Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников
Диссертация
Теоретический и методологический анализ этнокультурных традиций подчёркивает бесценную роль национального наследия, включающего в себя художественно-образное выражение мировоззрения народа, морально-этические понятия и нормы и др. Народная культура в единстве всех составляющих её элементов расширяет эмоционально-чувственную сферу, оказывает влияние на формирование нравственного становления… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы использования фольклорных традиций в музыкальном образовании
- 1. 1. Этнокультурные традиции в современной образовательной практике
- 1. 2. Музыкальный фольклор и его значение в эстетическом воспитании младших школьников
- 1. 3. Особенности введения музыкального фольклора в образовательную деятельность
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Реализация педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании младших школьников
- 2. 1. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования
- 2. 2. Основные положения экспериментальной методики обучения
- 2. 3. Ход и результаты обучающего эксперимента
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112с.
- Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. — 240с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000.-336с.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. — С. 87−125, 197−231.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. — 128с.
- Антология гуманной педагогики: Я. А. Коменский / Сост. И. Д. Чечель. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
- Ануфриев И.Е. Самоучитель MatLab 5.3/б.х. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.-736с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222с.
- Апраксина O.A. Рекомендации по эстетическому воспитанию в восьмилетней школе. Петрозаводск, 1964. — 66с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М. Просвещение, 1984, 111с.
- Асафьев Б. В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 102−117.
- Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968.-324с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Кн. Изд-во, 1979. 182с.
- Бабенко Л.С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1979.-Вып. 14. С. 12−23.
- Бабенко Л.С. Исследование интересов младших школьников к народной музыке // Вопросы теории и методики музыкального воспитания. -Минск, 1978.-С. 34−35.
- Бакшаева Е.В. Методика создания альтернативных программ по предмету «Музыка» с учётом национально-региональных особенностей. Автореф.. канд. пед. наук. -М., 2003. 25с.
- Балашова С.С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С. 126−236.
- Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Дисканд. пед. наук. -М., 1988.-235 с.
- Балашова С.С. На подступах к подлиннику // Педагогическое училище сегодня: Коллективная монография: Методология, теория, практика: В 2 ч. / Сост. и науч. ред. Т. В. Челышева. М.: АПК и ПРО, Трубчевское педагогическое училище, 1998. — Ч. 1. — С. 96−111.
- Бачинская Н.М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. — 304 с.
- Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни: Научно-популярный очерк. М.-Л.: Музыка, 1951. — 112с.
- Белкин А.С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголъ, 1995. — 88с.
- Белобородова B.K. Внеклассные занятия по слушанию музыки (III-VI классы) // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. — Вып. I.-C. 109−128.
- Белоконева Т.К. Играем с куклой // Музыка в школе. -1990. № 1. — 53−56 с.
- Белякова Г. А. Фольклор в третьем классе // Музыка в школе. -1987. № 3.
- Белякова Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. — 239с.
- Бердяев H.A. Мир творчества и природы // Самопознание. Л.: Лен-издат, 1991.-С. 205−220.
- Бердяев H.A. Смысл истории. Воля к жизни и культуре. М.: Мысль, 1990.-175с.
- Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд.-во МГУ, 1990. — 256 с.
- Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Сост. Г. М. Науменко. -М.: Дет. лит., 1980. 63с.
- Березовая Л.Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2. — 400 с.
- Бессонов П.А. Детские песни. М., Б.И., 1868.
- Бирич И.А., Панченко О. Г. Развитие педагогической мысли в России: Философия образования и воспитания. // По страницам Антологии гуманной педагогики. М.: АПК и ПРО, 2003. — 154 с.
- Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. — 544с.
- Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. -М.: МГУ, 1978.-232с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. — 317с.
- Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: опыт реконструкции. ННовгород, 1993. — 65 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М.: Б.И., 1991. — 32с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М.: Мысль, 1990.-391с.
- Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М.: Отдел внешкольного образования народного комиссариата по просвещению — 1919.-15 с.
- Брюсова Н.Я. Музыка в школе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. С.15−18.
- Булгаков С.Н. Тихие думы / Сост. В. В. Сапова. М.: Республика, 1996.-508с.
- Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2000.
- Васильева Е.Е. О возможностях анализа музыкальной формы песенного фольклора (на материале северорусских былин) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Д.: Музыка, 1980. — С. 107−119.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., Б.И. — 1923.
- Виноградов Г. С. Детский народный календарь: Из очерков детской этнографии // Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып.2. — С.55−86.
- Владыкина-Бачинская Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. -М.: Музыка, 1976. 160с.
- Водовозова E.H. Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями. СПб., Б.И., 1882.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выготский JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−76.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 699 с.
- Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992. — 493с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.
- Гилярова H.H. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1−2 год обучения). М.: Родникъ, 1996. — 60 с.
- Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX—XX вв.еков: Очерки. М.: Музыка, 1981. — 279с.
- Горюнова JI.B. Говорить языком самого предмета: Теоретические основы учебника «Музыка». СПб.-М.: Прометей, 1989. 143с.
- Горюнова JI.B. Мир народного творчества // Музыка в школе. М.: Просвещение, 1990. — № 1. — С.3−6.
- Горюнова JI.B. Пение как состояние души // Искусство в школе. М.: Просвещение, 1994. — № 2. — С.30−36.
- Гродзенская H.JI. Беседы о музыке на уроках пения (с использованием грамзаписи) // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. -Вып. I.-C. 49−58.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.-448с.
- Гумилёв JI.H. От Руси к России. М.: ООО Издательство ACT, 2002. — 392с.
- Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 2002. — 287с.
- Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. — С. 7−16.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
- Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. — 365 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Русский язык, 1989.
- Дежникова Н.С. Развитие воспитания в системе образования // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М.: Вентана-Граф, 2002. 384с.
- Детский фольклорный праздник: Учебно-методическое пособие / Сост. ЛВ. Фибих, Н. В. Курбатова. Кемерово: Обл. ИУУ, — 1997. — 79с.
- Дышлевская В.А. Роль русской народной песни в музыкальном воспитании учащихся // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961.-Вып. 1.-С. 59−79.
- Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1950. — 20с.
- Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: АПН РСФСР, 1951, — 84 с.
- Еговцева Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.-21с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 590с.
- Ефименкова Б.Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. М.: Сов. композитор, 1977. — 80 с.
- Жемчужина Н.И. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников // Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л.: Музыка, 1968. — С. 16−21.
- Журавлёв В.И. Методы педагогических исследований: Лекции для студентов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: — Академия, 2001.- 192 с.
- Зайнетдинова Н.Ф. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками: (В условиях Башкортостана): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 16с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Инфра-М, 2002.
- Зарецкая И.И. Формирование личности цель воспитания // Советская педагогика. — 1989. — № 12. — С.41−48.
- Зарин Д.Н. Практический курс школьного хорового пения и методические заметки для учителя / Сост. Дм. Зарин. М.: Б.И., 1911. — 40 с.
- Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. — С. 147−154.
- Земцовский И.И. Русская народная песня: Научно-популярный очерк. М.-Л.: Музыка, 1964. — 66с.
- Земцовский И.И. Русская советская музыкальная фольклористика // Вопросы теории и эстетики музыки-Л., 1967. Вып. 6−7. — С. 215−262.
- Злобин НС. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 303с.
- Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр: К проблеме типологии игровых явлений // Народный театр / Отв. ред В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1974. — С.20−35.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.-С. 134−288.
- Ильин И.А. Долой политическое доктринёрство: В 10 т. М.: Русская книга, 1993.- Т.2. — 478 с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке: 1−3 классы. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. — 191с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987, № 1,3.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 414с.
- Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 246 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
- Кант И. Критика практического разума: В 6 т.- М.: Мысль, 1965. -Т.4. 544с.
- Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание. Обзор материалов. Л.: Прибой, 1928. — 222с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Библиотечка журнала «Вестник образования» / Ред. О. Н. Халюта. М.: Про-Пресс, 2003. — № 3. — 80с.
- Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения СПб.: Б.И., 1898. -Вып 4. — С. 1−57.
- Кармин A.C., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: ООО Издательство ДНК, 2001.-536 с.
- Картавцева М.Т. Школа русского фольклора: Обучение в 5−8 классах: В 2 ч. -М., 1999.
- Юб.Кашапова Л. М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. — 17с.
- Ковин Н.М. Пение и музыка в единой трудовой школе // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. — С. 5−11.
- Козлова И.Г. Путь к фольклору // Музыка в школе. 1990 — № 1. — М.: Просвещение — С. 25−30.
- Ю9.Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. M.-JL: АН СССР, 1962.-284с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955.-720 с.
- Кон И. С. Этнография детства. М.: Наука, 1983. — С.3−8.
- Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6 Март.
- Краснопевцева Е.А. Пропаганда народной музыки среди детей и подростков в условиях художественной самодеятельности // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М.: Сов. композитор, 1988. -4.2.-С. 43−54.
- Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1−4 классы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 207 с.
- Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Программа / Программно-методические материалы. — М.: Дрофа, 2001. С. 182−218.
- Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2001.-40с.
- Куку шин B.C. Этнопедагогика. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 304 с.
- Кулаковская Н.Н., Кулаковский JI.B. За народной мудростью: Рассказы о русском фольклоре. -М.: Советский композитор, 1975. — 176с.
- Кульманова Ш. Б. Формирование русского произношения у учащихся-казахов начальной школы в процессе обучения пению: (На материале уроков музыки в I классе): Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1982. — 15с.
- Куприянова ЛЛ. Русский фольклор в общеобразовательной школе // Русский фольклор в современных образовательных структурах: Сборник статей и методических материалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — С. 40−45.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Факультативная программа для начальной школы // Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.-С. 269−286.
- Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1986. — Вып. 17. — С. 25−32.
- Куракин А.Т. Коллектив и личность школьника: В 2 ч. Таллин, 1981.-Ч. 1. — 79с.
- Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа // Воспитание школьников: Библиотека журнала. М.: Школьная пресса, 2004. — 128с.
- Леонтьев А.Н. Дятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: Б.И., 1904.
- Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. М.: Ключ, 1990. -Кн.2 — 90с.
- Лукьянов Н.П. Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников // Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. Свердловск, 1970. — С. 22−42.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384с.
- Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998. 445.
- Малашенко Н.С. Жанровая специфика считалок детского фолькло-ра.//Проблемы изучения народного поэтического творчества: Межвуз. сб. науч. тр. -М.:МОПИ, 1981.-С. 106−126.
- Мамонтова М.А. Детские песни на русские и малороссийские напевы.-М.:Б.И., 1872.
- Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. -М.: Сытин, 1913. 64с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академической службы, 2002. — 156с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262с.
- Медушевский B.B. Музыковедение: Музыкальный жанр // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С. 97−108.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-239с.
- Миропольский С.И. Русская мысль о музыкальном фольклоре // О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. СПб.: Б.И., 1910.-248с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-378с.
- Музыка: 1−4 кл., 5−8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.-96с.
- Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001.-232 с.
- Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие / Сост. и ред. Л. В. Шамина. М.: Искусство, 1992. — 43 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383с.
- Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. М.: Центрополиграф, 2001. — 461с.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. — 133 с.
- Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П.Кузьменко. М.: Букмэн, 1996. 378 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное искусство как мир целостности: Альбом. М.: Советская Россия, 1983. — 219с.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XX в. — Л.: Искусство, 1988. — 215 с.
- Никандров Н.Д. Вечные ценности образования на рубеже тысячелетий // Образование без границ. Украина. Крым: МДЦ «Артек», 2001. -№ 1.-С. 21−25.
- Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. -405 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 79с.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2003. — 192 с.
- Осорина М.В. Детский фольклор: зачем он нужен // Знание сила. -1985.-№ 4.
- Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Сов. этнография. 1983. № 3. — С. 14−17.
- Пигилова Т.А. Народная культура. М.: Русский дом, 1994. — 80с.
- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. М.: ОЛМА-Пресс, 1998. — Т.2. — 688с.
- Попов B.C. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985.-80 с.
- Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. — 224с.
- Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. / Автор-составитель Н. В. Чудакова. М.: Издательство ACT, 1999. — Кн.1. — 528 с.
- Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы: 1−3 классы / Науч. рук. Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1980. 112 с.
- Программно-методические материалы: Музыка: Начальная школа / Сост. Е. О. Ярёменко. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Программы восьмилетней школы: музыка IV-VII классы. М.: Просвещение, 1972. — 24 с.
- Программы начального обучения: 1−4 классы: Сборник программ по учебным предметам 1−4 классов (система Л.В.Занкова) / Автор программы «Музыка» Г. С. Ригина. Самара: Корпорация «Фёдоров», 1998. — 200с.
- Программы общеобразовательных учреждений: музыка 1−8 классы / Под руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2004. — 224 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976.- 325с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368с.
- Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 240с.
- Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук.-М., 1991.-450с.
- Рапацкая Л.А. «Четвёртая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси. М.: Музыка, 1997. — 181с.
- Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978. — 223с.
- Розанов B.B. Три главные принципа образования // Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. 620с.
- Русские / Отв. Ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. -М.: Наука, 1997. 827с.
- Русское народное творчество: Программа для 1−3 классов. М.: НИИ школ MHO РСФСР, 1991. — 144с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М.: София, Гелиос, 2002. 592с.
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 384 с.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221с.
- Соколова Г. Б. Народное творчество и его роль в воспитании школьников // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4. — М.: АПК и ППРО, 2005. — С. 20−29.
- Соколова Г. Б. Фольклор как культура устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4. — М.: АПК и ППРО, 2005. — С. 29−39.
- Соловьёв B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. — 491с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1983.-304с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.-288 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: М.: Наука, 2003.-377с.
- Токарев С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). -М.: Наука, 1966.-453с.
- Уроки в начальной школе: Поурочные разработки: 1 класс / Приложение к журналу «Начальная школа». -М.: Начальная школа, 2002. С. 81−126.
- Усачёва В.О., Школяр JI.B., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 1 класс. М.: Вентана-Граф, 2002. — 176 с.
- Усачёва В.О., Школяр JI.B., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2002. — 216с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: В 10 т. -M.-JL: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. — С. 69−166.
- Фаминцин A.C. Русский детский песенник: Сборник песен с народными напевами. М., Б.И., 1875.
- Франк C.JI. Духовные основы общества: Сборник / Сост. П. В. Алексеев.- М.: Республика, 1992. 510 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. -373с.
- Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. -М.: Наука, 1975. С. 26−43.
- Шамина JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — С. 135−154.
- Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. .СПб: Изд. Имп. Академии наук, 1898. — 376с.
- Ширяева Н.С. В поисках красоты // Музыка в школе. 1990. — № 1. -С. 38−47.
- Ширяева Н.С. Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 16с.
- Шкуратов В.А. Провинциальная ментальность и провинция о мен-тальности // Тезисы докладов конференции по исторической психологии Российского сознания. Самара, 1994.
- Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. — 125с.
- Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы: Пути повышения эффективности уроков рисования в I-VI классах. М., 973. — 103с.
- Энгель Ю.Д. Музыкальное образование в России: сущее и чаемое // Музыкальный современник. М, 1915.
- ЮНЕСКО и сохранение фольклора // Курьер ЮНЕСКО. 1985. — № 5.
- Юцевич В.И. Народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании учащихся 5−6 классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1971.-24 с.
- Юцевич В.И. Народное творчество в школе // Музыкально-эстетическая подготовка учителя. М., 1970. — С. 60−61.
- Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2 т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович.- Общ. Ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1964. — Т.1. -670с.