Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной системе образования преобладает когнитивистский подход к обучению, акцент ставится на умственном развитии ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социализация личности ребенка как предмет педагогического исследования
    • 1. 1. Теоретико-методолог, ические основы социализации ребенка
    • 1. 2. Возрастные особенности социализации ребенка
    • 1. 3. Асоциальность и ее причины в процессе становления личности ребенка
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Психолого-педагогнческие предпосылки эффективной социализации ребенка
    • 2. 1. Факторы и механизмы социализации
    • 2. 2. Процесс социализации ребенка в семье
    • 2. 3. Компонентно-критериальная структура эффективной социализации ребенка
    • 2. 4. Семейный клуб как институт социализации ребенка
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса социализации ребенка в рамках семейного клуба
    • 3. 1. Констатирующий (диагностический) этап эксперимента
    • 3. 2. Структурно-функциональная модель эффективной социализации ребенка
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента)
  • Выводы по третьей главе

Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность темы

исследования определяется комплексом причин научного и социального характера. Значимость данной проблемы возрастает в связи с тем, что на современном этапе российское общество находится в сложном и противоречивом процессе становления и с особой остротой встает вопрос о способах и средствах социализации ребенка, поскольку цивилизованное общество заинтересовано в успешном формировании социального опыта подрастающего поколения. От того, насколько дети младшего возраста будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и в будущем.

Ранее определенный тип личности задавало государство, однако, сегодня общество само должно выработать и выбрать соответствующие интересам определенных социальных групп типы, средства и способы социализации ребенка, учитывая при этом особенности современной социальной ситуации: нестабильность, сопровождающую социальное переустройство общества, усиление его расслоения, плюрализм мнений, целей, жизненных стилей, разнообразие ценностных ориентаций, автономизацию семьи, разрыв субкультур, провоцирующий обострение конфликта поколений.

На индивидуальном уровне общественной жизни намечаются серьезные и перспективные тенденции. Индивид перестает быть преимущественно объектом воздействия государства, других социальных институтов, обретает права и возможности обустраивать свою жизнь так, как считает нужным и на что он способен. Задача социализации личности ребенка является особо значимой в нашем обществе в период, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей.

Становление растущего человека как личности — это сложные процессы его самореализации и реализации в условиях воспитания, обучения, разнопланового общения, всей его жизнедеятельности, разворачивающиеся во времени и конкретном социокультурном образовании, объективно подразделяющиеся на определенные этапы, уровни и предполагающие многофакторно обусловленные (планируемые и не планируемые) результаты, процессы, в которых «выполняются» самоформирующиеся и задаваемые обществом тенденции, нормы, принципы развития", — отмечает Фельдштейн Д. И. [217].

Современное направление развития системы образования в России связано с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Реализации этой цели в современных условиях общественного развития в наибольшей мере способствует парадигма научно-гуманистической системы образования, которая определяется как высшая форма демократического светского образования, обеспечивающая осмысленное освоение детьми знаний и ценностей мировой цивилизации на основе свободного межличностного диалога культур и мировоззрений, оптимального применения развивающих образовательных технологий, органичной гуманитаризации всех учебных дисциплин, освоения современной научной картины мира.

Научно-гуманистическая система образования позволят осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

•воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

•развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

•развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

•становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Парадигма научно-гуманистической системы образования предполагает ее гуманизацию и гуманитаризацию, всесторонне раскрывающих место, сущность и смысл человеческой жизнедеятельности в мире, обеспечивающих доминирование личности в системе образования, ориентирующих на воспитание человека-творца, носителя социальной культуры.

В современной системе образования преобладает когнитивистский подход к обучению, акцент ставится на умственном развитии ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной среде. Адаптация к действительности — это один из важнейших моментов развития индивида. Это не просто накопление знаний о жизни, а процесс формирования ответственности за свою жизнь, развитие способности различать главное и второстепенное, выработка умения предвидеть последствия своих поступков и самостоятельно находить оптимальное решение в любой ситуации, что под силу лишь сформировавшемуся субъекту.

Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека.

Средствами социализации могут являться, в частности, стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания, приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической п духовно-практической деятельности, спорте и т. д. Выбор средств социализации зависит от возрастных, психических, физических особенностей, а также от среды, в которой социализируется индивид, в нашем случае старший дошкольник.

Все чаще те или иные аспекты проблемы социализации личности оказываются в фокусе внимания ученых-педагогов, а целый ряд авторов учебных пособий по педагогическим дисциплинам ставят социализацию в ряд основных понятий общей педагогики (Выготский Л.С., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Сластенин В. А., Смирнов В. И., Филиппова J1.B., Шиянов Е. И. и др.), выделяя основные направления (сферы) социализации, которые дают название ее видам: поведенческая, эмоционально-чувственная, бытийная, морально-нравственная, межличностная, полоролевая, профессиональная, семейная, политическая. Критерием социализированное&tradeличности является его социальная компетентность, а также степень независимости личности, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Работа по формированию социальной компетентности личности дошкольника предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, оно не может быть осуществлено стихийно, кем-либо в отдельности, но требует объединения усилий родителей, педагогов, психологов, которое может быть осуществлено на основе специально разработанных, педагогически и психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста. Именно в этом контексте в педагогике появились разработки, которые развитие дошкольников связывают с формированием их социальной зрелости (Волкова И.В., Кольцова И, Лебеденко E.H., Маневцева Л. М., Обухова Л. Ф., Прима Е. А., Рылеева Е., Филиппова Л. В., Чиркова Т. И., и др.).

Социальная зрелость старшего дошкольника, по мнению Лебеденко E.H. [125], означает такой уровень социально-личностного развития, при котором поведение и деятельность ребенка отличаются определенной целенаправленностью, осознанностью и возможностью ориентировки на социально заданные требования, правила, доступные детскому пониманию общечеловеческие ценности — познания, добра, красоты, справедливости.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о важных достижениях социально-личностного развития детей к концу дошкольного возраста и, тем самым, подтверждают правомерность такого подхода к оценке социализированности дошкольника. Среди них особое значение для вхождения в новые условия школьной реальности имеют такие, как:

•овладение формами внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения;

•появление социально-ценностных ориентаций, гуманного отношения к объектам окружающего мира, готовности к сотрудничеству и взаимодействию;

•проявление стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих, оценка своих действий, элементарное прогнозирование поступков;

•появление интереса к овладению грамотой, к познанию, результативной деятельности, к интеллектуальным играмк более «серьезным» видам деятельности;

•способность к элементарной произвольной регуляции активности, умению ориентироваться на заданные образцы, требования.

Благодаря появлению этих новообразований развития и накоплению разнообразного практического социального опыта старший дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении. Он не нуждается в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях он начинает действовать целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий.

Сформированные, в элементарном виде социально-ценностные ориентации (представления о мере допустимого и недопустимого, о добре и зле, о нормах поведения и общения), а также освоенные способы деятельности создают основу для выбора ребенком шести-семи лет «правилосообразной линии поведения в новых условиях».

Первичной ячейкой социализации ребенка, наиболее эффективно содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. Причем, на формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни.

Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания, общения и труда оказывают и другие взрослые, а также сверстники. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, отдельные группы приобретают для него особую значимость (с точки зрения тех ценностей, норм поведения, которые разделяют члены этой группы). В процессе социализации эта референтная группа выполняет для индивида как бы функцию перцептивного фильтра, отбирающего из многообразия социальных норм и ценностей те, которые он готов разделить и которые, в конечном итоге, превращаются в его собственные.

Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, дошкольные образовательные учреждения, школа, учреждения дополнительного образования). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым, повышая свою социальную компетентность.

В последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи. Отражаясь в психике ребенка конфликтная ситуация в семейных отношениях является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке. Все это ведет к усилению роли стихийных влияний в процессе социализации и ослаблению целенаправленного влияния на личность, что обусловливает рост аномалий (рост невротических расстройств у детей, ранняя наркотизация и алкоголизация, бродяжничество, увеличение числа детей-сирот при живых родителях и т. п.). В этих условиях семья оказывается не в состоянии полностью взять на себя выполнение функций социализации, т.к. многие взрослые не подготовлены к новым социально-экономическим отношениям, к жизненным реалиям, которые объективно требуют от человека самостоятельности, личной инициативы, ответственности и других социально ценных качеств.

Адаптация к новым макроусловиям, связанными с масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны, сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде' всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье. Однако, несмотря на существующее сегодня разнообразие моделей (Бодалев A.A., Столин В.В.) и направлений (Эйдемиллер Э.Г.,.

Юстицкис В.) в семейной терапии и консультировании, практические возможности психологической помощи семье ограничены.

Таким образом, общественно оправдан и необходим активный научный поиск адекватных средств социализации детей, в том числе и таких образований, которые интегрировали бы в себе формы различных общественных институтов, в рамках которых возможно было бы создание психолого-педагогических условий для успешной социализации ребенка.

К таким образованиям можно отнести семейный клуб, который является одной из форм социальной поддержки, имеющей ключевой социальный ресурс. Модель семейного клуба обладает многовариантностью, воспроизводимостью мер социальной поддержки, перспективностью социального благополучия. Основная задача семейного клуба — нивелировать негативные моменты социальных связей.

Обращенность к теме исследования определяется также нерешенностью важных в теоретическом отношении проблем как общего (отсутствие в отечественной педагогике на современном этапе общепризнанной и общественно одобренной концепции воспитания), так и частного характера (недостаточной разработанностью научно значимых понятий и категорий социализации).

В связи с тем, социализирующее влияние семейного клуба неизбежно связано с целенаправленной педагогической деятельностью по решению ряда воспитательных задач, возникает вопрос о соотношении категорий «воспитание» и «социализация». Для педагогики рассмотрение данного вопроса имеет как теоретический, так и практический смысл.

Вместе с тем, если влияние на социализацию личности малых (семьи, в первую очередь) и больших социальных групп исследовано достаточно полно и глубоко, то работ, посвященных анализу средних социальных групп, рассмотрению специфических форм их социализирующего влияния на ребенка, которые сочетали бы в себе черты общественного и семейного воспитания, в настоящее время практически нет, что приходит в противоречие с объективными потребностями социальной и педагогической практики.

Таким образом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования заключается в необходимости расширения фонда научных знаний о различных общественных институтах, выявлении их педагогических возможностей, осмыслении нетрадиционных способов социализирующего влияния на личность ребенка.

В социально-практическом плане актуальность исследования заключается в необходимости поиска такой модели семейного клуба, разноплановая и разноаспектная деятельность которого имела бы педагогический смысл и оказывала позитивное влияние на процесс социализации детей.

Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: каковы научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба?

Решение данной проблемы составило цель исследования — выявить и реализовать в условиях семейного клуба научно-практические основы социализации ребенка.

Объектом исследования является процесс социализации ребенка.

Предметом исследования является процесс социализации ребенка в условиях семейного клуба.

В основу нашего исследования положена гипотеза, которая состоит в предположении, что эффективная социализация ребенка в условиях семейного клуба возможна если:

— определена концептуальная основа организации семейного клуба как института социального становления ребенка;

— реализованы психолого-педагогические предпосылки эффективной социализации ребенка в условиях названного института;

— разработана и реализована структурно-функциональная модель осуществления данного процесса в условиях семейного клуба.

Согласно целевой установке и для проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы социализации ребенка в педагогической науке.

2. Выявить сущность процесса социализации в детском возрасте и его специфику в условиях семьи.

3. Выявить концептуальные основы деятельности семейного клуба как института социализации личности ребенка.

4. Разработать структурно-функциональную модель, обеспечивающую эффективную социализацию ребенка в условиях семейного клуба.

5. Разработать критерии и показатели эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба.

6. Выявить динамику социализации ребенка в условиях семейного клуба.

Методологические основы исследования составили положения современной психологии об активном характере социализации (Андреева Г. М., Белинская Е. П., Бергер П. и Лукман Т.). Мы опираемся на философско-психологические концепции, разработанные отечественными (Стефаненко Т.Г., Шпет Г. Г.) и зарубежными (Джемс У., Кули Ч., Мид Г., Тернер Дж., Эриксон Э.) исследователями, на положения о развитии человека как субъекта социальной жизни и определяющей роли социокультурной среды в процессе становления личностина совокупность диалектических принциповучение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развитияположения системного подхода к анализу педагогических явленийтеоретические и практические аспекты педагогического моделирования.

Теоретические основы исследования составили психологические теории личности, концептуальные положения психологической науки о сензитивных периодах развития и новообразованиях личности (Божович Л.И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Мухина B.C., Пиаже Ж., Эриксон Э. и др.) — философские и психолого-педагогические концепции социализации личности (Коган JLH., Кольберг Л., Кон Ю. С., Лебедев Ю. А., Мудрик A.B., Орлов В. В., Филиппова Л. В., Фельдштейн Д. И. и др.) — психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений (Азаров Ю.П., Бестужев-Лада И.В., Бочарова В. Г., Гребенников И. В., Дементьева И. Ф., Спиваковская A.C. и др.) — положения социологии, общей и специальной педагогики о сущности и факторах социального становления личности, социальном воспитании и социализации человека на разных возрастных этапах (Андреева Г. М., Буева Л. П., Вульфов Б. З., Макаренко A.C., Мудрик A.B., Филиппова Л. В. и др.), труды зарубежных исследователей по проблеме социализации (Гидденс Ф., Дюркгейм Э., Кули Ч., Тард Т. и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературыметоды эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценка), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — анализ его результатов (количественный, качественный-сравнительный, факторный, корреляционный, кластерный), методики математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в обращении автора к специфическому объекту — семейному клубу и предпринятом комплексном изучении его социализирующего влияния, в результате чего: теоретически обоснован выбор семейного клуба как социализирующего института ребенка;

— выявлены его психолого-педагогические возможности как института, формирующего у детей социальную компетентность;

— разработана модель процесса социализации ребенка в условиях семейного клуба, включающая совокупность видов деятельности и научно-практические основы, которые обеспечивают эффективность процесса;

— разработано программно-методическое обеспечение реализации модели социализации ребенка в рамках семейного клуба;

— разработана совокупность критериев и показателей эффективности процесса социализации детей в семейном клубе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что получила дальнейшую разработку проблема повышения эффективности процесса социализации ребенка в различных институтах: дошкольном образовательном учреждении, семье, добровольных объединениях, общественных организацияхглубокое осмысление получили научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клубаконкретизировано понятие социализированное&tradeребенка, выделены ее компоненты, определены ее уровни и показатели.

Практическая значимость исследования заключается в том, что построена модель процесса социализации ребенка в условиях семейного клубаразработано организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение модели процесса социализации ребенка в условиях семейного ¦ клубаосуществлена опытно-экспериментальная проверка содержания модели процесса социализации ребенкарезультаты исследования направлены на совершенствование педагогических технологий организации деятельности семейного клуба-, материалы и результаты исследования предназначены для использования в спецкурсах и семинарах по педагогике в системе среднего и высшего педагогического и дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигаются за счет опоры на методологию педагогических исследований, фундаментальные научные положения известных педагогических подходов и ведущие психолого-педагогические концепциииспользования методов исследования, адекватных его целям и задачамсочетания количественных и качественных методов обработки опытно-экспериментальных данных.

Основные этапы исследования. На первом, подготовительном этапе (2001;2002 гг.), исследовались различные концепции социализации в философской и псйхолого-педагогической литературе, определялись теоретические основы исследования. Это дало возможность выделить и обосновать проблему исследования, определить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу. На втором, поисково-практическом этапе (2003;2004 гг.), определялись педагогические условия социализации детей в семейных клубахбыл проведен констатирующий этап эксперимента, позволивший обосновать возможность построения модели семейного клуба, создающего условия для социализации ребенкаразработана программа и подготовлен материал для проведения формирующего экспериментаосуществлялась опытно-экспериментальная работа в семейных клубах ДОУ г. Москвы и Московской области. Третий этап (2005;2006 гг.) посвящен организации и проведению формирующего эксперимента с целью проверки эффективности предлагаемой модели. На четвёртом этапе (2007;2008 гг.) были обобщены и оформлены результаты опытно-экспериментального исследования.

Апробация исследования. Результаты проведенного исследования получили отражение в публикациях по теме исследованиядокладывались в выступлении автора на научно-практической конференции по предшкольному образованию в г. Ростов-на-Дону (2008), обсуждались и получили одобрение на научно-практических семинарах по проблемам семьи и дошкольного детства в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, в г. Троицке, Московской области, в г. Элисте, в г. Люберцы, Московской области, в г. Балашиха, Московской области (2002;2008 гг.) — в сообщениях на заседаниях кафедры начального и дошкольного образования Академии ПК и ППРОвошли в методические рекомендации для специалистов дошкольного образования и родителей, в материалы лекций и практикумов для слушателей системы повышения квалификации.

На защиту выносятся:

1. Концепция деятельности семейного клуба как института социального становления ребенка, отражающая научные представления о социализации ребенка как процессе деятельного освоения социальной действительностьюпсихолого-педагогических механизмах процесса социализации ребенкаспецифике семейного клуба как института социализации.

2. Структурно-функциональная модель эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба, ориентированная на создание социально-развивающей среды и формирование социально значимых новообразований личности.

3. Целостная система психолого-педагогического сопровождения социализации ребенка в условиях семейного клуба, обеспечивающая положительную динамику данного процесса и включающая в себя: социально-развивающее содержание, совокупность адекватных методов и форм организации работы с детьми и родителями, оценочно-диагностическую программу выявления эффективности социализации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами.

Выводы по третьей главе.

Исходя из данных, полученных нами в процессе эмпирического исследования, представленного в третьей главе, мы хотели бы сделать следующие выводы:

1. По результатам наших исследований у детей, принявших участие в эксперименте, наблюдается положительная динамика изменений по ведущим показателям социализированное&trade-.

2. По реализации программы исчезла конфликтность самооценки, самооценка стала дифференцированной, что свидетельствует о развитии адекватного самовосприятия, развитии «зеркального Я», то есть умения видеть себя глазами других людей.

3. У детей экспериментальной группы заметно выросли показатели: самооценки детей глазами родителей, что свидетельствует о выросшей эмпатии в отношениях в семье, самооценки глазами сверстников, что говорит о возросшем качестве соц-коммуникативных умений, уровень которых тоже возрос, самооценки глазами педагога.

Самооценка в целом стала бесконфликтной, что свидетельствует о снятии внутреннего конфликта, который мы наблюдали на диагностическом этапе эксперимента, развитии «зеркального Я», умении видеть себя глазами других людей. Заметно вырос показатель самоощущения, но он не стал высоким или завышенным, что говорит об адекватности ощущения себя в обществе, своей значимости.

Повысился уровень притязаний: у большинства детей потребность достижения успехов стала преобладать над потребностью избегания неудач, преобладающее эмоциональное состояние выражается в адекватном видении ситуации, уверенности в себе и своей деятельности.

Не изменился показатель тревожности, что говорит о том, что дети стоят на рубеже перехода из старших дошкольников в школьники. Поэтому тревожность, как детей, так и их родителей весьма оправдана в связи с предстоящими хлопотами и волнениями.

Изменения в сторону уменьшения произошли с показателями агрессивности, что свидетельствует об улучшении работы регулятивной функции, развитии механизмов адаптации к социальной среде.

4. По наблюдению за развитием личностных качеств в течение экспериментальной работы мы можем отметить, что дети научились адекватно реагировать как на победу, так и на поражение. Исчезла напряженная потребность в успехе как основной цели игры или другой деятельности, дети стали проявлять себя социально уверенными, что отметили и родители (по результатам анкетирования).

5. Дети научились играть в коллективные игры, делать общее дело, адекватно оценивать поведение свое и партнеров в игре, создавать совместную игру самостоятельно не только для себя, но и для других (младших детей, родителей), научились работать в группе разного состава, выгодно презентовать себя, проявлять инициативу.

6. По оценке родителей: сильно выросли показатели наличия признаков социально уверенного поведения и, соответственно, значительно уменьшились показатели наличия признаков социально неуверенного поведения у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.

7. Работа семейного клуба позволила гармонизировать родительско-детские отношения, позволила родителям по-новому взглянуть на ребенка как на личность, более доверять своим детям, с удовольствием и разнообразно проводить с ними время, чему способствовала и просветительская работа семейного клуба, и большое количество, разнообразие совместных с детьми мероприятий, огромная заинтересованность родителей. Об этом свидетельствуют: значительное уменьшение показателей по шкале инфантилизация — 50% (было 74%), уменьшение показателей по шкале гиперсоциализация — 37% (было 48%), а также значительно возросший показатель по шкале кооперация -70% (было 42%).

8. В результате проведенной работы с родителями заметно увеличился показатель самооценки детей глазами родителей, что говорит о развитии эмпатических связей между детьми и родителями.

Все перечисленные изменения в ходе реализации экспериментальной программы говорят в пользу подтверждения гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования социализации ребенка в условиях семейного клуба свидетельствуют о достижении цели исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Получили подтверждение, развитие и конкретизацию теоретические положения, лежащие в основе исходной гипотезы исследования: эффективная социализация ребенка в условиях семейного клуба возможна если:

— определена концептуальная основа организации семейного клуба как института социального становления ребенка;

— реализованы психолого-педагогические предпосылки эффективной социализации ребенка в условиях названного институтаразработана структурно-функциональная модель, критерии и показатели эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба.

2. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил сформулировать основные теоретические положения и разработать научно-практические рекомендации:

— проанализировано состояние проблемы социализации ребенка в педагогической науке;

— выявлена сущность процесса социализации в детском возрасте и его специфика в условиях семьи;

— выявлена динамика социализации ребенка в условиях семейного клуба;

— апробировано содержание педагогического обеспечения программы, выявлена ее эффективность;

— подготовлены методические материалы в помощь воспитателям и родителям по' проблеме социализации ребенка в семейном клубе.

3. Фактические данные, полученные в ходе диагностического эксперимента, свидетельствуют о том, что дети обеих групп имеют недифференцированную самооценку, что свидетельствует о неразвитом «зеркальном Я», достаточно низкий уровень самоощущенияпотребности в достижении успехов и избегании неудач у детей в основном развиты слабо, уровень самооценки средний или ниже среднего, преобладает пониженное эмоциональное состояние, выражающееся в неуверенности в себе и своей деятельностив процентном соотношении детей с признаками социально неуверенного поведения больше, чем детей с признаками социально уверенного поведения-' достаточно большое количество матерей, имеющих низкие показатели по шкале «Принятие — отвержение», склонны воспринимать ребенка неприспособленным, неудачливымоколо 42% испытуемых набрали высокие и средние баллы по шкале «Кооперация» (наиболее социально желаемые родительско-детские отношения) — у 65% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала- 74% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале «Инфантилизация" — 48% данной группы испытуемых свойственен авторитарный стиль воспитания.

4. Предложенная в работе программа социализации ребенка в условиях семейного клуба, цель которого создание психолого-педагогических условий успешной социализации, формирование компонентов социализированное&tradeу детей, оптимизация родительско-детских отношений в рамках семейного клуба, показала свою эффективность и позволила достичь следующих результатов:

— у детей, принявших участие в эксперименте, наблюдается положительная динамика изменений по ведущим показателям социализированное&trade-: исчезла конфликтность самооценки;

— выросли показатели самооценки детей глазами родителей, что свидетельствует о возросшей эмпатии в отношениях в семье, повысилась самооценка глазами сверстников, что говорит о возросшем качестве социально-коммуникативных умений, выросла самооценка глазами педагога;

— показатель самоощущения поднялся, не став высоким или завышенным, что говорит об адекватности ощущения себя в обществе, своей значимости;

— возрос уровень притязаний у большинства детей, потребность достижения успехов стала преобладать над потребностью избегания неудач, эмоциональное состояние выражается в адекватном видении ситуации, уверенности в себе, в своей деятельности (40% относительно 19% в начале);

— по оценке родителей заметно выросли показатели социально уверенного поведения и, соответственно, уменьшились показатели наличия признаков социально неуверенного поведения у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы;

— увеличился показатель самооценки детей глазами родителей, что говорит о развитии между ними эмпатических связей;

— работа семейного клуба позволила гармонизировать родительско-детские отношения, о чем свидетельствует значительное уменьшение показателей по шкале инфантилизация — 50% (было 74%), уменьшение показателей по шкале гиперсоциализация — 37% (было 48%), возросший показатель по шкале кооперация — 70% (было 42%).

5. Все перечисленные изменения в ходе реализации экспериментальной программы говорят в пользу подтверждения гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

