготовленные видеозаписи. Они позволяют совместно просмотреть и обсудить те выявленные недостатки (педагогические ситуации), которые наиболее полно проявляют причины конфликтов.

Реализация программы коррекционной деятельности требует величайшего такта и внимания со стороны специалиста. В противном случае она может просто не состояться.

Таковы некоторые подходы к пониманию социально-педагогической коррекции воспитания в семье.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой