Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен состав профессиональной коммуникативной компетенции, включающей в себя собственно лингвистические компетенции, подразделяющиеся на речевую и языковую компетенции, а также дискурсивную компетенцию, которая позволяет устанавливать контекстуальное значение связанного текста и логически выстраивать высказывания в процессе коммуникации, и лингвопрофессиональную компетенцию, под которой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЕТЕНТ-НОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Сущность и содержание компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании
    • 1. 2. Профессиональная коммуникативная компетентность как компонент профессиональной подготовки студентов
    • 1. 3. Критерии оценки профессиональной коммуникативной компетентности
    • 1. 4. Принципы формирования коммуникативной компетентности
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 2. 1. Состав коммуникативной компетенции
    • 2. 2. Модель формирования коммуникативной компетентности
    • 2. 3. Технологическое обеспечение формирования профессиональной коммуникативной компетентности
    • 2. 4. Итоги опытно — экспериментальной работы
  • Выводы по главе II

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время система общего и профессионального образования претерпевает коренные изменения, которые, как никогда ранее, ориентируют специалистов на творчество в профессиональной деятельности. Основная цель современного профессионального образования — это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.

Современная профессиональная деятельность предъявляет особые требования к коммуникативной подготовке специалистов, которая проявляется в умении вести переговоры, вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обучения, учитывать социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность высказывания.

Особые требования предъявляются к коммуникативной подготовке специалистов экономического профиля, поскольку экономическая деятельность специалиста в условиях рыночной экономики связана с ведением переговоров, подготовкой аналитических материалов по развитию и состоянию рынков товаров и услуг, фондовых рынков, подготовкой деловых бумаг. Выполнение этих функций, которые занимают более 60% профессиональной деятельности специалиста — экономиста, связано с развитием коммуникативных умений: вести диалог, отстаивать свою точку зрения в дискуссии, уметь убеждать, готовить аналитические доклады и выступать с ними перед аудиторией. В то же время, руководители предприятий, менеджеры высшего звена отмечают недостаточную подготовленность выпускников ВУЗа к выполнению подобной деятельности. Так, 80% затрудняются в подготовке деловых писем- 60% не знают специализированной экономической терминологии для общения- 70% не находят возможности для построения оптимальных вариантов высказываний в нестандартных производственных экономических ситуациях, не владеют необходимым профессионально направленным запасом терминов для иноязычной коммуникации.

В современном учебном процессе недостаточно развиты условия, направленные на решение задачи по формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов. В частности, в процессе анализа учебных программ, учебников и другой учебно — методической литературы установлено следующее: узкопредметная направленность учебного процесса создает затруднения в формировании качеств личности будущего специалиста в области коммуникативной подготовкисохраняется ориентация на информационно-знаниевую модель общего профессионального образованияотсутствует технология реализации деятельностнокомпетентностного подхода и оценки результата обучениянаблюдается декларативность преподавания гуманитарных дисциплин, преобладание дисциплинарной архитектоники над междисциплинарной, а также недостаточная адаптированность к требованиям рыночной экономики, предъявляемым к выпускникам ВУЗов, недостаточная практическая направленность целеполагания в учебном процессе, недостаточная личностная направленность обучающего процесса, слабая представленность базовых навыков (квалификаций, компетенций), носящих надпрофессиональный, метапрофессиональный характер, превалирование дифференцированной научной картины мира, несбалансированность с процессами интеграции и усиления междисциплинарности.

За последние годы к одним из прогрессивных направлений профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе относится компетентностный подход, соответствующий принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и напрямую связанный с переоценкой содержания образования и образовательного результата на систему ключевых компетентностей. На основании компетентностного подхода разработаны особенности формирования коммуникативной компетентности учащихся (Л.А. Метелева) — формирования коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «социально — культурный сервис и туризм» (Н. Ю. Ражина), формирования коммуникативной компетентности у студентов, будущих учителей (Г.С. Трофимова), условия формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов (Г.И. Липатов). Однако нам не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалась проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов в экономическом ВУЗе, раскрывающая содержание, особенности методики и диагностический аппарат.

Анализ научных исследований и изучение сложившейся практики в профессиональной подготовке позволили сформулировать ряд противоречий между:

— возросшей потребностью в высокопрофессиональном деловом общении экономистов и недостаточным уровнем их реальной коммуникативной компетентности;

— необходимостью специального формирования коммуникативной компетентности будущих экономистов и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования.

Противоречия определили проблему исследования: какими должны быть содержание, методы, формы, диагностический аппарат формирования профессиональной коммуникативной компетентности у студентов экономических специальностей.

Проблема определила цель исследования — разработать содержание, структуру и методическое обеспечение формирования профессиональной коммуникативной компетентности у студентов экономических специальностей.

Объект исследования — процесс обучения студентов в экономическом вузе.

Предмет исследования — формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей в процессе обучения в экономическом ВУЗе.

Гипотеза исследования — формирование профессиональной компетентности будущих экономистов будет эффективным, если:

— теоретическое обоснование, разработка и реализация компетентностного подхода в обучении адекватны специфике целей и содержания профессиональной подготовки будущих специалистов экономических специальностей в высшей профессиональной школе;

— совокупность принципов, определяющих процесс формирования профессиональной коммуникативной компетентности, раскрывает его структуру и результат;

— модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов системно представляет содержание, методическое обеспечение, контрольно-измерительный аппарат, обоснованные совокупностью теоретических положений, таких, как: проектное обучение, контекстный подход, личностно-ориентированное обучение;

— коммуникативно-ориентированная практика осуществляется на основе взаимосвязи учебных дисциплин, использования методов активного обучения, применения вариативных курсов, деятельностного подхода;

— мониторинговые процедуры по оценке качества осуществляются на основе поэтапности.

Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:

1. Проанализировать профессиональную подготовку и выявить специфику профессиональной коммуникативной подготовки как ее компонента.

2. Определить содержание профессиональной подготовки студентов экономических специальностей, направленное на формирование коммуникативной компетентности.

3. Выявить состав профессиональной коммуникативной компетенции студентов будущих экономистов.

4. Разработать модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов в экономическом ВУЗе.

5. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического ВУЗа.

Общеметодологической базой исследования стали идеи гуманизации и демократизации образования, идеи целостного системного-структурного подхода к педагогическому процессу, концепция личностно ориентированного обучения и компетентностный подход. Методология исследования базируется на системе научных подходов, реализация которых обеспечивается выделением и изучением профессионально-образовательных условий и ведущих тенденций возникновения и развития: профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста в рамках системно-ценностной парадигмы образования (акмеологический, аксиологический, деятельностный, культурологический, личностный), а также, на теории моделирования будущей профессиональной «деятельности в ситуациях речевого общения, исследования в области профессиональной компетентности, контекстного обучения.

При! рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на концепции педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В. П. Бедерханова, В. Д. Сластенин, Д.В. Чернилевский) — идеи: педагогической, психологической теории деятельности (А. А. Бодалев,.

A. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, М. С. Каган, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. И. Щукина, В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др.), общие положения компетентностного подхода к профессиональному образованию, рассмотренные в работах В. И. Андреева, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, О. Е. Лебедева, Дж. Равена, А. В. Хуторского и дртеории педагогических технологий, освещенные В. П. Беспалько, Г. К. Селевкоисследования межпредметных (междисциплинарных) связей и интеграции (М.Н. Берулава,.

B.Н.Максимова) — теории и методики педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В: Краевский), акмеологический подход в общенаучном значении (Б. Г. Ананьев, Е. Е. Вахромов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. ЛКарпова, А. В. Суворов): Большое значение для исследования имели идеи организации языковой подготовки в высшей школе с позиций следующих подходов: социокультурного (Е.М. Верещагин, Л. Г. Кузьмина, В. В. Сафонова и др.) — контекстного (И.Л. БиМ-, А. АВербицкий, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская и др.) — коммуникативного (Л.А. Петровская, Е. И. Пассов и др.).

Организация и этапы исследования: Опытно — экспериментальной базой исследования стал НОУ Институт Экономики г. Подольска. Всего в исследовании приняли участие 500 студентов и 7 преподавателей. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000;2002 г. г.) теоретический. В рамках этого этапа проводилось обобщение теоретического и эмпирического материала в процессе обучения студентов, осуществлялся поиск содержания, форм, способов организации деятельности студентов в ходе педагогической подготовки, также проводились беседы со студентами, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение для поиска максимально эффективных способов формирования коммуникативной компетентности, т. е. констатирующий этап экспериментальной работы, что дало возможность сформулировать научную проблему, выдвинуть гипотезу и наметить программу исследования.

На втором этапе (2003; 2006 г. г.) на основании проведения опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза и теоретические положения исследования. Были выявлены и проанализированы факторы и условия, которые влияют на формирование профессиональной коммуникативной компетентности. Обобщались и корректировались результаты опытноэкспериментальной работы и осуществлялась подготовка и издание научных статей и методических материалов.

Третий этап (2007;2008 г. г.) — этап обобщения полученных материалов и их систематизации. Анализировались результаты исследования, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена совокупность специфических особенностей формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического ВУЗа, которая состоит в следующем: содержание профессиональной коммуникативной компетентности определяется содержанием профессиональной деятельности, которая включает в себя ведение переговоров, обсуждение условий контрактов, навыков письменной коммуникации, обсуждение реалий экономической ситуации и кейсовразвитие мотивационной сферы влияет на эффективность освоения знаний и умений и формирование мотивации как основного формирующего компонента компетентностиорганизация процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся определяется интегративным подходом к выбору методов, средств и условий ее развитиятехнологии оценки и контроля знаний основываются на деятельностно — компетентностном подходеприоритетным является обучение, реализуемое в процессе преподавания учебных дисциплин, формирующих коммуникативную компетентность будущего специалистаэффективное формирование коммуникативной компетентности определяется реализацией межпредметных и междисциплинарных связей в обучении.

2. Определено содержание формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей, представленное предметами языковой направленности («Русский язык», «Иностранный язык»), коммуникативно-направленным содержанием специализированных дисциплин («Мировая экономика», «Экономика фирмы», «Организация бизнеса», «Экономическая статистика», «Менеджмент организации», «Социология и психология управления» и др.), а также совокупностью элективных курсов («Деловое общение в экономике», «Введение в бизнес», «Язык специальности», «Экономические термины в русском и английском языках»).

3. Выявлен состав профессиональной коммуникативной компетенции, включающей в себя собственно лингвистические компетенции, подразделяющиеся на речевую и языковую компетенции, а также дискурсивную компетенцию, которая позволяет устанавливать контекстуальное значение связанного текста и логически выстраивать высказывания в процессе коммуникации, и лингвопрофессиональную компетенцию, под которой мы понимаем способность к восприятию и порождению текстов в определенной сфере специальной предметной деятельностисоциокультурные компетенции, которые характеризуют способность коммуникантов адекватно воспринимать, понимать и давать оценку достижениям культуры и науки других народов в процессе межкультурного профессионально ориентированного общения и включают в себя стратегическую компетенцию, под которой мы понимаем способность использовать адекватные ситуации общения и вербальные и невербальные коммуникативные стратегии в целях эффективной межкультурной профессионально — ориентированнойкоммуникациипри дефиците языковых средствсоциальную компетенциюкоторая характеризует способность личности': выбирать адекватный способ осуществления коммуникации в зависимости от условий и целей конкретной ситуации общения строить высказывание в соответствии: с коммуникативным намерением участников общениямежкультурную компетенциюпод которойпонимаетсяспособность взаимодействовать^ с носителями? другой культуры с учетом национальных ценностей, норм' и представлений-: а также персональную компетенцию — способность, позволяющую раскрыть впроцессе коммуникациииндивидуальные ценностистремления личности.

4. Разработана модель, формирования профессиональной' коммуникативной компетентности, включающая всебя цель, принципы, содержание, теоретические положения, определяющие: подходы к организации: коммуникативного' подхода в > процессе: обучения студентов в ВУЗе, методы, средства формирования: коммуникативной! компетентности, педагогические условия, реализации модели, а. также совокупные компетентностные характеристики;

5. Разработано методическоеобеспечение формирования? профессиональнойкоммуникативнойкомпетентности, включающее: дидактические, материалы для студентов к базовому учебнику, для. формирования: навыков аналитического чтения, а также темы для дискуссий, разговорные: темы, курс аудио лекций—содержание^ обученияпредставленное в виде элективных курсов: «Экономические термины ' в русском* ианглийском языке»,. «Введение в бизнес», «Деловое общение в экономике», «Язык специальности" — а такжеметодические, рекомендации для преподавателей? о контроле: иоценке знанийстудентов. № методические рекомендации для студентов: по самооценке, и методические рекомендации для студентов, в помощь для подготовки деловых презентацийявляющихся обязательным элементом студенческих конференций: и зачетов, проведения «кейсстади», методические рекомендации по курсу «Язык специальности"^ включающие в и себя поиск в Интернет, подбор и компилирование материалов по экономическим темам.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнена системным представлением процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей в виде модели, раскрывающей цельпринципы, определяющие структуру и этапы процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентностифакторысодержание, включающее предметы языковой направленности, разделы и темы специализированных дисциплин и совокупность элективных курсовсовокупность эффективных форм и методов обучениясовокупные коммуникативные компетентностные характеристики студентов, формируемые в процессе обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программы «Экономическая терминология в русском и английском языке», «Введение в бизнес», «Деловое общение в экономике», «Язык специальности», методические рекомендации для преподавателей и студентов «Как подготовить презентацию», дидактические материалы для студентов экономического ВУЗа к базовым учебникам, для формирования навыков аналитического чтения, письма, а также темы для дискуссий, разговорные темы, курс аудио лекций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфические особенности, определяющие процесс формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического ВУЗа, состоят в следующем: содержание профессиональной коммуникативной компетентности определяется особенностями деятельности, которая включает в себя ведение переговоров, обсуждение условий контрактов, умение вести переговоры, вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обученияразвитие мотивационной сферы влияет на эффективность учебной деятельностиорганизация процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся определяется интегративным подходом к выбору методов, средств и условий ее развитиятехнологии оценки и контроля знаний основываются на деятельностно — компетентностном подходеприоритетность проблемного преподавания учебных дисциплин, формирующих коммуникативную компетентность будущего специалиста;

2. Профессиональная коммуникативная компетентность формируется в процессе изучения языковых дисциплин, коммуникативно-направленных разделов специализированных дисциплин и элективных курсов.

3. В состав профессиональной коммуникативной компетенции специалистов в сфере экономики входят: лингвистические, социокультурные и персональная компетенции, которые включают в себя: лингвистическая языковую, речевую, дискурсивную и лингвопрофессиональную компетенции, социокультурная — стратегическую, социальную, межкультурную компетенции.

4. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности основывается на контекстном подходе и включает в себя совокупность цели, содержания, методов, теоретических положений, средств формирования, педагогических условий реализации модели, а также совокупные компетентностные характеристики.

5. Методическое обеспечение процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности включает в себя дидактические материалы для студентов к базовому учебнику для формирования навыков аналитического чтения, а также темы для дискуссий, разговорные темы, курс аудио лекцийсодержание обучения, представленное в виде элективных курсов «Экономическая терминология в русском и английском языке», «Введение в бизнес», «Деловое общение в экономике», «Язык специальности», а также методические рекомендации для преподавателей о критериях оценки и для студентов, в помощь для подготовки деловых презентаций, являющихся обязательным элементом студенческих конференций и зачетов, проведения «кейсстади», методические рекомендации по курсу «Язык специальности», включающие в себя поиск в Интернет, подбор и компилирование материалов по экономическим темам.

Достоверность основных положений и выводов исследования обусловлены широким использованием методологических и теоретических оснований, непротиворечивостью выводов теоретического и эмпирического исследований, длительной опытной и экспериментальной работой и анализом полученных практических результатов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, шести таблиц, двух рисунков, четырех диаграмм. Объем основного текста работы 144 стр.

Выводы по II главе:

1. В коммуникативной компетентности как в интегративном личностном образовании можно выделить несколькие ее составляющие, которые определяют проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, коммуникативном поведении человека, также включают коммуникативные ценности, ориентации и специфику мотивации в целом у данного субъекта, его потребность в общении. Коммуникативная компетентность рассматривается нами как комплексный личностный ресурс, который обеспечивает возможность эффективного межкультурного делового общения.

2. В составе коммуникативной компетенции можно выделить три группы компетенций: лингвистические, социокультурные и персональную. Лингвистическая компетенция включает в себя: языковую, речевую, дискурсивную и лингвопрофессиональную компетенциисоциокультурная компетенция включает в себя стратегическую, социальную и межкультурную компетенции.

3. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности состоит из 7 блоков и включает в себя совокупность цели, содержания, методов, теоретических положений, средств формирования, педагогических условий реализации модели, а также совокупные компетентностные характеристики.

4. Важным условием формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов-экономистов, можно считать обогащение смыслов содержания образования. Технологическое обеспечение формирования профессиональной коммуникативной компетентности представлено совокупностью методов организации обучения, таких как деловые и ролевые игры, метод проектов кейс-метод, лекции, семинары, учебные дискуссии и т. д.

5. Итоги опытно-экспериментальной работы подтверждают положения выдвинутой гипотезы и позволяют сделать вывод об эффективности влияния процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности на образовательный процесс в экономическом вузе.

Заключение

:

1. Успешность решения поставленных задач оказывается возможной при условии^ принципиально иного, отличного от традиционного, структурирования содержания профессионального образования — на основе компетентностного подхода и ориентации на такой образовательный результат, как профессиональная компетентность и ее коммуникативная составляющая. Под профессиональной коммуникативной компетентностью мы понимаем качественную характеристику личности специалиста, включающая в себя совокупность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления профессиональной коммуникации, а также опыт осуществления профессионального взаимодействия, который является устойчивой мотивацией профессионального общения.

2. Усложнение профессиональной деятельности и в связи с этим возрастание требований к подготовке специалистов в условиях экономического вуза инициируют включение коммуникативной компетентности как необходимого элемента профессиональной подготовки, что способствует подготовке квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Основными критериями оценки профессиональной компетентности специалиста являются: готовность специалиста к профессиональной деятельности после окончания ВУЗа, свободное владение навыками устной и письменной коммуникации, мотивация, а также достаточный уровень сформированности знаний и умений.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического вуза, являются: профессиональная направленность содержательного аспекта обучениягуманистический стиль общенияориентация на культуру-, развитие творческого потенциала студента, владеющего методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения, а также стиль преподавания, отношения с преподавателями, организация учебного процесса, уровень требований к образовательной деятельности студента на факультете, индивидуальный подход к образовательной деятельности студента, уровень внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, применение активных методов обучения, наличие возможностей для студентов раскрыть свои индивидуальные особенности, психологическая атмосфера в группе.

4. Профессиональная коммуникативная компетентность формируется в процессе изучения языковых дисциплин («Русский язык» и «Иностранный язык»), коммуникативно-направленных разделов специализированных дисциплин («Мировая экономика», «Экономика фирмы», «Организация } бизнеса», «Экономическая статистика», «Менеджмент организации», «Социология и психология управления» и др.) и элективных курсов («Деловое общение в экономике», «Введение в бизнес», «Язык специальности», «Экономические термины в русском и английском языках»).

5. Разработанная модель системно представляет процесс формирования I профессиональной коммуникативной компетентности и включает в себя цель, принципы, содержание, теоретические положения, определяющие подходы к организации коммуникативного подхода в процессе обучения студентов в ВУЗе, методы, средства формирования коммуникативной компетентности, педагогические условия реализации модели, а также совокупные компетентностные характеристики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 447 с.
  2. Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 25 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  4. И.Г. Компетентностный подход к образованию // Реализация компетентностного подхода в образовании, — М., 2008. С.8−22.
  5. Г. М. Социальная психология. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
  6. П.К. От моделей поведения к искусственному интеллекту/ Под ред. В. Г. Редько, — М., 2006.- 447 с.
  7. Е.И. Использование ролевых игр в обучении слушанию и говорениюСб. научн. тр.- Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. Вып. 20. М. 1982 С. 3−20
  8. A.M. Ключевые факторы успеха стратегического планирования.-Спб.: Лениздат, 2000.- 95 с.
  9. Ю.Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности М., 1978. — 64 с.
  10. П.Асеев В. Г Очерки по психологии труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психологии». -Иркутск, 2005. 341 с
  11. Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 1997. — 107 с.
  12. Т.Э. Интерактивный аспект делового общения.// Формирование коммуникативной иноязычной компетенции (неязыковые вузы). М., 1999 — С. 105 — 112.
  13. А.Н. Проблемы использования ACO на базе ЭВМ в курсе иностранного языка: Автореф. дисс.канд. пед. наук-М., 1990. -22 с.
  14. В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
  15. Н.Г. Ролевое поведение как фактор интенсификации учебного процесса (На материале интенсив, обучения взрослых иностр. яз.): Дис. .канд. психол. наук.- М.: Изд-во МГУ. 1984. 169 с.
  16. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975.-№ 4.- С.41−49.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979.-423с.
  18. В.В. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании : Учеб.-метод. пособие: Учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. высш. учеб. заведений / В. В. Башев, И. Д. Фрумин.- М.: МИРОС, 2002. -175 с.
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика.- Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 339 с.
  20. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Дисс. .канд. пед. наук. -JI.: Изд-во ЛГУ. 1977. 194 с.
  21. Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  22. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
  23. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2001.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Высшая школа, 1989.- 169с.
  25. Э.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетентности у будущих экологов: Дисс.. канд. пед. наук. -Майкоп, 2006.-179 с.
  26. Бим И.Л. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы.// Иностранные языки в школе. — 2001 № 4.-С. 3−10
  27. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. 2001 — № 4. — С. 5−7.
  28. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов.: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1995. — 438 с.
  29. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
  30. Бодал ев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения//Педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
  31. A.A. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 15
  32. Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 212с.
  33. Большая Советская Энциклопедия. Т.12, 3-е изд. М.: СЭ, 1973.
  34. В.А., Сериков B.B. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/УПедагогика, № 10, 2003.
  35. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук JL: Изд-во ЛГУ, 1987. — 19 с.
  36. Братченко C. JL Быть образцом своих учеников профессиональная «обязанность учителя»?//Учительская газета, 1992.- № 6.- С.З.
  37. Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие / М.: РГБ, 2006. 158 с.
  38. А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  39. A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знания. 1983.95 с.
  40. Е.М. Мирознание вне и посредством языка : В поисках новых путей развития лингвострановедения. М., 2002. — 168 с.
  41. К.Н. Свободное воспитание : Сб. избр. тр. М.: АПО, 1993. -170 с.
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
  43. Внедрение кредитной системы в российском вузе: первые результаты эксперимента по переходу на кредитную систему Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2004−2005 годы. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 70 с.
  44. Выгодский Собр. соч. М., 1982 — Т. 1. — 488 с.
  45. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  46. М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков.// Иностранные языки в школе. 1975. — № 6 — С. 55−64
  47. О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования II О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова- Рос. гуманитар, науч. фонд и др./ М.: Б. и., 1995. 103 с.
  48. Гез. Н. И. Формирование коммуникативных компетенций как объект зарубежных методических исследований.//Иностранные языки в школе. -1985.-№ 2-С. 18−24
  49. .С. Философия образования для XX века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./Ответ. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448 с.
  51. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 160 с.
  52. JI.B. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения, Спб., 2005.- 246 с.
  53. H.A. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 С.
  54. Г. А. Формирование иноязычной компетенции с помощью современных информационных технологий //Оптимизация обученияиностранному языку в системе многоуровневой подготовки специалистов. -М.: МГУ, 1999.-С. 140−149
  55. В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий — отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2006. 191 с.
  56. В.П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2004. — 22 с.
  57. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO., 1996.
  58. A.A., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М., Изд-во РАГЗ, 1999. — 144 с.
  59. Н.В. Дискурсивная компетенция и ее роль в овладении иноязычным профессиональным общением.// Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. -М., 2000.-С. 60−65.
  60. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования// Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9. — 14.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании». //Сборник нормативно-методических материелов по профессиональному обучению. Спб.: УМС, 1995.-24 с.
  62. З.Ф. Психология профессионального образования: Уч.пос. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-480 с.
  63. И.А. Педагогическая психология. М., Логос, 1999. 384 с.
  64. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34−42.
  65. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  66. Г. В. Решение коммуникативных задач на базе профессионально-ориентированного текста.// Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. М., 2000. — С. 17−21
  67. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2000. — 152 с.
  68. Т.А. Педагогика : Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 495 с.
  69. О.А. Компетентностный подход и формирование стандартов профессионального образования.- Спб., 2005. 103 с.
  70. В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Монография. — Великий Новгород, 2005.
  71. О.Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста.: Автореф. дисс. докт. пед. наук Ориенбург, 1999. — 35 с.
  72. Е.В., Сафонова В. В. К проблеме уровней профессиональной социокультурной компетенции.// Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. тр. М.: Еврошкола, 1998. — С. 91−102.
  73. М. С. Философская теория ценности.- СПб.: Петрополис, 1997.201 с.
  74. С.И. Словарь русского языка.- М., Советская энциклопедия 1973. 846 с.
  75. Основы методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, В. С. Капралова, В. А. Поляков- Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987.- 180 с.
  76. Н. JI. Основы личностно-направлепной логопсихотерапии : Учеб. пособие / М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. 158 с.
  77. П.Ф. История педагогики : Курс лекций. -Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1996. 182 с.
  78. .Ф. Введение в психологию и педагогику профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие.- Санкт-Петербург: МИНПИ: Астерион, 2006.- 256 с.
  79. Е.В. Роль гуманистически ориентированной среды вуза в процессе формирования культурной компетентности личности /Киселева Е.В.//Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С. 95−98.
  80. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
  81. М.В. Инновации в обучении : Метафоры и модели: Анализ зарубеж. опыта. -М.: Наука, 1997. 222 с.
  82. Е.В. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих финансистов : Автореф. дисс.. кандидата педагогических наук Калуга, 2004. 22 с.
  83. И.В. Операционные системы и системное программное обеспечение: учеб. пособие / И. В. Ковалев, А. С. Кузнецов- Федер. агентство по образованию, Краснояр. гос. техн. ун-т.- Красноярск: КГТУ., 2005.-302 с.
  84. Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. СПб. :Изд-во С.-петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. — 189 с.
  85. Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования//Высшее образование в Европе. № 3. — 2003
  86. Я.А. Педагогические сочинения : Перевод с чеш. Каунас: Швиеса, 1986.-487 с.
  87. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
  88. Компетентностный подход к профессиональному образованию// Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя в системе университетского образования: Сборник научных трудов. Вып. 2/ Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во ЮГУ, 2003. — С. 5−35.
  89. Концепция модернизации российского образования на период-до 2010 года // Начальная школа, № 4, 2002.
  90. Н.Е. Психолого педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. — Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Казань, 1997. — 22 с.
  91. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. — Самара: Изд-во Сам ГПИ 1994. — 165 с.
  92. В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 3. — С.3−10.
  93. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., Республика, 1993. — 509 с.
  94. Н.В. Предмет акмеологии. Спб., 1995.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990
  96. JI.Г. Пособие по развитию культуры английской письменной речи / М.: Еврошк., 1998. 45 с.
  97. JI.H. Технология измерения сложных педагогических характеристик. (Учеб.-метод. пособие) / Л. Н. Куликова, В. П. Мизинцев- М-во образования РФ. Хабар, гос. пед. ун-т.- Хабаровск, 1996. 33 с.
  98. В. Концепция «минимальной компетентности».// Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 30−36.
  99. O.E. Компетентностный подход в образовании// Некрасовские чтения «Компетентностный подход в образовании». http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=6&id=:22
  100. O.E. Реализация целей общего образования в вечерней школе: Взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика, 1980.-168 с.
  101. A.A. Иерархия речевых умений как объектов тестирования.// Психология и методика обучения второму языку. Тезисы докладов. МГУ. — 1969. — С. 28−32
  102. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  103. А.Н. Психологические вопросы сознательности? учения // Избранные психологические произведения. М., 1983. — 379 с.
  104. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М., Просвещение, 1984. — 444 с.
  105. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  106. М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов : На материале изучения иностранных языков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Саратов, 2000. -20 с.
  107. В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Просвещение, 1981.-215 с.
  108. Л.Г., Литвиненко М. В., Абросимов В. В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения: Методическое пособие. М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. — 59 с.
  109. A.K. Психология профессионализма. М., 1996. — 192 с.
  110. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  111. Маркова А. К, Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. — 64 с.
  112. А. Г. Дальние пределы человеческой психики/ Перев. с англ. Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  113. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.- 120с
  114. Л. М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-204 с.
  115. A.B. Социальная педагогика : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2005. — 196 с.
  116. Н.В. Развитие профессиональной компетентности студентов туристского вуза (на примере ин. яз.) Дисс.канд. пед. наук.-Сходня, 2000. 146 с.
  117. Найти идею: Введ. в теорию решения изобрет. задач / Г. С. Альтшуллер- Отв. ред. А. К. Дюнин- АН СССР, Сиб. отд-ние. -Новосибирск: Наука. 1986. 209 с.
  118. Э.Л. ЭВМ в обучении иностранному языку в вузе. М., высшая школа, 1988. — 104 с.
  119. А.Б. К.Роджерс и современная гуманистическая психология.//Вестник МГУ, сер. 14. Психология.-1990.-№ 2. -С.34−42.
  120. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 287 с.
  121. Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов экономического вуза в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 2005. — 23 с.
  122. JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Советская педагогика, 1973, 4, С.71−80.
  123. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Просвещение, 1998.- 312 с.
  124. Е.И., Кузовлев Е. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества.// Иностранные языки в школе. 1987. — № 6.- С. 29−33
  125. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989. — 216 с.
  126. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1998. — 236 с.
  127. Проблема общения в психологии. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: АН СССР, 1981—278 с.
  128. H.A. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. наук. Москва: ПроСофт-М, 2006. 205 с.
  129. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П.
  130. Щедровицкого / Агентство у правлен, технологий- М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: ДЕЛО, 2004. 207 с.
  131. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. М.:Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  132. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2001. — 142 с.
  133. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 320с.
  134. В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике.//Культуроведческие аспекты языкового образования. Сб. науч. трудов. М.: Еврошкола, 1998. — С. 27−35
  135. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов институтов повышения квалификации./Прф. Пед. Б-ка. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
  136. П.В. Человек в системе наук. М., 1989. — 138 с.
  137. Ситуационный анализ, или анатомия кейс метода./Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
  138. В.Л. Плюрализм мнений и проблема выработки единой концепции. // Иностранные языки в школе. 1989. — № 4 — С. 45−50.
  139. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
  140. В.А., Исаев В. Ф. Педагогика. М.: Школа — Пресс, 1998.-312 с.
  141. Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования: (Тез. докл. науч.-практ. конф., 4−5 июня 1991 г., Киев) / Науч. ред. Г. А. Балл/ Киев: О-во «Знание» Украины, 1991.-35 с.
  142. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. — 95 с.
  143. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. //Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  144. Н.Ф. Педагогическая психология. Изд. 3 М.: Академия, 1999.-288 с.
  145. Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004.
  146. Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе/ Под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2001.-79 с.
  147. A.B. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятийу учителей и учащихся начальной школы. Дис. д-ра пед. наук. М.: ПроСофт М, 2003.
  148. Торутина 3. Гражданская компетентность и новые школьные предметы// Народное образование. 2003. — № 2. — С. 68−77.
  149. И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1999. -255 с.
  150. X. Мотивация и деятельность/ Пер. с нем. — Под. ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т.2. — 392 с.
  151. М.А. Психология интеллекта: парадоксы и исследования. Томск, 1997.-254 с. *
  152. Н. Аспекты теории синтаксиса М., 1972
  153. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования// Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  154. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. — 2003. № 2. — С. 58 — 65.
  155. Д. В. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М., 2002. — 145 с.
  156. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения.//Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−30.
  157. С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании. 2. — С. 58−62.
  158. Б.Д. Эльконин Д. Б. Психология игры./Ред JI.H. Лысова. 2-е изд. -М.: Владос, 1999. — 358 с.
  159. П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989.
  160. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.//Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 28 — 37.
  161. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford, 1990
  162. Cannale V., Swain V. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing//Applied Linguistics. 1980/ - Vol. I/l.-P. 1−47.
  163. Common European Framework of Referance for Language Learning and Testing. Draft 1 of a Framework proposal. Strasbourg: Council of Europe (Council for Cultural Co-operation), 1987. — 128 p.
  164. Hutmacher Walo. Key Competencies for Europe// Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Counsil for Cultural Cooperation a secondary Education for Europe. Strasbourg, 1977.
  165. Van Ek. J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 1: Levels). -Strasbourg: CCC/CE, 1993
Заполнить форму текущей работой