6. Перспективными направлениями дальнейшей работы мы считаем разработку вариативных моделей семейного клуба, увеличение его функций, расширение территории действия семейного клуба.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Общая психология. М.: Академический проект, 2004. 496 с.
  2. Л. Наука жить. М.: Издательство Port-Royal, 1997. 288 с.
  3. Ю. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал. 1994, 608 с. ил. 265 с.
  4. Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века: Выпуск 2. Сборник научных статей / Под ред. А. В. Долгополовой, Л. В. Куриленко, Л.Я.Хисматуллиной/, Самара.: Издательство «Самарский университет», 2002. 163 с.
  5. Актуальные проблемы современного детства. М., НИИ детства РФ., 1998. 104 с.
  6. Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982. 495 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х т., т.1, М.: Педагогика, 1980. 376 с.
  8. Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999, 375 с
  9. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. 403 с.
  10. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение. 1986. 299 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367с.
  12. Ю.В. Методика диагностики родительского отношения. М.: Просвещение, 1992. 400 с.
  13. М.М. Разновозрастное обучение: от идеи до реализации". Братск.: МП «Изд. дом „Братск“, 2001. 144 с.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Издательство „Медиум“, 1995. 323 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. С англ. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.:1986. 420
  17. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века: 1904−2004 /От колосса к коллапсу и обратно. ИСИ РАН, М.: 1997. С. 23.
  18. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 465 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах/Под ред. А. В. Петровского, М.'.Педагогика, 1979.304 с.
  20. Богуславский M.B. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.
  21. A.A., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. СПб.: Изд-во „Речь“, 2002. 157 с.
  22. A.C., Силкин Ю. Р., Шилкова И. А., Волкова И. В. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 336 с.
  23. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Sv-Аргус, 1994.207 с.
  24. У. Два мира детства. Дети в США и СССР: пер. с англ. / Послесл. Л. Божович и И.Кона. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
  25. Бросс Дональд К. Права детей и национальное развитие: пять моделей. Детство идеальное и настоящее. Екатеринбург.: 1995. 370 с.
  26. A.B. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности /Под ред. А. В. Брушлинского М.: МГУ, 1995.
  27. И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
  28. Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. М.: Наука, 1972. 48 с.
  29. А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. Монография. М.: Философский фонд, 2001.425 с.
  30. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 141 с.
  31. А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. дисс.канд. психол. н. М.: 1987.
  32. Вариативные программы ДОУ и технология их использования. М.: АРКТИ, 2002. 208 с.
  33. М. Избранное. Образ общества/Пер. с нем. М.:Юрист, 1994.704 с.
  34. A.JI. Психологическое консультирование и диагностика в 2-х ч. /А.Л.Венгер. М.: Генезис, 2007.1 ч. 165 е.- II ч. — 125 с.
  35. К.Н. Теория светского воспитания и идеальный детский сад. М.: МГУ, 1923. 80 с.
  36. P.P. Особенности взаимодействия воспитателя детского сада с детьми по подготовке их к школе. Благовещенск, Издательство БГПИ, 1997. 137с.
  37. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
  38. Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992. 89 с.
  39. A.C. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. н М., 1990.
  40. С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М.:1937, 244 с.
  41. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л. А. Парамоновой и О. С. Ушаковой. М.: „Просвещение“, 1987. 92 с.
  42. .З. Дети и взрослые: диалектика дистанции. В сб. Государство и дети: реальности России. Материалы международной науч.-практ. конференции. М.: 1995. С. 44−52.
  43. Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1999. 365 с.
  44. Ю.А. Семья на пороге третьего тысячелетия. СПб.: Издательство J11'ПИ. 1999.
  45. С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. 228 с.
  46. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Творческое объединение „Сфера“, 2001. 240 с.
  47. .М. Личность и нарушения общения. Изд. МГУ, М.:1987. 148 с.
  48. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. М.: Издательство „Речь“, 2004. 272 с.
  49. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТАК КАК „Петрополис“, 1998. 272 с.
  50. Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации. М.: МГИУ, 2000. 196 с.
  51. В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития. Монография. СПб. ИОВ РАО, 2001. 237 с.
  52. И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева М.: „Канон-пресс-Ц“, 2000. 304 с.
  53. Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России. // ОНС.М.: 1997.-N2.-C. 181−185.
  54. А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (19 171 991). Монография. Москва-Пятигорск.: ГосНИИ семьи и воспитания, ПГЛУ, 2002. 450 с.
  55. И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985. 40 с.
  56. Т.А. Трансформация современной семьи.//СОЦИС.-1995.-ШО,-С.95−99.
  57. В.Н., Резванова И. Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационных дошкольных образовательных учреждений. Ставрополь.: СКИПКРО, 2003. 109 с.
  58. , Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  59. В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1999.
  60. C.B. Семья и государство. Монография. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 206 с.
  61. И.Ф. Социализация в семье: теории, факторы, модели. М.: ИСИ РАН, 2004. 232 с.
  62. Детские подвижные игры: Кн. Для воспитателей детсада и родителей/ Сост. A.B. Кенеман Т. И. Осокина. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. 224с.
  63. Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе / Пер. с яп. / Под общей ред. В. Т. Нанивской. М.: Прогресс, 1987. 240 с.
  64. Детский сад и семья. Под ред. Т. А. Марковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986, 207 с.
  65. Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск.: Сибирский хронограф, 1994. 271 с.
  66. Детство. Программа для развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е перераб. СПб.: Акцидент, 1996 224 с.
  67. Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. 96с
  68. Джеральдина Сейпи. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика, 1992. 122с.
  69. Д. Непослушный ребенок. СПб, Мирт, 1997. 224 с.
  70. Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.672с.
  71. Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М.6 Издательство Аквариум. 1995. 400 с.
  72. Домохозяйство, семья и семейная политика. Сб. ст. / под ред. Елизарова В. В., Зверевой. Н. В. М.: 1997. 187 с.
  73. Т., Якобсон С. Программа „Радуга“ // Дошкольное воспитание. 1990. N10. С. 60.
  74. Дошкольник. Общество. Культура. Методические рекомендации. Ульяновск, ИПК ПРО, 2000. 93 с.
  75. Дошкольники „группы риска“ /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 1999. 240 с.
  76. Дошкольное образование в России. /Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1995. 236 с.
  77. В.Н. Психология семьи / Под ред. В. В. Макарова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 199с.
  78. Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
  79. О.М. Программа „Развитие“ //Отечественные вариативиые программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М.: 1994. 138 с.
  80. Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М., 1991. С. 245.
  81. М.С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д., Чертков Ю. Д. Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алтейя, 2001, 240 стр.
  82. В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. М.: Мысль, 1987. 174 е.:
  83. З.А., Жихарев М. С. Кризис общества и проблемы семьи. // Ярославский педагогический вестник, 1997. Выпуск 4, стр. 128−133.
  84. Жуковская Р. И Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.112 с.
  85. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье: из опыта работы/Под ред. Р. А. Курбатовой. М.:Просвещение, 1982. 176 с.
  86. Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
  87. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
  88. Д.В. Социологический анализ современной семьи России. // Дефектология. 2001. N6, с. 3−10.
  89. Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Просвещение, 1996. 59 с.
  90. С.И.- Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб.: Речь, 2002. 135 с.
  91. A.B. О роли социализации в развитии личности ребенка // Культура. Искусство. .Образование. Материалы Международной научно-практической конференции. Смоленск: СГПИ, 1998. С. 96−100.
  92. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: 2000. 224с.
  93. Здоровье семьи — XX век. Материалы VI международной научной конференции. Пермь.: 2002. 180 с.
  94. М.А. Семья и личность. М.:Просвещение, 1986.-121 е.
  95. В.В. Психология детства. М.: ИЦ „Академия“, 1995. 347 с.
  96. Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХУШ-ХХ вв.). М.: Гуман. изд. центр „Владос“, 1997. 302 с.
  97. Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., под ред. С. Л. Новоселовой М.: Просвещение, 1989. 286 с.
  98. Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность / Под общ. ред. Р. И. Косоладова. 1-е изд. М:. Политиздат, 1983, с 319−358.
  99. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство „Питер“, 2000. 502 с.
  100. А. Личность и социальная установка. В сб.: Т. Парсонс (ред.) Американская социология. М.: „Прогресс“, 1972, с. 50−69.
  101. Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. //М., 1997. 270 с.
  102. История дошкольной педагогики. М., Просвещение. 1989. 267 с.
  103. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М.: Просвещение, 1987. 464 с.
  104. Е.А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Шадринск, ШГПИ, 2001, 93 с.
  105. П.Ф. О семейном воспитании. Уч.пос. /Сост.Андреева И. -М.:Академия, 2000.-168с.
  106. H.JI. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. М.: Издательство «Флинта», 1997. 160 с.
  107. Кваша Б. Ф, Спицнадель В. Б., Минко Н. И. Ценностные основы семьи. / СПб. Изд-во СПб. юридического института МВД России, 1997. с. 42.
  108. Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. Монография. М.: Триада ЛТД. 2001. 264 с.
  109. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  110. Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. М.: Издательство МГУ, 1996. 154 с.
  111. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 138−146.
  112. Л., Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Подходы Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал, № 3- 1992.
  113. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Просвещение, 1989. 416 с.
  114. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.269 с.
  115. С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−7 лет. М.: Изд-во «Гном и Д». 2001, 48 с.
  116. М.В. Работа детского сада с семьей, или как помочь родителям в воспитании ребенка. Методическое пособие. Волгоград. ООО «Репро», 2000. 120 с.
  117. Е.В. Педагогика взаимодействия. Уральский гос. пед. Университет. Екатеринбург, 2008. 132 с.
  118. Г. Г. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» /Отечественныевариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М.: 1994. 163 с.
  119. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. № 2. С. 11−21.
  120. Н.К. О дошкольном воспитании. М.:ПросвещениеД973.485 с.
  121. Н.М. Детский сад дом радости. Старшая группа детского сада. Пермь.: ПГПИ, 1991. 169 с.
  122. H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Акад. развития, 1996.206с.
  123. В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Издательство УРАО, 1997. 287 с.
  124. Е.А., Дедовских Н. К. Общество сверстников как фактор половой социализации в дошкольном возрасте. Монография. Борисоглебск.: БГПИ, 2000. 70 с.
  125. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. с. 320.
  126. C.B. Личностно-ориентированное воспитание: концепции, содержание, реализация. Ростов-на-Дону:. Издательство РГПУ, 1995. С.43−75.
  127. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Выпуск N6, Ульяновск, 2000 г.
  128. Ф., Брайн Е., Робинсон П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающим миром общечеловеческих ценностей. М.: Центр, 1992. 560 с.
  129. Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры. Автореф. дис. док. филос. н. Н. Новгород, 1999.
  130. Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности Пермь: Пермский ун-т, 1992. 122 с.
  131. E.H. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. М.: Прометей- Книголюб, 2003. 64 с.
  132. А.Н. Избранные Психологические произведения: в 2х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  133. П.Ф. Семейное воспитание и его значение. М.: Педагогика, 1991. 174 с.
  134. Х.Л. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника, в сб.: Проблемы воспитат. коллектива., Талллин, 1979. С. 241 257.
  135. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.- Воронеж, 1997. 144 с.
  136. В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях. Социологические исследования, 2002. № 7. С. 111−11
  137. .Т. Экология детства: прежде и теперь.// Развитие личности, 1997, № 1.С. 64−65.
  138. .Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Серия Психологи Отечества. М.: МПСИ, 2003 г. 424 с.
  139. А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка./А.Р.Лурия//Вопросы психологии. 1962. № 3, С. 15−22.
  140. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. АЛ.Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
  141. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005. 176с.
  142. И.А. Социальность современного образования. Омск: Издательство Омского ГПУ, Монография, 2000. 219 с.
  143. A.C. Сочинения. Т. 5. М.: Изд-во АПН, 1958. 244 с.
  144. Ю.С. Человек и культурно-образовательная среда: Сборник научных работ // Серия «Concordia discors». Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. 402 с.
  145. Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 2000. 192с.
  146. Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, Пер. С чеш. 1992. 320 с. ^
  147. Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1992. 128 с.
  148. B.C. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2005. 544 с.
  149. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.
  150. Мид М. Культура и мир детства. Пер. С англ. М.: 1989. 429 с.
  151. В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000, 376 с.
  152. Мир детства в педагогическом наследии С. Т. Шацкого. Материалы Российской научно-практической конференции Под ред. В. И. Беляева, Л. В. Мардахаева. М.: Изд-во РГСУ, 2004, 212 стр.
  153. Мир детства: дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой- отв. Ред. A.B.Запорожец. 2-е изд. Доп. М.: Педагогика, 1987. 256 с.
  154. Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи». В сб. «Психогигиена и психопрофилактика». Л.: 1983, с. 21−26.
  155. , А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия /Художник A.A. Селиванов /А.Ю.Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 160с.
  156. A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990. 160 с.
  157. B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998. 226 с.
  158. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
  159. A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: 2000, Институт Государства и права РАН, 240 с.
  160. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос., 2001 г. 256 с.
  161. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2000. 304 с. 162. «О положении семей в Российской Федерации» 1994−1996 гг. М.: НИИ семьи, 1998.- 184 с.
  162. Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М.: 1994. 227 с.
  163. О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: Дис. Тюмень, 2002.
  164. Н.И. Трудновоспитуемые дети. М.: JL, 1932. 522 с.
  165. В.В. История человеческого интеллекта. Ч. 3. Пермь: Изд-во УГНТУ, 2002.112 с.
  166. Н. В. Секретный мир детей. СПб: Питер, 1999. 292 с.
  167. Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  168. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. 272 с.
  169. Т. О структуре социального действия. М., Издательство «Академический проект», 2002. 880 с.
  170. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. М.: ИГУП, 1999. 592 с.
  171. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.95 с.
  172. В.А. Психология неадаптивной активности М.: Горбунок, 1992. 223 с.
  173. В.А. Воспитатели и дети: источники роста. Москва (А-П), 1994, с. 152.
  174. . Избранные психологические произведения. М.: Прогресс. 1967. 527с.
  175. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 152 с.
  176. Н.М. Избранные педагогические сочинения. М.: АПЕ РСФСР, 1952. С. 239, 249,313−314.
  177. Д. Упадок американской семьи. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996. N3.
  178. .В. Интегральная природы социализации личности. Автореф. дис.. канд. филос. н. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. С. 26.
  179. Е.В., Филиппова JT.B., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  180. Е.В., Шуваева Н. Ю., Кольцова И. Н. Молостова Н.Ю., Филиппова Л. В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности: Учеб. пособие Н. Новгород: ННГАСУ, Гуманитарно-художественный институт, 2001. С. 58.
  181. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи.-М.:Педагогика, 1990.160 с.
  182. Проблемы образования за рубежом. СПб, Тема, 1999. 156 с.
  183. Происхождение брака и семьи. М., «Мысль», 1974. 312 с.
  184. Р. Дошкольное воспитание и современность. М., 1923. 121 с.
  185. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца и Д.Б.Эльконина-М: «Просвещение», 1964. 351 с.
  186. Психология детства. Практикум. Тесты. Методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. чл.-корр. РАО A.A. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 224 с.
  187. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. 752 с.
  188. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их кшколе (программные материалы). М.: Н. Новгород, 2001. 150 с.
  189. В. В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995. 23 с.
  190. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду. М., 1997. 271 с.
  191. Развитие личности ребенка. М.: ВЛАДОС, 1997. 60 с.
  192. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб.: Ленингр. гос. обл. ун-т, 1996. с. 109
  193. Родители и дети // Воспитание детей в современной семье. Под ред. П. Т. Фролова. Белгород, 1993. 208 с.
  194. В.В. Семейный вопрос в России. СПб.: Издательство. Республика, 2004. 358 с.
  195. В.М. Личность и ее изучение. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
  196. М.М. Кризис семьи как органа воспитания. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. N2. 997.
  197. С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика. 1973. 537 с.
  198. . Педагогические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. С. 168−237.
  199. Е.М. Детство как социальный феномен. М.: ДОМ, 1998. 108 с.
  200. , Е.В. Вместе веселее!. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя» /Е.В.Рылеева. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 144с.
  201. Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, Издательство Морд, ун-та, 1992. 144 с.
  202. К., Додде Н. «Педагогика народов мира: История и современность». ПОР, Учебное пособие, 2001, 576 с.
  203. В. Как строить себя и свою семью. М.:Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.
  204. Т.В. Российская семья: быть или не быть? // Мир России.-М., 1994, т. 3, N1. С. 188−209.
  205. Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород.: Нижегор. гуманит. центр, 2000. 153 с.
  206. М. Наш детский сад. М.: 1924, 204 с.
  207. Н.Я., Семаго М. М. проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. -3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
  208. Семья. Традиции и современность. М., 1989. с. 223.
  209. Семья: реальность, проблемы и перспективы: Рекомендации для родителей по организации воспитания детей в семье. Сост. Р. К. Скрынникова, З. О. Мержоева, Л. И. Коблова, Г. Г. Бородаева. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004. 168 с.
  210. А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние, демографические ситуации. М.: НИИ семьи. 1997. 322 с.
  211. Р., Колинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 186 с.
  212. B.C. и др. Еврейский детский сад в России. Проблемы, противоречия, перспективы. Труд по социологии образования. Т.6. Вып. 9 (Центр социологии образования РАО). М.: 2001.
  213. Современная американская социология. М.: издательство МГУ 1994. 296 с.
  214. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991
  215. М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М.: Издательство Mill У, 1998. 128 с.
  216. С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии //Психология образования: профессионализми культура. Докл. регион, научн.-практ. Конференции /С.Н.Сорокоумова. -Н.Новгород, НИРО. 2005. С. 71−80.
  217. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лабунской, М.: Гадарики. 2000. 347 с.
  218. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Т." /Под ред. A.C. Спиваковской М.: Академия, 2000 368с.
  219. В.И. Инновационная спартанская технология духовного и физического развития детей и молодежи. М.: Центр развития спартанской культуры, издательство «Советский спорт», 2003.-336 е.,
  220. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 54 с.
  221. Г. Происхождение семьи и собственности. Издательство ЛКИ, 2007 152 с.
  222. Тенденции развития современной семьи. Под редакцией Ачильдиевой Е. Ф. М, ИСИРАН, 1992. 235 с.
  223. Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М.: Издательство МГУ, 1994. 61 с.
  224. А.П. Игра и игрушка, Ленинград, 1940.
  225. Учимся общаться с ребенком / Под ред. А. В. Петровского, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
  226. К.Д. Человек как предмет воспитания. // Опыт педагогической антропологии. // Педагогические сочинения.: в 6 т. М., 1990. Т.5. 414 с.
  227. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. труды. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Издательство Флинта, 1999. 672 с.
  228. Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становление личности // Мир психологии. -1999.-№ 1.С. 13.
  229. Л.Б. Год перед школой. Фолио, М.: ACT, 2000. 496с.
  230. Л.В. Педагогика здоровья: из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий./Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев//Мир образования-образование в мире:
  231. Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества. Дисс.. канд. филос. н. Горький, 1985.
  232. Л.В., Горбунова Л. Ю., Лебедев Ю. А. Субкультура современного детства: монография. М.: МПСИ- ННГАСУ ГХИ, 2001.
  233. Л.В., Замураева М. А., Молостова Ф. И. и др. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы). Учебное пособие. М.: МПСИ- ННГАСУ ГХИ, 2001.
  234. Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь, 1992. С.Зб.
  235. Л.В., Лебедев, Ю.А. Педагогические технологии развития ребенка-дошкольника (Принципы организации и результаты действия комплекса научно-практических разработок) // Мир психологии. 2003. № 3 (35). Москва-Воронеж. С. 191−204.
  236. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: «Просвещение», 1984. 159 с.
  237. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие (пер. с немецкого, в 4-х т.) /К.Фопель. М.: Генезис, 1999. 160 с.
  238. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В. К. Котырло.-М.: Педагогика, 1987. 242 с.
  239. Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.190 с.
  240. Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М.: Мысль, 1988. 206 с.
  241. Ф. Будем жить для своих детей. М., Издательство «Карапуз», 2001.288 с.
  242. С. Избранные педагогические сочинения Под ред. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. 301 с.
  243. Э. Искусство любви. Минск, 1990. 159 с.
  244. Т.В. Сотрудничество детского сада и семьи в отечественной и зарубежной практике. Красноярск: КГПУ, 1994, 58 с.
  245. А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. — Перепеч. С изд. 1979 г. М.: ЦСП, 2003. 342 с.
  246. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Наука, 1978. 412 с.
  247. Г. Т. Семья глазами ребенка. Барнаул: Учебный центр АК иПКРО, 1995. 146 с.
  248. К. Собрание сочинений: В 3 тт. / Пер. с англ. М.: Смысл, 1997.
  249. , Т.П., Еремеева В. П. Мальчики и девочки два разных мира. -М., 1998.
  250. Ю. Воспитание родителей. М., «Просвещение». 1993. 112 с.
  251. Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 122 с.
  252. Е.М. Социология семьи. М.: Издательский дом «Дашков и К" — 2000- 240 с.
  253. B.C., Лукьянова Т. А. Отцы и дети // СОЦИС. 1995.-N 10. с. 125−127.
  254. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. Н. Л. Скаткин и др.- под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.
  255. К.А. Проблемы нравственного воспитания. Серия Этика Вып. 3/1988 М. Знание, 1988. 64 стр.
  256. Шевандрин, Николай Иванович. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/Н. И. Шевандрин.-М.:ВЛАДОС, 1999. 507 с.
  257. Т.В. Современная семья и социальная работа. М.: СТИ, 1999. 242 с.
  258. Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 189 с.
  259. М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских центральной России.: Сб. Семья. Традиции и современность. М.: 1989. с. 223.
  260. Л.Б. Психология семейных отношений /Л.Б.Шнейдер. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
  261. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. МПСИ- Воронеж: НПО МОДЕК, 1995. 216 с.
  262. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. М.: Т.21. 423 с.
  263. Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ООО „Речь“, 2002. 416 с.
  264. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.240 с.
  265. З.А. Городская семья. М.:Наука, 1979. 184 с.
  266. Л.Н. Семья и вопросы воспитания детей. Якутск, ЯГУ. 1997.48 с. 1. Формы отношений1.КЛЮДПМ.2. К деятель носпь3. К своим воз, мак постам, 14. К самому себе.1Сп1льIсемейного воспитания
  267. Характеристика социально-психологического типа личности по форме отношений.1. Прилоэктие 1, табтар .1
  268. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ типы личности1. Гармоничный
  269. Огерьпый, правдивый, вежливый.1. Конформный (Долипшрующий
  270. Нечестный, хшрый, изворотливый, желает понравшься
  271. В равной степени любит физический
  272. Недобросовесг ный, активный, и умеренный труп, 1 нарушает этические ¡-нормы1. Адеквашое.1. Преувеличивает.
  273. Вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный.
  274. Активный, ответственный, может нарушать этические нормы1. Завышает.1. Сенипивиый Инфантильный
  275. Равнодушный,, беспомощный, 1. ЭШИСШЧНЫЙ, нерешительный, 1. Правдивый, откровенный, стьщливый, 1. Д0ВфЧ1ШЫЙ, человеколюбии вый.
  276. Требовательный, Не самокритичен, '¡-Требователенверен слову.1. Гармоничныйне верен слову.1. Попуститель1. СКИН1. Самокритичен, 1. КДфушм, не шшманнянасамокршичен,одежду, обрашрег внимание | на одежду.1. Состязатель! Рассудитаг1ьнын11ЫИIстеснительный.
  277. Добросовесг ный, акшвный, больше л1обет умственный труд1. Занижает.
  278. Пассивный, |безо1ве1сгвенный, |можегне соблюдать ¡-этические нормы1. Преувеличивает.
  279. Требователен, к другим, не самокритичен.1. Преду! грея» ггель ный1. Тревожный |Ишровергпшный
  280. Замкнутый, грубый, ¡-Чуткий, внимательный, вспыльчивый, ?замкнутый, самоскшельный, нерешпельный, 1С1Шппельньп1нетерпеливый, подозрительный.1. Неисполнигельный, нарушаетэтическиенормы, безотвеплвенный.1. Завышает.
  281. Пассивный, лобэт физический труд, исполнительный, добросовестный.1. Занижает.
  282. Не уверен в себе, Требователен обрашэег внимание к себе, верен слову, на одежду, не самокритичен, самокритичен.
  283. Кошролирующи Сочувсшуюидш и
  284. Продолжение приложения I, табл. 2. Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и сгилялш восшггашш.1. Виды1. ШЮШСШШ Конформный1.0шошение Удовлетворение желанийрод ителей к ребенка путем ласки, деятельности смирения, сопереживания. ребёнка
  285. Юшошение ' Непоследовательное или дажеродителей к одновременное применешепоощрению и наказаний и поощрений.наказанию.
  286. Опюшение Отсутствие заботы о детях.родггелейкребенку.
  287. Omomeinie Ложь и лицемерие, мелкийродителей к расчет и стремление к мелкой01фужаюшим наживе. людам
  288. Ошошение Требование от детейродшелейк соблюдения внешнихнравственным обрядов- соблюдениеценностям. внешних приличий вобществе.
  289. Ошошение Не возбуждают вниманиеродителей к ребенка, не побуждают кмысшпелыюй размышлениям. деятельностиребенка1. Спить Попустительскийсемейноговоспитания
  290. СОЦИАЛЫ1С>11С1КОЛОГИЧЕС1а11/1И11ЬЬ1ИЧНОСГИ1. Доминирующий
  291. Стимулирование к состязанию с друшми.1. Похвалам поощрение1. СиШГПШНЫИ
  292. Предоставление полной свободы действий1. Инфантильный
  293. Предупреждение самостоятельных действий, ограничение инициативы1. Полное ограничениесамостоятельнойдеятельности1. Ни похвалы, ни наказания
  294. Никогда не наказывают, (Только хвалят.1. С восторгом, гордостью.
  295. С любовыо и вниманием, добрые простые отношения.
  296. Предупрежд ают все его требования и желания.
  297. Ставят себя в пример и своего ребенка1. imyr жизнью ребенка Помогаютокружающем людям.
  298. Хвастается своим i ребенком.
  299. Требуют формального соблюдешь нравственных норм.
  300. Приучают дейслювагь ¦не rio шаблону, ano ¡-совести.
  301. Стараются уговорами |сделшь их умными и послушными- соблюдают внешнее приличие.
  302. Потакательство 1Наблюдагелыюсть, всему, чем ни привычка кзанимался бы размышлению надребёнок, лишь бымог окружающими ¡-выделиться явлениями.
  303. Сосгшатсльный Рассудительным
  304. Не побуждается к {размышлениями мысшпельным действиям.1. Прс^аупредитсльпыи1. ТрСВОЖНЫН1. Ишровергпшныи
  305. Ребёнок предоставлен сам себе, имеет свободу самостоятельной деятельности.
  306. Применение наашьственныхмер влщде наказаний.1. Жесткие, требовательные.
  307. Отсутствуют похвала и наказание.1. С любовыо.
  308. Раздражение по отношению к окружающим людям.
  309. Беспрекословное выполнение нравственных требований.1. Запрещаетсярассуждать, распоряжения1. Выполняютсянемедленно.1. Контролирую1. Щ1Ш
  310. Доброетерпеливое отношение к люд ям с искренносшо и любовыо.
  311. Строгое требование действовать по правилам.
  312. Родители много беседуют и рассуждают.1. Сочувствующий
  313. Модель эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба
Заполнить форму текущей работой