Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования установлена зависимость между уровнем духовно-нравственной культуры будущего учителя и личностью преподавателя вуза. Чем компетентнее работает педагог, ведет целенаправленную деятельность по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя, совершенствует формы, методы и средства обучения и воспитания, рабочие программы по педагогическим курсам, тем успешнее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
    • 1. 1. Духовно-нравственная культура будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность понятия «духовно-нравственная культура»
    • 1. 3. Образовательный процесс вуза как фактор формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
    • 1. 4. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
  • Глава 2. Опыт формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
    • 2. 1. Изучение сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя

Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для информационного общества начала XXI века характерно развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразного знания для всех людей в любой точке планеты. Изменение социально-экономических условий отражается на системе ценностных ориентаций. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению материальных благ. Вместе с тем, процессы глобализации, охватившие весь мир, требуют сохранения отечественных традиций, самобытности культуры, для которой характерно превалирование духовных ценностей. В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что духовное единство народа — такой же важный фактор развития России, как политическая и экономическая стабильность. В связи с этим целью образовательного процесса в вузе должен быть человек, умеющий принимать решения не столько с позиций полезности, сколько моральной обоснованности. Необходимы новые подходы к формированию личности будущего учителя, который бы обладал высоким уровнем духовно-нравственной культуры и мог бы выступить в качестве транслятора ценностей и норм, определяющих жизненную позицию человека.

Проблема духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.- православных: Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина и др., а также в современных исследованиях Л. П. Буевой, И. М. Ильичевой, Т. И. Петраковой, Н. М. Романенко, Д. В. Чернилевского, В. Н. Шердакова и др.

Психологический аспект понятия «духовность» освещен в работах В. В. Знакова, И. М. Ильичевой, Е. И. Исаева, Д. А. Леонтьева, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова и др.

Сущность духовно-нравственного воспитания, его содержание и формы разработаны С. И. Гессеном, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинским, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским и другими, а также.

К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Андреевым, О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Ю. П. Вавиловым, Г. Н. Волковым, Б. 3. Вульфовым, В. Д. Ивановым, Б. Т. Лихачевым, В. А. Мудриком, А. И. Шемшуриной, Н. Е. Щурковой и др.

Культура как совокупность лучших творений человеческого духа рассмотрена П. С. Гуревичем, Б. С. Ерасовым, А. С. Карминым, В. А. Разумным, В. С. Степиным, В. П. Тугариновым, А. Я. Флиером и др.

Образовательный процесс в вузе проанализирован в исследованиях В. Л. Абрамова, Е. П. Белозерцева, Т. С. Буториной, С. В. Владимировой, И. М. Ильинского, Э. В. Онищенко, С. И. Плаксия, В. А. Садовничего, В. А. Ситарова и других.

Подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности посвящены труды О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Л. В. Байбородовой, А. А. Вербицкого, М. М. Левиной, Ф. И. Кевля, Н. В. Кузьминой, Т. В. Лодкиной, И. Д. Лушникова, Л. В. Поздняк, Т. С. Поляковой, М. И. Рожкова, Л. Г. Семушиной, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др.

Анализ теоретической литературы по данной проблеме и ее современного состояния позволил выявить основные противоречия между:

— преобладанием индивидуализма, прагматизма, ориентацией на материальные ценности и стремлением человека к жизни, детерминированной духовными ценностями;

— объективной необходимостью в квалифицированных учителях с высоким уровнем духовно-нравственной культуры, способных к дальнейшему совершенствованию образовательной сферы, и низким уровнем ее развития у выпускников педагогических вузов.

Исходя из вышеизложенных противоречий, возникает проблема: при каких педагогических условиях будет эффективно формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Объект исследования: образовательный процесс вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя будет эффективно, если вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса детерминирована духовными ценностями;

— организация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и интеграции всего профессорско-преподавательского состава вуза;

— логика процесса заключается в движении от установления личностно значимой связи между духовной ценностью и индивидом через ее осмысливание, переживание к ее принятию, «присвоению»;

— творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной культуры.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза как актуальную педагогическую проблему.

2. Раскрыть содержание понятий «духовность», «духовно-нравственная культура».

3. Разработать модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.

4. Выявить и реализовать педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Методологическую основу исследования определяют подходы: системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Г. П. Выжлецов, В. А. Ганзен, Т. В. Лодкина, Л. Ф. Спирин и др.) — философско-антропологический к исследованию образовательного процесса (О. Ф. Больнов, Б. С. Гершунский, Л. М. Лузина,) — средовой (Т. С. Буторина, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган, В. И. Слободчиков и др.) — субъектно-деятельностный (Л. И. Божович, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — культурологический (П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, Н. Е. Щуркова и др.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили: философская концепция развития духовности как высшей ценности человека (Б. Т. Лихачев, К. Д. Ушинский, В. Д. Шадриков и др.) — концепции формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (Л. В. Байбородова, Л. В. Загрекова, Н. Б. Крылова, М. И. Рожков,.

B. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) — идеи личностно ориентированного образования и воспитания (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Сериков и др.) — идеи педагогической герменевтики (В. Дильтей, Л. А. Микешина,.

C. И. Тягунов и др.) — идеи экзистенциализма (Б. М. Бим-Бад, М. И. Рожков, В. Франкл и др.) — когнитивно-эволюционная теория Л. Кольберга.

Методы исследования: теоретический анализ литературымоделированиебеседа, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельностиопытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.

База исследования: Вологодский государственный педагогический университет, Вологодский институт бизнеса.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (2002;2003 гг.) — изучение философской, психологической и педагогической литературы, определение цели, задач, гипотезы, обоснование методологии и методов научного исследования.

II этап (2003;2004 гг.) — разработка модели формирования духовно-I нравственной культуры будущего учителя, проведение опытноэкспериментальной работывыявление педагогических условий.

III этап (2004;2007 гг.) — анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

— уточнено понятие «духовно-нравственная культура учителя» в контексте образовательного процесса педагогического вуза;

I'.

