Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические аспекты изучения педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений; Непосредственно с понятием нравственное воспитание связаны и другие термины — нравственность, моральные нормы, нравственные привычки и др. Рассмотрим их. В перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка… Читать ещё >

Теоретические аспекты изучения педагогических условий формирования нравственного поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие о нравственном воспитании, его сущности, цели, содержания. Особенности и условия нравственного поведения в младшем школьном возрасте.

Воспитательный процесс в школе — это процесс, включающий разные направления, основными из которых являются интеллектуальное, гражданско-патриотическое, физическое, трудовое, художественно-эстетическое, экологическое, духовно-нравственное, половое, правовое.

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [11, с.333].

В более узком значении нравственное воспитание — это обучение нормам общественного приличия, (принятым в данной культуре, формам поведения индивида в различных ситуациях) [2, с.171].

Непосредственно с понятием нравственное воспитание связаны и другие термины — нравственность, моральные нормы, нравственные привычки и др. Рассмотрим их.

Термин «нравственность» имеет кореньнрав-. На латинском языке оно звучит как moralis, что означает «мораль» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [13,с.155].

С.И.Ожегов трактует понятие «нравственность» как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [9, c.414].

Нравственные нормы — это правила, требования, которые определяют, как человек должен поступать в том или ином случае.

В чем же состоит сущность нравственного воспитания?

Сущность нравственного воспитания составляет выработка взглядов и убеждений, выступающих в качестве контроля его поведения.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, в частности, по совокупности совершаемых поступков, убеждениям, моральным принципам, ценностным ориентациям, являющимися его нравственными привычками [12; с.65]. По мнению Дж. Локка «детей важнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной моральности, чем обременять правилами и предписаниями, которые быстро забываются «[3, с.91].

Эффективным нравственное воспитание может оказаться только в целостном процессе педагогической деятельности и отношений общения, которые соответствуют нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни воспитуемых с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных различий.

В этот процесс включены различные субъекты-участники воспитания: общеобразовательные учреждения, семья, общественные организации, в т. ч. и детско-юношеские движения и организации, учреждения культуры и спорта, СМИ, традиционные российские религиозные объединения.

Обеспечить нравственное развитие и воспитание будущего поколения возможно усилиями всего общества и государства.

Согласно Стандарта образования (ФГОС) программа воспитания и социализации в образовательной школе направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России [1].

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию, которые проявляются :

  • * в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
  • * в целостности направления духовно-нравственного воспитания (охватывает все направления воспитательного процесса);
  • * в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
  • * в просветительской работе среди родителей;
  • * в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • * духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
  • * в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
  • * при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
  • * духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы. [1].

Младший школьный возраст — этап развития ребенка в возрасте от 6−7 до 10−11 лет.

Этот возраст располагает большими возможностями для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В период младшего школьного возраста у учащихся развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение.

Особенности нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста:

  • — необходимо учитывать активность детей, их стремление самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях;
  • — пример взрослых должен быть положительным;
  • — необходима помощь учителя для контроля психического состояния детей (создание благоприятного климата в классе);
  • — предоставление большей самостоятельности в действиях ребенка;
  • — необходимость организации общения и совместной деятельности школьников в небольших группах сверстников;
  • — необходимость учета индивидуальных проявлений детей и реализация лучших черт и качеств воспитанников.

Итак, общеобразовательным учреждениям принадлежит ключевая роль в обеспечении нравственного развития и воспитания личности для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой