Игры и упражнения по формированию мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Ход занятия: детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают её рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, ребёнок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребёнок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображённом на картинке (или описывает его). После того, как дети отгадают загадку, ребёнок показывает рисунок — отгадку. Оборудование… Читать ещё >
Игры и упражнения по формированию мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задания по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
Система игр и занятий на формирование целостного восприятия:
1. Лото-вкладки.
Цель: формировать у детей целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
Оборудование: карты-лото с изображениями (предметными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие выреза и вкладки, заполняющие эти вырезы.
Ход игры: вначале ребёнок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображённые предметы. Затем взрослый вынимает 2−3 вкладки, перемешивает и просит ребёнка вставить «окошки» в свои места.
2. Что нарисовано?
Цель: формировать у детей представление о пространственном соотношении частей одного предмета; закреплять представление о целостном образе предмета, его форме и величине; продолжать учит составлять целое из частей.
Оборудование: рисунки с контурным изображением предметов, состоящих из легко вычленяемых геометрических форм, плоскостные геометрические формы: большие — для работы у доски, маленькие — для индивидуального использования детьми (раздаточный материал), фланелеграф, конверты для геометрических форм, листы бумаги по количеству детей.
Ход игры: первый вариант: дети сидят на стульях. Педагог вызывает одного ребёнка, даёт ему картинку и говорит, что все дети будут смотреть и угадают, что на ней нарисовано. Ребёнок должен сложить нужные изображения на фланелеграфе, выбрав соответствующие элементы из предложенных. После этого дети называют предмет, выложенный рядом и им показывают рисунок, называя части предмета, их форму и пространственное расположение частей. Второй вариант: дети сидят за столом. Педагог раздаёт им листы бумаги, конверты с элементами изображений. На столе педагога картинки перевёрнуты изображением вниз. Каждый из детей должен взять картинку, рассмотреть её так, чтобы другие не видели, и положить на лист бумаги такую же картинку.
3. Собери целое.
Цель: уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.
Оборудование: мягкий конструктор «Бабочка», «Машина», «Вертолёт» .
Ход игры: педагог показывает собранную картинку, дети называют её части. Затем педагог разбирает картинку, а дети из отдельных частей собирают целое изображение.
4. Пазлы.
Цель: учить детей собирать целую картинку из отдельных сложенных элементов. Развивать зрительное восприятие, зрительную память.
Оборудование: пазлы из десяти составляющих.
Ход игры: педагог показывает собранную картинку, рассматривает её вместе с ребёнком, выделяя части, определяя цвета. Затем разбирает картинку, перемешивает части, а ребёнка просит собрать заново.
Система игр и занятий на формирование соотношений между словом и образом:
1. «Картинки — половинки» .
Цель: формирование умений находить предмет по словесному описанию, закреплять представления об окружающем мире.
Оборудование: предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, майка, листья, репа, очки, огурец, снежинка, конверты и др.
Ход занятия: детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают её рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, ребёнок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребёнок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображённом на картинке (или описывает его). После того, как дети отгадают загадку, ребёнок показывает рисунок — отгадку.
2. «Верный друг» .
Цель: формировать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой — девочка тонет в реке, на второй — собака тащит девочку из реки.
Ход занятия: педагог читает детям рассказ про девочку Наташу и собаку Волчка. После прочтения педагог задаёт детям вопросы, затем предлагает рассмотреть обе картинки и подобрать к каждой части рассказа нужную картинку.
3. «Весна» .
Цель: формировать у детей умение сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.
Оборудование: четыре сюжетных картинки, на трёх из них сюжеты не соответствуют содержанию рассказа.
Ход занятия: педагог читает рассказ «Весна». Затем показывает детям все картинки и просит подобрать иллюстрацию к рассказу. При этом картинки переворачиваются тыльной стороной. Педагог задаёт вопросы. Затем снова предлагает выбрать иллюстрацию, соответствующую тексту. После этого дети обосновывают свой выбор.