Формирование коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку: Подготовительный факультет
Анализ экспериментальных работ иностранных студентов позволил классифицировать ошибки, допущенные ими в процессе коммуникативной деятельности. При составлении диалогов студентами были допущены следующие виды ошибок: языковые ошибки: а) лексические, б) словообразовательные, в) грамматические (морфологические и синтаксические), речевые ошибки: а) стилистические (лексико-стилистические… Читать ещё >
Содержание
Глава I. Лингвометодические основы формирования коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку. 1.1. Лингвометодическая значимость формирования и развития коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку.
1.1.1. Структура языковой личности в лингвометодическом аспекте.
1.1.2. Коммуникативная культура и ее значение в организации процесса обучения русской речи иностранных студентов как «вторичной» языковой личности.
1.2. Диалог как объект лингвистических исследований и как основная единица обучения русскому языку иностранных студентов-филологов в процессе формирования коммуникативной культуры.
1.2.1. Речевая ситуация, диалог и формирование коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов.
1.2.2.Лингвометодическая характеристика диалога.
1.2.3. Учебный диалог и его основные функции.
1.3. Психолингвистические особенности становления и развития «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов на основе учебных диалогов.
ВЫВОДЫ.
Глава II. Методическая технология формирования коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентовфилологов.
2.1. Уровни сформированности коммуникативной культуры в процессе обучения русскому языку иностранных студентов-филологов.
2.2. Методика проектирования системы учебных диалогов.
2.3. Реализация лингвометодической модели формирования коммуникативной культуры иностранных студентов-филологов как «вторичной» языковой личности на основе учебных диалогов.
2.3.1. Методы и приемы экспериментального обучения.
2.3.2. Экспериментальная система упражнений.
2.4. Поверка эффективности экспериментальной методики формирования коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов на основе учебного диалога.
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- Абасов В. Диалог в учебном процессе // Народное образование. — 1993.- № 9 10.-С. 43−45.
- Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дисс.. канд. пед. наук. -Орел, 2003.-243 с.
- Абульхованова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под. ред. Леонтьева А. А. и Рябовой Т. В. М.: МГУ, 1970. — 164 с.
- Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. -Челябинск, 1995. -167 с.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1996.-216 с.
- Алхазшивили А.А. Основы овладения устной иностранной речью.- М.: Просвещение, 1988. 124 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М., 1987. — 208 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1985. — 146 с.
- Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.-С. 152−166.
- Анисимов Г. А. Научные основы изучения морфологии русского языка в чувашской школе. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1989. — 39 с.
- Антропова Н.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. -24 с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974, 368 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Арутюнов А.Р., Костина И. С. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков: (Конспекты лекций). -М.: ИРЯП, 1992.-147 с.
- Архангельская С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 367 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.-543 с.
- Ахметов Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1988.-С. 11.
- Бабанский Ю.К. Классификация методов обучения и критерии их оптимизированного выбора // Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981. — С. 5 — 47.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. научных трудов / Под ред. О. С. Газмана. М.: Издательство АПН СССР, 1989.-150 с.
- Бакеева Н.З. Научные основы обучения грамматическому строю русского языка в татарской школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977.-41с.
- Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1979.- 19 с.
- Балл ер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.- 158 с.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 400 с.
- Балыхина Т.М., Евстегнеева И. Ф., Маерова К. В., Меншутина О. И., Румянцева Н. М. и др. Учебник русского языка для говорящих по-китайски. М.: Рус. яз. Курсы., 2000. — 352 с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. — № 12.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 444 с.
- Беломестных J1.A., Беломестных В. Н. Введение в личностно-ориентированное обучение: Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 1996.- 139 с.
- Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980. — 128 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языком. Пособие для преподавателей и студентов. Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1960. — 227 с.
- Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. — 135 с.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность и обучение устной речи. Иностранные языки в школе, 1964. — № 5. — С. 10 — 11.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: Гранд: Фаир — Пресс, 1999. 472 с.
- Беспалько Е.И. Лекции по педагогике для слушателей ФЛКИ аспирантов. М., 1987. — 129 с.
- Беспалько Е.И. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. 1988. -№ 11.-С. 29−34
- Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.34.
- Библер B.C. На гранях логики культуры // Книга избранных очерков. -М., 1997.-440 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 191 с.
- Битехтина Г. А., Юдина Л. П. Система работа по теме «Глаголы движения». М.: Русский язык, 1986. — 160 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. — Л., 1984.-31с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1959. -347с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.-164 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 25 — 31.
- Большакова Е.С. Обучение диалогической речи на научную тематику (англ. язык). Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1978. — 25 с.
- Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. М.: Педагогика, 1987.-386 с.
- Бутакова Е.С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно-ориентированного изучения русского языка. Дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1996. — 355 с.
- Буш Г. Диалогика и творчество. — Рига: Авотс, 1985. — 318 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ. 1996. — № 1. — С. 3 — 8.
- Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. М.: Владос, 2001. — 383 с.
- Вайсбург M.JI. Обучение диалогической речи // Иностранные языки в школе. 1965. — № 4. — С. 11 — 19.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. — 247 с.
- Васильева М.И., Бойцова Е. О. Мы говорим по-русски. Учебные задания по развитию речи. СПб.: «Образование», 1995. — 50 с.
- Васильева М.И., Аркадьева Т. Г., Попова Л. И., Шарри Т. Г. Звучащая речь. Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. — 160 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров Е. Т. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990.-246 с.
- Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. — Л., 1981. 144 с.
- Виноградов Р.И., Фадеева И. П. Диалоговое обучение и развитие мышления // Вестник высшей школы. 1988. — № 12. — С. 33 — 36.
- Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения. — М.: Издательство МГУ, 1972. 57 с.
- Виноградова Н.В., Захарова И. М. Учебные задания по русскому языку на материале текстов-бесед и художественных произведений современных авторов. М.: РУДН, 1993. — 38 с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1969.-492 с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. — 172 с.
- Вишнякова Г. А. Основы методики преподавания русского языка студентам нефилологам. — М.: Русский язык, 1982. — 124 с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы). — М.: Изд-во РУДН, 1997.-768 с.
- Всеволодова М.В. Основания практической функционально-коммуникативной грамматики русского языка. // Языковая системность при коммуникативном обучении. — М.: Русс, яз., 1989. — С. 26 — 36.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт., М., 1982. Т.2.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 412 с.
- Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ. 1976. — № 6. -С.58.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1984. 144 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М.: МГУ, 1988.-256с.
- Гадалина И.И. К вопросу об изучении ошибок в речи студентов-иностранцев//Экспериментальные исследования в методике преподавания русского языка как иностранного. М., 1975. — С. 14−29.
- Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971.
- Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.-138 с.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1993.-433 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика.
- М.: Высшая школа, 2000. 479 с.
- Гойхман О .Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра.- 1997.-269 с.
- Городилова Г. Г. Речевой опыт на родном языке при формировании навыков иностранной речи // Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1971.- 39с.
- Гордилова Г. Г. К вопросу об оптимальном пути развития речевых навыков и речевых умений на начальном этапе обучения. — В кн.: Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком // Под ред. Леонтьева А. А., Рябовой Т. В. М., 1969.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. — М., 1985.
- Граудина Л.К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи. Учебник для вузов. М.: Норма, 1998. — 549 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
- Горчев А.Ю. Речевая тренировка и типология тренировочных упражнений в устной речи. Иностранные языки в школе, 1977. — № 6.
- Гудков Д.Б. Типы коммуникативных неудач // Slavaca gandensia, 2000, № 27.
- Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и влияние этого различия на умственное развитие человеческого рода // Звегинцев В. А. История языка XIX XX веков в очерках и извлечениях. — М.: Просвещение, 1964.-Ч. 1.-С. 85- 101.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 432 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развития и обучения. М.: Педагогика, 1986. -250 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИтТОР, 1996.- 544 с.
- Даш А. Н. Сопоставление внутренней и внешней речи языковой личности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. — 19 с.
- Демин М.В. Проблемы теории личности: социально-философский аспект. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 240 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы // Под ред. Петровского А. В. М.: Политиздат. — 1990. — 365 с.
- Дзуцев Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной речи в национальной школе.- Дис.. д-ра. пед. наук. М., 1991. — 41 с.
- Диалог: лингвистические и методические аспекты: Сб. научных трудов / МГУ им. М. В. Ломоносова. Под редакцией З. Н. Афинской.- М.: Издательство МГУ, 1992. 77 с.
- Дикун Т.П. Восхождение к человеку диалогическому // Материалы XXXIX научно-практической конференции. Оренбург: Изд-во ОГПУ. — 1997.-81с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. — 176 с.
- Долинин К.А. Интерпретация текста: Учебное пособие по специальности 2103 «Иностранные языки». -М.: Просвещение, 1985.-288 с.
- Донская Т.К. Принципы развивающегося обучения русскому языку. -Л.: ЛГПИ, 1985.-80 с.
- Донская Т.К. Дидактические функции текста. Текст на уроках русского языка. Л., 1989. — С. 1 — 33.
- Донская Т.К., Сунь Юйхуа. Текст как интегрированная единица обучения китайских студентов-русистов на продвинутом этапе обучения. Санкт-Петербург, Далян, 2001. — 131 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.-904 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии. М., 1984. — 268 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1985. — 268 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е издание, доп.- СПб.: Питер, 2003. 319 с.
- Дубов С., Дубова Е. Учимся общаться // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 43.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. — М.: Русский язык, 1984.-96 с.
- Жинкин Н.И. Механизм речи. М., 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 160 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы оценки знаний по русскому языку и умственное развитие школьников // Вопросы психологии, 1972.-№ 3.-С. 71−85.
- Заир-БекЕ.С. Основы педагогического проектирования. — СПб.- 1995.-264 с.
- Зайнетдинов А.Ш. Психолингвистические основы активизации речевой деятельности на мотивационно-прагматическом уровне языковой личности. Автореф. .канд. псих. наук. Уфа, 1996. — 16 с.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999. — 381с.
- Залесский Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентация личности. М.: МГУ, 1996. — 73 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 112 с.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1987. — 238 с.
- Зимняя И.Р. Речевой механизм // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. — М.: МГУ, 1969.-С. 5- 16.
- Зимняя И.Р. Психология слушания и говорения. Автореф. дисс.. д-ра псих. наук. — М., 1973. — 32 с.
- Зимняя И.Р. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языку. -М.: Педагогика, 1978. 153 с.
- Зимняя И.Р. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-219 с.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура / Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Наука, 1989.-С. 90- 102.
- Зинц Райнер. Обучение и память. Минск, 1984. — 238 с.
- ЗолотоваГ.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М.: Наука, 1973.-351 с.
- Игнатова И.Б. Формирование речевых умений иностранных студентов-филологов на основе принципа преемственности при изучении видов глагола. Ленинград, ЛГПИ, 1988.
- Игнатова И.Б. Учет родного языка студентов при формировании коммуникативной компетенции // Пути интенсификации процесса обучения иностранных студентов. Белгород: Изд-во БелГУ, 1995. -С. 125- 137.
- Игнатова И.Б. Теоретические основы обучения грамматической правильности речи иностранных студентов. — Белгород: изд-во БелГУ, 1997.- 196 с.
- Игнатова И.Б. Обучение грамматическому строю речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя. Дисс.. д-ра пед. наук. — СПб., 1997. — 420 с.
- Игнатова И.Б., Еременко Н. В. Личностно-ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам с временным значением. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 218 с.
