Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: На материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены концепции современных отечественных ученых по проблеме гуманистических ценностных ориентаций личности школьника. В этих концепциях формирование гуманного отношения старшеклассников к окружающему миру, к другим людям, самому себе рассматривается как реализация принципа гуманизма в педагогическом процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Аксиологический подход как важное направление обновления российского образования
    • 1. 2. Проблема общечеловеческих и национальных ценностей в трудах отечественных педагогов
    • 1. 3. Психолого-педагогические предпосылки формирования ценностных ориентаций у старшеклассников
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Обновление содержания общего образования на основе общечеловеческих и национальных нравственных ценностей
    • 2. 2. Методы формирования гуманистических ценностных ориентаций у старших школьников
  • ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: На материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы. Создание в России федерального государственного устройства и формирование рыночных экономических отношений определили новые задачи воспитания и образования подрастающего поколения. Резкое снижение уровня жизни большинства населения, рост безработицы, преступности, коррупция в обществе, ориентация средств массовой информации на западный образ жизни приводят к девальвации многих нравственных ценностей, традиционно значимых для россиян. Из общественного сознания молодежи вытесняются такие понятия, как честность, скромность, доброта, совесть, бескорыстие. Среди учащихся становятся популярными далеко не самые лучшие представления западного образа жизни: эгоцентризм, понимание сущности человека как товара, который можно купить и продать. Культивируется потребительское отношение к природе, культуре, знаниям. В то же время в российском обществе усиливается тенденция гуманизации воспитания и образования. В педагогической теории и практике идет активный поиск эффективных механизмов модернизации общего образования, учебно-воспитательного процесса на основе общечеловеческих ценностей, соответствующих идеалам и требованиям современного развития мирового сообщества. Исследуются условия установления отношений равноправия, доверия и сотрудничества между учителями и учащимися. Разрабатываются концепции педагогической поддержки учащихся в самореализации личностных качеств. Апробируются механизмы обеспечения социальной защищенности прав детей и молодежи.

Стратегическим приоритетом государственной политики РФ является гуманизация и демократизация образования. Реализация такой политики включает усиление внимания к проблемам воспитания подрастающего поколения. В Законе РФ «Об образовании», «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, гражданственности, гуманности. Так, в Национальной доктрине образования отмечается, что одной из основных задач школы в современных условиях является «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культурам других народов» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование, 2000. № 2. — С. 14−15).

Формирование у школьников гуманистических ценностных ориента-ций является важной составной частью образования и воспитания. Ценностные ориентации характеризуются отечественными учеными как «система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» (Сластенин В.А., Чижакова Г. И.

Введение

в педагогическую аксиологию. — М.: Академия, 2003. — С. 128).

Российская школа функционирует как многонациональное образовательное учреждение. Социально-экономические и политические реформы в стране привели к усилению культурного многообразия в обществе и школе. Предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять приоритеты образовательной политики обеспечило широкие возможности в приобщении школьников к национальным культурным ценностям в педагогическом процессе. В современных российских образовательных учреждениях обучаются учащиеся, которые не только принадлежат к различным этническим общностям, но и ориентируются на различные духовные ценности и нормы поведения, придерживаются разнообразных и далеко не всегда гуманных взглядов и убеждений. В этих условиях возрастает необходимость теоретического обоснования путей и средств формирования у учащихся гуманистических ценностных ориентаций, воплощенных в этнической, российской и мировой культурах. Особую актуальность решение этой проблемы приобретает в старших классах общеобразовательной школы. Психологами и педагогами А. С. Белкиным, В. В. Белоусом, И. С. Коном, Р.С. Немо-вым, B.C. Мухиной, Д. И. Фельдштейном установлено, что именно в старшем школьном возрасте завершается формирование нравственного сознания личности, определяется выбор жизненного пути, ценностные ориентации оформляются в целостное мировоззрение. В этом возрасте особенно необходимо педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, направленное на формирование гуманистических ценностных ориентаций.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности является предметом исследований в социологии, психологии, педагогике, культурологии, философии. Разработке понятия «ценность» большое внимание уделено в научных публикациях Г. П. Выжлецова, П. С. Гуревича, A.M. Коршунова, Н. С. Розова, JI.H. Столовича, В. П. Тугаринова и др. Взаимосвязь ценностей, потребностей, мотивов, интересов личности раскрыта в работах И. В. Адеевой, А. Г. Здравомыслова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, В. А. Ядова и других. Взаимообусловленность ценностных ориентаций и ценностных отношений показана в трудах Н. Н. Никитиной, П. И. Пидкасистого, А. В. Токмаковой, Н. Е. Щурковой.

Со второй половины 80-х годов проблемы формирования ценностных ориентаций школьников рассматриваются с позиций педагогической аксиологии (Б.С. Гершунский, В. В. Кумарин, В. М. Розин, В. А. Сластенин, Ю. Б. Тупалов, Г. И. Чижакова и др.). Аксиологические приоритеты стратегии развития отечественного образования раскрыты в работах Б.М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Т. И. Власовой, Н. Д. Никандрова, З. И. Равкина, Е. Н. Шиянова и др.

В педагогических концепциях Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, В. А. Кобылянского, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова раскрываются основные направления и средства формирования у школьников гуманистических ценностных ориентаций на основе общечеловеческих ценностей. Проблеме национальных культурных ценностей, их роли в формировании личности посвящены исследования М. В. Богуславского, К. И. Бузарова, Г. Н. Волкова,.

A.С. Койчуевой, А. Э. Муталимова, К. Б. Семенова, А. А. Сусоколова, М. Г. Тайчинова, А. Ю. Шадже и др. В исследованиях М. Ю. Айбазовой, И. А. Арабова, JI.C. Балкаровой, А. Ю. Белогурова, З. Т. Гасанова, С. Ю. Ивановой, А. Д. Койчуевой, З. А. Мальковой, JI.JI. Супруновой,.

B.Н. Цатурова, И. А. Шорова, J1.A. Энеевой выявляется взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Таким образом, в отечественной науке накоплен обширный материал о ценностных ориентациях личности. Однако проблемы формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников в условиях школы многонационального региона отечественными педагогами в системе не исследованы. Недостаточно изучены возможности содержания общего образования в старших классах в формировании гуманного отношения учащихся к окружающему миру, людям и к самим себе. Не охарактеризованы методы обучения и воспитания, позволяющие формировать гуманистические установки юношей и девушек, направленные на освоение культурного многообразия общества, уважение к общечеловеческим и национальным ценностям. Противоречия между требованиями современного общества формировать у юношей и девушек гуманистические ценностные ориентации и реальным уровнем сформированности этих ценностей, потребности школьной практики в научно обоснованных рекомендациях формирования у старшеклассников гуманистических ценностных ориентаций и недостаточная разработанность названной проблемы на теоретическом уровне с учетом современных реалий российского общества обусловили выбор темы нашего исследования.

Проблема исследования заключается в выявлении возможности повышения эффективности формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников в общеобразовательной школе многонационального российского государства.

Цель исследования — определить и охарактеризовать наиболее эффективные педагогические условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у старших школьников в современной российской многонациональной школе Северо-Кавказского региона.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе РФ.

Предмет исследования — процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников в современной российской общеобразовательной многонациональной школе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников в многонациональной школе будет успешным, если: в содержании учебных курсов раскрывается единство и взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностейметоды обучения и воспитания способствуют усвоению учащимися гуманистической сущности общечеловеческих и национальных ценностей, формированию гуманного отношения к людям, окружающему миру, самим себевзаимодействие учителя с учащимися строится на основе уважения национальной культуры, которой овладевают школьники.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования: проанализировать и обобщить концептуальные подходы современных отечественных ученых к проблеме формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников в современном многокультурном миревыявить и раскрыть основные направления обновления содержания общего образования в старших классах многонациональной школы на основе единства общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей (на материале учебных курсов «Русский язык», «Русская литература», «История Отечества») — охарактеризовать методы обучения и воспитания, позволяющие эффективно формировать гуманистические ценностные ориентации старшеклассников с учетом особенностей национальной культуры народов СевероКавказского регионапоказать основные результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие сформулированную гипотезу.

Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знанияаксиологический подход, признающий человека высшей ценностью на землепризнание приоритета общечеловеческих ценностей в исследовании педагогических явленийдиалектическая взаимосвязь объективного и субъективного, исторического и современногообусловленность педагогических явлений, теорий экономическими, социально-политическими и культурными факторамисистемный подход к исследованиямценностные ориентации как общая направленность личности на аксиологические приоритетыединство и взаимосвязь общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей как фактор социальной и духовной преемственности поколений.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты: общечеловеческие ценности как основа формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся (Ш.А. Амонашвили, А.Ю. Бело-гуров, Е. В. Бондаревская, В. И. Додонов, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Е.Н. Шиянов) — национальные ценности как важный источник развития гуманных отношений учащихся (Е.П. Белозерцев, Г. Н. Волков, З. Т. Гасанов, А. В. Григорьева, А. Э. Муталимов, М. Г. Тайчинов, В. Н. Цатуров,.

A.Ю. Шадже, В. К. Шаповалов, JI.A. Энеева) — пути и средства обновления содержания общего образования (В.П. Беспалько, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, П.И. Пидкасис-тый, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, В. К. Шаповалов, И.А. Шаповалова) — воспитание в процессе обучения (А.П. ВалицкаяБ.З. ВульфовР.П. Гурова, И. С. Марьенко, В. В. Кумарин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, И.Ф. Харламов) — идеи поликультурного образования (О.В. Аракелян, В. А. Ершов,.

B.В. Макаев, З. А. Малькова, Л.Л. Супрунова) — психологические аспекты формирования у старшеклассников ценностных ориентаций (А.С.Белкин, В. В. Белоус, И. С. Кон, В. С. Мухина, Р. С. Немов, Д. И. Фельдштейн, Л.М. Фридман).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ государственных документов об образовании, учебников общеобразовательной школы, философской, этнографической, психологической, социологической и педагогической литературысистематизация и обобщение научных и экспериментальных данныхпедагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ранжированиеизучение продуктов деятельности старшеклассниковобобщение личного педагогического опытапедагогический эксперимент, математические методы обработки полученных данных.

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы Министерства образования РФ, труды отечественных ученых, педагогическая периодическая печать, словарно-справочная литература.

Экспериментальной базой исследования явились многонациональные общеобразовательные учреждения города Пятигорска: средняя общеобразовательная школа № 29 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением английского языка.

Организация и основные этапы исследования. На первом этапе (1999;2000 гг.) проводились изучение и анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по проблемевыявлялся уровень разработанности проблемы, определялись методология и методы исследования. Второй этап (2000;2002 гг.) проведение констатирующего и формирующего экспериментов. В ходе проведения эксперимента были определены критерии и выявлялись уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников. Формирующий эксперимент позволил выявить способы обновления содержания образования в старших классах и определить эффективные методы формирования гуманистических ценностных ориентаций (гуманизма, патриотизма и толерантности) у старшеклассников многонациональных школ. На третьем этапе (2002;2003 гг.) осуществлялись систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены концепции современных отечественных ученых по проблеме гуманистических ценностных ориентаций личности школьника. В этих концепциях формирование гуманного отношения старшеклассников к окружающему миру, к другим людям, самому себе рассматривается как реализация принципа гуманизма в педагогическом процессе (Ш.А.Амонашвили, Б. Т. Лихачев, З. И. Равкин, Е.Н. Шиянов), как использование в образовании общечеловеческих и национальных ценностей (В.А. Караковский, Н. Д. Никандров, В. Н. Цатуров, А.Ю. Шадже), как опора на идеи поликультурного образования (В.В. Макаев, З. А. Малькова, Л.Л. Супрунова), на этнокультурный компонент образования (А.Ю. Белогуров, Е. П. Белозерцев, В. К. Шаповалов, Л.А. Энеева). Выявлено, что в учебных программах и учебниках по предметам гуманитарного цикла («Русский язык», «Литература», «История Отечества») в 10−11-х классах не в полной мере отражены идеи многонациональной культуры российского общества. Раскрыто содержание формирования ценностных ориентаций в старших классах (на примере воспитания у учащихся гуманизма, патриотизма, толерантности) путем включения в учебные курсы материала по истории, литературе, художественной культуре народов Российской Федерации и Северного Кавказа. Охарактеризована совокупность методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно формировать гуманистические ценностные ориентации старшеклассников в условиях современной российской школы на основе интеграции в учебных курсах общечеловеческих и национальных ценностей: методы организации и реализации познавательной деятельности, способствующие усвоению учащимися знаний о гуманизме, патриотизме, толерантности и специфике этих понятий в условиях многонационального Северо-Кавказского регионаметоды стимулирования и мотивации познавательной деятельности, направленные на развитие у старшеклассников умений и навыков взаимодействия с представителями различных культурметоды педагогического взаимодействия с учащимися, самоанализа и самокоррекции на основе учета культурного своеобразия учащихся класса, представляющих различные национальности. Определены критерии сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников в процессе воспитания гуманизма, патриотизма и толерантности.

Теоретическая значимость исследования состоит в целостной характеристике системообразующих понятий, идей, концепций, способствующих формированию у учащихся гуманистических ценностных ориентаций, в научном обосновании содержания и методов формирования этих ориентаций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут применяться в конструировании содержания общего образования и учебно-воспитательного процесса в старших классах с целью повышения эффективности формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников в многонациональной школе. Соответствующий материал может использоваться в учебных курсах по педагогическим дисциплинам в вузе, в учебных курсах по педагогическим дисциплинам в вузе, в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются научной методологией, соответствием методов предмету, задачам и логике исследования, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работыобъемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа, систематизации и обобщения концептуальных подходов современных отечественных ученых к проблеме формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников:

— обоснование российскими педагогами содержания гуманистических общечеловеческих ценностей, включающих добро, истину, красоту, гуманизм, патриотизм, толерантность и др., как основы формирования их у старших школьников;

— признание авторами ведущих педагогических концепций национальных гуманистических ценностей источником формирования у учащихся общечеловеческих ценностных ориентаций путем выработки представлений, понятий, идеалов, отражающих культурные особенности этнической или национальной общности;

— разработка идеи поликультурного образования как направленности содержания образования и педагогического процессе на формирование у учащихся готовности к осознанному выбору гуманистических ценностей и подготовку к жизни в условиях культурного многообразия общества.

2. Содержание формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников, основу которых составляют ценности, воплощенные в общечеловеческой морали (гуманизм, патриотизм, толерантность и др.). В многонациональной российской школе названные ценности дополняются представлениями, понятиями, идеями, отражающими культурное своеобразие народов Российской Федерации.

3. Совокупность основных способов обновления учебных программ и учебников с позиции единства общечеловеческих и национальных ценностей (на материале культуры народов Северного Кавказа): парциальный, модульный, монопредметный, комплексный, дополняющий.

4. Характеристика методов обучения и воспитания, обеспечивающих эффективное формирование у старшеклассников гуманистических ценностных ориентаций: методы организации и реализации познавательной деятельности (лекция, семинар, написание реферата, исследование, проект, сравнение и сопоставление) — методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности (учебная дискуссия, ролевая игра, анализ проблемной ситуации) — методы педагогического взаимодействия с учащимися и самовоспитания (этическая беседа, убеждение, требование, поощрение, порицание, самоанализ, самооценка, рефлексия).

5. Критерии сформированности гуманистических ценностных ориентаций (на материале воспитания гуманизма, патриотизма, толерантности) у старшеклассников многонациональной общеобразовательной школы на уровне знаний, отношений и поведения).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2000;2003 гг., докладывались на региональной научно-практической конференции «Личностно ориентированные воспитательные системы» (Черкесск, 2001) — на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2001) — на III региональной научной конференции «Дни науки» (Пятигорск, 2002) — на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (Майкоп, 2002) — на научно-практических конференциях преподавателей Пятигорского государственного технологического университета (Пятигорск, 2002, 2003). Опубликованные материалы использовались учителями г. Пятигорска в учебной и воспитательной работе со школьниками, кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, учеными Адыгейского государственного университета, преподавателями Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Результаты исследования способствовали тому, что по решению педагогического коллектива школы № 29 «Гармония» были разработаны подобные факультативные курсы для учащихся 1−11 классов: «Культура», «Человек и общество», «Психология культуры общения» и т. д. Были определены основные задачи этих дисциплин: сформировать гуманистические ценностные ориентации школьников, представления о правилах поведения и общения, гуманистическое мировоззрение, развить творческую активность учащихся, воспитать культуру межличностного общения в школе многонационального региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования показали, что в условиях духовного кризиса современного российского общества, возникшего в результате крушения многих прежних ценностей и недостаточной определенности новых нравственных приоритетов, проблема формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников является одной из наиболее значимых в отечественной педагогической науке. Анализ педагогической литературы, нормативных документов РФ об образовании позволил заключить, что перспективным направлением решения этой проблемы является аксиологический подход к воспитанию. Он позволяет повысить эффективность формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников на основе совокупности идей о человеке как высшей ценности на земле, признании его прав и свобод.

Для исследования гуманистических ценностных ориентаций личности в школе многонационального региона нами выбраны старшеклассники. Это обусловлено тем, что старший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования устойчивых мировоззренческих убеждений, которые представляют собой систему отношений человека к окружающему миру, другим людям и самому себе. Ценностные ориентации характеризуют общественную направленность личности. Они выражаются в идеалах, целях, потребностях, интересах и убеждениях. Ценностные ориентации характеризуются адекватностью, осознанностью, избирательностью. Основной их функцией является регуляция сознания и поведения. Задача общеобразовательной школы заключается в том, чтобы создать условия для того, чтобы ценностные ориентации личности обогащали интеллектуальную, нравственную, эмоциональную сферы жизни, помогали становлению гуманистических убеждений и соответствующего поведения.

Результаты нашего исследования показали, что процесс овладения гуманистическими ценностями начинается с усвоения учащимися знаний об аксиологических приоритетах современного общества и осмысления личностной значимости этих ценностей. Это требует от старшеклассников развитых умений ориентироваться в многообразии как общечеловеческих, так и национальных ценностей. Анализ работ Б.М. Бим-Бада, В. В. Кумарина, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, В. К. Шаповалова, Е. Н. Шиянова позволил сделать вывод о том, что сущностью современного содержания образования, его главной ценностью является человек. Опора на это положение при конструировании содержания образования и педагогического процесса позволяет создавать предпосылки для удовлетворения духовно-нравственных, культурных и эстетических потребностей личности, предоставляет возможности для становления ее индивидуальности и самореализации. При этом развитие природных, социальных и культурных начал человека осуществляется на основе содержания общего образования, отражающего общечеловеческие и национальные ценности.

Анализ публикаций В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова, М. Г. Тайчинова, В. Н. Цатурова, В. К. Шаповалова дал нам основание заключить, что в современной многонациональной школе России ведущей основой содержания формирования ценностных ориентаций старшеклассников являются ценности, воплощенные в общечеловеческой морали. К таким ценностям относятся справедливость, гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, толерантность и др. Они дополняются национальными ценностями, которые отражают географические и социокультурные особенности, историю, традиции и обычаи, язык, духовное и культурное достояние данного народа, к которому относятся школьники. В содержание общего образования, как показали результаты нашего исследования, необходимо включать материал, позволяющий учащимся осознать гуманистические национальные ценности и уяснить, что сущностью этих ценностей являются общечеловеческие гуманистические понятия. В обучении и воспитании важно стимулировать осознанный выбор этих ценностей и последующую внутреннюю работу учащихся по формированию гуманистических ценностных ориентаций. В этом случае повышается культурно-нравственный потенциал образования, происходит интеграция личности в российское и мировое пространство.

Наше исследование показало, что приобщение старшеклассников школы многонационального региона к общечеловеческим аксиологическим приоритетам целесообразно осуществлять на основе идей поликультурного образования, которое характеризуется направленностью содержания образования и педагогического процесса на формирование у молодежи способности к осознанному выбору духовно-нравственных ценностей, общению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества. Решение задач поликультурного образования в многонациональной российской школе способствует приобщению школьников к достижениям мировой культуры, к национальным ценностям, отраженным в культурах народов РФ, в общероссийском культурном достоянии. Реализация идей поликультурного образования в школе создает благоприятные условия для формирования у старшеклассников представлений о многообразии этнических культур, воспитания любви к родине и родному краю, развития толерантного, уважительного отношения к национальным культурным различиям.

В ходе исследования нами сделан вывод о том, что процесс формирования ценностных ориентаций школьников начинается с развития нравственного сознания на основе идеалов и понятий, отражающих единство общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. Гуманистические ценностные ориентации как отношение личности к себе, другим людям, обществу проявляются в убеждениях, нравственных чувствах, навыках и привычках поведения, в нравственной устойчивости.

Исходя из сказанного, нами определено примерное содержание формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников на материале воспитания гуманизма, патриотизма, толерантности. Мы выделили следующие основные направления формирования гуманизма у учащихся 10−11-х классов: понимание сущности гуманизма как системы воззрений, признающих самоценность человека, знание прав, свобод и обязанностей граждан, осознание гуманистической сущности национальных и общечеловеческих нравственных ценностей, уважительное отношение к правам и свободам человека независимо от национальной или конфессиональной принадлежности, следование нормам поведения в демократическом обществе, умение отстаивать личные убеждения, основанные на гуманистических идеях, умение анализировать свои чувства, поступки, конструктивное взаимодействие с другими людьми.

Содержание воспитания патриотизма включает в себя выработку у старшеклассников любви к своей родине, народу, отечественной культуре, истории, знание законов РФ, понимание общих корней народов России, готовность стать на защиту Родины, активную гражданскую позицию. Содержание формирования толерантности у старших школьников включает представление о толерантности как непредвзятом, уважительном отношении к людям, их культуре, образу жизни, знание способов конструктивного разрешения конфликтов, признание права другого человека на свободное выражение своих взглядов и убеждений, которые не противоречат общечеловеческим ценностям и идеям, нетерпимое отношение к жестокости и насилию, способность находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

Проведенный нами анализ учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством образования РФ для 10−11-х классов («Русский язык», «Русская литература», «История Отечества»), показал, что в содержании общего образования имеется значительный потенциал для формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников. Так, обогащению эмоционально-нравственных представлений о добре, истине, красоте, духовных ценностях, нравственных идеалах способствуют изучение русской литературы XIX—XX вв. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, А. И. Солженицына и др. формируют у школьников общечеловеческие нравственные представления и понятия, идеалы, ориентируют их на гуманное отношение к людям. Изучение русского языка способствует формированию культуры межнационального общения. Например, на уроках по теме «Русский язык в современном мире как язык международного, межнационального значения» в 10-м классе подчеркивается, что общий для всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину страны независимо от национальности возможность постоянного и многообразного контактирования с представителями других этнических групп. Изучение истории Отечества дает возможность развивать и углублять представления о таких ценностях, как патриотизм, равенство, уважение прав и свобод личности, гражданственность и т. д.

Анализ учебных программ и учебников по русскому языку и литературе, истории Отечества показал, что содержание общего образования не в полной мере отражает национальные ценности народов России. Так, в учебных курсах «Русская литература XIX века» для учащихся 10-х классов и «Русская литература XX века» для 11-х классов не показана взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей. Нами сделан вывод: чтобы содержание общего образования являлось эффективным средством формирования общечеловеческих и национальных ценностей, необходимо включать в учебные программы и учебники материал, отражающий историю, традиции региона, культурное достояние народов, проживающих в Российской Федерации, интересы и потребности юношей и девушек — представителей многонациональной России. Это позволяет школьникам, с одной стороны, осознать уникальность, самобытность родной культуры, с другой — понять и принять ценности, традиции, нормы поведения представителей другой национальности, быть толерантными и доброжелательными во взаимодействии с людьми.

В связи с этим в программу по литературе целесообразно включить изучение произведений национальных писателей. Включение в содержание учебного курса русского языка материла о языке и культуре народов, представителями которых являются учащиеся, позволяет формировать у старшеклассников чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к другим этническим и национальным общностям. Важным средством обновления содержания образования в общеобразовательной школе является национально-региональный компонент образовательных стандартов. Этот компонент, отражая культурные особенности региона, в котором проживает учащийся, позволяет более полно учитывать потребности школьников, представляющих различные этнические общности. В то же время имеется возможность на конкретном материале показывать взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в содержании общего образования.

Национально-региональный компонент целесообразно вводить в содержание общего образования различными способами. Мы предложили обновлять содержание учебных курсов по русскому языку, русской литературе, и истории Отечества парциальным, модульным, монопредметным, комплексным и дополняющим способами. Конструируя содержание учебного курса на основе парциального способа, педагог вводит в это содержание идеи, понятия и фактологический материал, показывающий взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей, во все темы и разделы курса. Модульный способ дает возможность показывать взаимодействие общечеловеческих и национальных ценностей в рамках отдельных тем, логически включенных в тот или иной раздел учебного курса. Использование монопредметного способа обновления содержания общего образования предполагает введение соответствующего материала в форме факультативного курса. Комплексный способ предусматривает создание интегрированного учебного курса, в котором идеи, понятия, явления, процессы и факты, показывающие взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей, раскрываются на материале различных основ наук. Дополняющий способ обновления содержания общего образования характеризуется тем, что материал, позволяющий старшеклассникам осознать взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей, используется во внеклассной работе.

В учебно-воспитательном процессе педагог помогает старшеклассникам формировать и корректировать отношение к этим ценностям, используя разнообразные формы и методы обучения и воспитания. Так, методы организации и реализации познавательной деятельности старшеклассников лекция, рассказ, семинар, реферат, проект, исследование, сравнение и сопоставление) способствуют выработке у юношей и девушек представлений и понятий о многообразии культур в мире, закономерностях их развития, сущности общечеловеческих и национальных ценностей как важнейших компонентов гуманистического мировоззрения.

Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: (учебная дискуссия, ролевая игра, анализ проблемной ситуации) дают возможность вырабатывать умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур, преодоления конфликтов ненасильственными способами, развивать гуманное отношение к окружающему миру. Использование методов педагогического взаимодействия с учащимися и самокоррекции (этической беседы, убеждения, требования, поощрения и порицания, самоанализа, самооценки, рефлексии) направлено на формирование у старшеклассников гуманистических представлений и понятий о себе и окружающем мире, выработку нравственных убеждений, нравственных чувств и норм поведения. Названные методы помогают учащимся осознать важное значение культурного многообразия мира для общественного прогресса и самосовершенствования.

Сущность опытно-экспериментальной работы, проведенной в процессе исследования рассматриваемой проблемы, заключалась в конструировании педагогического процесса, направленного на формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников в школе многонационального региона. Особое внимание в формировании ценностных ориентаций старшеклассников уделялось выявлению взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей. Базой опытно-экспериментального исследования являлись средняя общеобразовательная школа № 29 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов и средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением английского языка в г. Пятигорске. Количество старшеклассников, охваченных опытно-экспериментальной работой, составило 371 человек. Экспериментальная группа состояла из учащихся пяти национальностей: русских, армян, осетин, украинцев, грековконтрольная группа — из десяти: русских, армян, осетин, евреев, украинцев, чеченцев, греков, грузин, ногайцев, корейцев.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что старшеклассники ориентируются в гуманистических национальных и общечеловеческих ценностях, однако, не всегда понимают сущность таких понятий, как гуманизм, патриотизм, интернационализм, толерантность. Почти половина опрошенных плохо знали традиции и обычаи своего народа. 15% респондентов не проявляли интереса к культуре и традициям других народов, у них не наблюдалось стремления вникать в проблемы другого человека, проявлять участие к людям, пострадавшим в результате этнических конфликтов. Однако большинство старшеклассников (80%) хотели знать о традициях, культуре, образе жизни людей других этнических общностей.

В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что важно расширить представления старшеклассников о национальных ценностях и культурах. В педагогическом процессе следует больше внимания уделять воспитанию юношей и девушек в духе уважения разных культур и их носителей, развитию умений конструктивно взаимодействовать с представителями разных национальностей, осознанию старшеклассниками значения культурного многообразия для интеллектуального, эмоционального и нравственного саморазвития.

Решению выявленных проблем был посвящен формирующий эксперимент. Целью формирующего эксперимента являлось развитие у старшеклассников таких ценностных ориентаций, как гуманизм, патриотизм, интернационализм, толерантность. Для этого нами были разработаны критерии сформированности этих ценностей на уровне сознания, отношений и поведения. Сформированность гуманизма характеризовалась осознанием учащимися сущности данного понятия, знаниями о правах, свободах и обязанностях граждан России, убежденностью юношей и девушек в необходимости сотрудничества с людьми на основе принципов равноправия и уважения, умениями отстаивать личные убеждения, не противоречащие требованиям общечеловеческой морали, следованием нормам и правилам поведения в демократическом обществе.

Патриотизм проявлялся в осознании учащимися сущности данного понятия в современном российском государстве, взаимосвязи истории, культуры России и родного края, уважительном отношении к родному языку, к языку межнационального общения, любви к народу, стремлении отстаивать честь и достоинство России, активной гражданской позиции.

Толерантность проявлялась в осознании учащимися взаимосвязи гуманизма, патриотизма, интернационализма, в признании права другого человека на свободное выражение своих взглядов, убеждений, которые не противоречат общественным интересам, в готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их социальной, национальной, конфессиональной принадлежности, в умении решать конфликты ненасильственными способами. На основе данных критериев нами были определены три уровня сформированности гуманизма, патриотизма, толерантности: высокий, средний, низкий.

В целях повышения эффективности формирования у юношей и девушек гуманистических ценностных ориентаций нами в 1999;2001 годах была разработана и апробирована учебная программа спецкурса «Философия жизни» для учащихся 10-х классов. В ней акцент был сделан на усиление воспитания у учащихся гуманизма, патриотизма, толерантности. Для раскрытия взаимосвязи общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей в учебно-воспитательном процессе использовались такие методы обучения и воспитания, как этическая беседа, дискуссия, метод проектов, рефлексия, самоанализ, самооценка, убеждение, пример, поручение, поощрение, лекция. Занятия проводились в форме заседаний, ролевых игр, семинаров, диспутов, «круглых столов».

Формы и методы формирования гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников включали развитие нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, выработку нравственных убеждений, навыков и привычек поведения, умений и навыков самосовершенствования. При этом главным являлось трансформация представлений и понятий об общечеловеческих и национальных ценностях в убеждения личности, ее внутренние потребности.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о позитивных изменениях в уровнях сформированности гуманистических ценностных ориентаций (на примере гуманизма, патриотизма, толерантности) у старшеклассников в школе многонационального региона. Так, в контрольной группе уровни сформированности данных ценностных ориентаций у школьников, выявленные в 1999;2000 учебном году, практически не изменились по сравнению с результатами, полученными в 2001;2002 учебном году. Следует отметить, что в контрольных группах не проводилась целенаправленная работа по воспитанию у учащихся гуманизма, патриотизма и толерантности.

Данные, полученные в экспериментальной группе, свидетельствуют о положительных результатах проделанной работы. Так, значительно увеличилось число учащихся с высоким уровнем сформированности этих ценностных ориентаций: гуманизма — с 36% до 50% (в контрольной группе — с 32% до 35%) — патриотизма — с 32% до 53% (в контрольной группе — с 27% до 32%) — толерантности — с 28,5% до 50% (в контрольной группе — с 20% до 25%). Уменьшилось количество старшеклассников с низким уровнем сформированности гуманизма с 21% до 11% (в контрольной группе — с 22% до 15%) — патриотизма — с 32% до 11% (в контрольной группе — с 24% до 16%) — толерантности — с 28,5% до 11% (в контрольной группе — с 34% до 26%).

В шкале ценностей по-прежнему приоритетными остались такие ценности, как любовь, мир, дружба, семья, доброта и т. д. Однако в экспериментальной группе изменилось отношение учащихся к таким общечеловеческим и национальным ценностям, как толерантность, патриотизм, интернационализм. Повысился интерес к традициям и обычаям своего народа, к культуре других народов. Так, 100% старшеклассников изъявили желание учиться в школе многонационального региона, изучать историю и литературу народов Северного Кавказа. 84% юношей и девушек отметили, что в повседневном общении национальность другого человека не имеет особого значения.

Результаты формирующего эксперимента позволили установить, что использование аксиологического подхода к решению проблемы, обновление содержания общего образования на основе единства общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей, использование комплекса методов обучения и воспитания, направленных на усвоение учащимися гуманистической сущности этих ценностей, учет национальных особенностей учащихся обеспечили достаточно высокий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций юношей и девушек. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику рассматриваемой проблемы. Перспективным направлением представляется разработка содержания и технологии формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся на начальной и средней ступенях общего образования. Требует специального осмысления деятельность педагога по развитию гуманных отношений старшеклассников на основе духовных ценностей. Важно исследовать потенциал национально-регионального компонента содержания общего образования в нравственном воспитании юношей и девушек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе / Автореф. дисс. .канд. соц. наук. -М., 1995. -22 с.
  2. С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А. Амонашвили (70−90-е годы XX века). Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2001. — 219 с.
  3. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 30−35.
  4. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М., 1997. — 677с.
  5. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
  7. И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. -№ 7. — С. 117−121.
  8. Н.А. Взаимосвязь интернационального и нравственного воспитания в школах с несколькими языками обучения. Фрунзе, 1998. 65 с.
  9. М.А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов н/Д — Пятигорск, 2000. — 256 с.
  10. В.И., Зимняя И. А., Лихачев Б. Т. и др. Воспитание в системе образования // Известия Росс. Академии образования. М., 1999, № 2. -С.2−12.
  11. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001. — 256 с.
  12. Д.Н. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: конфликты и перспективы примирения // Вестник ПГЛУ. 1998. -№ 2.-С. 17−21.
  13. Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 2 (март-апрель). — С.7−15.
  14. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 192 с.
  15. А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. 2003. — № 1. — С.98−104.
  16. А.Ю., Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания образования // Вестник ПГЛУ, 2000. № 3. — С.59−64.
  17. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С.30−35.
  18. Н. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М., 1991. -С.19.
  19. Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. 1999. — № 2. — С.3−7.
  20. Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2000. — 44 с.
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.31−34.
  23. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведениях, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1990. — 560 С.
  24. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  25. С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. М., 1991. С.31−72.
  26. В.О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2002. — 157 с.
  27. Л.И. Ориентации учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997.-25 с.
  28. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
  29. А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10−11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2001. — 128 с.
  30. Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (аксиологический подход) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель) — С. 35−40.
  31. Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель). — С.41−45.
  32. Г. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. 1997. — № 2. — С.66−71.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. Учебн. пос. для средн. и высш. пед. уч. зав. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  34. Л.А. Диалог культур на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2001. — № 1−2. — С.36−41.
  35. В. Языковая личность и национальная идея // Нар. образование. 1998. — № 5. — С.25−30.
  36. .З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., 2001.- 192 с.
  37. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 152с.
  38. Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. — № 3/6. — С. 22−24.
  39. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 152 с.
  40. З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 51−55.
  41. З.Т. Педагогика межнационального общения. Учеб. пособие. М., 1999.-390 с.
  42. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — С.49−57.
  43. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 13−14.
  44. А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения у старшеклассников. Пятигорск. 1996. — 55 с.
  45. А.Г. Методы обучения / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть И. Под. ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992. -С.108−120.
  46. P.M. Проблема социализации личности старшеклассников в отечественной педагогике и школе 60−80-х годов XX века. Монография. Под ред. проф. В. В. Макаева. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 2001. — 173 с.
  47. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 30−34.
  48. Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
  49. В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001. — 128 с.
  50. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX в.) / Под. ред. М. В. Богуславского и З. И. Равкина. — М.: ИТО и ПРАО, 1998.-290 с.
  51. П.С. Философия культуры. М., 1994. — С.127−131.
  52. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., 1988. 134 с.
  53. Т.П. Представления старшекласнников о ценностях // Педагогика. 1995. — № 4. — С.45−48.
  54. В.В. Последние выступления. М., 1998. — 88 с.
  55. Ю.С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. — 42 с.
  56. Ю.С., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика. 1998. — № 3. -С.122−124.
  57. Ю.С., Супрунова Л. Л. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 3. — С.5−8.
  58. И.Л. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 1992. 17 с.
  59. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. — 224 с.
  60. А.Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  61. В.П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. школ. М.: Дрофа, 1995. -640 с.
  62. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 3−11.
  63. В., Васильев Ю., Кусаинов Г. Концепция современной общеобразовательной школы // Народное образование. 1994. — № 2−3. -С.104−116.
  64. Ю.И. Содержание образования / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С. 97−108.
  65. Л.Н., Мишина И. А. История Отечества, 1900−1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1992. -335 с.
  66. Е.А. Сравнительно-сопоставительный анализ исследований некоторых аспектов нравственного воспитания педагогики русского и ка-рачаевско-балкарского народов // Вестник ГТГЛУ. 1999. — № 4. — С.39−43.
  67. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
  68. А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С.22−26.
  69. А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−77.
  70. С.Ю. Этницизм и универсализм в образовании и проблема формирования единого образовательного пространства в регионе // Общественные науки. 2000. — № 4. — С. 68−73.
  71. Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 54−58.
  72. Х.М. Национальный характер. Нальчик, 1994. — 61 с.
  73. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основы целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
  74. Ф.В. Народные традиции и их роль в образовании молодежи // Мир на Сев. Кавказе. Симпоз. III. Культурология. Пятигорск, ПГЛУ, 2001.-С. 35−37.
  75. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  76. А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Ка-рачаевск, 2000. — 222 с.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 212 с.
  78. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.207 с.
  79. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 2. — С.703−708.
  80. Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика. 1998. — № 4. — С.70−73.
  81. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. -С.145−150.
  82. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994. — С.4−15, 44−49.
  83. В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика. — 2000. — № 7. — С.3−12.
  84. В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 2. — С.3−10.
  85. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  86. А.Е. Есть ли идеология у современной российской молодежи // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 3. — С.80−82.
  87. Ю. Языковая политики шаг к тому, чтобы российское образование стало лучшим в мире // Нар. образование. — 2001. — № 2. — С.49−59.
  88. А.И. Диалог культур в содержании образования как средство интеграции личности в системы мировой и национальной культур // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, № 2 (март-апрель). С.54−55.
  89. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  90. В.Д., Передерий С. В. Проблемы молодежи и необходимость возрождения христианских православных ценностей в современной России // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 4. — С. 82−84.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. — 304с.
  92. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С.40−46.
  93. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках). — Самара: Издательство СИУ, 1997. — 85 с.
  94. .Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. — № 4. — СЛ0−15.
  95. .Т. Нравственное разложение и православие // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 114−119.
  96. .Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 18−23.
  97. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  98. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  99. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. — № 3. — С.52−56.
  100. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 21−25.
  101. В.В. Педагогика для переводчиков. Учебное пособие для студентов. Пятигорск, 1999. — 121 с.
  102. В.В. Политическая и нравственная индоктринация учащейся молодежи России. Пятигорск, 1998. — 45 с.
  103. В.В. Формирование нравственно целостной личности / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть I. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С. 116−136.
  104. В.В., Казалиева А. К. Педагогика для социальных работников. Учеб. пособие для студентов. Черкесск, 2000. — 250 с.
  105. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999. — 16 с.
  106. А.Н. Сущностные характеристики гуманно-личностной педагогики // Преподават. 1998. — № 2. — С.16−18.
  107. А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  108. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 192 с.
  109. ПЗ.Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  110. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
  111. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−19.
  112. JI.B. Образование как фактор национального единства и социального прогресса // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2 (март-апрель). — С.56−57.
  113. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 2. Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  114. Н. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. 2001. — № 2. — С.178−182.
  115. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  116. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. -№ 9. — С.41−47.
  117. Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. -1997. -№ 3.-С.73−76.
  118. Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания // Известия Росс. акад. образования. — М., 1999. — № 2. — С. 13−22.
  119. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  120. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.
  121. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.-№ 3. — С. З-10.
  122. Н.Н. Приемы нравственной активизации личности: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. — 40 с.
  123. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С.64−132.
  124. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования // Вестник образования. 1996. — № 8. — С.76−81.
  125. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
  126. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Калюткина, Б. С. Спасской. СПб., 2001. — 152 с.
  127. А.В. Методы воспитания // Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть I. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992.-С. 173−191.
  128. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  129. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1999. 915 с.
  130. В., Волжская Н., Горохова Е. Старшеклассники в изменившемся обществе // Нар. образование. 2000. — № 3. — С. 117−120.
  131. И.К. Формы организации обучения / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992. — С. 120−134.
  132. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  133. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. -602 с.
  134. JI.M. и др. Опыт введения регионального компонента в содержании образования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 35−40.
  135. Л.М. Содержание образования с позиции самоинден-тификации личности // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 36−39.
  136. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М., 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  137. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М., 2000. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  138. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16−18 сентября 1997 г.). Пятигорск — Изд-во ПГЛУ, 1997. — 207 с.
  139. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.-431 с.
  140. Н.П. Актуальные проблемы целеполагания в проектировании национально-регионального компонента // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов. Хабаровск, 1999. — С.33−41.
  141. Т. Опыт оценки воспитанности учащихся // Воспитание школьников. 2001. — № 2. — С.11.
  142. Проблемы развития образования на Северном Кавказе / Сборник научных статей. Отв. редактор и составитель проф. В. В. Макаев Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 1998. — 115 с.
  143. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера. М., 1994. — 131 с.
  144. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  145. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5. — С.87−90.
  146. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  147. Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобраз. школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 25 с.
  148. С. Необходима государственная политика в образовании // Нар. образование, 1999. № 1−2. — С.26−30.
  149. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996. — 144 с.
  150. Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Автореф. дисс.. докт. философских наук. М., 1993. — 38 с.
  151. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. М., 1993. -Т.1. — А-М. — 608 с.
  152. Российская социологическая энциклопедия / Под. общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1999. — 672 с.
  153. А., Юдин Б. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. — № 3. — С.82−96.
  154. Р.Б. Единое образовательное пространство важнейшая социально-педагогическая проблема // Известия академии пед. и соц. наук, Выпуск 5. — Москва — Воронеж, 2001. — С.7−12.
  155. А.В. Педагогические основы разработки и введения национальных региональных компонентов государственных стандартов общего образования / Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 42 с.
  156. В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к региональной системе // Преподав. 1998. — № 3. — С.29−32.
  157. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  158. А.И. Воспитание гуманизма у школьников: Метод, пособие для студ. Пятигорск, 1996. — 109 с.
  159. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 216 с.
  160. В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  161. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  162. В. Новое образование путь к новому сообществу // Нар. образование, 1998. — № 5. — С.3−5.
  163. Словарь педагогических терминов / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, 1996. — 51 с.
  164. Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др.- под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. Мн.: Те-сей, 1999.-320 с.
  165. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. — 94 с.
  166. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  167. С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 512 с.
  168. О. Поиски «национальной идеи» и национальная доктрина образования // Вестн. высш. шк. 1998. — № 9. — С.3−19.
  169. В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 51−54.
  170. Е. Вечные ценности // Воспитание школьников. 2001. -№ 1. -С.44.
  171. А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 43 с.
  172. Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2001. — 448 с.
  173. JI.H. Природа эстетических ценностей. М., 1972. — 271 с.
  174. О.Ю. Изучение и преподавание истории в поликультурном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель). — С.3−6.
  175. Л.Л. Актуальные проблемы сравнительных педагогических исследований в Северо-Кавказском регионе // Мир на Северном Кавказе. Симпоз. 3−5. Пятигорск: ПГЛУ, 1997. — С. 136−147.
  176. Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика. 2001. -№ 5. — С.30−39.
  177. Л.Л. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 4. — С. 107−110.
  178. Л.Л. Сущность и основные направления поликультурного образования в современной России // Горизонты гуманитарного знания: Сб. науч тр. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. — С. 124−132.
  179. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. — № 2. — С.30−35.
  180. С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997. -№ 6. — С.3−14.
  181. О.А. Формирование мировоззрения // Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С.39−52.
  182. В.А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строительства) // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С.3−17.
  183. Л.В. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений / Автореф. дисс.. канд. соц. наук. М., 1993. — 23 с.
  184. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. С.3−11.
  185. Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание и принципы формирования. Казань, 1994. — 89 с.
  186. С.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура личности. Ставрополь: Сервисшкола, 2000. — 56 с.
  187. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М., 1997. — 159 с.
  188. В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С.5−7.
  189. Г. Н. О культуре межнационального общения // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 119−121.
  190. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
  191. С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. М., 1991. — С. 167−199.
  192. Л. Школьная психологическая служба: формы деятельности // Нар. образование. 2001. — № 2. — С. 135−141.
  193. Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 63−65.
  194. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  195. Ф. Школа как центр культуры духовной и физической // Воспитание школьников, 2000. — № 6. — С.2−5.
  196. И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.519с.
  197. Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. — № 8. — С. 10−13.
  198. В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде. Дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 1999.
  199. Ценностные ориентации в сфере пед. образования: история и современность. В 2-х тт. Т.2. — М.: ИТО и ПРАО, 1997. — 168 с.
  200. Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник. Ростов-н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. — 544 с.
  201. С.В. Человек и этничность // ЭО. 1994. — № 6. — С.40−43.
  202. А.Е., Бутенко Н. И. Развитие образовательной политики Ставропольского края шаг в Российское государство XXI века // Вестник ПГЛУ.-2001.-№ 1−2.-С. 11−20.
  203. А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996. — 168 с.
  204. А.Ю. Этническая идентичность и поликультурное образование // Вестник ПГЛУ. 1999. — № 4. — С.49−52.
  205. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2002. — 227 с.
  206. И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  207. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва — Ставрополь, 1991. — 206 с.
  208. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. — № 2. — С.43−50.
  209. Н. Ценностные отношения // Воспит. школьников. 1999. -№ 3. — С. 17−26.
  210. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  211. Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (из опыта республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарии). Монография / Под ред. проф. В.В. Макае-ва. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2000. — 216 с.
  212. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. — 329 с.223
Заполнить форму текущей работой