Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX — начала XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации представлены теоретические обобщения и выводы о сущности и основных направлениях реализации патриотического воспитания учителя во второй половине XX — начале XXI века, дан анализ историко-педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого по проблеме патриотического воспитания, что обогащает трактовку отечественного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-теоретические предпосылки исследования патриотического воспитания учителя
    • 1. 1. Феномен патриотического воспитания и проблемы его исследования
    • 1. 2. Особенности патриотического воспитания учителя в системе педагогического образования
    • 1. 3. Методологические основы исследования патриотического воспитания
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Генезис становления патриотического воспитания в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века
    • 2. 1. Характеристика патриотического воспитания будущего учителя в «идейно-политический» (советский) период (50−80-е годы XX века)
    • 2. 2. Особенности патриотического воспитания будущего учителя в период идеологического вакуума" (80−90-е годы XX века)
    • 2. 3. Подходы к патриотическому воспитанию будущего учителя в период поиска национальной идеи" (начало XXI века)
    • 2. 4. Современные тенденции развития патриотического воспитания на современном этапе развития педагогического образования
  • Выводы по 2 главе

Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX — начала XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XXI веке в связи с глобальными изменениями в политической и экономической жизни российского общества существенно изменился-социальный контекст понятия «патриотическое воспитание». Такие изменения* усилили антипатриотические настроения и действия среди молодежи, денационализацию воспитания, привели к отрицанию идеи патриотизма, которая оказалась невостребованной в конце XX века в нашей стране и приобрела специфическое содержание. Кризисы во всех областях жизни общества привели к личностному кризису, кризису идентичности личности в обществе. Утрата прежней системы ценностей повлекла за собой духовный кризис. В такой сложной и противоречивой обстановке произошла смена прежних стереотипов граждан России, изменилось национальное самосознание. На современном этапе развития нашего общества идет процесс формирования новых черт российского патриотизма.

В.А. Сластенин подчеркивал, что благодаря взрыву энтузиазма и патриотизма, в том числе национального, России удавалось выходить из весьма тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Примерами могут служить и Смутное время и Отечественные войны. Сегодня как никогда следовало бы стимулировать подъем этих высоких чувств и настроений. На деле же мы имеем едва ли неуправляемый процесс формирования индивидов с заранее заданными свойствами — с явно выраженными чертами космополитизма и признаками колониального или полуколониального сознания1.

В этой связи патриотическое воспитание учителя было и остается актуальной проблемой педагогической науки, имеющей важное значение для теории и практики педагогического образования и становления гражданского общества в России.

1 Сластенин В. А. «Русская идея» в образовательно-воспитательном пространстве России // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи»): Сборник статей / Составление и общая редакция — М. Н. Лазутова, Т. И. Петракова. — М., 2004. — С. 28−31.

Внимание государства к вопросам патриотического воспитания, в последнее десятилетие вызвало рост научных исследований, что выразилось, в частности, в возросшем количестве защищаемых диссертаций по данной тематике (Н.В. Ипполитова, Ю. А. Копцова, С. И. Кожевников, Л. И. Ордуханян, В. И. Руденко и др.). Таким образом, патриотическое воспитание сегодня стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания.

Однако проблема генезиса патриотического воспитания учителя на рубеже XX — начале XXI века не нашла отражения в педагогических исследованиях. Содержащиеся к настоящему времени теоретические и практические представления о патриотическом воспитании учителя представляют собой синтез различных парадигм и противоречий, имевшихся как в советский, так и в перестроечный период. В поисках средств преодоления ограниченности в содержании, методах и формах воспитания актуализируется перевод всей системы педагогического образования в качественно новое состояние, отражающее такой тип педагогической деятельности, который характеризуется превращением духовного мира учителя в ведущий компонент содержания образования, приоритетом личностно-развивающей функции, его органическим взаимодействием с социумом и реальной ситуацией жизнедеятельности воспитанников (В.А. Сластенин).

Обоснование хронологических рамок исследования.

Дальнейшее исследование патриотического воспитания учителя состоит в более тесной связи теории и истории, перспективы и ретроспективы. В связи с этим правомерно обращение к значимому периоду отечественной педагогики второй половины XX — начала XXI века, когда менялись смыслы и содержание патриотического воспитания педагога. Имевшийся в то время существенный опыт в области теории и практики патриотического воспитания имеет большую значимость и в перспективе.

Поэтому выбор данного хронологического периода обусловлен следующими факторами:

• в течение всего рассматриваемого периода происходило противоречивое развитие педагогической теории и практики патриотического воспитания молодежи, что нашло свое отражение в модификации его концептуальных основ и появлении непродуктивных организационных, содержательных, методических форм его осуществления в системе высшего образования (особенно в конце XX века);

• выдвигаемыев. исследуемый период подходы к патриотическому воспитанию учителя требуют как переосмысления1 их сущности, так и осуществления преемственности в реализации национальной идеи в современных педагогических учебных заведениях. Основа этой преемственности состоит в том, что патриотическое воспитание педагога и отечественная история и культура изучаются в органичной связи. Знание истоков национальной культуры выступает в качестве важного фактора патриотического воспитания педагога.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания освещались в работах классиков педагогики (Я.А. Каменского, К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.) и русских писателей (В.Г. Белинского, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, B.C. Соловьева, и ДР-).

В комплексном рассмотрении проблем воспитания в советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, В. И. Журавлева, Т. А. Ильиной, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, В. А. Сластенина, Г. И. Щукиной и др.

Вопросы воспитания патриотизма получили широкое освещение в трудах таких видных отечественных ученых, как A.B. Абрамов, С. А. Алиева, В. А. Белевцев, А. Н. Вырщиков, Г. А. Куманев, В. И. Лутовинов и др.

Различные аспекты патриотического воспитания молодежи отражены в работах современных ученых Н. В. Ипполитовой, Ю: А. Копцовой, С. И. Кожевникова, Л. И. Ордуханян, Н. И. Ильина, В. И. Руденко, В. А. Телегина.

Анализ историко-педагогических исследований показал, что имеющиеся научные труды содержат в себе разные ракурсы трактовки системы патриотического воспитания в период XX — начала XXI века. Однако исследования, рассматривающие проблемы патриотическоговоспитания учителя, являются единичными, причем анализ организации процесса патриотического воспитания педагога в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века не осуществлялся.

В частности, это находит свое выражение:

• в неразработанности целостного концептуального взгляда на теорию и практику патриотического воспитания в педагогических учебных заведениях России исследуемого периода на новой методологической основе, связанной с появлением документов, отражающих необходимость разработки концепции воспитания молодежи;

• в дефиците исследований о содержании патриотического воспитания учителя в условиях вхождения России в европейское образовательное пространство, когда ставится под сомнение целесообразность воспитания национального самосознания.

Сказанное выше затрудняет рассмотрение патриотического воспитания педагога как целостного явления и определение его значения в развитии личности.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на актуальность проблемы ретроспективного изучения патриотического воспитания учителя в отечественных педагогических учебных заведениях, исследование этапов его развития, противоречий, деструктивных и позитивных тенденций не было осуществлено. Все это в целом снижает продуктивность теоретического осмысления и осложняет возможность использования достижений в области патриотического воспитания учителя в отечественной педагогике прошлого в современных педагогических учебных заведениях.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе целостного историко-теоретического анализа научно обосновать пути разрешения противоречий между:

• богатым потенциалом теории и практики патриотического воспитания в отечественной педагогике рассматриваемого периода и индифферентным отношением к нему педагогического сообщества;

• необходимостью осмысления’целей и содержания патриотического воспитания учителя в теории и практике педагогического образования в изменившихся социально-экономических и социокультурных условиях и отрицанием или заменой его другими видами и формами воспитания (национальное, нравственное, духовное);

• возросшими требованиями к патриотическому воспитанию учителя на новой методологической основе и объективными трудностями в организации образовательного процесса в современных педагогических учебных заведениях, использованием традиционных подходов, методов и технологий его осуществления.

Осознание актуальности и значимости разрешения данных противоречий определило тему исследования: «Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX — начала XXI века».

Цель исследования: представить генезис развития теории и практики патриотического воспитания учителя в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века.

Объект исследования: патриотическое воспитание учителя.

Предмет исследования: сущность и содержание процесса патриотического воспитания учителя в теории и практике высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века.

В соответствии с указанной целью были определены основные задачи исследования:

1. Осуществить понятийно-категориальную трактовку ведущей дефиниции исследования «патриотическое воспитание учителя», представить ее структуру и содержательные характеристики;

2. Охарактеризовать систему патриотического воспитания учителя, сложившуюся в отечественном высшем педагогическом образовании образования во второй половине XX — начала XXI века.

3. Выделить основные периоды и направления патриотического воспитания учителя в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века.

4. Выявить особенности и проблемы патриотического воспитания учителя в отечественном педагогическом образовании на современном этапе.

Методологическую^ базу исследования составили философские, аксиологические, культурологические, психологические и историко-педагогические идеи и теории, в частности:

• основные положения философии образования и воспитания (H.A. Бердяев, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, А. Ф. Лосев, A.B. Мудрик, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков, B.C. Соловьев, В. А. Сластенин и др.), посвященные рефлексии аксиологических, философских и теоретических оснований отечественной педагогики, создающие основу изучения духовного, нравственного развития и совершенствования личности учителя;

• культурологический подход (А.И. Арнольдов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, А. П. Валицкая, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, И. А. Колесникова, Н. И. Лифинцева и др.), дающий возможность проводить анализ сферы высшего педагогического образования через призму системообразующих культурологических понятий, к которым относятся культура, культурные образцы, нормы, идеалы и ценности;

• работы по методологии и теории исследования историко-педагогического процесса (М.В. Богуславский, М. Н. Ветчинова,.

A.Н.Джуринский, С. Ф. Егоров, Е. А. Князев, А. К. Колесова, H.A. Константинов, Г. Б. Корнетов, Ф. Ф. Королев, А. И. Пискунов, М. Г. Плохова,.

B.Г. Пряникова, З. И. Равкин, М. Ф. Шабаева и др.);

• работы по теории педагогического образования (С.И. Архангельский, Н. Ю. Борисова, Е. А. Дубицкая, Е. А. Леванова, М. М. Левина, В. И. Максакова, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, И. Г. Шамсутдинова и др.), создающие основу для теоретического осмысления проблемы воспитания студентов педагогического вуза;

• труды по теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н. В. Ипполитова Г. А. Куманев, Е. А. Леванова, В. И. Лутовинов, Д. Ю. Мордвинцев, В. И. Руденко, В-А. Сухомлинский, C.B. Тенитилов, М'.А. Терентий, К. Д. Ушинский и др.), содержащие плодотворные подходы к исследованию содержания исследуемого феномена.

Методы исследования. В' ходе исследования применен комплекс методов, направленных на изучение теории и практики патриотического воспитания учителя в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века: историко-структурный, конструктивно-генетический, биографический, монографический, метод исторических аналогий.

Источниковая база исследования.

1. Официальные нормативно-правовые документы, регламентировавшие деятельность высших педагогических учебных заведений по реализации патриотического воспитания учителя.

2. Концепции воспитательной работы педагогических вузов Российской Федерации, годовые отчеты по воспитательной работе Московского педагогического государственного университета.

3. Философские труды отечественных авторов, посвященные проблемам патриотизма и гражданственности.

4. Педагогические труды отечественных авторов второй половины XIXначала XX века, посвященные вопросам патриотизма и патриотического воспитания учителя.

5. Архивные документы Министерства Просвещения РСФСР Российского Федерального агентства по образованию Российской Федерации (фонд 2306, опись 76).

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось с 2002 по 2010 годы, на базе Московского педагогического государственного университета и осуществлялось в 4 этапа.

На первом этапе (2002;2004 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в философско-педагогической науке, уточнялись основные теоретические понятия исследования: «патриотизм», «патриотическое воспитание учителя», выяснялась их специфика и взаимосвязь.

На втором этапе исследования (2004 — 2007 гг.) определялись основные методологические подходы к исследованию, на основе данных подходов осуществлялся анализ системы патриотического воспитания учителя второй половины XX — начала XXI века.

На третьем этапе исследования (2007 — 2009 гг.) осуществлялся анализ состояния патриотического воспитания учителя в трех исторических периодах: советский, перестройки и современной России. Были проанализированы архивные материалы Министерства образования и науки РФ (фонд 2306, опись 76), опыт работы высших педагогических заведений по организации патриотического воспитания будущего учителя.

На четвертом этапе исследования (2009;2010 гг.) осуществлялось обобщение результатов, завершалось оформление материалов диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна.

1. Сформированы представления, отражающие основные положения теории и практики патриотического воспитания учителя в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века, которые рассмотрены в контексте целей, содержания, организации, форм, методов, средств патриотического воспитания с учетом специфики педагогического образования.

2. Охарактеризован комплекс социокультурных и экономических факторов, воздействующих на динамику развития патриотического воспитания учителя в конце XX — начале XXI века, связанных с общественно-политическими и социальными реформами, проводимыми в России в конце XX — начале XXI века, деструктивными тенденциями в системе педагогического образования, денационализацией системы воспитания.

3. Раскрыты особенности содержания патриотического воспитания будущих учителей на разных этапах исследуемого периода, связанные с преобладающей системой ценностей, принятых в обществе и государстве: отражение идеи патриотизма в Моральном кодексе строителя коммунизма (советский период), концепции гуманистического воспитания (перестроечный период), поиске национальной идеи (современный период).

4. Обобщен практический опыт реализации патриотического воспитания учителя второй половины XX — начала XXI века, представлено содержание форм военно-патриотического воспитания в советский период, музейной педагогики и краеведческой деятельности в период идеологического вакуума, 1.

1″ интеграционных форм и методов патриотического воспитания студентов в условиях поликультурного образования.

5. Показаны особенности осуществления патриотического воспитания учителя в современный период, связанные с уточнением содержания понятия «патриотическое воспитание», включением в содержание педагогического образования дисциплин, содержащих знания по национальной истории, дифференциацией патриотического воспитания учителя и интегративным подходом к его реализации.

6. Введены в научный оборот ранее неопубликованные архивные документы, раскрывающие историко-педагогические закономерности осуществления патриотического воспитания учителя в рассматриваемый период.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации представлены теоретические обобщения и выводы о сущности и основных направлениях реализации патриотического воспитания учителя во второй половине XX — начале XXI века, дан анализ историко-педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого по проблеме патриотического воспитания, что обогащает трактовку отечественного историко-педагогического процесса второй половины XX — начала XXI века, систематизированы и охарактеризованы особенности построения системы патриотического воспитания учителя, обусловленные спецификой исторического периода, раскрыты социокультурные и научно-методические аспекты организации патриотического воспитания учителя во второй половине XX — начала XXI века, способствующие переосмыслению современных педагогических концепций патриотического воспитания будущего учителя.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что теоретический и практический исследовательский материал позволяет оптимизировать процесс патриотического воспитания учителя в педагогических учебных заведениях, расширяет содержание учебных курсов и разделов учебников по истории педагогики, лекционных курсов и спецкурсов по методике воспитательной работы.

Результаты проведенного исследования используются в образовательном процессе высших учебных заведений, а также в учреждениях среднего профессиональног !

I го образования, на курсах повышения квалификации преподавателей для решения, задач модернизации педагогического образования, а также для создания методических рекомендаций, учебных пособий и учебников.

Материалы диссертации нашли отражение в содержании лекционных курсов «История образования и педагогической мысли», а также при разработке и проведении спецкурсов «Патриотическое воспитание молодежи: вчера, сегодня, завтра», «Патриотическое воспитание учителя: проблемы и способы их решения».

Совокупность полученных в исследовании результатов содержит решение важной научной проблемы — анализа, систематизации и обобщения теории и практики патриотического воспитания студентов в педагогическом образовании, что оказывает существенное влияние на профессиональную подготовку будущих учителей по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены опорой на системный характер его теоретико-методологических основаниймногообразием фактического материала исследованияиспользованием системы методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияпреемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе участия в конференциях:

Международных: «Образование, наука и экономика в вузах. Интегра-тивная функция педагогической науки в международном образовательном пространстве» (Братислава, Словакия, 2004) — «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Калининград, Варшава, 2005) — «Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития» (Москва, 2009).

Всероссийских: «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (Москва, 2002) — «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования» (Москва, 2004) — «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях» (Москва, 2006) — «Традиции и новации профессионального образования в высшей школе» (Кострома, 2009).

Региональных: «Воспитание гражданственности и патриотизма в системе краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме» (Рязань, 2004).

Результаты исследования прошли апробацию на заседаниях кафедр педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, педагогики и психологии развития Курского государственного университета.

Результаты, полученные в процессе исследования, нашли отражение в 14 публикациях автора в центральных и региональных научно-теоретических изданиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотическое воспитание учителя — это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности гражданина, обладающего социальной активностью, духовно-нравственными, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, гражданским долгом, толерантным отношением к миру, любовью к своей Родине, направленная на трансляцию воспитанникам системы патриотических ценностей.

2. Основными периодами развития патриотического воспитания учителя в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века являются следующие: идейно-политический (50−80-е годы XX века — советский период), период «идеологического вакуума» (80−90-е годы XX века — период перестройки), период поиска нагщональной идеи (начало XXI века — современный период).

3. Содержание патриотического воспитания будущих учителей на разных этапах исследуемого периода обусловливалось преобладающей системой ценностей, принятых в государстве, и определялось как:

— отражение идеи патриотизма в Моральном кодексе строителя коммунизма и средство нравственного воспитания советских людей, формирования сознательного и активного борца за коммунизм, преданность своему народу, уважение к другим народам, преданность делу коммунизма, ' странам социализма, верности социалистическому строютрудовой энтузиазм, готовность защищать Родину (советский период)', составная часть гуманистического воспитания (проектирование «нового типа личности с общеевропейским самосознанием», толерантное отношение к другим народам, любовь к Малой Родине) (перестроечный период);

— одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активной деятельностной самореализации на благо Отечества (современный период).

4. Факторами, оказавшими влияние на генезис теоретико-методологических основ патриотического воспитания учителя являются, во-первых, общественно-политические и социальные реформы, проводимые в России в конце XX — начале XXI векаво-вторых, деструктивные тенденции в системе педагогического образования, связанные с отсутствием целостности и системности осуществления патриотического воспитания учителяв-третьих, денационализацией системы воспитания (утратой прежней системы ценностей, отрицанием прежних достижений в истории развития России, неверием в её будущее, отрицанием прежней идеологии при отсутствии новой, европоцентризмом, возникновением националистических молодежных группировок).

5. Патриотическое воспитание будущего учителя в исследуемый период осуществлялось в многообразных формах урочной и внеурочной деятельности: военно-патриотическое воспитание (походы по местам боевой славы, поисковые отряды, клубы интернациональных встреч, туристские клубы, экскурсии, тематические вечера, встречи со знаменитыми людьми, посещение музеев Великой Отечественной войны, мемориальных комплексов и др.) — музейная педагогика и краеведческая деятельность в период идеологического вакуумаинтеграционные формы и методы работы патриотического воспитания учителя в условиях поликультурного образования в современный период.

6. Особенностями патриотического воспитания учителя в современный период являются: уточнение содержания понятия «патриотическое воспитание» и черт гражданина — патриота новой страны, включение в содержание образования педагогических вузов дисциплин по социальным наукам, культуре и искусству, содержащим знания по национальной истории и позволяющим формировать гражданскую позицию и патриотические чувства студентовдифференцированный характер патриотического воспитания будущего учителя с учетом региональных и национальных особенностей, профиля вуза и факультетаинтегративный подход в патриотическом воспитании, объединяющий различные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, религиозное, физическоереализация в педагогических вузах поликультурного воспитания, содержащего в себе возможности коррекции межнациональных конфликтов в студенческой среде, развития гражданской позиции, социокультурных ценностей.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по 2 главе.

Вовторой главе диссертационного исследования осуществлен анализ патриотического воспитаниям учителяв трех исторических периодах: «идейно-политическом», «идеологического вакуума», «поиска национальною идеи».

Представлена система патриотического воспитания учителя в советский период:

Субъектом воспитательного процесса выступало государство и органы местного самоуправления в лице Коммунистической партии СССР, поскольку именно идеология Коммунистической партии СССР определяла систему обучения и воспитания, она диктовала какой гражданин нужен социалистической Родине. Частично в качестве субъектов выступают преподаватели и воспитатели, поскольку они являются трансляторами коммунистической идеологии.

Объектами патриотического воспитания являлись средства массовой информации, органы воспитательной работы, учреждения культуры, общественные организации, студенческие коллективы, преподаватели и воспитатели. Данные объекты были подчинены общей стратегии воспитания, описанной в идеологии коммунистической партии.

Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию выступали: идейно-политическое, трудовое и эстетическое (послевоенный период СССР).

Методами организации патриотического воспитания были методы воздействия^ поскольку был единый социальный заказ воспитания, был определен тот тип личности, на формирование которого должна быть нацелена вся система, воспитания.

Формы организации процесса патриотического воспитания всегда носили коллективный и культурно-массовый характер;

Реализация патриотического воспитания происходила на всех уровнях: вуз —факультет —> кафедра —> куратор (преподаватель) —* студенты —> подшефные. На всех уровнях транслировалась единая коммунистическая идеология.

Вся система воспитания была подчинена единой программе, которая нашла свое отражение в своде принципов коммунистической морали или Моральном кодексе строителя коммунизма, который должен был служить средством нравственного воспитания советских людей, формирования сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества. Ведущим принципом Морального кодекса является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине. Большое внимание уделялось процессу подготовки будущих учителей на основе марксистко-ленинской идеологии. Именно педагоги в будущем должны были утверждать идеологию социалистического государства. Огромная роль в патриотическом воспитании учителя отводилась преподавателю общественных наук, он выступал в роли проводника коммунистического мировоззрения, идеологически влиял на студенческие аудитории, выступал пропагандистом и агитатором.

В опыте педагогических вузов советского периода патриотическое и интернациональное воспитание признавалось одним из ведущих направлений в формировании нравственности. Во многих педагогических вузах второй половины XX века осуществлялась широкая программа массовых, групповых и индивидуальных форм патриотического воспитания: создавались штабы походов по местам революционной славы, клубы интернациональных встреч, туристские клубы, школа экскурсовода, школа молодого лектора и др. Патриотическое воспитание занимало видное место в деятельности научного студенческого общества и факультета общественных профессий.

В период перестройки в середине 80-х годов XX века во всех областях общественной жизни начали происходить кардинальные изменения, в том числе и в воспитательной работе педагогических вузов. Система патриотического воспитания, активно работавшая в советский период, перестала существовать. Начался новый этап формирования общества в условиях идеологического вакуума.

В перестроечный период в педагогических вузах ставилась задача активного технологического обеспечения базового педагогического образования, которое предполагало обновление содержания, форм и методов образования, разработку вариативных технологий, создание учебно-методических комплексов. Целью образования на этом этапе являлось формирование потребности в саморазвитии у студентов. Основной целью воспитательной работы в педагогических вузах являлась гуманизация учебно-воспитательного процесса, осуществление исследований по теории, практике и технологии гуманистического воспитания студентов.

Музей и краеведение являлись основными средствами патриотического воспитания, поскольку они выступали связующим звеном между поколениями российского народа, хранителями богатого наследства российского общества. Активно развивалось военно-патриотическое воспитание, поскольку в стране стали возникать различные конфликты на межнациональной основе.

В период перестройки в обществе отсутствовал социальный заказ, педагогическая общественность не знала, какой человек нужен российскому обществу, воспитание осуществлялось на следующих уровнях: вуз —" факультет —> кафедра —> куратор (преподаватель). При этом каждое учебное заведение разрабатывало самостоятельно направления работы по патриотическому воспитанию студентов. В вузах создавались концепции воспитательной работы со студентами, определяющие цель, задачи и принципы построения воспитательного процесса, в том числе и патриотического воспитания.

Анализ состояния патриотического воспитания в новой России в начале XXI века показал, что одной из задач педагогических вузов является определение содержания понятия патриотическое воспитание и черт гражданина — патриота новой страны. Патриотическое воспитание в современной России представляет собой многогранное явление: с одной стороны государством изданы документы, регламентирующие организацию патриотического воспитания в стране, а с другой стороны, вузы могут самостоятельно решать вопросы патриотического воспитания.

На основании анализа концепций воспитательной работы педагогических вузов (Московский педагогический государственный университет, Иркутский государственный педагогический университет,.Волгоградский* государственный педагогический университет, Воронежский государственный-педагогический университет, Курский институт социального образования (филиал) Московскогогосударственного социального университета) выявлены основные цели, задачи и направления воспитательной работы. В качестве основных целей воспитательной деятельности в вузах выступают духовно-нравственное и культурное развитие студентов в духе патриотизма и гражданственности, подготовка профессиональной и культурно-ориентированной личностиформирование у студентов социальных компетентностейосновными задачами воспитательной деятельности в вузах определяются: содействие развитию личности педагогаприобщение к культурным и общечеловеческим ценностямвоспитание духовности и самобытностиразвитие корпоративной культуры.

Ведущими принципами функционирования воспитательной работы в вузах выступают принципы приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей (принцип гуманизма) и культуросообразности.

Таким образом, содержание патриотического воспитания будущих учителей на разных этапах исследуемого периода обусловливалось преобладающей системой ценностей, принятых в государстве.

Факторами, оказавшими влияние на генезис теоретико-методологических основ патриотического воспитания учителя, являются, во-первых, общественно-политические и социальные реформы, проводимые в России в конце XX — начале XXI векаво-вторых, деструктивные тенденции в системе педагогического образования, связанные с отсутствием целостности и системности осуществления патриотического воспитания учителяв-третьих, денационализацией системы воспитания (утратой прежней системы ценностей, отрицанием прежних достижений в истории развития России, неверием в её будущее, отрицанием прежней идеологии при отсутствии новой, европоцентризмом, возникновением националистических молодежных группировок).

Патриотическое воспитание будущего учителя в исследуемый период осуществлялось в многообразных формах урочной и внеурочной деятельности: военно-патриотическое воспитание (походы по местам боевой славы, поисковые отряды, клубы интернациональных встреч, туристские клубы, экскурсии, тематические вечера, встречи со знаменитыми людьми, посещение музеев Великой Отечественной войны, мемориальных комплексов и др.) — музейная педагогика и краеведческая деятельность в период идеологического вакуумаинтеграционные формы и методы работы патриотического воспитания учителя в условиях поликультурного образования в современный период.

Особенностями патриотического воспитания учителя в современный период являются: уточнение содержания понятия «патриотическое воспитание» и черт гражданина — патриота новой страны, включение в содержание образования педагогических вузов дисциплин по социальным наукам, культуре и искусству, содержащим знания по национальной истории и позволяющим формировать гражданскую позицию и патриотические чувства студентовдифференцированный характер патриотического воспитания будущего учителя с учетом региональных и национальных особенностей, профиля вуза и факультетаинтегративный подход в патриотическом воспитании, объединяющий различные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, религиозное, физическоереализация в педагогических вузах поликультурного воспитания, содержащего в себе возможности коррекции межнациональных конфликтов в студенческой среде, развития гражданской позиции, социокультурных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В нашем диссертационном исследовании мы рассмотрели процесс патриотического воспитания учителя в трех исторических периодах: советском (идейно-политическом) — перестройки (период идеологического вакуума) и современной России (период поиска новой национальной идеи).

Содержание патриотического воспитания будущих учителей на разных этапах исследуемого периода обусловливается преобладающей системой ценностей, принятых в государстве.

Ведущие тенденции патриотического воспитания учителя на рубеже XXначала XXI века проявляются в таких показателях, как отсутствие целостности и системности осуществления патриотического воспитания, денационализация системы воспитания, отрицание теории и практики патриотического воспитания в советский период, европоцентризм, ориентация на общечеловеческие ценности.

Осмысление опыта патриотического воспитания учителя в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века показывает, что оно наиболее успешно осуществлялось в тех педагогических учебных заведениях, в которых использовались идеи, формы и методы воспитания, направленные на сохранение преемственности и традиций российской системы педагогического образования, адаптации европейского педагогического опыта к отечественным условиям.

Исследование процесса патриотического воспитания учителя в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века может способствовать определению стратегии развития патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Осмысление, обогащение и обновление содержания патриотического воспитания при сохранении его фундаментальных оснований поможет увидеть новое в традиционном, «хорошо забытом старом», но в контексте новых методологических подходов, что обеспечит преемственность воспитания личности педагога в целом.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

Осуществлен анализ понятийно-категориальной трактовки ведущей дефиниции исследования «патриотическое воспитание учителя», ее структуры и содержательных характеристик.

На, основе изучения* философско-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что патриотизм представляет собой по своей сути одну из ценностей национального государства, его нельзя сравнивать и сопоставлять ни с национализмом и космополитизмом. Патриотизм выступает как осознание каждым гражданином принадлежности к единому социокультурному пространству, как чувство преемственности поколений. Чувство патриотизма — одно из ключевых в формировании человеческой личности — идея духовного единства личности и общества, выступающего в образе Родины (ее исторического прошлого, настоящего и будущего), позволяет консолидировать общество вокруг решения общей проблемы сохранения-и благоустройства России. Патриотизм не может рассматриваться без понятий «Родина» (большая и малая) и Отечество.

Выделены основные компоненты патриотизма:

— Морально — правовой — отношение к признанным идеалам Добра, Справедливости, Долгаотношение к нормам и правилам, регулирующим отношения людей в обществе на основе общественного мнениявера будущему своей Родиныотношение к государственной символикеосознание единства со своим народомответственность за свои поступкиосознание чувства гордости за свое Отечество и так далее.

— Военно — политический — отношение к власти, к той политике, которую исполнительные органы власти пропагандируют, к тем законам, которые они издаютэто отношение к своему гражданскому долгу перед государством и обществом (например, принятие участия в выборах Президента РФ, в Городскую и Государственную Думы, защита Отечества в военное и мирное время). Подгражданским долгом мы понимаем нравственные обязанности человека, которые выполняются, из побуждений совести. Это не только этические, но и законодательные ценности общества, которые отражены в Конституции Российской Федерацииотношение к государственной символикеосознание чувства гордости за достижения Родины в различных областях жизнедеятельности общества м так далее.

— Этнический — отношение-к народным традициямобычаям, нравам, религии, особенностям языка, культурыэто теплое чувство. любви и привязанности к народу и территории своей страныосознание чувства единения со своим народомжелание жить и работать в своей стране на благо Отечества.

— Экологический — бережное и позитивное отношение к окружающей среде родного края, направленная на сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты;

— Духовный — толерантное и нравственное отношение к представителю другой религии, знакомство с мировыми религиозными вероучениями, истории и культуры, формирование толерантного отношения кформирование нравственного отношения к другим людям.

Система патриотического воспитания будущего учителя предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Патриотическое воспитание учителя рассматривается как вид специально организованной деятельности по формированию личности гражданина, обладающего социальной активностью, духовно-нравственными, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, гражданским долгом, толерантным отношением к миру, любовью к своей Родине, и направленной на трансляцию воспитанникам системы патриотических ценностей.

Патриотическое воспитание учителя обогащает педагогический процесс в целом, придает ему социально значимую личностно ориентированную направленность, связанную с выработкой у молодого поколения осознанной гражданской позиции, готовности к дееспособной жизнедеятельности и ответственности за настоящее и будущее своего Отечества.

Охарактеризована система патриотического воспитания учителя, сложившаяся в отечественном высшем педагогическом образовании на рубеже XXXXI веков.1.

Анализ педагогической литературы показал, что патриотическое воспитание выступает составной частью воспитательной работы педагогических вузов, но ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Патриотическое воспитание учителя рассматривается как часть идейно-политического, нравственного воспитания или как самостоятельный вид воспитания. Но выделяя патриотическое воспитание как самостоятельное направление воспитательной деятельности педагогического вуза, необходимо отметить его взаимосвязь с другими видами воспитания (нравственным, трудовым, эстетическим, физическим и др.).

Цели и задачи патриотического воспитания учителя реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, таких так обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиямикоординацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитанияобусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народазависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихсядиалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий.

Патриотическое воспитание представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем. Первую составляет собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, а вторую — подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, которая не только готовит их к эффективной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на их личностное развитие (Н.В. Ипполитова). Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессионально-педагогической-подготовки).

Рассматривая, патриотическое воспитание как составную часть общего воспитательного процесса, представляющего собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и направленного на трансляцию воспитанникам системы патриотических ценностей. Патриотическое воспитание — это система, состоящая из следующих элементов: субъекты воспитательного процессанаправления работы по патриотическому воспитаниюметоды, средства и формы организации патриотического воспитанияуровни реализации патриотического воспитания.

Таким образом, патриотическое воспитание студента педагогического вуза — это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязанных между собой и направленных на решение задачи патриотического воспитания — воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Решение важной задачи — воспитание гражданина — патриота возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на занятиях, в системе дополнительного образования, усиление роли предметов гуманитарного цикла, обновление форм внеучебной и воспитательной работе. Особую эффективность эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространства через выстраивание отношений партнерства учебного заведения со всеми субъектами процесса воспитания.

Для повышения эффективности воспитания патриотизма необходимо реализовывать следующие направления воспитательной деятельности: обновление и обогащение содержания воспитания культурно-историческим, военно-историческим, духовно-нравственным, идеологическим, политико-правовым, психологическим, физическим, военно-техническим и другими компонентами, позволяющими формировать способность к анализу и оценке значимых явлений и процессов, происходящих в обществе и в миреразвивать и активизировать применение различных форм патриотической работы под началом1 общественных объединений, организацийи других воспитательных структур.

В педагогической практике педагогических вузов'-не применены, новые теоретические разработки по патриотическому воспитанию, вузы до сих пор пытаются решить проблему патриотического самостоятельно. Вузам необходимо учитывать в воспитательной работе цели и задачи, прописанные в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», разрабатывать концепции воспитания, учитывая не только требования государства и общества, но и специфику высшего учебного заведения.

В работе выделены основные периоды и направления патриотического воспитания учителя в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX— начала XXI века.

Основными периодами развития патриотического воспитания учителя в системе отечественного высшего педагогического образования второй половины XX — начала XXI века являются следующие: «идейно-политический» (60−80-е годы XX века — советский период), период «патриотического вакуума» (80−90-е годы XX века — период перестройки), период «поиска национальной идеи» (начало XXI века — современный период).

На основе изучения литературы по проблеме исследования и анализа архивных материалов Министерства Просвещения РСФСР Российского Федерального агентства по образованию Российской Федерации (фонд 2306, опись 76) представлена система патриотического воспитания в советский период.

Субъектами воспитательного процесса в указанный период, выступали государство и органы местного самоуправления в лице Коммунистической партии СССР, которые определяли систему патриотического воспитания учителя, характеристики гражданина социалистической Родины. В качестве субъектов также выступали преподаватели вузов, транслирующие коммунистическую идеологию.

Объектами патриотического воспитания учителя являлись, средства массовой информации, органы воспитательной работы вуза, учреждения культуры, общественные организациистуденческие коллективы, преподаватели и воспитатели: Их деятельность была подчинена общей стратегии воспитания, описанной в идеологии коммунистической партии.

В послевоенный советский период была построена и активно реализовывалась система патриотического воспитания учителя, сущность которой заключалась в формировании нового специалиста — активного строителя коммунизма.

Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию учителя выступали: идейно-политическое, трудовое и эстетическое.

Методами организации патриотического воспитания учителя выступали методы воздействия: воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, героев Советского Союза, беседы на нравственные и военно-патриотические темы, общественные поручения, политические информации и др. В данный период существовал единый социальный заказ воспитания, был определен тип личности гражданина социалистической Родины.

Формы организации процесса патриотического воспитания в данный период носили в большинстве своем коллективный и культурно-массовый характер. Реализация патриотического воспитания будущих учителей происходила на всех уровнях: вуз —" факультет —> кафедра —> куратор (преподаватель) —" студенты —> школьники. На всех уровнях транслировалась единая коммунистическая идеология.

Система воспитания советского периода была подчинена единой программе, которая нашла свое отражение в своде принципов коммунистической морали или Моральном кодексе строителя коммунизма. Данный документ служил ориентиром нравственного воспитания советских людей, формирования сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков1 и пережитков старого общества.

Большое внимание уделялось процессу подготовки будущих учителей на основе марксистко-ленинской идеологии. Огромная роль в патриотическом воспитании учителя отводилась общественным наукам, которые выступали в роли проводника коммунистического мировоззрения.

В опыте педагогических вузов советского периода патриотическое и интернациональное воспитание признавалось одним из ведущих направлений в формировании нравственности. Во многих педагогических вузах второй половины XX века осуществлялась широкая программа массовых, групповых и индивидуальных форм патриотического воспитания: создавались поисковые и студенческие отряды, клубы интернациональных встреч, туристские клубы, школы экскурсоводов, молодого лектора, проводились походы по местам боевой славы. Патриотическое воспитание занимало видное место в деятельности научного студенческого общества и факультетов общественных профессий.

Патриотическое воспитание учителя осуществлялось в едином целостном процессе воспитания подрастающего поколения, было тесно связано с педагогической практикой и воспитанием школьников, включало разнообразные механизмы, формы и методы воздействия на личность, формирования ценностно-мотивационной включенности в патриотическую деятельность.

В середине 80-х годов XX века во всех областях общественной жизни России начали происходить кардинальные изменения, в том числе и в воспитательной работе педагогических вузов. Система патриотического воспитания перестала существовать. Начался период «перестройки», процессы которой затронули все сферы жизни общества. Начался новый этап формирования общества в условиях перестройки (идеологического вакуума). В 90-е годы характерным для нашей страны стало явление полного отказа от патриотического воспитания, причинами которого выступали: отрицание прежних достижений в истории развития России, неверие в её будущее. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации всей системы патриотического воспитания.

В перестроечный период в педагогических вузах ставилась задача активного технологического обеспечения базового педагогического образования, которое предполагало обновление содержания, форм и методов образования, разработку вариативных технологий, создание учебно-методических комплексов. Целью образования на этом этапе являлось формирование потребности в саморазвитии у студентов, непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, характеристиками которого выступали высокая гражданская активность и социальная ответственность.

В период «идеологического вакуума» в высшей педагогической школе преобладали следующие тенденции: деполитизация, демократизация, гуманизация, свобода выбора и разработка нового содержания образования на основе государственного образовательного стандарта, вариативных технологий, самостоятельность и творчество, исследовательская направленность педагогической деятельности и др. В условиях «идеологического вакуума» педагогические вузы пытались самостоятельно решить проблему патриотического воспитания студентов, которое осуществлялось преимущественно через краеведческую работу. Музей и краеведение являлись основными средствами патриотического воспитания, поскольку они выступали связующим звеном между поколениями российского народа, хранителями богатого наследства российского общества.

В диссертации выделены основные характеристики периода «идеологического вакуума», связанные с распадом СССР и Коммунистической партии: кризис во всех областях жизни общества и пренебрежение ко всему отечественному, негативное отношение к понятию патриотизм и патриотическое воспитание, отсутствие социального заказа на патриотическое воспитание, узконаправленный характер патриотического воспитания. Каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывало направления работы по патриотическому воспитанию студентов. В вузах создавались концепции воспитательной работы со студентами, определяющие цель, задачи и принципы построения воспитательного процесса, в том числе и патриотического воспитания, основанного на изучении истории родного края.

Факторами, оказавшими влияние на выделение третьего периода развития патриотического воспитания учителя в системе отечественного педагогического образования, явились общественно-политические и социальные реформы, проводимые в России в начале XXI века, активный поиск национальной идеи.

В этот период были разработаны Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» и «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которых отражались основные положения по патриотическому воспитанию молодежи.

В данных документах отмечалось, что патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой взаимную, систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Была определена цель патриотического воспитания, заключающаяся в развитии в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Таким образом, провозглашалась идея воспитания гражданина — патриота новой страны. Это потребовало разведение понятий «патриотизм» и «национализм», осмысление сущности патриотического и национального воспитания, которые стали соотносить как общее и особенное.

В качестве основных целей воспитательной деятельности в вузах выступают духовно-нравственное и культурное развитие студентов в духе патриотизма и гражданственности, подготовка профессиональной и культурно-ориентированной личностиформирование у студентов социальных компе-тентностей.

Анализ концепций воспитательной-работы вузов показал, что приоритетными целями в области воспитания педагогов на современном этапе являются следующие: содействие развитию личности педагога, приобщение1 к культурным и общечеловеческим ценностям, воспитание духовности и самобытности, развитие корпоративной культуры, воспитание гражданина мира.

Ведущими принципами функционирования воспитательной работы выступают принципы приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей (принцип гуманизма) и культуросообразности.

В деятельности анализируемых нами высших учебных заведений в качестве направлений воспитательной работы выделяется гражданское и патриотическое воспитание, которые выступают в качестве общих ориентиров воспитательной деятельности вуза. Особое место в воспитательной работе педагогического вуза отводится органам студенческого самоуправления, которые должны осуществлять процесс социализации, обеспечивать включенность будущих учителей в систему патриотических отношений.

В работе выделены особенности и проблемы патриотического воспитания учителя в отечественном педагогическом образовании на современном этапе.

Содержащиеся к настоящему времени теоретическое и практическое представления о патриотическом воспитании учителя представляют собой синтез различных парадигм и противоречий, имевшихся как в советский, так и в перестроечный период.

На современном этапе развития педагогического образования в развитии проблемы патриотического воспитания преобладают следующие тенденции: ориентация на инновационное решение педагогических задач, сформи-рованность широкого мировоззрения и активной гражданской позицииизменение логики учебно-воспитательного процесса, отказ от жесткой нормативности педагогической деятельностивключение в содержание образования педагогических вузов дисциплин по социальным наукам, содержащих знания по национальной истории, культуре и искусства, позволяющих формировать гражданскую позицию и патриотические чувства и качествасокращение часов на педагогические дисциплины, несущие в себе исторические профессиональные знания, формирующие позитивное отношение к будущей профессии, чувство гордости за свою страну, чувство гражданственности и патриотизма (например, по курсу «История образования и педагогической мысли») — включение в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза дисциплин по культуре и искусству, поскольку именно русская культура несет в себе чувство национальной гордости и является источником чувства единения с другими народамипрофильная направленность патриотического воспитания, в педагогических вузахв ряде вузов введена дифференцированная работа по патриотическому воспитанию с учетом профиля факультета (направление подготовки специалиста) — ведущим подходом в патриотическом воспитании учителя должен стать интегративно-деятельностный подход, объединяющий различные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.- компетентностный подход к образованию, в том числе и к осуществлению патриотического воспитания будущего учителяреализация в вузах поликультурного образования, что позволяет снизить межнациональные конфликты в студенческой среде.

Основной целью вузов на сегодняшнем этапе развития педагогического образования является создание воспитывающей среды, которая объединяет в себе совместную деятельность преподавателей и студентов по становлению профессионала, развитие у студентов различных профессиональных компетентностей, том числе и в гражданско-общественной сфере.

Дальнейшее исследование патриотического воспитания учителя предполагает рассмотрение противоречий и закономерностей развития патриотического воспитания учителя, исследование взаимосвязи отдельных видов воспитания с целью формирования патриотизма у студентов педагогических учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования—М.: Просвещение, 1990: —140 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.- М., 1985.-236 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать М., 1985. — 448 с.
  4. C.B. Влияние учителя на нравственное развитие учащихся в условиях современных образовательных систем // Научные труды Mill У. Серия: психолого-педагогические науки. М., 2002. — С. 124—135.
  5. P.A. Воспитание патриотизма в современных условиях // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999). — М., 2001.-С. 76−78.
  6. И.Г. Экологическое воспитание: от локальной среды к глобализации // Образование и глобализация: Материалы Байкальской международной конференции 8−10 сент. 2004 г. 4.2. Улан-Удэ, 2004. — С. 143−145.
  7. A.A. Воспитывать патриотов: Кн. Для учителя. М., 1989. — 175 с.
  8. Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М., 2000.- 128 с.
  9. Е.И., Тесленко О. В. Проблема менталитета в условиях российского образования // Диалог культур в системе школьного образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Иркутск, 11−13 июня 2001 года. Иркутск, 2001. — С. 48 — 59.
  10. Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя Одесса, 1993. -167 с.
  11. .М. Организация и методы воспитания общественной активности студентов // Педагогика. 1976. — № 7 — С. 95−101.
  12. В.Г. Поли. собр. соч. — М., 1954.
  13. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис.. д-ра пед. наук. — Ставрополь, 1997.-351 с.
  14. Е.П. Самоуправление в вузе как фактор подготовки студентов к деятельности воспитателя // Подготовка учителя' в условиях перестройки.-М., 1989.-Гл. П.-С. 104−119.
  15. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-270 с.
  16. Г. П. Общественно-политическая деятельность студентов как фактор профессионально-педагогической подготовки будущих учителей // Актуальные проблемы подготовки учителя. — Ростов н/Дону, 1991. С. 4652.
  17. Большая Советская энциклопедия / под ред. Б. А. Введенского Т. 32. -М., 1955.-С. 236.
  18. Большая Советская энциклопедия / под ред. Б. А. Введенского Т. 36. — М., 1955. — С. 599.
  19. Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров Т. 19. -М., 1975.-С. 282.
  20. Е.П. Воспитание патриотизма в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999). М., 2001. — С. 79 — 80.
  21. Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков: автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. псих. наук. — М., 2000. — 26 с. t 208
  22. Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт / Сост. Ю. И. Дерюгин. М., 1991. — 211с.
  23. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи / Под ред. Г. В. Средина. М.: Воениздат, 1983. — 224 с.
  24. Г. Н. Этнопедагогика М., 2000. — 176 с.
  25. Г. Н. Цаллагова З.Б. Этническая среда и воспитание детей // Диалог культур в системе школьного образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Иркутск, 11−13 июня 2001 года. — Иркутск, 2001.-С. 3 12.
  26. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность / Е. А. Якуба, B.JI. Арбенина, А. И. Андрющенко и др. — Киев, 1988. — 275 с.
  27. Т.В., Кречетова О. С. Сотрудничество музея и педагогического университета: задачи и перспективы // Краеведение в контексте духовной культуры: Тез. докл. науч. практ. конф., 7 апреля 1998 г. / Под ред. В. А. Фадеева. — Рязань, 1998. — С. 99 — 100.
  28. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. — 2001. № 4. — С. 24 — 30. s 32. Гасанов М. М. Этнокультурный диалог как средство воспитания молодежи // Педагогика. 2009. — № 9. — С. 59−65.
  29. И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей //Aima mater, 1999. № 8. — С. 32−36.
  30. Глобализация и образование. Сб. обзоров / Отв. редактор Зарецкая C.JI. — М., 2001.- 144 с.
  31. Т.И. Уроки истории уроки жизни. — М., 1986. — 128 с.
  32. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М., 1986.-208 с.
  33. П.В. Использование краеведческого материала в преподавании истории педагогики // Краеведение в контексте духовной культуры: Тез. докл. науч. практ. конф, 7 апреля 1998 г. / Под ред. В. А. Фадеева. — Рязань, 1998.-С. 7−9.
  34. Государственная, программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы. М., 2000. — 53 с.
  35. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2006 2010 годы». — М., 2005. — 85 с.
  36. Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Рязань, 2000. — 204 с.
  37. В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. 1991. — № 7. — С. 3 — 14.
  38. В. Толковый словарь русского языка. М., 1989. — С. 98.
  39. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы нравственной культуры народов России» // Педагогика. — 2009. № 9. — С. 14−23.
  40. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. М., 1999 г. — 200 с.
  41. Н., Пилипенко В. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепция. Документы. М., — 2005. — 112 с.
  42. . В. Прощание с мифами // Наш современник. 1994. — № 9. — С. 135−150.
  43. Г. В. Гуманистические основы подготовки учителей к патриотическому воспитанию молодежи. — Тольятти, 2003. — 177 с.
  44. Г. В.- Патриотизм и его развитие. Тольятти, 2003. — 160 с.
  45. Г. В. Патриотическое воспитание молодежи. — Тольятти, 2003. -201 с.
  46. И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990. 144 с.
  47. .М., Середа В. А. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во внеучебной деятельности Екатеринбург, 2007. — 179 с.
  48. И.А. О воспитании национальной элиты. М., 2001. — 512 с.
  49. Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Гуманитарные науки Югории: сборник научных трудов. Вып.7. Ханты-Мансийск, 2009. -С. 127−136.
  50. Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск, 1997. — 216 с.
  51. Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учебное пособие по спец. Курсу для студентов пед. ин-тов Шадринск, 1999. — 84 с.
  52. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. — М.-Белгород, 1993.-219 с.
  53. ИсмаиловШ.И. Воспитание учащейся молодежи в духе патриотизма и дружбы народов // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999): -М, 2001. С. 27 — 31.
  54. Каптерев П: Ф. О религиозном воспитании // Воспитание и обучение — 1908.-№ 4.-С. 105−133.
  55. П.Ф. Новая школа в новой России. Пед. сборник — 1917. № 10−11.-С. 310−338.
  56. П.Ф. О свойствах учителя?// Избранные пед. сочинения-/ Иод. ред. А. М- Арсеньева. М., 1982. — G. 595 — 630-
  57. С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин): автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 2005 — 25 с.
  58. Я.А. Избранные пед. сочинения: В 2-х т. Т.1. — М., 1992. — 656 с.
  59. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. — СПб., 1999.-64 с.
  60. Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/Lhtml
  61. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.-М., 2003.-23 с.
  62. Котенко J1.B. Государственная символика как фактор патриотического воспитания // Воспитание патриотизма, дружбы, народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1617 ноября 1999).-М., 2001.-С.146- 147.
  63. JI.JI. Патриотическое воспитание учащихся при обучении физики // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999). -М., 2001. С. 148 — 149.
  64. Краеведение духовно-нравственном развитии личности: Тезисы докладов Российской научно-методической конференции, 25 марта 1999 г. Рязань, 1999.-180 с.
  65. Краеведение как средство взаимодействия вуза и социокультурными учреждениями: Тезисы докладов научно-методической конференции, 11 марта 2003 г. Рязань, 2003. — 108 с.
  66. Н.К. Надо учиться работать головой и руками (Письмо пионерам)-Пед. соч-М., 1955.-С. 625−628.
  67. Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. М., 1987.-256 с.
  68. Л.В. Истоки гражданственности. М., 1983. — 160 с.
  69. Г. А. Патриотизм народов России: История и современность // Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития. Сборник материалов научно-практической конференции, Москва, 26 27 октября 2004 г. — М., 2004. — С. 6−15.
  70. Ш. М. Деятельность комсомольской организации по общественно-политическому воспитанию студентов // Педагогика. 1976. — № 7-С. 102−108.
  71. Е.А. Военно-патриотическое воспитание школьников в процессе деятельности пионерской организации им. В. И. Ленина: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.•. :•¦. ¦. 213 /- - '¦. ¦. ¦ 'v :
  72. В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: автореф. дис.. докт. пед. наук-—Самара, 2009- — 45 с.
  73. Ленин В. И- Полн. собр. сочин. Т. 37.-М., 1981 — 491 с:
  74. Лесгафт П.Ф.' Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. труды. / Под ред. Ивановой М. П. М., 1998. — 410 с.
  75. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение — Mi, 1991. 174 с.
  76. Лесгафт П. Ф: Избранные пед. сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М., 1988.-400 с.
  77. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999. — 523 с.
  78. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.- 176 с.
  79. В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: Материалы межрегион, науч. — практ. конф- г. Волгоград, 19−20 нояб. 1998 г. — Волгоград, 1999.-С. 17−22.
  80. В.И., Мещеряков С. И. Проблема воспитания патриотизма. // Педагогика. 2008. — № 7. — С. 50.
  81. A.C. Воспитание гражданина. М., 1988. — 301 с.
  82. A.C. О воспитании. М., 1990. — 414 с.
  83. А.Н. Мониторинг в образовании. М., 1998. — 344 с.
  84. A.B. Категория деятельности человека // Философские науки. -1978. -№ 8. -С. 71 -79.
  85. Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990 2000 годы): автореф. дис.. канд. историч. наук. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.
  86. Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей: автореф. дис.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  87. В. И. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева. — М., Воронеж, 1995. — 356 с.
  88. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально — психологических и правовых основах военной службы / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко М., 1999. -332 с.
  89. Наша новая школа как сфера научного исследования // Соискатель педагог. 2010. -№ 1.-С. 3−13
  90. Новый Энциклопедический словарь, — М., 2000. С. 888.
  91. О.Д. Патриотическое воспитание в свете задач гуманизации образования // Философия образования XXI века. — 2002. № 3. — С. 175 -181.
  92. И.Г. Будь гражданин!— М., 1989. — 96 с.
  93. Основы, педагогики и психологии высшей школы Л Под об. ред. А. В: Петровского. М., 1986. — 305 с.
  94. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Официальный сайт Московского Патриархата. Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141 422.html
  95. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, или будущее России: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, г. Волгоград, 19−20 ноября 1998. Волгоград, 1999. — 300 с.
  96. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К Бабанского. М., 1988. — 479 с.
  97. Т.К. Современные тенденции в образовании и задачи патриотического воспитания / Сайт Общественного движения «За нравственность в образовании». Электронный ресурс. URL: http://www.nravstvennost.info/library/newsdetail.php?ID=2291
  98. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Электронный ресурс. URL: http://base.garant.ni/l 82 358/
  99. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М., 2003. — 151 с.
  100. P.C. Чувство Родины. М., 1987. — 96 с.
  101. Проблемы педагогического образования. М., — 1994. — 92 с.
  102. Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М., 1965.122. Программа КПСС. М., 1973.
  103. Программа развития- воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы / Сайт Министерства образования Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. Электронный ресурс. URL: http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d02/l 93 .html
  104. B.B. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. -1999.- 12 декабря.
  105. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. — М.- Л., 1938. — С. 215−223.
  106. В.М. Введение в культурологию. М. — 1994. — 104 с.
  107. С.С. Проблема предмета методологии науки // Проблемы методологии науки. — Новосибирск, 1985. — 269 с.
  108. Российская газета. 1996. — 27 февраля.
  109. Россия в начале XXI века: человек, культура, экономика. / Под об.ред. академика РАМН В. П. Казначеева. Новосибирск, 2003. — 214 с.
  110. В.И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2005. — 27 с.
  111. В.Н. Деятельность как философская категория / // Философские науки. 1978. — № 2. — С. 47 — 55.
  112. М.В. Формирование национального самосознания и патриотизма // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999). -М., 2001.-С. 114−115.
  113. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире / Под ред. P.M. Роговой-М., 2001.- 160 с.
  114. В.А. Педагогическое образование. Вызовы XXI века. Доклад на Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», Москва, 16−17 сентября 2010 г. — Ярославль, 2010.-48 с.
  115. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990 — № 9.- С. 3 9.
  116. . М., 2000. — 488 с.
  117. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона М., 1981. — С.243.
  118. Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Матер. Межвузов. Науч. практ. конф. 5 февр. 2002 г. — СПб., 2002. — 340 с.
  119. Ю.П. О системном понимании воспитания // Советская педагогика. 1989. — № 7.- С. 52 — 59 .
  120. B.C. Тайна прогресса // Сочинения в 2 томах. Т. 2. М., 1988.-С. 556−557.
  121. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» // Родина моя.- 2006. № 4. — С. 15−33.
  122. Н. Мультипликационный подход и эффективность. / Н. Степанов-М., 1976.-251 с.
  123. Стратегия модернизации содержания общего образования / Сайт Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию. Электронный ресурс. URL: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/
  124. Сулейманова 3.3. Патриотическое воспитание молодежи // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999). — М., 2001. -С. 66−69.
  125. В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М., 1959. — 148 с.
  126. В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990.-256 с.
  127. В.А. Рождение гражданина. — М., 1979. 335 с.
  128. В.А. Родина в сердце М., 1978. — 176 с.
  129. Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом М., 2005. — 154 с.
  130. М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев, 1978. с. 180−182.
  131. Теория и практика коммунистического воспитания. Учеб. пособие. Ч. 1.-М., 1981.- 149 с.
  132. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3 / Система Консультант Плюс. Электронный ресурс. -URL: http://www.consultant.ru/popular/military/
  133. К.Д. Об организации русской школы / Изб. пед. соч. В 2-х т. -Т. 2.-М., 1954. -758 с.
  134. К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. со-чин. в 6 т. Т. 1 / Сост. Егоров С. Ф. М., 1988. — С. 194 — 256.
  135. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Пед. сочин. в 6 т. Т. 2- М.: Педагогика, 1988. — С. 27 — 57.
  136. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Учительская газета. — 1992. 7 июля. — С. 19.
  137. Ученые записки Ленинградского университета. Л. 1959. — № 265.
  138. Федеральная программа развития образования / Сайт Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию. Электронный ресурс. URL: http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/fpro/develedu/644/
  139. Федеральный закон: Выпуск 15 (90). «Об образовании». — 2003.
  140. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Электронный ресурс. URL: http://base.garant.ru/1 518 352/
  141. Г. Н. Воспитание как социально педагогический феномен. Стратегия развития. — М., 2000. — 160 с.
  142. Философский словарь Владимира Соловьева. — Ростов на — Дону, 2000. — С. 348.
  143. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова — М., 1991. С. 398.
  144. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, Г. В. Панов. -М., 1983. С. 365.
  145. Ю. Демократия. Разум. Нравственность.— М., 1992.— 176 с.
  146. Чиж А. Н. Студенческие строительные отряды школа формирования общественной активности // Педагогика. — 1977. — № 2. — С. 33−38.
  147. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика. — 1982. № 8. — С. 74 — 82.
  148. XIX Всесоюзная Конференция Коммунистической Партии Советского Союза (28 июня 1 июля 1988 года). Стенографический отчет. В двух томах. -М., 1988.178. 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общей ред. М. Ферро, И.Ю. Афанасьева-М., 1989. 560 с.
Заполнить форму текущей работой