Зарождение бихевиоризма.
На многие теории обучения и практику образования XX в. существенное влияние оказал бихевиоризм. Термин бихевиоризм происходит от английского слова «behaviour» — поведение. Бихевиоризм стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных психологических учений XX в. Специалисты по истории психологической науки утверждают, что рождение бихевириозма привело к революции в психологии в целом. «Сознание», в течение веков рассматривавшееся как основной предмет исследования психологии, было свергнуто бихевиористами с пьедестала. Они настаивали на том, что неуловимый «поток сознания» следует заменить строго регистрируемым потоком активности.
Джон Бродес Уотсон (1878—1958) — известный американский психолог. Противопоставил интроспективной психологии программу перестройки научнопсихологического знания на базе экспериментальных методов зоопсихологии. Основной задачей психологии считал изучение процессов научения.
В работе американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», вышедшей в свет в 1913 г., утверждается, что в психологии не следует оперировать такими зыбкими понятиями как, например, «осознание», «переживание», «страдание» и т. п. Ведь для них не существует объективных характеристик. Фиксируя этот этап как особо важный в развитии психологического знания, отмечая при этом значимость личных заслуг Дж. Уотсона, нельзя не отметить и другое важное обстоятельство. Дж. Уотсона в советской, а затем и в российской психологии принято считать отцом бихевиоризма. Иначе обстоит дело в зарубежной науке, где право первенства в разработке этих идей отдается русским ученым Ивану Михайловичу Сеченову (1829—1905), Ивану Петровичу Павлову (1849— 1936) и Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857—1927).
Фундамент физиологических основ психических явлений заложили исследования русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Американские историки психологии (Э. Боринг и др.) признают, что еще за сорок лет до так называемой «бихевиористской революции» план построения объективной психологии выдвинул И. М. Сеченов, ставший русским пионером рефлексологии. В работах И. П. Павлова и В. М. Бехтерева эти идеи получили дальнейшее развитие.
На основе большого опыта изучения условно-рефлекторной деятельности у собак И. П. Павлов и его ученики создали учение о высшей нервной деятельности. Важнейшее значение открытия И. П. Павлова заключается в том, что такой вид психической активности как ассоциативное обучение, стал предметом экспериментальных исследований. Прежде психологи изучали его только методом интроспекции.