Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения
Согласно современной компетентностной парадигме образования, в настоящее время востребованной в вузах, итогом образовательного процесса становится развитие системы компетентностей, отражающих результаты обучения, шкалу ценностей, побудительные мотивы к тому или иному виду деятельности, общению, поведению, а также морально-нравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Методологические основы проектного обучения как интерактивной педагогической технологии
- 1. Сущность технологического подхода к обучению
- 2. Соотношение понятий «методика обучения», «система обучения», «метод обучения», «педагогическая техника», «педагогическая технология»
- 3. Педагогическая технология
- 3. 1. Понятие «технология»
- 3. 2. Основные характеристики, классификация и структура педагогической технологии
- 3. 3. Современные педагогические технологии: личностно-ориенти-рованные, инновационные, активные
- 4. Особенности проектной технологии обучения в рамках интерактивного подхода в профессиональном образовании
- 4. 1. Интерактивные педагогические технологии
- 4. 2. Роль интерактивного подхода к процессу обучения
- 4. 2. 1. Исторический обзор эволюции метода проектов как проектной технологии обучения
- 4. 2. 2. Определение проекта как понятия и метода проектов как дидактической категории
- 4. 2. 3. Специфические характеристики проектной технологии обучения
- 4. 2. 4. Основные принципы проектной технологии обучения
- 4. 2. 5. Типология и структура учебного проекта
- 4. 2. 6. Требования к проектной технологии обучения и критерии v оценки учебного проекта
- 4. 2. 7. Проблемная ситуация как единица учебного проекта
- 4. 2. 8. Деятельность субъектов учебного процесса, реализуемого на базе проектной технологии обучения
- 4. 2. 8. 1. Особенности деятельности обучаемых
- 4. 2. 8. 2. Роль преподавателя
- 4. 2. 9. Сопоставительный анализ эффективности и преимуществ проектной технологии обучения в сравнении с другими педагогическими технологиями
- 5. Причины распространения проектной технологии в практике обучения иностранным языкам
- 1. Понимание общения и коммуникации в психолого-педагогической литературе
- 2. Особенности профессионального общения
- 2. 1. Структура профессионального общения
- 2. 1. 1. Профессиональное общение как перцепция и интеракция
- 2. 1. 2. Профессиональное общение как коммуникация
- 2. 1. 2. 1. Средства невербальной коммуникации
- 2. 1. 2. 2. Средства вербальной коммуникации
- 2. 1. Структура профессионального общения
- 2. 2. Обучение иностранному языку для специальных целей как способ организации профессионального общения
- 4. 1. Понятие коммуникативной компетентности
- 4. 2. Уровни сформированности коммуникативной компетентности личности
- 4. 3. Соотношение понятий «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция»
ГЛАВА 3. Реализация проектной технологии обучения в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетентности на занятиях по иностранному языку. 1. Констатирующий эксперимент. Этапы и процесс диагностирования.
2. Формирующий эксперимент. Проведение обучения иностранному языку на базе проектной технологии.
3. Итоги экспериментального исследования.
Выводы.
Список литературы
- Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
- Акинфиева, Н.В. Конструирование педагогических технологий: Учебно-методическое пособие / Н. В. Акинфиева. Саратов: Пароход, 1999. — 60 с.
- Акопова, М.А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы / М. А. Акопова // Вопросы методики преподавания в вузе. Выпуск 5. СПб.: СПбГПУ, 2003. — С. 3−7.
- Акопова, М.А. Реклама и продвижение товара (Key to advertising and sales promotion): Учеб. пособие / М. А. Акопова, В. И. Быканова, И. П. Колесник. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 78 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева, В.А. Педагогические технологии: Методическое пособие для преподавателей / В. А. Андреева. М.: Профессионал — ф, 2001. — 32 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб. для фак. психол. ун-тов / Г. М. Андреева.-М.: Изд-во МГУ, 1980.-415 с.
- Анисимов, О.С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. М.: Внешторгиздат, 1988. — 412 с.
- Антропова, P.M. Развитие коммуникативной культуры будущего учителя средствами проектного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / P.M. Антропова- Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2003. — 22 с.
- Астрова, B.C. Деловой английский язык на краткосрочных курсах для взрослых (специфика и цели обучения) / B.C. Астрова // Лингводидактическиепроблемы обучения иностранным языкам: Межвузовский сборник. СПб.: СПбГУ, 2001.-С. 87−97.
- Бабанский, Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для педагогических вузов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Баграмова, Н.В. Методика обучения иностранным языкам: вчера и завтра. Рукопись доклада на Всероссийской научно-методической конференции 2223.01.01, «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке» / Н. В. Баграмова. СПб., 2001. — 10 с.
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-методич. пособие для препод, и аспирантов вузов / Б. Ц. Бадмаев. М.: Владос, 1999. — 302 с.
- Байдурова, JI.A. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / JI.A. Байдурова, Т. В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С. 5−11.
- Байкова, JI.A. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина. М., 2000. — 256 с.
- Бакланова, Н.К. Психологические основы профессионального мастерства / Н. К. Бакланова. -М.: Моск.гос.ун-т культ., 1991. 52 с.
- Бархаев, Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях / Б. П. Бархаев // Школьные технологии. 1997. — № 4. — С. 47−52.
- Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2001. — 177 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Инст. проф-го образования МО России, 1995. -336 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Бессараб, В.Ф. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования: В помощь преподавателю / В. Ф. Бессараб, А. В. Кротов. Челябинск, 2002. — 31 с.
- Блонский, П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов высш. учеб. заведений / П.П. Блонский- Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2000. -287 с.
- Боголюбов, В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / В. И. Боголюбов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. -188 с.
- Бодалев, А.А. Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / А. А. Бодалев. Краснодар: Кубанский ун-т, 1985. — 191 с.
- Бодалев, А.А. Воспитание и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 242 с.
- Бодалев, А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения / А. А. Бодалев // Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — С. 55−56.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной про-граммме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8 — 14.
- Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. / Под ред. A.M. Прохорова. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25: Струнено — Тихорецк. — 600 с.
- Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Ю. Москвин. М.: ЗАО Изд-во Центрополигоаф: ООО «Полюс», 2001. — 816 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−17.
- Бороздина, Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА — М, 2002. — 295 с.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: МГУ, 1968.-267 с.
- Бурцева, Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов: (Англ. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.02) / Э.В. Бурцева- Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2002. -25 с.
- Вайсбурд, М.Л. Обучение реальному общению по экологической тематике на английском языке в условиях международного экологического проекта / М. Л. Вайсбурд, С. Н. Толстиков // Иностранные языки в школе. 2002. — № 4. -С. 11−16.
- Ветрова, О.Г. Проблемно-ориентированный подход к обучению языкам: лекционно-семинарская форма обучения иностранным языкам в неязыковом вузе / О. Г. Ветрова // Вопросы методики преподавания в вузе. Выпуск 5. -СПб.: СПбГПУ, 2003. С. 50 — 54.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: Академия, 2000. — 165 с.
- Горанчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий/ В. В. Горанчук. СПб., М.: Нева: ОЛМА — пресс, 2003. — 285 с.
- Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. пособие / В. А. Горянина. М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. К. Гребенкина и др. М., 2000. — 248 с.
- Гришина, Н.П. Развитие профессиональной компетентности методистов ИПК в процессе практической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук:1300.08) / Н.П. Гришина- Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. -СПб., 1997.-21 с.
- Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология / В. В. Гузеев. — М.: Знание, 1999.- 159 с.
- Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. 1995. — № 6. — С. 42−45.
- Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В. В. Гузеев.-М.: Знание, 1995.- 135 с.
- Давыдова, Н.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / Н. А. Давыдова. -М.: ВШ, 1990. 176 с.
- Девятова, Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Автореф. дисс.канд. пед. наук: (13.00.02) / Г. Г. Девятова. Сибай, 2002. — 27 с.
- Доловова Н.Н. Формирование коммуникативной компетентности студентов в педагогическом пространстве технического вуза: Автореф. дисс.канд. пед наук: (13.00.02) / Н.Н. Доловова- Ульян, гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. -Ульяновск, 2003. -25 с.
- Доможирова, М.А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентрованному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / М.А. Доможирова- С. -Петерб. гос. техн. ун-т. СПб., 2002. — 17 с.
- Дронова, О.В. Формирование профессиональных умений будущих экономистов средствами иностранного языка в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / О.В. Дронова- Волж. гос. инжен. пед. акад. Н. Новгород, 2002.-25 с.
- Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе. -2004. № 2. — С. 38−41.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. -192 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. д-ра психол. наук: (19.00.05) / Ю.Н. Емельянов- ЛГУ.-Л., 1991.-38 с.
- Жанпеисова, М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика / М. М. Жанпеисова. Алматы, 2002. — 154 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. -Киров: ЭННОМ, 1991.-95 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001.-206 с.
- Заир-Бек, И. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические рекомендации к обуч. семинарам / И.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб.: «Петроградский и Л», 1995. -331 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
- Зимняя, И.А. Личностно-ориентрованный подход в обучении как фактор гуманизации образования / И. А. Зимняя // Русс. яз. за рубежом. 1991. — № 3. -С. 91−95.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 383 с.
- Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 8−12.
- Зыкова, В.Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов судоводительских факультетов: Дис. канд. пед. наук: (13.00.02) / В.Н. Зыкова- С. Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2002. -157 с.
- Инновационные образовательные технологии: Тезисы докладов- Под ред. А. С. Борщова. Саратов, 1998. — 128 с.
- Интенсивные методы обучения иностранным языкам в средней школе: Сб. статей- Под ред. И. Б. Ворожцовой. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1994 — 118 с.
- Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988.-319 с.
- Казаринова, Н.В. Межличностное общение: Конспект лекций / Н. В Казаринова. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 64 с.
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие / О. М. Казарцева. М.: Флинта: Наука, 2001. — 496 с.
- Карпенко, Л.А. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам / Л. А. Карпенко // Активизация учебной деятельности: Сб. статей- Под ред. Г. А. Китайгородской. -М.: МГУ, 1981. С. 4−8.
- Каспржак, А. По ступеням компетентностей: О проекте «Модернизация образования: перспективные разработки» / А. Каспржак // Первое сентября. -2002.-№ 88.-С. 3.
- Кикоть, Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «лицей вуз»: Автореф. дис. д-рапед. наук: (13.00.08) / Е.Н. Кикоть- Балт. гос. акад. РФ. Калининград, 2002. -41 с.
- Китайгородская, Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Интенсивное обучение иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1990. С. 1−12.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследовательской игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига: Б. И., 1995. — 176 с.
- Клемантович, И. Культурологическая подготовка социального педагога / И. Клемантович, Е. Бажанов // Воспитание школьников. 2000. — № 4. — С. 50−52.
- Ковалев, А.Г. Азбука дипломатии / А. Г. Ковалев. 6-е изд., перераб и доп. -М.: Интерпракс, 1993. — 237 с.
- Ковтунович, Л.М. Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к деловому межнациональному общению: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.03) / Л.М. Ковтунович- Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2003.- 18 с.
- Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование: Научно-теоретическое пособие / В. А. Коккота. М.: Высшая школа, 1989. — 127 с.
- Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина.- СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», Cambridge Univ. Press: 2001.-224 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2001.-368 с.
- Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Академия, 2000. — 258 с.
- Коломинский, JI.JI. Психология взаимоотношений в малых группах / JI.JI. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: Б.и., 2002.-28 с.
- Копеина, Н.С. Мотивация учебной деятельности / Н. С. Копеина, Н. М. Владимирова // Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1984. — С. 113−118.
- Коробкова, С.Н. Этика делового общения: Текст лекций / С. Н. Коробкова. -СПб.: СПбГУАП, 2001.-45 с.
- Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
- Краева, Л.И. Современные педагогические технологии / Л. И. Краева, Т. А. Грузнова, Н. Д. Мартынец. Сыктывкар, 1999. — 93 с.
- Краевский, В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных вузов / В. В. Краевский. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001.-143 с.
- Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. -М.: Педагогика, 1975. 209 с.
- Кудрявцев, Т.В. Творческая природа психологии человека / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−120.
- Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф. А. Кузин. М.: Ось — 89, 2002. -320 с.
- Кузовкова, Т.В. Проектная организация школьного естественнонаучного образования как средство реализации эколого-аксиологического подхода: Автореф. дисс.канд. пед. наук: (13.00.01) / Т.В. Кузовкова- Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 2004. — 23 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — М.: ВШ, 1989.- 167 с.
- Кукушкин, М. Сможет ли школа учить профессионализму? / М. Кукушкин // Первое сентября. 2002. — № 88. — С. 3.
- Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: Спец. Лит., 2001. — 75 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 46 с.
- Кумарин, В. В. Технология А.С. Макаренко и перестройка школы / В. В. Кумарин. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. — 43 с.
- Лабунская, В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептивный подход) — Отв. ред. И. П. Шкуратова. — Ростов на / Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986. -135 с.
- Лабутова, И.В. Английский язык через общение и взаимодействие / И. В. Лабутова. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 1996. — 180 с.
- Ладыгин, Е.В. Метод проектов / Е. В. Ладыгин // Новые педагогические технологии: проблемы и решения. Сб. тр. коллектива МКОЦ «Новоносино" — Под ред. С. Г. Черного. М.: Подрост, 1999. — С. 97−108.
- Лазаренко, Л.Н. Подготовка студентов технического вуза к профессиональному общению (на материале изучения иностранного языка): Дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Л.Н. Лазаренко- С. -Петерб. гос. ун-т. СПб., 1992.-254 с.
- Левитан, К.М. Структура личности педагога / К. М. Левитан // Творческая индивидуальность педагога: Тез. республик, конференции. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1991.-С. 127−129.
- Левитес, Д.Г. Образовательные технологии: теории, классификация, обзор, конструирование / Д. Г. Левитес. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. — 145 с.
- Леонов, Н.И. Психология делового общения: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2002. — 210 с.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-47 с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев // Социальная психология- Под ред. Г. В. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975. — С. 154 168.
- Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. -365 с.
- Леонтьев, A.M. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов- Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с. ~
- Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии- Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1975.-С. 124−130.
- Лукова, Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Т.Г. Лукова- МВД России, С. Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2002. — 21 с.
- Лунева, О.В. Психология делового общения: Учеб. пособие / О. В. Лунева, Е. А. Хорошилова. М.: ВКШ, 1987. — 84 с.
- Макарычева, Ф.А. Психологический словарь для студентов технического вуза / Ф. А. Макарычева, Т. Б. Сычева. Магнитогорск: МГТУ, 2000. — 31 с.
- Максимова, Р.А. Коммуникативный потенциал личности / Р. А. Максимова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докл. Краснодар, 1975. — С. 302−303.
- Мамедова, А.В. Развитие коммуникативности будущего учителя средствами интенсивных технологий: (на материале англ. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / А.В. Мамедова- Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. -Рязань, 2002.-19 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. — М.: «Педагогика», 1972. 208 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: «Педагогика», 1975. — 367 с.
- Машарова, Т.В. Педагогические технологии личностно-ориентрованного обучения: Учеб. пособие / Т. В. Машарова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. -144 с.
- Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша и др.- Под ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
- Меэр, К. Структура коммуникативных способностей учителя: Дисс.канд. психол. наук. СПбГУ. СПб., 1993. — 146 с.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
- Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
- Научно-технический прогресс: Словарь / Абалкин Л. И. и др. М.: Политиздат, 1987.- 1631 с.
- Никитина, Н.Н. Личностно-развивающее обучение: теории и технологии: Учеб. пособие / Н. Н. Никитина, М. И. Лукьянова, С. Н. Митин. Ульяновск: ИПКПРО, 1998.-103 с.
- Новые технологии активного обучения- Под ред. Н. В. Борисовой. М., 2000.-71 с.
- Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: ЛГУ, 1979. -150 с.
- Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. -Киев: «Лыбидь», 1990. 192 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. Н. Ожегов. М.: Русский язык, 1986.-797 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Панферов, В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис. д-ра психолог, наук: (19.00.05) / В.Н. Панферов- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1983. — 42 с.
- Панферов, В.Н. Психологическое общение / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 126−132.
- Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-301 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 279 с.
- Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1977. — 117 с.
- Пахмутова, Е.Д. Телекоммуникационные проекты в межкультурном обучении ИЯ (немецкий язык, неязыковой вуз): Автореф. дисс.канд. пед. наук: (13.00.02) / Е.Д. Пахмутова- Моск. пед. гос. ун-т. М., 2003. — 17 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — пресс, 1997.-512 с.
- Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы / Авт.-сост. В. А. Фадеев, В. П. Свиридова, О.В. Наумова- Под общ. ред. проф. В. А. Фадеева. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 100 с.
- Педагогические технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса / Под ред. В. Г. Фоменко, Л. П. Кугукиной. -Таганрог: ТГПИ, 2001.- 125 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социал.-психол. тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский, А.В. Некоторые новые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллективов / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 34−44.
- Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз. М.: ЭКСПО — пресс, 2002. — 221 с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. — 192 с.
- Платонов, К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
- Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 3−10.
- Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 3. — С. 3−9.
- Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 4−11.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
- Потеев, М.В. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. СПб.: ГИГМО (ГУ), 2000. — 228 с.
- Практикум по педагогической технологии- Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 249 с.
- Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менжерицкая, Е. Д. Бреус и др. М.: Академия, 2001. — 285 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов- Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 415 с.
- Психология: Учеб. для гуманит. вузов- Под общ. ред. В. Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2003. 650 с.
- Путляева, О.В. Современные психолого-педагогические проблемы профессионального обучения: Лекция / О. В. Путляева. М.: ЦОЛИУВ, 1990. -17 с.
- Ребус, Б.М. Психологические основы делового общения: Учеб. пособие для руководителей образовательных учреждений, учителей и практических психологов / Б. М. Ребус. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 192 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во «Российский открытый университет», 1995. — 272 с.
- Ротова, И.В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения (на примере обучения взрослых): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / И.В. Ротова- Моск. гос. пед. ун-т. М., 2002. — 25 с.
- Рубинштейн, М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.М. Рубинштейн- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.-170 с.
- Рыжков, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: Монография / В. В. Рыжков. Н.-Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. — 164 с.
- Савельева, О.Г. А.П. Пинкевич как теоретик и организатор высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / О.Г. Савельева- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1992. — 21 с.
- Селевко, Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. — № 6. — С. 3−31.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.-255 с.
- Семеновская, В.К. Деловой стиль на каждый день / В. К. Семеновская. Л.: Лениздат, 1990.-112 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
- Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М. П. Сибирская. М., 2002. — 127 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 207 с.
- Симоненко, В.Д. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для пед. работников и студентов педвузов / В. Д. Симоненко, A.M. Воронин. 2-е изд., доп. и перераб. — Брянск: Изд-во В ГПУ, 1998. — 190 с.
- Симоненко, В.Д. Современные педагогические технологии: Учеб. пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. — 394 с.
- Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты: Кн. для учителя / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш. Брянск: Изд-во БГПУ: Технология, 1999. — 230 с.
- Симонов, В.П. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учебно-справочное пособие / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко. М.: «Граф-Пресс», 2002. — 70 с.
- Синягина, Н.Ю. Личностностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Методическое пособие / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская. М., 2001. — 131 с.
- Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. / Я. Скалкова. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. -150 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Скворцова, И.И. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся: (Общепедагогический аспект): Дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / И.И. Скворцова- Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. -Саратов, 2000.-176 с.
- Скрыпко, М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга: Автореф. дис. канд. пед. наук:1300.01) / М.И. Скрыпко- Урал. гос. акад. физ. культуры. Челябинск, 2002. -21 с.
- Слемзин, А.А. Формирование культуры делового общения будущих экономистов в процессе преподавания иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / А.А. Слемзин- Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. -Чебоксары, 2002. 19 с.
- Советский энциклопедический словарь: слов- Гл. ред. A.M. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с.
- Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика- Под ред. Е. С. Полат.- М.: ВЛАДОС, 2000. 167 с.
- Соковнин, В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин. 2-е изд. — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 147 с.
- Стаценко, Т.К. Педагогические условия развития проективных умений студентов вузов (на примере изучения иностранного языка): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Т.К. Стаценко- Оренбург, гос. ун-т. Оренбург, 2002. — 19 с.
- Стернберг, В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / В.Н. Стернберг- Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003. — 20 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления: Учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. Ростов на / Д.: Феникс, 2001. — 506 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования- Под ред. А. А. Пинского. -М.: ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
- Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. -Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 63 с.
- Технология проектной деятельности в образовании: Сб. ст.- Под ред. A.M. Чурина, В. Ф. Рычкова. М.: Ин-т пед. инноваций- Киров: обл. тип., 2000. — 42 с.
- Трофимова, Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: Дис. д-ра пед. наук: (13.00.01) / Г. С. Трофимова- С. Петербург, гос. ун-т. — СПб., 2000. — 362 с.
- Тышковский, А.В. Социальная психология делового общения в групповой дискуссии: Учеб. пособие / А. В. Тышковский. -М.: ГУУ, 2001. 54 с.
- Федорова, Г. А. Методическая подготовка будущих учителей информатики к организации проектной деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.02) / Г. А. Федорова- Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 2004. — 21 с.
- Харитонова, Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / Н.В. Харитонова- Магнитог. гос. ун-т. -Магнитогорск, 2002. 23 с.
- Хуторский, А.В. Деятельность как содержание образования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
- Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторский, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
- Цветкова, Л.А. Коммуникативная компетентность врачей педиатров: Автореф. дис. канд. психол. наук: (19.00.05) / Л.А. Цветкова- С. Петерб. гос. ун-т.-СПб., 1994.- 16 с.
- Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис. д-ра психол. наук: (19.00.05) / Г. А. Цукерман. М., 1992. — 33 с.
- Черных, В.В. Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей: (На материале нем. яз.): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.02) / В.В. Черных- Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. -Тамбов, 2003.-23 с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 157 с. Чошанов, М. А. Что такое педагогическая технология? / М. А. Чошанов // Школьные технологии. — 1996. — № 3. — С. 8−12.
- Чурсина, А.Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.08) / А.Д. Чурсина- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 200р. -21 с.
- Чуфаровский, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю. В. Чуфаровский. М., 2002. — 232 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С. Т. Шацкий / Сост. JI.H. Скаткин и др.- Вступ. статья Н. П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1 — 304 с.
- Шашков, В.И. Педагогическая технология в учебном процессе / В. И. Шашков. Н. Новгород, 1998. — 108 с.
- Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник для учреждений нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. М.: ПрофОбрИздат, 2002.- 127 с.
- Шмачилина, С.В. Технологии.Технологии?.Технологии!: Учеб. пособие/ С. В. Шмачилина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-218 с.
- Штульман, Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования / Э. А. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. -144 с.
- Штых, И.В. Педагогические теории, системы, технологии: педагогические технологии: Учебное пособие / И. В. Штых. Балашов, Николаев, 2001. — 59 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Alekseyeva, L. Materials Design in ESP / L. Alekseyeva // ESP Russia. A Newsletter for Russian Teachers of English for Specific Purposes. The British Council, Russia, April 1997. — Vol. 4. — P. 4−8.
- Byrne, D. Teaching Oral English / D. Byrne. London: Longman University Press, 1986.- 140 p.
- Collins English Dictionary. Glasgow: Harper Collins Publishers, 1994. — 1791 P
- Cotton, D. Business Class / D. Cotton, S. Robbins. London: London University Press, 2001.-184 p.
- Cotton, D. Market Leader. Course Book. Intermediate Business English / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. London: Pearson Education Limited, 2000. — 176 p.
- Dance, F.E.X. The Concept of Communication / F.E.X. Dance // The Journal of Communication. I970.-Vol. 20, № 2. — P.201−210.
- Dudley-Evans, T. Development in English for specific purposes. A multi-disciplinary approach / T. Dudley-Evans, M.J. St. John. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — 301 p.
- Education Committee Language Learning for European Citizenship 13−14 October, 1994.-P. 49.
- Gorodetskaya, L. Project Work / L. Gorodetskaya // Первое сентября. 1998. -№ 15.-P. 5.
- Hall, E. Market Leader. Teacher’s Resource Book. Intermediate Business English / E. Hall, B. Mascull, D. Riley. London: Pearson Education Limited, 2000. -223 p.
- Hornby, A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / A.S. Hornby. Oxford: Oxford University Press, 1995. — 1430 p.
- Hutchinson, T. English for Specific Purposes. A learning-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 183 p.
- Kennedy, C. English for Specific Purposes / C. Kennedy, R. Bolitho. London: Macmillan Press Limited, 1991. — 149 p.
- Kourova, A. Methodology of International Project Work / A. Kourova // Первое сентября. 2000. — № 38. — P. 6.
- Legutke, M. Process and experience in the language classroom. (Applied linguistics and language study) / M. Legutke, H. Thomas. London: Longman University Press, 1993. — 332 p.
- Mitchell P.D. Educational Technology / P.D. Mitchell // The Encyclopedia of Educational Media Communication and Technology / D. Unwin, R.Mc. Aleese. -London: Macmillan Press, 1978. P. 307−332.
- Pettijohn, T.F. The Encyclopedic Dictionary of Psychology / Terry F. Pettijohn. -Ohio: The Dushkin Publishing Group, 1991. 198 p.
- Reber, A.S. The Penguin Dictionary of Psychology / Arthur S. Reber. NJ: Penguin Books, 1985. — 848 p.
- Robinson, P.C. ESP today: A Practitioner’s Guide / P.C. Robinson. London: Prentice Hall Limited., 1991. — 146 p.
- Sheppard, K. Project Work Integrated into ESP Classes / K. Sheppard, F.L. Stoller // English Teaching Forum. 2002. — Vol. 40, № 4. — P. 42.
- Tullis, G. New Insights into Business: Students' Book / G. Tullis, T. Trappe. -London: Pearson Education Limited, 2000. 176 p.
- Tullis, G. Trappe T. New Insights into Business: Teacher’s Book / G. Tullis, T. Trappe. London: Pearson Education Limited, 2000. — 103 p.
