Дальнейшие этапы исследования
Подробно содержание деятельности педагога-исследователя на обозначенных этапах представлено в различных книгах по методологии педагогики (например, Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006, или Краевский В. В. Методология педагогики: современный этап. М.: «Академия», 2008), и мы подробно останавливаться на этом не будем, позволив себе ограничиться лишь рядом важных, с нашей точки… Читать ещё >
Дальнейшие этапы исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наконец отметим, что в процессе анализа литературы целесообразно задействовать обзоры, приведенные в ранее защищенных добросовестно выполненных диссертациях, так или иначе родственных выполняемой работе, конечно, дополнив их собственным анализом текстов-первоисточников. Проработав некоторое количество исследований философского, психологического, педагогического профиля, снабдив этот процесс собственным осмыслением результатов предшественников, исследователь устанавливает несформированность у студентов и школьников значимых умений и компетенций и одновременно неразработанность того или иного сегмента теории — на этой основе можно утверждать, что актуальность выбранной темы подтверждается, перейти к дальнейшему формулированию проблемы, постановке цели и задач работы, выдвижению рабочей гипотезы.
Следует, конечно, оговориться, что такая упрощенная схема начального этапа исследования наиболее соответствует исследованиям практической направленности, предполагающим конкретный практический выход — методику, технологию обучения, воспитания, формирования личностных качеств и т. п. Гораздо сложнее дать обобщенную структуру этого этапа для теоретического педагогического исследования, — к таким относятся исследования по методологии педагогики, по истории и сравнительной педагогике, а также системно-аналитические работы, глубоко осмысливающие наличную структуру педагогического знания, направления ее целесообразной модификации, «генетические» связи между различными по масштабу и содержанию ее компонентами (например, исследование, результаты которого опубликованы в книге Н. В. Бордовской «Педагогическая системология». М.: Изд. центр «Академия», 2008). В этом случае представить подобную приведенной выше «схему движения» от одного этапа к другому мы на сегодня затрудняемся.
Представим теперь кратко, в виде таблицы (табл. 3.1), основные выделяемые в известной нам литературе этапы педагогического исследования и соответствующие им исследовательские процедуры.
юо.
Этапы (фазы) исследования по А. М. Новикову. | Исследовательские процедуры. |
проектировочный. |
и последовательности их решения, прогнозирование результатов на каждом этапе. |
технологический. |
|
рефлексивный. |
|
Подробно содержание деятельности педагога-исследователя на обозначенных этапах представлено в различных книгах по методологии педагогики (например, Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006, или Краевский В. В. Методология педагогики: современный этап. М.: «Академия», 2008), и мы подробно останавливаться на этом не будем, позволив себе ограничиться лишь рядом важных, с нашей точки зрения, фрагментов.
После того как выбрана тема исследования и обоснована ее актуальность, определены цель, предмет, объект и задачи работы, проанализирована литература по теме исследования следует этап пилотажного, предварительного поиска подходов к решению проблем, интересующих автора. На этом этапе он формулирует первоначальный вариант своего замысла, рабочую гипотезу — это первоначальное, сформулированное тезисно предположение о том, что необходимо сделать в педагогическом пространстве для того, чтобы достигнуть желаемого результата. Мы считали для себя возможным не формулировать в данном разделе основные требования к гипотезе, поскольку они подробно представлены в процитированных выше работах методологов, и сфокусировать свое внимание на том, как выдвигается педагогическая гипотеза, откуда она берется.