Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у учащихся IX классов общеобразовательных школ и путей его повышения
А. В. Усова как одно из средств и условий развития познавательного интереса к физике рассматривает организацию самостоятельных работ учащихся, их творческой деятельности, формирования у них общеучебных умений (180, 189, 194, 195). В качестве приемов формирования и развития познавательного интереса к физике предлагают организацию самостоятельной работы учащихся Андреева Н. Н., Беккер М. Г… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научно-методический анализ понятна «познавательный интерес»
- 1. 1. Понятие «познавательный интерес» в психологии и дидактике
- 1. 2. Основные этапы и уровни развития познавательного интереса
- 1. 3. Состояние проблемы познавательного интереса в школьной практике
- Глава II. Методика, ориентированная на формирование и развитие познавательного интереса учащихся IX классов общеобразовательных школ к физике и повышение качества их знаний
11.1. Психолого-педагогические основы создания методики, ориентированной на формирование и развитие познавательного интереса учащихся IX классов общеобразовательных школ к физике и повышение качества их знаний.
11.2. Система средств формирования и развития познавательного интереса учащихся IX классов общеобразовательных школ к физике и повышение качества их знаний.
И.З. Методика формирования и развития познавательного интереса учащихся IX классов общеобразовательных школ к физике и повышение качества их знаний.
Глава III. Методика и результаты педагогического эксперимента.
Ш. 1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента, его основные этапы.
IIL2. Критерии эффективности разработанной методики, ориентированной на формирование и развитие познавательного интереса к физике у учащихся IX классов и повышение качества их знаний.
III.3. Результаты педагогического эксперимента.
Список литературы
- Александров Г. Н. Обучение алгоритмам и развитие продуктивной познавательной деятельности учащихся // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников' Учеб. записки Казанского пед. ин-та. -Казань, 1972. -Вып. 102. -С. 64−72.
- Ананьин С.А. Интересы по учению современной психологии и педагогики. -Киев, 1915. -500 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвитии: Инновационный курс. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. -318 с.
- Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис.. канд. психол. наук. -М., 19S9. -160 с.
- Андреева 11.11. Индивидуальные самостоятельные работы как средство развития познавательных интересов /7 Формирование направленности личности. -Владимир, 1975. -Вып. 4. -С. 51−62.
- Антонова Н.П., Данилов О. Е., Московитина Е. Г. Физика 9: Основы кинематики /Под ред. В. В. Майера. -Глазов: ГГПИ, 1997. -80 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Балашов М.М. Механика за 70 уроков: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -63 с.
- Балашов М.М. Физика: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1994. -319 с.
- Башкатова И.С. Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале курса физики IX класса): Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. -188 с,
- Безрукова B.C. Педагогика. -Екатеринбург, 1994. -145 с.
- Беккер М. Г, Самостоятельные исследовательские работы по физике как средство совершенствования знаний и практических умений учащихся старших классов: Учеб. пособие. -Красноярск, 1987. -23 с.
- Беляев М.Ф. Психология интереса: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. -Иркутск, 1944. -51 с.
- Беляев М.Ф. Психология интереса: Дне. .д-ра психол. наук. -Иркутск, 1944. -769 с.
- Берлина Т.Р. Вариативность содержания к методики проведения физического практикума в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1995. -195 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -347 с.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дис. .д-ра. пед. наук. -М., 1966. -684 с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. -М., 1955. -С.3−14.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Н Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. -С.7−44.
- Борсуковский Б.А. Систематизация и обобщение знаний учащихся в курсе физики XI выпускного класса: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1984. -214 с.
- Бурлаков Л.Г. Гуманитаризация процесса обучения физике как средство развития познавательной активности учащихся: Дис. .канд. пед. наук. -Рига, 1988. -156 с.
- Бутузов И.Т. Диффернциальное обучение важное дидактическое средство эффективности обучения школьников. -М, 1968. -130 с.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. -М.: Педагогика, 1990, -196 с.
- Вайнскопф В. Человеческое ли лицо физика? //Проблемы преподавания физики. -Мм 1978. -64 с.
- Вальковская И.А. Шефская работа со школьниками как средство формирования интереса к педагогической деятельности у студентов университета.: Дис. .канд. пед. наук. -Иркутск, 1980. -186 с.
- Войцеховский Б.Т. Метод заданий по конструированию приборов, моделей и технических установок при изучении физики как одно из средств развития интереса учащихся к предмету и их творческой инициативы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1961. -259 с.
- Волков A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -215 с.
- Волков М.Е. Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике: Дис. .канд. пед. наук. -СПб., 1994. -220 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -500с.
- Выготский JI. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -Л.: Учпедгиз, 1935. -135с.
- Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. -М., 1972. -150 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. С. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. психол. -1979. -№ 4. -С.53−54.
- Гальпсрштейн Л.Я. Забавная физика. -М.: Дет.лит., 1994. -255с.
- Гендештейн Л.Э. Анатомия интереса // Проблемы школьного учебника: Сб. статей /Под редакцией Ю. К. Бабанского и др. -М., 1983. -240с.
- Гирке Р., Шпрокхоф Г. Эксперимент по курсу элементарной физики. Часть 1. -М.: Учпедгиз, 1959. -263с.
- Голубовская МЛ. Современный подход, к решению задач по механике в курсе физики средней школы: Дис.. канд. пел. наук. -СПб. 1992. -166с
- Гордон Л.А. Потребности и интересы Н Сов. педагогика. -1939. -№ 8/9. -С. 129−143.
- Грабарь Н.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. -136 с.
- Грибанов В.П. К психологической природе интереса // Проблемыформирования духовных потребностей личности. -Новосибирск, 1970. -Вып. 47. -С. 207−217.
- Грязева Н.Н. Творческие задачи в курсе физики основной школы: Метод, рекомендации. -Челябинск, 1994. -22с.
- Гумицкий Г. К. Потребности и интерес // Вопр. психологии. -1968. -№ 3. -С. 8−15.
- Да виден А. А. Экспериментальные задачи по механике // Физика в шк. -1991. -№ 4. -С. 66−70.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения П Педагогика. -1995. -№ 1. -С. 29−39.
- Давыдов В.В. Философско-психологические обоснования развития образования. -М., -1981. -78 с.
- Данюшенков B.C. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Дне. .д-ра пед. наук. -М., 1995. -416 с.
- Дашкевич О.В. Место эмоционального компонента в самооценке результатов деятельности // Материалы ГУ Всесоюзного съезда общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971. -С. 28−39.
- Джанколи. Д. Физика. Т.1 / Под ред. Ю. Г. Рудного. -М.: Мир, 1989. -653 с.
- Добрынин Н.Ф. О воспитании интереса //Пед. образование. -1936. № 6. -С. 87−103.
- Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопр. психологии. -1975. -№ 6. -С. 2133.
- Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию //Сов. педагогика. -1971. -№ 9. -С. 79−81.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психологии. -1984. -№ 4. -С. 126−130.
- Дубенский Ю.П. Исследовательско-конструкторский подход, к дидактике физики: Дис. .д-ра. пед. наук. -Челябинск, 1996. -345 с.
- Ерукова JI.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -160 с.
- Загвязинский В.И. Исследование движущих сил учебного процесса: Дне. .д-ра пед. наук. -М., 1972. 785 с.
- Захаров Г. А. Учет индивидуальных особенностей учащихся в различных видах учебной деятельности при обучении физике: Метод, рекомендации. -Курган, 1989. -31 с.
- Зверев И.Д. Современный урок: поиски, проблемы, решении // Сов. педагогика. -1986. -№ 10. -С. 56−61.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на у рок с физики. -М.: Просвещение, 1964. -112 с.
- Звягин А.Н. Формы организации учебных занятий в средней школе, способствующие систематизации знаний учащихся: Метод, рекомендации в помощь учителю сред. шк. и студентам педвузов. -Челябинск- ЧГПИ, 1978. -22 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя /Под. ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1984. -144 с.
- Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека. -Л., 1956. -56 с. -(Уч. зап. ЛГУ. Сер. Фнлос. Науки- Вып.9, № 214).
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов школьников. -Л.: ЛГУ, 1959. -83 с.
- Иванов В.Г. Формирование интересов у учащихся старших классов средней школы // Материалы совещаний по психологии. -М., 1957. -С.57−64.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности при изучении физики. -М.: Просвещение, 1983. -170 с.
- Игошев И.А. Развитие интереса учащихся к знаниям в системе учебной и внеуоочной работы (на материале курса физики в старших классах средней школы): Дис. .канд. пед. наук. -М., 1967. -224 с.
- Ильчукова Н, В, К истории проблемы учебного интереса в советской психологии // Склонности и способности. -JL, 1962. -С. 152−188.
- Иткина И.Ю. Методика проведения консультаций и собеседований по физике в старших классах средней школы: Дис. .канд. пед .наук. -Челябинск, 1988. -249 с.
- Карасова И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1980. -195с.
- Карпович А.Б. Сборник задач-вопросов по физике (VTII X классы). -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -139 с.
- Каспаржак А.Г., Овчинников О. Ю. Кинематика: Учеб. пособие. -М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. -128 с.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание /Под ред. и при участии В. Г. Афанасьева. -М., 1968. -148 с.
- Кикоин И.К., Кикоин А. К. Физика: Учеб. для 9 кл. средней шк. -М.: Просвещение, 1990. -191 с.
- Кириллова Г. И. Воспитание познавательной потребности у учащихся старших классов средней школы при изучении курса физики: Дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1971. -215 с.
- Кириллова Г. Д Совершенствование урока как целостной системы: Учеб. пособие. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. -76 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982. -224с.
- Ковалев А.Г. Проблема потребностей в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности //Ученые записки ЛГУ. Сер. Филос. науки. -1957. -Вып. И.-№ 244. -С. 52−65.
- Ковалев А.Г. Психология личности: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1970. -391с.
- Ковтунович М. Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся (VII-VIII классы): Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1994. -218 с.
- Козел С. М. Коровин В.А., Орлов В. А. Физические олимпиады: вчера, сегодня, завтра /У Физика в шк. -1997. -№ 7. -С. 71−74.
- Конаржевский Ю.К. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. -Челябинск, 1986. -135 с.
- Коребо И. С, Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики: Дис. .канд. пед. наук. -Курган, 1996. -198 с.
- Корзников Н.И. Нетрадиционные формы организации обучения физике как средство развития познавательных интересов школьников: Дис. .канд. пед. наук. -Свердловск, 1991. -220 с.
- Крестников С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики IX класса): Дис.. канд пед наук. -Челябинск, 1992. -217с.
- Крутецкий В.А. Интерес // Педагогическая энциклопедия. -М. 1965. -Т.2. -С.225−226.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. -255с.
- Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 1989. -131с.
- Кузнецов Б.Н. Интерес к изучению математики и его воспитание у учащихся V-VII классов средней школы: Дис. .канд. пед. наук. -Иркутск, 1956. -422 с.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. -М.: Просвещение, 1975. -96с.
- Ланина И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике: Учеб. пособие. -Л., 1984. -88 с.
- Ланина И.Я. Методика формироваЕгия познавательных интересов школьников в процессе обучения физике: Дис.. д-ра пед. наук. -Л., 1986. -379 с.
- Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. -М: Просвещение, 1991. -223с.
- Ланина И.Я. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках физики. -М: Просвещение, 1985. -128 с.
- Ланина И.Я. 100 игр по физике. -М.: Просвещение, 1995 -224 <�•
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964. -343с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. -277 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. -40 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М: Педагогика, 1981. -186с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974. -64 с.
- Лошкарева Н.А. К характеристике умений учащихся старших классов: психологические исследования. Вып.7 /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -128 с.
- Лырчикова В.И. Развитие познавательного интереса у учащихся старших классов в процессе обучения физике: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1981. -220 с.
- Малин И.В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по физике в условиях вариативности обучения: Дис. .канд. пед. наук. -СПб., 1995. -166 с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе- Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -188 с.
- Малков Я.Э. Формирование познавательного интереса учащихся VI-VIH классов в процессе самостоятельной работы (на примере уроков и внеклассных занятий по физике и математике): Дис. .канд. пед. наук. -М., 1978. -260 с.
- Мамбетатакунов Э. Дидактические основы реализации межпредметных связей при формировании у школьников естественнонаучных понятий: Учеб.-метод, пособие. -Фрунзе, 1990. -94 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. -96 с.
- Мартынюк М.Ф. Развитие интереса школьников к изучению физик и в VI-VIII классах: Дис. .канд. пед. наук. -Киев, 1974. -201 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. -240 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1981. -192 с.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе /Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М&bdquo- 1987. -191 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы. -Минск: Изд-во БГУ, 1982. -209 с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя /Под ред. А. В. Усовой. -М., 1990. -319 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. Ч.1./ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. -М., 1980. -320 с.
- Методика проведения разноуровневых фронтальных лабораторных работ по физике: Пособие по курсу «Методика преподавания физики» для студентов IV-V курсов /Сост. Дружинина О. М. -Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. ун-та, 1997. -59 с.
- Методические рекомендации по проведению лекций, конференций и семинаров по физике в средней школе / Сост. А. В. Усова, Н.С. Чач-ковская, Э. И. Кузнецов. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. -32 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание, 1979. -47 с.
- Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1967. -635 с.
- Мурский Л.И., Шуман В. П. Физиологические механизмы интересов и потребностей // Вопр. формирования направленности личности. -Владимир, 1973. -С. 3−11.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. -Л., 1962. С. -3−14.
- Низамов И.М. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1985. -241с.
- Овчинников О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1985. -241с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения, -М.: Просвещение, 1968. -208 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -160 с.
- Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы. -М.: Моек, инт потребкооперации, 1996. -165с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет /Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой. -М., 1988. -190 с.
- Оспенникова Е. В. Формирование у учащихся познавательного интереса к физике на начальном этапе обучения (VI-VH классы): Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1980. -248с.
- Г29. Панкратов Т. К. Общие педагогические условия развития интересов студентчества. -Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1976. -38 с.
- Пасечник В, В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Ав-тореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1994. -38 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1995. -637с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов /Под ред. Ю, К. Бабанского. -М., 1988. -479с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед, ин-ов /Под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластенина. -М., 1986. -335 с.
- Педагогическая энциклопедия. -М., 1993. -Т.1. -380 с.
- Педагогическая энциклопедия. М: Изд-во Сов. энцикл., 1965. -Т.2. 913 с.
- Перегудов Ф.И., Системная деятельность и образование // Вестн. высш. шк. 1990. -№ 1. -С. 9−15.
- Перельман Я.И. Занимательная механика: Знаете ли вы физику? -Екатеринбург: Тезис, 1994. -255 с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2 кн. -М.: АО «Столетие», 1994. -510 с. -2 кн.
- Подлиняев Q.JI. Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательного интереса школьников (на материале подготовки учителя физики): Дис. .канд. пед. наук. -Иркутск, 1992. -204 с.
- Поклонный С.А. Об использовании подручных средств на уроках физики // Физика в шк. -1995. -№ 3. -С.72−73.
- Проблемы рефлексии: Современные комплекс, исследования /АН СССР. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. -234 с.
- Психология: Словарь /Под общ. ред. А, В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. -С. 340.
- Психологические проблемы учебной деятельности школьника /Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1977. -310 с.
- Рабунский Е. С, Индивидуализация домашних заданий как средство повышения эффективности обучения: Авторсф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1963. -17 с.
- Рабунский Е. С, Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М., 1975. -143 с.
- Разумовский В.Г. Проблемы обучения физике в условиях дифференциации образования // Физика в шк. 1991. -№ 1. -С. 3−5.
- Рожина J1.H. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. -Минск: Народная асвета, 1970. -150 с.
- Российский стандарт школьного физического образования (проект) // Физика в шк. -1993. -№ 4. -С.4−10.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. -М.: Изд-во Ин-та финансов, 1957. -328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
- Садовский В.Н. Парадоксы системы мышления И Системные исследования: Ежегодник. -М., 1972. -С. 133−146.
- Саенко П.Г. Физика: Учебник для 9 кл. средней шк., -М.: Просвещение, 1990. -174 с.
- Саитова А.К. Система ценностей и мотивы учения у учащихся-подростков: Дис. .канд. психол. наук. -Ташкент, 1990. -143 с.
- Сафонов Ю.А. Разноуровневое преподавание физики в средней школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -СПб., 1996. -16 с.
- Сборник качественных задач по физике /Сост. Тульчинский М. Е. -Калуга: Книжное изд-во, 1959. -372 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград, 1994. -156 с.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? -М.: Наука, 1966. -93 с.
- Система и развитие методов преподавания биологии в 5−9 кл./ Под ред. Н. М. Верзилина. -М., 1957. -223 с.
- Скаткин М, Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971. -206 с.
- Слепцова М.С. Самостоятельные исследования учащихся по физике как средство развития их интересов и познавательной активности: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1982. -185 с.
- Современная дидактика: теория практике /Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М., 1993, -288 с.
- Современная дидактика: теория практике /Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. -288 с.
- Современный урок физики в средней школе /Под ред. В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. -М., 1983. -224с.
- Станкин М.И. Положительные эмоции залог успешного учения // Физика в шк. -1993. -№ 5. -С. 66−69.
- Старовикова И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлению на физических олимпиадах: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. -204 с.
- Суорц К. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: В 2 т. Т.1. -М.: Наука, 1986. -399 с.
- Суюнов О.Ж. Политехническое образование как фактор повышения интереса к изучению физики (на материале сельских школ Узбекистана): Дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1992. -154 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Проф. образование. -Казань, 1995. -№ 1. -С.50.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. -343 с.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии /Под редакцией А. В. Петровского. -М.> 1940. С. 333−338.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность Н Учен. зап. Гос. науч.-исслед. ин-та психологии. -М., 1941. -Т.2. -С. 3−56.
- Трофимов Е.Г. Использование исторических опытов в учебном процессе по физике в средней школе как одно из средств развития у учащихся познавательных интересов к предмету, к процессу научного познания: Дис. .канд., пед. наук. -Челябинск, 1992. -207 с.
- Тулькибаева Н.Н. Оценка объективности результатов педагогических исследований на основе использования метода корреляции /У Совершенствование процесса обучения физике в сред. шк. -Челябинск, 1975. -Вып.2. С. -121−129.
- Тулькибаева Н.Н. Понятие способа обучения процессу формирования научных понятий у учащихся школ и студентов, -Челябинск, 1988. -132 с.
- Тулькибаева Н.Н., Зубов А. Ф. Задачи межггредметного содержания и методы их решения: Учеб. пособие. -Челябинск, 1993. -94 с.
- Тулькибаева Н.Н., Пронина И. И. Диагностика уровня достижений учащихся (методологический и дидактический аспекты) / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой. -Челябинск, 1997. -76 с.
- Тюфанов Ю.Н. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в процессе самостоятельной работы по физике: Дис.. канд. пед. наук. -Воронеж, 1987. -187с.
- Унт. И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., Педагогика, 1990, -192 с,
- Усова А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов и склонностей, познавательных способностей и качества знаний. -Челябинск: ЧГПУ, 1997. -46 с.
- Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени): Дис. .д-ра пед. наук. -Челябинск, 1969. «Зт.
- Усова А.В. Дидактические игры на уроках: Метод, рекомендации. -Челябинск: Изд- во ЧГПИ «Факел», 1994. -32 с.
- Усова А.В. Дидактические функции различных форм учебных занятий по физике // Физика в шк. 1987. -№ 4. -С. 34−36.
- Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. -15 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: Учеб. пособие к спецкурсу. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ. 1986. -88 с.
- Усова А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверки. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. -50 с.
- Усова А.В. Система форм учебных занятий // Сов. педагогика. 1984. -№ 1. -С. 48−51.
- Усова А.В. Система форм учебных занятий в условиях развивающего обучения // Совершенствование форм учеб. занятий в сред. шк. -Челябинск, 1986. -С.3−10.
- Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. -31с.
- Усова А.В. Формирование у учащихся умения самостоятельно систематизировать знания: Пособие для студентов педвузов и учителей школ. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. -25 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. -176 с.
- Усова А.В. Что думают учащиеся о помехах в учении и какие предлагают меры, чтобы оно стало более успешным и интересным // Физика в шк. -1997. -№ 5. -С.40−43.
- Усова А. В. Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. -112 с.
- Усова А. В. Вологодская З.А. Внеклассная работа по физике в школе: Учеб. пособие по спецкурсу. -Челябинск: ЧГПИ, 1989. -80 с.
- Усова А.В., Вологодская. З. В. Дидактические материалы по физике (VIII класс): Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -7S с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: Учеб. пособие. -Челябинск, Изд-во: ЧГПУ «Факел», 1996. -Г26с.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Изучение познавательных интересов учащихся к физике //Физика в шк. -1980. -№ 4. -С.46−48.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Изучение причин низкой успеваемости учащихся по физике и условий, способствующих ее повышению // Совершенствование процесса обучения физике в сред, шк, -Челябинск, 1975. -Вып.2. -С.3−27.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1975. -111 с.
- Усова А.В., Завьялов В. В., Лырчикова В. И. Развитие у учащихся познавательного интереса к физике: Метод, рекомендации для студентов и учителей шк. -Челябинск, 1979. -25 с.
- Усова А.В., Тулькибаева Н. Н., Зеленова Л. Н. Математическая оценка достоверности результатов изучения причин, снижающих успехи учащихся по физике // Совершенствование процесса обучения физике в сред. шк. -Челябинск, 1978. -Вып. 5. -С. 142−146.
- Фабрикант В.А. Физическая наука и образование // Проблемы преподавания физики. -М, 1978. -64 с.
- Физика/Перевод с англ. Ахманаева А. -М.: Наука, 1965. -899с.
- Целостность //БСЭ. -3-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1982. -Т. 28. -С.480.
- Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Красноярск, 1970. -20 с.
- Черкасов В.А., Черкасова Э. С. Оптимизация педагогических приемов учебной деятельности на основе преемственности в обучении: Метод. рекомендации для учителей общеобр. сред., шк. и студентов пед. ин-тов. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1979. -68 с.
- Шаповал И.М. Влияние межпредметных связей математики и физики на развитие интереса учащихся старших классов: Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1971. -194с.
- Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей личности // Проблема формирования духовных потребностей личности. -Новосибирск: Новосибирский пед. ин-т, 1970. -Вып. 47. -С. 6−26.
- Шахмаев Н.И. Физика: Учебник для 9 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 1990. -239с.
- Шевченко B.C. Особенности познавательных интересов подростков и основные пути их укрепления во внеклассной работе: Автореф.. канд. пед. наук. -Минск: ГПИ им. A.M. Горького, 1972. -28 с.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование мыслительной деятельности. -Алма-ата, 1974. -С.32−36.
- Щукина Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.:Просвещение, 1979. -160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. -208 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. -М.: Знание, 1972. -32 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. -350с.
- Щукина Г. И. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание, 1979. -47 с.
- Юдин Б.Г. Понятие целостности в структуре научных знаний /' Вопр. философии. -1970. -№ 12. -С. 81−92.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. -291с.
- Яцковская Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков (на материале учебных дисциплин по математике): Автореф. дис. канд. пед наук. -Брянск, 1997. -20 с.
- Hornby A. S. Oxford Advanced // Learner’s Dictionary of Current English. -Oxford, 1982. -P. 445−446.
- Nachtigall D. К. What is wrong with physics teachers education? // European Jorrial of Physics. -1990. -№ 11. -P. 56−66.
- Butcher H. Sampling in Educational Resarch. -Manchester University Press, 1966. -29 p.