— охарактеризованы педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза;

— выявлены критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования: I — раскрыта концепция формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза;

— обоснована модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя, эффективно функционирующая на основе опредмечивания ее теоретико-методологического, психологического и технологического блоков.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработана и апробирована программа спецкурса «Формирование Ь духовно-нравственной культуры будущего учителя», определены возможности педагогических дисциплин в формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя. Подготовлен учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика», в котором уделено серьезное внимание формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций работырепрезентативностью исследовательских данныхрезультатами опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими об успешности процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего учителяих непротиворечивостью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях, выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах: «Ненасилие как образ жизни» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.) — «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями» (Москва, 2005 г.) — «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва, 22−23 декабря 2004 г.) — «Исследовательская культура: теория и практика» (Вологда, 2005, 2006 гг.) — «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Вологда, 2004 г.) — «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества» (СПб, 2006 г.). Материалы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ, педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственная культура — процессуальная целостность, где создаются условия для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминирующие и регулирующие ее мотивацию, выражающиеся в творческом опыте самосовершенствования. Составляющими духовно-нравственной культуры будущего учителя являются: духовно-нравственная направленность личностиспециальные знанияпедагогические умениясистема качеств личностинравственная саморегуляциякультура поведения и взаимоотношенийпонимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения.

2. Модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя состоит из взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического, имеет основным системообразующим фактором цель, реализуемую в ходе успешного I функционирования каждого компонента данной системы, и представляет культурно-образовательное сотворчество всех субъектов.

3. Эффективность формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя обеспечивается следующими педагогическими условиями: вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса обусловлена духовными ценностямиорганизация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и интеграции всего профессорско-преподавательского состава вузалогика процесса заключается в I движении от установления личностно значимой связи между духовной ценностью и индивидом через ее осмысливание, переживание к ее принятию, «присвоению" — творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, ^ заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Данная глава отражает содержание опытно-экспериментальной работы, которая ставила своей целью проверить сформулированные гипотетические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя, используя комплекс методов исследования.

В результате исследования установлена зависимость между уровнем результативности деятельности педагогов и уровнями сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя. Чем успешнее целенаправленная деятельность педагогов по формированию духовно-нравственной культуры, тем эффективнее происходит ее формирование.

Системный анализ диагностики данных на разных этапах опытно-экспериментальной работы свидетельствует об эффективности использованной методики и разработанной программы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя.

В основном удалось повысить уровень духовно-нравственной культуры будущего учителя, реализовав комплекс педагогических условий: вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса детерминирована духовными ценностямиорганизация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и интеграции всего профессорско-преподавательского состава вузалогика процесса заключается в движении от установления личностно значимой связи между духовной ценностью и индивидом через ее осмысливание, переживание к её принятию, «присвоению" — творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало наше исследование, проблема формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза является актуальной, поскольку обусловлена требованиями современного общества в подготовке нравственных личностей.

В определении цели, содержания, способов обучения и воспитания в образовательном процессе вуза особую значимость в настоящее время приобретает антропологическая парадигма. Она исходит из понимания человека как уникальной, свободной и ответственной личности. Образовательный процесс в вузе должен соотноситься с его целостностью, биологической, социальной и духовной составляющими.

В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического. Выход на модельную интерпретацию позволяет прогнозировать процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Данные проведенного исследования свидетельствуют, что уровень духовно-нравственной культуры будущего учителя зависит от его интеллектуального развития, связан с ценностными ориентациями.

В формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя выявлены следующие тенденции: интересы будущих учителей становятся более индивидуалистически окрашеннымиценностные ориентации носят ситуационно-приспособленческий характер, которые не могут служить прочной базой для адаптации в современных условиях. Нужна интеграция сил профессорско-преподавательского состава вуза для целенаправленной работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя является важной задачей профессиональной подготовки, решение которой осуществляется на лекционных, семинарских, практических занятиях, при написании курсовых и дипломных работ, проведении педагогической практики. Осуществляя данную деятельность, необходимо разработать структуру, включающую целевой, содержательно-технологический и аналитический компоненты.

В результате исследования установлена зависимость между уровнем духовно-нравственной культуры будущего учителя и личностью преподавателя вуза. Чем компетентнее работает педагог, ведет целенаправленную деятельность по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя, совершенствует формы, методы и средства обучения и воспитания, рабочие программы по педагогическим курсам, тем успешнее идет процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя. В тех случаях, когда субъекты воспитания сами негативно относятся к формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя, цели могут быть не достигнуты.

Установлено, что эффективность формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя повышается при следующих педагогических условиях: вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса детерминирована духовными ценностямиорганизация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и интеграции всего профессорско-преподавательского состава вузалогика процесса заключается в движении от установления личностно значимой связи между духовной ценностью и индивидом, через ее понимание, переживание к ее принятию, «присвоению" — творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной культуры.

Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи, в основном подтвердилась выдвинутая гипотеза. Выявлен ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения: культивирование духовности как профессионального качества учителядиалектика традиционного и инновационного в мире ценностей учителяразработка эффективных средств воспитания духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299,2.с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методол. пробл. / А. Н. Аверьянов М.: Политиздат, 1985. — 263с.
  3. Актуальные понятия современной педагогики // Педагогика. 2003. — № 7. -С. 44−60.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Мн.: Университетское, 1990. — 560с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -2-е изд. СПб.- М.- Харьков- Мн.: Питер, 2001. — 272с.
  6. В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 272 с.
  7. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по психол. и пед. спец. / Г. М. Андреева 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288с.
  8. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: Из-во «ACT», 2001.-960 с.
  9. Е.И. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры учителя / Е. И. Артамонова // Педагогическое образование и наука.2005.-№ 5.-С. 4−8.
  10. М.П. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический анализ / М. П. Арутюнян // Высшее образование в России.2006. № 2. — С.78−82.
  11. H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
  12. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / H.A. Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.
  13. К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С. 50−54.
  14. О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. к.п.н.: 13.00.06/О.С. Барило. Кострома, 1999.- 19 с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин / Сост. С.Г. Бочаров- Текст подг. Г. С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: «Искусство», 1986. — 445с.
  16. В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей / В. Г. Белинский // В. Г. Белинский Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. — 288с.
  17. Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
  18. В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: автореферат дис. .д.п.н. / В. А. Беляева. — М., 1999. 37 с.
  19. H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / H.A. Бердяев- Ред.-составители Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.: Из-во «Флинта», 1999.-310 с.
  20. H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479с.
  21. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-пед. обеспечения техн. обучающих систем / В. П. Беспалько.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
  22. В.М. Психика и жизнь: В 2-х т. / В. М. Бехтерев. Спб. Фак. психологии С.-Петерб. ун-та: Алетейя, 1999. — 255 с.
  23. И.И. О воспитании вообще / И. И. Бецкой // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. Соловков. М.: Педагогика, 1985.-С. 172−173.
  24. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций / Б.М. Бим-Бад.- М.: Изд-во УРАО, 2003. 208с.
  25. И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.:Эдиториал УРСС, 1997. — 448с.
  26. В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX века под влиянием изменений ценностный ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / В. И. Блинов.-М. 2001.- 31 с.
  27. JI.B., Фишбейн М. Х. Срединность как ценность-цель, формирующая духовное в человеке и в человеческом сообществе / JI.B. Блинов, М. Х. Фишбейн // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 5. — С.9−14.
  28. П. П. Мои воспоминания / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1971.-175 с.
  29. Бодал ев A.A. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи / A.A. Бодалев // Мир образования -образование в мире.-2004. -№ 1(13).-С. 5−12.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. Ин-т- Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.- Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. 349 с.
  31. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: БРЭ, 2000.- 1435 с.
  32. E.B. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  33. И.М., Кувакин В. А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, A.A. Кудишина / Под ред. В. А. Кувакина, А. Г. Круглова. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. -350с.
  34. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2 — С. 3−9.
  35. Н.Ф. Как я стал и перестал быть «учителем учителей» / Н. Ф. Бунаков // Н. Ф. Бунаков Избранные педагогические сочинения. Из-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. — 412с.
  36. Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие / Т. С. Буторина. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004. — 100с.
  37. К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления/ К. Н. Вентцель // Вентцель / Сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 216с.
  38. Ю., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. — № 5. — С. 59−62.
  39. C.B. Основные тенденции развития образования на рубеже XX и XXI веков / C.B. Владимирова // Образование в современном мире: зарубежный опыт: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-С.З-15.
  40. В.И. Идеал народного учителя / В. И. Водовозов // В. И. Водовозов Избранные педагогические сочинения / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986.-474 с.
  41. О., Идеалы современной вузовской молодежи / О. Волкогонова, Е. Панина, А. Малов // Высшее образование в России. 2002.-№ 6. — С. 105−117.
  42. Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки: автореферат дис. .к.п.н.: 13.00.01/ Е. А. Воронина. — Вологда, 2002.-19 с.
  43. А.Э. Монолог о Диалоге и Понимании / А. Э. Воскобойников // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1.- С. 22−27.
  44. Выготский J1.C. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.-144с.
  45. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.
  46. B.Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. -352с.
  47. Г. Г. Личностно-ориентированное педагогическое образование / Г. Г. Габдуллин // Высшее образование в России. 2004. — № 9 — С. 73−75.
  48. Г. Г. Условия и факторы развития духовной культуры учителя / Г. Г. Габуния. Дисс.. к. психол. н. -М., 1998. — 127с.
  49. О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекоменд / О. С. Газман, A.B. Иванов. М., 1992. — 114 с.
  50. В.А. Системное описание в психологии / В. А. Ганзен. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-175 с.
  51. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /
  52. C.И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448с.
  53. С.И. Методологические основы социального познания. Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей / С. И. Гончарук. М.: АПК и ПРО, 2004. — 244с.
  54. Григорий Нисский (святой) Об устроении человека / Григорий Нисский / Перевод, послесл. и прим. В.М. Лурье- Под ред. А. Л. Берлинского. СПб.: Axioma, 2000.-220 с.
  55. Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2001.-560с.
  56. П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
  57. Т., Ирхина И. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя / Т. Давыденко, И. Ирхина // Высшее образование в России. -2005.-№ 5.-С. 148−151.
  58. В. Описательная психология / В. Дильтей. 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1996. — 153,2.с.
  59. Дистервег Ф.В. А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.В. А. Дистервег // Ф.В. А. Дистервег Избранные педагогические сочинения / Сост. В. А. Ротенберг, общ. ред. E.H. Медынского. М., 1956. — 374с.
  60. Т.А. Некоторые проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке / Т. А. Дмитриенко // Проблемы и перспективыпедагогического образования в XXI веке. Труды научно-практической конференции. М.: Прометей, 2000. — С. 314−316.
  61. H.A. О значении авторитета в воспитании/ H.A. Добролюбов// H.A. Добролюбов Избранные педагогические сочинения /Сост. В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
  62. Домострой. Юности честное зерцало. М., «ДАРЪ», 2006. — 320с.
  63. Древнерусские афоризмы из «Пчелы» // Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв./Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. М.: Мол. Гвардия, 1990. — С. 243−244.
  64. И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи / И. М. Дугин. Дисс. к. фил ос. н. — СПб, 1996. — 141с.
  65. Духовность как основа общения: образование и культура. Материалы научно-практической конференции / Под ред. С. Ю. Баранова, В. Б. Конасова, И. Д. Лушникова, Г. В. Судакова. Вологда, 2002. — 280 с.
  66. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  67. Л.В. Методологические основы воспитания будущего учителя / Л. В. Загрекова // Высшее образование в России. 2001. -№ 5. — С. 59−64.
  68. A.B. Психология действия: Избранные психол. Труды / A.B. Запорожец / Сост. А.И. Назаров- Авт. вступ. ст. Л. А. Венгер, В.П. Зинченко- Авт. коммент. В. П. Зинченко, В. В. Давыдов. М.:МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000.-731с.
  69. А.Г. Методология и процедура социологических исследований / А. Г. Здравомыслов. М.: «Мысль», 1969. — 205с.
  70. В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский / Сост. А.Д. Червяков- Ред. В. В. Рубцов. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 346 с.
  71. И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность / И. А. Зимняя // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1. — С. 67−74.
  72. В. Деятельность. Знание. Духовность / В. Зинченко // Высшее образование в России. 2003.- № 5. -86−91.
  73. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры /В.В. Знаков // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2001. — С. 429 — 432.
  74. Е.А. Дискуссия о проблемах высшего педагогического образования в России на рубеже XIX -XX вв. / Е. А. Иванов // Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 83−91.
  75. В.В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента в вузе / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. 2004. — № 1. -СЛ 05−113.
  76. П., арх. Нравственность. О вере и нравственности по учению православной церкви / П. Игумнов. М. :МП, 1991.
  77. С.Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
  78. Л.П. Духовно-нравственная культура учителя: сущность, содержание, структура / Л. П. Илларионова. М., 2001. — 216 с.
  79. И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин- сост., предисловие и комментарий Ю. Т. Лисицы. М.: Айрис-пресс, 2005. — 576с. — (Белая Россия).
  80. И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -431с.
  81. И.А. Спасение в цельности / И. А. Ильин // Школа духовности. -2001. № 2. — С.4−6.
  82. И.М., Гуревич П. С. Понимание как цель образования / И. М. Ильинский, П. С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1. — С. 5−15.
  83. И.М. Психология духовности: автореферат дис. д-ра психол. н. / И. М. Ильичева. СПб, 2003. — 51с.
  84. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Греция: Издание Монастыря Параклита Оропос Аттикис, 1990. — 382 с.
  85. М.С. О духовном (опыт категориального анализа) / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.-С. 122−136.
  86. М.С. О системном подходе к системному подходу / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.-С. 17−29.
  87. М.С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — С. 76−89.
  88. В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике: автореферат дис. к.п.н. / В. А. Калачева. Петрозаводск, 2003. — 20 с.
  89. А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды / А. Г. Калашников. М.: Педагогика, 1990. — 368с.
  90. Н.Г. Педагогическое образование в России: уроки истории / Н. Г. Калиникова // Вопросы образования. 2005. — № 4. — С. 304−318.
  91. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // П. Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  92. П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. СПб: Издание О. Богдановой, 1910. — 540с.
  93. П.Ф. О подготовке школьных учителей / П. Ф. Каптерев // П. Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704с.
  94. В.А. Воспитат. система школы: пед. идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Новая школа, 1992. — 128с.
  95. A.C. Основы культурологи: морфология культуры / A.C. Кармин. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. — 512 с.
  96. И.В. Отрывки / И. В. Киреевский // И. В. Киреевский Полное собрание сочинений в 2-х т. Т.2. — М.: в типографии П. Бахметева, 1861. -345с.
  97. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176с.
  98. А.К. Психология нравственности / А. К. Колеченко // Православие и нравственность / Отв. ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. -СПб., 2006.-С. 34−39.
  99. Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Я. А. Коменский Избранные педагогические сочинения: В 2-т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. — С. 242−476.
  100. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 2. — С. 2−31.
  101. JI. Интерактивные методы обучения / Л. Корнеева // Высшее образование в России. 2004 — № 12. — С. 105−108.
  102. H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ / H.A. Корф. СПб., 1870. — 363с.
  103. Я. Воспитание личности: Книга для учителя / Я. Корчак / Сост., авт. вступ. ст. В. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992. — 285с.
  104. H.A. Духовная культура учителя: подходы, проблемы, находки / H.A. Корякина // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 1. -С.149−153.
  105. Л.И. О подготовке студентов к семейной жизни / Л. И. Краева // Семья в изменяющемся мире: Всероссийская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. Сыктывкар, 1994. — С. 76−78.
  106. Н.К. Избранные педагогические сочинения / Н. К. Крупская / Ред. коллегия И. А. Каиров (гл. ред.) и др. М.: Из-во Академии пед. наук РСФСР, 1955.-868 с.
  107. Н.К. О подготовке учителей / Н. К. Крупская // Н. К. Крупская Об учителе / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1960. — С. 41−48.
  108. Н.К. Об учителе / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1960. — 360 с.
  109. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  110. В.К. Взаимодействие в системе «педагог ребенок — родители» / В. К. Крючков // Педагогика. — 2002.- № 9.- С.27−32.
  111. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. — 183с.
  112. Л.Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 3. — С. 46−59.
  113. В.Г. Становление личности лектора / В. Г. Куценко. Л.: Знание, 1988.-32 с.
  114. Д.Г. Российская школа: цели и ценности / Д. Г. Левитес // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 12−17.
  115. М.Л. Духовная жизнь общества и ценностные ориентации человека в культуре / М. Л. Лезгина // Молодежная культура и ценности будущего. СПб, 2001. — С. 5−8.
  116. В.А. Духовность и рациональность/ В. А. Лекторский // Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. -1996. № 2. — С.31−32.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.:Политиздат, 1977. — 304с.
  118. Д.А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 476с.
  119. Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика 2006. — № 2. — С.23−28.
  120. .Т. Философия воспитания. Спец. курс: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  121. Д.С. Раздумья / Д. С. Лихачев / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. М., 1991.-318 с.
  122. Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: автореферат дис.. д-ра п. н. / Т. В. Лодкина. Москва, 1997. — 44с.
  123. Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. М.: изд-во «Академия», 2003. — 192с.
  124. .Ф. Системность в психологии: Избранные психол. труды / Б. Ф. Ломов / Под ред. В. А. Барабанщикова и др.- Академия пед. и социал. наук, Моск. Психолого-соц. ин-т. М.- Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1996. — 383 с.
  125. М.В. Из «Проекта регламента академической гимназии» / М. В. Ломоносов // М. В. Ломоносов О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. М.: Педагогика, 1991. — 344с.
  126. А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев / Сост. Ю. А. Ростовцев. М., 1988.-366 с.
  127. Н.О. Избранное / Н. О. Лосский / Сост. В. П. Филатова. М.: Правда, 1991.-622с.
  128. Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход/ Л. М. Лузина. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. — 190с.
  129. Л.М. Феноменология русской духовности как педагогическая проблема / Л. М. Лузина // Педагогика Культуры. 2005.- № 1. — С. 9−13.
  130. Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / Л. М. Лузина. -СПб, 1998.-86с.
  131. Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа / Дж. Г. Льюис. -Мн., 1997.-208 с.
  132. Л.Л. Размышления о педагогическом образовании в России / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. 2005. — № 4. — С. 7−24.
  133. A.C. Некоторые соображения о школе и наших детях/ A.C. Макаренко// Макаренко A.C. Избранные произведения: В 3-х т. Т.З. — К., 1984.-576с.
  134. A.C. О некоторых проблемах теории и практики воспитания /A.C. Макаренко //A.C. Макаренко О воспитании / Сост. И авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  135. В.А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореферат дис. .к.п.н / В. А. Макарова. Калуга, 2001. — с.
  136. H.A. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа: автореферат дис. .к.п.н / H.A. Макарычева. -Киров, 2004.-22с.
  137. С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 13.00.02 / С. Г. Макеева.-Ярославль, 2001.-46с.
  138. Г. С. Педагогические условия становления со-бытийной общности семьи и школы / Г. С. Маломоркина. Автореф. дисс. .к.п.н. -Псков, 2004.-24 с.
  139. А.К. Психология труда учителя: Кн для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  140. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура.- М., 1955. 238 с.
  141. А. Магизм и единобожие / А. Мень. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 704 с. — (Антология мысли).
  142. A.B. Рыночные ориентиры студенчества/ A.B. Меренков // СОЦИС. 1998.- № 12. — С. 97−100.
  143. JI.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Микешина. -М., 1997.
  144. Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души/ Митрополит Иерофей (Влахос) / Пер. с греч. А. Крюков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. — 368с.
  145. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников / A.B. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
  146. A.A. Культура речи: Учеб. пособие / A.A. Мурашов. 2-е изд. стер. — М., 2004.-576с.
  147. В.И. Идея духовности / В. И. Мурашов. М.: Гелиос АРВ, 2000. -198 с.
  148. Э.М., Ситник А. П. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России/ Э. М. Никитин, А. П. Ситник / МО РФ. РИПКРО. М., 1993.
  149. Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Новиков / Сост. H.A. Трушин. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1959. — 256 с.
  150. B.C., Барановская Л. Образ специалиста в модели будущего / B.C. Нургалиев, Л. Барановская // Сибирский педагогический журнал. 2004. -№ 1. -С.144−157.
  151. В.Ф. Советы учителям приходских училищ / В. Ф. Одоевский // В. Ф. Одоевский Избранные педагогические сочинения/ Сост., ред., вступит, статья и прим. чл.- кор. Акад. пед. наук РСФСР проф. В. Я. Струминский. М.: Успедгиз, 1955. -368с.
  152. О.Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре / О. Д. Олейникова // Сибирский педагогический журнал. 2004- № 2. -С. 72−82.
  153. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  154. Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. -216с.
  155. О.Г., Бирич И. А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики) / О. Г. Панченко, И. А. Бирич. М.: АПКиПРО, 2003. — 154с.
  156. Педагогическая энциклопедия. Т.З. — М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1966. — С. 549.
  157. Педагогические технологии: Методические рекомендации / Сост. А. П. Черняевская. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 52 с.
  158. Н.И. О создании педагогической семинарии при Решельевском лицее в Одессе / Н. И. Пирогов // Н. И. Пирогов Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  159. Д.И. Избранные пед. сочинения / Вступ. ст. В. В. Большаковой. -М.: Педагогика, 1984. 367с.
  160. С.И. Парадоксы высшего образования / С. И. Плаксий. М.: Национальный институт бизнеса, 2005. — 424с.
  161. Платон Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон / Общ. ред. А. Ф. Лосева,
  162. B.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи- Примеч. А. Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи- Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 528 с.
  163. Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (Состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. — № 2. — С. 3−33.
  164. Е.З. Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа: автореферат дис. к.п.н.: 13.00.01 / Е. З. Плотникова. Казань, 2003. — 22 с.
  165. O.K. Нравственное сознание учителя: этический аспект / O.K. Позднякова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 160 с.
  166. Положение для благороднаго пансиона при главном педагогическом институте. СПб.: в Медицинской типографии, 1817. — 25 с.
  167. Л.А. Грани духовности / Л. А. Попов // Педагогика. 1996. — № 1.1. C. 40−43.
  168. И.Т. Книга о скудности и богатстве / И. Т. Посошков // И. Т. Посошков «Книга о скудности и богатстве» и другие сочинения / Ред. и комментарии д. ист.н., профессора Б. Б. Кафенгауза. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.-410 с.
  169. Поучение архиепископа Луки к братии // Златоструй. Древняя Русь. XXIII вв./Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 302 с.
  170. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования: Круглый стол // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 52−66.
  171. Ф. Сочинения / Ф. Прокопович / Под ред. И. П. Еремина. -М.-Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 502 с.
  172. З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921−1925 гг. / З. И. Равкин / Под ред. проф. П. Н. Шимбирева. М.: Учпедгиз, 1959.-275 с.
  173. А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. -СПб.: Питер, 2001.-192 с.
  174. С.А. Сельская школа: Сб. статей /С.А. Рачинский/ Сост. Л. Ю. Стрелкова. -М. ¡-Педагогика, 1991.- 176с.
  175. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384с.
  176. В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов / Сост. В. Н. Щербаков. М.:Педагогика, 1990. — 624 с.
  177. Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников / Н. М. Романенко. Автореферат дисс. д.п.н. — Москва, 2003. — 40с.
  178. Руководство к Благонравию или Правила жизни с присовокуплением относящихся к тому рассуждений. Сочинение полезное для юношества / Пер. с фр. А. Андреев. СПб, 1789. — 105с.
  179. Руководство к начальному обучению (для учителей народных школ). -Киев, 1869.-316с.
  180. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Перев. с франц. П. П. Первова. -М.: Изд-во К. И. Тихомирова, 1911. 806с.
  181. Т. Психологический потенциал интерактивных методов / Т. Рыбакова // Высшее образование в России. 2004 — № 12. — С. 41−44.
  182. В.А. Учитель в педагогике нового времени / В. А. Рыбин // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 48−56. .
  183. В., Соколова Л. Воспитание личности будущего учителя/ В. Рындак, Л. Соколова // Высшее образование в России. 2005- № 1. — С. 170 172.
  184. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: «Наука», 1974. — 279с.
  185. P.M. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис. .к.н.п.: 13.00.01 / P.M. Салимова. Уфа, 2000. — 19 с.
  186. JI.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства / Л. А. Сатарова // Педагогика. 2004.- № 5. — С. 4650.
  187. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. O.A. Платонов. М.: Православное из-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. — 1037 с.
  188. В.А., Романюк Л. В., Онищенко Э. В. Гуманистические интенции отечественного историко-педагогического наследия / В. А. Ситаров, Л. В. Романюк, Э. В. Онищенко // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 1. -С. 176−185.
  189. Г. С. Начальная дверь к христианскому добронравию / Г. С. Сковорода // Г. С. Сковорода Сочинения / Пер. с укр. А. Н. Гордиенко. Мн.: Современный литератор, 1999. — С. 16−25.
  190. В.А. Национальная идея как фактор цивилизованного развития России / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 1. -С.6−17.
  191. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  192. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М., 2003.
  193. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  194. В.И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.
  195. Словарь русского языка: В 4-х томах/ Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. -Т.1. -М., 1981.-698 с.
  196. В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII -начала XIX вв. / В.И. Смирнов// Педагогика. 2002. — № 5. — С.70−76.
  197. И. Модели обучения / И. Смирнова // Высшее образование в России. 2006. -№ 3. — С. 96−99.
  198. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия /
  199. B.С.Соловьев // В. С. Соловьев Сочинения в 2-х т./ Сост., общ. ред. и вступ. ст.
  200. A.Ф. Лосева и A.B. Гулыги- прим. С. Л. Кравца и др. Т. 1. — М.: мысль, 19 901. C. 47−548.
  201. Вл. Духовные основы жизни / B.C. Соловьев. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1982. — 142 с.
  202. Т.Б. Институт бизнеса, психологии и управления 10 лет на орбите российского образования: опыт, проблемы, перспективы / Т. Б. Соломатина // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 4. — С. 41−67.
  203. E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. -160с.
  204. В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский //
  205. B.А. Сухомлинский Избранные пед. сочинения в 3-х т. Т.2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: педагогика, 1980. — 384с., ил.
  206. В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский // В. А. Сухомлинский Избранные пед. сочинения в 3-х т. Т. З / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.:Педагогика, 1981.
  207. В.Н. Избранные произведения / В. Н. Татищев / Под общ. ред.
  208. C.Н. Валка. Ленинград: «Наука», 1979. -464с.
  209. JI.H. Об истине, жизни и поведении / JI.H. Толстой. М.: Эксмо, 2007.-992 с.
  210. JI.H. Общие замечания для учителей / JI.H. Толстой // JI.H. Толстой Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  211. В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов / Предисл. А.О. Бороноева- ЛГУ им. A.A. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343с.
  212. В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. СПб.: изд-во Ленинградского университета, 1960. — 156 с.
  213. С.И. Герменевтика образования / С. И. Тягунов // Педагогика Культуры. № 1. — 2005. — С.14−16.
  214. И. Университет: инновационный путь / И. Уманский // Высшее образование в России. 2006. -№ 8. — С. 113−117.
  215. Устав народным училищам российской империи // Антология педагогической мысли XVIII в. М., 1985. — С. 237.
  216. Учебно-методические материалы // Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.9. СПб.: НЕСТОР, 2006. — 22 с.
  217. К.Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский // К. Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: педагогика, 1974.-438 с.
  218. К.Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. — М., 1988.-414 с.
  219. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // К. Д. Ушинский Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5 /Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. 528с.
  220. Философский энциклопедический словарь/ Ред. коллегия С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, Н. М. Ланда, В. Г. Панов, B.C. Степин, П. Н. Федосеев. М.: «Советская энциклопедия», 1989. — 815с.
  221. А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологи / А. Я. Флиер. М.: Академический Проект- Екатеринбург: деловая книга, 2002. — 492 с.
  222. Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская. М.: ВЛАДОС, 2001. — 208с.
  223. Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье / Т. А. Флоренская // Воспитание школьников. № 10. -2001. — С.75−76.
  224. Флоренский Павел, священник Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогическое исследование. Из соловецких писем. Завещание / П. Флоренский / Сост. игумен Андроник (Трубачев), Н. С. Трубачева, Т. В. Флоренская, П. В. Флоренский. М., 1992. — 560 с.
  225. Фрагменты ранних стоиков. Т.1. Зенон и его ученики / Перевод и комментарии A.A. Столярова. — М., 1998. — 229 с.
  226. С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // С. Л. Франк Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. С. 147−216.
  227. A.C. О старом и новом / A.C. Хомяков// A.C. Хомяков О старом и новом. Статьи и очерки / Сост. Б. Ф. Егоров. М.: Современник, 1988. — 462с.
  228. Центр православной педагогической культуры: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. В. А. Беляева, И. М. Коняева, Ю. В. Орлова, Т. В. Певчева, Ю. В. Федина, Н. П. Щетинина. Рязань, 2005. — 52 с.
  229. Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века/ Д. В. Чернилевский. М.: РИО МГТА, 2003. -269с.
  230. В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин / В. Чернов // Высшее образование в России. 2006. -№ 9. — С. 147−149.
  231. Н.Г. Суеверие и правила логики / Н. Г. Чернышевский // Н. Г. Чернышевский Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова- сост. A.B. Плеханов. -М.: Педагогика, 1983. -336с.
  232. А.П., Байбородова J1.B. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / А. П. Черняевская, JI.B. Байбородова, JI.H. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2006. — 108 с.
  233. В.Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков // Психология личности в трудах отечественных психологов // Сост. Куликов JI.B. СПб, 2000.-400 с.
  234. С. Т. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий // С. Т. Шацкий Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. JI.H. Скаткин и др.-T. 2.-М., 1980.-414 с.
  235. А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики / А. Н. Шевелев. СПб.: КАРО, 2003.-432с.
  236. Л.Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: автореферат дис.. к.п.н.: 13.00.08 / Л. Г. Шеняк. -Ростов-на-Дону, 2000. 25с.
  237. В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В.Н. Щердаков// Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. -№ 2.-С. 27−30.
  238. Н.Л. Духовность личности как нравственный императив/ Н. Л. Шеховская // Философско-исторические основы общего образования в России:
  239. Материалы всероссийской научной конференции 3−4 октября 2002 г. М., 2002. -416с.
  240. Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека/ Л. Ф. Шеховцова. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -83с.
  241. О.Б. Ценностные ориентации в профессионально-личностной подготовке учителя / О. Б. Широких // Высшее образование сегодня. 2005. -№ 1. — С. 50−51.
  242. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. В 2-х т. — Т.1. -М.: «Советская энциклопедия», 1963. — 656 с.
  243. П. Чтение о воспитании / П. Юркевич. М.: В Университетской Типографии (Катков и К), 1865. — 272с.
  244. И.В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / И. В. Юстус. Самара, 2002. — 38с.
  245. В. По заветам Ильича / В. Яковлева // Народный учитель. -1924. -№ 5. -С.3−5.
  246. Янкович де Мириево Ф. И. Из «Руководства учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» / Ф. И. Янкович де Мириево // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. Соловков. М.: Педагогика, 1985, — С. 248−252.
  247. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирования в биоэнергетической среде / Т. Ф. Яркина. М., 1996. — 37 с.
  248. Закон РФ «Об образовании» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1 .html, свободный.
  249. Закон РФ «О высшем послевузовском образовании» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gdezakon.ru/fz/vuz/, свободный.
  250. Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001 /index.htm. свободный.
  251. М.И. Концепция экзистенциональной педагогики / Рожков М. И. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vspu.var.ru, свободный.
  252. Etymologisches Woerterbuch der Deutschen / Erarb. von einem Autorenkollektiv des Zentralinstituts fur Sprachwissenschaft unter der Leitung von Wolfgang Pfeifer. Akademie — Verlag Berlin, 1989. — 621 S.
  253. Pekun, Richard Das deutsche Wort: Ein umfassendes Nachschlagewerk des deutschen und eingedeutschten Sprachschatzes. 12. Aufgabe. — Gondrom Verlag Bayreuth. — 904 S.
  254. The New Oxford Dictionary of English / Edited by Judy Pearsall. Oxford university press, 1999. — 2152 p.1. Уважаемые студенты!
  255. Заранее благодарим за помощь.1. Пол.1. Мужской. 2. Женский.2. Ваш возраст.
  256. От 17 лет до 20- 2) От 20 лет до 23- 3) От 23 лет и старше.
  257. Назовите 5 учебных предметов, которые, по Вашему мнению, помогают Вам развиваться духовно.
  258. Что, по Вашему мнению, входит в понятие «духовно-нравственная культура человека»?10. Закончите предложения:
  259. Больше всего в жизни я бы хотел (а).
  260. Главная человеческая потребность это
  261. Забота об обездоленных это.4. Любовь это.5. Добро это.6. Милосердие это.7. Ответственность это.8. Красота это.9. Совесть это.10. Свобода-это.
  262. Рабочая программа спецкурса «Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя»
  263. Общее количество часов 24 Пояснительная записка
  264. Цель спецкурса: развить у будущих учителей основные знания, умения, навыки, необходимые для формирования духовно-нравственной культуры.
  265. Формы организации учебного процесса: проблемные лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
  266. Учебно-тематический план спецкурса
  267. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя"п/п Тема Количество часов 1. Лекция Практ. Самост.
  268. Человек как предмет изучения педагогических наук 2 2
  269. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема 2 4
  270. Феномен духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах 2 2
  271. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса 2 4
  272. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии 2 2
  273. Формирование духовно-нравственной культуры как приобщение к духовным ценностям 2 2 2
  274. Самопознание в структуре формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя 2 2 4
  275. Система работы педагога по формированию духовно-нравственной культуры 4 2 41. Итого: 24 часа 18 6 24
  276. Рабочая программа спецкурса
  277. Человек как общественно-историческое существо, как личность. Социальность как одно из врожденных видовых свойств человека. Человек как самый значимый элемент общества. Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности.
  278. Человек как существо разумное. Сознание и самосознание человека. Способность преодолевать органические потребности.
  279. Духовность человека как способность ориентироваться на высшие ценности. Идеальное бытие человека. Природа креативности человека.
  280. Человек как целостное явление. Формы проявления целостности человека.
  281. Противоречивость как видовая особенность человека. Формы ее проявления.
  282. Тема 2. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
  283. Тема 3. Феномен духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах
  284. Феномен формирования духовно-нравственной культуры в светской педагогической науке: история проблемы. Место духовно-нравственного воспитания в гуманистической образовательной парадигме. Сущность понятия.
  285. Тема 4. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса
  286. Толерантность как условие гуманизации педагогического процесса. Воспитание толерантности. Эмпатия как составляющая педагогического общения. Диалогизация педагогической деятельности. Качества педагога, способного к диалогу.
  287. Тема 5. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии
  288. Антропоориентированные образовательные учреждения. Культурная среда образовательного учреждения.
  289. Тема 6. Формирование духовно-нравственной культуры как приобщение к духовным ценностям
  290. Культура, аксиологический и антропологический подходы к ее пониманию. Компоненты культуры: ценности, нормы и знания.
  291. Тема 7. Самопознание в структуре формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
  292. Тема 8. Система работы педагога по формированию духовно-нравственной культуры
  293. Структура личности учителя. Основы культуры учителя. Профессиональная компетентность педагога. Система ценностей современного учителя и ее развитие. Эмоциональная культура учителя.
  294. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика воспитательного процесса, диалогический характер взаимодействия. Событийная общность учителя и учащегося. Условия со-бытийной общности.
  295. Диагностика в деятельности педагога по формированию духовно-нравственной культуры. Сущность педагогической диагностики. Методики диагностики формирования духовно-нравственной культуры.
  296. Технологии, используемые в формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя: проблемное обучение, проектное обучение, дискуссия, «педагогические мастерские», деловая игра.
  297. Методы, приемы, средства формирования духовно-нравственной культуры.
  298. Организационные формы формирования духовно-нравственной культуры. Специфика организационных форм: камерность, направленность на саморазвитие, диалогичность, включенность в целостную воспитательную среду.
  299. Написать микросочинение на тему: «Бездуховность: проблема общества и проблема человека».
  300. Самопознание будущего учителя.
  301. Дискуссия на тему: «Кто нравственнее: богатые или бедные».
  302. Разработать воспитательное дело по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.
  303. Составить план работы классного руководителя по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.1. Вопросы к зачету
  304. Человек как существо био-социо-духовное. Целостная природа человека.
  305. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная проблема.
  306. Тенденции и направления исследования феномена духовно-нравственной культуры будущего учителя.
  307. Специфика понимания сущности духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах.
  308. Ценностные аспекты формирования духовно-нравственной культуры. Система ценностей современного учителя.
  309. Философско-антропологический, культурологический, системный подходы в формировании духовно-нравственной культуры.
  310. Герменевтический, экзистенциальный, акмеологический подходы в формировании духовно-нравственной культуры.
  311. Значение культуросообразной воспитывающей среды в формировании духовно-нравственной культуры.
  312. Диалог как контекст и средство формирования духовно-нравственной культуры. Диалогическое мышление педагога как необходимое условие успешного формирования духовно-нравственной культуры.
  313. Роль самопознания и самовоспитания в формировании духовно-нравственной культуры.
  314. Становление ценностно-смысловой сферы человека в процессе формирования духовно-нравственной культуры. Знания, ценности и смыслы как категории духовного воспитания.
  315. Основные характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры. Факторы формирования духовно-нравственной культуры.
  316. Логика и динамические характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры. Принципы. Проблемы проектирования в сфере формирования духовно-нравственной культуры.
  317. Диагностическая функция в деятельности педагога. Диагностика в процессе формирования духовно-нравственной культуры.
  318. Система методов, приемов и средств формирования духовно-нравственной культуры. Организационные формы.
  319. Духовно-нравственное саморазвитие как часть профессионального самосовершенствования педагога и как результат преобразующего воспитательного взаимодействия.
  320. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии.
  321. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса.
  322. Темы рефератов и курсовых работ
  323. Поиски смысла жизни в творчестве писателей-классиков.
  324. Работа классного руководителя по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.
  325. Становление духовно-нравственной культуры учащихся старших классов.
  326. Воспитательная ценность народных пословиц и поговорок о добре и зле (сказок, песен, игр и игрушек) в формировании духовно-нравственной культуры детей.
  327. Значение семейного воспитания в становлении духовности личности ребенка.
  328. Роль государственных и политических структур в становлении духовно-нравственной культуры личности.
  329. Движущие силы духовно-нравственного развития личности.
  330. Значение создания ситуации успеха учителем для духовно-нравственного становления личности.
  331. Особенности духовного общения в учебно-воспитательном процессе.
  332. Система методов, приемов, средств духовного самосовершенствования личности.
  333. Развитие идей воспитания духовности в произведениях древнерусских авторов.
  334. Особенности духовно-нравственного воспитания в закрытых учебных заведениях.
  335. Значение школьного музея в становлении духовно-нравственной культуры школьников.
  336. Русские религиозные философы о духовно-нравственном воспитании личности.
  337. Сравнение взглядов современных зарубежных и отечественных педагогов на формирование духовно-нравственной культуры человека.
  338. Религиозное воспитание за рубежом и в России.
  339. Значение учебных книг для детей в России XVIII в. (XIX в.).
  340. Сущность, содержание и методы православной педагогики.
  341. Молитва, исповедь, покаяние, проповедь педагогический инструментарий христианской педагогики.
  342. Католический и православный варианты христианской педагогики.
  343. Духовный идеал личности в педагогике отцов церкви.
  344. Духовно-нравственный идеал учителя в истории педагогики.
  345. Педагогические идеалы Ветхого и Нового Заветов.
  346. Значение христианских добродетелей для современного учителя.
  347. Проблема духовности в наследии светских и православных российских педагогов и современная школа.
  348. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. -567 с.
  349. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М., 2000. — 272с.
  350. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103−129.
  351. А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. — М., 1980.
  352. Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. — 144с.
  353. Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
  354. Д. А. Учитель: от любви до ненависти. — М, 1994.
  355. В.А. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. -1998. № 5. — С. 67−69.
  356. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Ю. Бодалев A.A. Личность и общение. — М., 1983.
  357. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1990.
  358. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2- С. 3−9.
  359. Все начинается с учителя/ Под ред. 3. И. Равкина. — М., 1983. Н. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностныхориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб, 2003. -160с.
  360. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб, 2002. — 176с.
  361. И. А. Самовоспитание личности. — М., 1984.
  362. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989. — С. 510, 72—134.18.3еленкова И. Л. Проблема смысла жизни. Мн., 1994.
  363. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  364. М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997.
  365. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  366. А. Е. Труд и талант учителя. — М., 1989.
  367. Я. С, Чамблер В. И. Педагогическая этика. — Кишинев, 1984.
  368. А. И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1986.
  369. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М., 1990. С. 9−20.
  370. C.B. Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д, 2000. — 288с.
  371. Н. В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990. —С. 91−94,102−149.
  372. M. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. — Минск, 1996.
  373. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
  374. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 208с.
  375. Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М., 2002. С. 173−190,289−297,310−354,374−383.
  376. Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993. — 208с.
  377. Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М, 1994.
  378. А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.
  379. В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. —1997. — № 5. — С. 97— 103.
  380. В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я. М.: Педагогическое общество России, 2001. -256 с.-С. 110−121.
  381. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  382. В. А. Потребность человека в человеке. — М., 1978.
  383. В. А. Разговор с молодым директором школы. —М., 1973.
  384. В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
  385. Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1953.
  386. К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1968.
  387. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  388. Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М., 2003. — 269с.
  389. А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учебно-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 112с.
  390. Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. СПб, 2003. — 83с.
  391. Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004. — 192с.
  392. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2002.
  393. В. Немирович-Данченко Пока еще сердце бьется в груди
  394. Да, притерпелись, и она, и все ее подруги. Подвиг их незаметен, только солдат унесет воспоминание о нем в свою глухую деревушку, -солдат, которого они отвоевали у смерти.
  395. И он уже не отрывал от нее своего просиявшего взгляда. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала улыбаться умирающему и долго-долго говорила ему о его родной стороне, о далекой семье, которая его ждет не дождется.
  396. Слушая сладкие речи, Степанов отходил счастливый, улыбающийся.
  397. Сестра закрыла умирающему глаза, перекрестила его.
  398. Материалы для дискуссии на тему:
  399. Богатство и нравственность. Две вещи несовместимые?"
  400. Статьи: «Нищета не наша забота!» (интервью с П. Авеном), «За гранью», «Бог не только с богатыми», «Сейчас культ денег. А от совести -только неудобства?» (Д. Гранин).
  401. Народные пословицы: «Богатство родителей порча детям», «Деньгами души не выкупишь», «При сытости помни голод, а при богатстве — убожество», «Не хвались серебром, хвались добром».
Заполнить форму текущей работой