Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История детских общественных организаций России в советский период

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Началом этого периода можно считать конец ХIХ века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях — школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды… Читать ещё >

История детских общественных организаций России в советский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детские общественные организации первой половины 20 века

Детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т. д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т. д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное времяорганизуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Начало ХХ века ознаменовано качественным скачком в развитии детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.

Л.В. Алиева пишет, что исторически объективен, закономерен подъем детского движения в России. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность — результат двух процессов:

  • — объективного процесса естественного развития ребенка и его самопроявления, самореализации в обществе;
  • — субъективный социально, профессионально — педагогически организованный процесс по осознанию, осмыслению возможностей ребенка — субъекта окружающей жизни и своей собственной [1, с. 49].

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т.В. Трухачева, Л. В. Алиева И.В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

  • — Допионерский;
  • — Пионерский;
  • — Постпионерский.

Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:

  • 1 этап: 10-е годы ХХ века — возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
  • 2 этап: 20е — начало 30х годов ХХ века — становление детского движения в форме пионерства — социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания.
  • 3 этап: 30е — 80 е годы — развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации — специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
  • 4 этап: 90е годы ХХ века — 10 годы ХХI века — саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально — экономических, исторических условиях российского общества [1, с. 49].

Авторы другой периодизации Т. В. Трухачева и А. Г. Кирпичник связывают этапы развития детского движения с состоянием институализации детей и подростков, формой их объединений. М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого — руководителя, показывая как меняется образ взрослого в истории детского движения в России — от фантазеров, романтиков к рабочим — производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с пионерами.

Дадим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

Допионерский период.

Началом этого периода можно считать конец ХIХ века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях — школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах. Они называются по-разному: Ижевске — Дом юного пролетария, в Перми — муравейник и т. д. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально — политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

В многообразии направлений детского движения (в 1917 г. насчитывалось более 17 значительных детских организаций) постепенно оформилась идеология детского пролетарского движения — союзника государства диктатуры пролетариата [19, с. 212].

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. характеризуется следующими признаками:

  • — выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
  • — выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми;
  • — многочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования;
  • — отсутствие контроля за их деятельностью со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самих органов;
  • — добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Многообразие структур, разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствует о фактах наличия в обществе в 10−20-е годы уникального социально — педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает классово — политическую направленность, постепенно унифицируя, сужая рамки движения — от широкого спектра форм к единой массовой организации.

Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречии в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация — часть пионерства — ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское — часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года). Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, которые способствовали превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Таким образом, пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и пытались делать исследователи — Гордин И. Г., Алиева Л. В. и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой