Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественного восприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение для развития художественного восприятия имеет собственный опыт художественнотворческой деятельности. Способность и умение становиться в позицию автора произведения и его героя начинаются с выполнения таких заданий, в которых необходимо сочинить и придумать историю от какоголибо персонажа, например от лица кошки, которая любит сметану, но боится своей хозяйки, или же от лица… Читать ещё >

Развитие художественного восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимодействуя с окружающим миром, человек способен воспринимать его как целостная личность, но в то же время он способен воспринимать его и отдельными своими ощущениями. Целостность личности человека отражается в его Я-концепции, имеющей три компонента — рациональный, эмоциональный и волевой. Говоря другими словами, целостность представления человека о самом себе складывается из трех составляющих — что он о себе думает, что он чувствует и как он поступает. Художественное произведение представляет собой отражение внутреннего мира художника. И поэтому его можно рассматривать как символическое отражение его Я-концепции, которая имеет все те же три составляющие — мысли, чувства и волю. Потому и методику познания художественного произведения можно разработать по этим трем составляющим.

Если говорить об ощущениях, участвующих в восприятии, то в современной практике эстетического воспитания обычно говорят о зрительных и слуховых ощущениях, реже — о кинестетических и почти никогда — о вкусовых и обонятельных ощущениях. Между тем подключение к акту любого восприятия всех органов чувств способно его значительно обогащать. Вспомним высказывание Чайковского о том, что удовольствие от хорошей музыки он готов сравнить с ощущениями человека, нежащегося в теплой ванне.

Мы уже установили, что основными психологическими механизмами изучения окружающего мира в художественном творчестве являются эмпатия, идентификация и интуиция. Поэтому методы развития художественного восприятия следует изучать через активизацию этих познавательных процессов и подключение к ним всех других органов чувств.

Когда ребенок играет в какую-либо ролевую игру, то он прежде всего пытается подражать либо действиям взрослых или животных, либо чему-либо еще. В этом подражании происходит уподобление действий ребенка тому, кому он подражает. Это значит, что можно построить систему развития художественного восприятия на действиях уподобления и имитации движений, что развивает способности к эмпатии.

Оценка увиденного и прочитанного строится на принципах жизненного подобия и узнаваемости жизненных ситуаций: «Это очень похоже на то, что было со мной» или «Похоже на жизнь моих знакомых».

Развитие художественного восприятия начинается с развития слуховых и зрительных ощущений, тонкости различения в красках, в звуках, в ритмах, в гармонии. Если в обычном восприятии художественного произведения преобладает оценка «нравится — не нравится» и если «не нравится, то, значит, это — плохое произведение», то в развитом восприятии человек может высказать суждение, почему ему «вот это нравится», а «вот это не нравится». Одно дело — суждение вкуса на основе развитой духовной сферы, и совсем другое — на основе неразвитой. Спор о вкусах чаще всего — это спор развитого человека с неразвитым. Он напоминает спор одного из героев пьесы М. Булгакова «Собачье сердце» профессора Преображенского с антигероем той же пьесы, комендантом Швондером, представляющим собой полуобразованного революционера. Конструктивные споры о вкусах и художественных предпочтениях могут вести только образованные люди, умеющие помимо однозначных оценок высказывать рациональные обоснования своего суждения.

Обобщая данные многих экспериментальных исследований, мы можем предложить следующий алгоритм постижения произведения искусства, который одновременно является и методом, развивающим художественное восприятие. В основе алгоритма лежат составные компоненты Я-концепции — «что я думаю, что я переживаю, что я хочу сделать», — которые взаимодействуют с работой психических познавательных процессов — «вижу-слышу-ощущаю-обоняю».

  • 1. Определение главного настроения произведения. Глядя на картину, слушая музыку, читая повесть или роман, важно уметь отдавать себе отчет о тех чувствах, которые оно вызывает. Следует помнить, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро или зло. Добро — это то, что приводит к расцвету жизни во всех ее проявлениях, и зло — все то, что жизнь уничтожает. Конкретно это может проявляться в разных градациях — от равнодушного невнимания до звериного оскала фашизма.
  • 2. Определение художественных средств. Человек с развитым художественным восприятием всегда может назвать те средства, которыми художник пользуется для достижения эстетического впечатления. У композитора это будет необыкновенная мелодия и пленительная гармония, игра тембров; у художника — сочетание красок и их оттенков; у актера — модуляции голоса и выразительность жестов; у скульптора — пропорции тела и его пластика.

Воспитатель, обращающий внимание созерцателя на все эти и другие тонкости художественного произведения, не только формирует чуткость слуха и зоркость зрения, но и воспитывает общую наблюдательность и чуткость к окружающему миру.

3. Развитие художественного образа. Настроение и образ, возникающие в начале восприятия художественного произведения (если речь идет о временных видах искусства), во многих художественных произведениях подвергаются динамическому развитию. В конце своего развития образ может стать противоположным тому, каким он был в начале. Это особенно заметно в классической симфонии, которая, как правило, начинается с бурно аффектированной первой части, а заканчивается жизнеутверждающим финалом.

Умение следить за развитием образа предполагает умение созерцателя передавать словами то, что он видит и слышит, когда находится в театре или на концерте, или же представлять в своем воображении логику развития событий, когда он читает. Поэтому такое важное значение в эстетическом воспитании придается обсуждению и собственным высказываниям созерцателей об увиденном и услышанном. Вербализация чувства делает его более ясным и понятным самому созерцателю.

При восприятии музыкального произведения для его активизации молодым созерцателям можно предложить следующие вопросы.

Как произведение начинается, с какого настроения? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какие чувства ты переживал? Какие образы и воспоминания возникли при этом в твоем сознании? Как музыка заканчивается? К чему привело развитие образа? Чему можно научиться и какой опыт приобрести, слушая такую музыку?

Подобный разбор характера художественного образа учит человека разбираться в характере своих собственных чувств.

При восприятии произведения живописи можно задать следующие активизирующие вопросы.

Что ты видишь на этой картине? Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какие краски использует художник для создания нужного ему впечатления? Что могло бы происходить в сюжете картины до описанных событий? Как события, по твоему мнению, могли бы развиваться дальше? Чему можно научиться и какой опыт приобрести, созерцая эту картину?

4. Постижение главной идеи произведения. «Само по себе чувство, — писал В. Г. Белинский, — еще не составляет поэзии. Надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею» (Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 6. С. 466).

Для постижения идеи произведения полезными будут следующие вопросы.

Как ты думаешь, для чего, с какой целью автор создал это произведение? О чем мог думать автор и что он мог чувствовать, создавая его? Какая основная мысль могла им владеть, когда он создавал свое художественное творение?

Если это программное произведение, т. е. оно имеет название, то учащихся можно спросить вот о чем.

Почему автор назвал свое произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением? Какое бы название ты дал этому произведению, если бы был его автором?

Ответы на эти вопросы ставят учащихся перед проблемой размышления как над общечеловеческими ценностями, так и над своими собственными.

5. Образ автора. «Приступая к изучению поэта, — писал В. Г. Белинский, — прежде всего должно уловить тайну его личности, те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному»[1].

Образ автора можно узнать из его биографии, но еще лучше — из самих его произведений. Особенно полно автор может выразить себя в своем собственном стиле написания или создания художественного образа.

Существует конкретный художественный стиль какой-либо эпохи, например, стиль Барокко, Классицизма, Романтизма. Одновременно с этим существует и художественный стиль конкретного автора. Так, слушая музыку Бетховена, мы не спутаем ее с музыкой Чайковского, а пейзаж Сезанна невозможно спутать с пейзажем Левитана. Через особое использование средств выразительности и приемов, находящих свое обобщение в стиле, автор передает как свое собственное мироощущение, так и особенности мироощущения той эпохи, в которую он жил и творил.

Помпезность королевских балов, возвышение и падение империй, грозы народных восстаний, войн и революций, шум больших городов и тишина идиллических сельских пейзажей, судьба бедного артиста и пресыщенного богатея — все это художники отражают в своих романах, картинах и симфониях, вынося этому свой приговор, давая возможность обществу возможность всматриваться в самого себя и определять свои дальнейшие шаги. И за всем этим можно увидеть неповторимую личность автора, сопереживающего и сострадающего, ужасающегося и сорадующегося судьбам своих героев и своих современников.

Для выявления образа автора могут быть заданы следующие вопросы.

Каково общее мировосприятие и мироощущение данного художника? В чем мог бы быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов? Каково отношение автора к своим героям? Он их любит или презирает? Относится к ним с симпатией, с юмором, состраданием или с иронической усмешкой?

Нравственные искания лучших творцов всегда связаны со стремлением «от мрака к свету», «через тернии к звездам», с утверждением красоты жизни, несмотря на ее теневые стороны. Каждый художник освещает извечные проблемы жизни по-своему, и эта его неповторимость есть его особый вклад в духовную сокровищницу человечества.

6. Личностный подход к произведению. Практика художественного воспитания говорит о том, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если учащийся сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам в данный момент времени. Отсюда всегда такое большое значение в художественном воспитании придается учету возрастных особенностей читателей, слушателей и зрителей. Несмотря на наличие модных и широко тиражируемых в данный момент произведений массовой культуры, их слабость заключается в том, что не дают того толчка и стимула для личностного роста, какой могут давать классические произведения.

Вопросы для активизации личностного подхода при восприятии художественного произведения могут быть следующими.

Какое событие из твоей жизни напоминает тебе это произведение, как воспоминания оно вызывает? Что хочется сделать после общения с этим произведением?

7. Трансформация образа в другие виды искусств. Как данный художественный образ может быть переведен на язык других видов искусств? Как отобразить музыкальный образ в пластике, стихотворный образ — в живописи, танец — в поэзии?

Большое значение для развития художественного восприятия имеет собственный опыт художественнотворческой деятельности. Способность и умение становиться в позицию автора произведения и его героя начинаются с выполнения таких заданий, в которых необходимо сочинить и придумать историю от какоголибо персонажа, например от лица кошки, которая любит сметану, но боится своей хозяйки, или же от лица любого предмета, находящегося в данный момент в комнате. Здесь происходит раздвоение внимания на личность рассказчика и на личность героя повествования. При этом может оказаться и так, что мысли и чувства автора расходятся с мыслями и чувствами героя создаваемого произведения.

Хемингуэй как-то обронил такую фразу: всякая хорошая книга отличается тем, что она написана как бы про тебя, т. е. про самого читателя. Когда созерцатель воспринимает произведение искусства так, что переживает чужую жизнь как свою собственную и при этом очищается от груза житейских невзгод, то происходит то, что Л. С. Выготский называл чудом искусства, «претворением воды в вино», а американский психолог А. Маслоу обозначил как «пиковое переживание».

В момент таких переживаний человек чувствует свое единение не только с героями художественного произведения, но и со всей Вселенной. Он выходит за пределы границ своего Я и чувствует окружающий его мир как свое естественное продолжение. Об этом состоянии очень точно высказался Ф. Тютчев: «Все во мне и я во всем».

  • [1] Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 7. С. 307.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой