Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба
Диссертация
В современной системе образования преобладает когнитивистский подход к обучению, акцент ставится на умственном развитии ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социализация личности ребенка как предмет педагогического исследования
- 1. 1. Теоретико-методолог, ические основы социализации ребенка
- 1. 2. Возрастные особенности социализации ребенка
- 1. 3. Асоциальность и ее причины в процессе становления личности ребенка
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Психолого-педагогнческие предпосылки эффективной социализации ребенка
- 2. 1. Факторы и механизмы социализации
- 2. 2. Процесс социализации ребенка в семье
- 2. 3. Компонентно-критериальная структура эффективной социализации ребенка
- 2. 4. Семейный клуб как институт социализации ребенка
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса социализации ребенка в рамках семейного клуба
- 3. 1. Констатирующий (диагностический) этап эксперимента
- 3. 2. Структурно-функциональная модель эффективной социализации ребенка
- 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента)
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Общая психология. М.: Академический проект, 2004. 496 с.
- Адлер Л. Наука жить. М.: Издательство Port-Royal, 1997. 288 с.
- Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал. 1994, 608 с. ил. 265 с.
- Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века: Выпуск 2. Сборник научных статей / Под ред. А. В. Долгополовой, Л. В. Куриленко, Л.Я.Хисматуллиной/, Самара.: Издательство «Самарский университет», 2002. 163 с.
- Актуальные проблемы современного детства. М., НИИ детства РФ., 1998. 104 с.
- Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982. 495 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х т., т.1, М.: Педагогика, 1980. 376 с.
- Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999, 375 с
- Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. 403 с.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение. 1986. 299 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367с.
- Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения. М.: Просвещение, 1992. 400 с.
- Батербиев М.М. Разновозрастное обучение: от идеи до реализации". Братск.: МП «Изд. дом „Братск“, 2001. 144 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Издательство „Медиум“, 1995. 323 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. С англ. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.:1986. 420
- Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века: 1904−2004 /От колосса к коллапсу и обратно. ИСИ РАН, М.: 1997. С. 23.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 465 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах/Под ред. А. В. Петровского, М.'.Педагогика, 1979.304 с.
- Богуславский M.B. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. СПб.: Изд-во „Речь“, 2002. 157 с.
- Болыпев A.C., Силкин Ю. Р., Шилкова И. А., Волкова И. В. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 336 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Sv-Аргус, 1994.207 с.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР: пер. с англ. / Послесл. Л. Божович и И.Кона. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
- Бросс Дональд К. Права детей и национальное развитие: пять моделей. Детство идеальное и настоящее. Екатеринбург.: 1995. 370 с.
- Брушлинский A.B. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности /Под ред. А. В. Брушлинского М.: МГУ, 1995.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. М.: Наука, 1972. 48 с.
- Бутов А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. Монография. М.: Философский фонд, 2001.425 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 141 с.
- Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. дисс.канд. психол. н. М.: 1987.
- Вариативные программы ДОУ и технология их использования. М.: АРКТИ, 2002. 208 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества/Пер. с нем. М.:Юрист, 1994.704 с.
- Венгер A.JI. Психологическое консультирование и диагностика в 2-х ч. /А.Л.Венгер. М.: Генезис, 2007.1 ч. 165 е.- II ч. — 125 с.
- Вентцель К.Н. Теория светского воспитания и идеальный детский сад. М.: МГУ, 1923. 80 с.
- Ветчинкина P.P. Особенности взаимодействия воспитателя детского сада с детьми по подготовке их к школе. Благовещенск, Издательство БГПИ, 1997. 137с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992. 89 с.
- Волович A.C. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. н М., 1990.
- Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М.:1937, 244 с.
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л. А. Парамоновой и О. С. Ушаковой. М.: „Просвещение“, 1987. 92 с.
- Вульфов Б.З. Дети и взрослые: диалектика дистанции. В сб. Государство и дети: реальности России. Материалы международной науч.-практ. конференции. М.: 1995. С. 44−52.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1999. 365 с.
- Гаспарян Ю.А. Семья на пороге третьего тысячелетия. СПб.: Издательство J11'ПИ. 1999.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. 228 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Творческое объединение „Сфера“, 2001. 240 с.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. Изд. МГУ, М.:1987. 148 с.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. М.: Издательство „Речь“, 2004. 272 с.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТАК КАК „Петрополис“, 1998. 272 с.
- Горлова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации. М.: МГИУ, 2000. 196 с.
- Горшкова В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития. Монография. СПб. ИОВ РАО, 2001. 237 с.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева М.: „Канон-пресс-Ц“, 2000. 304 с.
- Градскова Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России. // ОНС.М.: 1997.-N2.-C. 181−185.
- Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (19 171 991). Монография. Москва-Пятигорск.: ГосНИИ семьи и воспитания, ПГЛУ, 2002. 450 с.
- Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985. 40 с.
- Гурко Т.А. Трансформация современной семьи.//СОЦИС.-1995.-ШО,-С.95−99.
- Гуров В.Н., Резванова И. Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационных дошкольных образовательных учреждений. Ставрополь.: СКИПКРО, 2003. 109 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1999.
- Дармодехин C.B. Семья и государство. Монография. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 206 с.
- Дементьева И.Ф. Социализация в семье: теории, факторы, модели. М.: ИСИ РАН, 2004. 232 с.
- Детские подвижные игры: Кн. Для воспитателей детсада и родителей/ Сост. A.B. Кенеман Т. И. Осокина. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. 224с.
- Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе / Пер. с яп. / Под общей ред. В. Т. Нанивской. М.: Прогресс, 1987. 240 с.
- Детский сад и семья. Под ред. Т. А. Марковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986, 207 с.
- Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск.: Сибирский хронограф, 1994. 271 с.
- Детство. Программа для развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е перераб. СПб.: Акцидент, 1996 224 с.
- Джайнот Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. 96с
- Джеральдина Сейпи. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика, 1992. 122с.
- Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб, Мирт, 1997. 224 с.
- Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.672с.
- Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М.6 Издательство Аквариум. 1995. 400 с.
- Домохозяйство, семья и семейная политика. Сб. ст. / под ред. Елизарова В. В., Зверевой. Н. В. М.: 1997. 187 с.
- Доронова Т., Якобсон С. Программа „Радуга“ // Дошкольное воспитание. 1990. N10. С. 60.
- Дошкольник. Общество. Культура. Методические рекомендации. Ульяновск, ИПК ПРО, 2000. 93 с.
- Дошкольники „группы риска“ /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 1999. 240 с.
- Дошкольное образование в России. /Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1995. 236 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи / Под ред. В. В. Макарова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 199с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
- Дьяченко О.М. Программа „Развитие“ //Отечественные вариативиые программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М.: 1994. 138 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М., 1991. С. 245.
- Егорова М.С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д., Чертков Ю. Д. Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алтейя, 2001, 240 стр.
- Елизарова В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. М.: Мысль, 1987. 174 е.:
- Жихарева З.А., Жихарев М. С. Кризис общества и проблемы семьи. // Ярославский педагогический вестник, 1997. Выпуск 4, стр. 128−133.
- Жуковская Р. И Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.112 с.
- За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье: из опыта работы/Под ред. Р. А. Курбатовой. М.:Просвещение, 1982. 176 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
- Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России. // Дефектология. 2001. N6, с. 3−10.
- Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Просвещение, 1996. 59 с.
- Заморев С.И.- Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб.: Речь, 2002. 135 с.
- Запорожец A.B. О роли социализации в развитии личности ребенка // Культура. Искусство. .Образование. Материалы Международной научно-практической конференции. Смоленск: СГПИ, 1998. С. 96−100.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: 2000. 224с.
- Здоровье семьи — XX век. Материалы VI международной научной конференции. Пермь.: 2002. 180 с.
- Земская М.А. Семья и личность. М.:Просвещение, 1986.-121 е.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: ИЦ „Академия“, 1995. 347 с.
- Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХУШ-ХХ вв.). М.: Гуман. изд. центр „Владос“, 1997. 302 с.
- Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., под ред. С. Л. Новоселовой М.: Просвещение, 1989. 286 с.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность / Под общ. ред. Р. И. Косоладова. 1-е изд. М:. Политиздат, 1983, с 319−358.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство „Питер“, 2000. 502 с.
- Инкельс А. Личность и социальная установка. В сб.: Т. Парсонс (ред.) Американская социология. М.: „Прогресс“, 1972, с. 50−69.
- Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. //М., 1997. 270 с.
- История дошкольной педагогики. М., Просвещение. 1989. 267 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М.: Просвещение, 1987. 464 с.
- Казаева Е.А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Шадринск, ШГПИ, 2001, 93 с.
- Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Уч.пос. /Сост.Андреева И. -М.:Академия, 2000.-168с.
- Карпова H.JI. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. М.: Издательство «Флинта», 1997. 160 с.
- Кваша Б. Ф, Спицнадель В. Б., Минко Н. И. Ценностные основы семьи. / СПб. Изд-во СПб. юридического института МВД России, 1997. с. 42.
- Климантова Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. Монография. М.: Триада ЛТД. 2001. 264 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
- Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. М.: Издательство МГУ, 1996. 154 с.
- Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 138−146.
- Кольберг Л., Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Подходы Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал, № 3- 1992.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Просвещение, 1989. 416 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.269 с.
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−7 лет. М.: Изд-во «Гном и Д». 2001, 48 с.
- Корепанова М.В. Работа детского сада с семьей, или как помочь родителям в воспитании ребенка. Методическое пособие. Волгоград. ООО «Репро», 2000. 120 с.
- Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Уральский гос. пед. Университет. Екатеринбург, 2008. 132 с.
- Кравцов Г. Г. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» /Отечественныевариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М.: 1994. 163 с.
- Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. № 2. С. 11−21.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.:ПросвещениеД973.485 с.
- Крылова Н.М. Детский сад дом радости. Старшая группа детского сада. Пермь.: ПГПИ, 1991. 169 с.
- Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Акад. развития, 1996.206с.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Издательство УРАО, 1997. 287 с.
- Кудрявцева Е.А., Дедовских Н. К. Общество сверстников как фактор половой социализации в дошкольном возрасте. Монография. Борисоглебск.: БГПИ, 2000. 70 с.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. с. 320.
- Кульневич C.B. Личностно-ориентированное воспитание: концепции, содержание, реализация. Ростов-на-Дону:. Издательство РГПУ, 1995. С.43−75.
- Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Выпуск N6, Ульяновск, 2000 г.
- Кэрол Ф., Брайн Е., Робинсон П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающим миром общечеловеческих ценностей. М.: Центр, 1992. 560 с.
- Лебедев Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры. Автореф. дис. док. филос. н. Н. Новгород, 1999.
- Лебедев Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности Пермь: Пермский ун-т, 1992. 122 с.
- Лебеденко E.H. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. М.: Прометей- Книголюб, 2003. 64 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные Психологические произведения: в 2х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение. М.: Педагогика, 1991. 174 с.
- Лийметс Х.Л. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника, в сб.: Проблемы воспитат. коллектива., Талллин, 1979. С. 241 257.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.- Воронеж, 1997. 144 с.
- Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях. Социологические исследования, 2002. № 7. С. 111−11
- Лихачев Б.Т. Экология детства: прежде и теперь.// Развитие личности, 1997, № 1.С. 64−65.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Серия Психологи Отечества. М.: МПСИ, 2003 г. 424 с.
- Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка./А.Р.Лурия//Вопросы психологии. 1962. № 3, С. 15−22.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. АЛ.Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005. 176с.
- Маврина И.А. Социальность современного образования. Омск: Издательство Омского ГПУ, Монография, 2000. 219 с.
- Макаренко A.C. Сочинения. Т. 5. М.: Изд-во АПН, 1958. 244 с.
- Мануйлов Ю.С. Человек и культурно-образовательная среда: Сборник научных работ // Серия «Concordia discors». Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. 402 с.
- Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 2000. 192с.
- Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, Пер. С чеш. 1992. 320 с. ^
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1992. 128 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2005. 544 с.
- Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Пер. С англ. М.: 1989. 429 с.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000, 376 с.
- Мир детства в педагогическом наследии С. Т. Шацкого. Материалы Российской научно-практической конференции Под ред. В. И. Беляева, Л. В. Мардахаева. М.: Изд-во РГСУ, 2004, 212 стр.
- Мир детства: дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой- отв. Ред. A.B.Запорожец. 2-е изд. Доп. М.: Педагогика, 1987. 256 с.
- Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи». В сб. «Психогигиена и психопрофилактика». Л.: 1983, с. 21−26.
- Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия /Художник A.A. Селиванов /А.Ю.Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 160с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990. 160 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998. 226 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
- Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: 2000, Институт Государства и права РАН, 240 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос., 2001 г. 256 с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2000. 304 с. 162. «О положении семей в Российской Федерации» 1994−1996 гг. М.: НИИ семьи, 1998.- 184 с.
- Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М.: 1994. 227 с.
- Огороднова О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: Дис. Тюмень, 2002.
- Озерецкий Н.И. Трудновоспитуемые дети. М.: JL, 1932. 522 с.
- Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч. 3. Пермь: Изд-во УГНТУ, 2002.112 с.
- Осорина Н. В. Секретный мир детей. СПб: Питер, 1999. 292 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Паитина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. 272 с.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М., Издательство «Академический проект», 2002. 880 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. М.: ИГУП, 1999. 592 с.
- Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.95 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности М.: Горбунок, 1992. 223 с.
- Петроснов В.А. Воспитатели и дети: источники роста. Москва (А-П), 1994, с. 152.
- Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М.: Прогресс. 1967. 527с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 152 с.
- Пирогов Н.М. Избранные педагогические сочинения. М.: АПЕ РСФСР, 1952. С. 239, 249,313−314.
- Попеное Д. Упадок американской семьи. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996. N3.
- Прахова Ж.В. Интегральная природы социализации личности. Автореф. дис.. канд. филос. н. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. С. 26.
- Прима Е.В., Филиппова JT.B., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Прима Е.В., Шуваева Н. Ю., Кольцова И. Н. Молостова Н.Ю., Филиппова Л. В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности: Учеб. пособие Н. Новгород: ННГАСУ, Гуманитарно-художественный институт, 2001. С. 58.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи.-М.:Педагогика, 1990.160 с.
- Проблемы образования за рубежом. СПб, Тема, 1999. 156 с.
- Происхождение брака и семьи. М., «Мысль», 1974. 312 с.
- Прушицкая Р. Дошкольное воспитание и современность. М., 1923. 121 с.
- Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца и Д.Б.Эльконина-М: «Просвещение», 1964. 351 с.
- Психология детства. Практикум. Тесты. Методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. чл.-корр. РАО A.A. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 224 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. 752 с.
- Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их кшколе (программные материалы). М.: Н. Новгород, 2001. 150 с.
- Радаев В. В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995. 23 с.
- Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду. М., 1997. 271 с.
- Развитие личности ребенка. М.: ВЛАДОС, 1997. 60 с.
- Реан A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб.: Ленингр. гос. обл. ун-т, 1996. с. 109
- Родители и дети // Воспитание детей в современной семье. Под ред. П. Т. Фролова. Белгород, 1993. 208 с.
- Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб.: Издательство. Республика, 2004. 358 с.
- Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
- Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. N2. 997.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика. 1973. 537 с.
- Руссо Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. С. 168−237.
- Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. М.: ДОМ, 1998. 108 с.
- Рылеева, Е.В. Вместе веселее!. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя» /Е.В.Рылеева. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 144с.
- Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, Издательство Морд, ун-та, 1992. 144 с.
- Салимова К., Додде Н. «Педагогика народов мира: История и современность». ПОР, Учебное пособие, 2001, 576 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.:Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.
- Свадьбина Т.В. Российская семья: быть или не быть? // Мир России.-М., 1994, т. 3, N1. С. 188−209.
- Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород.: Нижегор. гуманит. центр, 2000. 153 с.
- Свентицкая М. Наш детский сад. М.: 1924, 204 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. -3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
- Семья. Традиции и современность. М., 1989. с. 223.
- Семья: реальность, проблемы и перспективы: Рекомендации для родителей по организации воспитания детей в семье. Сост. Р. К. Скрынникова, З. О. Мержоева, Л. И. Коблова, Г. Г. Бородаева. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004. 168 с.
- Синельников А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние, демографические ситуации. М.: НИИ семьи. 1997. 322 с.
- Скиннер Р., Колинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 186 с.
- Собкин B.C. и др. Еврейский детский сад в России. Проблемы, противоречия, перспективы. Труд по социологии образования. Т.6. Вып. 9 (Центр социологии образования РАО). М.: 2001.
- Современная американская социология. М.: издательство МГУ 1994. 296 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991
- Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М.: Издательство Mill У, 1998. 128 с.
- Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии //Психология образования: профессионализми культура. Докл. регион, научн.-практ. Конференции /С.Н.Сорокоумова. -Н.Новгород, НИРО. 2005. С. 71−80.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лабунской, М.: Гадарики. 2000. 347 с.
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Т." /Под ред. A.C. Спиваковской М.: Академия, 2000 368с.
- Столяров В.И. Инновационная спартанская технология духовного и физического развития детей и молодежи. М.: Центр развития спартанской культуры, издательство «Советский спорт», 2003.-336 е.,
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 54 с.
- Тард Г. Происхождение семьи и собственности. Издательство ЛКИ, 2007 152 с.
- Тенденции развития современной семьи. Под редакцией Ачильдиевой Е. Ф. М, ИСИРАН, 1992. 235 с.
- Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М.: Издательство МГУ, 1994. 61 с.
- Усова А.П. Игра и игрушка, Ленинград, 1940.
- Учимся общаться с ребенком / Под ред. А. В. Петровского, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Опыт педагогической антропологии. // Педагогические сочинения.: в 6 т. М., 1990. Т.5. 414 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. труды. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Издательство Флинта, 1999. 672 с.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становление личности // Мир психологии. -1999.-№ 1.С. 13.
- Фесюкова Л.Б. Год перед школой. Фолио, М.: ACT, 2000. 496с.
- Филиппова Л.В. Педагогика здоровья: из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий./Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев//Мир образования-образование в мире:
- Филиппова Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества. Дисс.. канд. филос. н. Горький, 1985.
- Филиппова Л.В., Горбунова Л. Ю., Лебедев Ю. А. Субкультура современного детства: монография. М.: МПСИ- ННГАСУ ГХИ, 2001.
- Филиппова Л.В., Замураева М. А., Молостова Ф. И. и др. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы). Учебное пособие. М.: МПСИ- ННГАСУ ГХИ, 2001.
- Филиппова Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь, 1992. С.Зб.
- Филиппова Л.В., Лебедев, Ю.А. Педагогические технологии развития ребенка-дошкольника (Принципы организации и результаты действия комплекса научно-практических разработок) // Мир психологии. 2003. № 3 (35). Москва-Воронеж. С. 191−204.
- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: «Просвещение», 1984. 159 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие (пер. с немецкого, в 4-х т.) /К.Фопель. М.: Генезис, 1999. 160 с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В. К. Котырло.-М.: Педагогика, 1987. 242 с.
- Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.190 с.
- Фотиева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М.: Мысль, 1988. 206 с.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей. М., Издательство «Карапуз», 2001.288 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения Под ред. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. 301 с.
- Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. 159 с.
- Фуряева Т.В. Сотрудничество детского сада и семьи в отечественной и зарубежной практике. Красноярск: КГПУ, 1994, 58 с.
- Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. — Перепеч. С изд. 1979 г. М.: ЦСП, 2003. 342 с.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Наука, 1978. 412 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. Барнаул: Учебный центр АК иПКРО, 1995. 146 с.
- Хорни К. Собрание сочинений: В 3 тт. / Пер. с англ. М.: Смысл, 1997.
- Хризман, Т.П., Еремеева В. П. Мальчики и девочки два разных мира. -М., 1998.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., «Просвещение». 1993. 112 с.
- Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 122 с.
- Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Издательский дом «Дашков и К" — 2000- 240 с.
- Шамраев B.C., Лукьянова Т. А. Отцы и дети // СОЦИС. 1995.-N 10. с. 125−127.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. Н. Л. Скаткин и др.- под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.
- Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания. Серия Этика Вып. 3/1988 М. Знание, 1988. 64 стр.
- Шевандрин, Николай Иванович. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/Н. И. Шевандрин.-М.:ВЛАДОС, 1999. 507 с.
- Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. М.: СТИ, 1999. 242 с.
- Шилин Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 189 с.
- Шмелева М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских центральной России.: Сб. Семья. Традиции и современность. М.: 1989. с. 223.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений /Л.Б.Шнейдер. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. МПСИ- Воронеж: НПО МОДЕК, 1995. 216 с.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. М.: Т.21. 423 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ООО „Речь“, 2002. 416 с.
- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.240 с.
- Языкова З.А. Городская семья. М.:Наука, 1979. 184 с.
- Яковлева Л.Н. Семья и вопросы воспитания детей. Якутск, ЯГУ. 1997.48 с. 1. Формы отношений1.КЛЮДПМ.2. К деятель носпь3. К своим воз, мак постам, 14. К самому себе.1Сп1льIсемейного воспитания
- Характеристика социально-психологического типа личности по форме отношений.1. Прилоэктие 1, табтар .1
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ типы личности1. Гармоничный
- Огерьпый, правдивый, вежливый.1. Конформный (Долипшрующий
- Нечестный, хшрый, изворотливый, желает понравшься
- В равной степени любит физический
- Недобросовесг ный, активный, и умеренный труп, 1 нарушает этические ¡-нормы1. Адеквашое.1. Преувеличивает.
- Вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный.
- Активный, ответственный, может нарушать этические нормы1. Завышает.1. Сенипивиый Инфантильный
- Равнодушный,, беспомощный, 1. ЭШИСШЧНЫЙ, нерешительный, 1. Правдивый, откровенный, стьщливый, 1. Д0ВфЧ1ШЫЙ, человеколюбии вый.
- Требовательный, Не самокритичен, '¡-Требователенверен слову.1. Гармоничныйне верен слову.1. Попуститель1. СКИН1. Самокритичен, 1. КДфушм, не шшманнянасамокршичен,одежду, обрашрег внимание | на одежду.1. Состязатель! Рассудитаг1ьнын11ЫИIстеснительный.
- Добросовесг ный, акшвный, больше л1обет умственный труд1. Занижает.
- Пассивный, |безо1ве1сгвенный, |можегне соблюдать ¡-этические нормы1. Преувеличивает.
- Требователен, к другим, не самокритичен.1. Преду! грея» ггель ный1. Тревожный |Ишровергпшный
- Замкнутый, грубый, ¡-Чуткий, внимательный, вспыльчивый, ?замкнутый, самоскшельный, нерешпельный, 1С1Шппельньп1нетерпеливый, подозрительный.1. Неисполнигельный, нарушаетэтическиенормы, безотвеплвенный.1. Завышает.
- Пассивный, лобэт физический труд, исполнительный, добросовестный.1. Занижает.
- Не уверен в себе, Требователен обрашэег внимание к себе, верен слову, на одежду, не самокритичен, самокритичен.
- Кошролирующи Сочувсшуюидш и
- Продолжение приложения I, табл. 2. Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и сгилялш восшггашш.1. Виды1. ШЮШСШШ Конформный1.0шошение Удовлетворение желанийрод ителей к ребенка путем ласки, деятельности смирения, сопереживания. ребёнка
- Юшошение ' Непоследовательное или дажеродителей к одновременное применешепоощрению и наказаний и поощрений.наказанию.
- Опюшение Отсутствие заботы о детях.родггелейкребенку.
- Omomeinie Ложь и лицемерие, мелкийродителей к расчет и стремление к мелкой01фужаюшим наживе. людам
- Ошошение Требование от детейродшелейк соблюдения внешнихнравственным обрядов- соблюдениеценностям. внешних приличий вобществе.
- Ошошение Не возбуждают вниманиеродителей к ребенка, не побуждают кмысшпелыюй размышлениям. деятельностиребенка1. Спить Попустительскийсемейноговоспитания
- СОЦИАЛЫ1С>11С1КОЛОГИЧЕС1а11/1И11ЬЬ1ИЧНОСГИ1. Доминирующий
- Стимулирование к состязанию с друшми.1. Похвалам поощрение1. СиШГПШНЫИ
- Предоставление полной свободы действий1. Инфантильный
- Предупреждение самостоятельных действий, ограничение инициативы1. Полное ограничениесамостоятельнойдеятельности1. Ни похвалы, ни наказания
- Никогда не наказывают, (Только хвалят.1. С восторгом, гордостью.
- С любовыо и вниманием, добрые простые отношения.
- Предупрежд ают все его требования и желания.
- Ставят себя в пример и своего ребенка1. imyr жизнью ребенка Помогаютокружающем людям.
- Хвастается своим i ребенком.
- Требуют формального соблюдешь нравственных норм.
- Приучают дейслювагь ¦не rio шаблону, ano ¡-совести.
- Стараются уговорами |сделшь их умными и послушными- соблюдают внешнее приличие.
- Потакательство 1Наблюдагелыюсть, всему, чем ни привычка кзанимался бы размышлению надребёнок, лишь бымог окружающими ¡-выделиться явлениями.
- Сосгшатсльный Рассудительным
- Не побуждается к {размышлениями мысшпельным действиям.1. Прс^аупредитсльпыи1. ТрСВОЖНЫН1. Ишровергпшныи
- Ребёнок предоставлен сам себе, имеет свободу самостоятельной деятельности.
- Применение наашьственныхмер влщде наказаний.1. Жесткие, требовательные.
- Отсутствуют похвала и наказание.1. С любовыо.
- Раздражение по отношению к окружающим людям.
- Беспрекословное выполнение нравственных требований.1. Запрещаетсярассуждать, распоряжения1. Выполняютсянемедленно.1. Контролирую1. Щ1Ш
- Доброетерпеливое отношение к люд ям с искренносшо и любовыо.
- Строгое требование действовать по правилам.
- Родители много беседуют и рассуждают.1. Сочувствующий
- Модель эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба