ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ИдСи свободного воспитания Π² рСформаторском Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Β«Π—Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ воспитаниС». ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° развития сил Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² систСмС М. ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

БистСма ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π³Π»Π°ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ уваТСния личности воспитанников, нСдопустимости насилия Π½Π°Π΄ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, прСдоставлСния Π΅ΠΌΡƒ возмоТности самовоспитания ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Π­Ρ‚ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Π»Π΅Π³Π»ΠΈ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ развития дСтской ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π³Π΄Π΅ исходным ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ психология ΠΈ Ρ„изиология Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π‘Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ «Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ», основанном Π½Π° ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Π΅. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ИдСи свободного воспитания Π² рСформаторском Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Β«Π—Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ воспитаниС». ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° развития сил Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² систСмС М. ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

На Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π². Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, основой ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ стали ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ рСформирования образования ΠΏΠΎΠ΄ Π»ΠΎΠ·ΡƒΠ½Π³ΠΎΠΌ «Π—Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ воспитаниС». РСформаторскоС Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ прСдставлСно большим числом Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, сущСствСнно ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста. Однако ΠΏΡ€ΠΈ этом, нСсмотря Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ, Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ Π² Π΄Π²ΡƒΡ… позициях: ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° «ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ» ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Ρ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° «Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ». ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒΡ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ Π½Π° Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΈ: Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ дСтства ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ для развития личности ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ своСобразия ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ности дСтской психики, ΡˆΠ°Π±Π»ΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. Π Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ двиТСния Π² ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π΅ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ-догматичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ образования ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, основанной Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅Π΅ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ°. АмСриканский психолог ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ рСформаторского двиТСния — Ρ‚Π°ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΠ» идСю ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ°: «Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ — эго солнцС, Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ срСдства образования». НаиболСС ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅Π΅, «ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅» Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° нашло ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ развития, воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°-дошкольника ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΡ‚Π°Π»ΡŒΡΠ½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° М. ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ.

ΠœΠ°Ρ€ΠΈΡ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ (1870—1952) — Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ мСдицинских Π½Π°ΡƒΠΊ, профСссор Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Π³ΠΈΠ³ΠΈΠ΅Π½Ρ‹, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊ дошкольного воспитания, сторонница Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ свободного воспитания. Π’ 1907 Π³. ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π° для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΡ… дошкольноС ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «Π”ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°». ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ этого учрСТдСния ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π»Π° Π² 1912 Π³. Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π”ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ», Π³Π΄Π΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° свою систСму воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ[1].

БистСма ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π³Π»Π°ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ уваТСния личности воспитанников, нСдопустимости насилия Π½Π°Π΄ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, прСдоставлСния Π΅ΠΌΡƒ возмоТности самовоспитания ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Π­Ρ‚ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Π»Π΅Π³Π»ΠΈ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ развития дСтской ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π³Π΄Π΅ исходным ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ психология ΠΈ Ρ„изиология Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π‘Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ «Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ», основанном Π½Π° ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Π΅. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° сводится ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» Π² Π½Π΅ΠΌ.

ЦСль воспитания — свободноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ всСх сил ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дошкольного возраста (ΠΎΡ‚ 3 Π΄ΠΎ 6 Π»Π΅Ρ‚), ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ, прСимущСствСнно Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ сСнсорныС ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…осСнсорныС способности. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ творчСских способностСй Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ дошкольного дСтства ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ.

Π”ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ «Π΄ΠΎΠΌΠΎΠΌ» для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ сами хозяСва ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ, поэтому ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π±Π»ΠΈΠΆΠ΅ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π”ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ Π΄Π²ΡƒΡ… Π΄ΠΎ ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚. Основной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия. Π’ Π΄ΠΎΠΌΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ присмотром взрослого — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Ρ‹, с Π½ΠΈΠΌΠΈ проводятся «ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ». ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ настаиваСт Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ воспитании, понимая ΠΏΠΎΠ΄ Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ занятия ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ с ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ «Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ» ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.

  • [1] ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ М. Π”ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. М.: Π—Π°Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, 1913. URL: http://www.montessori-press.ru/knigi (Π΄Π°Ρ‚Π° обращСния: 19.01.2017).
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