- Игнатова И.Б., Самосенкова Т. В. Культура речевого общения как один из путей формирования языковой личности иностранного учителя-русиста. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 133 с.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981.- 142с.
- Изаренков Д.И., Мотина Е. И. Текст как источник обучения диалогической и монологической речи. Русский язык за рубежом, 1976. Статья первая. — № 2. — С. 71. Статья вторая. — № 3.- С. 65.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986.- 160 с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов не филологов//Русский язык за рубежом, 1990.-№ 4.- С. 5460.
- Ильенков Э.В. Учимся мыслить // Педагогический поиск. М., 1989. -С. 48.
- Ильенко С.Г. Изучение слова и проблемы развития речи//Слово как предмет изучения: Сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1977. — С. 3 — 9.
- Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л., 1989. — 61 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. М., 1989. -С. 23.
- Имедадзе И.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. Тбилиси, 1979.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка. М., 1992.- 125 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород: Изд-во БГУ, 1993. — 218 с.
- Йотов Ц. Диалог в общении. София: Народна просвета, 1979. — 28с.
- Кабрин В.И. Исследование саморегуляции личности в системе коммуникативного мира. Дисс.. канд. псих. наук. — Л., 1978. — 194с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.
- Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и личности. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Л.: ЛГПИ, 1983. — 37с.
- Каменская О.Л. Компоненты семантической структуры текста. Дисс.. .д-ра филол. наук. — М., 1988. — 419 с.
- Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Канн-Калик В. А. Техника педагогического общения. М.: Педагогика, 1997. — С. 14 — 48.
- Капитонова Т.И., Щукин А. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. — М., Русский язык, 1979. — 244 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. — М.: Русский язык, 1987. 244 с.
- Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты.-Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. -С. 3−16.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. / Отв. редактор Д. Н. Шмелев. -М.: Наука, 1987. 261с.
- Караулов Ю.Н. Так что же такое «языковая личность» // Этическое и языковое самосознание. М., 1995. С. 63 — 65.
- Карпей Ж. Э, Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии // Вопросы психологии. — 1993. № 4. — С. 20 — 26.
- Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Дисс. .канд. псих. наук. — JL, 1981. — 199 с.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования (на материале ЛГУ). Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 152 с.
- Киселева О.С. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Наука, 1979.-160 с.
- Киселева О.С. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры школьников. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1992. — 189 с.
- Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. — 1984. № 4. — С. 117 — 122.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. 1996. — № 1.-С. 28−31.
- Клобукова Л.П. Лингвистические основы обучения иностранных студентов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Дисс. д-ра пед. наук. — М., 1995. — 435 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 391с.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики. // ВЯ.-1979. № 6.-С. 51 -62.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. -М.: Наука, 1980. 147 с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и в языке. — М.: Наука, 1990.-108 с.
- Кон И. С. Личность // Философский словарь. М., 1982. — 389 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методика как наука. Статья 1. // Русский язык за рубежом, 1979. № 2. — С. 56 — 61. Статья 2, 1979.- № 6. — С. 67 — 73.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. ". пока не забывает родного". // Русский язык за рубежом, 1982. № 3. — С. 60 — 64.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1984.- 159 с.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. 3-е изд., СПб.: Златоуст, 1999.-320 с.
- Крылов Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Наука, 1990.-142 с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу. Оренбург. -1995.-99 с.
- Кубрякова Е.С. Текст и его понимание // Рус. текст. Вып. 2. — СПб, 1994.
- Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Дисс.. док. псих. наук.-СПб., 1991.-358 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
- Лапидус Б.А. К теории упражнений по иностранному языку. — В кн.: Иностранные языки в высшей школе. — М., 1975. Вып. 10.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.-397 с.
- Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М., 1970.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.Н. Память в усвоении иностранного языка. ИЯШ, 1975. -№ 3.-С.91 -96.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584с.
- Лернер И .Я. Процесс обучение и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1980. — 185 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М. Просвещение, 1985.-267 с.
