Инновационные подходы к обучению истории умственно-отсталых школьников
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые сделана попытка установления связей содержания образования детей с умственной отсталостью с социально — культурным достоянием общества, где особую роль выполняет исторняна основании итогов экспериментального обучения доказано, что содержание истории как учебной дисциплины должно строиться не в виде… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. История как предмет обучения в школе
- 1. 1. Методологические и теоретические основы обучения истории в школе
- 1. 2. История как учебный предмет в специальной школе для детей с недостатками в интеллектуальном развитии
- 1. 3. Методические проблемы обучения истории детей с умственной отсталостью
- 1. 4. Методический аппарат исследования
- Глава II. Особенности актуализации знаний по истории умственно отсталыми школьниками
- II. 1. Изучение готовности учащихся V -VI кл. к усвоению знаний с историческим содержанием
- П. 2. Характеристика актуализации знаний умственно отсталыми школьниками по программе истории 1986 -1993 г. г
- П.З. История как источник и средство социокультурного развития личности ребенка
- Глава III. Инновационные подходы к обучению истории учащихся с нарушениями интеллекта
- Ш. 1. Обоснование содержания экспериментальной программы по истории (УП — IX кл.) школы УШ вида
- Ш. 2. Необходимость введения пропедевтического курса истории для учащихся VI класса
- Ш. З. Организация обучающего эксперимента по пропедевтическому курсу истории в VI классе специальной коррекционной школы
- VI. E вида
- Ш. 4. Результаты экспериментального обучения умственно отсталых школьников по программе «Мир историю) (VI кл)
Список литературы
- Анохин С. Зверев И. Изучение аномального ребенка и совершенствование учебно воспитательного процесса во вспомогательной школе — Минск, 1975.
- Арнаутова.А. Формирование представлений у умственно отсталых учащихся 6−8 классов вспомогательной школы./ Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Л., 1970.
- Арнольдов М.А., Константинова Л. П. Самостоятельная работа учащихся вспомогательной школы на уроках истории.// Дефектология. -№ 2,1971.-34−37 с.
- Артыков Б.В. Состояние общественно политических знаний учащихся выпускных классов вспомогательной школы. / в кн. Тезисы докладов Всероссийских пед. чтений. М., 1976. — 3 — 5 с.
- Аслаева Р.Г. Формирование социально значимых качеств личности у умственно отсталых учащихся / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. -М.: МГЛУ им. В. И. Ленина, 1992.
- Баранов К.В. Возможности использования дедуктивного метода на уроках истории. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1992.
- Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов, — М.: Просвещение, 1995.- 432 с.
- Баскакова И. Л. Внимание школьников олигофренов. М., 1982.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., -Просвещение, 1987. 95 с.
- Бгажнокова И.М. Особенности актуализации знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы (на географическом материале) /Диссертация на соиск. уч. ст. к. псих, наук, — М., 1974.
- Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 1995.- № 1.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. = 64 с.
- Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. Пособие для студентов пед. ин тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. -239 с.
- Виноградова А.Д., Клих С. А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей. // Дефектология, 1988.- № 3.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у младших школьников. Автореферат на соискание уч. ст. док. п. наук в форме научного доклада. -М, 1995.
- Власова Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии.//Дефектология, 1975. № 5.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов. пед. ин -тов / Под ред. В. В. Воронковой М.: Школа — Пресс, 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 -ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с. -(Акад. Пед. наук СССР).
- Всемирная история: учебник для вузов/ Под. ред.- Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.- 496 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Педагогика, 1960.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий.- М.: Изд во МГУ, 1965. — 10 — 65 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственныхм I Ш 1 А^Сдсисхьин. М., 1 VtO.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. Материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пед. ин тов.- М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
- Гапонова Е.М. Общественно исторический словарь учащихся 3−4 классов вспомогательной школы. / В кн. Коррекционная работа во вспомогательной школе. -М., 1978.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М.: Школа — Пресс, 1995.- 448 с.
- Годер Г. И. Преподавание истории в 5 классе. М.: Просвещение, 1985.
- Голикова Е.Т. Сочетание словесных и наглядных методов обучения на уроках истории в 6 кл. вспомогательной школы. / В кн. Герценовские чтения. Л., 1972.
- Голикова Е.Т. Эффективность применения некоторых средств наглядности на уроках истории в 6 классе вспомогательной школы. / В кн. Герценовские чтения. Л., 1974.
- Головкин В.В. Цивилизационный принцип в преподавании истории в школе. Владимирский обл. ин — т усов. уч. — Владимир, 1994.
- Головкина Е. Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории в 4−8 классах.- М.: Просвещение, 1985.
- Голубева Т.С., Геллерштейн Л. С. Рассказы по истории СССР для 5 класса: Учеб. Для 5 кл. сред. шк. 16-е изд., — М.: Просвещение, 1990.225 с.
- Гончаренко С.А. Формирование у умственно отсталых школьников умения понимать значение незнакомых слов на основе контекста. М, 1978.
- Гумилев JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории.- СПб Юна, 1992.- 272 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996 -544 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972 — 35- - 400 с.
- Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: просвещение, 1978.
- Долгобородова Н.П. Характеристика обществоведческих понятий учащихся 4-х классов вспомогательной школы. / В кн. 5 я науч. сессия по дефектологии. М., 1967.
- Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно -исторических понятий учащимися вспомогательной школы. / В кн. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-Ученые записки Лен. гос. ун та. — Л., 1971.
- Долгобородова Н.П. Система педагогического руководства формированием общественно исторических представлений и понятий у учащихся вспомогательных школ. / В кн.: Герценовские чтения.Дефектология. — Л., 1972. — 19 — 20 с.
- Донской Г. М. Целый мир уложить на странице. Учебник истории от замысла до задания и дальше. / Кн. для учителя (из опыта работы).- М.: Просвещение. 1992.
- Дульнев Г. М. Учебно воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред.Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. -М.: Просвещение, 1981.-176с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
- Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.- Киев, 1967.
- Ефимов А.В., Редько А. З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.
- История педагогики. Пособие для пед. ин-тов / Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1955.-587 с.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. Учеб. пособие для студентов дефектол.фак. пед. ин тов. М.: Просвещение, 1974, — 392 с.
- Замский Х.С. Разнообразие при повторении учебного материала во вспомогательной школе. -М., 1949.
- Замской В. Я. Правовое обучение и воспитание в системе социально -реабилитационной работы вспомогательной школы. //Дефектология.- 3.
- Занков JLB. Очерки по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Госучпедгиз., 1935.
- Занков JI.B. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. -М.: Известия АПН РСФСР, 1954.
- Занков Л.В. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956.
- Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV VIII кл.). / Пособ. для учителя.- М., 1978.
- Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1962.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. -М: Изд -во МГУ, 1980.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд во МГУ, 1982.
- Зорина О.Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы.// Дефектология, № 1. 1992.
- Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: Для школьников ст.кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие М.: Дрофа, 1999.- 896.
- Именитые граждане Армавира. Историко биографичекий словарь. /Под ред. профессора Стецуры Ю. А., Армавир, АГПИ, 2000 -227 с.
- Ингенкамп И. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с. (Зарубежная школа и педагогика).
- Исследования по культурному развитию ребенка / Сб.: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М., 1929 — 1976.
- Использование художественного творчества на уроках истории во вспомогательной школе. Методические рекомендации. Киев: Мин. Проев. УССР, 1979.
- Кант И. Сочинения.- М., 1964.
- Каплан С. Я делаю уроки: Методика преподавания истории / Мет. Пособие.-Минск: Скарына, 1991.
- Капустин А.И. Особенности понимания причинности исторических событий и явлений учащимися 5−8 классов вспомогательной школы. / В кн. Вопросы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1974.
- Капустин А.И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогательной школы в процессе усвоения исторических понятий. // Дефектология № 2, 1974. — 49 — 54 с.
- Капустин А.И. Формирование исторических понятий у умственно отсталых школьников на уроках объяснительного чтения. / В кн. Вопросы олигофренопедагогики. Сб.тр. М., 1977.
- Каспаржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально = экономических условиях. /Диссертация на соиск. уч. ст. к.п.н. в форме научного доклада. М., 1995.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков. /Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.пс. н. М., 1995.
- Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. М., 1972.
- Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.
- Коррекционно развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Межвузовский сб. Под ред. Б. В. Пузанова — М.: Прометей, 1993.
- Коровкин Ф.П. История древнего мира. Учеб. для 6 кл. ср. шк. -5-е изд. -М.: Просвещение, 1992. 254 с.
- Корнилов С.В. Кантовское обоснование педагогики.//Советская педагогика, 1989.-№ 11.
- Корупаев А.Е. История культуры: практика преподавания в государственных и негосударственных учебных заведениях. / Сб. ст. -М., 1994 18 с.
- Кревер Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 -9 кл. М.: Просвещение, 1990- 1991.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. Институт педагогических инноваций РАО М., 1994. — 97 с.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. -М.: Прометей, 1996.
- Кульневич С.В. Педагогика личности. Лекционно практический курс. Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и ФПК. -Ростов на — Дону, 1995.4.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. -165 с.
- К.Флейк Хобсон, Б. Робинсон, П.Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992, с. 414.
- Лапшин В.А. Общественные понятия у учащихся старших классов вспомогательной школы. / В кн.: Вопросы олигофренопедагогики.- М., 1972. — 60 — 67 с.
- Лапшин В.А. Использование дидактических игр на уроках истории. / В кн.: Вопросы олигофренопедагогики. Сб. трудов. М., 1977. — 87 — 94 с.
- Лапшин В. А. Пузанов А.П. Особенности усвоения исторического и обществоведческого материала учащимися 6−8 классов вспомогательной школы. // Дефектология.- № 1, 1986. 52 — 57 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико психологическая характеристика «трудных» подростков / Науч. — исслед. ин — т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
- Леонтьев А.Н. Воспитание и деятельность. М., 1976.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.А. Психология общения, М., 1974.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.- 282с.
- Лифанова Т.Г. Проблемы дефектологии в научном творчестве Л.С.Выготского. / Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1985.
- Логинов И.И. Особенности усвоения и использования знаний по истории умственно отсталыми восьмиклассниками. / В кн.: Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей.- Минск, 1981.- 107−112 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. /Науч. исслед. ин -т дефектологии Акад.пед.каук СССР. — М.: Педагогика, 1989, — 104 с.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок.-М., 1960.
- Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты.//Дефектология, 1993. № 3.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами. //Дефектология, 1997.-№ 6.
- Марциновский Е. Нарушение обобщающих функций речи в образовании временных связей у умственно отсталых детей, М., 1955.
- Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Отв. ред. Ф. П. Коровкин. -М: Просвещение, 1978.288 с. (Науч. исслед. ин -т содержания и методов обучения Акад. Наук СССР).
- Методика обучения истории / Теоретический курс автор из. излож. Короткова М. В. и др. М.: Моск. гумантар. Ун — т., 1993. — 191 с.
- Методические рекомендации по реализации единства образования и воспитания на уроках истории. Ленинградский пед. ин — т. им. Герцена, 1988.
- Мозговой B, M, f Пузанов А, П, Опыт правового воспитания и обучения учащихся. / В кн.: Воспитательная работа в специальных школах. М., 1977. — 30 — 38 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение. 1969. -280 с.
- Муратова К.Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе и ее коррекционно воспитательная роль- - М., 1978.
- Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. /Авторе, дне. на соиек. уч. ст. док. п.к.- М., 1986.
- Обучение и развитие. (Экспериментальное педагогическое исследование)./ Под ред. Действительного члена АПН СССР Л.В. Занкова- М: Педагогка, 1975. — 440 с.
- Опыт преподавания истории во вспомогательной школе: эпизодические рассказы по истории СССР / Под ред. М. И. Кузьмицкой. -М.: Просвещение, 1964.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф.- М., 1965.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей -олигофренов. М., 1963.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под.ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогическая антропология: Учебное пособие/Авт.-сост. Б. М. Бим Бад.- М.: Изд — во УРАО, 1998.- 576 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы,-М., 1977.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. п. н.-М., 1975.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообрази форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием. // Дефектология, 1995. -№ 2.
- Петров П.С. Пропедевтика правового воспитания в младших классах вспомогательной школы. / В кн.: Первые шаги в пед. науку. М., 1973. — 129 — 135 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов — на — Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Периодашщя Всемирной истории Учебное пособие / Под ред. Шофман А. С. Издательство Казанского университета, 1984. — 224 с.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. -М.э 1962.
- Плох Лешек. Педагогические пути социальной адаптации учащихся вспомогательной школы / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. -М., 1984.
- Подл асы й И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед. вузов: А 2 кн. М.: Гуманит.год.центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 51 & с.
- Познавательные* мировоззренческие и воспитательные функции всеобщей истории / Межвуз. сб. науч. тр. М.: МОПИ, 1989.
- Примерное планирование курса «Эпизодические рассказы по истории СССР в IV классе. Методические рекомендации. М.: МГИУУ, 1983 -147 с.
- Программы вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1981.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей.М.: Просвещение, 1993.
- Программы для общеобразовательных учебных заведений. История 6−11 классы.- М.: Просвещение., 1992.
- Проект Закона Российской Федерации „О специальном образовании“. //Дефектология, 1995. -№ 1.
- Процко Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно образных задач. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. — М., 1980.
- Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе./ Сб. Научных тр.- Вып. 2. Под ред. Ж. И. Шиф и Т. Н. Головиной. ^ М.: 1977. (Акад. Пед. Наук СССР. Науч.^ иссслед. Институт дефектологии}.- 110 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти / Подред. Н.И. Чуприковой- науч. исслед. ин — т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Пузанов Б.П. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы. М.: Учебно -методический кабинет дефектологии. Министерство просвещения РСФСР, 1986.
- Пузанов В.П. Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной шкалы. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. ^ М., 1980.
- Пузанок Б.П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе.// Дефектология, 1983.- № 2.
- Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И.П. Ушакова- Сост. А. Д. Виноградова.- М.: Просвещение, 1985.-144 с.
- Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Сб. науч. тр., вып. 2, под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н.
- Головиной М.: Акад. пед. наук СССР, Научно — исслед. ин — т дефектологии, 1977.
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980 — 140 с.
- Сборник материалов научно практической конференции, посвященной 100 — летию Л. С. Выготского. / Под ред. Л. В. Смирновой. Армавир: АМИУУ — 64 с.
- Сеяевко Г. К* Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергиенко П.М. Урок обобщающего повторения в курсе истории во вспомогательной школе. // Дефектология, 1988=- № 3.
- Синев В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся в обучении./ Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. п.н. М., 1988.
- Синев В.И. Капустин. А. И. Изучение причинно следственных связей между историческими событиями старших классов1. ТЖ t f Л АШ Г Г Пвспомогательной шкалы, п дефектология. j^ht, i^vtr. — jz. * j г с.
- Смирнова А.Н. Коррекционно воспитательная работа учителя вспомогательной школы / Под ред. Х С Замского — М.: — Просвещение^ 1982.
- Смирнова (Никитина) Л.В., Бгажнокова И. М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. -1997. № 5. 33 -36 с.
- Смирнова Л.В. К проблеме обучения детей с нарушениями интеллекта. Сб. материалов научно практической конференции, посвященной 100 — летию Л. С. Выготского / Под. ред. Смирновой Л. В. -Армавир, Ш. ^64с.
- Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев: „Радянська школа“, 1980.
- Сумарокова В.А. Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками. / Автореф. дис. на соиск. уч.ст. к. пс. н. М., 1981.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская/ М.: Педагогика, 1990. -288с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя, М — Просвещение^ 1988, — 175 с.
- Ткачик Г. Коррекция процесса обобщения у умственно отсталых учащихся в обучении. /Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.-М., 1986.
- Турский В.А. Особенности усвоения и выполнения письменных инструкций учащимися старших классов вспомогательной школы. М.: АПН, 1982.
- Турчинская В.Е. Формирование эвристической направленности познавательной деятельности умственно отсталых школьников на основе оптимизации установки. / Автореф. док. на соиск. уч. ст. к.пе.н. Кие», 1976.
- Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр.- М.: Высшая школа, 1992.- 351с.
- Фельдпггейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.
- Фридман JI.M. Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.
- Шиф Ж.И. О некоторых особенностях преподавания истории во вспомогательной школе. / В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941. -152 — 161 с.
- Школа диалога культур. Основы программы. Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: «Алеф», 1992.
- Шлосберг JI.P. Связь уроков истории и географии с другими учебными предметами. (в кн. Опыт учебна ^ воспитательной работы во вспомогательной школе./ под ред. Н. Ф. Кузьминой С ыромятниковой М.: АПН РСФСР, 1963,
- Экспериментальные образовательные программы для учащихся 0 (подготовительного) и I IV классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида. (Для детей с нарушениями интеллекта). / под ред. И. М. Бгажноковой — М.: Дидакт, 1997.
- Эмоционально волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр.- М.- изд. Н/О «Компенс -центр», 1992.- ТГ-" А Т>. ч ж /Г. Г"1 ЛОЛtoo. лмоург c-./v восшгганис жггорйеи. т. ананис, 1707.
- Ярошевский М.Г. JI.C. Выготский: в потеках новой психологии. СПб.: Международный фонд историй науки, 1993.- 301 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. — 572 с. — (Мыслители XX в.).
- ULRICH SCHRODER. GRUNDRIS DER LERNBEHINDERTENPEDAGOGIK.1. BERLIN, 1990.
- ULRICH BLEIDIK. GRUNDZUGE EINER THEORIE DER ERZIEHUNG
- BEHINDERTEN KINDER UND JUGENDLICHER. MARHOLD, 1974.