Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представители теории свободного воспитания и их идеи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе теории свободного воспитания лежит принцип педоцентризма в воспитании. Педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречит природе развития ребенка, и поэтому организацию педагогического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Огромное… Читать ещё >

Представители теории свободного воспитания и их идеи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе теории свободного воспитания лежит принцип педоцентризма в воспитании. Педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречит природе развития ребенка, и поэтому организацию педагогического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности.

Главными представителями теории свободного воспитания считаются Эллен Кей, Фриц Гансберг и Людвиг Гурлитт.

Шведская писательница и педагог Эллен Кей (1849 — 1926) призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка. Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.

Немецкие педагоги Фриц Гансберг (1871 — 1950) и Людвиг Гурлитт (1855 — 1931) разделяли эту точку зрения.

Ф. Гансберг видел путь формирования личности ребенка в стимулировании его творческого саморазвития.

Л. Гурлитт обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей (чего в большинстве своем требовала общественность), а нужно преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.

К тому же направлению реформаторской педагогики можно отнести идеи и деятельность итальянского врача-психиатра и педагога Марии Монтессори (1870 — 1952).

Основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори считала сенсорное развитие, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды.

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: 0 — 6, 6 -12 и 12 — 18 лет.

Первая фаза (от 0 до 6) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. В соответствии с космическим планом ребенок «решает» внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, «эмоциональным камертоном», сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой