Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирующий эксперимент. 
Воспитание дошкольников средствами природы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: «Наш дом — природа» (Н. А. Рыжова, 1998), «Юный эколог» (С. Н. Николаева, 1999), «Программа экологического воспитания старших дошкольников» (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), «Семицветик» (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997); Разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня… Читать ещё >

Формирующий эксперимент. Воспитание дошкольников средствами природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности и выработки гуманного отношения к растениям у старших дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

  • 1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о растениях.
  • 2) апробировать разработанный мной комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

При разработке комплекса мероприятий — на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников — я опиралась на следующие источники:

  • — программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: «Наш дом — природа» (Н. А. Рыжова, 1998), «Юный эколог» (С. Н. Николаева, 1999), «Программа экологического воспитания старших дошкольников» (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), «Семицветик» (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997);
  • — методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003;2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

  • 1. В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. — низкий уровень во всех заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
  • 2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 3 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения — знания о растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Был проведен, в частности, цикл наблюдений за растениями, которые растут на прилегающей территории. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к цветам, деревьям, кустарникам.

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы цветов, растений, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой