Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса: На материале истории
Диссертация
В 90-е годы поиски разрешения кризисной ситуации в обществе коснулись и школьной практики и привели к рождению нового жанра учебной литературы — рабочих тетрадей, выпускаемых издательством «Открытый мир» Рабочие тетради 90-х годов построены на принципах индивидуализации и диалогизации образования. Они являются материализацией идей гуманистической школы, так как именно ученик выступает соавтором… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. стр
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- 1. 1. Рабочая тетрадь как средство повышения эффективности учебного процесса в истории отечественного образования
- 1. 2. Специфика жанра рабочей тетради в преподавании истории в школе
- 1. 3. Технология применения рабочих тетрадей в учебной деятельности школьников на уроках истории
- ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ИСТОРИИ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Содержание и особенности организации учебного процесса с использованием рабочей тетради. стр
- 2. 2. -Влияние нового жанра учебной литературы на содержание и формы педвузовского образования. стр
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. стр
Список литературы
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе:
- Пособие для учителей // Под ред. А. Г. Колоскова. М.: Просвещение, 1984.-271 с.
- Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. Дисс. д-ра пед. наук.-Тюмень, 1997.-272 с.
- Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и пракгики.-Тюмень:Изд-во ТОГИРРО, 1996.-216 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни.-М.:Издательский дом Шалвы Амо-нашвили, 2000.-142 с.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты и акценты в теории и практике образования.//Педагогика, 2000,№ 2 .-С. 11−16
- Алексюк А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке, как средство повышения эффективности обучения.- Киев, 1992.- 28 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Анисов М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики. -М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
- Аплетин М. Из итогов обследования учебников истории в разных странах // Вестник просвещения. Ежемесячный общественно-педагогический журнал Московского отдела Народного образования. 1928., № 10−11 (октябрь-ноябрь).-С.47−62
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие М.: Знание, 1978. -64 с.
- Барабанов В.В., Баранов П. А. История как учебный предмет в современной системе образования России. В сб.:"Современные подходы в преподавании истории", Материалы Международного семинара //
- СПб.: изд-во «Образование», 1996.-98 с.
- Барг М.А. Категории и методы исторической науки: М.: Наука, 1984.342 с.
- Барышников Е.И., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах . СПб.: Центр педагогических информаций, 1996.-122 с.
- Баткин JT.M. Возобновление истории: размышления о политике и культуре. -М.: Московский рабочий, 1996, — 299 с.
- Баткин JI.M. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М., 1985. — С. 47−72
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979.424 с.
- Бацин В.К. История как школьный предмет в многонациональной России. В сб.: «Современные подходы в преподавании истории», материалы международного семинара. СПб.: Издательство «Образование», 1996.-С. 26−38.
- Белкин А.С., Н.К. Жукова. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999.-136 с.
- Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками целостночгмыслового содержания гуманитарных предметов. Автор еф. дисс. кандидат педагогических наук. — Волгоград, 1995.- 20 с.
- Берельковский И.В. Теория и практика деятельности педагогического коллектива в отечественной школе 20−30 хг. Нижний Новгород, 1994.19 с.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания Кемерово. «Алеф», 1992.94 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования.-М., «Педагогика», Бийск, научно- издательский центр БиГПИ, 1993.-172 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-190 с.
- Библер B.C. Исторический факт как фрагмент действительности. //В сб.: «Источниковедение: теоретические и методологические проблемы"-М.: Наука, 1969.-101 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975.-339 с.
- Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.-413 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: Основы программы — Кемерово: Алеф, 1992.-94 с.
- Бим-бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Издательство Российского открытого ун-та, 1994.-37 с.
- Бим-Бад Б. М. Методический аппарат школьных учебников ведущих капиталистических стран Запада в 20−60 е годы XX века (по предметам социально-исторического цикла) // Проблемы школьного учебника. История школьных учебных книг. М., 1990, вып. 19.-226 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогичекая антропология. М.: УРАО, 1998.- 575 с.
- Блок М. Апология истории или Ремесло истории М.: 1986.-254 с.
- Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории: Пособие для учителей. Н.: Просвещение, 1983.-208 с.
- Богоявленский Б.Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. 1995, № 3 .-С.29−41
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Издательство ЛГУ, 1970.- 135 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. 1995.- 326 с.
- Ботович Е.Д. Психолого педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно — диагностических заданий. В сб.: «Нетрадиционные оценки качества знаний школьников. Психологический аспект» — Н.: Новая школа, 1995.-С. 15−35
- Ботович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. Н.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Боцманов Н.Э., Захарова А. В. Роль общения в формировании личности ребёнка. // В сб.: «Мир подростка» // Под ред. А. А. Будалева — М.: Медицина, 1982.-С.206−228
- Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961.-540 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981 .-82 с.
- Вдовина А.А. Критика концепции английских и американских буржуазных историков по проблемам народного образования в СССР в довоенный период. //Автореф. Дисс. кандидат педагогических наук, 1979.17 с.
- Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. -М., 1961.-43 с.
- Вестник просвещения. Ежемесячный общественно-педагогический журнал Московского отдела Народного образования. —М., 1927, № 7−8 (июль-август).-97 с.
- Вильвовская А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к образованию: Автореф. дисс. кандидат педагогических наук — М., 1996.-18 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. // Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.360 с.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личноетных характеристик у школьников. // Автореф. дисс. кандидат пед. наук-Л., 1983.-16 с.
- Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: Теория, история, современность. -М.: Политиздат, 1987.-312 с.
- Вольняков В.В. Ценностное отношение в системе философского знания. // Автореф. дисс. кандидат философских наук-М., 1985.-23 с.
- Вопросы совершенствования школьного учебника. -М., 1975.-312 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.-351 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.
- Гасанова М.Н. к проблеме нравственного становления личности. В сб.: «Методологические проблемы психологии личности». / Под ред. Ф.Т. Михайлова-М.: КПН, 1981.-С.166−180
- Генецинский В.И. Знание как педагогическая категория. Опыт педагогической .Л.: Издательство ЛГУ, 1984.-142 с.
- Голубев А.В. Новейшая история России в учебниках 1995 года // исторические исследования в России. -М.:1996.-С.56−65
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М., 1995.-108 с.
- Гранина Л.В. Влияние образно эмоциональных приёмов на повышение эффективности изучения истории в 4−7 классах. // Автореф. дисс.кпн. — Л., 1986.-17 с.
- Гречаный В.В. Категория ценности: философский и лингвосемантиче-ский анализ. — Спб: С-Перербургский государственный университет, 1993.- 131 с.
- Гречаный В.В. Философское и методологическое значение понятие ценности. // Автореф. дисс. кандидат философских наук Л.: 1974.23 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, 1. М.:Сентябрь, 1996.-112 с.
- Гулыга А.В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974.- 128 с.
- Гуманизация и гуманитаризация образования. Актуальные проблемы современного урока. Ульяновск, 1999, — 95 с.
- Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт. Самара, 1997.-272 с.
- Гуманизация преподавания общественных наук. — Алма-Ата, 1990.-105с.
- Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции (сост. С.А. Шаповалов). М.: ТОО «Чарм», 1996.-160 с.
- Гуревич, А Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. -М., 1996.-368 с.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» -М.: Индрик, 1993.- 327 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., 1984 .- 272 с.
- Давыдов В.В. Деятельный подход в психологии: проблемы и перспективы.- М: АПН СССР, 1990, — 180 с.
- Давыдов В.В. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе. -Душанбе, 1970, — 340 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. — М.: Педагогика, 1986 .240 с.
- Давыдов В.В., JI.C. Выготский и проблемы педагогической психологии // JT.C. Выготский педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.-С. 5−32
- Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996, № 5.-С. 52−62
- Денисов А.И. Проблема методов обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР в 1917—1931 годах. (На материале преподавания гуманитарных дисциплин).- М., 1975, — 22 с.
- Добрынин Н.Ф. Проблема усвоения школьниками значимости учебного материала // Учёные записки Московского Городского педагогического института им. В. П. Потёмкина.-М., 1957 Т. LXTX. Вып. 4.-С. 520
- Долженко О.В. Очерки по философии образования — М.: Компания Кворум: Промо-Медиа, 1995 .- 239 с.
- Дубровин И. В. Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. В сб.: «Ценностные ориентации и интересы школьников — М.: АПН СССР, 1983.-С. 27−36
- Ерик П.Д. Преподавание истории в русской школе в XVIII веке // Преподавание истории в русской школе. М., 1960, № 4.-С.67−74
- Ермолаева JI.K. Первое знакомство с историей (концепция учебника для начальной школы) // Распутывая связь времен: историческое образование в России, Тель-Авив, 2000 (сдано в печать).
- Журавлёв И.К. Через доказательства к убеждениям. В кн. «Вопросы дидактики и методики обучения гуманитарным наукам в средней школе». Под ред. А. Т. Кинкулькина, И. Я. Лернера, А. А. Миролюбова. — М.: Педагогика, 1969.-С.49−82
- Загвязинский В.И. Методологические проблемы социально- педагогического проектирования и программирования на современном этапе // Разработка и реализация проектов и программ развития, образовательных учреждениий.-Тюмень., 1998.- 258 с.
- Заковьев М.А. Очерки методики преподавания истории М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1955 .-184 с.
- Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика.- Тюмень, 2001.Дисс. на соиск. учен, степени докт. пед.наук., 272 с.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., 1990.- 194 с.
- Ионов И. Н. Развитие исторической науки и школьного образования в
- России. // Распутывая связь времен: историческое образование в России, Тель-Авив 2000, (сдано в печать).
- Казакин М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формированиев коллективе: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989, — 84 с.
- Каим М.С. Системный подход и гуманитарное знание Л.: Издательство ЛГУ 1991.-384 с.
- Княжицкий А.И. Пишем учебники вместе. // Книжное обозрение, № 35, 30 августа 1994.-С.12
- Княжицкий А.И. Пишем учебники вместе. // Книжное обозрение, № 43, 25 сентября 1994.-С. 11
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю.Пед.словарь: Для студ. Высш. И сред.пед.учебн. завед.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.176 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948.- 472 с.
- Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. -М., 1968.- 48 с.
- Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации (1926−1930). М., 1950.-22 с.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. -М.: Политиздат, 1979.-216 с.
- Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно- ориентированного образования процесса в школе ю-Дис. на соиск. Учен. Степени докт. Пед наук.-272 с.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989.-127 с.
- Курганов С.Ю., Литовский В. Ф. Учебный диалог как форма обучения // Психология. Киев, 1983. Вып. 22.-С. 32−47
- Курганов С.Ю., Соломадин И. М. Учебный диалог и психологическое исследование мышления // Методологические проблемы оснований науки. -Киев, 1986.-С. 48−59
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление Минск: Издательство БГУ, 1983.-190 с.
- Лаврякова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личност-но ориентированных технологий обучения. Автореф. Дисс. кандидат педагогических наук. — Волгоград, 1996.-22 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972.-239 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.-185 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.-191 с.
- Лернер И.Я. Теоретические проблемы современного учебника. — С.: НИИОП, 1989.-172 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека, Псков, 1997.-168 с.
- Макужиева В.Г. Формирование нравственно — оценочных суждений исторических личностей (на материале истории средних веков в 7 классе средней школы), // Автореф. дисс. кандидат педагогических наук. — Спб., 1993.-18 с.
- Малинин Г. А. Развитие самостоятельности и активности, учащихся в школах опытных станций Наркомпроса РСФСР (1919−1937). -М., Автореф. дисс. кандидат педагогических наук, 1969.-22 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.-191 с.
- Марушкевич А.И. Размышления о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника. -М., 1974, вып. 1.-252 с.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комисарова Е.Ю.// Диалог в обучающей системе. Киев .: Высшая школа, 1969.-182 с.
- Межевский В.Н. Пути повышения интереса к истории и влияние интереса на качество знаний у школьников. // Автор. Дисс. кандидат педагогических наук. М.: 1956.-15 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» -Пермь: ПГПИ, 1988.-79 с.
- Менчинская Н.А. Психологические требования к учебникам.-М., 1995, вып.63.-С. 141−168
- Методика. Рабочие тетради для учителя. М.: Изд-во Гимназии «Открытый мир», 1995.-656 с.
- Монахов В.М., Кабардин О. Ф. Этапы подготовки и проверки новых учебников Н Советская педагогика, 1983, № 5.-С.72−78
- Мышление учителя Личностные механизмы и понятийный аппарат
- Н Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990.104 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии И Вопросы психологии, 1975г., № 5.-С. 142−154.
- Нгуен Д.Т. Проблема познавательной активности учащихся в истории советской педагогики (1959−1972г.г.) // Автореф. дисс. кандидат педагогических наук. Минск, 1976.-20 с.
- Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев: Наукова думка, 1989.-116 с.
- Панфилов О.М. система ценностей и структура личности: Автор, дисс. кандидат философских наук Л. 1979.-16 с.
- Панфилов О.М. Ценностное отношение: природа и генезия. Автореф. дисс. доктор философских наук — СПб., 1994.-32 с.
- Парипко О.М. Историческое сознание школьников, современное состояние и процесс формирования // Автореф. Дисс. кандидат педагогических наук-М. 1991.- 17 с.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем. // В сб.: культура, образование, развитие индивида. М. 1990.-С. 6−19.
- Педагогический словарь. Для высших и средних педагогических учебных заведений.-М.:Академия, 2000.-175 с.
- Проблемы гуманитарного познания. Сборник статей // отв. Ред. А. Н. Кочергин, В. П. Рофанов. — Новосибирск: Наука, 1986.-333 с.
- Проблемы школьного учебника. -М. 1985, вып. 15 —252 с.
- Проблемы школьного учебника. -М., 1974, вып. 1.- 256 с.
- Промова М.Т. Если вы преподаватель. -М.: ТОО, Диз-Арт, 1998,-152с.
- Психологические проблемы построения школьных учебников. -М., 1979.- 182 с.
- Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998.- 544 с.
- Рабочая книга по обществоведению, 1-й год обучения. Современность.-М-Л:ГИЗ, 1927.-378 с.
- Равкин З.И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательных школ.-М., 1965.-56 с.
- Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М. Бахтина // Вопросы психологии. 1985, № 6-С.103−116
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике // Шатан Ю. В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. Новосибирск. 1996, № .-С. 23−29
- Рожков Н.А. Учебник истории всеобщей и русской. I-IV. -М.: ГИЗ, 1918−395 с.
- Российское образование: история и современность. М., 1994, — 253 с.
- Рубениггейн С.JI. Принцип творческой самостоятельности: к философским основам современной педагогики. // Вопросы психологии. 1986,№ 4.-С. 91−113
- Семёнов И.И., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. В кн. «Исследование проблем психологии творчества» // Под. ред. Я. А. Пономарева — М.: Наука, 1983.-С. 154−182.
- Сержантов В.Ф., Гречатый В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1980, — 216 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология Волгоград: «Перемена», 1994.-149 с.
- Современные подходы в преподавании истории. // Материалы международного семинара. -СПб.: Издательство «Образование», 1996.-134 с.
- Споры о главном: Дисскурсия о настоящем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» // Рос. АН. Ин-т всеобщей истории- отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1993.- С. 9−20.
- Становление и развитие советской школы и педагогики (1917−1937 г. г.). Сборник научных трудов. -М., 1978.- 97 с.
- Струминский В.Я. Теоретичес-кая дискуссия в советской педагогике. Работник просвещения. М., 1930. -168 с.
- Тененбаум М.И. Тетрадь для самостоятельных работ по истории древнего мира. -М., 1968.-92 с.
- Тененбаум М.И. Тетрадь для самостоятельных работ по истории СССР. -М., 1967.- 108 с.
- Теория и практика создания школьных учебников. Тезисы Всесоюзной конференции на тему «Теория и практика создания школьных учебников». -М.: Б.И., 1988, — 381 с.
- Троицкий Ю.Л., Шатин Ю. В. Историографическое письмо как дискурсивная практика.-Новосибирск, 1997, Дискурс № 5−6.-С.60−66
- Троицкий Ю.Л. «Новая технология исторического образования» // Первое сентября. Еженедельно приложение «История» № 45, 1994.-С.1
- Троицкий Ю.Л.О предмете историографии. // Дискурс. Новосибирск. 1996, № 3−4.-С.48−51
- Троицкий Ю.Л. Имя и родословная. М.: Изд-во «Открытый мир», 1995.-32 с.
- Троицкий Ю.Л. Киевская Русь (эпизоды истории Отечества), Учебное пособие, — М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.-96 с.
- Троицкий Ю.Л. История России Х-ХУ1 вв.:Рабочая тетрадь.-Жуковский.:МИМ ЛИНК, 2001.-96 с.
- Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы.- М., 1995.-С.290−313
- Троицкий Ю.Л. Текст учебника истории как дискурс // Распутывая связь времен: историческое образование в России.- Тель Авив, 2000 (сдано в печать).
- Троицкий Ю.Л., Молодин В., Умбрашко К. Б. Первобытность. Древний Восток. М.:Изд-во «Открытый мир», 1995.- 96 с.
- Троицкий Ю.Л., Умбрашко К. Б. Древний Восток.- М.:Изд-во «Открытый мир», 1995.-80 с.
- Троицкий Ю.Л., Умбрашко К. Б. Древний Рим. М.:Изд-во «Открытый мир», 1995.-80 с.
- Троицкий Ю.Л., Умбрашко К. Б. Древняя Греция.- М.:Изд-во «Открытый мир», 1995.-80 с.
- Троицкий Ю.Л., Умбрашко К. Б. Советский Союз: годы испытаний.-М.:Изд-во «Открытый мир», 1995.-128 с.
- Тупальский Н.И. Система требований к учебникам для высшей и средней школы.- Минск, 1986, — 63 с.
- Тюпа В.И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновамкоммуникативной риторики) // Дискурс. Новосибирск. 1996, № 1.-С.30−38
- Тюпа В.И., Троицкий Ю. Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. Новосибирск. 1997, № 3−4.-С.5−10
- Унт Инге Рабочая тетрадь и ее функция //Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-С. 157−168
- Федеральный компонент Государственного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная обложка «Общество» История // Приложение к газете «Первое сентября». История. — 1996 г., № 43.
- Философия образования для XXI века.- М.: «Логос», 1992.-208 с.
- Фрадкин Ф.А. Методологические принципы формирования советской педагогической теории (20−30 е годы). -М., 1985.- 39 с.
- Фрадкин Ф.А., Богомолова Л. И. Первые концепции советского школьного учебника и их воплощение // Проблемы школьного учебника. М., 1990, вып. 19.-С.369−377
- Харре Р. Социальная эпистемология: Передача знания посредством речи //Вопросы философии. 1991, № 9.-С. 56−57
- Фвостова К.В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете междисциплинарных исследований. —М.Российский гос. Гуманит. ун-т, 1997.-256 с.
- Худолеев П.К. Тюменские тетради. -Свердловск, 1969.- 59 е.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. — М.: Интерпракс, 1994 .- 160 с.
- Челидзе Л.Л. Что такое история? -Тбилиси.- 20 с.
- Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. Новосибирск. 1996, № 1.-С. 23−28
- Шевырев А. Новый образ старой России: Историческая мифология в современных российских учебниках // Распутывая связь времен: историческое образование в России, — Тель -Авив, 2000 (сдано в печать).
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 .- 205 с.
- Ядов В.А., Беляев Э. В., Водзинский В. В. Междисциплинарный подход к изучению соотношений между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением (доклад)-М.: 1970.-11 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии — Мю, 1994, № 2.-С. 64−77.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированная модель построения школы — гимназии. Тезисы доклада научно — практической конференции «Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения» — Петрозаводск, 1996.-С. 26−34.