- Лингвистика текста. Материалы научной конференции. МГ ПИИЯ им. М. Терезы. — 4.1. — М.: 1984.-230 с.
- Литовский В.Ф. Диалогика в школе / Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Под общей ред. Библера B.C.— Кемерово: Алеф. 1993.-416 с.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1993. -т. 52. — № 1. — С. 3 — 9.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы соц. психологии. М., 1980. — 436 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319 с.
- Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся: Пособие для студ. пед. институтов. Вып. 2. — М.: МГПИ, 1979. — 79 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.-М.: МГУ, 1980.
- Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Ваклер», «Рефл-бук», 2000. — 523 с.
- Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности. Дисс.. канд. псих, наук.-Л., 1981.- 191с.
- Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / Под ред. Сенокосова. М.: Аграф, 1997. — 312 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.- М.: Просвещение, 1974. 240 с.
- Мартынова М.А. Грамматические общения в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка. Автореф. .д-ра пед. наук. -М., 1986.-25 с.
- Методика обучения профессиональному речевому общению в подготовке учителя русского языка для национальной школы / Под ред. Гордиловой Г. Г. Ташкент, 1992. — 155 с.
- Майер Н. Мышление человека // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 245 — 300.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Выща школа, 1989. — 184 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Митрофановой О. Д., Костомарова В. Г. и др. М.: Русский язык, 1988. -267 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Митрофановой О. Д., Костомарова В. Г. и др. М.: Русский язык, 1990.- 267 с.
- Миролюбов А.А. Разработка теоретических вопросов системы упражнений в советской методике обучения иностранным языкам. Вкн.: Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Климентенко А. Д., Миролюбова А. А. М., 1973.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. — М.: Русский язык, 1985. 128 с.
- Михалкина М.В. Коммуникативное и языковое сознание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеэкономических связей. — Дисс. .канд. пед. наук. — М.: 1994. -205 с.
- Мотина Е.И. Учебный текст по специальности как особая коммуникативная единица. Русский язык за рубежом, 1978. — № 1. -С. 59.
- Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения.-М., 1987.— 114 с.
- Мурашов А.А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 45 — 52.
- Мурзин JI.H., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 171 с.
- Наер B.JI. Единицы языковой коммуникации и коммуникативные потенции языковых единиц // Коммуникативные единицы языка и принципа их описания. М., 1988.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.1: Общие основы психологии. — 687 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: Описание, рассуждение, повествование: Улан-Удэ, 1974.-407 с.
- Общение. Текст. Высказывание / Под ред. Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. -М.: Наука, 1989. 172 с.
- Основы теории речевой деятельности // Коллективная монография. -М.: Наука, 1974.-368 с.
- Основы методики преподавания иностранных языков / Под ред.
- В.А. Бухбиндера, В. Штрауса: Киев, 1985. — 279 с.
- Основы педагогического мастерства: Уч. пособие для пед. спец. высш. уч. зав. / Под ред. И. А. Зазюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Остапенко А.И., Розенбаум Е. М. Ситуация в обучении устной речи на иностранном языке. Русский язык за рубежом, 1971. — № 4.
- Остин J1. Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17.-М.: Просвещение, 1986.-С. 22 — 30.
- Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1986.
- Парра Е.В. Интенсификация преподавания теории современного русского языка иностранным студентам-филологам. Автореф.. .канд. пед. наук. — М., 1985. — 16с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1977. — 216 с.
- Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е издание. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. М.: Изд-во МПГУ, 1992.-20 с.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 219 с.
- Петровский А.В. Личность//Общая психология. М., 1986. — 345с.
- Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. — М., 1975. -С. 111 -195.
- Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М., 1991.-С. 24−27.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 254 с.
- Полонский А.В. Категориальная и функциональная сущность адресатности. — М.: Русский двор, 1999. 256 с.
- Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе: (Рус.яз. как иностранный) / Н. С. Власова и др. М.: Русский язык, 1990.-230 с.
- Присяжнюк Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом, 1983. № 2. — С. 67 — 72.
- Преемственность и перспективность в развитии речи: Пособие для учителей. Сб. статей. / [Сост. А.Н. Матвеевой]. — М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
- Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.- 692 с.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913. — 225 с.
- Прохоров Ю.Е. Настольные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
- Психологические проблемы массовой коммуникации. Под редакцией А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — 147 с.
- Психология теории коллектива / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. 239 с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для педагогических институтов по специальности 2103 «Иностранные языки». -М.: Высшая школа, 1980.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка. М.: Русский язык, 1983. — 126 с.
- Розенбаум Е.М. Основы обучения диалогической речи на языковом факультете педагогических вузов. М.: Высшая школа, 1975. — 126 с.
- Рубинштейн C.JT. Основы психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. -486 с.
- Русская разговорная речь. Отв. ред. Земская Е. А. М.: Наука, 1973. -485 с.
- Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / Т. Г. Винокур, М. Я. Гловинская, Е. И. Горланова и др. Отв. Ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1993.-219 с.
- Ряполова М.А. Типовые модели семантизации знаменательной лексики в СО и MAC (сравнительная характеристика в аспекте адресатности лексико-грамматического текста). Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Белгород, 1997. — 22 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственных действий школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
- Сафонова З.Г. Беседы диалог — средство формирования сознания.- Оренбург: ОГПИ. 1988. — 21 с.
- Сахарова Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи. В кн.: Вопросы методики преподавания иностранных языков. — Тула, 1967.
- Святогор И.П. Типы диалогических реплик в современном русском языке. Дисс.. канд. филол. наук. — М., 1967.
- Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо и социолингвистические аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 180 с.
- Сенько Ю. Диалог в обучении // Alma mater, 1991. № 5 — С. 35 — 40.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: концепция и технология. Волгоград, 1994. — 164с.
- Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. -М.: Прогресс, 1986. — С. 151 — 159.
- Сидоров Е.В. Основы системной концепции текста. Дисс. .д-ра филол. наук. — М., 1986. — 498 с.
- Скалкин В.А. Типичная коммуникативная ситуация как структурно-тематическая основа обучения устной иноязычной речи. — Русский язык за рубежом, 1975. № 5.
- Скалкин В.А., Рубенштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. — Иностранные языки в школе, 1966.- № 4. С. 3.
- Скорикова Т.Т. Теория функционально-семантического поля и проблема соотношения системности функциональности — коммуникативности // Языковая системность при коммуникативном обучении. -М: Русский язык, 1988. — С. 75 — 86.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для педагогических вузов. — М.: Просвещение, 1992. — 384 с.
- Соколов Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 137 — 140.
- Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения / Духовное становление человека: Сб. статей. JL: Знание, 1972. — С. 100 — 124.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. — М.: Наука, 1978.-341с.
- Соломадин И.М. Диалог в педагогике: проблемы организации и исследования (с точки зрения учителя истории) // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы (Под общей ред. B.C. Библера).- Кемерово. 1993. — С. 330 — 350.
- Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова.-Воронеж, 1979.- 156 с.
- Стернин И.А. О трех видах экспрессивного слова. — В кн.: Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь, 1983. — С. 123−127.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. -171 с.
- Сусов И.П. Прагматическая структура высказывания // Языковое общения: единицы и регулятивы. — Калинин, 1986. 368 с.
- Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном аспекте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.-С. 67−95.
- Текучев А.В. Методика преподавания русского языка. — М.: Просвещение, 1980.-414 с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. -М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
- Уайзер Г. М., Климентенко А. Д. Развитие устной речи на английском языке. — М.: Просвещение, 1972. 176 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. 189 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. «Опыт педагогической антропологии». Собр. соч.: В 8 т., Т.8. — М.: Изд-во Пед. наук РСФСР, 1976. С. 35 — 36.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку // Пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1974.-255 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под. Ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
- Формановская Н.И. Речевое общение: Коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. — 213 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания русского языка как иностранного. М., 1994. — 189 с.
- Хавронина С.А., Широченская А. И. Русский язык в упражнениях: Учебное пособие (для говорящих на английском языке). 14-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз., 2000. — 353 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи.- М.: Высшая школа, 1982. 238 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи.- М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
- Харченкова Л.И. Преемственность в работе над текстом при изучении русского языка. Автореф. .канд. пед. наук. — Л., 1985.
- Чарняк Ю. Умозаключение и значения (ч. 1−2) // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12.-М., 1983. — С. 35 — 73.
- Человеческий фактор в языке. Коммуникативность. Модальность. Дейксис. -М.: Наука, 1992.-280 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1989. 150 с.
- Шаповалова И.А. Теоретические основы обучения учащихся национальных школ лингвистическому анализу текста. Автореф. .д-ра пед. наук. — М., 1994. — 480 с.
- Шатилов С.Ф. К дискуссии о речевых и языковых навыках // ИЯВШ, 1976. Вып. 2. — С. 12 — 17.
- Шатилов С.Ф. Виды и взаимодействия навыков и умений в иностранных языках // ИЯШ. № 4. — С. 44 — 51
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: ЛГУ, 1985. — 153 с.
- Шеин С.А. Диалог как основа диалогического общения / Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44 — 52.
- Шмайлова О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей. Дисс. .канд. пед. наук. Сургут, 1997. — 179 с.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: к постановке проблемы. -М.: Наука, 1977. 168 с.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
- Щерба JI.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- 187 с.
- Щерба Л.В., Фортунатов Ф. Ф. В истории науки о языке. Вопросы языкознания, 1963. — № 5.
- Щерба Л.В. Фонетика французского языка. — М.: Высшая школа, 1963.-309 с.
- Щерба Л.В. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М: Просвещение, 1972. — 250 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.-428 с.
- Щукина Г. Т. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1984. — 126 с.
- Щукин А.Н. Функции наглядности и принципы организации визуального материала в пособиях по русскому языку для иностранцев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских / Под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М.: 1977.
- Юдина Л.П., Битехтина Г. А. Устные тренировочные упражнения по теме: «Глаголы движения» // Пособие для работы с иностранными учащимися. М.: МГУ, 1978. — 80 с.
- Язык и личность / Под ред. Караулова Ю. Н. -М.: Наука, 1989. -216 с.
- Язык и личность / Отв. ред. Шмелев Д. Н. М.: Наука, 1989. — 212 с.
- Языковая семантика и речевая деятельность: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. J1.B. Бортэ. — Кишинев: Штиинца, 1985. 110 с.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1973. — 40 с.
- Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. — М.: Наука, 1986. -205 с.
- Buber М. Knowledge of Man. N. I. — 1988.
- Chamo, O’Meily 1995: Chamo A.V., O’Meily T.M. The Cognitive Academic Language Learning Approach in Language Issues: Reading for Teachers. DurKin D.B. ed. White Plains, New York. Longman Publishers USA, 1995.-P. 160- 175.
- Griffin P., Cole M. Dialogue future through today’s activity cognition and communication. M.: Наука, 1988.
- Kroger, Thuesen 1988: Kroger O., Thuesen T.M. Type Talk. New York: Dell Publishing, 1988. 289 p.
- Leech G.N. Principles of progmatics. L., NY., 1983.
- Oxford 1993: Oxford R. Аналитический обзор стиля обучения (АОСО): разработка самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания // Вопросники. Селинас, Калифорния: АИГО (American Institute of Global Education), 1993. P. 12 — 20.
- Zinchenko V.P., Davidov V.V. Fovenord / Ed. Wertsch I. Culture, communication and cognition / Cambridge: Cambridge University press, 1985.-P.7−11.