Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология обучения. 
Педагогическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология обучения исследует также механизмы и закономерности развития когнитивных функций в процессе обучения. И научный, и практический интерес представляют вопросы о том, как учебная деятельность влияет на интеллект и креативность индивида, как развиваются в образовательной деятельности мышление, память, внимание и другие когнитивные функции. Развитие когнитивных функций традиционно… Читать ещё >

Психология обучения. Педагогическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология обучения относится к числу наиболее развитых и интенсивно развивающихся отраслей педагогической психологии. Она имеет свой круг задач, традиционно разрабатываемых в специальных исследованиях.

Одной из центральных задач психологии обучения, как части педагогической психологии, является исследование механизмов и закономерностей процесса усвоения индивидом знаний, умений и навыков. Как усваивается информация, и каким образом она превращается личностное приобретение — знания? Как у индивида формируются и развиваются умения и навыки? Эти вопросы имеют принципиальное значение для образовательной практики и специально исследуются психологией обучения.

Очевидно, что механизмы и закономерности процессов усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков существенно зависят от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому задача исследования этих различий традиционно считается одной из главных проблем психологии обучения.

Психология обучения исследует также механизмы и закономерности развития когнитивных функций в процессе обучения. И научный, и практический интерес представляют вопросы о том, как учебная деятельность влияет на интеллект и креативность индивида, как развиваются в образовательной деятельности мышление, память, внимание и другие когнитивные функции. Развитие когнитивных функций традиционно рассматривается как гарантия успешности дальнейшего обучения, поэтому овладение механизмами и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности — важная проблема образовательной практики и предмет пристального внимания педагогической психологии.

С точки зрения общества наиболее желательна тенденция постепенной трансформации процесса развития личности в образовательной деятельности в процесс саморазвития. Поэтому и задача изучения механизмов и закономерностей превращения процесса развития личности в ходе обучения в процесс саморазвития является одной из наиболее важных для психологии обучения.

Изучение связи между особенностями психического развития личности и целями, характером содержания, формами организации, методами и средствами образовательной деятельности также входит в круг интересов педагогической психологии. Сама разработка содержания, форм организации, методов и средств — традиционная задача педагогики, но какой отклик в психике ребенка получают эти усилия, в полной мере может исследовать только педагогическая психология.

Одной из центральных задач педагогической психологии традиционно является проблема мотивации учения. Без знания мотивов учебной деятельности все рассуждения о возможности освоения природы учения бессмысленны. Педагогическую психологию всегда интересовали вопросы о том, можно ли целенаправленно формировать мотивацию учения, оказывать воздействие на мотивацию учебной деятельности учащегося. Эта проблема частично смыкается с проблематикой психологии воспитания.

Психология воспитания

Данный раздел педагогической психологии можно считать относительно автономным. Он призван изучать наиболее важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы о том, как функционируют механизмы социально-культурного развития личности в образовательной среде, каким закономерностям подчиняются процессы психосоциального развития учащихся.

Традиционно наиболее важными для этого раздела педагогической психологии являются вопросы о том, каким закономерностям подчиняются процессы формирования нравственных и эстетических идеалов личности, как влияет образовательная среда на формирование мировоззрения, как формируются и действуют механизмы становления «Я-концепции» личности в образовательной практике индивида.

Очевидно, что решение этих сложных задач существенным образом детерминировано возрастными и индивидуальными различиями. И если на ранних этапах своего развития педагогическая психология изучала действие этих механизмов и закономерностей только применительно к детским возрастам, то в последние десятилетия все больший интерес специалистов вызывает характер течения этих процессов у взрослых.

Не менее важна для психологии воспитания и задача определения связи между уровнями интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащегося. Вопрос о том, существуют ли закономерные связи между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересует не только психологов. Этим всегда активно интересовались педагоги и специалисты, занимающиеся другими пауками, изучающими человека.

Вопрос о том, как и при каких условиях процесс развития личности в ходе воспитания трансформируется в процесс саморазвития, осуществляемый уже путем самовоспитания, представляет безусловный интерес. Психология воспитания призвана изучать его характер.

Течение воспитательного процесса, следовательно, и процесса формирования основных психических новообразований личности детерминировано не только внутренними (возрастными, индивидуальными и т. п.), но и рядом внешних факторов. Формально они находятся за пределами изучения психологии, однако педагогическая психология не может ими не интересоваться. Эта сфера выступает зоной совместных интересов педагогической психологии и педагогики. Изучение связи между целями, содержанием, формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия — одна из важных задач педагогической психологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой