ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠšΠ°Ρ‚Π΅Ρ…ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°. 
Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 111 Π². проявляСтся ярко выраТСнная Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠ·Ρ‹Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ грСчСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π”Π°ΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ†Ρ‹ латинской Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ ораторскоС искусство Π² Ρ€ΠΈΠΌΡΠΊΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ…, постСпСнно стали ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ язычСскоС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ для христиан. Бвятой Августин Π² «Π˜ΡΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄ΠΈ» описал своС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅: «Π― Π½Π΅ Π·Π½Π°Π» вСдь Π΅Ρ‰Π΅ Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ слова ΠΏΠΎ-грСчСски, Π° Π½Π° ΠΌΠ΅Π½Ρ Π½Π°Π»Π΅Π³Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ я Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ» Π΅Π³ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠšΠ°Ρ‚Π΅Ρ…ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Появилась Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π₯ристианС создавали ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ…ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² (ΠΎΡ‚ Π³Ρ€Π΅Ρ‡. «ΠΎΠ³Π»Π°ΡˆΠ°ΡŽ, излагаю устно») для Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния взрослых, ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. АлСксандрийскоС ΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰Π΅, основанноС ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ Π°ΠΏ. ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠΌ, Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ» Π² 179 Π³. Π½.э. ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ грСчСский стоик ΠŸΠ°Π½Ρ‚Π΅Π½, ΠΎΠ½ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΠ» духовСнство, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ эллинского образования ΠΈ Ρ„илософской мысли. Π’ ΠΠ»Π΅ΠΊΡΠ°Π½Π΄Ρ€ΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ богословской школС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠšΠ»ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚ АлСксандрийский (150— 211/216)[1], ΠžΡ€ΠΈΠ³Π΅Π½, Π“Ρ€ΠΈΠ³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ НСокСсарийский, Дионисий Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΉ ΠΈ Π”ΠΈΠ΄ΠΈΠΌ Π‘Π»Π΅ΠΏΠΎΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. Π’ 217 Π³. ΠžΡ€ΠΈΠ³Π΅Π½ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° Π΄Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π» ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ наставлСния Π² Π²Π΅Ρ€Π΅, Ρ„ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ΠΈΡŽ, ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π» грСчСский философ Π“Π΅Ρ€Π°ΠΊΠ». Иоанн Π€ΠΈΠ»ΠΎΠΏΠΎΠ½ (Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ), ΠΈΠ»ΠΈ Π“Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊ (ΠΎΠΊ. 490 — ΡƒΠΌ. 570), — грСчСский философ, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠΊ, Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊ, астроном, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ‚Π° «Πž Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΈΡ€Π°», «ΠžΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡ астролябии»; Π² ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‚Π΅Π»ΡŽ писал ΠΎ ΠΊΠ²Π°Π΄Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Π°, учился Π² Π°Π»Π΅ΠΊΡΠ°Π½Π΄Ρ€ΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ школС.

По ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρƒ АлСксандрии стали ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… Π‘Π»ΠΈΠΆΠ½Π΅Π³ΠΎ Востока, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π² ΠΠ½Ρ‚ΠΈΠΎΡ…ΠΈΠΈ, ΠšΠ΅ΡΡΠ°Ρ€ΠΈΠΈ, Π² Π­Π΄Π΅ΡΡΠ΅. ΠžΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π°ΡΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ ΠšΠ°ΠΈΡ€ΡΠΊΠ°Ρ духовная сСминария ΠšΠΎΠΏΡ‚ΡΠΊΠΎΠΉ православной Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ.

Π’ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠΌ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Римской ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ Антиохии создана богословская школа, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ Π›ΡƒΠΊΠΈΠ°Π½, ЕвсСвий ЭмСсский, ΠšΠΈΡ€ΠΈΠ»Π» Π˜Π΅Ρ€ΡƒΡΠ°Π»ΠΈΠΌΡΠΊΠΈΠΉ, Π”ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΡ€ Варсийский, Иоанн Златоуст ΠΈ Π€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠšΠΈΡ€ΡΠΊΠΈΠΉ, учился НСсторий — Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ… ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ. ВрСмя расцвСта ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ связано с ΠΏΡ€Π΅ΡΠ²ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ Π”ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΡ€ΠΎΠΌ (305/310—390) ΠΈΠ· Π’арса.

Π’Π΅Π»ΠΈΡ‡Π°ΠΉΡˆΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π½ΠΈΠΊ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ, архиСпископ ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ Иоанн Златоуст (347—407) ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΠΏΡ€ΠΎΠ·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π₯ризостом (ΠΎΡ‚ Π³Ρ€Π΅Ρ‡. «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΡ‚») ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ Π΅Π³ΠΎ Π»Π΅Π³Π΅Π½Π΄Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ краснорСчия. Иоанн оставил Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π°ΠΉΡˆΠ΅Π΅ наслСдиС: сотни экзСгСтичСских ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΉ ΠΎ ΠΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ Π’Π΅Ρ‚Ρ…ΠΎΠΌ Π—Π°Π²Π΅Ρ‚Π΅, 67 бСсСд ΠΎ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ Π‘Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅, 59 — ΠΎ ΠŸΡΠ°Π»ΠΌΠ°Ρ…. Иоанн Златоуст сравнивал Π΄ΡƒΡˆΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — с «Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ, Π½Π΅Π΄Π°Π²Π½ΠΎ построСнным, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΈΠΌ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π»ΡŒΡ†Π΅Π², Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΠ²Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½ΠΈ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ. Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, установи Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ этому Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ суровыС ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½Π°ΠΌ ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π°ΠΉ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ: ΠΈΠ±ΠΎ Π½Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρ‹ Π² Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅, Ссли Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Π·Π° Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ сразу ΠΆΠ΅ установи Π·Π°ΠΊΠΎΠ½: Π½ΠΈ Π½Π°Π΄ ΠΊΠ΅ΠΌ Π½Π΅ Π½Π°Π΄ΠΌΠ΅Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΡΠΊΠΎΡ€Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ ΠΊΠ»ΡΡΡ‚ΡŒΡΡ. НС Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€Π°Ρ‡Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΌ»[2].

Иоанн вСсьма ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π» воспитаниС: «Π˜Π±ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ искусства большСго, Ρ‡Π΅ΠΌ это. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡˆΡƒ ΠΈ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌ юноши!»[3]

Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ главная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ — «Π½Π°ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡˆΡƒ ΠΈ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΌ» ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» христианскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ воспитания с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ: наставлСниС ΠΈ Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Π°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ — ΡƒΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, совСт, прСдостСрСТСниС, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ давлСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ. Показал ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ наставнику слСдуСт ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, Π° Π½Π΅ ΠΊ ΠΌΠ°ΡΡΠ΅, ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ свою Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ, Π΄ΠΎΡ…ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΠΉ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ, наглядной ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ раскрывала содСрТаниС ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊ Π€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΡ€ ΠœΠΎΠΏΡΡƒ Сстийский, Антиохийский (350—428) — извСстный богослов, ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ учился вмСстС с Π˜ΠΎΠ°Π½Π½ΠΎΠΌ Златоустом Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€Π° Ливания ΠΈ Π”ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΡ€Π° Варсийского Π² ΠΠ½Ρ‚ΠΈΠΎΡ…ΠΈΠΈ. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ христианскиС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΠ»Π΅ΠΊΡΠ°Π½Π΄Ρ€ΠΈΠΈ аллСгоричСски Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ПисаниС, Π² ΠΠ½Ρ‚ΠΈΠΎΡ…ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ смысла, подчСркивая Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ чСловСчСским ΠΈ Π±ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² Π»ΠΈΡ†Π΅ Π˜ΠΈΡΡƒΡΠ° Π₯риста.

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…ΠΎΠΌ ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΠΌ, НСсторий (ΠΎΠΊ. 381 — 451) слуТил ΠΌΠΎΠ½Π°Ρ…ΠΎΠΌ Π² ΠΠ½Ρ‚ΠΈΠΎΡ…ΠΈΠΈ, Π³Π΄Π΅ проникся ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ этой ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

Π’ 431 Π³. Π’сСлСнский эфСсский собор осудил ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ НСстория, Π΅Π³ΠΎ послСдоватСли Π±Π΅ΠΆΠ°Π»ΠΈ Π² Π‘ΠΈΡ€ΠΈΡŽ, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ грСчСского Ρ‚ΠΈΠΏΠ°. ΠœΠΎΠ½Π°Ρ…ΠΈ занимались ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ грСчСских Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π½Π° ΡΠΈΡ€ΠΈΠΉΡΠΊΠΈΠΉ.

Π’ 363 Π³. ΡΠ². Π•Ρ„Ρ€Π΅ΠΌ Π‘ΠΈΡ€ΠΈΠ½ (306—373) Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ» ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Π² Π­Π΄Π΅ΡΡΠ΅, Π² ΠœΠ΅ΡΠΎΠΏΠΎΡ‚Π°ΠΌΠΈΠΈ, Π΅Π΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ «ΡˆΠΊΠΎΠ»Π° пСрсов», ΠΎΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π»Π° ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ сирийскоговорящСго ΠΌΠΈΡ€Π°, здСсь ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ студСнты ассирийских Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²Π΅ΠΉ, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… заняли Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ долТности. Π’ 489 Π³. Π­Π΄Π΅ΡΡΠΊΠ°Ρ школа Π±Ρ‹Π»Π° Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ°Π·Ρƒ ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π—ΠΈΠ½ΠΎΠ½Π°.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 111 Π². проявляСтся ярко выраТСнная Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠ·Ρ‹Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ грСчСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π”Π°ΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ†Ρ‹ латинской Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ ораторскоС искусство Π² Ρ€ΠΈΠΌΡΠΊΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ…, постСпСнно стали ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ язычСскоС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ для христиан. Бвятой Августин Π² «Π˜ΡΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄ΠΈ» описал своС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅: «Π― Π½Π΅ Π·Π½Π°Π» вСдь Π΅Ρ‰Π΅ Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ слова ΠΏΠΎ-грСчСски, Π° Π½Π° ΠΌΠ΅Π½Ρ Π½Π°Π»Π΅Π³Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ я Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ» Π΅Π³ΠΎ, Π½Π΅ Π΄Π°Π²Π°Ρ Π½ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°, Π½ΠΈ ΡΡ€ΠΎΠΊΡƒ ΠΈ ΠΏΡƒΠ³Π°Ρ ТСстокими наказаниями. Π‘Ρ‹Π»ΠΎ врСмя, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° я, ΠΌΠ°Π»ΡŽΡ‚ΠΊΠΎΠΉ, Π½Π΅ Π·Π½Π°Π» Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ слова ΠΏΠΎ-Π»Π°Ρ‚Ρ‹Π½ΠΈ, Π½ΠΎ Ρ Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ Π΅ΠΉ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ…, Π±Π΅Π·ΠΎ всякого страха ΠΈ ΠΌΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡ†, ΡˆΡƒΡ‚ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ… ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π²ΡˆΠΈΡ… со ΠΌΠ½ΠΎΠΉ, срСди ласковой Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, вСсСлья ΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ…Π°. Π― Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ Π΅ΠΉ Π±Π΅Π· тягостного ΠΈ ΠΌΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ принуТдСния, ΠΈΠ±ΠΎ сСрдцС ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π»ΠΎ Ρ€ΠΎΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎΠ΅, Π° Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Π½Π΅ Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈ я, Π½Π΅ Π·Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π° Π² Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅, Ρ‚Π΅Ρ… слов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ я ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π» слуху Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΡƒΠΌΠ°Π». ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° явствуСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для изучСния языка Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅Π΅ свободная Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ грозная Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ставит ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΠΈΠ½Ρƒ вторая — ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ Π’Π²ΠΎΠΈΠΌ, Господи, ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ Π’Π²ΠΎΠΈΠΌ, ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², — ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ властно ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π»ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΡΠΏΠ°ΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ нас ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΊ Π’Π΅Π±Π΅ ΠΎΡ‚ ΡΠ΄ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ сладости, Π·Π°ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΎΡ‚ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π’Сбя»[4].

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ богословия ΠšΠ²ΠΈΠ½Ρ‚ Π‘Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠΉ Π’Π΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ°Π½ (160— 225) ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» с Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, выясняя, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Афинской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡŽ, ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³ всС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ сосущСствования. ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Папа Римский Π“Ρ€ΠΈΠ³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ I Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΉ (540—604) ΠΎΠ±Π»ΠΈΡ‡Π°Π» ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ христианство ΠΈ ΡΠ·Ρ‹Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ грСчСскоС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ исчСзло Π½Π° Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π΅, грСчСский язык оказался Π·Π°Π±Ρ‹Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π½Π° Ρ‚ысячу Π»Π΅Ρ‚. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ духовСнства, созданы ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π΅ΠΏΠΈΡΠΊΠΎΠΏΡΠΊΠΈΠ΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ scholasticus (схоластик), ΠΈΠ»ΠΈ magister scholamm (Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ школ), ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π»ΠΈ Спископу ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… свящСнников. Π‘ΠΎΠ±ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΌΠΎΠ½Π°ΡΡ‚ырскиС ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ постСпСнно вытСснили язычСскиС ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, став Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ учрСТдСниями Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… Π΄Π²ΡƒΡ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… школ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ.

  • [1] ΠšΠ»ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚ АлСксандрийский. ПСдагог. М.: Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ экумСничСскийцСнтр Π°ΠΏ. Павла, 1996.
  • [2] Иоанн Златоуст. О Ρ‚Ρ‰Π΅ΡΠ»Π°Π²ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ родитСлям Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ //Антология пСдагогичСской мысли христианского Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ: Π² 2 Ρ‚. Π’. 1. М.: ΠΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠŸΡ€Π΅ΡΡ, 1994. Π‘. 180−182.
  • [3] ΠŸΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ½ΠΈΠΊ ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡΡ€, наставник ΠΈ ΠΌΠ°Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€. БрСднСвСковая ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π² Π»ΠΈΡ†Π°Ρ… ΠΈ Ρ‚Скстах / сост. П. Π£Π²Π°Ρ€ΠΎΠ², Π’. ΠœΠ°Ρ‚ΡƒΠ»ΠΈΡ, Π’. Π‘Π΅Π·Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ². М.: Π ΠžΠ£Π–, 1996. Π‘. 35.
  • [4] АврСлий Августин. ИсповСдь. М.: Π“Π΅Π½Π΄Π°Π»ΡŒΡ„, 1992. Π‘. 43.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