Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое обеспечение экономического образования учащихся начальных классов: на материале Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятийный аппарат исследования. Экономическое образование понимается как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности и дающих возможность увидеть свое место в окружающем мире и существования в нем посредством применения знаний, умений, способностей. С учетом специфики рассматриваемой проблемы экономическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы экономического образования в школе
    • 1. 1. Становление и развитие экономического образования в российской школе
    • 1. 2. Сущность и структура экономического образования младших школьников
    • 1. 3. Педагогические условия экономического образования младших школьников в якутской школе
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по экономическому образованию младших школьников в якутской школе
    • 2. 1. Критерии и показатели уровня экономической образованности учащихся начальных классов якутской школы и итоги констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Содержание и организация осуществления экономического образования младших школьников в якутской школе
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогическое обеспечение экономического образования учащихся начальных классов: на материале Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с переходом регионов на рыночные отношения, повышением роли экономической самодеятельности, изменением форм собственности экономическое образование подрастающего поколения приобретает особую актуальность, появляется необходимость в формировании экономически развитой личности, соответствующей современным условиям жизни. Резкий переход к рынку, непоследовательность в реформировании хозяйства, недоучет территориальных и социальных аспектов рыночных процессов, неподготовленность населения привели к определенным трудностям в проведении экономических преобразований.

Необходимость вовлечения местных кадров в промышленной отрасли (нефтяная, газовая, электроэнергетика, геология, железнодорожная и т. д.) и сельское хозяйство (аграрная) Республики Саха (Якутия) требует ранней адаптации к техногенной цивилизации, что даст возможность подготовить кадров из местного населения, способных обеспечивать развитие региона, позаботиться о себе.

В этих условиях возникла объективная потребность в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных, экономически грамотных специалистов. Стратегическая линия экономического образования будущих специалистов должна закладываться в период их обучения и воспитания в начальной школе, так как именно этот этап является основополагающим в становлении личности школьника.

Разработка проблемы формирования экономической культуры осуществляется на основе уже имеющегося в педагогике опыта по вопросам экономического образования, который нашел отражение в трудах С. Т. Шацкого, указывающего на необходимость сближения процесса обучения с реальными социальными процессамив работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, отражающих значимость экономического воспитания в процессе коллективного труда.

Современное состояние исследований свидетельствует о рассмотрении различных аспектов проблемы. Общетеоретические и методологические основы экономического образования проанализированы в трудах А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, Л. П. Куракова, JI.H. Пономарева, В. К. Розова, И. А. Сасовой, К. А. Улыбина и др.

Вопросы экономического образования в рамках учреждений инновационного типа и учреждений дополнительного образования рассмотрены в исследованиях Р. Н. Асатулина, Т. А. Федоткиной, М. Н. Чуйковой и др. Ряд работ посвящен изучению возможностей формирования экономически значимых качеств личности, культуры делового общения, потребительской культуры (Т.А. Ильина, М. А. Селиванова, Т. А. Степченко, М. Н. Умутбаев и др.). Вопросы подготовки школьников к фермерскому труду, предпринимательской деятельности в период становления рыночных отношений изучаются Т. В. Елисиной, П. П. Кондратьевым, А. И. Парамоновым, Т. С. Рахметовым, П. А. Степановым и др.

Рассмотрению проблем экономического образования младших школьников, подготовки будущих учителей начальных классов к его осуществлению посвящены исследования О. В. Бажиной, И. А. Мельничук, И. Г. Рябовой, О. М. Стригиной и др. В ряде работ начальная школа рассматривается как важнейший пропедевтический этап в системе непрерывного экономического образования (Г.С. Агошкова, Н. Г. Гордиенко, Е. В. Иванова, В. А. Кальней, C.JI. Чернер и др.). Актуальность экономического образования младших школьников подчеркивается также в методических письмах Министерства образования Российской Федерации.

Анализ теоретических источников дает основание для вывода о том, что в науке наработана значительная психолого-педагогическая база, создающая предпосылки для дальнейшего осмысления и изучения проблемы экономического образования учащихся начальных классов якутской школы.

Изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить противоречия между: о объективной потребностью воспитания учащихся, обладающих развитой экономической культуройориентирующихся в экономической действительности в соответствии с возрастными возможностями младшего школьника и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационно-методических аспектов воспитания и обучения личностио потребностью младших школьников в успешном самоопределении и недостаточной разработанностью вопроса об оптимизации этого процесса в научной литературео необходимостью заложить в начальной школе основы экономического образования с учетом той местности, в которой живут дети, и недостаточным уровнем готовности системы образования к его осуществлению.

Таким образом, очевидная общественная значимость экономического образования, направленного на подготовку подрастающего поколения к реальной жизни в том регионе, в котором в основном они будут работать, отсутствие целенаправленных исследований, рассматривающих пути его осуществления, обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение экономического образования учащихся начальных классов (на материале Республики Саха (Якутия))».

