Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-профессиональная направленность эстетического образования в процессе подготовки учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный уровень развития общества требует нового концептуального подхода к развитию личности школьника: «мозаичный» способ овладения различными сферами наук и человеческой деятельности должен уступить место развитию представлений о целостной картине мира, основанных на принципе триединства в культуре разума, воли и чувства. Необходимо построение такой системы образования, при которой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Личностно-профессиональная направленность эстетического образования как предмет теоретического исследования,
    • 1. 1. Эстетическая образованность как компонент личностного развития будущего учителя начальных классов
    • 1. 2. Возможности эстетического образования как средства личностно-профессионального роста педагога
  • 2. Анализ сложившейся практики эстетического образования учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа
    • 2. 1. Характеристики функционирующего процесса эстетического образования
    • 2. 2. Качественные показатели реализации профессиональной направленности традиционной системы эстетического образования
  • 3. Содержание и реализация модели эстетического образования, направленной на личностно-профессиональный рост будущего учителя
    • 3. 1. Модель системы эстетического образования, основанная на педагогических факторах личностно-профессионального развития
    • 3. 2. Содержание экспериментальной работы и анализ ее результатов

Личностно-профессиональная направленность эстетического образования в процессе подготовки учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный уровень развития общества требует нового концептуального подхода к развитию личности школьника: «мозаичный» способ овладения различными сферами наук и человеческой деятельности должен уступить место развитию представлений о целостной картине мира, основанных на принципе триединства в культуре разума, воли и чувства. Необходимо построение такой системы образования, при которой происходит развитие свойств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность. Вся история является подготовкой к тому, чтобы «человек» стал предметом чувственного сознания и чтобы потребность «человека как человека» стала естественной потребностью. Чувства человеческие являются существеннейшей основой овладения человеком своей природой (27, 85,89, 196).

Эстетические чувства на всех этапах исторического развития выражают высшую для данного этапа степень развития человека, высшую степень гармонизации его с чувственным сознанием и чувственной потребностью его взаимодействия с миром — миром природы, людей, с миром своих чувственных жизнеустремлений и жизнесостояний, своего самочувствия, самопонимания и самопознания в мире.

Процесс становления человека происходит несколькими разными, хотя и пересекающимися, путями: передачей человеком человеку накопленных культурой знаний, обретенных людьми умений и выработанных в обществе ценностей. Третий путь самый значимый и, в то же время, самый сложный. Ценности нельзя передавать так же, как передаются знания, потому что из знаний ценностные ориентации не возникают. Для формирования ценностей есть только один путьдуховное общение людей. Широчайшие возможности для него открывает эстетическое образование, расширение эстетического опыта человека новым* опытом жизни в искусстве, «вживанием» в художественную реальность (84, 89).

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа, предполагающая осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Культурологические знания являются ценностно-ориентационной основой деятельности специалиста в нынешних условиях. Представление об образовательной системе как пространстве культуры, отражающем ее содержание и формы в своих структурных параметрах, лежит в основе культурологической парадигмы развития педагогических систем.

Только культурологическая ориентация образования может обеспечить личности способность выбора нравственно, эмоционально и научно верифицированного культурного действия. Классическая функция образования — инструмента освоения и репродуцирования опыта человечества — в современных условиях существенно уточняется личностной гуманистической доминантой, целесообразностью культуроохранной и созидательной установки индивидуального сознания человека, вынужденного жить и действовать в эпоху мировой культурной конвергенции, в условиях глобального изменения мировоззренческой и деятельностной парадигм.

Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний, предполагают способность руководствоваться понятиями прекрасного в восприятии явлений окружающего мира и деятельности. Они являются «корневой системой» нравственных и познавательных чувств и находятся в неразрывном единстве с их действенностью. Поэтому эстетическое образование является действенным гуманистическим средством формирования личности. Между тем, в традиционной практике различных уровней образования наблюдается большое рассогласование между использованием эстетических дисциплин как средства научения, передачи простейших основ научного искусствознания и слабо освоенным педагогической практикой потенциалом эстетического образования как N средства личностного развития.

Изменения педагогического процесса обеспечиваются подготовленностью к ним учителя. Эффективность эстетического образования, а, следовательно, духовно-нравственное «здоровье» выпускника школы, обеспечивается успешностью соответствующей подготовки учителя.

Особенность обучения и воспитания как социальной деятельности состоит в том. что она имеет двойственный характер предмета труда: с одной стороны, ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой, профессии этого типа всегда требуют от человека специальной подготовки в какой-либо области. Таким образом, педагогическая профессия обеспечивается наличием двойной подготовкичеловековедческой и специальной. Различного рода знания и умения, которыми профессионально владеет педагог, не рядоположены и не существуют сами по себе. Интеграция их в целостное и подвижное образование в практике обусловлена ее направленностью, содержанием тех задач, решение которых предполагает продуктивное функционирование педагогического процесса (178).

В настоящее время происходит обострение противоречий между требованиями общества, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников к профессиональной деятельности, между типовой функционально-ограниченной системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности.

Продуктивная педагогическая деятельность по своему содержанию и характеру глубоко личностно значима. Поэтому целенаправленное воздействие на процесс формирования профессионально значимых ориентаций личности будущих учителей является системообразующим фактором обеспечения синкретического характера педагогического образования. Опорной категорией процесса профессиональной подготовки педагога выступает содержание культурно-педагогических ценностей (35, 29, 144). Именно культурологические знания становятся ценностно-ориентационной основой деятельности специалиста в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания.

Погружение будущего учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии подразумевает не только получение им фундаментальной мировоззренческой подготовки, но и формирование представлений о том, как опираться на нее в профессиональной деятельности. В педагогической психологии это связывают с проявлением рефлексии, или, по выражению С. Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. Отсюда возникает необходимость соблюдения принципа профессиональной направленности обучения дисциплинам общекультурного профиля (10, 33, 43, 171).

Под профессиональной направленностью обучения предметам культурологического блока понимается получение учащимся не только фундаментальной мировоззренческой подготовки, но и формирование представлений о том, как опираться на 'нее в профессиональной деятельности (43).

Предметы эстетического цикла являются значимым компонентом общекультурного блока подготовки учителя начальной школы. Интересы изучения потенциала их профессиональной направленности определили необходимость разработки соответствующей методологии исследования для выявления всего комплекса вопросов, связанных с оптимизацией ее реального состояния.

Проблема эстетического развития будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки затрагивалась в ряде диссертационных работ. Исследованию подвергались такие аспекты, как формирование навыка эстетической оценки произведений искусства (19), дифференцированный подход в эстетическом воспитании студентов (103), формирование умений и навыков в области музыкально-педагогической диагностики (193), взаимодействие искусств в подготовке педагога к художественно-просветительской деятельности (166.), роль искусства в процессе формирования личности учителя (113), авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущего учителя начальной школы (87), развитие восприятия музыки различных этнических традиций (123), социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства (120) и др.

В ряде работ рассматриваются вопросы формирования педагогической культуры будущих учителей начальных классов (58, 71), а также возможность развития в процессе профессиональной эстетической подготовки студентов педагогических факультетов таких качеств личности, как творческая направленность (211), инициативность (31) и др.

Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах изучались многие аспекты эстетического развития студентов, вместе с тем возможности эстетического образования будущего учителя начальных классов с точки зрения его личностно-профессиональной самореализации не были предметом специального исследования.

Эмпирически выявлено противоречие между сформированностью умений будущего учителя реализовать методику конкретного предмета эстетического цикла и низким уровнем его личностно-профессиональной готовности к осуществлению целостной педагогической деятельности средствами искусства. Необходимость поиска средств и условий разрешения данного противоречия обусловили тематику исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы возможности эстетического образования как средства личностно-профессионального роста будущего педагога.

Объект исследования — эстетическое образование будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже.

Предмет исследованияличностно-профессиональная направленность эстетического образования в педагогическом колледже. обеспечивающие реализацию личностно-профессиональной направленности эстетического образования, и на их основе построить модель образовательного процесса будущих учителей начальных классов в условиях педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: личностный и профессиональный рост будущего учителя начальной школы в процессе эстетического образования будет более эффективным, если цели обучения. художественно-эстетическим дисциплинам предусматривают не только узкопредметную методическую подготовку, но и общеэстетическое' творческо-профессиональное развитие личностичащегося;

— содержание эстетического образования включает представления о компонентах педагогического профессионализма и способах его развития;

— организация педагогического процесса направлена на эстетическое и профессиональное саморазвитие учащегося как единую линию развития профессионально определившейся личности;

— процесс эстетического образования предполагает прежде всего включение учащихся в рефлексивную деятельность и формирование аутопедагогической компетентности в художественно — образовательной деятельности;

— в образовательном учреждении созданы условия для формирования художественно-творческой среды, расширяющей возможности самореализации учащихся.

Задачи исследования:

1. На теоретическом уровне выявить возможности эстетического образования как средства личностно — профессионального роста педагога. 2. Проанализировать традиционную практику эстетического образования учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с точки зрения его личностно — профессиональной ¦направленности.

3. Построить и экспериментально проверить модель эстетического образования, основанную на педагогических факторах личностнопрофессионального развития будущего учителя начальных классов.

Методологической и теоретической основой исследования являются синергетический и личностно — деятельностный подходы к анализу профессиональной педагогической деятельности (109, 124, 137. 179, 216) — единство философского, культурологического и социально-педагогического подходов к решению проблемы (56, 9, 84), концепции современной педагогики по проблеме развивающего и личностно ориентированного обучения (30, 67, 153, 213).

Методы и база исследования. Использовался комплекс методов: теоретические (анализ философско-эстетической, психолого-педагогической литературы), эмпирических (анкетирование, беседы, тестированиеизучение и обобщение педагогического опыта, включенное и опосредованное наблюдение), моделирование, педагогический формирующий эксперимент. Использовались модифицированные автором методики измерения мотивации достижения А. Махрабиана, самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта, тестовая карта оценки уровня профессиональных умений будущего учителя в художественно-образовательной области и тестовая карта оценки уровня эстетического развития учащихся, составленные автором на основе материалов В. И. Андреева, Л. В. Богомоловой, М. В. Евдокимовой, Е. П. Крупника, Л. П. Печко и др. Использовались методы обработки и интерпретации данных: ранжирование, шкалирование, математические методы статистической обработки (определение величины средней оценки, нахождение коэффициента эффективности технологии. корреляционный, регрессионный анализ и анализ достоверности данных по методу Стьюдента).

Выборочная совокупность исследования составила 456 человек. В состав испытуемых входили учащиеся Ейского педагогического колледжа, молодые учителя — выпускники педагогического колледжа 1989;1993, 1997;2000 годов, преподаватели дисциплин эстетического цикла, учителя музыки и начальных классов школ, где проходит педагогическая практика учащихся Ейского педагогического колледжа — средние школы №№ .1, 2, 3, 4, 7, 14 г. Ейска и №№ 2, 3, 5, 7 Ейского района, малокомплектная школа № 16 Каневского района, восьмилетняя школа № 7 ст. Канеловской Староминского района, восьмилетняя школа № 23 ст. Челбасской Каневского района.

Исследование проводилось в период с 1989 по 2000 годы и включало следующие этапы:

1 этап (1989 — 1993) — изучение состояния проблемы на основе практики музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы в условиях педагогического колледжа;

2 этап (1993 — 1997) — изучение материалов констатирующего этапа, разработка теоретических основ проблемы эстетической подготовки будущего учителяметодов исследования, выявление условий, возможностей, средств повышения эффективности профессионально-личностного развития будущего учителя в процессе профессиональной эстетической подготовки;

3 этап (1997 — 2000) — проведение опытно-экспериментальной работы, теоретическое обоснование результатов исследования, статистическая обработка данных, разработка методических рекомендаций.

Научная, новизна результатов исследования заключается в том, что выявлены факторы, способствующие реализации личностно-профессиональной направленности эстетического образования, на их основе разработана, обоснована и экспериментально проверена модель эстетического образования, которая наряду с предметной подготовкой способствует формированию у будущего учителя начальных классов целостного представления о профессиональной, педагогической деятельности и о самом себе как ее субъектевыявлена степень взаимозависимости уровней эстетического и профессионального развития будущего педагогавыделены основные показатели личностно-профессиональной готовности в эстетической области.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована модель, обеспечивающая реализацию личностно-профессиональной направленности эстетического образованияустановлена и уточнена понятийная связь между категориями «профессионализм учителя» в гуманистической личностно-ориентированной парадигме, «личностное развитие» и «эстетическое развитие» по отношению к процессу профессиональной подготовки будущего учителя начальных классоввыявлена степень взаимозависимости уровней эстетического и профессионального развития будущего педагогавыделены основные показатели личностно-^ профессиональной готовности в эстетической областиобобщены качественные признаки и критерии личностно-профессионального становления будущего учителя, сложившиеся в гуманистической педагогике.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенная модель эстетического образования, научно* практический инструментарий исследования проблем эффективности эстетического образования педагога в процессе его профессиональной подготовки могут найти применение в практике среднего специального и вузовского обучения учителя начальных классов, педагога" дополнительного образования, специалиста по коррекционной педагогике, воспитателя дошкольных учреждений. Авторские программы курсов музыки и методики музыкального образования, индивидуального обучения музыке могут быть использованы в практике различных образовательных учреждений.

Конкретный личный вклад автора в получении научных результатов заключается в разработке, исследовании и апробации модели эстетического образования, направленного на личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов з педагогическом колледже.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов исследования: теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературыметодов сравнения, анкетирования, включенного наблюдения за деятельностьюиспользованием методик измерения мотивации достижения А. Махрабиана, самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта, тестовой карты оценки уровня профессиональных умений будущего учителя в художественно-образовательной области, тестовой карты оценки уровня эстетического развития учащихся (163, 10, 160, 71) — экспериментальной работойсогласованностью итогов теоретического и экспериментального исследования, математической обработкой результатов психолого-педагогической диагностики, репрезентативностью выборки.

На защиту выносится следующие положения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная ситуация общественно-политического и социально-экономического развития страны объективно требует «прорыва» к учителю нового типа, обладающего богатым и личностным потенциалом и профессионально владеющего гуманистическими технологиями педагогической деятельности. Профессионализм учителя начальных классов современной культуроориентированной школы молено описать в пределах проявления двух личности о-профессиональных качеств: адекватность вхождения в духовно-эмоциональный мир ребенка с позиции «презумпции личности» и способности к рефлексии, к эмоционально-нравственному и профессиональному самосовершенствованию. Педагогическая деятельность такого учителя должна строиться на принципе триединства разума, воли и чувства как базисном основании культуры.

Поскольку только эстетическое обеспечивает целостность культуры, постольку только наличие достаточного уровня эстетической образованности обеспечивает единство самосознания личности будущего педагога. Без эстетически развитого восприятия мира и самого себя он теряет главное — свою органическую связь с миром, свою внутреннюю цельность и нравственно-психологическую устойчивость." Наличие этого свойства, в свою очередь, является одним из важнейших признаков сознания, способного к продуктивной профессиональной самореализации в педагогическом творчестве.

Так как процесс эстетического образования в педагогическом.

I «колледже должен обеспечивать не только эстетическое развитие в плане узкоспециальной подготовки, но и его педагогическую направленность как сформировавшуюся единую линию развития профессионально определившейся личности принцип личностно-профессиональной.

Л 150 направленности такой подготовки играет ведущую роль в организации и использовании образовательных средств, обеспечивая формирование у будущего учителя целостного эмоционально-ценностного представления о профессиональной деятельности в окружающей действительности и самом себе как ее субъекте.

Реализация этого принципа предполагает, во-первых, осознание личностной значимости педагогической профессии как пути, практической самореализации личности, включающей гармонизацию культурных потребностей и интересов, и осознанное принятие личностной значимости эстетического курса, во-вторых, развитие педагогической рефлексии в художественно-эстетическом самообразовании и образовательной деятельности, в третьих, возрастание активности в освоении и творческом развитии художественно-педагогических приемов и методов образовательной деятельности.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Различного рода знания и умения, которыми должен профессионально овладеть педагог, не рядоположены и не существуют сами по себе. Р1нтеграция их в целостное подвижное образование в практике обусловлена ее направленностью В условиях педагогического колледжа она должна иметь отчетливо выраженный личностный профессиональный характер. Повышение качества подготовки педагога-специалиста возможно только при достижении адекватности отражения всех аспектов, составляющих духовную культуру в блоке общекультурной подготовки.

2. Специфика эстетической подготовки учителя начальной школы должна проявляться в том, чтобы обеспечивать его способность профессиональной «чувствительности» (Н.В. Кузьмина) ко всем составляющим педагогического процесса, способность решать педагогические задачи средствами искусства, значительно гуманизирующими и ориентирующими на личность учащихся в процессе педагогического взаимодействия.

3. Система профессиональной подготовки учителя может быть построена таким образом, чтобы содержание ее включало образцы и критерии профессионального развития и было направлено на использование их в качестве ориентиров в последующей педагогической деятельности: для этого необходимо сами предметы обучения рассматривать как пространство культуры, как реализацию содержащихся в ней духовных ценностей, как средство проявления и развития сущностных сил человеческой природы.

При достаточной целостности, гибкости и открытости процесса художественной подготовки учителя начальных классов в стенах педагогического колледжа возможно и необходимо получение такого уровня его эстетического развития, который способствует значительному повышению и расширению профессиональных возможностей будущего специалиста, обеспечит становление педагогического творчества. 4. Экспериментальная проверка показала, что эстетическое образование в гуманистической личностно ориентированной парадигме обладает значительным потенциалом для профессионального становления личности будущего учителя.

Уровень эстетической подготовленности учителя значительно детерминирует его профессионализм, так как тесно взаимосвязан с уровнем развития и проявления педагогических способностей.

5. Совокупность педагогических факторов, включающая, в себя факторы, связанные с организацией условий жизнедеятельности участников педагогического процесса, характером их взаимодействия и особенностями предмета этого взаимодействия, способствует повышению продуктивности реализации личностно-профессиональной направленности эстетической подготовки учителя, имеет значение для решения проблем культурологической* подготовки и преобразования сложившейся практики в единый гармоничный интегративный процесс становления методологической культуры будущего учителя.

6. Специфика предметов эстетического цикла в процессе подготовки учителя начальной школы должна проявляться в том, чтобы обеспечивать его способность решать педагогические задачи средствами искусства.

Поиск путей оптимальной организации художественно-эстетического развития детей и юношества, ставший импульсом исследования, показал необходимость повышения личностно-профессиональной направленности эстетической подготовки специалистов, ориентирующихся на будущую работу с детьми. Среди основных вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения, можно назвать следующие:

— осуществление воспитательных возможностей предметов искусства при интеграции их с физическим воспитанием, научным образованием и др. в учебном процессе начальной школы;

— психолого-педагогическая диагностика и педагогическая поддержка младшего школьника средствами искусства;

— самосовершенствование психофизиологической природы будущего учителя средствами искусства в период подготовки и осуществления профессиональной деятельности;

— представленность научного, художественного, нравственного, гражданского и других аспектов воспитания в учебном процессе начальной школы как средство обеспечения развития личности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методические материалы для слушателей ФПК учителей по предмету «Музыка».- М.: Мирос, 1992.- 72 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М., 1991.- 252 с.
  3. А. Индивидуальная психология // История'' зарубежной психологии. 30−60 годы. Тексты- М.: Изд-во МГУ, 1986- с. 131 140.
  4. Ю.Б. «Музыка» 1 8 классы, — 334 с.
  5. H.A. Психологический профотбор на педагогические специальности.-Ярословль, 1994.-е. 14−15.
  6. H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии № 5 1988.-е. 71−77.
  7. H.A., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья.- М., 1994 № 1, — с. 17.
  8. Е.Д. Теория функциональной системы. // Успехи физиологических наук. 1970 Т. 1 № 1.- с. 19−54.
  9. Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе. // Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.- 365 с.
  10. И.В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. Моск. обл. пед. ин-т им. Крупской.- М., 1990.- 22 с.
  11. М.Г. Два этюда о творческом процессе. // Процессы музыкального творчества, — М., 1993, — 156 с.
  12. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дисс. на соиск. докт.канд. пед. наук. МГПУ Лекция,-М., 1994.- 31 с.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки. Кн. для учителя.-М.: «Просвещение», 1984, — 110 с.
  14. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. Изд. 2-е, — Л., 1971.- 389 с.
  15. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии № 1 1986.- М.: педагогика, с. 28−40.
  16. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. // Новое педагогическое мышление, — М., 1989.- с. 206−220.
  17. H.A. Психология личности.- М., 1990, — 321 с.
  18. H.A. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителя начальных классов: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук.- М., 1986, — 16 с.
  19. Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования: Дисс. на соиск. канд. пед. наук. М., 1985.- 136 с.
  20. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии 1984 № 1, — с. 51−57.
  21. Л.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. / АПН СССР, НИИ худ воспи.-М., 1990.- 18 с.
  22. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998, — 272 с.
  23. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учеб. пособие: Краснод. краевой ин-т дополнит, проф. образования.- Краснодар, 2000.- 54 с.
  24. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  25. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М: Международные отношения, 1990.- 336 с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Народное образование: философия против утопии. // Вопросы философии 1995 № 11, — с. 17−20.
  27. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских видения в двадцать первый век, — М., 1991.- 112 с.
  28. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы. // Психологическая наука и образование. 1996 № 4, — с. 66−73.
  29. М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе.- М.: Совершенство, 1988.- 352 с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения.- М. 1961,-с. 258−267.
  31. В.А., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика 1997 № 4 с. 66−68
  32. Е.В. В защиту «живой» методологии. // Педагогика 1998 № 2, — с. 102−105.
  33. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры.
  34. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях, — Ростов н/Д: РГПУ, 1999, — 32 с.
  35. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических парадигмах. / Под общ. ред. Е. В. Бондаревской,-Воронеж-Ростов н/Д-Москва, 1999.- 560 с.
  36. .А. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования: Автореф. дисс. кпн.-М., 1999.- 26 с.
  37. А.П. Культурнотворческая школа: концепция и модельобразовательного процесса. // Педагогика № 4 1998.- с. 12−23.
  38. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. // Педагогика № 2 1997.- с. 3−8.
  39. А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика 1997 № 3.- с. 15−20.
  40. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пединститутов. / Ю. К. Бабанский, В. Л. Беспалько, В. Е. Турин, В. И. Журавлев и др. Под ред. В. И. Журавлева, — М.: просвещение. 1988.- 239 с.
  41. М.А. Влияние личностных качеств классного руководителя на воспитательную работу. // Проблема обучения и воспитания в высшей и средней школе, — Липецк: ЛГПИ, 1995.- с. 2−9.
  42. Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Д. доктора псих.н.- М., 1996, — 390 с.
  43. Г. Н. Три лика культуры. / Худ. Ю. Иванов.- М.: Мол. гвардия, 1986.- 335 с.
  44. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е.- М.: Новая школа, 1998.- 208 с.
  45. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-Спб.: Союз, 1997, — 96 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.439 с.
  47. Л.С. Психология искусства.- Мн.: «Современное слово», 1998.-480 с.
  48. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию. // Новые ценности образования № 6, — М., 1996.-с. 10−39
  49. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирования умственных действий и понятий».- М., 1965.- 224 с.
  50. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии, — М., 1996, — 321 с., 1. О '
  51. С.А. Диагностика и условия развития психологопедагогической компетентности преподавателя педколледжа: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. РГГТУ, — Ростов н/Д, 1999.24 с.
  52. .С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций.- М.: Совершенство, 1998.- 616 с.
  53. .С. Философия образования.- М.: Московский псих.-соц-ный ин-т, Флинта, 1998.- 432 с.
  54. Б. С. Шейерман Р. Общечеловеческие, ценности в образовании. // Педагогика 1992 № 5−6, — с. 3−18.
  55. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. A.B. Алексеев.- М.: «Школа-Пресс», 1995, — 448 с.
  56. Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педвуза, как аспект их профессиональной подготовки: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1988.- 16 с.
  57. З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системё высшего педагогического образования: Автореф. дисс. кпн.- М., 1997.- 17 с.
  58. Р.Н. О некоторых психологических качествах личностиучителя. // Вопросы психологии № 1 1075.- с. 100−111.
  59. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. // Вопросы психологии 1075 № 1.- с. 100−111.
  60. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности,— М.: Педагогика, 1986.- 128 с.
  61. В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы: Дисс. на соиск. на соиск. канд. пед. наук. ГПУ.- М., 1998.- 148 с.
  62. Горюнова JL, Доросинская А., Мачильский В., Степанова Т. Опроекте новой программы для педагогических училищ. // Музыка вшколе № 3 1989, — М.- с. 24−28.
  63. Л.В. Пение как состояние души. // Искусство в школе № 2 1994.-с. 30−36.
  64. П.С. Культурология: Учебн. пособие.- М.: Знание, 1999.288 с.
  65. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведениястаршеклассников.-М.: Педагогика, 1988.- 134 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986, — 311 с.
  67. Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения мира к германо-романскому.- М.: Книга, 1991.-394 с. 1. О
  68. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 3-е изд.- Минск, 1993.- 395 с.
  69. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, Образование, Профессия.- Минск: Хэлтон, 1998.- 399 с.
  70. М.В. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. нов. ГУ, — Вел. Новгород, 1999.- 19 с.
  71. Е.Д. Проектировочная и конструктивная деятельность преподавателя по формированию умений учащихся решать технические задачи: автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. / ЛГУ,-Л., 1998.-22 с. '
  72. H.A. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства. Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999, — 21 с.
  73. Л.Б. Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности. / На материале подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. (Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов).- М., 1998.- 21 с.
  74. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии. // Психологический журнал 1982 № 2.- с. 24−38.
  75. Л.В. Обучение развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1990,-с. 83−318.
  76. A.C. «О развитии гуманитарного образования в университете». Магистр № 6 1996.- с. 42−47.
  77. Л.И. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза. // Вопросы психологии 1991 № 2, — с. 60−66.
  78. И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.- 480 с.
  79. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика 1997 № .5,-с. 60−72.
  80. Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе). Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук.-Волгоград, 1998.-16с.
  81. Л.С. «Как прекрасен этот мир, посмотри.». Эстетическое воспитание в младших классах. // «Начальная школа» № 2 1996.- с.4−9.
  82. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М., 1976.- 192 с.
  83. М. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка в школе № 4, 1987.- с. 28−32.
  84. М.С. Философия культуры.- Спб., 1996, — с. 39−51.и1
  85. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избранные пед. сочинения, — М., 1982.- 630 с.
  86. А.П. Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. МГГТУ.- М., 1998.- 17 с.
  87. В.П. Педагоги исключительных детей. / В кн. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. уч. зав.- М: Изд. центр «Академия». 1999.- с. 207−223.
  88. Н.И. Цели, задачи, принципы эстетического воспитания. // Эстетическое воспитание: теория и практика. / Отв. ред. В. И. Самохвалова.- М, 1990.- с. 89−97.
  89. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика 1996 № 2.-е. 14−21.
  90. Е.Д. Развитие человека и современные проблемы образования. // Наука, образование, человек.- М., 1991.- с. 24.
  91. Книга по эстетике для музыкантов. / Ред. И. А. Константинов, К. Ангелов (НРБ).- М.: «Музыка», 1990, — 207 с.
  92. В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплексной сельской национальной школе: Автореф. дисс. на соиск. докт. пед. наук. Чувашский ГПУ.- Чебоксары, 1998.- 42 с.
  93. И.Н., Филиппова A.A. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа.- 1982.- 256 с.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  95. C.B., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся. // Советская педагогика 1975 № 7,-с. 33−39.
  96. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод.-М.: Изд-во Ин-т практ. психологии «Воронеж НПО Модек», 1998.128 с.
  97. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. //Вопросы психологии 1984 № 5.- с. 16−25.
  98. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития.-РГПУ, 1994.- 294 с.
  99. А.И. Быть личностью, воспитывать личность. // Вопросы психологии 1988 № 1 с. 73−76.
  100. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996, — 398 с.
  101. А.И. Теория формирования личности: факторы, структура, сущность формирования личности. В 2 ч.Ч. 1. М.н. НИО 1997.- 207 с.
