Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей, проблемы предупреждения и преодоления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Иоанн Златоуст (347−407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Для того, чтобы спуститься до дитя, надо его знать. В XX в. известный польский педагог-гуманист… Читать ещё >

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей, проблемы предупреждения и преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МИР РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА

Ребенок — это особый мир с присущими ему в зависимости от возраста, пола и своеобразия особенностями. В процессе становления как личности, он проходит длительный путь развития и воспитания, меняясь качественно — формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него. Каждому возрасту соответствует определенная субкультура и конкретный социокультурный мир со своим содержанием и специфическим проявлением.

В результате изучения главы 12 студент должен:

знать

  • • истоки формирования понимания важности учета детской субкультуры;
  • • сущность и содержание детской субкультуры;
  • • социокультурный мир ребенка и его социально-педагогическую характеристику;
  • • особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка;

уметь

• учитывать существо детской субкультуры и социокультурного мира ребенка в процессе социально-педагогической работы с ним;

владеть

• знаниями детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, необходимыми в социально-педагогической работе с ним.

Истоки формирования понимания важности учета детской субкультуры

Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Иоанн Златоуст (347−407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Для того, чтобы спуститься до дитя, надо его знать.

Ж.-Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» писал: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает прежде чем стать взрослым» и далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете»[1].

Позднее стали встречаться размышления о том, что в ребенке следует видеть особый мир. «Я не сомневаюсь, — писал Николай Иванович Пирогов (1810−1881) в статье „Быть и казаться“ , — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего… Он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Однако «мы — взрослые — нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок пас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир»[2].

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878−1942) наиболее глубоко и ответственно подошел к раскрытию мира ребенка и привлечению к нему родителей и учителей. Он обращал внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей: «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых…

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.

Уважайте его незнание!"[3]

Особого внимания заслуживают взгляды представителей свободного воспитания (конец XIX — начало XX вв.) — Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля, Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864−1940) и др. Их педагогические взгляды предполагали новое отношение к детям. Своими выступлениями, публикациями и практической деятельностью они способствовали изменению отношения к ребенку, изучению его как личности, формированию идеи права ребенка быть самим собой, а также защиты этого права. К. Н. Вентцелем в 1917 г. провозглашена необходимость принятия «Декларации прав ребенка» (в 1918 г. она была опубликована в журнале «Свободное воспитание»).

Потребовалось еще несколько десятков лет, чтобы мировое сообщество поняло важность принятия такой декларации. В 1959 г. Организацией Объединенных Наций принята «Декларация прав ребенка». В 1989 г. была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Эти документы свидетельствуют о том, что мировое сообщество признало ребенка как существо, лишь «готовящегося стать личностью» и нуждающееся в защите со стороны взрослых, а также самоценность детства в развитии общечеловеческой культуры. Большинство стран мира, в том числе и Россия, признали эти документы, что определило перспективы развития ювенального права, направленного на защиту прав ребенка.

Чтобы реально понимать и защищать ребенка, надо его знать, знать его субкультуру.

  • [1] Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. / пол ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. С. 22.
  • [2] Пирогов Н. И. Быть и казаться // П. И. Пирогов. Избранные педагогические сочинения / сост. Λ. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. С. 94−95.
  • [3] Корчах Я. Право ребенка на уважение // Корчах Я. Избранные педагогические произведения / пер. с пол. К. Э. Сенкевича. М.: Педагогика, 1979. С. 16.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой