Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из коренных противоречий современного мира является различие стратегии человеческой преобразовательной деятельности и «стратегии» развития экосистем. Разрешение этого противоречия возможно при условии овладения людьми экологической культурой, понимания ценности своего правильного поведения в природе, осознания природы как общепланетного достояния, умения предвидеть последствия воздействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .и
    • 1. 1. Экологическая культура и ее ориентировочные основы как важнейшие компоненты развития личности
    • 1. 2. Особенности дошкольников и младших школьников как субъектов экологического образования и воспитания
    • 1. 3. Ориентировочные основы экологической культуры и их отражение в образовательных программах ДОУ и начальной школе
  • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. .*
    • 2. 1. Принципы конструирования содержания экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников
    • 2. 2. Методическая подготовка педагога и готовность детей к освоению идей экологической культуры (констатирующий эксперимент)
    • 2. 3. Технологии формирования ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников
    • 2. 4. Эффективность проведенного эксперимента по освоению детьми ориентировочных основ экологической культуры
  • Выводы ко второй главе

Формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологические изменения на планете побуждают людей глубже вникать в сущность происходящих природных и социальных явлений, вырабатывать экологически правильное отношение к природе во всем ее многообразии, осознавать ценности жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.

Новые концепции образования выделяют принципиальные направления изменения характера экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда их развитие происходит как становление разнообразных видов человеческой деятельности и прежде всего ведущей деятельности (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), порождается специфическая для данного возраста внутренняя позиция ребенка (Л.И.Божович), появляются новообразования и стереотипы поведения личности, направленные на активную ориентировку в ситуации (П.Я.Гальперин).

Результаты проведенных исследований позволяют сегодня ставить вопрос о формировании ориентировочных основ экологической культуры (начал экологической грамотности) детей дошкольного и начального школьного возраста как системе жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической ситуации, обусловливающий экологически целесообразное поведение.

Формирование ориентировочных основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретной местности и на планете в целом. Чрезвычайно важное значение для формирования экологической культуры имеет проблема мировосприятия, подразумевающая развитие у детей определенной системы представлений и понятий, ценностного отношения к природе.

Существенное значение в разработке проблемы развития начал экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX века и в начале XX века процессы ознакомления детей с предметным миром и природой, с социальной жизнью (В.П.Вахтеров,.

B.И.Водовозов, Е. Н. Водовозова, А. Я. Герд, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.). Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л.А.Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.).

Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры, в которых сформулированы положения о самоценности экологической культуры личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе (И.Л.Беккер, А. А. Вербицкий, Э. В. Гирусов, И. Д. Зверев, Т. Д. Коростелева, Э. С. Маркарян, Е. В. Никонорова, И. Н. Пономарева, А. В. Сахно и др.).

В работах последних лет, посвященных дошкольному и младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы формирования и развития ориентировочных основ экологической воспитанности и образованности детей: нравственно-экологическое воспитание (И.Г.Баринова, С. А. Карпеев, Т. П. Южакова и др.), экологическое воспитание в процессе обучения и практической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (Г.Б.Барышникова, А. С. Бахарева, Н. Н. Кондратьева, Е. В. Крылова, М. В. Крулехт, Т. А. Маркова,.

C.Н.Николаева, Н. А. Рыжова, М. Н. Сарыбеков и др.), экологическое воспитание и образование в начальной школе (А.А.Вахрушев, Н. Ф. Виноградова, Л. П. Симонова, А. А. Плешаков, О. Т. Поглазова и др.), организация внеклассной работы природоведческого содержания в начальной школе (Д.М.Киггижева, В. ММинаева, А. П. Молодова, И. В. Цветкова и др.), ознакомление детей с приемами труда по уходу за живыми существами (Л.С.Игнаткина, Л. Я. Мусатова, Д. Ф. Петяева, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова, И. А. Хайдурова и др.) — опыт воспитания бережного и заботливого отношения к природе (В.Г.Грецова, М. К. Ибраимова, Г. В. Кирикэ, И. А. Комарова, З. П. Плохий, Л. П. Салеева и др.).

Анализ современной педагогической теории и практики экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников выявил следующие противоречия:

— между спецификой психолого-возрастных особенностей детей 6−9 лет и недостаточным учетом ее в формировании и развитии их экологической культуры;

— между необходимостью реализации системного подхода к формированию основ экологической культуры, осуществления концептуальной преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования и фрагментарным характером этого процесса в практике современного экологического воспитания и образования дошкольников и младших школьников;

— между широко признанным приоритетом самостоятельной деятельности ребенка и недостаточной разработанностью системы детского экологического творчества и экспериментирования, способствующего развитию у детей гуманно-ценностного отношения к природе, формированию экологически обоснованной деятельности.

На разрешение этих противоречий направлено наше исследование по теме «Формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников».

Цель исследования: разработка дидактической системы формирования ориентировочных основ экологической культуры детей и определение путей ее реализации в реальной практике дошкольного и начального школьного образования и воспитания.

Объект исследования: процесс становления экологической культуры дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников будет обеспечено если:

— обосновано выделение в общей системе экологического образования и воспитания фундаментального ядра — ориентировочных основ, существенными характеристиками которых являются учет психолого-возрастных особенностей мировосприятия детей и ориентация их на действенно-практическую сферу доступной экологической деятельности;

— при разработке программ дошкольного и начального школьного экологического образования и воспитания обеспечена преемственность в формировании основ экологической культуры детей;

— определены педагогические технологии, способствующие эффективному развитию у детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентировочных основ экологической культуры;

— осуществлена взаимосвязь экологических представлений и реальных экологических действий детей, направленных на развитие у них гуманно-ценностного отношения к объектам живой и неживой природы и формирование экологически целесообразной деятельности в природе.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики развития ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников.

2. Обосновать дидактическую систему формирования ориентировочных основ экологической культуры детей в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.

3. Разработать и экспериментально проверить технологии формирования начал экологической грамотности детей.

4. Выявить условия эффективности формирования основ экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Теоретическая и научная новизна заключается в том, что:

— раскрыты и обоснованы ведущие характеристики ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников;

— выявлено фундаментальное ядро в формировании ориентировочных основ экологической культуры детей, включающее идеи единства живого и неживого в природе, целостности и многообразия ее объектов, необходимости разумности и гуманности человека по отношению к природным объектам, развитие эмоционального, эстетического, духовного восприятия природы детьми;

— вычленена деятельностная составляющая ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников, рассматриваемая в контексте анализа и конструктивного преобразования экологической ситуации;

— определены тенденции и принципы отражения в реальной практике образовательных учреждений (ОУ) ценностно-смысловых и содержательных компонентов ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников;

— разработана и экспериментально апробирована в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и начальных школ технологии развития ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников и их образовательно-воспитательная целесообразность.

Практическая значимость исследования:

— описаны методики анализа образовательных программ экологической направленности в ДОУ и начальной школе;

— создана система образовательных экологических технологий по формированию ориентировочной основы культуры детей в условиях организации их деятельности в крупном мегаполисе — г. Санкт-Петербурге (мини-музеи, учебные проекты, создание, анализ и разрешение экологических ситуаций и др.);

— разработаны программы экологического образования и воспитания ь детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основные этапы исследования:

I этап (1997 — 1998 гг.) — обоснование целей и задач исследования, формирование проблемы, определение предмета и объекта, изучение и выборочный анализ состояния экологического образования и воспитания в условиях ДОУ и начальной школе.

II этап (1999 — 2000 гг.) — уточнение предварительных представлений о развитии экологической культуры учащихся, определение основных концептуальных идей исследования, разработка и проведение диагностических экологических тестов и заданий, анализ инновационной экологиче.

• ской деятельности учреждений Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

III этап (2000 — 2001 гг.) — проведение и теоретическое обобщение опытно-экспериментальной работы по созданию системы экологического образования детей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется методологией системного и личностно-деятельного подходов, опорой на современные теории экологической культуры, выбором методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования: репрезентативной выборкой педагогических объектов исследования: достоверностью полученных практических результатов.

Методологическую основу исследования составляют:

— системный подход к анализу педагогических проблем экологического образования и экологической культуры личности (С.В.Алексеев, А. А. Вербицкий, Е. В. Никонорова, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, А. Д. Урсул и др.);

— методологические, философские, психологические и общепедагогические исследования современных отечественных и зарубежных ученых по проблеме образования и воспитания детей (Л.И.Божович, Л. А. Венгер,.

Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, М. В. Крулехт, А. А. Люблинская, Н. И. Непомнящая, Г. А. Орлова, А. И. Раев, Е. С. Сластенина и др.) — концепция непрерывного образования и развития профессионально-педагогического мастерства педагогов (И.Ю.Алексашина, Т. Г. Браже, Э. А. Верб, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, А. Е. Марон, В. Г. Онушкин, A.M.Осипов, М. Н. Певзнер, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая, А. П. Тряпицина, В. И. Тютюнник, Р. М. Шерайзина и др.);

— концепции непрерывного образования, теория развивающего и опережающего обучения, идеи личностно-ориентированного и проблемного подходов в развитии экологической культуры детей (И.Л.Беккер, А. В. Быховский, А. А. Вербицкий, Г. И. Вергелес, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, С. Д. Дерябо, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:

— анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

— изучение деятельности учащихся и педагогов в области экологического образования и воспитания;

— педагогическое наблюдение и моделирование экологически целесообразной деятельности в развивающей предметной среде образовательных учреждений;

— констатирующий и формирующий эксперимент в ДОУ и начальной школе.

На защиту выносится:

1. Психолого-педагогическое обоснование сущностных характеристик формирования и развития ориентировочной основы экологической культуры детей.

2. Концептуальная модель формирования ориентировочных основ экологической культуры детей.

3. Образовательно-воспитательные технологии формирования ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников.

4. Критерии и показатели определения уровня владения детьми ориентировочными основами экологической культуры.

Базы исследования: ДОУ № 1, 90,93 и школы № 577, 673, 674 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга и округа «Полюстрово».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены через публикации, материалы и инструктивные письма, подготовленные автором, выступления с сообщениями и докладами на международных конференциях «Личность. Образование. Общество» (г.Санкт-Петербург, 2000,2001 гг.), на научно-практической конференции «Здоровый ребенок» (г.Санкт-Петербург, 2000 г.), на конференциях и семинарах учителей начальной школы и воспитателей ДОУ г. Санкт-Петербурга, Новгородской области, на совещаниях городской экспертизы по организации экологического образования и воспитания детей (г. Санкт-Петербург, 2000 — 2001 гг.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования позволяют выделить направления дальнейшей разработки проблемы: развитие идей формирования ориентировочных основ экологической культуры в общей системе непрерывного экологического образования и воспитания личностинаучное обоснование создания интегративной экологоразвивающей среды на базе ДОУ и начальных школ в условиях муниципального и регионального образования, исследование взаимосвязи знаниевой, ценностно-ориентировочной, предметно-деятельной составляющих начал экологической грамотности детей и определение способов ее реализации в реальной практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Одним из коренных противоречий современного мира является различие стратегии человеческой преобразовательной деятельности и «стратегии» развития экосистем. Разрешение этого противоречия возможно при условии овладения людьми экологической культурой, понимания ценности своего правильного поведения в природе, осознания природы как общепланетного достояния, умения предвидеть последствия воздействия на природу, способности опираться на естественнонаучные и гуманитарные знания в общении с ней. Приступать к освоению основ экологической культуры необходимо в дошкольном возрасте и начальной школе. Современным дошкольникам и младшим школьникам предстоит жить и активно действовать в биосфере в начале третьего тысячелетия, претворяя в жизнь «результаты переосмысления обществом глобальных вопросов бытия». Для этого в базис их личностной культуры должны быть переведены закрепленные в экологической культуре ценности, освоено доступное им содержание всех компонентов экологической культуры, обеспечено овладение основами экологического миропонимания и экологически ориентированного поведения в любой сфере жизнедеятельности.

2.Формирование основ экологической культуры дошкольников и младших школьников может быть рассмотрено как процесс освоения детьми доступной части экологической культуры общества, в которой закреплены общечеловеческие ценности отношения к природе, представленные в основных взаимосвязанных компонентах: экологические знания и представленияопыт осуществления экологически целесообразной деятельности в природеопыт эмоционально-ценностного отношения к миру природы. Исходя из этого, в программы необходимо отобрать доступное для дошкольников и младших школьников содержание экологической культуры общества, составляющее фундаментальное ядро экологического образования и воспитания детей данного возраста, формирующее ориентировочные основы экологической культуры детей.

К ведущим идеям, составляющим фундаментальное ядро экологического образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, целесообразно отнести идеи единства человека и природымногообразия ценностей природыединства всего живогоединства живого и неживого в природенеобходимости разумности и гуманности человекасистемного строения природыцелостности природы на любом из ее уровнеймногообразия природных объектов.

Эти идеи и выделенные ведущие линии должны быть преемственно прослежены на разных уровнях содержания экологического характера в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.

Для включения указанных идей и выделенных линий в процесс становления базовых, ведущих новообразований личности ребенка необходима опора на психолого-педагогические особенности дошкольников и младших школьников как субъектов экологического образования и воспитания.

З.Система экологического образования и воспитания детей должна оказывать целенаправленное влияние на формирование и развитие ориентировочных основ экологически целесообразной деятельности, предполагающей комплексный анализ индивидуальных одноразовых ситуаций с учетом имеющейся системы экологических знаний и представлений.

Общее направление развития личности заключается в том, что ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений. Превращение индивида в субъекта деятельности, владеющего экологической культурой, означает, что он становится способным на основе проведенного им анализа самостоятельно ставить значимые для взаимодействия общества и природы цели деятельности и поведения, определять способы достижения этих целей. Он также может осознавать свои возможности, соотносить их с условиями имеющейся ситуации, критически оценивать результаты своего поведения, степень их соответствия поставленной цели и вносить соответствующие коррективы в совершаемую деятельность и поведение.

4.0пределены ведущие принципы, лежащие в основе развития экологического воспитания и образования на дошкольном этапе и этапе начальной школы: интеграции, межпредметных связей, преемственности, научности, системности, проблемности, деятельности, культурологический, единства познания, переживания и действия, гармонии, приоритетности эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического восприятия природы, оптимизма.

В экологическом образовании и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо соблюдать преемственность, приступая на дошкольной ступени к формированию фундаментальных личностных качеств ребенка, лежащих в основе экологической культуры, учитывая зону их ближайшего развития и последовательно развивая эти качества в начальной школе.

Дошкольные учреждения и начальная школа активно включаются на практике в решение задач экологического воспитания и образования детей. В настоящее время разработаны и апробированы ряд программ экологической направленности для ДОУ и начальной школы. Признавая ценность каждой из них для формирования отдельных аспектов ориентировочной основы экологической культуры детей, необходимо отметить отсутствие в них целостной системы, включающей совокупность единых идей и линий, адекватных технологий, последовательной направленности на формирование базовых новообразований экологически воспитанной и образованной личности, служащих основой преемственности экологического образования и воспитания старших дошкольников и младших школьников.

5.Теоретический анализ различных видов образовательно-воспитательной деятельности, имеющих существенный потенциал для экологического образования и воспитания детей, позволил найти оптимальные технологии практического осуществления выделенных условий и принципов формирования начал экологической культуры, обеспечивающих наиболее эффективное развитие всех компонентов экологической культуры детей. Такими технологиями стало детское экспериментирование, моделирование, различные формы широкого практикования и накопления ценностного опыта взаимодействия с природными объектами и организации его вариативного применения в разнообразных реальных и воображаемых экологических ситуациях, создание учебных экологических проектов, система посещения естественнонаучных музеев, создание на базе ДОУ экологического мини-музея.

Экологическое воспитание и образование в рамках предложенной модели был осуществлено не только в рамках специального курса, но и на материале других учебных предметов.

В детских садах, на базе которых проводился эксперимент, было пересмотрено содержание занятий, экскурсий, других видов деятельности с целью его направленности на развитие идей, лежащих в основе экологического образования.

6.Исследование, определяющее возможности реализации выделенного нами фундаментального ядра ориентировочных основ экологической культуры как базиса формирования содержания и технологий экологического образования и воспитания в ДОУ и начальной школе при осуществлении преемственности в экологическом образовании и воспитании старших дошкольников и младших школьников, показало высокий уровень эффективности предложенной системы.

У детей экспериментальной группы начал формироваться комплексный подход к анализу различных экологических ситуаций, развиваться представление о путях их разрешения и своей роли в этом процессе.

Существенное возрастание уровня владения детьми началами экологической культуры в ходе эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной системы экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Экологическое отношение и экологическое сознание. Ташкент, 1990. — 247 с.
  2. С.В. Некоторые подходы к реализации индивидуальных образовательных программ экологической подготовки учителя. / В сб. Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. — СПб.: СПГУПМ, 1996. — С. 108 — 109.
  3. С.В. Содержание экологического образования в начальной школе. / В сб. Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. — СПб.: ИОВ РАО, выпуск № 3. — 1993. — С.64 — 67.
  4. С.В. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1998.-44 с.
  5. Альбуханова-Славская К. С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. — М., 1981. —С. 19−45.
  6. Я.Е. Развитие экологической направленности личности в биологических кружках станции юных натуралистов. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. — СПб., 2000. — 18 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1980. —228 с.
  8. А.С. Развитие познавательных интересов младших школьников (на материале природовед, дисциплин. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. — Курган, 1996. — 17 с.
  9. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике /Отв. ред. B.C. Безрукова. — Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. — С. 5−26.
  10. И. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 13.00.01. — М., 1995. —21 с.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с. 131 617,18,1920,21,22,23,2425,26
  13. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. —М.: Прогресс, 1977.
  14. А. В. Мышление и прогнозирование. — М. :Мысль, 1979.—230 с.
  15. Т.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведческой деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. —М., 1997. — 18 с.
  16. Н.Ф. Окружающий мир в 1−2 классах. Методические беседы. —М.: Просвещение, 1997. — 65 с.
  17. Н.Ф., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир в 3−4 классах четырехлетней начальной школы. Беседы с учителем. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.27
Заполнить форму текущей работой