Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ и сопоставление данных, полученных нами в результате проведения вышеперечисленных методик и наблюдения за детьми в ходе нашей работы, дали возможность изучить особенности коммуникативного общения в группе, статусное место каждого члена группы, индивидуально-личностные качества старших дошкольников с ЗПР и установить определенную взаимосвязь между этими параметрами. В результате полученных… Читать ещё >

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью контрольного этапа эксперимента являлся проверка эффективности разработанной программы коррекционной работы по коммуникативному развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На III этапе мы провели повторные исследования, используя методики, которые были использованы на I этапе нашей работы.

Повторно проведенное социометрическое исследование показало: Результаты изучения социального статуса детей в группе.

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Гистограмма 2.8.

По результатам контрольного этапа:

  • 70% детей входят в группу «принятых»,
  • 30% «популярные».

Непринятых и изолированных детей после проведения повторного исследования не осталось.

По результатам контрольного этапа показатели поведения детей (инициативность, чувствительность и эмоциональный фон) сравнительно выглядят так:

Таблица 2.8 — Показатели поведения детей.

Констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент.

отсутств.

слабая.

средняя.

высокая.

отсутств.

слабая.

средняя.

высок.

инициативность.

10%.

20%.

40%.

30%.

0%.

0%.

40%.

60%.

чувствительность.

0%.

20%.

60%.

20%.

0%.

0%.

50%.

50%.

Как видно из таблицы 2.8, на контрольном этапе показатели отсутствие и слабость отсутствуют. Вырос высокий уровень инициативности 60%. Чувствительность на уровне среднего и высокого показывает одинаковый показатель, по 50%.

На третьем этапе по показателям оценочных высказываний на поступки сверстников по сравнению с первым этапом выглядит так:

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Гистограмма 2.9. Сравнительная характеристика оценочных высказываний На этом этапе негативные оценки в 10% случаях, повысилась положительная оценка на 90%.

Адекватная реакция детей на оценку сверстника взрослым выросла по сравнению с первым этапом на 9-%. А индифферентная реакция отсутствует, когда неадекватная снизилась на 10%. (гистограмма 10).

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Гистограмма 2.10 Сравнительная реакция детей на оценку сверстника взрослым Как показывают результаты исследования, формы поведения детей в ответ на просьбу сверстника по сравнению с первым этапом принципиально различны. Эти различия очевидны после проведенных комплекса занятий, у детей явно произошли изменения в коммуникативном общении.

По показателям отказ — 0%, договор — 30%, подарок — 70%. Дети в большинстве случаев в игре с удовольствием, безвозмездно отдавали друг другу игрушки, уступали.

Повторные исследования по методике Рене Жиля, показали, что общительность детей в группе выросло, а агрессивность и конфликтность снизились. Стало больше общительных, уверенных в себе детей, а стремящихся к уединению детей стало меньше.

Таблица 2.9 — Результаты тестирования детей по методике Рене Жиля.

№.

Переменная.

Результат КЭ, %.

Результат ФЭ, %.

1.

Общительность, в группе детей.

2.

Стремление к доминированию, лидерству.

3.

Конфликтность, агрессивность.

4.

Реакция на фрустрацию (экстрапунитивная).

5.

Стремление к уединению, отгороженность.

Таким образом, сравнительные показатели уровня коммуникативного развития у детей выглядит так:

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Гистограмма 2.11 Уровни коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР В результате коррекционных занятий, у детей выросли потребности в коммуникативном общении. Появился активный интерес к сверстнику, эмоциональный отклик на его действия, стремление привлечь к себе внимание, стремление выявить оценку своих действий и поступков у других детей. Это подтверждается показателями коммуникативного развития детей на третьем этапе исследования.

Результаты контрольного этапа исследования показали положительную динамику роста показателей по всем методикам исследования.

Соответственно, специальная система коррекционных занятий помогла осознать ребенку, себя как субъекта процесса коммуникаций.

Выводы по 2 главе:

На основе результатов опытно-экспериментальной работы пришли к выводу о том, что развития коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, связаны со следующими свойствами личности и особенностями деятельности:

успешной реализацией своих возможностей во всех видах детской деятельности, в частности игровой, конструктивной, изобразительной и трудовой;

статусное положение в группе, положительными чертами характера (уравновешенностью, уверенность в себе, доброжелательность и др.);

активностью по отношению к детям и воспитателю.

Также игры, использованные в коррекционной работе по развитию коммуникативного общения способствовали:

становлению умения владеть средствами общения;

формированию установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;

установлению позитивных взаимоотношений с окружающими:

развитию способности выслушать товарищей, выразить отношение к собеседнику;

развитию способности выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;

формированию умения коллективного обсуждения заданий.

Заключение

В связи с поставленной задачей в первой главе работы проанализированы различные отечественные и зарубежные подходы по развитию коммуникативного общения детей дошкольного возраста с ЗПР.

Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что исследование процесса коммуникативного общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками связано с тем значением, которое оказывает общение на развитие личности ребенка.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что формирование общения детей со сверстниками во многом зависит от способности понять другого, увидеть в нем личность. Развитие субъект-субъектных отношений составляет основную линию формирования общения и его дальнейшего преобразования.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что именно сверстник выступает в качестве равного партнера, в процессе общения, с которым ребенок может апробировать знания и социальные нормы, предлагаемые взрослым. Общаясь со сверстниками, дошкольник имеет возможность решать разнообразные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам и нормам. Особое значение приобретает тот факт, что через коммуникативное общение со сверстниками у ребенка может сформироваться адекватное представление о себе и своих возможностях, развивается самооценка, формируются определенные личностные качества.

Установлено, что на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка со сверстниками имеет определенную возрастную динамику, которая связана с развитием самосознания ребенка.

В контексте нашего исследования мы изучали особенности коррекционной работы и уровни коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР, а именно проследили взаимосвязь таких параметров, как социометрический статус дошкольника с ЗПР в группе сверстников, особенности общения, эмоциональноличностные особенности, а также знание норм и правил общения.

В нашей работе были использованы блок мониторинговых методик. Для определения статусного места каждого ребенка в группе были использованы модифицированный вариант методики Дж. Морено «Социометрия», методика.

«Два дома». Оценкой анализа полученных данных были: количество выборов детьми друг друга; соотношение авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии (лидеры, принятые, непринятые, изолированные).

Для определения эмоционального отношения дошкольников с ЗПР к партнерам по межличностному общению, а также для изучения индивидуальных особенностей и личностных качеств дошкольника использовался метод наблюдения в естественных условиях и метод проблемных ситуации. Также, для определения отношения ребенка к своим сверстникам была использована (частично) методика Рене Жиля.

Также по методике Григорьевой Г. В. были изучены представления детей о невербальных средствах общения. Использованы задания для определения частых вариантов использования жестикуляций, умения детей показать жестов, на определение мимических состояний людей и воспроизведение мимики лица детей. Как показали опыты, дети дошкольного возраста с ЗПР умеют показать 5 жестов из 7. Это подтверждает наше предположение, что представления о жестах у детей зависит от опыта общения и возраста ребенка.

Анализ и сопоставление данных, полученных нами в результате проведения вышеперечисленных методик и наблюдения за детьми в ходе нашей работы, дали возможность изучить особенности коммуникативного общения в группе, статусное место каждого члена группы, индивидуально-личностные качества старших дошкольников с ЗПР и установить определенную взаимосвязь между этими параметрами. В результате полученных данных мы выделили три группы детей.

Первая группа — дети с высоким уровнем развития коммуникативного развития, высоким статусным местом в группе сверстников наблюдается ряд сходных личностных качеств. Эти дети с желанием вступают в контакт со сверстниками, обладают организаторскими способностями, в межличностном общении чувствуют себя уверенно, свободно всегда готовы прийти на помощь.

Вторая группа — дети средним уровнем развития коммуникативного развития. Для этих детей характерен небольшой круг общения. Такие дети хорошо знают нормы и правила общения, но в силу некоторых индивидуальных особенностей они не всегда могут организовать коммуникативное взаимодействие, хотя их отличает высокая направленность на общение. Дети данной группы доброжелательны, открыты, отзывчивы.

В третью группу вошли «непринятые» и «изолированные» дети. Дети этой группы не владеют средствами общения и у них низкая эмпатийная способность. Это приводит к повышенной конфликтности в группе сверстников. Такие дети плохо находят контакт со сверстниками, предпочитают только одного партнера по общению. Они не обладают организаторскими способностями. Такие дети не способны привлечь в свою деятельность большое количество сверстников.

На формирующем этапе нашего исследования мы разработали программу коррекционной работы по развитию коммуникативного общения детей дошкольного возраста с ЗПР. Большое внимание уделяли детям неблагополучной" группы. Для обучения детей навыкам коммуникативного общения предлагались коммуникативные игры, тренинговые упражнения. В основной части занятий мы использовали различные приемы, игровые упражнения, беседа ранее прочитанных сказок и рассказов, использование художественного слова, проигрывание ситуаций, продуктивный вид деятельности.

Высокий уровень вовлеченности детей в процесс игровой деятельности способствовали повышению эмоциональной активности, уверенности в себе.

И так, коммуникативное общение детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками играет неоценимую роль в процессе формирования личности ребенка. Именно в группе сверстников ребёнок учится выстраивать коммуникативные взаимодействия по заданным обществом правилам и нормам.

Общение со сверстниками способствует интенсивному развитию самосознания ребенка, у дошкольника помимо образа себя формируется образ другого. Следует также отметить влияние данного процесса на развитие многих личностных качеств и саморегуляции.

Игры, которые мы провели, способствовали регулированию нормального общения со сверстниками и готовили непопулярных детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

По результатам нашего исследования была разработана методическая рекомендация для педагогов дошкольной образовательной организации.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что коррекционная работа по развитию коммуникативного общения дошкольников с ЗПР будет эффективна, если:

формирование коммуникативного общения у дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста;

формированию коммуникативного общения детей со сверстниками будут способствовать: умению общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовать общение), знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу исследования. Соответственно цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой