Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: На материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона
Диссертация
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены концепции современных отечественных ученых по проблеме гуманистических ценностных ориентаций личности школьника. В этих концепциях формирование гуманного отношения старшеклассников к окружающему миру, к другим людям, самому себе рассматривается как реализация принципа гуманизма в педагогическом процессе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 1. 1. Аксиологический подход как важное направление обновления российского образования
- 1. 2. Проблема общечеловеческих и национальных ценностей в трудах отечественных педагогов
- 1. 3. Психолого-педагогические предпосылки формирования ценностных ориентаций у старшеклассников
- ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
- 2. 1. Обновление содержания общего образования на основе общечеловеческих и национальных нравственных ценностей
- 2. 2. Методы формирования гуманистических ценностных ориентаций у старших школьников
- ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Список литературы
- Адеева И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе / Автореф. дисс. .канд. соц. наук. -М., 1995. -22 с.
- Акинфиев С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А. Амонашвили (70−90-е годы XX века). Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2001. — 219 с.
- Акинфиева Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 30−35.
- Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М., 1997. — 677с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. -№ 7. — С. 117−121.
- Асипова Н.А. Взаимосвязь интернационального и нравственного воспитания в школах с несколькими языками обучения. Фрунзе, 1998. 65 с.
- Аствацатурова М.А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов н/Д — Пятигорск, 2000. — 256 с.
- Байденко В.И., Зимняя И. А., Лихачев Б. Т. и др. Воспитание в системе образования // Известия Росс. Академии образования. М., 1999, № 2. -С.2−12.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001. — 256 с.
- Барышников Д.Н. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: конфликты и перспективы примирения // Вестник ПГЛУ. 1998. -№ 2.-С. 17−21.
- Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 2 (март-апрель). — С.7−15.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 192 с.
- Белогуров А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. 2003. — № 1. — С.98−104.
- Белогуров А.Ю., Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания образования // Вестник ПГЛУ, 2000. № 3. — С.59−64.
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С.30−35.
- Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М., 1991. -С.19.
- Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. 1999. — № 2. — С.3−7.
- Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2000. — 44 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.31−34.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведениях, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1990. — 560 С.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. М., 1991. С.31−72.
- Бушуева В.О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2002. — 157 с.
- Валиева Л.И. Ориентации учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997.-25 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
- Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10−11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2001. — 128 с.
- Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (аксиологический подход) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель) — С. 35−40.
- Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель). — С.41−45.
- Волков Г. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. 1997. — № 2. — С.66−71.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебн. пос. для средн. и высш. пед. уч. зав. М.: Академия, 1999. — 168 с.
- Волова Л.А. Диалог культур на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2001. — № 1−2. — С.36−41.
- Воробьёв В. Языковая личность и национальная идея // Нар. образование. 1998. — № 5. — С.25−30.
- Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., 2001.- 192 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 152с.
- Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. — № 3/6. — С. 22−24.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 152 с.
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 51−55.
- Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учеб. пособие. М., 1999.-390 с.
- Гершунекий Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — С.49−57.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 13−14.
- Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения у старшеклассников. Пятигорск. 1996. — 55 с.
- Голев А.Г. Методы обучения / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть И. Под. ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992. -С.108−120.
- Гранкина P.M. Проблема социализации личности старшеклассников в отечественной педагогике и школе 60−80-х годов XX века. Монография. Под ред. проф. В. В. Макаева. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 2001. — 173 с.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 30−34.
- Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001. — 128 с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX в.) / Под. ред. М. В. Богуславского и З. И. Равкина. — М.: ИТО и ПРАО, 1998.-290 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. — С.127−131.
- Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., 1988. 134 с.
- Турина Т.П. Представления старшекласнников о ценностях // Педагогика. 1995. — № 4. — С.45−48.
- Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998. — 88 с.
- Давыдов Ю.С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. — 42 с.
- Давыдов Ю.С., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика. 1998. — № 3. -С.122−124.
- Давыдов Ю.С., Супрунова Л. Л. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 3. — С.5−8.
- Данилова И.Л. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 1992. 17 с.
- Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. — 224 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
- Дмитренко В.П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. школ. М.: Дрофа, 1995. -640 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 3−11.
- Дьяченко В., Васильев Ю., Кусаинов Г. Концепция современной общеобразовательной школы // Народное образование. 1994. — № 2−3. -С.104−116.
- Еловой Ю.И. Содержание образования / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С. 97−108.
- Жарова Л.Н., Мишина И. А. История Отечества, 1900−1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1992. -335 с.
- Заречнова Е.А. Сравнительно-сопоставительный анализ исследований некоторых аспектов нравственного воспитания педагогики русского и ка-рачаевско-балкарского народов // Вестник ГТГЛУ. 1999. — № 4. — С.39−43.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
- Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С.22−26.
- Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−77.
- Иванова С.Ю. Этницизм и универсализм в образовании и проблема формирования единого образовательного пространства в регионе // Общественные науки. 2000. — № 4. — С. 68−73.
- Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 54−58.
- Казанов Х.М. Национальный характер. Нальчик, 1994. — 61 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основы целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
- Каскулова Ф.В. Народные традиции и их роль в образовании молодежи // Мир на Сев. Кавказе. Симпоз. III. Культурология. Пятигорск, ПГЛУ, 2001.-С. 35−37.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Ка-рачаевск, 2000. — 222 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 212 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.207 с.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 2. — С.703−708.
- Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика. 1998. — № 4. — С.70−73.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. -С.145−150.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994. — С.4−15, 44−49.
- Краевский В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика. — 2000. — № 7. — С.3−12.
- Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 2. — С.3−10.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Круглов А.Е. Есть ли идеология у современной российской молодежи // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 3. — С.80−82.
- Крупное Ю. Языковая политики шаг к тому, чтобы российское образование стало лучшим в мире // Нар. образование. — 2001. — № 2. — С.49−59.
- Кукуев А.И. Диалог культур в содержании образования как средство интеграции личности в системы мировой и национальной культур // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, № 2 (март-апрель). С.54−55.
- Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
- Лаза В.Д., Передерий С. В. Проблемы молодежи и необходимость возрождения христианских православных ценностей в современной России // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 4. — С. 82−84.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. — 304с.
- Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С.40−46.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках). — Самара: Издательство СИУ, 1997. — 85 с.
- Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. — № 4. — СЛ0−15.
- Лихачев Б.Т. Нравственное разложение и православие // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 114−119.
- Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 18−23.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. — № 3. — С.52−56.
- Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 21−25.
- Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Учебное пособие для студентов. Пятигорск, 1999. — 121 с.
- Макаев В.В. Политическая и нравственная индоктринация учащейся молодежи России. Пятигорск, 1998. — 45 с.
- Макаев В.В. Формирование нравственно целостной личности / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть I. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С. 116−136.
- Макаев В.В., Казалиева А. К. Педагогика для социальных работников. Учеб. пособие для студентов. Черкесск, 2000. — 250 с.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999. — 16 с.
- Малюков А.Н. Сущностные характеристики гуманно-личностной педагогики // Преподават. 1998. — № 2. — С.16−18.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 192 с.
- ПЗ.Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−19.
- Недоборенко JI.B. Образование как фактор национального единства и социального прогресса // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2 (март-апрель). — С.56−57.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 2. Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
- Никандров Н. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. 2001. — № 2. — С.178−182.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. -№ 9. — С.41−47.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. -1997. -№ 3.-С.73−76.
- Никандров Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания // Известия Росс. акад. образования. — М., 1999. — № 2. — С. 13−22.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
- Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.-№ 3. — С. З-10.
- Никитина Н.Н. Приемы нравственной активизации личности: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. — 40 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С.64−132.
- Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования // Вестник образования. 1996. — № 8. — С.76−81.
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Калюткина, Б. С. Спасской. СПб., 2001. — 152 с.
- Образцова А.В. Методы воспитания // Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть I. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992.-С. 173−191.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1999. 915 с.
- Ольшанский В., Волжская Н., Горохова Е. Старшеклассники в изменившемся обществе // Нар. образование. 2000. — № 3. — С. 117−120.
- Парфенова И.К. Формы организации обучения / Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1992. — С. 120−134.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. -602 с.
- Перминова JI.M. и др. Опыт введения регионального компонента в содержании образования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 35−40.
- Перминова Л.М. Содержание образования с позиции самоинден-тификации личности // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 36−39.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М., 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М., 2000. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16−18 сентября 1997 г.). Пятигорск — Изд-во ПГЛУ, 1997. — 207 с.
- Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.-431 с.
- Поличка Н.П. Актуальные проблемы целеполагания в проектировании национально-регионального компонента // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов. Хабаровск, 1999. — С.33−41.
- Попова Т. Опыт оценки воспитанности учащихся // Воспитание школьников. 2001. — № 2. — С.11.
- Проблемы развития образования на Северном Кавказе / Сборник научных статей. Отв. редактор и составитель проф. В. В. Макаев Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 1998. — 115 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера. М., 1994. — 131 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5. — С.87−90.
- Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
- Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобраз. школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 25 с.
- Рогачев С. Необходима государственная политика в образовании // Нар. образование, 1999. № 1−2. — С.26−30.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996. — 144 с.
- Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Автореф. дисс.. докт. философских наук. М., 1993. — 38 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. М., 1993. -Т.1. — А-М. — 608 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под. общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1999. — 672 с.
- Рубцов А., Юдин Б. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. — № 3. — С.82−96.
- Сабаткоев Р.Б. Единое образовательное пространство важнейшая социально-педагогическая проблема // Известия академии пед. и соц. наук, Выпуск 5. — Москва — Воронеж, 2001. — С.7−12.
- Салихов А.В. Педагогические основы разработки и введения национальных региональных компонентов государственных стандартов общего образования / Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 42 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к региональной системе // Преподав. 1998. — № 3. — С.29−32.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Силин А.И. Воспитание гуманизма у школьников: Метод, пособие для студ. Пятигорск, 1996. — 109 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 216 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Слободчиков В. Новое образование путь к новому сообществу // Нар. образование, 1998. — № 5. — С.3−5.
- Словарь педагогических терминов / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, 1996. — 51 с.
- Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др.- под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. Мн.: Те-сей, 1999.-320 с.
- Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. — 94 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
- Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 512 с.
- Смолин О. Поиски «национальной идеи» и национальная доктрина образования // Вестн. высш. шк. 1998. — № 9. — С.3−19.
- Соболев В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 51−54.
- Соколова Е. Вечные ценности // Воспитание школьников. 2001. -№ 1. -С.44.
- Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 43 с.
- Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2001. — 448 с.
- Столович JI.H. Природа эстетических ценностей. М., 1972. — 271 с.
- Стрелова О.Ю. Изучение и преподавание истории в поликультурном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель). — С.3−6.
- Супрунова Л.Л. Актуальные проблемы сравнительных педагогических исследований в Северо-Кавказском регионе // Мир на Северном Кавказе. Симпоз. 3−5. Пятигорск: ПГЛУ, 1997. — С. 136−147.
- Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика. 2001. -№ 5. — С.30−39.
- Супрунова Л.Л. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 4. — С. 107−110.
- Супрунова Л.Л. Сущность и основные направления поликультурного образования в современной России // Горизонты гуманитарного знания: Сб. науч тр. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. — С. 124−132.
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. — № 2. — С.30−35.
- Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997. -№ 6. — С.3−14.
- Тарасова О.А. Формирование мировоззрения // Педагогика: Лекции для студ. пед. инст.. Часть II. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — С.39−52.
- Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строительства) // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С.3−17.
- Токмакова Л.В. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений / Автореф. дисс.. канд. соц. наук. М., 1993. — 23 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. С.3−11.
- Тюнников Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание и принципы формирования. Казань, 1994. — 89 с.
- Уляев С.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура личности. Ставрополь: Сервисшкола, 2000. — 56 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М., 1997. — 159 с.
- Филиппов В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С.5−7.
- Филонов Г. Н. О культуре межнационального общения // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 119−121.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
- Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. М., 1991. — С. 167−199.
- Фридман Л. Школьная психологическая служба: формы деятельности // Нар. образование. 2001. — № 2. — С. 135−141.
- Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 63−65.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Харисов Ф. Школа как центр культуры духовной и физической // Воспитание школьников, 2000. — № 6. — С.2−5.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.519с.
- Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. — № 8. — С. 10−13.
- Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде. Дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 1999.
- Ценностные ориентации в сфере пед. образования: история и современность. В 2-х тт. Т.2. — М.: ИТО и ПРАО, 1997. — 168 с.
- Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник. Ростов-н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. — 544 с.
- Чешко С.В. Человек и этничность // ЭО. 1994. — № 6. — С.40−43.
- Шаболдас А.Е., Бутенко Н. И. Развитие образовательной политики Ставропольского края шаг в Российское государство XXI века // Вестник ПГЛУ.-2001.-№ 1−2.-С. 11−20.
- Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996. — 168 с.
- Шадже А.Ю. Этническая идентичность и поликультурное образование // Вестник ПГЛУ. 1999. — № 4. — С.49−52.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2002. — 227 с.
- Ширшова И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва — Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. — № 2. — С.43−50.
- Щуркова Н. Ценностные отношения // Воспит. школьников. 1999. -№ 3. — С. 17−26.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Энеева Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы (из опыта республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарии). Монография / Под ред. проф. В.В. Макае-ва. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2000. — 216 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. — 329 с.223