- АПгТ- активная педагогическая технология
- ИнтерПгТ интерактивная педагогическая технология
- ИПгТ инновационная педагогическая технология4. ИЯ иностранный язык
- ИЯСЦ иностранный язык для специальных целей
- ККн коммуникативная компетентность
- ККц коммуникативная компетенция
- КОП компетентностный подход
- ЛОПгТ личностно-ориетнированная педагогическая технология10. МП- метод проектов
- ПгТ педагогическая технология
- ПТО- проектная технология обучения
- ПО- профессиональное общение14. ПС- проблемная ситуация15. РД- речевая деятельность
- ТП- технологический подход
- ТСО- технические средства обучения
- Диалог (от греч. dialogos) форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. В профессиональном общении представляет собой взаимный обмен информацией и учет каждым его участником психических состояний собеседников и их интересов.
- Дидактическая система теоретическая система, характеризующая цели, содержание, методы, средства и формы обучения.
- Дидактические принципы обучения система норм, на основании которых строится процесс обучения, в соответствии с его целями и закономерностями.
- Знания проверенный практикой результат познания действительности, ее адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
- Игра деловая метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения принятию конкретного решения.
- Игра ролевая один из элементов психодрамы — исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни.
- Инсайт — новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды.
- Коммуникация (от лат. communico «соединяю, сообщаю») общение, передача информации. Коммуникация в профессиональном общении есть обмен информацией, значимой для участников общения.
- Кооперативное обучение / обучение в сотрудничестве — форма обучения учащихся в малых группах, в которых учащиеся помогают и поддерживают друг друга.
- Мотивация динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
- Навык действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения.
- Образование профессиональное образование, направленное на овладение системой знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.
- Образование традиционное это образование информационного типа, продуцирующее знания, умения и навыки, а не личностное развитие.
- Общение определяется в психологии как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера.
- Общение вербальное (от лат. verbalis «словесный») — словесное, речевое общение.
- Общение невербальное несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т. д.
- Педагогическая техника представляет собой совокупность (систематизированную или нет) педагогических средств: форм, методов, приемов, используемых для обеспечения усвоения содержания предмета.
- Подход личностно-ориентрованный последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
- Подход личностный принцип воспитания, направленный на организацию системы воспитания с учетом личностных характеристик и возможностей воспитанников, их возрастных и психологических особенностей, характера, волевых качеств, способностей и интересов.
- Принципы обучения это система основных требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его эффективность.
- Проект 1) разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь- 2) предварительный текст какого-либо документа, 3) замысел, план.
- Проект учебный организационная форма работы учащихся, сочетающая индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которой учащиеся создают конечный продукт их собственной творческой деятельности.
- Проектная деятельность деятельность по созданию и реализации проекта, основу которой составляет мыслительный процесс, действиями которой являются акты принятия решений, а операциями — суждения о решении проблем.
- Речевая деятельность активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (И.А. Зимняя).
- Тест (от англ. test «проба, испытание, исследование») в психологии и педагогике стандартизированное задание, по результатам выполнениякоторого судят о психологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
- Тест диагностирующий тест, целью которого является определение способностей, а также недостатков в подготовке учащихся.
- Технология в образовании — применение технических средств обучения в учебном процессе.
- Технология образовательная — совокупность всех процессов, позволяющих получить образование: содержание образования, педагогический процесс, самостоятельная работа обучаемых (В.М. Монахов).
- Технология педагогическая активная технология, позволяющая организовать учение как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях совместной и индивидуальной учебной деятельности.
- Умение — освоенный учащимися способ выполнения знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях.
- Форма обучения относительно устойчивая структура взаимодействия участников обучения, содержательное наполнение которой зависит от целей, учебного материала, методов и условий обучения и является вариативной.
- Эвристическая беседа диалог преподавателя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы.
- Эксперимент (от лат. experimentum «проба, опыт») — 1) научный опыт, наблюдение явления в точно поставленных и контролируемых условиях, метод эмпирического изучения действительности- 2) попытка осуществить что-либо новое.
- Экстериоризация (от лат. exterior «внешний») процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю орудийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умственными (идеальными) моделями деятельности.
- Эмпатия самозабвенное переживание чувств другого- попытка поставить себя на его место.