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность экономического образования учащихся начальных классов и реализовать их на практике учебно-воспитательного процесса в условиях якутской школы.

Объект исследования — экономическое образование учащихся начальных классов как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования — реализация содержания, форм организации и методов экономического образования учащихся начальных классов якутской школы.

Гипотеза исследования — экономическое образование учащихся начальных классов якутской школы может быть наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: о осуществить систематическую, последовательную пропедевтическую экономическую подготовку младших школьников путем включения в учебно-воспитательный процесс предмета «Экономика" — о выявить специфику экономической подготовки младших школьников с учетом региональных особенностей республики: производственно-хозяйственных, социально-бытовых, этнических и т. д.- о формировать устойчивую мотивацию обучающихся к усвоению экономических знаний, обуславливающую осознание детьми необходимости использования их в условиях рыночной экономики.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Определить возможности совершенствования экономического образования младших школьников в условиях якутской школы.

3. Определить критерии, показатели и уровни, характеризующие эффективность экономического образования младших школьников.

4. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному экономическому образованию учащихся младших классов в процессе совершенствования всей образовательно-воспитательной работы якутской школы.

5. Экспериментально проверить систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность экономического образования младших школьников якутской школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские положения о человеке как субъекте деятельности, о ведущей роли деятельности в формировании личностио взаимосвязи процесса воспитания с основными элементами общественной жизни (П.П. Блонский, J1.C. Выготский, П.В. Каптерев) — современная парадигма личностно-ориентированного образованияконцептуальные положения о содержании образования, методах и формах организации обучения (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, М.С. Коган) — концепция непрерывной социально-экономической подготовки детей и молодежи.

Теоретическими предпосылками исследования являются: теория экономического образования школьников (А.Ф. Аменд, В. К. Розов, И. А. Сасова и др.) — исследования, посвященные проблемам индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев,.

A.А. Кирсанов, М. И. Махмутов, И. Э. Унт и др.) — изучению психолого-возрастных особенностей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л. С. Выготский,.

B.В. Давыдов, Л. В. Занков, Т. И. Щукина, ДБ. Эльконин и др.).

Использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования:

• теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме исследования;

• программные и нормативные документы по организации процесса изучения экономики младшими школьниками;

• диагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос учителей, родителей и учащихся начальных классов);

• экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный);

• праксиметрические (анализ продуктов деятельности) — методы статистической обработки данных и графического изображения результатов.

Понятийный аппарат исследования. Экономическое образование понимается как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности и дающих возможность увидеть свое место в окружающем мире и существования в нем посредством применения знаний, умений, способностей. С учетом специфики рассматриваемой проблемы экономическое образование учащихся начальных классов — это процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности младшего школьника как субъекта экономической деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями.

Базой опытно-экспериментальной работы являлись Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Винокурова Намского улуса, Чаранская средняя общеобразовательная школа им. В. Н. Мигалкина, Сырдахская средняя общеобразовательная школа им. И. С. Портнягина и Чериктяйская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Алданского Усть-Алданского улуса. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2001;2002 гг.) — поисково-аналитический: изучение и анализ литературы, отражающей опыт работы по экономическому образованию школьников.

Второй этап (2002;2006 гг.) — опытно-экспериментальный: накопление эмпирических данных, отбор и апробация методики диагностики экономической образованности младших школьников. Проведение опытно-экспериментальной работы в экспериментальных школах.

Третий этап (2006;2007 гг.) — завершающий: систематизация и обобщение результатов формирующего эксперимента, формулировка основных положений и оформление диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что:

• определены критерии и уровни экономической образованности учащихся начальных классов якутской школы;

• обосновано и разработано педагогическое обеспечение экономического образования младших школьников как наиболее отвечающее логике изменяющихся условий глубоких экономических преобразований;

• разработана учебная программа по экономике для младших школьников якутской школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных подходов к организации экономического образования младших школьников в условиях якутской школы, способствующих воспитанию учащихся, обладающих развитой экономической культурой, грамотностью, ориентирующихся в экономической действительности современного общества.

Практическая значимость исследования.

Разработанная программа по экономике для младших школьников якутской школы может быть использована учителями начальных классов школ Республики Саха (Якутия) и в национальных регионах Российской Федерации. Предлагаемая система критериев, показателей и уровней экономической образованности, методические материалы (диагностические задания, упражнения и задачи с экономическим содержанием, ситуации на анализ и моделирование экономического поведения, экономические игры) помогут учителям более эффективно организовать процесс экономического образования учащихся начальных классов.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования излагались на международной научно-практической конференции «Эффективность образования в условиях его модернизации» (г. Новосибирск, 2005 г.) — на научной конференции «IX Лаврентьевские чтения, посвященные Международному году физики» (г. Якутск, 2005 г.) — на ежегодной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 30-летию г. Нерюнгри (г. Нерюнгри, 2005;2006гг.) — на международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в современном образовании» (г. Новосибирск, 2006 г.) — на региональной научно-практической конференции «Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2006 г.), а также ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начального обучения педагогического института Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются разносторонним анализом проблемы при определении исходных теоретических позицийкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследованияобобщением результатов опытно-экспериментальной работысочетанием количественного и качественного анализа полученных данных с привлечением методов статистической обработки результатовпозитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс экономического образования учащихся начальной школы в период реформирования российской экономики выступает тем решающим фактором, который при определенных условиях формирует общую и функциональную грамотность человека, обеспечивающую готовность реально участвовать в новых экономических структурах рынка.

2. Организационно-педагогические условия обеспечения экономического образования младших школьников якутской школы учитывают логику изменяющихся условий глубоких экономических преобразований, акцентируя внимание на необходимость развития таких форм, которые обеспечивали бы: воспитание готовности принимать участие в решении проблем, стоящих перед обществомутвердить в сознании и поступках общечеловеческие нравственные принципысформировать активность в решении как собственных, так и общечеловеческих проблем.

3. Содержание экономического образования подрастающего поколения исходит из региональных особенностей: производственно-хозяйственных, социально-бытовых, этнических, территориальных и социальных аспектов рыночных процессов, а также учитывает общие теоретические основы развития рыночной экономики.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы и обоснованности вынесенных на защиту положений. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует расширения и углубления. Направлениями дальнейшего исследования в рамках данной проблемы может быть: исследование проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в экономическом образовании на всех ступенях обучения якутских школьников.

Заключение

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные выводы и результаты:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме опыта экономического образования школьников позволило выявить, что наибольшее признание и распространение в данном процессе приобретает индивидуально-дифференцированный подход, учет этнических особенностей младших школьников, что позволит совершенствовать изучение экономики для учащихся начальных классов якутской школы. Раскрыто его значение: развитие познавательного интереса к экономическим знаниям, экономической деятельности, учебе у младших школьниковобеспечение целостности формируемых у учащихся представлений об окружающей действительности.

2. Организация экономического образования в начальной школе обусловлена необходимостью создания условий для развития экономической культуры личности, формирования элементарной экономической грамотности, умений ориентироваться в экономической действительности, навыков экономического поведения, представлений о содержании основных социально-экономических ролей в обществе в соответствии с возрастными возможностями младшего школьника и требованиями государственного образовательного стандарта.

3. Целенаправленное осуществление экономического образования учащихся начальных классов предполагает определение его содержания. На теоретическом уровне нами уточнена сущность, определены задачи экономического обучения и воспитания младших школьников. Охарактеризованы структура и содержание экономического образования учащихся начальных классов.

4. Определены критерии показатели и уровни, характеризующие эффективность экономического образования младших школьников: когнитивный компонент (экономические знания, умения) — мотивационно-потребностный компонент (потребности, ценностные ориентации, мотивы экономической и учебной деятельности) — деятельностно-практический компонент (умения экономической деятельности, экономическая активность, экономически значимые качества личности) — поведенческий компонент (экономически целесообразное поведение, коммуникативные умения).

5. В процессе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность предложенных методов и средств экономического образования младших школьников в изучении экономики: эвристическая беседа, создание воспитывающих ситуаций, сюжетно-ролевые и деловые игры и др.- задачи и упражнения с экономическим содержанием, ситуации на анализ и моделирование экономического поведения. Об эффективности данных методов и средств свидетельствует динамика увеличения показателей сформированности экономической образованности младших школьников экспериментального класса, изменение ролевой позиции каждого ребенка в процессе различных видов деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф. Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся социально-экономических условиях: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ф. Ф. Абазов. — Уфа, 2001. — 40 с.
  2. , Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академия- Раритет, 1997. — 704 с.
  3. , Г. С. Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): дис.. канд. пед. наук / Г. С. Агошкова. Майкоп, 1997.-255 с.
  4. , М. JI. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / М. JI. Алферова. Челябинск, 1999. — 170 с.
  5. , А. Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи / А. Ф. Аменд // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. -Зелена Гура- М., 1994. С. 101−112.
  6. , А. Ф. Педагогическое руководство экономическим воспитанием школьников: методические рекомендации / А. Ф. Аменд- Челябин. гос. пед. ин-т, Челябин. обл. ин-т усовершенствования учителей. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1987. 85 с.
  7. , А. Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: дис.. канд. пед. наук / А. Ф. Аменд. Челябинск, 1975. — 221 с.
  8. , А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: методические рекомендации / А. Ф. Аменд. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988. 72 с.
  9. , А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: монография / А. Ф. Аменд. Челябин: Изд-во ЧГПУ- Факел, 1996.-152 с.
  10. , А. Ф. Экономическое воспитание школьников / А. Ф. Аменд.1. Свердловск, 1976. 113 с.
  11. , Е. Г. Роль и место межрегиональной ассоциации «Дети и экономика» в решении проблемы экономического образования школьников в России / Е. Г. Антонсенков // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. Зелена Гура- М., 1994. — С. 77−81.
  12. , А. Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Н. Атрашенко. Новосибирск, 1994. — 17 с.
  13. , В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1979. — 184 с.
  14. , Г. В. Перспективы социально-трудовой подготовки учащейся молодежи в современной социально-экономической ситуации / Г. В. Афанасьева // Школа и экономика: тез. докл. науч.-практ. конф. -Витебск, 1993.-Ч. 1.-С. 128−130.
  15. , Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  16. , С. Б. Экономическое воспитание учащихся / С. Б. Бадмаев, Д. А. Березовская. Элиста, 1988. — С. 70.
  17. , В. И. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. И. Беспалько. -М., 1995. 164 с.
  18. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 160 с.
  19. , Т. В. Маркетинг как фактор экономического образования личности учащегося: дис. канд. пед. наук / Т. В. Блохина. Челябинск, 1998.-219 с.
  20. , JI. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / JI. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 212 с
  21. , Н. К. Формирование экономической культуры учащихся в системе непрерывного экономического образования школы: дис. .канд. пед. наук / Н. К. Бушкова. Рязань, 1999. — 192 с.
  22. , Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  23. , У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / У. А. Винокурова. Новосибирск, 1992. — С. 144.
  24. , У. А. Этнопсихологические основы воспитания и обучения детей народностей Севера и Арктики / У. А. Винокурова // Языки, культура и будущее народов Арктики: тез. докл. междунар. конф. -Якутск, 1993.-Ч. 1.-С. 41−42.
  25. Возрастная и педагогическая психология / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 1998. — 320 с.
  26. Вопросы психологии младших школьников: межвузов, сб. науч. тр. / Саратов, гос. пед. ин-т им. К. А. Федина. Саратов: Изд-во СГПИ, 1984. -159 с.
  27. Вопросы теории и практики экономического воспитания: материалы 2-ой межвузов, науч. конф. по проблемам экономического воспитания. -Челябинск, 1970.-173 с.
  28. Воспитательная система сельской школы: учеб.-метод. пособие / под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1997. — 146 с.
  29. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  30. , Б. С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Советская педагогика. 1987. — № 7. -С. 57−62.
  31. , В. А. Личностно-ориентированная подготовка школьников к сельскохозяйственному труду в фермерских хозяйствах в условиях перехода к рынку: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Горбунов. -Киров, 1997.-16 с.
  32. , Н. Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г.
  33. . М., 1994. — 20 с.
  34. , Н. И. Дополнительное экономическое образование школьников / Н. И. Городецкая // Школьный экономической журнал. -1994.-№ 8.-С. 24−29.
  35. , А. А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов / А. А. Григорьева. М.: Аспект-Пресс, 1999. -314 с.
  36. , О. Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (1917−1997 г. г.): дис.. д-ра пед. наук / О. Г. Грохольская. М., 1997. — 322 с.
