Развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание»
![Диссертация: Развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание»](https://westud.ru/work/3635920/cover.png)
Диссертация
Апробация результатов исследования проводилась на базе образовательного учреждения № 150 г. Санкт-Петербурга. Группа испытуемых состояла из школьников 5-х классов, общей численностью 103 человека. А предварительная работа по отбору методик диагностики и развитию системного мышления учащихся осуществлялась на базе образовательного учреждения № 149 г. Санкт-Петербурга. В течение 3 лет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основания решения проблемы развития системного мышления учащихся при изучении курса «Естество-знание-5»
- 1. 1. Теоретический анализ феномена «системное мышление»
- 1. 2. Методологические основания интегрированного курса «Естествознание — 5» как ориентиры развития системного мышления учащихся
- 1. 3. Технологии работы с учебным текстом как средство развития системного мышления учащихся при изучении курса естествознание в 5 классе
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Методика развития системного мышления учащихся 5-х классов и результаты экспериментального исследования
- 2. 1. Программа развития системного мышления учащихся
- 2. 1. 1. Анализ содержания курса «Естествознание-5» с точки зрения развития системного мышления учащихся
- 2. 1. 2. Анализ приемов работы с текстом как средство развития системного мышления учащихся
- 2. 1. 3. Методические рекомендации по развитию системного мышления учащихся в практической деятельности учителя
- 2. 2. Диагностика сформированности системного мышления учащихся 5-х классов
- 2. 3. Характеристика сформированности исследуемых компонентов системного мышления школьников
- 2. 3. 1. Целостный компонент
- 2. 3. 2. Аналитический компонент
- 2. 3. 3. Иерархический компонент
- 2. 4. Анализ результатов эксперимента по исследованию сформированности системного мышления школьников 5 классов
- 2. 1. Программа развития системного мышления учащихся
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -3-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 672с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
- Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М., 1993.
- Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учебное пособие. СПб., 1995. — 104с.
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб.: СпецЛит, 2000.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Монография. -СПб., 1997.- 153с.
- Алексашина И.Ю. Концепции учебного предмета «Естествознание» // Естествознание как учебный предмет: Материалы научно-практической конференции «Учебный предмет „Естествознание“: история, теория, практика» / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 2000. — С.3−4.
- Алексашина И.Ю. Цели и ценности естественно-научного образования // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 5. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -С.6−9.
- Алексашина И.Ю. Интегративный курс «Естествознание» как средство развития у учащихся целостного отношения к миру // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 5. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — С.47−53.
- Алексашина И.Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации: Дис. доктора пед. наук. СПб. 1997. 415с.
- Алексашина И.Ю. О миссии интегрированного курса «Естествознание» в основной школе // Естествознание в школе. 2004. № 2. — С.6−11.
- Алексашина И.Ю., Орещенко Н. И. Программа и методические рекомендации к курсу «Естествознание». 5−6 классы СПб.: СпецЛит, 2000. — 125с.
- Алексашина И.Ю., Ульянова А. А. Научно-методические основы обновления содержания обучения как путь формирования планетарного мышления учащихся // 149 школа Санкт Петербурга: год 1996. — СПб., 1998. — С.6−9.
- Алексеев С.В. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие / С. В. Алексеев, С.Г. Вершлов-ский, М. Д. Матюшкин. СПб.: СПбГУПМ, 2003 — 54с.
- Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов -биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 112с.
- П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 104с.
- Биева Е.Г. Когнитивные основы понимания речевого сообщения // Мышление и текст: Сб. науч. трудов. Иваново, 1992. С.13−15.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения, т. 2.М., 1979.
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПбГУПМ, 2001.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. — Изв. АПН РСФСР, 1955.
- Боголюбов В.И. Пед. технология: эволюция понятия // Советская педагогика. -1991. № 9. С.123−128.
- Бейлинсон В. Г. Зуев Д.Д. О функциональном подходе к оценке школьных учебников. /Проблемы школьного учебника (сборник) вып.5, М.: Просвещение, 1977. С. 42−54.
- Берталанфи Л. Общая теория систем. Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: Сб. науч. трудов. М.: Прогресс, 1969. — 360с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 411с.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биология. М.: Педагогика, 1981.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 231с.
- Булюбаш Б. От фрагментарности к целому / Лицейское гимназическое образование спец. вып., 2001. С. 57.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.-64с.
- Венгер JI.A. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии, 1974, № 1. с. 116−122.
- Веккер JI.M. Психологические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. JL: Изд-во ЛГУ, 1976.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. М.: 1988. T.XVIII. Вып.2. С. 113−120.
- Волков И.П. Технология творческого развивающего обучения. Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. С.289−302.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. — 480с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 15−25.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. — 223с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1984. — 176с.
- Ганзен В.А., Толкачев В. К. Роскошь системного мышления. СПб.: Центр практической психологии «Эмпатия», 1999.
- Герцов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. М.: Книга, 1975, 100с.
- Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы: Тезисы международной научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Гирусов Э.В. Объективные законы формирования ноосферы // Проблемы взаимодействия общества и природы: Рига, 1986. С.33−36.
- Гостев А.А. «Образность» и познание. /Психологический журнал. 1985. Т.6. № 4.
- Граник Г. Г. О типах учебных текстов. В кн.: Проблемы школьного учебника, вып. 3. М.: Просвещение, 1975. С.73−85.
- Граник Г. Г. Учитель, учебник и школьники. М.: Знание, 1977 64 с. /Серия «Педагогика и психология» № 6/.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987 — 80с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988.-192с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 — 175с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изменен. И доп. — СПб.: Свет, 1997 — 608с.
- Гузеев B.B. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. (Библиотека журнала «Директор школы»).
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.
- Гуманитарная культура учителя: Сборник статей / Сост. Н. И. Элиасберг: Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 104с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. -239с.
- Джозеф О’Коннор Ян Мак-Дермотт Искусство системного мышления. Киев: София, 2001.
- Дистервег. Избр. педагогические сочинения. М, 1956. С. 119, 158.
- Дмитриев И.С. Социокультурная детерминация естественнонаучного познания // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 2. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — С.14−23.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970−71с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М.: Педагогика, 1982 — 176с.
- Довга Г. В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. СПб. 2000.
- Дридзе Т. М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода к анализу текста. В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. -М., 1997−244с.
- Естествознание как учебный предмет: Материалы научно-практической конференции «Учебный предмет „Естествознание“: история, теория, практика» / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 2000. — 79с.
- Естественнонаучное образование после 2000 года Британский взгляд предметы / Лицейское гимназическое образование — спец. вып., 2001. С.Ills.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 -205с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.
- Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 1995.
- Заир-Бек С.И., Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития. -СПб.: Скифия, 2002.
- Заир-Бек С.И., Загашев И. О., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Скифия, 2002.
- Зорина Л.Я. Программа учебный предмет — учитель. — М.: Знание, 1989 № 1. /Серия «Педагогика и психология"/.
- Зорина Л.Я. Системность качество знаний. — М., Знание, 1976, 64с. /Серия «Педагогика и психология"/.
- Иванынина Е.В., Муштавинская И. В. Уроки естествознания: Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» в курсе естествознания 5 класса: Методическое пособие. Спб.: СПбГУПМ, 2003. — 66с.
- Иваньшина Е.В. Формирование умений работы с текстом // Материалы научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых 26 марта 2002 года. Вып. 3. СПб.: СПбГУПМ. 2003. — С.43−46.
- Иваньшина Е.В. О феномене «системное мышление» // Материалы научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых 26 марта 2003 года. Вып. 4. СПб.: СПбГУПМ. 2004. — С.77−80.
- Иваньшина Е.В., Муштавинская И. В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. 2004. № 3. — С.35−39.
- Иваньшина Е.В. Опыт использования диагностики системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание-5» // Естествознание в школе. 2005. № 3. — С.34−39.
- Иваньшина Е.В. Концепция экспериментальной программы исследования сформированности системного мышления учащихся 5-х классов //аспирантский сборник (в печати).
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.2. -М.: Знание, 1972.
- Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Бруне-ра, Г. Оливера и П. М. Гринфилда. М., 1971.
- Каган М.С. Человеческая индивидуальность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 384с.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1995. — 564с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
- Кларк М. Технология образования или педагогическая технология? // Перспективы. Вопросы образования. М., 1983. № 2. С. 78.
- Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: Системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского Томск: Изд-во Томского университета, 1999.-154с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. — С.3−21.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368с.
- Колкова Н.В. Исследование сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников (на материале пропедевтических курсов в 5−6 классах): Дис. канд. пед. наук. Томск. 2002.
- Коменский Я. А. Избранные сочинения Т. 2 — М., 1982.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и его применение в педагогическом исследовании // Советская педагогика 1970. № 9.
- Краткий справочник по педагогическим технологиям /Под ред. Н.Е. Щур-ковой М.: Новая школа, 1997 — 64с.
- Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. -М.:3нание, 1983. Сер. Философия № 11.
- Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Мн.: Нар. асвета, 1972.
- Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей учебного текста. В кн.: Проблемы школьного учебника, вып. 5. М.: Просвещение, 1977. С.91−97.
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001. -84с.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб.: КРИСМАС+, 1995. — 22с.
- Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Проблемные очерки. СПб.: Изд-во «Спец. Лит», 2002. -210с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ООВ, 1978. С.15
- Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48с.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968, № 7.- с. 65−77.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 251с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
- Лернер И.Я. Текст как средство умственного развития и его диагностика у учащихся. // Новые исследования в педагогических науках 1982, № 2 С.42
- Лидере А.Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск, 1992.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. М.: 1999. 521с.
- Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991, с. 123.
- Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 31−46.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-402с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. — М.: Языки русской культуры, 1999.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Материалы семинаров в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» (сентябрь, декабрь 1997 г., апрель 1998 г.). М.- СПб.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
- Методические рекомендации для учителя по работе с учебником (общая биология) АПН СССР НИИ содержания и методов обучения. М., 1987.
- Методические рекомендации по использованию учебного пособия М. В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». СПб., 1995.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под редакцией Е. Д. Божович. М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 1998. — 448с.
- Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста. М., 1981. — 119с.
- Микулина Г. Г. Характеристика основных критериев качества знаний учащихся. //Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М., 1977.
- Минчинская Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие: Сб. науч. трудов. -М., 1996. С23−28.
- Моисеев Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки. М.: Вычислительный центр АН СССР, 1991. — 56с.
- Моисеев Н.Н., Свирижев Ю. М. Методы системного анализа в проблеме • «Человек-биосфера». // Имитационное моделирование и экология. М.: Наука. С. 10−26.
- Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. // Вопросы философии. 1999. № 4.С.З-4.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
- Муштавинская И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2001.142.' Муштавинская И. В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2001.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. Брушлинского А. В. и др. М.: Наука, 1982. — 221с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.: Наука, 1960. — 156 с. С.7−11.
- Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 1996.
- Новик И.Б. Системный стиль мышления. М.: Знание, 1986. Сер. Филосо-фия.№ 1.
- Образование в изменяющемся мире: Материалы 4-й научно-практической конференции/Науч. ред. С. В. Тарасов СПб., 1998.
- Огерчук Л.Ю. Изучение «технологии» как средство развития логического мышления младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-20c.
- Орещенко Н.И. Ценностно-смысловые ориентиры содержания естественно-научной подготовки школьников // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 5. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — С.40−46.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979. — 144с.
- Перемена// Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2000. — №№ 1,2.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Ге-• незис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.659с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997.- 176с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. -256с.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6−9 лет. М.: Психологический институт РАО, 1995 — 29с.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей ¦ 6−9 лет // Психологическая наука и образование М., 1996. — № 1.С.82−89.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Образные и аналитические компоненты в структуре системного мышления младших школьников // Психологическая наука и образование М., 1998. — № 2.
- Пономарева И.Н. Уровни организации живой природы как пример биологического разнообразия на земле // Экология и образование. СПб., 2000. -№ 1−2.С. 15−20.
- Порус Б.Н., Сараева В. Г. Формирование у школьников умений работать с учебным текстом // Химия в школе. 1984 № 5. — С.27−30.
- Потеев М.И. Инновационные технологии обучения: теория и проектирование. СПб.: ГИТМО (ТУ), 2000. 228с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 208с.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988.
- Реймерс Н.Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1983. С.121−161.
- Решанова В.И. Некоторые вопросы развития мышления учащихся при обучении физике: Дис. канд. пед. наук. JI. 1969.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
- Розенберг Н.М., Дутко Э. Н., Носаченко И. М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. К.: Вища школа. Головное издательство, 1986.- 159с.
- Рубинчикова Т.И. Самостоятельная работа с учебником «Ботаника» 5 класса. // Проблемы учебника биологии в средней школе: Сб. статей под ред. Д. И. Трайтака М.: Просвещение, 1975, с. 77.
- Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 367с.
- Рубинштейн С. Л Основы общей психологии: т. 1−2. М.: Педагогика, 1989. — T. l-c.79−190- т.2 — с. 75 -139.
- Рубцов В.В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности. //Вопросы психологии. 1985. № 2.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974, 279 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции систематизации в обучении. М.: Издательство МГУ, 1981. — 136с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2000. — 350с.
- Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики. М., 1980 — 96с.
- Скворцов В.Н. Системный подход к моделированию учебного процесса в условиях непрерывного образования. СПб.: Изд-во «Файндер», 2002.180: Слуцкий В. И. Личность и технология в педагогическом процессе //Школьные технологии. 2001. № 6.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966 -423с.
- Смирнов А.А. Процессы мышления при запоминании. — Изв. АПН РСФСР, 1945, вып. 1.
- Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения. М.: Народное образование, 2001 //Школьные технологии № 1. — С.3−10.
- Современный студент в поле информации и коммуникации. Учебно-методическое пособие. СПб.: PETROC, 2000.
- Соколова И.И. Естественнонаучное образование в эпоху ноосферы: цели, ценности, проблемы // Материалы международной научно-практическойконференции. СПб.: СПбГУПМ, 1997.
- Соколова И.И. Теоретические аспекты проблемы содержания образовательной области «Естествознание» в старших классах гуманитарной ориентации // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 2. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — С.138−149.
- Спасская Е.Б. Проблемы естественнонаучного образования на начальных этапах обучения: ценность, преемственность, целостность // Методика какнаука и учебный предмет. Вып. 2. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — С.94−104.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. -СПб, 1995.-46с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать: Учеб. пособие СПб.: Изд-во «Михаил Сизов», 1999 — 326с.
- Темпл Ч, Мередит К, Стилл Д. Как учатся дети: свод основ. М, 1997.
- Темпл Ч, Мередит К, Стилл Д. Пособие I и V «Чтение и письмо для развития критического мышления». М, 1997.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 268с.
- Тихомирова Л. Ф, Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: «Академия развития», 1997. 240с.
- Трайтак Д.И. Роль учебника в биологическом образовании школьников. // Проблемы учебника биологии в средней школе: Сб. статей под ред. Д.И.Трайтака-М.: Просвещение, 1975, с. 77.
- Тряпицина А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы: Сб. науч. трудов. СПб, 1994. С.37−46.
- Уемов Л.И. Логика и методология системных исследований. Киев, Винница: Изд-во «Вища школа», 1977. — 255с.
- Уемов Л.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Изд-во «Мысль», 1982.-340с.
- Ульянова А.А. Выбор учебной программы курса естественнонаучной направленности в 5-м классе // Естествознание в школе. 2004. № 3. -С.1113.
- Ульянова А.А. Уроки естествознания в 5 классе: тематическое планирование и методические рекомендации. СПб.: СПбАППО, 2004. — 166с.
- Ульянова А.А. Ценностно-смысловые ориентиры интегрированного курса естествознания // Методика как наука и учебный предмет. Вып. 9. СПб.: СПбАППО, 2004. — С.46−53.
- Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся понятий: Учеб. Пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 86с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. Т.З.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. Ст. «Система», «Способности». С. 346.
- Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344с.
- Франсуа-Мари Жерар Ксавье Рожье Разработка и анализ школьных учебников. «АВ OVO», 1998. Е. Филиппова, перевод нар. яз., 1998.
- Фридман Л.И., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -Второе издание, дополненное и переработанное. М.: Издательство «Совершенство», 1998 — 432с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та. М.: Барс, 1997. — 392с.
- Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Школьные технлогии. 2000. № 4. С. 13−16.
- Цымбал Г. С. Реализация принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды»: Дис.. канд. педагогич. наук. СПб. 2004.
- Чистякова Г. Д. Исследование понимания текста как функции его смысловой структуры: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975.-20с.
- Чунарева Ю.В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. СПб.: СПбГУПМ, 1994 — 45с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. -М.: Педагогика, 1980.
- Швец И.М. Системность как способ экологизации школьного естественнонаучного образования. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.-212с.
- Швец И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород. 2001.
- Шорин А.А. Формирование текстовых умений на межпредметном уровне при изучении синтаксиса в 8 классе : Дис.. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 1990.
- Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. Лекции из курса «Основы общей психологии». Л., 1969.
- Элиасберг Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществоведения: вопросы и задания с методическими рекомендациями / Под ред. Ф.В. Заряновой/ Лен. гор. ИУУ Л., 1988 — 32с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. С. 281−301.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976
- Юдин Б.Г. Понятие ценности в структуре научного знания // Вопросы философии. 1970. № 12. С. 81−92.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников. -, М&bdquo- 1980.
- Bloom B.S. et. al. Taxonomy at Education Objectives. New York, 1971.
- Gifletf M. Hard, Soft or Medium // Me Gill Journal of Education. 1973. N 2. P. 131.
- Mifchell P.D. Educational Technology // The Encyclopedia of Educational Media Communications and Technology / Ed.D.Unwin, R. Mc-Aleese, L, 1978. P. 314.
- Percival F., H.A.Handbook of Educational Technology. L, 1984. P. 12.
- Silber К. H. Some Implications of the History of Educatinal Technology: We’re, All in this Together // Brown J. W., Brown S. N. Educational Media Yearbook, 1981. Littleton, Colorado, Libraries Unlimited. P. 21
- Содержание анкет АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1. Дорогой друг!
- Вам приятно, когда Ваш ребенок самостоятельно выполняет домашнее задание и получает за него высокие оценки? Но, к сожалению, так бывает не всегда. Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут Вам, Вашему ребенку и учителю лучше понять друг друга.
- Спасибо за сотрудничество!