Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дальнейшие этапы исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подробно содержание деятельности педагога-исследователя на обозначенных этапах представлено в различных книгах по методологии педагогики (например, Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006, или Краевский В. В. Методология педагогики: современный этап. М.: «Академия», 2008), и мы подробно останавливаться на этом не будем, позволив себе ограничиться лишь рядом важных, с нашей точки… Читать ещё >

Дальнейшие этапы исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наконец отметим, что в процессе анализа литературы целесообразно задействовать обзоры, приведенные в ранее защищенных добросовестно выполненных диссертациях, так или иначе родственных выполняемой работе, конечно, дополнив их собственным анализом текстов-первоисточников. Проработав некоторое количество исследований философского, психологического, педагогического профиля, снабдив этот процесс собственным осмыслением результатов предшественников, исследователь устанавливает несформированность у студентов и школьников значимых умений и компетенций и одновременно неразработанность того или иного сегмента теории — на этой основе можно утверждать, что актуальность выбранной темы подтверждается, перейти к дальнейшему формулированию проблемы, постановке цели и задач работы, выдвижению рабочей гипотезы.

Следует, конечно, оговориться, что такая упрощенная схема начального этапа исследования наиболее соответствует исследованиям практической направленности, предполагающим конкретный практический выход — методику, технологию обучения, воспитания, формирования личностных качеств и т. п. Гораздо сложнее дать обобщенную структуру этого этапа для теоретического педагогического исследования, — к таким относятся исследования по методологии педагогики, по истории и сравнительной педагогике, а также системно-аналитические работы, глубоко осмысливающие наличную структуру педагогического знания, направления ее целесообразной модификации, «генетические» связи между различными по масштабу и содержанию ее компонентами (например, исследование, результаты которого опубликованы в книге Н. В. Бордовской «Педагогическая системология». М.: Изд. центр «Академия», 2008). В этом случае представить подобную приведенной выше «схему движения» от одного этапа к другому мы на сегодня затрудняемся.

Представим теперь кратко, в виде таблицы (табл. 3.1), основные выделяемые в известной нам литературе этапы педагогического исследования и соответствующие им исследовательские процедуры.

юо.

Этапы (фазы) исследования по А. М. Новикову.

Исследовательские процедуры.

проектировочный.

  • — анализ педагогической действительности и фиксирование противоречий, обусловливающих актуальность предполагаемой темы исследования; анализ литературы по теме исследования и выявление уровня ее разработки предшественниками;
  • — выведение из совокупности противоречий основной проблемы исследования и различных ее подпроблем;
  • — определение предмета, объекта, цели и гипотезы предполагаемого исследования, формулировка его задач;
  • — конструирование плана проведения будущего исследования, включающего этапное его описание с определением задач каждого этапа, методов

и последовательности их решения, прогнозирование результатов на каждом этапе.

технологический.

  • — теоретическая проверка выдвинутой гипотезы, опосредующая конструирование концептуальных и нормативных моделей исследуемого педагогического феномена;
  • — конструирование методологического инструментария исследования, разработка форм и методов организации образовательной деятельности обучаемых — в контексте реализации построенных моделей;
  • — практическое «воплощение» разработанных методик и технологий образовательной деятельности: констатирующий, поисковый (пилотный), формирующий и контрольный педагогический эксперимент;
  • — при необходимости: корректировка отдельных компонентов методического инструментария и осуществления повторного (модифицированного) экспериментального цикла

рефлексивный.

  • — анализ и интерпретация результатов всех этапов эксперимента, логически опосредующие необходимую коррекцию и повторение экспериментальных циклов;
  • — осмысление результатов на предмет подтверждения выдвинутой гипотезы и степени решенности (завершенности решения) поставленных задач;
  • — проектирование задач дальнейшей работы в русле темы исследования с возможными ее расширением, обобщением, детализацией, конкретизацией и т. п.

Подробно содержание деятельности педагога-исследователя на обозначенных этапах представлено в различных книгах по методологии педагогики (например, Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006, или Краевский В. В. Методология педагогики: современный этап. М.: «Академия», 2008), и мы подробно останавливаться на этом не будем, позволив себе ограничиться лишь рядом важных, с нашей точки зрения, фрагментов.

После того как выбрана тема исследования и обоснована ее актуальность, определены цель, предмет, объект и задачи работы, проанализирована литература по теме исследования следует этап пилотажного, предварительного поиска подходов к решению проблем, интересующих автора. На этом этапе он формулирует первоначальный вариант своего замысла, рабочую гипотезу — это первоначальное, сформулированное тезисно предположение о том, что необходимо сделать в педагогическом пространстве для того, чтобы достигнуть желаемого результата. Мы считали для себя возможным не формулировать в данном разделе основные требования к гипотезе, поскольку они подробно представлены в процитированных выше работах методологов, и сфокусировать свое внимание на том, как выдвигается педагогическая гипотеза, откуда она берется.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой