Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический и методологический анализ этнокультурных традиций подчёркивает бесценную роль национального наследия, включающего в себя художественно-образное выражение мировоззрения народа, морально-этические понятия и нормы и др. Народная культура в единстве всех составляющих её элементов расширяет эмоционально-чувственную сферу, оказывает влияние на формирование нравственного становления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы использования фольклорных традиций в музыкальном образовании
    • 1. 1. Этнокультурные традиции в современной образовательной практике
    • 1. 2. Музыкальный фольклор и его значение в эстетическом воспитании младших школьников
    • 1. 3. Особенности введения музыкального фольклора в образовательную деятельность
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании младших школьников
    • 2. 1. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Основные положения экспериментальной методики обучения
    • 2. 3. Ход и результаты обучающего эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В современной социокультурной ситуации особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Происходящие в обществе культурно-исторические процессы настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей.

Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личностивоспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур.

Наиболее эффективная реализация педагогических возможностей музыкального фольклора осуществима при отношении к подлиннику как культуре устной традиции и несценическому искусству. Такой подход позволяет даже вне естественной среды бытования в условиях общеобразовательной школы находить специфические формы освоения музыкального фольклора, сохраняя его характерные особенности и стимулируя, тем самым, его воспитательное воздействие.

С возникновением культуры письменной традиции, музыкальный фольклор обретает новую жизнь: появляется фольклор в интерпретации композиторов, профессиональных исполнителей. Параллельно музыкальный подлинник продолжает своё прежнее существование как творчество устной традиции. Для обозначения стилизованной жизни фольклора вводится термин «фолыслоризм», функционирующий по законам профессиональной музыки.

Однако культура устной традиции, передаваемая от поколения к поколению изустно — из уст в уста, представляет собой иной способ музыкального мышления и иную совокупность приёмов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Именно это определяет нашу позицию в освоении народной музыки: необходимость сочетания культуры устной и письменной традиций с приоритетом первой.

Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей.

Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, С. В. Лурье, С. А. Токарева и др.

Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н. А. Бердяева, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, В. С. Соловьева и др.

Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В. ФАфанасьева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, М. Т. Картавцевой, И. С. Кона, В. С. Кукушина, В. А. Сухомлинского, КДУшинского и др.

Возможность освоения школьниками музыкального фольклора подтверждается уровнем развития отечественной фольклористики и искусствоведения (Э.Е.Алексеев, Б. В. Асафьев, ИГ. Богатырёв, Г. Л. Головинский, В. ЕГусев, К. С. Давлетов, ИИ. Земцовский, Д. С. Лихачёв, К. В. Чистов и мн. др.).

Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс (М.А.Алдошина, Т. С. Комарова, МА. Некрасова, Т.Я.Шпи-калова и др.) и различные методики освоения музыкального фольклора.

Л.С.Бабенко, С. С. Балашова, Г. А. Белякова, Н. Н. Гилярова, Л. Л. Куприянова, Г. МНауменко, Т. С. Шенталинская, Н. С. Ширяева, Л. В. Шамина и др.).

Во все современные программы по музыке для общеобразовательных школ, так или иначе, включена народная музыка, но большинство из них ориентированы только на фольклоризм. В тех же программах, где есть установка на изучение подлинного музыкального фольклора, либо отсутствует поддержка соответствующим методическим материалом, либо способы его освоения по-прежнему трактуются с позиции профессионального искусства.

Таким образом, возникает противоречие между педагогическими возможностями музыкального фольклора, осознанием необходимости включения культуры устной традиции в музыкально-образовательный процесс и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения.

Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе до настоящего времени специально не исследовался.

Совершенно очевидно, что музыкальный подлинник не должен оставаться за пределами духовного мира учащихся: необходимо дать возможность каждому ребёнку соприкоснуться с народной мудростью, тем более что опыт освоения окружающего мира с помощью фольклора в детской среде остается одним из возможных способов познания жизни.

Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, раскрывающей педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников.

Объект исследования — процесс музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогические возможности музыкального фольклора как культуры устной традиции, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании младших школьников.

В качестве гипотезы выдвигается следующее предположение: педагогические возможности музыкального фольклора как совокупности ценностей духовной и художественной культур обеспечивают эффективность музыкального воспитания школьников, если фольклор рассматривается в единстве обыденно-житейских и художественных традиций: как исток, на интонационной основе которого зарождался профессиональный музыкальный языкорганичная часть жизни ребенка, не требующая специфического исполнительского поведенияинтердисциплинарное ядро в организации учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Выявить общие закономерности и тенденции включения музыкального фольклора в школьный образовательный процесс.

2. Раскрыть специфику музыкального фольклора, выявить его педагогические возможности и определить их роль в музыкальном воспитании.

3. Разработать и обосновать формы и методы включения музыкального фольклора в уроки музыки, обеспечивающие реализацию его педагогических возможностей в музыкальном воспитании младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношения к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, Е. В. Боголюбова, ПС. Гуревич, Б. С. Ерасов, Н. С. Злобин, И. А. Ильин, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, КХМЛотман, А. Моль, В. С. Соловьёв, К. Д. Ушинский, С. Л. Франк и др.) — идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (А.С.Белкин, В. Г. Бочарова, А. Т. Куракин, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, СА. Шмаков и др.) — психолого-педагогическая теория личности и творчества (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, АА. Мелик-Пашаев, В. А. Сластенин, Б. М. Теплов и др.) — основные идеи этнопедагогики (В.Ф.Афанасьев, Г. СБиноградов, Г. Н. Вожов, Т. Г. Киселёва, М. Т. Картавцева, В.С.Ку-кушин и др.) — ведущие положения теории народной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б.В.Асафьев, А. Н. Сохор, Б. ЛЛворский и др.) — основополагающие исследования в области педагогики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Рапацкая, О. П. Радьшова, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.).

В ходе исследования нашли применение следующие методы: 1) изучение и анализ соответствующей литературы по проблеме- 2) анализ и обобщение опыта освоения фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе- 3) педагогические наблюдения за деятельностью обучающихся на уроках музыки при освоении фольклора- 4) беседы, интервью, анкетирование учащихся, изучение их творческих работ- 5) педагогический эксперимент (пробный, проверочный и контрольный) с количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Основные этапы исследования. Эксперимент проводился в течение 1991;2004 гг. в условиях естественного учебного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе № 1004 г. Москвы.

Первый этап (1991;1994 гг.) — аналитическая и опытно-поисковая работа: изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературыопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияразработка методики экспериментальной работы с детьми, определение её оптимального содержания и основных организационных формотбор и систематизация фольклорного материалапроведение констатирующего эксперимента с целью изучения учебного процесса освоения народной музыки в общеобразовательных школах.

Второй этап (1993;2004 гг.) — осуществление обучающего эксперимента, в ходе которого проверялась на практике экспериментальная методика освоения музыкального фольклора на уроках музыки и её эффективность.

Третий этап (2003;2005 гг.) — проведение анализа и обобщения экспериментального материалавыводы исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Проблема введения музыкального фольклора как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе стала предметом специального исследования.

2. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности музыкального фольклора и определена их роль в повышении эффективности музыкального воспитания младших школьников.

3. Разработана и научно обоснована методика включения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе, обеспечивающая построение процесса освоения фольклора как несценического искусства в единстве обыденно-житейских и художественных традиций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность включения музыкального фольклора как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школеопределены показатели и разработаны критерии повышения эффективности музыкального воспитания через реализацию педагогических возможностей музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика освоения фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе позволяет детям не только проживать музыкальный подлинник на уроке, но и выносить фольклорные традиции за пределы школы. Она способствует созданию единого воспитательного пространстваобеспечивает целостность школьного, дополнительного и семейного образования в сотрудничестве детей и взрослых, учителей и родителей.

Методика достаточно универсальна и может использоваться как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования (музыкальных, школах искусств, кружках, студиях, домах детского творчества).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной педагогической наукиразнообразием научных источниковкомплексным характером исследования с применением разнообразных взаимодополняющих методикдлительностью экспериментального исследования и воспроизводством его результатов через конкретный развивающий процесс.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников заключаются в: воспитании интереса и обеспечении возможности личностно-ценностного освоения народной культуры и музыкального искусства (познавательно-мотивационный компонент) — реализации условий творческого самовыражения, развитии эмоциональной отзывчивости и чувственного опыта, обусловленных традициями и интонационной основой народной музыки (музыкально-творческий компонент) — создании художественно-образовательной среды, где урок музыкиосвоение музыкального фольклора — становится центром, обеспечивающим коллективное сотворчество и взаимодействие учащихся, педагогов, родителей в организации школьного воспитательного процесса (организационно — коммуникативный компонент).

2. Методика освоения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе предполагает обращение к подлиннику как несценическому искусству, специфическому способу познания окружающего мира и обеспечивает: интеграцию специфических свойств подлинника (бифункцио-нальность, полиэлементность, коллективность, вариативность, традиционность и др.), устно-слуховых способов его передачи и художественно-педагогических особенностей урока музыки, с учётом фольклорного опыта младших школьниковиспользование разнообразных фольклорных форм (посиделки, праздник, урок-игра и др.) — методов организационного взаимодействия со средой (юз-вращение к пройденному на основе ежегодной цикличности, коллективное сотворчество, самостоятельный творческий поиск и др.) — специфических методических приемов (устно-слуховая подражательная и импровизационная деятельность, припевание и др.) и средств (предметы народного быта, музыкальные инструменты, фольклорный аудио-, фотои видеоматериал и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах ЗАО г. Москвы (ГОУ СОШ №№ 1000, 1002, 1003, 1004, 1010 (1542), 1011,) — проведения открытых уроков и методических семинаров для учителей, директоров школ, слушателей курсов повышения квалификации и преподавателей МИГЖРОчтения лекций для слушателей АПК и ППРОвыступлений с докладами на конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция — Москва, 2002 г.- Окружная конференции ЗАО г. Москвы — 2003 г.) — обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры художественного образования АПК и ППРОчерез опубликование научно-исследовательских материалов.

Выводы по второй главе.

В настоящей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с экспериментальным построением методики освоения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе, как реальной основы для музыкального воспитания младших школьников, а также результаты экспериментальной проверки и оценки эффективности данной методики.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. В условиях экспериментального обучения реализуются все основные положения, которые были сформулированы в диссертации как обязательные для освоения музыкального фольклора.

2. Выделенные нами познавательно-мотивационный, музыкально-творческий и организационно-коммуникативный компоненты педагогических возможностей музыкального фольклора весьма результативно реализуются в музыкальном воспитании младших школьников: рост интереса к народной музыке обеспечивает активность учащихся в других видах деятельности, что способствует их музыкально-эстетическому развитию.

3. Предложенная методика даёт детям возможность самореализации, позволяет им воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества и относиться к музыкальному искусству в целом не с позиции потребителя, а с позиции творца.

4. Экспериментальное обучение, построенное в соответствии с описанными методическими приёмами на основе принципа природосообразности, позволяет осуществлять усвоение детьми многовековых музыкальных традиций на уровне принятия их в реальную жизнь, адаптируя к современности.

5. Освоение музыкального фольклора в единстве обыденно-житейских и художественных традиций обусловливает соприкосновение с народным творчеством в его целостности, что способствует привлечению различных школьных предметов и обеспечивает создание общешкольной художественно-образовательной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический и методологический анализ этнокультурных традиций подчёркивает бесценную роль национального наследия, включающего в себя художественно-образное выражение мировоззрения народа, морально-этические понятия и нормы и др. Народная культура в единстве всех составляющих её элементов расширяет эмоционально-чувственную сферу, оказывает влияние на формирование нравственного становления подрастающего поколения. Человек воспитывается в определённой, сложившейся веками социокультурной среде, и обращение к народным традициям восстанавливает не только историческое прошлое, но и превращает знания о нём в силу жизни в настоящем. Духовный опыт, сконцентрированный в устном народном творчестве, в том числе и музыкальном, даёт основание рассматривать его освоение как благоприятную почву для создания в педагогическом процессе образовательного учреждения воспитывающей среды. Именно этим обусловлена необходимость строить общее музыкальное воспитание, опираясь на традиции народной культуры.

В сфере народного творчества особая роль принадлежит музыкальному фольклору как специфической области духовной культуры, представляющей собой неспециализированное художественное творчество неотделимое от социально значимой жизнедеятельности. Он формируется и исторически развивается как изустно передаваемая традиция. В отличие от профессионального творчества музыкальный фольклор имеет свои специфические свойства (синкретизм, бифункциональность, коллективность, вариативность, традиционность и др.) и особый способ музыкального мышления, что влечёт за собой иную совокупность приёмов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. С народным творчеством взрослых тесно связан детский музыкальный фольклор, каждый жанр которого выполняет свою возрастную функцию. Аккумулируя лучшие достижения многовекового коллективного опыта, музыкальный фольклор несёт в себе незыблемые основы исконно национального начала и обладает широкими педагогическими возможностями. В их структуре нами выделены познавательно-мотивационный, музыкально-творческий, организационно-коммуникативный аспекты.

Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников заключаются в развитии интереса и обеспечении возможности личностно-ценностного освоения народной культуры и музыкального искусства в целом (познавательно-мотивационный компонент) — реализации условий творческого самовыражения, развитии эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию и чувственного опыта, обусловленных традициями и интонационной основой народной музыки (музыкально-творческий компонент) — создании художественно-образовательной среды, где урок музыки — освоение музыкального фольклора — становится центром организации воспитательного процесса, привлекая возможности различных школьных предметов, и обеспечивает коллективное сотворчество учащихся, педагогов и родителей (организационно-коммуникативный компонент).

В современной же музыкальной образовательной деятельности используется лишь незначительная часть широкого спектра педагогических возможностей музыкального подлинника, который формировался многовековым коллективным опытом.

При разработке экспериментальной методики был разрешён ряд противоречий, которые характеризуют процесс освоения музыкального фольклора младшими школьниками из-за определённых различий между блоками культур устной и письменной традиций. Их разрешение основывается на природе самого подлинника и возрастных особенностях познания окружающего мира детьми. Это обусловлено единством художественных и обыденно-житейских традиций музыкального фольклора и опирается на принцип при-родосообразности.

Суть разработанной методики заключается в обращении к музыкальному фольклору как несценическому искусству, как способу жизни, что позволяет приблизить методы его освоения вне естественной среды бытования к подлинным. А также обеспечивает интеграцию специфических свойств подлинника и художественно-педагогических особенностей урока музыки, с учётом жизненного опыта и свойств мышления младших школьниковиспользование разнообразных фольклорных форм (посиделки, праздник, урок-игра и др.) — методов организационного взаимодействия со средой (возвращение к пройденному на основе ежегодной цикличности, коллективное сотворчество, самостоятельный творческий поиск и др.) — специфических методических приемов (устно-слуховая подражательная и импровизационная деятельность, припевание и др.) и средств (предметы народного быта, музыкальные инструменты, фольклорный аудио-, фотои видеоматериал и др.).

Данные, полученные в результате экспериментального обучения, демонстрируют существенные качественные изменения в содержании и характере музыкальной деятельности учащихся экспериментальных классов (восприятие, исполнение, импровизация). Они свидетельствуют об оптимальном построении процесса обучения, обеспечивающего реализацию педагогических возможностей музыкального фольклора как одного из наиболее целесообразных средств повышения эффективности музыкального воспитания младших школьников. Рост интереса к народной музыке обеспечивает активность учащихся в других видах музыкальной деятельности, что способствует формированию их личностно-смыслового отношения к музыкальному искусству и художественной культуры в целом.

Предложенная методика даёт детям возможность самореализации, позволяет им воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества и относиться к музыкальному искусству не с позиции потребителя, а с позиции творца. Экспериментальное обучение, построенное в соответствии с описанными методическими приёмами на основе принципа природосообразности, позволяет осуществлять усвоение детьми многовековых музыкальных традиций на уровне принятия их в реальную жизнь, адаптируя к современности.

Сопоставление специфических свойств музыкального фольклора и художественно-педагогических особенностей урока музыки показывает, что творческий процесс, его коллективность, импровизационность, синкретизм, духовное обогащение, воспитательный потенциал, диалогическое взаимодействие учащихся и учителя характерны как для фольклора, так и для урока музыки. Это говорит о том, что природа фольклора и опыт, содержащийся в нём, могут быть реализованы в преподавании музыки как живого образного искусства.

Разработанное фольклорное дополнение и рекомендации освоения музыкального подлинника обогащают программу школьного предмета «Музыка», дают содержательные и методические ориентиры учителю, позволяющие осуществлять введение фольклорного музыкального материала в уроки.

Возрождение музыкальных фольклорных традиций во всём многообразии их проявления требует выхода за пределы школьного урока и наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. В процессе освоения музыкального фольклора школьниками происходит объединение вокруг предмета «Музыка» гуманитарных (литература, история), художественных (ИЗО, ритмика), технологических (технология-труд) дисциплин, что позволяет считать музыкальный фольклор интердисциплинарным ядром, той связующей нитью, которая, проходя через отдельные школьные предметы, объединяет их, и способствует организации воспитательной деятельности детей в общеобразовательной школе.

За время экспериментального исследования в школе сложилась традиция народного праздника: зимние Святки с колядованием, Масленица, Встреча Весны. Стали традиционными такие мероприятия, как посиделки, ярмарка, сценическое воплощение народных сказок с элементами импровизационности и др. Народные педагогические традиции объединяют детей, учителей и родителей, помогают ребёнку не только разобраться в законах нравственности, но и убедить его в их жизненной необходимости, становятся эффективной формой педагогического воздействия на подрастающее поколение.

Важной характерной особенностью данного исследования явилось то, что учащиеся экспериментальных классов, переходя в среднюю школу, продолжали освоение музыкального фольклора. Это позволило наблюдать и фиксировать отсроченный результат, который проявлялся и в различной их творческой деятельности, и во внедрении народных традиций в школе и за её пределами: в других учебных заведениях, в лагерях отдыха, куда школьники уезжали на каникулы, в близлежащих детских садах и т. д. Творческие работы старшеклассников показали высокий уровень отношения молодых людей к возрождению народных традиций, осознания необходимости принятия во внимание специфики народного воспитания при формировании воспитательной системы школы. Это является важным подтверждением их личностного духовно-нравственного развития на основе национальных традиций.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили разрешить противоречие между педагогическими возможностями музыкального фольклора, осознанием необходимости включения культуры устной традиции в музыкально-образовательный процесс и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения.

Проведённое исследование показало универсальность данной экспериментальной методики, её целесообразность и возможность использования, как в общеобразовательных школах, так и в музыкальных, школах искусств, а также в системе дополнительного образования (кружках, студиях, домах детского творчества). Кроме того, она может быть экстраполирована на другие школьные предметы (родная речь, физическая культура, труд и др.) и факультативные занятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112с.
  2. М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
  3. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. — 240с.
  4. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000.-336с.
  5. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. — С. 87−125, 197−231.
  6. В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. — 128с.
  7. Антология гуманной педагогики: Я. А. Коменский / Сост. И. Д. Чечель. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  8. И.Е. Самоучитель MatLab 5.3/б.х. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.-736с.
  9. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222с.
  10. O.A. Рекомендации по эстетическому воспитанию в восьмилетней школе. Петрозаводск, 1964. — 66с.
  11. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М. Просвещение, 1984, 111с.
  12. . В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 102−117.
  13. .В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
  14. .В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968.-324с.
  15. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Кн. Изд-во, 1979. 182с.
  16. Л.С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1979.-Вып. 14. С. 12−23.
  17. Л.С. Исследование интересов младших школьников к народной музыке // Вопросы теории и методики музыкального воспитания. -Минск, 1978.-С. 34−35.
  18. Е.В. Методика создания альтернативных программ по предмету «Музыка» с учётом национально-региональных особенностей. Автореф.. канд. пед. наук. -М., 2003. 25с.
  19. С.С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С. 126−236.
  20. С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Дисканд. пед. наук. -М., 1988.-235 с.
  21. С.С. На подступах к подлиннику // Педагогическое училище сегодня: Коллективная монография: Методология, теория, практика: В 2 ч. / Сост. и науч. ред. Т. В. Челышева. М.: АПК и ПРО, Трубчевское педагогическое училище, 1998. — Ч. 1. — С. 96−111.
  22. Н.М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. — 304 с.
  23. Н.М. Русские хороводы и хороводные песни: Научно-популярный очерк. М.-Л.: Музыка, 1951. — 112с.
  24. А.С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголъ, 1995. — 88с.
  25. B.K. Внеклассные занятия по слушанию музыки (III-VI классы) // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. — Вып. I.-C. 109−128.
  26. Т.К. Играем с куклой // Музыка в школе. -1990. № 1. — 53−56 с.
  27. Г. А. Фольклор в третьем классе // Музыка в школе. -1987. № 3.
  28. Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. — 239с.
  29. H.A. Мир творчества и природы // Самопознание. Л.: Лен-издат, 1991.-С. 205−220.
  30. H.A. Смысл истории. Воля к жизни и культуре. М.: Мысль, 1990.-175с.
  31. H.A. Судьба России. М.: Изд.-во МГУ, 1990. — 256 с.
  32. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Сост. Г. М. Науменко. -М.: Дет. лит., 1980. 63с.
  33. Л.Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2. — 400 с.
  34. П.А. Детские песни. М., Б.И., 1868.
  35. И.А., Панченко О. Г. Развитие педагогической мысли в России: Философия образования и воспитания. // По страницам Антологии гуманной педагогики. М.: АПК и ПРО, 2003. — 154 с.
  36. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. — 544с.
  37. Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. -М.: МГУ, 1978.-232с.
  38. Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. — 317с.
  39. Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: опыт реконструкции. ННовгород, 1993. — 65 с.
  40. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М.: Б.И., 1991. — 32с.
  41. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.
  42. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М.: Мысль, 1990.-391с.
  43. Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М.: Отдел внешкольного образования народного комиссариата по просвещению — 1919.-15 с.
  44. Н.Я. Музыка в школе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. С.15−18.
  45. С.Н. Тихие думы / Сост. В. В. Сапова. М.: Республика, 1996.-508с.
  46. В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2000.
  47. Е.Е. О возможностях анализа музыкальной формы песенного фольклора (на материале северорусских былин) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Д.: Музыка, 1980. — С. 107−119.
  48. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., Б.И. — 1923.
  49. Г. С. Детский народный календарь: Из очерков детской этнографии // Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып.2. — С.55−86.
  50. Владыкина-Бачинская Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. -М.: Музыка, 1976. 160с.
  51. E.H. Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями. СПб., Б.И., 1882.
  52. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  53. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  54. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  55. JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−76.
  56. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 699 с.
  57. Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992. — 493с.
  58. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.
  59. H.H. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1−2 год обучения). М.: Родникъ, 1996. — 60 с.
  60. Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX—XX вв.еков: Очерки. М.: Музыка, 1981. — 279с.
  61. JI.B. Говорить языком самого предмета: Теоретические основы учебника «Музыка». СПб.-М.: Прометей, 1989. 143с.
  62. JI.B. Мир народного творчества // Музыка в школе. М.: Просвещение, 1990. — № 1. — С.3−6.
  63. JI.B. Пение как состояние души // Искусство в школе. М.: Просвещение, 1994. — № 2. — С.30−36.
  64. H.JI. Беседы о музыке на уроках пения (с использованием грамзаписи) // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. -Вып. I.-C. 49−58.
  65. М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.-448с.
  66. JI.H. От Руси к России. М.: ООО Издательство ACT, 2002. — 392с.
  67. П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 2002. — 287с.
  68. В.Е. Комплексное изучение фольклора // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. — С. 7−16.
  69. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
  70. К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. — 365 с.
  71. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Русский язык, 1989.
  72. Н.С. Развитие воспитания в системе образования // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М.: Вентана-Граф, 2002. 384с.
  73. Детский фольклорный праздник: Учебно-методическое пособие / Сост. ЛВ. Фибих, Н. В. Курбатова. Кемерово: Обл. ИУУ, — 1997. — 79с.
  74. В.А. Роль русской народной песни в музыкальном воспитании учащихся // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961.-Вып. 1.-С. 59−79.
  75. В.А. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1950. — 20с.
  76. В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: АПН РСФСР, 1951, — 84 с.
  77. Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.-21с.
  78. .С. Социальная культурология: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 590с.
  79. .Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. М.: Сов. композитор, 1977. — 80 с.
  80. Н.И. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников // Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л.: Музыка, 1968. — С. 16−21.
  81. В.И. Методы педагогических исследований: Лекции для студентов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  82. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: — Академия, 2001.- 192 с.
  83. Н.Ф. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками: (В условиях Башкортостана): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 16с.
  84. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Инфра-М, 2002.
  85. И.И. Формирование личности цель воспитания // Советская педагогика. — 1989. — № 12. — С.41−48.
  86. Д.Н. Практический курс школьного хорового пения и методические заметки для учителя / Сост. Дм. Зарин. М.: Б.И., 1911. — 40 с.
  87. И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. — С. 147−154.
  88. И.И. Русская народная песня: Научно-популярный очерк. М.-Л.: Музыка, 1964. — 66с.
  89. И.И. Русская советская музыкальная фольклористика // Вопросы теории и эстетики музыки-Л., 1967. Вып. 6−7. — С. 215−262.
  90. НС. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 303с.
  91. Л.М. Обряд. Игра. Театр: К проблеме типологии игровых явлений // Народный театр / Отв. ред В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1974. — С.20−35.
  92. И.А. Путь духовного обновления. // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.-С. 134−288.
  93. И.А. Долой политическое доктринёрство: В 10 т. М.: Русская книга, 1993.- Т.2. — 478 с.
  94. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке: 1−3 классы. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  95. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. — 191с.
  96. М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987, № 1,3.
  97. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 414с.
  98. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 246 с.
  99. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  100. И. Критика практического разума: В 6 т.- М.: Мысль, 1965. -Т.4. 544с.
  101. О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание. Обзор материалов. Л.: Прибой, 1928. — 222с.
  102. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Библиотечка журнала «Вестник образования» / Ред. О. Н. Халюта. М.: Про-Пресс, 2003. — № 3. — 80с.
  103. П.Ф. О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения СПб.: Б.И., 1898. -Вып 4. — С. 1−57.
  104. A.C., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: ООО Издательство ДНК, 2001.-536 с.
  105. М.Т. Школа русского фольклора: Обучение в 5−8 классах: В 2 ч. -М., 1999.
  106. Юб.Кашапова Л. М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. — 17с.
  107. Н.М. Пение и музыка в единой трудовой школе // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. — С. 5−11.
  108. И.Г. Путь к фольклору // Музыка в школе. 1990 — № 1. — М.: Просвещение — С. 25−30.
  109. Ю9.Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. M.-JL: АН СССР, 1962.-284с.
  110. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955.-720 с.
  111. Кон И. С. Этнография детства. М.: Наука, 1983. — С.3−8.
  112. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6 Март.
  113. Е.А. Пропаганда народной музыки среди детей и подростков в условиях художественной самодеятельности // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М.: Сов. композитор, 1988. -4.2.-С. 43−54.
  114. Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1−4 классы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 207 с.
  115. Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Программа / Программно-методические материалы. — М.: Дрофа, 2001. С. 182−218.
  116. JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2001.-40с.
  117. Куку шин B.C. Этнопедагогика. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 304 с.
  118. Н.Н., Кулаковский JI.B. За народной мудростью: Рассказы о русском фольклоре. -М.: Советский композитор, 1975. — 176с.
  119. Ш. Б. Формирование русского произношения у учащихся-казахов начальной школы в процессе обучения пению: (На материале уроков музыки в I классе): Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1982. — 15с.
  120. ЛЛ. Русский фольклор в общеобразовательной школе // Русский фольклор в современных образовательных структурах: Сборник статей и методических материалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — С. 40−45.
  121. Л.Л. Русский фольклор: Факультативная программа для начальной школы // Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.-С. 269−286.
  122. Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1986. — Вып. 17. — С. 25−32.
  123. А.Т. Коллектив и личность школьника: В 2 ч. Таллин, 1981.-Ч. 1. — 79с.
  124. Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа // Воспитание школьников: Библиотека журнала. М.: Школьная пресса, 2004. — 128с.
  125. А.Н. Дятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  126. Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: Б.И., 1904.
  127. Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. М.: Ключ, 1990. -Кн.2 — 90с.
  128. Н.П. Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников // Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. Свердловск, 1970. — С. 22−42.
  129. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384с.
  130. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998. 445.
  131. Н.С. Жанровая специфика считалок детского фолькло-ра.//Проблемы изучения народного поэтического творчества: Межвуз. сб. науч. тр. -М.:МОПИ, 1981.-С. 106−126.
  132. М.А. Детские песни на русские и малороссийские напевы.-М.:Б.И., 1872.
  133. А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. -М.: Сытин, 1913. 64с.
  134. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академической службы, 2002. — 156с.
  135. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262с.
  136. B.B. Музыковедение: Музыкальный жанр // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С. 97−108.
  137. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96с.
  138. М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-239с.
  139. С.И. Русская мысль о музыкальном фольклоре // О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. СПб.: Б.И., 1910.-248с.
  140. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-378с.
  141. Музыка: 1−4 кл., 5−8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.-96с.
  142. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001.-232 с.
  143. Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие / Сост. и ред. Л. В. Шамина. М.: Искусство, 1992. — 43 с.
  144. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672с.
  145. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383с.
  146. Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. М.: Центрополиграф, 2001. — 461с.
  147. Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. — 133 с.
  148. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П.Кузьменко. М.: Букмэн, 1996. 378 с.
  149. М.А. Народное искусство России: Народное искусство как мир целостности: Альбом. М.: Советская Россия, 1983. — 219с.
  150. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XX в. — Л.: Искусство, 1988. — 215 с.
  151. Н.Д. Вечные ценности образования на рубеже тысячелетий // Образование без границ. Украина. Крым: МДЦ «Артек», 2001. -№ 1.-С. 21−25.
  152. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. -405 с.
  153. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 79с.
  154. М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2003. — 192 с.
  155. М.В. Детский фольклор: зачем он нужен // Знание сила. -1985.-№ 4.
  156. М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Сов. этнография. 1983. № 3. — С. 14−17.
  157. Т.А. Народная культура. М.: Русский дом, 1994. — 80с.
  158. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. М.: ОЛМА-Пресс, 1998. — Т.2. — 688с.
  159. B.C. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985.-80 с.
  160. Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. — 224с.
  161. Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. / Автор-составитель Н. В. Чудакова. М.: Издательство ACT, 1999. — Кн.1. — 528 с.
  162. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы: 1−3 классы / Науч. рук. Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1980. 112 с.
  163. Программно-методические материалы: Музыка: Начальная школа / Сост. Е. О. Ярёменко. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  164. Программы восьмилетней школы: музыка IV-VII классы. М.: Просвещение, 1972. — 24 с.
  165. Программы начального обучения: 1−4 классы: Сборник программ по учебным предметам 1−4 классов (система Л.В.Занкова) / Автор программы «Музыка» Г. С. Ригина. Самара: Корпорация «Фёдоров», 1998. — 200с.
  166. Программы общеобразовательных учреждений: музыка 1−8 классы / Под руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2004. — 224 с.
  167. В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976.- 325с.
  168. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368с.
  169. О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 240с.
  170. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук.-М., 1991.-450с.
  171. Л.А. «Четвёртая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси. М.: Музыка, 1997. — 181с.
  172. Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978. — 223с.
  173. B.B. Три главные принципа образования // Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. 620с.
  174. Русские / Отв. Ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. -М.: Наука, 1997. 827с.
  175. Русское народное творчество: Программа для 1−3 классов. М.: НИИ школ MHO РСФСР, 1991. — 144с.
  176. .А. Язычество древних славян. -М.: София, Гелиос, 2002. 592с.
  177. Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 384 с.
  178. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221с.
  179. Г. Б. Народное творчество и его роль в воспитании школьников // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4. — М.: АПК и ППРО, 2005. — С. 20−29.
  180. Г. Б. Фольклор как культура устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4. — М.: АПК и ППРО, 2005. — С. 29−39.
  181. B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. — 491с.
  182. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1983.-304с.
  183. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.-288 с.
  184. .М. Психология музыкальных способностей: М.: Наука, 2003.-377с.
  185. С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). -М.: Наука, 1966.-453с.
  186. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки: 1 класс / Приложение к журналу «Начальная школа». -М.: Начальная школа, 2002. С. 81−126.
  187. В.О., Школяр JI.B., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 1 класс. М.: Вентана-Граф, 2002. — 176 с.
  188. В.О., Школяр JI.B., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2002. — 216с.
  189. К.Д. О народности в общественном воспитании: В 10 т. -M.-JL: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. — С. 69−166.
  190. A.C. Русский детский песенник: Сборник песен с народными напевами. М., Б.И., 1875.
  191. C.JI. Духовные основы общества: Сборник / Сост. П. В. Алексеев.- М.: Республика, 1992. 510 с.
  192. Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. -373с.
  193. К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. -М.: Наука, 1975. С. 26−43.
  194. JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — С. 135−154.
  195. П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. .СПб: Изд. Имп. Академии наук, 1898. — 376с.
  196. Н.С. В поисках красоты // Музыка в школе. 1990. — № 1. -С. 38−47.
  197. Н.С. Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 16с.
  198. В.А. Провинциальная ментальность и провинция о мен-тальности // Тезисы докладов конференции по исторической психологии Российского сознания. Самара, 1994.
  199. С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. — 125с.
  200. Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы: Пути повышения эффективности уроков рисования в I-VI классах. М., 973. — 103с.
  201. Ю.Д. Музыкальное образование в России: сущее и чаемое // Музыкальный современник. М, 1915.
  202. ЮНЕСКО и сохранение фольклора // Курьер ЮНЕСКО. 1985. — № 5.
  203. В.И. Народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании учащихся 5−6 классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1971.-24 с.
  204. В.И. Народное творчество в школе // Музыкально-эстетическая подготовка учителя. М., 1970. — С. 60−61.
  205. .Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2 т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович.- Общ. Ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1964. — Т.1. -670с.
Заполнить форму текущей работой