  102. И.В. «Духовная музыка: мир красоты и гармонии.' 1 4 классы».- 32 с.
  103. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.- М.: Знание, 1987.- 256 с.
  104. А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов.- M.: Ин-т практ. психологии, 1998.- 136 с.
  105. Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования № 2, — М., 1995.- с. 67−103.
  106. Н.В. Предмет акмеологии.- Спб.: С. П-б акмеологическая академия, 1995.- 24 с.
  107. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., 1989.- 165 с.
  108. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.-Гомель, 1976, — 198 с.
  109. Н. В. Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности: Метод, пособие / Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи.- Рыбинск, 1993, — 54 с.
  110. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- JL, 1985.184 с.
  111. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя. // Педагогика 1997 № 5.- с. 108−115.
  112. C.B. Педагогика самореализации: феномен содержания: монография, — Воронеж, 1997, — 235 с.
  113. Н.В. Педагогическое мастерство учителя.- Гомель. 1985.181 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.- 352 с.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1977.- 324 с.
  116. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1984, — 444 с.
  117. Б. Ф. Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности.- М., 1981.- 142 с.
  118. P.P. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. Ин-т педагогики социальной работы. Рос. акад. обр-я.- М., 1997.- 17 с.
  119. A.B. О воспитании и образовании.- М., 1976.- 421 с.
  120. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация./ Под ред. проф. В. Л. Балакина.- М., 1982 148 с.
  121. Ф.В. Развитие восприятия музыки различных этническихтрадиций у будущих учителей. / На материале адыгейских музыкальных традиций: Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. Адыгейский ГПУ.- М., 1998.- 18 с.
  122. А.К. Психология труда учителя.-М., 1993.- 313 с.
  123. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983, — 96 с.
  124. JI.P. Педагогика искусства: теория и практика,-Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997.- 136 с.
  125. А. Новые рубежи человеческой природы/ пер. с англ.- М.:1. Смысл, 1999.-425 с.
  126. Э.И. Профессионально-ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического колледжа: Дисс. на соиск. канд. пед. наук. МГПУ.-М., 1998, — 153 с.
  127. В.В. Интонационная форма музыки.- М., 1993.- 258 с.
  128. Мелик-Пашаев А. Современные проблемы педагогики искусства. Большое всероссийское совещание-семинар по вопросам художественного образования в школе. // Искусство в школе № 1 1997, — с. 67−68.
  129. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы ивозможности. // Вопросы психологии № 5 1989.- с. 11−18.
  130. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дисс. д.псих.н.- М., 1994,36 с.
  131. B.C., Вяткин Б. А. Общая психология / Под. ред. A.B. Петровского.- ., 1976.- с. 398−418
  132. A.C. Искусство и процесс познания.- М.: Изд-во МГУ, 1986.-с. 14−25.
  133. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.-с. 321−348.
  134. Е.В. Педагогические основы профессиональнойподготовки студентов педагогического училища (колледжа) корганизации досуговой деятельности учащихся младших классов: о Дисс. на соиск. на соиск. канд. пед. наук. Липецкий ГПУ, — Л., 1998.127 с.
  135. Л.М. Психология профессионального развития учителя,— М.: «Флинта»: Моск. псих.-соц-ный ин-т, 1998.- 200с.
  136. В.Ф. Концепция многомерного развития личности как основа психологии учителей. // Вопросы психологии 1987 № 61 с.61−62.
  137. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителю.-Кишинев: «Штиинца», 1991.- 197 с.
  138. .M. «Чему и как мы учим». // Искусство в школе № 11 997.141. .Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  139. A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия. // Магистр № 1 1998.- с. 60−68.
  140. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность. // Педагогика 1995 № 6.- с. 63−68.
  141. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.- М., 1995.- с. 140−145.
  142. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дисс. доктора псих, наук.-М., 1984,-с. 15−24.
  143. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. / Ю. Б. Алиев, Р. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др. / Под ред. H.A. Кушаева.- М.: Просвещение, 1986, — 240 с.
  144. В. Социологические аспекты профессионального труда педагогов в условиях НТР. // Учитель и его профессия. Таллин, 1977,-с. 49−59.
  145. .Д. Социальная психология и гуманитарное образование: проблема, тенденции, перспективы. // Магистр № 2 1998.- с. 29−36.
  146. Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Психологический журнал № 4 1 14,-М.: Наука, 1993.- с. 142−146.
  147. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и педколледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское пед. агенство, 1995.- 637 с.
  148. М.А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов.: Автореф. дисс. к.псих.н. Иркутский ПИ.- Иркутск, 1998.- 23 с.
  149. В.А. Идея «я мир» в развитии личности. // Новые ценности образования № 3.- М., 1995, — с. 27−37.
  150. В.А. Психология неадаптивной активности.- М.: Горбунок, 1992.-223 с.
  151. Петру шин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика.: Учебное пособие для студ. вузов.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.- 176 с.3
Заполнить форму текущей работой