Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных компетенций в области стандартизации и метрологического обеспечения производства будущего инженера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показывает, что в результате освоения основной образовательной программы выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. В составе профессиональных компетенций одно из ведущих мест занимают профессиональные компетенции в области стандартизации и метрологического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
    • 1. 1. Содержание понятия «нормативно-метрологическая компетенция»
    • 1. 2. Структура и содержание нормативно-метрологической компетенции
    • 1. 3. Показатели, уровни и критерии оценки уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции будущего инженера
    • 1. 4. Описание методической системы формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМАТИВНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
    • 2. 1. Описание методического сопровождения формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера
    • 2. 2. Содержание опытно-поисковой работы по формированию нормативно-метрологической компетенции будущего инженера
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы по оценке результативности методической системы формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональных компетенций в области стандартизации и метрологического обеспечения производства будущего инженера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложнейшие проблемы модернизации национальной экономики и создания условий для продвижения отечественной продукции не только на внутренний, но и внешний рынок настоятельно требуют повышения качества продукции промышленного производства. В связи с этим основными инструментами достижения высокого качества выступают стандартизация и метрологическое обеспечение производства. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, основывается на достижениях науки, техники и практическом производственном опыте, определяет экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Инновационное развитие современного производства невозможно без достоверных данных о характеристиках изделий, а получение таких характеристик, в свою очередь, не может быть достигнуто без обеспечения единства и требуемой точности измерений. Метрологическая деятельность неразрывно связана с деятельностью в области стандартизации в силу того, что любой процесс постановки продукции на производство, в том числе и процесс измерений, выполняется в соответствии с требованиями и правилами, регламентируемыми нормативными документами.

Мероприятия Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007;2011 годы, подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 201 1−2016 годы предусматривают создание инновационных общемашиностроительных технологий, ожидаемыми результатами которых являются реконструкция и техническое перевооружение предприятий, разработка комплекса мероприятий по внедрению документов новых стандартов, порядка и механизмов включения нормативной базы в практическую деятельность, производство конкурентоспособного измерительного и диагностического оборудования.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показывает, что в результате освоения основной образовательной программы выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. В составе профессиональных компетенций одно из ведущих мест занимают профессиональные компетенции в области стандартизации и метрологического обеспечения производства, которые представляют собой следующие способности: разрабатывать проектную и рабочую техническую документациюразрабатывать документацию, регламентирующую качество выпускаемой продукциивыполнять работы по стандартизацииучаствовать в мероприятиях по контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документамосуществлять метрологическую поверку средств измерения основных показателей качества выпускаемой продукциивыбирать методы и средства измерения эксплуатационных характеристик изделий.

Учитывая важность перечисленных профессиональных компетенций в обеспечении качества промышленной продукции, целесообразно их объединить и условно назвать нормативно-метрологической компетенцией (НМК). Выделение в профессиональной подготовке студентов данной интегративной компетенции позволит качественно исследовать ее роль в инженерной деятельности по стандартизации, нормированию точности и метрологическому обеспечению производства, охарактеризовать ее структуру, содержание, функции и специфику, а также разработать педагогические меры повышения уровня ее сформирован-ности у будущих инженеров, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

В научных исследованиях проблемы инженерного образования всесторонне рассмотрены в работах JI.K. Бобиковой, В. Н. Бобрикова, В. М. Жураковского, В. М. Приходько, Ю. Г. Татура. Различным аспектам сущности, структуры и формирования компетенции и компетентности уделяется внимание в работах В. И. Байденко, И. Д. Белоновской, В. А. Болотова, Э. Ф. Зеера, В. В. Кузнецова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова. Содержательная основа формирования знаний и умений в области стандартизации, метрологии, взаимозаменяемости, нормирования точности представлена в учебниках и учебных пособиях A.B. Архипова, В. В. Колтунова, И. А. Кузнецова, Б. И. Лактионова, М. В. Латышева, H.H. Маркова, В. А. Нефедова, А. Д. Никифорова, Я.М. Радке-вича, А. Г. Сергеева, А. Г. Схиртладзе. Отмечая важность данных исследований, следует констатировать, что они не предлагают теоретического обоснования формирования нормативно-метрологической компетенции будущих инженеров. Полагаем, что теоретическое осмысление содержания, функций и уровней сформированности нормативно-метрологической компетенции, теоретическое обоснование методической системы ее формирования, адекватной современным тенденциям развития техники и технологии, определяют актуальность работы на научно-теоретическом уровне.

Определение содержания компонентов методической системы формирования НМК будущих инженеров, обучающихся по ГОС ВПО направления подготовки дипломированного специалиста и ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра-инженера, позволит обучать студентов решению учебно-профессиональных задач в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса, развивать необходимые личностные качества, мотивировать к самостоятельности и ответственности, что обеспечивает актуальность исследования на научно-методическом уровне.

Проведение исследования потребовало определения основного понятия.

Нормативно-метрологическая компетенция — совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих способность будущего инженера к продуктивному выполнению обобщенных профессиональных действий в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса.

Проблема настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями:

— между возросшими потребностями потенциальных работодателей в инженерах, способных оптимально устанавливать нормы, требования к геометрическим параметрам и эксплуатационным характеристикам продукции, обеспечивать процесс измерений и контроля показателей качества выпускаемой промышленной продукции, и сложившейся системой профессиональной подготовки будущих инженеров, не обеспечивающей необходимый для производства уровень сформированности нормативно-метрологической компетенции у выпускников вузов;

— между квалификационными требованиями в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса, предъявляемыми к будущему инженеру, и отсутствием в педагогической науке исследований по определению сущности нормативно-метрологической компетенции, ее структуры, содержания, критериев и уровней сформированности, а также выбору научных подходов для конструирования эффективных методических систем ее формирования;

— между потребностью практического решения проблемы формирования нормативно-метрологической компетенции будущих инженеров и отсутствием научно обоснованной методической системы ее формирования.

На основе анализа актуальности, выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом повысить уровень сформированности нормативно-метрологической компетенции будущего инженера?

Актуальность проблемы, поиск путей решения указанных противоречий определили тему диссертационного исследования: «Формирование профессиональных компетенций в области стандартизации и метрологического обеспечения производства будущего инженера».

В диссертационном исследовании введено ограничение: процесс формирования нормативно-метрологической компетенции будущих инженеров рассмотрен на примере ее формирования у студентов направления подготовки дипломированного специалиста 657 800 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, специальности 151 001 Технология машиностроения.

Цель исследования — выявить структуру и содержание профессиональной нормативно-метрологической компетенции будущего инженера, создать и апробировать методическую систему ее формирования в ходе опытно-поисковой работы.

Объект исследования — профессиональные компетенции студентов вуза.

Предмет исследования — формирование профессиональной нормативно-метрологической компетенции будущих инженеров.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения:

1. В составе профессиональных компетенций будущего инженера необходимо выделение самостоятельной нормативно-метрологической компетенции, выполняющей регламентирующую и контролирующую функции в обеспечении качества промышленной продукции.

2. Анализ требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений позволит определить содержание мотиваци-онно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного компонентов НМК будущего инженера, выявить уровни и определить критерии оценки уровней сформированности данной компетенции.

3. Реализация методической системы формирования НМК обеспечит непрерывный образовательный процесс формирования НМК при освоении студентами различных дисциплин учебного плана, а не только при изучении общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», как это принято в традиционном обучении.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Раскрыть понятие, структуру и содержание нормативно-метрологической компетенции.

3. Выявить и обосновать показатели, уровни, критерии оценки уровней сформированности нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

4. Теоретически обосновать, раскрыть структуру и описать содержание методической системы формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность сконструированной методической системы формирования НМК.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

— теории деятельностного подхода в обучении (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

— системный подход в педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Бес-палько, Н. В. Кузьмина, Э. Г. Юдин и др.);

— основные положения компетентностного подхода как принципа современного профессионального образования (A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.);

— концептуальные идеи профессиональной педагогики (С.Я. Ба-тышев, A.C. Белкин, П. Ф. Кубрушко, A.M. Новиков, Г. М. Роман-цев, Е. В. Ткаченко, Н. Е. Эрганова и др.);

— исследования в области профессиональной компетенции и компетентности (В.И. Байденко, И. Д. Белоновская, Э. Ф. Зеер,.

Jl.В. Львов, H.H. Тулькибаева, Ю. Г. Татур, Г. П. Щедровицкий и др-);

— практические аспекты профессиональной подготовки студентов (С.И. Архангельский, Б. Н. Гузанов, В. И. Загвязинский, В. И. Земцова, П. И. Пидкасистый, В. А. Федоров и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Федеральные законы «Об образовании" — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании" — «О техническом регулировании" — «Об обеспечении единства измерений" — Федеральная целевая программа развития образования на 201 1−2015 годыГОС ВПО направления подготовки дипломированного специалиста 657 800 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производствФГОС ВПО по направлению подготовки 151 900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ законодательных документов, нормативной, философской, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по проблеме исследованияанализ учебных плановдиагностический инструментарий (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование) — моделированиестатистическая обработка результатов опытно-поисковой работы.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на механико-технологическом факультете Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, в филиале ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Орске, а также на базе ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ».

Этапы исследования. Педагогическое исследование проводилось в четыре этапа с 2001 по 2011 г.

Первый этап — теоретико-поисковый (2001 — 2003). На данном этапе изучались документы, философская, психолого-педагогическая, методическая литература, диссертационные исследованиявыяснялась степень изученности проблемыформулировались понятийный аппарат, рабочая гипотеза и задачи исследования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и специальной литературы, нормативных документов и государственных образовательных стандартов, материалов диссертационных исследований и учебных плановнаблюдениеанкетированиеинтервьюирование.

Второй этап — констатирующий (2003 — 2006). На этом этапе определялись структура и содержание нормативно-метрологической компетенции будущего инженераосуществлялись обоснование и конструирование методической системы формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженераанализировались результаты субъективной и объективной оценки уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции студентов. Использовались следующие методы исследования: анализ, моделирование, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Третий этап — формирующий (2006 — 2010). На этом этапе апробировалась методическая система формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженерапроводился формирующий цикл опытно-поисковой работыоценивалась результативность методической системы. Использовались следующие методы исследования: анализ, наблюдение, тестирование, интервьюирование, статистическая обработка полученных результатов.

Четвертый этап — итоговый (2010 — 2011). На данном этапе проводился сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы, оформлялся текст диссертационного исследования, уточнялись выводы. Использовались следующие методы: обобщение, систематизация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена и описана профессиональная нормативно-метрологическая компетенция будущего инженера, которая является приоритетной в плане осуществления его профессиональной деятельности в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса.

2. Осуществлено структурирование нормативно-метрологической компетенции будущего инженера, включающей мотива-ционно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный компонентывыявлены показатели, уровни и критерии оценки уровней сформированности данной компетенции.

3. Теоретически обоснована и разработана методическая система формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера, включающая целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный компоненты и призванная обеспечить переход студентов на качественно более высокий уровень сформированности данной компетенции.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Определено содержание понятия нормативно-метрологической компетенции.

2. Выявлены критериально-уровневые характеристики сформированное&tradeкомпонентов нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

3. Предложены классификация и типология учебно-профессиональных задач по формированию нормативно-метрологической компетенции студентовразработан комплекс задач, условия которых адекватны содержанию различных дисциплин учебного плана.

4. Разработаны алгоритмы действий преподавателя и студента при решении учебно-профессиональных задач и выполнении лабораторного практикума.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. На основе проведенных исследований апробирована и внедрена в образовательный процесс государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования методическая система формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

2. Разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования нормативно-метрологической компетенции, включающее:

— комплекс, который представляет собой три блока учебно-профессиональных задач по основным направлениям стандартизации, нормирования точности и метрологии, который реализуется при изучении ряда дисциплин учебного плана (русский язык и культура речи, математика, физика, инженерная графика, метрология, стандартизация и сертификация, нормирование точности, основы технологии машиностроения, резание материалов);

— комплект индивидуальных заданий производственного содержания, предназначенный для организации производственной практики студентов специальности 151 001 Технология машиностроения;

— учебные карты, обеспечивающие проведение лабораторного практикума по нормированию и контролю параметров геометрической точности, предназначенные для студентов специальностей 151 001 Технология машиностроения;

— компьютерная программа «Расчет и выбор посадок гладких элементов деталей и средств их контроля» по дисциплине «Метрология, стандартизации и сертификация», зарегистрированную в институтском фонде алгоритмов и программ (ИФАП) Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ;

— положения о корпоративных мероприятиях, проводимых вузом совместно с региональными промышленными предприятиями, реализуемыми на базе ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ».

3. Разработано и опубликовано учебное пособие «Метрология, стандартизация и сертификация», получившее гриф учебно-методического объединения вузов по образованию в области автоматизированного машиностроения и являющееся лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 г.

4. Создан диагностический инструментарий для объективной и субъективной оценки уровней сформированности нормативно-метрологической компетенции будущих инженеров и разработан ряд методических указаний для студентов очной и заочной форм обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость целенаправленного и непрерывного формирования профессиональной нормативно-метрологической компетенции будущего инженера обусловлена возросшими потребностями инновационной экономики России в производстве качественной промышленной продукции.

2. Профессиональная нормативно-метрологическая компетенция будущего инженера выполняет регламентирующую функцию, позволяющую посредством разрабатываемой технической документации закреплять соответствие промышленной продукции нормам, правилам, принципам, положениям и требованиям действующих стандартов и других нормативных документов, а также контролирующую функцию, позволяющую осуществлять процесс измерения показателей качества продукции с заданной точностью.

3. Результативность формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера обеспечивает методическая система, сконструированная на основе системного, компетентностного и функционально-деятельностного подходов, и состоящая из целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного, результативного компонентов. Она включает:

— комплекс учебно-профессиональных задач и методику организации их решения на практических занятиях, что обеспечивает активную учебно-профессиональную деятельность студентов по приобретению компонентов нормативно-метрологической компетенции;

— учебные карты лабораторного практикума, моделирующие реальную профессиональную деятельность инженера, связанную с метрологическим обеспечением, и методику организации учебно-профессиональной деятельности студентов по выполнению практикума;

— компьютерную программу по расчету и выбору рекомендуемых и предпочтительных посадок и методические рекомендации по ее применению, которые обеспечивают формирование составляющих мотивационно-ценностного компонента нормативно-метрологической компетенции;

— положение о корпоративных мероприятиях и рекомендации по реализации функций управления взаимодействием вуза с региональными промышленными предприятиями, позволяющие обеспечить запросы работодателей к качеству подготовки выпускников по вопросам стандартизации и метрологического обеспечения производства.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором соответствующих методологических и теоретических положенийиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследованияпроверкой теоретических выводов на практикестатистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы, подтверждающих правомерность сделанных выводоввнедрением основных положений исследования в ряде вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы были изложены в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, межрегиональных и внутривузовских научно-практических и научно-методических конференциях (Москва, 2009; Пенза, 2004, 2005, 2010; Оренбург, 2002; Орск: 2001;2010). Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях автора. Всего по теме диссертации опубликовано 20 работ, включая три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Методическая система формирования НМК будущего инженера успешно прошла апробацию в учебном процессе механико-технологического факультета Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Орске, в процессе сотрудничества с ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ».

Личный вклад автора состоит в теоретическом обосновании и разработке методической системы, реализация которой обеспечивает результативное формирование мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов нормативно-метрологической компетенции будущего инженерав разработке и внедрении в учебный процесс вуза методического сопровождения формирования нормативно-метрологической компетенции.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрируют 14 таблиц и 15 рисунков.

Результаты исследования профессионально важных личностных качеств студентов представлены на рис. 13. Из полученных результатов можно сделать заключение о том, что к началу опытно-поисковой работы личностные характеристики студентов экспериментальной и контрольной групп существенно не отличались.

К концу опытно-поисковой работы различие между ними стало более заметным. Оперативная память у студентов контрольной группы улучшилась на 6%, а у студентов экспериментальной группы на 24%.

Внимательность студентов экспериментальной группы увеличилась вдвое, а у студентов контрольной группы лишь на 15%. Уровень технического мышления в экспериментальной группе на 23% больше, чем в контрольной группе, несмотря на то, что на начальном этапе эта разница составляла 1% в пользу контрольной группы. Целеустремленность в экспериментальной группе увеличилась на 22%, а в контрольной группе только на 10%.

При изучении направленности студентов на вид инженерной деятельности применялась балльная оценка. По количеству баллов, отображенных на рис. 14 по ординате, была выполнена оценка направленности на конкретный вид деятельности. В настоящем исследовании нами было доказано, что нормативно-метрологическая компетенция чрезвычайно важна для выполнения всех видов профессиональной деятельности инженера и повышает общий уровень его профессиональной компетентности. Результаты исследования направленности на вид инженерной деятельности показывают большую положительную динамику всех видов инженерной деятельности у студентов эксперименн-и научно-исследовательская деятельность п-к проектно-конструкторская деятельность э эксплуатационная деятельность о организаторская деятельность.

Данные результаты подтверждают необходимость формирования нормативно-метрологической компетенции для повышения эффективности будущей профессиональной деятельности инженера.

Результаты распределения студентов по уровням сформиро-ванности нормативно-метрологической компетенции представлены в табл. 14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы обучения будущего инженера нормированию точности, выполнению работ по стандартизации и метрологическому обеспечению производственного процесса обусловлено повышением современных квалификационных требований к уровню профессиональной подготовки инженерных кадров. Для будущего специалиста значима нормативно-метрологическая компетенция. В связи с этим возникает необходимость придать формированию нормативно-метрологической компетенции будущего инженера структурированный организованный характер.

В процессе проведенного исследования уточнялось содержание понятия «нормативно-метрологическая компетенция», которая представляет совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих способность будущего инженера к продуктивному выполнению обобщенных профессиональных действий в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса.

Диссертантом определено содержание каждого компонента, выделены три уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции будущего инженера (высокий, средний, низкий) и определены критерии и показатели для каждого уровня.

В работе обоснована и сконструирована методическая система формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера. Она состоит из следующих структурных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный, результативный. В основе построения данной системы лежат системный, компетентностный, функционально-деятельностный подходы и следующие принципы: принцип нормативно-метрологической направленности содержания условий учебно-профессиональных задач, принцип дифференцирован-ности формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

Автором предложено и апробировано методическое сопровождение формирования нормативно-метрологической компетенции будущего инженера.

Проведенное исследование позволило сформулировать его основные выводы:

1. Исследованы профессиональные компетенции в области стандартизации и метрологического обеспечения производства будущего инженера в соответствии с ФГОС ВПО, что позволило ввести в теорию и методику профессионального образования новую интегративную профессиональную компетенцию, которая получила название «нормативно-метрологическая компетенция». Она представляет собой совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих способность будущего инженера к продуктивному выполнению обобщенных профессиональных действий в области стандартизации и метрологического обеспечения производственного процесса.

2. Установлено, что нормативно-метрологическая компетенция имеет сложную содержательную структуру, включающую мо-тивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный компоненты и многоуровневость проявления.

3. Разработанные в исследовании совокупность показателей, уровней и критериев их оценки, а также диагностические материалы позволяют производить оценку динамики изменения у студентов уровней сформированности нормативнометрологической компетенции, прогнозировать и корректировать процесс ее формирования.

4. Успешность процесса формирования нормативно-метрологической компетенции студентов повышается при внедрении в образовательный процесс методической системы, сконструированной на основе системного, компетентностного и функ-ционально-деятельностного подходов, которая представлена следующими структурными компонентами: целевым, содержательным, процессуальным, контрольно-оценочным, результативным.

5. Зафиксированная в исследовании положительная динамика уровня сформированности нормативно-метрологической компетенции будущего инженера свидетельствует о результативности предложенных автором теоретических разработок и практики реализации в учебном процессе вуза методической системы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Проведенное исследование не претендует на решение всего комплекса проблем, связанных с формированием нормативно-метрологической компетенции будущего инженера. Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы требует поиска новых условий, форм, средств и методов формирования этой компетенции на основе реализации междисциплинарных связей общепрофессиональных и специальных дисциплин и инновационных информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. , Г. С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности Текст. / Г. С. Альтшуллер, И. Л. Верткий. Минск: Беларусь, 1994. — 480 с.
  3. , Б.Г. О проблеме современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  4. , Б.Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т.2.- 288 с.
  5. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  6. , Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 364 с.
  7. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974, — 380 с.
  8. , Ю.К. Педагогика Текст. / Ю. К. Бабанский. -М., 1988. 479 с.
  9. , Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения Текст. / Н. Г. Багдасарьян. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 247 с.
  10. , Е.Д. Развитие научно-методической деятельности учителя инновационной школы: дисс. на соиск. степени канд. пед. наук Текст. / Е. Д. Базай. Оренбург, 2004. — 206 с.
  11. П.Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие Текст. / В. И. Байденко. -М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -72 с.
  12. , Л.А., Гребенкина, Л.К.Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие Текст. / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  13. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  14. , М.П. Методические основы развивающего обучения Текст. / М. П. Барболин. М.: Высшая школа, 1991. -232 с.
  15. , С.Я. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих Текст. / С. Я. Батышев, А. Г. Соколов, А. П. Рабицкий. М.: АПО, 1991. — 208 с.
  16. , В.А. Философия образования личности: дея-тельностный аспект. Монография Текст. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  17. , В.И. Педагогические условия профессионального воспитания учащихся в ПТУ : автореф. дис.. канд.пед.наук Текст. / В. И. Белов. Санкт-Петербург, 1994. — 116 с.
  18. , Е.П. Педагогика профессионального образования (учебное пособие) Текст. / Е. П. Белозерцев.- М.: Academia, 2008. 368 с.
  19. , Ю. Активные методы обучения / Ю. Бе-локопытов, Г. Панасенко Текст. // Высшее образование в России.-2004.-№ 4. С.167−169.
  20. , И.Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования: монография Текст. / И. Д. Белоновская. М.: ЗАО «Дом педагогики», 2005. — 241 с.
  21. , М.Н. Интеграция общего и профессионального образования Текст. / М. Н. Берулава // Томск: Изд-во ТТУ, 1998. 222 с.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  23. , Л.К. Формирование профессионально значимых качеств личности инженера у студентов технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / JI.K. Бобикова. Ела-буга, 2001. — 18 с.
  24. , В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис.. д-ра пед. Наук Текст. / В. Н. Бобриков. Кемерово, 2003. — 45 с.
  25. , Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры Текст. / Н. Д. Бобырев, В. П. Мерлинкин. Казань, 1989. -130 с.
  26. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  27. , А.А. Психология о личности Текст. / А.А. Бо-далев. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
  28. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А О) — Пер. с англ. Текст. / Ребер Артур. — ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2001. — 592 с.
  29. Большой толковый психологический словарь Т.2 (П -Я) — Пер. с англ. Текст. / Ребер Артур. ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2001. — 560 с.
  30. Большой толковый словарь русского языка Текст. / С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. -1536 с.
  31. Большой энциклопедический словарь политехнический 1998
  32. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 352 с.
  33. , Н.В. Педагогика Текст. / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. Санкт-Петербург «Питер» — Москва — Харьков -Минск, 2000. — 299с.
  34. , Г. Л. Управление качеством образовательного процесса Текст. / Г. Л. Бордовский. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  35. , А.Б. Большой экономический словарь Текст. / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  36. , A.B. О формировании психического мышления и общения Текст. / A.B. Брушлинский. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.94−103.
  37. , Г. Д. Профессиональная педагогика: учебник Текст. / Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: РГППУ, 2004. — 321 с.
  38. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие Текст. / A.A. Вербицкий. -М.: Высшая Школа, 1991. 207 с.
  39. , А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр Текст. /А.А.Вербицкий, Н. В. Борисова. -М., 1990. 46с.
  40. , А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  41. , А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования Текст. / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. 2010. — № 5. — С. 32−37.
  42. , А. Е. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики Текст. / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. JI. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон // Вопросы образования. — 2008. — № 1. -С. 32−64
  43. , Л.С. Собрание сочинений. Т.1. Текст. / Л. С. Выготский. М., 1982, — 487с
  44. , П.Я. Лекции по психологии Текст. / П. Я. Гальпериню М.: Высшая школа, 2002. — 400 с.
  45. , Я. Г. Britannica: большой энциклопедический словарь Текст. / Я.Г. Гершович. Москва: ACT: Encyclopaedia Britannica, 2009. — 1257 с.
  46. Горчакова-Сибирская, M.П. От методики обучения к педагогической технологии Текст. / М.П. Горчакова-Сибирская // Профессиональное образование. — 2000. — № 6. — С. 13−14.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 657 800 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств. М.: 2001.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 651 700 Материаловедение, технологии материалов и покрытий. — М.: 2000.
  49. , О.С. Общая педагогика : курс лекций Текст. / О. С. Гребенюк. Калининград: Калининградский ун-т, 1996. -107 с.
  50. , М. Мастерство это технология плюс творче-ствоТекст. / М. Громкова // Высшее образование в России. -2001. — № 6. — С. 43−51.
  51. , A.A. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: содержательные элементы субъектно-объектной педагогической технологии: учебное пособие Текст. / A.A. Добряков. М.: Логос, 2001. — 358 с.
  52. , С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. -№ 5. — С.45−56.
  53. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках Текст. / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  54. , Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный В 2 т. [Текст] / Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000. — Т. 1. А — О — 1210 с.
  55. , Г. Н. Общая и профессиональная педагогика Текст. / Г. Н. Жуков. Екатеринбург: Эпро, 2006. — 233 с.
  56. , В.М. Высшая техническая школа на рубеже веков Текст. / В. М. Жураковский // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.2−8.
  57. , В.М. Инженер на рынке труда Текст. / В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С.3−6.
  58. , A.A. Профессионально-педагогическое образование России: организация и содержание: монография Текст. / A.A. Жученко, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1999. — 233 с.
  59. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, P.M. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001, — 2008 с.
  60. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Издательский Центр «Академия», 2001, — 192 с.
  61. , Р.Н. Новые образовательные технологии подготовки современных инженеров: монография Текст. / Р. Н. Зарипов. Казань, 2001. — 196 с.
  62. , Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем Текст. / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России. 2007. — № 11. — С.39−45.
  63. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.23 — 30.
  64. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога Текст. / Э. Ф. Зеер. Свердловск, 1988. — 1 18 с.
  65. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер, H.H. Гордеева. Екатеринбург: РГППУ. -2005. — 341 с.
  66. , Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  67. , В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: монография Текст. / В. И. Земцова. -М.: Компания Спутник+, 2008. 208 с.
  68. , В. И. Применение комплекса учебно-методических задач в профессиональной подготовке учителя физики: методические рекомендации к курсу «Теория и методика обучения физике» Текст. / В. И. Земцова. Орск: Изд-во ОГТИ, 2004. — 16 с.
  69. , В.И. Функционально-деятельностный подход в профессиональной подготовке учителя: материалы всероссийской науч.-практ. конференции Текст. / В. И. Земцова. Челябинск: ЧГПУ, 2004. — С. 79−81.
  70. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Текст. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006.
  71. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  72. , М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография Текст. / М. М. Зиновкина. М.: МГИУ, 2003. — 350 с.
  73. , Е.ГТ. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  74. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  75. , В.А. Организационно-педагогические условия формирования личностно-профессиональной компетентности учителя технологии в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. Текст. / В. А. Каряев. Тамбов, 2004. -176 с.
  76. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Электронный ресурс. / Административно-управленческий портал. Режим доступа: http://www.aup.ru/docs/d2/ (дата обращения 30.04.2011).
  77. , A.B. К ценностям саморазвития Текст. / A.B. Кирьякова // Модернизация профессионального педагогического образования: сб. научных трудов. Оренбург: ГОУ «Оренбургский госуниверситет», 2002. — С.3−5.
  78. , Е.А. Введение в психологию труда: уч. пособие Текст. / Е. А. Климов.- М.: Моск. унив-т, 1988. 198 с.
  79. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. -224с.
  80. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, — 512 с.
  81. , В.П. Профессиональное образование Оренбургской области: состояние проблемы, перспективы Текст. / В. П. Ковалевский, И. Д. Белоновская. М.: Педагогика, 2004. — 233 с.
  82. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  83. , Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 78 с.
  84. , Д. Обучение методом конкретной ситуации в России Текст. / Д. Коултер // Менеджмент. 1995. — № 1. — С. 813.
  85. , Гр. Психология развития Текст. / Гр. Крайг. -СПб. Питер, 2002. 988 с.
  86. , В.В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во самар. гос. пед. ни-та, 1994. — 163 с.
  87. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 3. — С.3−10.
  88. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  89. , В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 176 с.
  90. , H.B. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  91. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. школа, 1992. — 203 с.
  92. , Н. В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 98 с.
  93. , Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вузов : монография: знания, действия, деятельность, самоопределение личности Текст. / Г. А. Ларионова. Челябинск: челяб. гос. агроинженер. ун-т, 2004. — 251 с.
  94. , B.C. Методика профессионального обучения: производственное обучение: уч.-практ. пособие Текст. / B.C. Леднев.- М. 2001. — 120 с.
  95. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  96. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980.
  97. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.
  98. Логический словарь: ДЕФОРТ Текст. /A.A. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. М.: Мысль, 1994. — 268 с.
  99. , С.М. Краткий словарь иностранных слов Текст. / С. М. Локшина. М.: Советская энциклопедия, 1971. -384 с.
  100. , Т. Диагноз качества подготовки специалиста Текст. / Т. Лопухова // Высшее образование в России. 2001. -№ 4. — С.28−34.
  101. , H.H. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 Текст. / H.H. Маливанов. -Казань, 2005. 48 с.
  102. , H.H. Метрологическое обеспечение в машиностроении Текст. / H.H. Марков. М.: Изд-во «Станкин», 1995. -468 с.
  103. , H.H. Нормирование точности в машиностроении Текст. / H.H. Марков. М.: Издательство «Станкин», 1992. -320 с.
  104. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: РАГС, 1996. — 170 с.
  105. , А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  106. , А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация Текст. / А. Масленников // Директор школы. 2004. — № 7. — С.50−55.
  107. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. -207с.
  108. , Е. И. Психологический анализ учебной задачи Текст. / Е. И. Машбиц // Советская педагогика. 1973. — № 2. -С. 58−45.
  109. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учеб. пособие [Текст] /Л.М. Митина. -М., 2004. 318 с.
  110. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации Текст. / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008. — 14 с.
  111. , P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В Зкн. Текст. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  112. , A.M. Методология Текст. /A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
  113. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвест, 2000. — 272 с.
  114. , A.M. Содержание образования в постиндустриальном обществе Текст. / A.M. Новиков // Специалист. -2005 № 2. — С.2−8.
  115. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  116. . Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана Текст. / Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / Под общ. ред. В. И. Байденко и Дж. ван Зантворта. Проект Тасис ДЕЛФИ. М., 2001.
  117. Основы инженерной психологии: учеб. пособие Текст. / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: «Высшая школа», 1977. — 335 с.
  118. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» Текст. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 544 с.
  119. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  120. Гербачевский и др.- под общей ред. A.A. Крылова, С.А. Маниче-ва. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  121. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -2-е изд., перераб. и доп. Текст. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.- 904 с.
  122. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. K.M. Гуревича Текст. М.: Педагогика, 1981. -232с.
  123. Психологические тесты Текст. / под ред. A.A. Карелина. М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Т.2. — 247 с.
  124. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М., 2002. — 396с.
  125. , Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов Текст. / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. М.: Высш. шк., 2007. — 791 с.
  126. , В.Г. Увереннность в себе: этический аспект Текст. / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. 1999. -№ 9.
  127. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 322 с.
  128. , Т.И. Педагогика профессионализма: учебное пособие Текст. / Т. И. Руднева. Самара: СГУ, 2002. — 218 с.
  129. , Ю.К. Дидактическая подготовка будущих учителей технологии при изучении общетехнических дисциплин : Дис.. канд. пед. наук Текст. / Ю. К. Савилов. Липецк, 2000. -174 с.
  130. Сазонова, 3. Инженерное образование в третьем тысячелетии Текст. / З. Сазонова // Высшее образование в России. -2006. № 1. — С.36−40.
  131. , Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов Текст. / Л. П. Саксонова // Интеграция образования. -№ 4. 2004. — С. 27−32.
  132. , Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография Текст. / Н. С. Сахарова. М.: Твор. Центр Сфера, 2003. — 206 с.
  133. , В.Г. Формирование профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования.: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / В. Г Северов. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. 24 с.
  134. , Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. -С.138−143.
  135. , Г. К. Технологический подход в образовании Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 2004. — № 4. -С.22−34.
  136. , Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования Текст. / Ю. Н. Семин. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. — 140 с.
  137. , А.Г. Метрология Текст. / А. Г. Сергеев. Москва: Логос, 2005. — 272 с.
  138. , Т.А. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации Текст. / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова. -М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2000. 84 с.
  139. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  140. , Г. Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: Дисс.. канд. пед. наук Текст. / Г. С. Синицина. Оренбург, 2003. — 190 с.
  141. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  142. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений Текст. / под ред.В. А. Сластенина. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4.1. — 288 с.
  143. , В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования Текст. / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С.43−49.
  144. Современный словарь иностранных слов: 4-е изд. Текст. М.: Рус.яз. 2001. — 742 с.
  145. , Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин: под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  146. , Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов-н-Д.: Феникс, 2000. — 544 с.
  147. , Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов Текст. / Л.Д.
  148. , С.И. Самыгин. Ростов-н-Д.: изд. Центр «МарТ», 2001. — 256 с.
  149. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений Текст. / Ю. К. Стрелков. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -360с.
  150. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.- 120 с.
  151. , В. Модель инженера-строителя: компетентно-стный подход Текст. / В. Сучков, В. Иванов // Высшее образование в России 2006. — № 12. — С. 110−115.
  152. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  153. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20−27.
  154. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив, моногр. Текст. / под ред. Г. М. Романце-ва. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. Т.2. 283 с.
  155. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / П. И. Третьяков. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  156. , A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1996.- 175с.
  157. , Д.Н. Толковый словарь современного русского языка Текст. / Д. Н. Ушаков. Москва: Альта-Принт: Дом. XXI век, 2008 — 510 с.
  158. , И.В. О концепции инженерного образования Текст. // Высшее образование в России. 1999. № 5. — С.5−7.
  159. , В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика Текст. / В. А. Федоров. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.
  160. , Ю.Г. Психодидактика высшей школы Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 424 с.
  161. Философский словарь Текст. / под ред. М. М. Розен-таля, П. Ф. Юдина.- М.: Политиздат, 1963.- 554 с.
  162. , JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  163. , Л.М. Психопедагогика общего образования Текст. / Л. М. Фридман. М.: 1997. — 288 с.
  164. , Л.М., Турецкий, E.H. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, школы Текст. / Л. М. Фридман, E.H. Турецкий. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  165. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58−64.
  166. , A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С.55−61.
  167. A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». Режим доступа: http: // www.eidos.ru/jornal/2002/0423.htm (дата обращения 30.04.2011).
  168. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 347 с.
  169. , М.А. Научно-методическое обеспечение дисциплины «Прикладная метрология» для подготовки педагогов профессионального обучения дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Текст. / М. А. Черепанов. Екатеринбург, 2005. — 214 с.
  170. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994. — 320с.
  171. , В.Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М. — Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. психологии»: НПО «МОДЭК», 1997. — 288с.
  172. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. /
  173. Т.И.Шамова, T.M.Давыденко, Г. Н. Шибанова. M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  174. , В.Б. Новейший психологический словарь Текст. / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ.ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 808 с.
  175. , E.H. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ.пед.вузов Текст. / E.H. Шиянов, И.Б. Ко-това. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
  176. , Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие, 2005. — 779 с.
  177. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
  178. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д.Б. Элько-нин. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1979. — 359 с.
  179. Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. Т.1. M — П Текст. / под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — 440с.
  180. Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. Т.З. Р — Я Текст. / под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — 488 с.
  181. Энциклопедия психологических тестов: темперамент, познавательные процессы Текст. М.: Изд-во ACT, 1997. — 256 с.
  182. , А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике Текст. / А. Ф. Эсаулов. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1979. — 199 с.
  183. , А.Ф. Психология решения задач : методическое пособие Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  184. Britell, T.K. Competence and Excellence // Minimum Competency Achievement: Testing / Taeger R.M. & Title C.K. (eds.). Berkley, 1980. — P. 23−29.
  185. Hoffman, T. The meanings of competence // Journal of European Industrial Training, 1999. Vol.23, № 6. — P. 275−285.
  186. Jones, R. C. The Reform of Engineering Education in the United States of America / R.C. Jones // Proceeding of International Congress of Engineering Deans and Industry. Melbourne, Australia. — 1995. — P. 19−24.
  187. Kogan, M., and Ulrich T., eds. Key Challenges to the Academic Profession / Kassel, Germany: International Center for Higher Educational Research, 2007. 211 p.
Заполнить форму текущей работой