ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° вопросов школьного историчСского образования с 1881-1917 Π³Π³

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ сСкция ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ общСствСнной пСдагогичСской ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ «ΠœΠΎΡΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠ΅ общСство ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ тСхничСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ» (ΠœΠžΠ Π’Π—) Π² 1890 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»Π° Π½Π°Π΄ вопросами прСподавания истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС. Она ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ истории Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ учащимися процСсса историчСского развития ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° вопросов школьного историчСского образования с 1881-1917 Π³Π³ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Русская историко-мСтодичСская мыс с 1881—1917 Π³Π³.: ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ… школьного историчСского образования.

Π‘ 1881 ΠΏΠΎ 1917 Π³ΠΎΠ΄Π° ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ процСссы Π½Π°Π±ΠΈΡ€Π°Π»ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡ‹ роста с Π½Π΅Π±Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΠΉ быстротой ΠΈ ΡΠΈΠ»ΠΎΠΉ, Π·Π°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ½ΡƒΠ»ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈ ΡΡ„Π΅Ρ€Ρƒ образования. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ этого развития Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΡΡˆΠΈΠ΅ потрСбности страны Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, общСствСнная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ просвСщСния, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ прогрСссивной пСдагогичСской мысли.

ΠŸΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ прСподавания истории, ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΠ²ΡˆΠ°Ρ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ классичСской школС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π° постоянныС Π½Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²Π° прСдставитСлСй Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ичСского направлСния историко-мСтодичСской мысли России. ВсС Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ нарСкания ΠΈ ΡΠΎ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ консСрвативных ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ².

На Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ вопросов школьного историчСского образования Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΈ профСссуры ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π²ΡˆΠΈΠ΅ интСрСсы Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… общСствСнно-политичСских слоСв.

Π―Ρ€ΠΊΡƒΡŽ характСристику состояния прСподавания истории Π² Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡΡ… Π΄Π°Π» историк ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ И. И. БСллярминов. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ истории, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, — ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΌΠ°Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ учащихся. «Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… истории проводится Π² Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ… самого прСподаватСля, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ этом пассивны». НарСкания Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ «Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΊ наглядности, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ мСтодичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² прСподавания истории, Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ понятийного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°, ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ соврСмСнности"БСллярминов И. И. НастоящСС ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ всСобщСй истории Π² Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡΡ… ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ измСнСния Π΅Π³ΠΎ //Π–ΡƒΡ€Π½Π°Π» ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния. 1863. № 3. Π‘.-387.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ Π’Π°Ρ€ΡˆΠ°Π²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠŸΠ΅Ρ‚Србургского унивСрситСтов Н. И. ΠšΠ°Ρ€Π΅Π΅Π² ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ истории Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ состоянии, ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ этого являлось Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ классичСской Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ, Π³Π΄Π΅ истории ΠΎΡ‚Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ второстСпСнноС мСсто ΠΈ Π΄Π»Ρ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ «ΠΏΠ»ΠΎΡ…ая ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΊ Π² Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ…"ΠšΠ°Ρ€Π΅Π΅Π², Н. О ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //Русская школа. 1899. -№ 10. Π‘.- 194−196.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ России обвиняли ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Π² Π½Π΅ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии стоящим ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ общСством Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ, Π² ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ граТданских чувств учащихся, Π² ΠΎΡ‚сутствии творчСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ; ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ Π½Π° Π½Π°Π·Ρ€Π΅Π²ΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² прСподавания. Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ рСформирования систСмы школьного историчСского образования ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΈΠΌΠΈ Π² ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΎ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΡ… слоСв профСссуры ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅.

ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ школьного историчСского образования Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ «Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ учащихся Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ историчСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹», ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ России Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ учащимся «Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ фактичСскиС свСдСния, Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ стран Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса"ΠšΠ°Ρ€Π΅Π΅Π², Н. О ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //Русская школа. 1899-. № 10.-Π‘.- 194−196.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ сСкция ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ общСствСнной пСдагогичСской ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ «ΠœΠΎΡΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠ΅ общСство ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ тСхничСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ» (ΠœΠžΠ Π’Π—) Π² 1890 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»Π° Π½Π°Π΄ вопросами прСподавания истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС. Она ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ истории Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ учащимися процСсса историчСского развития ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ упускаСмы ΠΈΠ· Π²ΠΈΠ΄Ρƒ характСристики эпох, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π’ Π΄ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΠΈΡΡ… ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ процСсса обучСния истории, Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π½Π° ΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… пСдагогичСских ΠΈΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ Π₯Π₯ Π². ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ школьного историчСского образования. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ историками-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ прСподавания истории. Π’Π°ΠΊ профСссор А. И. Π―Ρ€ΠΎΡ†ΠΊΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» ΠΈΡ… Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ учащиСся Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹. Π’Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² ввСдСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… унивСрситСтских курсов истории, Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΡ…Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ «ΠΈΡΠΊΠ°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ"Π―Ρ€ΠΎΡ†ΠΊΠΈΠΉ, А. И. Какова Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ срСдняя школа? //Русская ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ. 1913. № 2-. Π‘.- 82−83. ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ И. М. ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π² Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π» своС согласиС с Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ памяти учащихся Π½Π΅Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ школа «Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅». Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π» ΠΊΠ°ΠΊ «Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ ΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов, содСрТаниС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΡŽΠ΄ΡŒ Π½Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π»ΠΈΡ†» ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π², И.М. К Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ° русской истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //ВСстник воспитания. 1910. № 6. Π‘.58−60. Однако И. М. ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π² Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ А. И. Π―Ρ€ΠΎΡ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ школС Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ систСматичСский курс истории. «Π’ΠΎ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ всСго историчСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ» ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π², И.М. К Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ° русской истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //ВСстник воспитания. 1910. № 6. Π‘.58−60. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ искаТались, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ одностороннС. «Π¨ΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ курс Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, установлСнныС Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠΉ учащимся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅» ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π², И.М. К Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ° русской истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //ВСстник воспитания. 1910. № 6. -Π‘.-58−60.

Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ Российской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊ, профСссор А. П. Павлов ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ курсом истории ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π» Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» МнСния ΠΏΡ€ΠΎΡ„. Московского унивСрситСта А. П. Павлова ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌ срСднСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ //ВСстник воспитания. 1900. № 2.-Π‘.- 69−70.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡΡ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π•. А. ЗвягинцСв основныС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ историчСского курса Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ «Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ учащихся Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ явлСния чСловСчСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΆΠΈΡ‚ия, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ самым ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ для Π½ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ участниками общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ». ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ курса истории — «ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ учащимся ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ настоящСго Π² ΡΠ²Π΅Ρ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ» ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π², И. М. НовСйшиС тСчСния Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ истории //ВСстник воспитания. 1915. № 3. Π‘.- 92−93.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ Н. И. ΠšΠ°Ρ€Π΅Π΅Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Ρ†Π΅Π»ΡŒ историчСского образования Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся «ΠΈΡΡ‚оричСского ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ процСсса историчСского развития ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Ρ‹ ΠΈΠ· Π²ΠΈΠ΄Π° характСристики особСнностСй эпох, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ» Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ «Π½Π΅ ΡΠΎΠ±Ρ€Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π±ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… событиях, Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° общСствСнных ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… процСссов"ΠšΠ°Ρ€Π΅Π΅Π², Н.И. О ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //Русская школа. 1899. № 10. Π‘.194−196.

ОсобоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ направлСнности курса истории, Π° Ρ†Π΅Π»ΡŒ прСподавания истории видСлась Π² ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ учащихся ΠΊ «ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠΌΠΈ граТданских обязанностСй"ΠšΡƒΠ»ΠΆΠΈΠ½ΡΠΊΠΈΠΉ, Π―. Π‘. ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ истории Π² ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΈΡ… гимназиях, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ 13 ΠΈΡŽΠ»Ρ 1913 Π³. //Русская школа. 1914. № 5−6. -Π‘. 120−121. Π’ Ρ†ΠΈΡ€ΠΊΡƒΠ»ΡΡ€Π΅ ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния ΠΎΡ‚ 13 ΠΈΡŽΠ»Ρ 1913 Π³. ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ всСгда ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ школа ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… русских Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Ρ‹Ρ… судСб России Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ знания ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ силу для добросовСстного ΠΈ Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ слуТСния Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ» Циркуляр ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ для муТских Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ //Π–ΡƒΡ€Π½Π°Π» ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ просвСщСния. 1913;. № 11. -Π‘-. 20.

Π’ 1915 — 1916 Π³Π³. комиссия ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π³Ρ€Π°Ρ„Π° П. И. Π˜Π³Π½Π°Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π° занялась Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠΉ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ комиссии ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дискуссии Π½Π° ΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… пСдагогичСских ΠΈΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡΡ‚ Π―. Π‘. ΠšΡƒΠ»ΠΆΠΈΠ½ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΈΡΡ‚ория Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ интСрСсам, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ нравствСнный», основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ прСподавания истории Π² ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ Π·Π²Π΅Π½Π΅ — «Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся историчСскоС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π½ΠΈΡ… историчСскоС ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅"ΠšΡƒΠ»ΠΆΠΈΠ½ΡΠΊΠΈΠΉ, Π―. Π‘. НовыС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ //Русская школа. 1916; № 7−8. Π‘.- 86−88.

Π’ 1911 Π³. ΠΈΡΡ‚оричСская комиссия общСства распространСния тСхничСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»Π° Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ срСди ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ истории, ΠΎΠ½ΠΎ Π΄Π°Π»ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ видСлись Ρ†Π΅Π»ΠΈ прСподавания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°. Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π·Π° ΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠΌ истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Он Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ учащихся ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ завСдСния. Π’ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Π°Ρ… видСлось стрСмлСниС ΡΠ±Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ истории с Π·Π°ΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ соврСмСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ курсов истории («ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅» ΠΈ «ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСскоС» воспитаниС) Бырочковский, Π‘. Π•. АнкСта ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС //ВСстник воспитания. 1913. № 3. Π‘. 124 — 125, 128.

Π˜Ρ‚ΠΎΠ³ΠΈ дискуссии ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… обучСния истории Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Π» Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π΅ΠΆΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΊΠ° «Π’опросы прСподавания истории Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС» И. М. ΠšΠ°Ρ‚Π°Π΅Π², ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ прСподавания истории являСтся ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ соврСмСнности. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ курс, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹, ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ всС основныС стороны историчСского процСсса.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² Π² Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΉ историко-мСтодичСской мысли Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ нСсколько ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ историчСского образования. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…, главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… курсов истории — это усвоСниС учащимися ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ суммы историчСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ…аничСскоС Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ — учащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ историчСского процСсса, Π½ΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ врСмя Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ особСнности развития эпохи, Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ историчСских личностСй. ИмСло мСсто ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ школа Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ историчСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащихся, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈ связи ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΡ… событий с ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡŽ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ особая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ прСподавания истории Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ граТданских качСств личности учащСгося. ΠšΡƒΡ€ΡΡ‹ истории Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