Формирование профессиональной компетенции будущих учителей химии по развитию креативности учащихся
Диссертация
В начале 50-х годов в обиход науки вошел термин «творческое1 мышление». Его сразу стали рассматривать как центральный* психологический механизм творчества, ядро креативности. Появлению этого термина способствовал Дж. Гилфорд, автор оригинальной концепции интеллекта. Он разделил мышление на творческое — дивергентное и логическое — конвергентное. В конце 60-х годов появилась концепция творческих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы развития креативных качеств личности в теории и практике современного образования
- 1. 1. Состояние современного образования в-России
- 1. 2. Роль и место школьного химического образования
- 1. 3. Теоретические основы развития креативности
- 1. 4. Модели учебного процесса, способствующие развитию креативности
- 1. 5. Профессиональная компетенция будущего учителя химии по развитию креативности учащихся
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Формирование профессиональной-компетенции будущих учителей химии по развитию креативности учащихся старших классов
2.1. Модель формирования профессиональной компетенции будущих учителей химии по развитию креативности’учащихся старших классов.99 2.2. Методические средства реализации модели формирования профессиональной компетенции по развитию креативности учащихся.
2.3. Методика и организация педагогического эксперимента.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение- 1990.- С. 139.
- Алексеев М.В. Методика обучения студентов будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ: Автореф. дисс.канд. пед. наук. /Московский педагогический университет. -1998
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
- Альтшуллер Г. С. Рабочая книга по теории развития творческой личности/ Г. С. Альтшуллер, И. М: Верткий. Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1990. -Ч. 1.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания М.: Воронеж, 1996.
- Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. дисс. докт. пед. наук. /Московский государственный педагогический институт. -1998. С. 41.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности.- М., 1981.-С.180.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980 — С. 432.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации «учебного процесса в высшей школе. М. 1982 С. 200.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997.-С. 275−294'.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1982.- С. 192.
- Бачков И. Смена приоритетов // Школьный психолог. 2000.- № 44.-С. 13.163
- Беликов К.Б. Химия и искусство: Методическое пособие. Самара. Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 2007, С. 80.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1931.
- Беседы с учителем. Методика обучения в 4-летней школе / Под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд. — М., 2001.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 С 191.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989 — С. 144.
- Библер B.C. Школа «диалог культур» // Советская педагогика. 1988. -№ 11.
- Битянова М. Ключ с правом передачи // Школьный психолог. 2000. -№ 42. — С. 6.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997-С. 328−348.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 144−146.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 69−79.
- Боно де Э. Серьезное творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. — С. 90−95.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основныесовременные концепции творчества и. одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997.-С. 39−56.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. «Симбирская книга», 2-е изд., испр. и доп., 2003 -С. 199.
- Бусыгин А.Г., Бусыгина Т. А. Постановка вузовской лекции и оценка её качества. Научно-методическое пособие для преподавателей вузов и заведующих кафедрами / под ред. д.п.н., проф. Бусыгиной A.JI. Самара: ГП «Перспектива" — Изд-во СГПУ. 2005. С. 32.
- Бусыгина A.JI. Профессор-профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара, СГПУ. 2003 С. 198.
- Бусыгина A.JI. Система педагогической подготовки преподавателей технических вузов // Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и пере подготовки специалистов: Сб. науч. трудов. СПб, 1992.
- Бучаченко A.JI. Химия на рубеже веков: свершения и прогнозы. Успехи химии, 1999, т. 68, № 2, с. 99−118.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003. -№ 10. — С. 51−55.
- Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. / Обзорн. информ. НИИВШ. М., 1986. Вып. 3.
- Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательномпространстве // Мир психологии. 1999. — № 4 (20). — С. 279−295.
- Волков И.П. Учим творчеству. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982.-Т.2.
- Гальперин П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, B.JI. Данилова //Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 31−38.
- Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та 1998.
- Гран Р.И. Реформы образования и старшая школа. М.: Недра, 2003. -154 с.
- Гребенкина JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Монография/ РГПУ-Рязань, 2000.- 204 с.
- Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис. д-ра пед.наук. -ЯГПУ, 2000.
- Греф Г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. 2002.
- Гусева С.И. Профессиональное становление личности педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара. 2002.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1989.- 239 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: Интор. 1996 С.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность. // Педагогика. 2003, № 4.
- Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989.1. Т. 1.
- Джорабаев Г. К. Формирование социально-активно личности школьников в учебно-воспитательном процессе. М., 1986.
- Днепров Э.Д. Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования. М.: Институт новых образовательных систем, 2002. — 26 с.
- Дружинин В.И. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 4. — С. 83−93.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 1991. — № Г. — С. 135−142.
- Дурай-Новикова К. М. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя / Формирование личности учителя в педагогическом институте. М.: МГПИД980. — 143 с.