  37. , А. С. Эколого-экономическое образование младших школьников в учебном процессе: дис.. канд. пед. наук / А. С. Гурская. -Челябинск, 2002.-179 с.
  38. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 238 с.
  39. , Д. А. Сельская школа Якутии: организационное педагогическое обеспечение / Д. А. Данилов. Якутск: ИПКРО, 1988. -84 с.
  40. , А. В. Экономическая подготовка школьников / А. В. Даринский // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 14−17.
  41. , Т. Е. Педагогические основы развития экономического мышления школьников и студентов в условиях региона: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Джагаева. Владикавказ, 1999. — 193 с.
  42. , Н. М. Формирование экономической культуры учащихся сельских школ: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Загвязинская. Тюмень, 2000. -174 с.
  43. , Н. Методологические основы школьного экономического образования / Н. Заиченко // Экономика в школе. 2000. — № 3. — С. 4049.
  44. , Н. А. Педагогические возможности экономическогообразования в современной школе: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Зайченко. СПб., 1988. — 248 с.
  45. , М. Я. 32 урока по экономике: рабочая тетрадь учителя / М. Я. Замек. М.: Вита-пресс, 1995. — 65 с.
  46. , Н. Методологические основы школьного экономического образования / Н. Занченко // Экономика в школе. 2000. — № 1. — С.21−29.
  47. , Н. Методологические основы школьного экономического образования / Н. Занченко // Экономика в школе. 2000. — № 2. — С.24−36.
  48. , И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников / И. Зарецкая, С. Чернер // Школа. 1998. — № 4. — С. 34−40.
  49. , А. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования: дис.. канд. пед. наук / Анджей Збуцки. Ярославль, 2005. — 144 с.
  50. , А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  51. , JI. В. Экономическое образование учащихся начальных классов на материале факультатива по экономике: дис. канд. пед. наук / Л. В. Земляченко. Саранск, 2001. — 215 с.
  52. , Е. Н. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Землянская. -Москва, 2003.-406 с.
  53. , Е. Н. Экономическое образование в школьной программе / Е. Н. Землянская // Народное образование. 2002. — № 2. — С. 220−226.
  54. , В. М. Современные тенденции обновления сельской школы: на материале школ Московской области: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Егоров. М., 1991. — 16 с.
  55. , И. Начало экономики: учебно-методическое пособие / И. Ермакова, Т. Протасевич- под ред. С. А. Равичева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: МЦЭБО, 1997. — 90 с.
  56. , И. Начала экономики / И. Ермакова, Т. Протасевич //
  57. Школьный экономический журнал. 1998. — № 1−3. — С. 54−75.
  58. , М. Н. Социально-экономическая подготовка сельских школьников в условиях рыночной экономики: дис.. канд. пед. наук / М. Н. Ермоленко. М., 2005. — 379 с.
  59. , А. В. Математическое образование в регионах Севера / А. В. Иванова. Якутск: Полиграфист, 1996. — 280 с.
  60. , А. В. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера: учеб. пособие / А. В. Иванова. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1996. — 56 с.
  61. , А. В. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования): монография / А. В. Иванова, А. П. Иванова- М-во образования Рос. Федерации, М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск, 2003. — 96 с.
  62. , М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  63. , А. П. Школьнику о рыночной экономике: учеб. пособие для старшеклассников / А. П. Казаков. М.: Знание, 1993. — 206 с.
  64. , Е. Н. Содержание экономического образования школьников: дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Камышанченко. Харьков, 1994.- 188 с.
  65. , Е. Н. Теоретические вопросы определения содержания экономического образования школьников / Е. Н. Камышанченко. -Белгород, 1994.-38 с.
  66. , В. Экономическое образование: от первых шагов к системному решению / В. Каряев // Народное образование. 2004. — № 10. -С. 175 179.
  67. , Е. И. Экономическое воспитание как средство формирования трудовой дисциплины старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук/Е. И. Кириллова. М., 1991.- 16 с.
  68. , JI. М. Экономика и экология для малышей: метод, пособие дляработы с детьми 6−10 лет / JI. М. Кларина- науч. рук. Липсиц И. В. -М.: Вита-Пресс, 1995. 143 с.
  69. , JI. М. Экономика и экология в начальной школе / JI. М. Кларина. М.: Вита-Пресс, 1997. — 208 с.
  70. , Н. Я. Экономическое воспитание: организация и эффективность / Н. Я. Клепач. М.: Экономика, 1979. — 224 с.
  71. , JI. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / JI. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 128 с.
  72. Концепция непрерывного экономического образования детей и учащейся молодежи / под ред.: В. А. Полякова, И. А. Сасовой. М.: ИПСМ РАО, 1994.-45 с.
  73. Комплексный анализ состояния современной сельской школы. России / В. П. Лисовский, М. П. Гурьянова, Г. В. Пичушка и др. М.: Изд-во АСОПиР, 2000.-60 с.
  74. , А. Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха) / А. Г. Корнилова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1997.-144 с.
  75. , Г. А. Педагогические условия формирования организованности как нравственно-экономического качества личности школьника: автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990. — 24 с.
  76. , Г. А. Зачем изучать экономику / Г. А. Крылова // Народное образование. 1994. — № 6. — С. 81−83.
  77. , Н. Б. Экономическое воспитание учащихся 4−7 кл. сельской школы в процессе их подготовки к сельскому хозяйству труду: автореф.дис. канд. пед. наук/ Н. Б. Кулакова. -М., 1985. 17 с.
  78. , JT. П. Экономическое образование и воспитание школьников / JI. П. Кураков, Е. И. Соболева, В. Н. Якимов- под ред. В. Я. Якимова. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.
  79. , А. П. Семейная экономика / А. П. Кушина, М. А. Кунин. Тула, 1991.-225 с.
  80. Левчук, 3. К. Экономическое воспитание учащихся 4−7 кл. сельских школьников в учебной и внеклассной работе по математике: дис.. канд. пед. наук / 3. К. Левчук. Минск, 1984. — 193 с.
  81. Левчук, 3. К. Воспитание у детей элементов экономической культуры / 3. К. Левчук, Т. М. Сорокина // Начальная школа. 1990. — № 5. — С. 16−19.
  82. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  83. , А. В. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педагогических институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся сельских школ: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Леонтьев. М., 1992. — 18 с.
  84. , И. Структура обучения экономическим знанием в средней школе / И. Липсиц, Л. Антонова // Российский экономический журнал.1992.-№ 12.-С. 110−121.
  85. , И. В. Экономика / И. В. Липсиц. М.: Вита-Пресс, 2000. — 350 с.
  86. , Ю. Б. Трудовая деятельность сельских школьников в условиях комплексного трудового обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Б. Литвиненко. Челябинск, 1992. — 23 с.
  87. Литова, 3. А. Роль игры в развитии личности школьника в новых экономических условиях / 3. А. Литова // Школа. 2000. — № 3. — С. 3639.
  88. Литова, 3. А. Экономическое образование и воспитание в современной школе / 3. А. Литова // Школа. 1999. — № 6. -С. 36−38.
  89. , Б. Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИГЖ и ФГЖ / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  90. , Л. Принципы экономики / Л. Любимов, Н. Раннева. М., 1995.-384 с.
  91. , Л. Основы экономических знаний / Л. Любимов. М., 1995. -585 с.
  92. , Г. Н. Философия и образование / Г. Н. Максимов- М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т повышения квалификации работников образования. Якутск, 2004. — 128 с.
  93. , В. Г. Педагогические условия экономического воспитания школьников / В. Г. Малин // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. -Зелена Гура- М., 1994. С. 87−89.
  94. , С. В. Педагогическое руководство экономической подготовкой учащихся в общеобразовательной школе: дис.. канд. пед. наук / С. В. Малин.-М., 1997.-196 с.
  95. , В. В. Справка о состоянии и тенденциях развития экономического образования учащихся в общеобразовательных учреждениях Рязанской области: (по результатам комплексного мониторинга на 01.07.1997 г.) / В. В. Маскин. Рязань, 1997. — 22 с.
  96. , О. В. Совершенствование экономической подготовки учащихся сельскохозяйственных техникумов: дис. канд. пед. наук / О. В. Матвиенко.-К., 1991.- 190 с.
  97. , В. М. Об экономической культуре трудящихся/ В. М. Матушкин // Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: Мысль, 1981.-296 с.
  98. , М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина. -М.: Просвещение, 1976. 207 с.
  99. , В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. М.: Гуманитарий, 1995. — 224 с.
  100. , Л. П. Некоторые экономические вопросы в воспитанииучащихся средней общеобразовательной школе: дис.. канд. пед. наук / J1. П. Мельникова. Челябинск, 1967. — 235 с.
  101. , И. А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: дис.. канд. пед. наук / И. А. Мельничук. Минск, 1989. — 162 с.
  102. , А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием этнопедагогики народа Саха) / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. — 126 с.
  103. Ю2.Мулдуянова, Н. А. Дидактическая игра «Биржа» / Н. А. Мулдуянова // Начальная школа. 2003. — № 12. — С. 96−97.
  104. ЮЗ.Муптян, А. В. К познанию рыночной экономики через игру / А. В. Муптян // Школа и производство. -1991. № 6. — С. 79−81.
  105. , В. С. Возрастная психология: учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. М.: Академия, 1997. — 432 с.
  106. Ю5.Нагуманова, И. И. Экономическая подготовка как фактор социального становления школьников: дис.. канд. пед. наук / И. И. Нагуманова. -Москва, 1999.-176 с.
  107. , Н. Г. Теория и практика развития образования в сельском районе в новых социально-экономических условиях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Г. Наумов. -, 2001. 40 с.
  108. , Р. С. Психология / Р. С. Немов. М., 1995. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 576 с.
  109. Ю8.Неустроев, Н. Д. Этнопедагогика народов Севера / Н. Д. Неустроев. -Якутск: ИПКРО, 1999. 140 с.
  110. , Н. Н. Образование и рынок: проблемы взаимодействия / Н. Н. Нечаев // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. Зелена Гура- М., 1994.-С. 11−15.
  111. ПО.Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание сельских школьников / А. С. Нисимчук. М.: Педагогика, 1983. — 168 с.
  112. Ш. Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание в сельской школе / А. С.
  113. Нисимчук. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  114. , А. С. Педагогические основы экономического воспитания сельских школьников: дис.. д-ра пед. наук / А. С. Нисимчук., 1991. -378 с.
  115. , А. С. Экономическое воспитание в сельской школе / А. С. Нисимчук. М.: Просвещение, 1988. — С. 141.
  116. , А. С. Экономическое образование школьников / А. С. Нисимчук. М.: Просвещение, 1991. — С. 160.
  117. , А. Г. Менталитет народа Саха / А. Г. Новиков. Якутск: Изд-во Аналит. центра при Президенте PC (Я), 1995. — 141 с.
  118. Иб.Нуртдинова, А. А. Формирование экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы: автореф. дис. канд. пед. наук / А. А. Нуртдинова. Челябинск, 2000. -22 с.
  119. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред.: В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко и др. 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  120. , Г. А. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Петушкова. Челябинск, 2005. — 212 с.
  121. , М. М. Насущные проблемы современной школы / М. М. Пистрак. М., 1925. — 89 с.
  122. , М. М. Режим экономии и школа / М. М. Пистрак // На путях к новой школе. 1926. — № 10. — С. 19.
  123. , Г. В. Состояние и перспективы подготовки школьников к сельскохозяйственному труду в современных условиях / Г. В. Пичушка. М.: Изд-во АСОПиР, 200. — 60 с.
  124. , В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В. А. Поляков, И. А. Сасова // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19−26.
  125. , В. А. Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы / В. А. Поляков. М., 1998. — 152 с.
  126. , В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе / В. Д. Попов. М.: Мысль, 1981. — 236 с.
  127. , В. Д. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность / В. Д. Попов, Н. Я. Клепач. М., 1979.
  128. , Е. В. Формирование нравственно-экономической воспитанности младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Попова. -Челябинск, 2000. 24 с.
  129. , И. С. Этнопедагогика «Кут-Сюр». Педагогические воззрения народа Саха / И. С. Портнягин. М.: Академия, 1998. — 184 с.
  130. , А. С. Игровая технология и ее педагогические возможности / А. С. Прутченков // Школьный экономический журнал. 1997. — № 1. -С. 31−34.
  131. , А. С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / А. С. Прутченков. М., 1990. — 16 с.
  132. Ш. Пряникова, В. Г. История образования и педагогической мысли / В. Г. Пряникова, 3. И. Равкин. М., 1995.
  133. Ш.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  134. , С. JI. Рекомендации по преподаванию экономики в начальной и основной общеобразовательной школе (5−7 кл.) / С. JI. Равичев, Т. А. Протасевич. М., 1996. — 20 с.
  135. , С. В. Управление подготовкой будущих учителей косуществлению экономического образования младших школьников: дис.. канд. пед. наук / С. В. Раскина. Челябинск, 2001.-186.
  136. , В. К. Методика экономического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / В. К. Розов- под ред. Б. П. Шемякина. -М.: Просвщение, 1985. 160 с.
  137. , Г. А. Экономическая деятельность школьников в процессе производственного труда как средство их подготовки к новым условиям хозяйствования: дис. канд. пед. наук / Г. А. Романова. М., 1996.
  138. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — Т. 1. — 608 с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1999. — Т. 2. — 670 с.
  140. НО.Рябинина, Н. П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: дис.. д-ра пед. наук / Н. П. Рябинина. М., 1998. — 396 с.
  141. , И. Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: дис.. канд. пед. наук / И. Г. Рябова. Челябинск, 1999. — 209 с.
  142. , Е. В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Савина. Челябинск, 1999. — 157 с.
  143. , Е. В. Уроки экономики в школе 10 класс: пособие для учителя: в 2 кн. / Е. В. Савицкая, С. Ф. Серегина. М.: Вита-Пресс, 1999. -Кн. 1.-447 с.
  144. , Е. В. Уроки экономики в школе 9 класс: пособие для учителя: в 2 кн. / Е. В. Савицкая, С. Ф. Серегина. М.: Вита-Пресс, 1998. — Кн. 2. -447 с.
  145. , А. Экономика образования и экономика в образовании школьников / А. Самохина // Народное образование. 2002. — № 10. -С.209−217.
  146. , И. А. Социально-экономическая подготовка школьников на пороге третьего тысячелетия / И. А. Сасова // Образование как средство развития человека, общества, государства: сб. науч. докл. междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 1997.-С. 10−16.
  147. , И. А. Теория и практика экономической подготовки к труду в новых условиях хозяйствования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. А. Сасова.-М., 1989.-36 с.
  148. , И. А. Оценка социально-экономической подготовки школьников / И. А. Сасова // Школа и производство. 1998. — № 4.
  149. , И. А. Экономическое образование: проблемы и решения / И. А. Сасова // Школа. 1995. — № 2. — С. 23.
  150. , И. А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова. М.: АЛО, 1996. — 64 с.
  151. , И. А. Экономическая подготовка школьников: проблемы и пути решения / И. А. Сасова // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. -Зелена Гура- М., 1994. С. 48−57.
  152. , Г. А. Экономическая игротека на уроках математики 1−4 классы: учебная модификационная программа / Г. А. Сафонова. -Волгоград: Учитель, 2003. 74 с.
  153. , А.Д. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Д. Семенова. Якутск, 2005. — 40 с.
  154. , Т. Е. Организация экономического воспитания младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Сергеева. Оренбург, 1991. -165 с.
  155. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  156. , В. Д. Становление фермера начинается в школе / В. Д. Симоненко // Школа и производство. 1994. — № 3. — С. 12−14.
  157. , В. А. Формирование социально-активной личности / В. А.
  158. Сластенин. -М.: МГПИ, 1986. 151 с.
  159. , Е. В. Преемственность в экономической подготовке школьников / Е. В. Смирнова // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. Зелена Гура- М., 1994. — С. 84−87.
  160. , Е. В. Экономический букварь / Е. В. Смирнова. М.: Владос, 1996.-48 с.
  161. , Т. В. Методические рекомендации в помощь учителю экономики: 2−3 (2−4) классы / Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. М.- Самара: Корпорация «Федоров», 1997. — С. 112.
  162. , Т. В. Экономический сказочный словарь / Т. В. Смирнова. -Самара: Изд. дом «Федоров»: Изд-во Учеб. лит., 2006. 128 с.
  163. , А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-метод. пособие / А. А. Смоленцева. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 176 с.
  164. , А. А. Знакомим школьника с азами экономики с помощью сказок: практ. пособие / А. А. Смоленцева. М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  165. Содержания образования в сельской школе: состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. / сост.: М. П. Гурьянова, П. С. Ермошкина, Г. В.- Пичугина и др. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 50 с.
  166. , Г. М. Политехническая подготовка сельских школьников на базе животноводческого комплекса: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. М. Соловьянюк. М., 1987. — 17 с.
  167. , Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Соколова. Челябинск, 2000. — 171 с.
  168. , А. Серьезные игры с денежным сюжетом / А. Сопельняк, М. Разбаш // Народное образование. 1997. — № 7. -С. 41−44.
  169. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: метод, пособие / В. Г. Бочарова, А. С. Ермошкина, М. Р.
  170. Гурьянова и др. М., 2000. — 255 с.
  171. Социология / Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко и др. М.: Просвещение, 1990.
  172. , Д. В. Воспитание экономического мышления старшеклассников инновационных образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук / Д. В. Стукалов. Челябинск, 1999. — 158 с.
  173. , Е. Экономика с первого класса / Е. Ступина, А. Ступин // Народное образование. — 2004. — № 10. -С. 192−195.
  174. , В. Экономика в школе: чему учить? / В. Тамбовцев // Школьный экономический журнал. 1991. — № 2. — С. 51−53.
  175. , Т. Экономика в школе: мифы и реальность / Т. Терюкова // Школьный экономический журнал. 2002. — № 10. — С. 14−22.
  176. , Е. В. О проблемах вопросах российского образования на современном этапе / Е. В. Ткаченко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 10, Институ развития образования и воспитания подрастающего поколения. 2001. -№ 1. — С. 11−14.
  177. , JI. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / JI. В. Трубайчук // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 6−9.
  178. , В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. М., 1988.-320 с.
  179. , Э. Ж. Формирование профессиональных интересов школьников в современных условиях сельскохозяйственного производства: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. Ж. Туляганов. М., 1992.- 18 с.
  180. , А. И. Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы: дис.. канд. пед. наук / А. И. Тюнин. -Челябинск, 2001. 177 с.
  181. Философский энциклопедический словарь / ред. сост. Е. Ф. Губский. -М.: Инфра, 1989.-575 с.
  182. , В. П. Экономические отношения и экономическое сознание /
  183. B. П. Фофанов. Новосибирск, 1979. — 145 с.
  184. Ш. Фуксон, JI. М. Как построить новую школу?: концепция личностно-развивающего обучения / JI. М. Фуксон // Народное образование. 1994. -№ 7−8.-С. 6−11.
  185. , С. Л. Азбука экономики / С. JI. Чернер, И. И. Нагуманова, М. Н. Чуйкова. М., 1997. — 72 с.
  186. , С. JI. Система экономической подготовки учащихся общеобразовательной школы / С. JI. Чернер // Учащаяся молодежь и рынок: сб. науч. тр. Зелена Гура- М., 1994. — С. 57−61.
  187. Чернер, С. J1. Теория и практика личностно-ориентированной социально-экономической подготовки школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук /
  188. C. Л. Чернер. М., 1998. — 42 с.
  189. , С. Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся / С. Н. Чистякова // Учащаяся молодежь и рынок. Зелена Гура- М., 1994. — С. 25−33.
  190. , М. Н. Педагогичесие условия экономической подготовки учащихся педагогических колледжей: дис.. канд. пед. наук / М. Н. Чуйкова.-М., 1997.- 190 с.
  191. , В. П. Якутская народная педагогика / В. П. Шапошников // Народное образование Якутии. 1992. — № 1. — С. 20−22.
  192. , Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / Б. П. Шемякин. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  193. , А. Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А. Т. Шпак. Киев, 1987. -128 с.
  194. Шпунтова, 3. И. Подготовка учителя к формированию экономической культуры школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. И. Шпунтова. -Самара, 1999.- 18 с.
  195. , О. А. Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения: дис.. канд. пед. наук / О. А. Шумакова. Челябинск, 1999. — 159 с.
  196. Экономическая культура: кн. для учителей начальных кл. (1−3) / сост.: Дудников В. В., Ильина JI. Ю. Курач Е. А. и др. Самара: СИПКРО, 1994.-75 с.
  197. , JI. Е. Социально-экономические проблемы народного образования / Л. Е. Эпштейн. М.: Просвещение, 1969. — 154 с.
  198. , Л. Е. Экономика и ты: в помощь изучающим основы экономических знаний / Л. Е. Эпштейн. М.: Молодая гвардия, 1972. -208 с.
  199. , Л. Г. Экономику с 1 класса / Л. Г. Якименко // Учительский вестник.-1997.-№ 7.-С. 1.
  200. , В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин. -2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
Заполнить форму текущей работой