Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения
Диссертация
Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления. Его основанием явились теории личности и мотивации, субъекта деятельности, индивидуальности и развития, общения и отношений личности, культуры и усвоения общественных ценностей. Для разработки концепций исследования существенное значение имели идеи… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Методологический и содержательный анализ категории «творческий стиль педагогического общения»
- 1. 2. Психолого-педагогические основы творческого стиля общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе
- 1. 3. Генезис идей творческого стиля педагогического общения
- 1. 4. Современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ
- 2. 1. Сотворчество учителя с учащимися в обучении
- 2. 2. Эмоциональность педагогического общения учителя и учащегося
- 2. 3. Единство логической и чувственно-образной форм познания в учебном процессе
- 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования// Вопросы психологии. 1988.№ 3. С. 132−138.
- Альтшуллер Г. С. Нить в лабиринте Петрозаводск: Карелия, 1988.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. 1994. № 2. С.88−89.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. -223с.
- Амонашвили Ш. А. Как живёте дети?: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -176с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. С. 129−266.
- Апостолова И. Стил на мыслине. София, 1972.
- Арнольдов Р.Г. Культура общения// Советская педагогика. 1977. № 12.
- Э.Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательного процесса// Педагогика. 1998. № 1. С. 18−24.
- Ю.Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И., Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992.11 .Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
- Афонина Г. М. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов. Барнаул: РИЦ «Мастер» ТОО «Визар». 1995. — 133с.
- Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя// Советская педагогика. 1987. № 2.
- Баранов С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения //Начальная школа.1986.№ 10.С.2−5.
- Баранов С.П. и др. Педагогика М.: Просвещение., 1987. — 360 с.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. Наука в истории общества. -М., 1956.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексикологии человека. Л., 1928
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1975.
- Бодалёв А.А. О формировании отношений// Педагогика. 1991. № 8. С.39−44.
- Бодалёв А.А. Проецирование и взаимодействие в общении// Педагогика. 1994. № 1. С.11−17.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление// Педагогика. 1992. № 5 6. С. 65 — 67.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения// Педагогика. 1992. № 5 6. С. 65 — 70.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., МПА. 1995. — 324 с.
- Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 227−228.
- Вайн В.О. О педагогике сотворчества //Alma mater. 1991. № 5.26.а.Васильева О. Н. Наследую творческий опыт// Начальная школа. 1993. № 2. С.27−29.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. T.2.
- Вестник высшей школы.1980, № 11. С. 66.
- Гаррифулина М.М. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов?// Педагогика и психология. -М.: Знание, 1989.
- Волков И.П. Учим творчеству. Педагогический поиск. М., 1987. С. 101 — 104, 109- 115.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. М. Просвещение, 1991. — 93 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.223−224.
- Гетта В.Г., Середний А. П. Интеллектуальные эмоции в структуре проблемного обучения// Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1987. С.103−111.
- Гончарова Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель-властитель дум. -М.: Просвещение, 1991.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Гриншпун И.Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя // Педагогическое образование. 1991. № 4.
- Добрович А.Б. Общение: наука искусство.-М.:Знание, 1981 .-58с.39.а. Ермолаева-Томина. Опыт экспериментального изучения творческий способностей // Вопросы психологии. 1987. № 4.
- Иванова Т.В. Развитие творческих способностей школьников// Начальная школа. № 11. С. 9 -10.
- Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Просвещение., 1988.
- Ильин Е.Н. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты// Вопросы психологии. 1988. № 6. С.50−56.
- Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 203 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма// Педагогика и психология -М.: Знание, 1990. № 6.
- Кан-КаликВА О профессионально педагшнеской подготовке учителя// Педагогика. 1976. № 9. С. 76−79.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. (Методические рекомендации.) М., 1990. — 31 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение. 1987.
- Климанова П.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа. 1993. № 12. С.45−48.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: Автореф. докт. дисс.- Л., 1968.
- Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте формирования профессиональной пригодности// Соотношение биологического и социального в человеке./ Материалы к симпозиуму, — М., 1975. С.210−220.
- Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Педагогика. 1991. № 10. С. 36 38.
- Коменский Я.А. Великая Дидактика. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
- Коротяев Б.Н., Тамбовцева Т. М. Проблема операционнальной структуры индивидуального стиля педагогического общения // Проблемы интегральной индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984. С.95−102.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: 1979. С. 345 — 348.
- Краткий психологический словарь // Составитель Л, А Карпенко. Под редакцией АВ. Петровского, М. Г. Ярсшевсто.-М.:Палитиздаг.1985.-431 с.
- Краткий психологический словарь хрестоматия. Составитель Б. П. Петровский. Под ред. К. К. Платонова. — М.: Высшая школа. 1974. — 134 с.
- Крупская Н.К. Методические заметки// Пед.соч.Т.З.-М., 1959.С. 552−561.
- Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин// Пед.соч. Т.З. М., 1959. С.614−625.бб.Крутецкий В. А., Балбасова Б. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учебное пособие. -М&bdquo- 1991.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека// Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113−116.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.- 115 с.
- Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: детерминанты и стратегия // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 90−96.
- Левин К. Детская и педагогическая психология. М., 1958.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Леонтьев А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие// Вестник высшей школы. 1989. № 11. С.39−45.
- Либин А.В. Стиль человека и окружающей действительности: базовые параметры взаимодействия. Пермь, 1994. С. 94−96.
- Лиопо Т.Н., Лиопо Б. А. Личностно-деятельностный подход в развитии гуманистической направленности учителя // Педагогическое образование. 1994. № 10.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться? М.: Педагогика. 1989. 85 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -79 с.
- Лопатина Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса// Педагогика. 1991. № 12.
- Лук П. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
- Лутошкин П.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
- Львова Л.Ю. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 85 с. 81 .Львов М. Р. Развитие творческой деятельности// Начальная школа. 1993. № 1.С.21−25.
- Макаренко А.С. Проблемы педагогического мастерства. Пед. соч. В 8 т. М&bdquo- 1984. Т.4. С. ЗОЗ, 368, 241, 243, 13.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.40−48.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
- Масгвилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в оовместшй игровой и предметной деятельности// Вопросы психологии. 1989. № 3. С.63−70.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в обучении. Педагогика, 1972.
- Махмутов М.И. Работает ли урок на реформу?// Педагогика. 1987. № 5. С.40−43.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения// Психологический журнал. 1982. № 4.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. С. 163, 167.
- Миронов К. Инженерно математически сгил на научного мислене // Проблеми на высшего образование, 1980. Кн. 5. С.22−27,38−40,69,138−164.91 .Мищенко А. И. О расширении понятия «содержание педагогического образования"// Педагогика. 1989. № 10. С.87−94.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Автореф. доктр. пед. наук. -М., 1993.-32 с.
- ЭЗ.Молчанова М. А. О формировании творческой направленности профессионально-педагогической культуры учителя// Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность, структура, формирование. -М.: МОСУ, 1996. С, 51−55.
- Монтень М. Опыты. Кн. 1−3. M.-J1., 1960.
- Моцек Р. «Талант» като проблем на териято за наукаго// Проблемы на научия талант.- Варшава. 1979.
- Эб.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников// Педагогика. 1983. № 5. С.43−46.
- Мудрик А.В. Общение школьников.-М.: Знание, 1987.-77С.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству //Советская педагогика, 1987, № 6 98-а.Никандров Н. Д. На пути к гуманизации педагогики// Педагогика. 1990. № 9. С. 41−46.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущих учителей// Педагогика. 1993. № 12. С.61−64.
- Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании -М.: ВНИ, 1985.
- Новик И.Б. Системный стиль мышления: особенности познания и управления в сложных системах. М.: Знание, 1986.
- Общение и социальная регуляция поведения индивцца// Психолотческие проблемы социальной регуляции поведения. М.: Знание, 1976. -335с. 103. Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике// Педагогика. 1993. № 4. С.21−26.
- Ю4.0конь В. Основы проблемного о^чения М.: Просвещение, 1968. — 208с.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3−4.
- Павлов Ю.В. Управление познавательной деятельностью учащихся/ Взаимосвязь чувственного опыта и понятий в учебной деятельности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1968. т. 4.
- Ю8.Петрова В. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982. С.49−58.
- Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. М., 1992.
- Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф. дисс. доктр. пед. наук. Л., 1977.
- З.Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-300 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Л.: Творчество и педагогика, 1988. — 125 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
- Приставкина М.В. Исполнительный стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности: Автореф. канд. дисс. Л., 1984
- Проблемы стиля мышления: Научно-аналитический обзор, — М.: ИНИОН, 1986. С.11−13
- Развитие творческой активности школьника. //Под ред. A.M. Матюш-кина. М. 1991.
- Разумовский В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике.//Диссертация д.п.н. М., 1972.
- Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск. 1992.
- РиззГ.И. Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. 1996. № 4. С. 69−75.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946, с.704
- Руденко Л. Стиль общения и его детерминанты. Автореф. дисс.канд.псих.наук. М., 1988
- Рябцева С.А. Диалог за партой. М.: Просвещение. 1989.
- Седова Н.Я. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей. //Педагогика. 1994. № 1. С. 56−64.
- Сенько Ю. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. 1991. № 5. С. 35 37.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. М., 1997. — 31 с.
- Ситченко Л.А. Человеческое общение в интерпретации современной западной философии. Киев: Наук, думка. 1990, С. 110.
- Сластенин В.А. Педагогическое творчество//Педагогика. 1991. № 1.
- Сластенин В.А. Учитель и время // Педагогика. 1990. № 9. С. 4−7.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4.
- Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 1982. С.23−37.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р/Д: Феникс, 1996. — 721 с.
- Тарасевич Н.И. Обретение педагогического мастерства //Педагогика. 1990. № 11 С.73−75.
- Теплов Б.М. Ум полководца //Изб. Труды в 2-х томах. Т.1 М.: Педагогика, 1985. С.223−326, 327.
- Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей и изменчивыми условиями деятельности. М., 1992. — 340 с.
- Толстой Л.Н. О народном образовании // Педагогические сочинения 2-е.изд. и доп. М.: Учпед., 1953. С. 338 — 336, 342.
- Торренс Е. Просвещение и международное взаимопонимание. М., 1987. С 22−23.
- Туленов Ж.Т. Диалектика и стиль мышления. Ташкент: Узбекистан, 1983.
- Тхагажоев Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров //Педагогика. 1998. № 1. С.66−73.
- Устюгова Е.Н. Проблема стиля в контексте теории деятельности. -Томск: ТГУ, 1978.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974, т. 1.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923−206 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Фурсина Н.А. Развивать творческие способности. //Нач. школа. 1995. № 6. С. 5−8.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977.№ 4.
- Харламов Н.Ф. О педагогическом мастерстве // Педагогика. 1992. № 7−8. С. 11−15.
- Хачатурян С.Л. Сотворчество учителя с учащимися на уроке в процессе педагогического общения. //Сотворчество в обучении. Таганрог: МПА. 1996. С.62−68.
- Хачатурян С.Л. Стиль педагогического общения учителя с учащимися на уроке //Сборник аспирантских работ. Таганрог, 1996. ?
- Хачатурян С.Л. Теория развития психики Л.С.Выготского в процессе обучения.// Л. С. Выготский выдающееся явление мировой культуры. -Таганрог: МПА, 1996. С.78−83.
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения //Педагогика. 1993.№ 2.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрулина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству//Вопросы психологии. 1993. № 2. С.35−38.
- Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности //Вопросы психологии. 1990. № 1. С.41−44.
- Чернышева М.А. Культура общения.-Л.: Знание, 1983.-32 с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М: Знание, 1985.
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки?» М.: Педагогика, 1980. ё
- Шаталов В.Ф. Педапоплческий поиск. М. 1987. С. 57 -60,69,91,97 -100.
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 6. С.112−115.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980. т. 2. С. 28, 30.
- Шипковенски Н. Потаскаща и свърхнасърчавша дидаскологения /Детская психиатрия. София, 1975.
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению //Вопросы психологии. 1990. № 4. С.100−102.
- Щетинин М.П. С чего начинается учитель? «Объять необъятное». -М., 1986. С.101−108.165.а.Щербакова Т. Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону, 1994.
- Щукина Г. И. О проблемах современного урока // Педагогика. 1987. № 1. С. 488.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы// Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С.103−109
- Юсуфбекова Н.Р. О педагшнеской инновашке II Педагогика. 1992. № 11.
- Якобсон С.Г. Зависимость взаимных требований от структуры совместной деятельности детей //Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. С. 60 — 73.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопросы психологии 1997.№ 4. С.20−30.171 .Adler A Understanding of human nature.№ 4 1927. 286 p.
- Allport G.Persohality. Apsycher interpretation. № 4., 1937
- Bellak A.A., Davitz J.R. In collab with kliebard H.M., Human R.T. The language of the Classroom Meaning Communicated in High School Teaching. N.Y. 1969.
- Berne E. Principles of group treatment. № 4. 1964.
- For chungser gebnisse ur Kreativifot in schule, Ausbir und Wissenschaft. Herazsgogeben von Gerbart Neuer, Berlin, 1989.
- Gallagher J. Analyses of Teacher Classroom strategies Associated with student Cognitive and Affective Perfomance Wash. 1968
- Hall J.V. Influence intercept communion upon effectiveness of community in organization И G. Menag. Revh .3 1097.P.55
- K. Laffitte. Une Une iournee dans une, classe cooperative le desir refronve. Paris: Syros, 1985. C. 70.
- Leistungsreserve Schopfertum, Heransgegeber von Gerhart Neuher, Berlin, 1989.
- Lorenz R, Molzahnt R, Fugen F. Verhalfensanderung inder schule Systematische Anleitungsprog-ramm fur Lehrer, 1979.
- Mc.Croskey S., James C. And others. Power in the classroom. Behavior Alteration Technigues Communication Training and learning. West Virginia University. 1985
- Rogers C.R. A way of beening USA/1980.
- Rogers C.R. Treetom to learn for the 80's Columbus 1989
- Wardell D.M., Royce J.R. Toward a multifactor theory of styles and their relations hips to cognition and affect II S. Pers 1978 V. 46 No 3 P.474.
- Шкала сформированности уровней эмоций и интеллекта в усвоении школьниками учебного материала (2 «А» класс, экспериментальный) до эксперимента).