- Дьяконов Г., Дресвянников А. Наука и инновации несущие конструкции вуза // Высшее образование в России. 2004, № 8. — С. 15.
- Загорский В.В. Этюды о предметных олимпиадах (Обзор «олимпиадных» проблем). Школьное обозрение, 2000, № 3, с. 38−41.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
- Злотин Б.Л. К творческой педагогике / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман //Журнал Триз. -1991.-2,2 (№ 4). -С. 9−17.
- Зубцова J1.K. Организационно-педагогические условия^ адаптации молодого учителя. Казань: КГПУ, 1995. -16 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.65:. Иванов И. П. Энциклопедия коллекгивных творческих дел. М., 1989.
- Ильенков Э.В. Диалекгическая логика. М.: Политиздат, 1976-
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М-, 1974. — С. 370.
- Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное? становление: студентов. Минск: Университетское. 1983.-С. 190.
- Калинина Т. М- Развитие профессионально-педагогического интереса у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Челябинский государственный университет. -1998.-17с. 181
- Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителя// Советская педагогика.- М,. 1976.- 9- С. 78 79
- Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления / А. В. Карпов, В. В. Пономарева. М.- Ярославль, 2000.
- Карпов А.В. Психология рефлексии /А. В. Карпов, И. М. Скитяева. М.- Ярославль, 2002.
- Карпов- А. В- Рефлексивные механизмы переживания кризиса / А. В^Карпов- И-М!: Скитяева // Социальная психология: практика, теория, эксперимент.: Ярославль, 2000. — Т. 2. — С. 41−44.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей /Монография. Оренбург, 1996- С.-188:
- Климов Е.А. Психология профессионала. М: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. С. 400.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993 — 344с.
- Клюге К. Цель обучения интеллектуально одаренных: «Думая, делать ход конем» // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. — С. 96−110.
- Коган В.З. Понятие' «активной личности» как категория социальной психологии//Некоторые проблемы личности: Сб.асп.работ.- М., 1971.-С.131
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
- Коломенский Я. Л: Психология общения.- Минск: «Знание», 1974.- 96 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования № 2783 от 18.07.2002 -М., 2002
- Краевский В.В., Хуторский* А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. // Педагогика. 2003, № 2.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В. В., Рыжова О. Н., Лунин В. В. Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены. Российский химический журнал, 2003, т. 47, № 2, с. 86−92.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.
- Кузьмина Н.В. Научно-практический метод анализа педагогической ситуации,— Л.: ЛГУ, 1970.- 16 с.
- Кузьминов Я.И., Якобсон Л-.И. Стратегия для России образование // Открытое образование. — 2001. — № 5. — С. 13−17.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная-деятельность учителя / Вопросы психологии, 1996. № 10. С.24−29.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара. 2002. С. 57.
- Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентностибудущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогическогообразования в XXI веке. -М., 2000 С. 360 — 362.
- Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности //
- Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997- С. 57−66.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996.
- Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 75−81.
- Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? М.: ИКЦ «Академкнига», 2003 — С. 143.
- Лобанова Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара СПб, 1997 — С. 106.
- Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Дис. канд. пед. наук Волгоград, 1998 — С. 55.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. -2001. -№ 10. -С. 56−61.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.1. Петрозаводск, 1992.
- Магомедов Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы. Учебное пособие. Самара, Издательство «Самарский Университет», 1993 — С. 251.
- Матюшкин A.M. Одаренные и талантливые дети /А. М. Матюшкин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 88−97.
- Меерович М. Основы культуры мышления / М. Меерович, Л. Шрагина // Школьные технологии. 1997. — № 5.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004-С. 319.
- Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы// Монография. М., 2002.
- Морозов А.В., Черниливский Д. В. Креативная педагогика и психология.
- М.:Академический проект, 2004.- С. 560.
- Назарова Т.С., Полат Е. С. Средства обучения. М., 1998.
- Невзоров Б.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Институт общего среднего образования РАО. -М., 1998. -С.16.
- Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под общей ред.
- B.А. Садовничего. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова- Институт компьютерных исследований, 2002, — 288 с.
- Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.1110 концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ № 175б-р от 29.12.01.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.1. C.381.
- Панфилова Л.В. Формирование Экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Учебное пособие. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. — 224 с.
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель и Я: Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993 — С. 159.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Культура, образование, развитие индивида. М., 1990.
- Педагогика: Учебное пособие/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М., 1997.
- Педагогические системы. «Одаренные дети». М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. — (Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве).
- Пеньков В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Белгород, 1997. — 18 с.
- Петрова JI.H. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Дисс. канд.пед.наук, Москва, 1997.- 149 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Платонов- К. К. Личностный подход как принцип психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1986−255 с
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МШИ, 1982.-180 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие. / Под ред. Л.'М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Академия, 2000.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2001-С. 285.
- Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. -142 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002 (англ. 1984).
- Растянников А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) //Россия молодая. -М.: 1994. -367 с.
- Рензулли Дж.С. Модель обогащающего школьного . обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж.С.Рензулли, С. М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. — С. 214−242.
- Реформы и развитие высшего1 образования: Программный документ ЮНЕСКО. 1995.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985,207 с.
- Ржаникова О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
- Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−108.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959:
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир//Вопр. философии. -1969.-№ 8. -С. 134.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М., 1990.
- Сартан М. Как это делается в Питере // Школьный психолог. 2000. — № 10.-С. 3.
- Северцов А.С. Динамика численности человечества с позиции популяционной экологии животных//Бюлл. Моск. о-ва испытателей природы Отд. биол. 1992. 27, № 6 С. 3−17.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. 1998. — № 2.
- Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.1. Ярославль: Гринго, 1996.
- Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Педагогика. -1991.-№ 10.-С. 79−84.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -С.160.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Смирнова Е.Э. Формирование модели специалиста с высшим образованием. Томск, 1984.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004.-№ 2.-С. 110−114.
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовки студентов к школе / Советская педагогика, 1975. № 11. -С.71−79.
- Степанов С.Ю. и др. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии.-1991. -№ 5. С.5−14.
- Стернберг Р Учись думать творчески / Р. Стернберг, Е. Григорен- ко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997.-С. 186−213.
- Субетто А.И. Творчество. Жизнь. Здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). М: Логос, 1992 С. 203.
- Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1979. — Т. 1.
- Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1979. — Т. 5.
- Сухомлинский В.А. Моя педагогическая система // Радянська школа. -1988.-№ 6.
- Талызина Н.Ф. Формирование профессиональной деятельности уча щихся. М.: Знание, 1983 С. 96.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.
- Тунник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003. — С. 96.
- Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Фридман JI. C, Пальчевский Б. П. Учебно-методический комплекс средств обучения .//Сов. Педагогика 1998. — № 4. — С. 18.
- Фромм Э. Душа человека. М.: ACT, 1998 С. 662.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64
- Хьелл JI. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Ком, 1998.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общество России. 1995.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
- Шрагина JI.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе// Педагогика. 1999. — № 6. — С. 39−43.
- Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Щебланова Е. И1 Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. — С. 265 274.
- Щеголь В.И., Медяник Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики. -Тольятти, 2001.
- Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997. — № 1−2.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1967. 266 с.
- Юрчова М. Психолого-педагогические проблемы развития творческого мышления учащихся // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.-С. 138−145.
- Altman R. Social-emotional developement of difted children and ado lescents: Areserch model Roeper Review. 1983.-6 (2). -65−68.
- Berdonosov S.S., Kuzmenko N.E., Kharisov B.I. Experience in Chemical Education in Russia: How to Attract the Young Generation to Chemistry under Conditions of «Chemophobia». J. Chem. Educ, 1999, v. 76, № 8, p. 1086−1088.
- Deters K.M. What Should We Teach' in High School Chemistry? J. Chem. Educ, 2003, v. 80, № 10, p. 1153−1555.
- Dirkes M.A. Only the gifted can do it // Educational Horizons. 1983.-59(3).-138−142.
- Fiske E.B. Smart Schools, Smart Kids: Why Do Some Schools Work. New York: Simon and Schuster, 1991.-296 p.
- Gowan J.C. Educating the ablest//. С Gowan, E. P. Totrance. Ithaca, IL: Peacock, 1971.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967.
- Mills I., Cvitas Т., Homann K., Kallay N., Kuchitsu K. / Quantities, Units, and Symbols in Physical Chemistry. International Union of Pure and Applied Chemistry. Second Ed.- Cambridge, IUPAC, Blackwell Science, 1996.- 167 p.
- Petrosian V. The Ecological Pressure and the Health of Young People. -Forum International, 2003, № 1, p. 24−25.
- Runko M. Birth order and devergent thinking / M. Runko, M. Baleda // J. Of Genetic Psychol. 1987. — 148 (1). — P. 119−125.
- Shriver D.F., Atkins P.W., LangfordC.H. Inorganic Chemistry. Second Ed. Oxford University Press. Oxford. Melbourne. Tokyo, 1996. 819 p.
- Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing// R. J. Sternberg (Ed.). The nature of creativity. N. Y., 1988. — P. 43−75.
- Torrance E. Thinking creatively in action and movement (Research ed.). Bensenville IL: Scholastic Testing Service. 1980.
- Williams F.E. Classrooms ideas for encouraging thinking and feeling. D.O.K. Publishers. Buffalo. N.Y., 1969.
- Williams F.E. Creativity Assessment Packet (CAP). D.O.K. Publishers. Inc. Buffalo. New York 14 214, 1980.
- Williams F.E. Teachers without fear. D.O.K. Publishers. Buffalo. N.Y., 1975.