Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников
![Диссертация: Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников](https://westud.ru/work/2520929/cover.png)
Диссертация
Существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «информационная культура». В нашем исследовании информационная культура это — культура обращения со знаниями, данными, информацией, т. е. совокупность способностей характеризующаяся основными методами представления знаний вместе с умениями применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. Мы будем… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема готовности будущего педагога к 13 развитию информационной культуры младшего школьника в психолого — педагогической теории
- 1. 1. Анализ различных подходов к информатизации 13 образования как средства формирования информационной культуры
- 1. 2. Научные основы формирования готовности 33 будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
- 1. 3. Модель формирования готовности будущего 60 педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
- Выводы к первой главе
- Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования 93 готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
- 2. 1. Характеристика исходного уровня готовности 93 будущих педагогов к развитию информационной культуры младших школьников
- 2. 2. Содержание и этапы педагогического 125 эксперимента по формированию готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младшего школьника
- 2. 3. Оценка эффективности и организационно — 158 педагогические условия формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
- Выводы ко второй главе.1 ?
Список литературы
- Абдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации. — М. Владос, 1994. — 336с.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Педагогика. 1998. № 1.
- Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование № 5, 1993.
- Амосов Н.М. Моделирования мышления и психики. М., 1987.-137с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды: в 2-х т. // под. ред.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНО АН СССР Всесоюзный методологический центр М., Экономика, 1991.
- Анисимов ВН. Компьютер: ученые начинают расследование// Информатика и образование № 5 1994.
- Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России № 1 1994.
- Арапов М.В. Предвидимые изменения в информационной среде общества. // Научно техническая информация № 1 1991.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М: Нар. Акад. Культуры и общечеловеч ценностей, 1993.-349с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству.
- Материалы лекций прочитанных в Полит. Институте на факультете новых методов и средств обуч.) М.: «Знание», 1976. 39с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет философского исследования. М.: Изд — во МГУ, 1984 — 104с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М. 1981
- Афина ЕЮ., Уваров А. Ю., Медведев О. Б. Школа информационного века // Информатика и образование № 2, 1996.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация Учебно воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1989.-205с.
- Бешенков С. Экспериментальная программа преподавания начал информатики в младших классах // Информатика и образование. 1987 № 2, с44 45.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.
- М.: Педагогика, 1989. 190с.
- Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы) М. 1970.
- Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., Наука, 1966.
- Бим Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика, 1988 № 6 с. 51.
- Богданова И.М. Формирование профессионально -педагогической готовности будущих учителей к компьютерному образованию школьников: автореф. дисс. Канд. пед. наук.: Киев, 1990, — 18с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия II Педагогика № 9,1991.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1976.-246с.
- Бондаревская Е.В. Теоретико методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры II В сб.: «Формирование педагогической культуры будущего учителя». — Ростов — на — Дону: РГПИ, 1989.
- Бороненко ТА. Концепция школьного курса информатики: учебное пособие, СПб, 1995.
- Браже Т. Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. -СПб.: ИОВ РАО. 1992.
- Браже Т.Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей гуманитарныхдисциплин в системе повышения квалификации. -М. АПН СССР, 1988. -107с.
- Брановский Ю.С. Информационная культура // тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 16.
- Бухвапов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Учебное пособие для студентов и учителей. Рига. 1995. 220с.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М., Педагогика, 1990.
- Введение в культурологию: Учебное пособие в 3- х частях. Часть 1. / Под ред. В. А. Сапрыкина. М. МГИЭМ (ТУ), 1995.-210с.
- Введение в научное исследование по педагогике: учебн. Пособие для студентов пед. институтов. /Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. Н. Розов и др.- Под. Ред: В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988, 239с.
- Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов -на — Дону. РГПУ, 1995.-172с.
- Вербицкий A.A. Активное Обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособ. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
- Вершинин СВ. Компьютер для дошкольников // Информатика и образование, № 3, 1994.
- Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
- Виленкин Н.Я., Дробышев Ю. Я. Влспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа 1988 № 12 с35.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс. 1989.
- Воробьев Г Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. Гвардия, 1988. 303с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 18с.
- Гельтикова Е.А. Некоторые вопросы профилактики утомления при работе с ЭВМ в школе // Вопросы психологии 1986 № 5 с88.
- Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 1987.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. учебное пособие для вузов. М.: Школа -Пресс 1995.
- Глазов Б.И., Ловцов ДА, Сухов A.B., Михайлов С. Н. Концептуальные основы создания компьютерных учебников // Компьютерная технология обучения в академии. М. 1994. С. 38−44, 118- 120.
- Глазов Б.И., Ловцов Д. А., Сухов A.B., Михайлов С. Н. Компьютеризированный учебник // Информатика и образование, 1994. № 6. С. 86 94.
- Гоноболин Н.Ф. Психология, под. ред. Проф. Н. Ф. Добрынина, М.: Просвещение, 1973.-240с.
- Гельтикова Е.А. Некоторые вопросы профилактики утомления при работе с ЭВМ в школе // Вопросы психологии, 1986. № 3.-с41−49.
- Горвиц Ю М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование № 3 1994.
- Горвиц Ю.М., Зворыгина Е В. Психолого педагогические основы использования программно — методической системы «КИД — Малыш» // Информатика и образование № 2, 1996.
- Горохов Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России № 1,1994.
- Гребенев Н.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. Педагогика 1994. № 5 с. 46.
- Гребенников И В. Школа и семья: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-176
- Гуревич П С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. — 288с.
- Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // // Информатика и образование № 3 1996.
- Густсон В.А. Основы научно технической информации: Учеб. Пособие. — Изд — е 2-е, доп. — Рига, 1975.
- Давыдов В.В. Концепция гуманизации российскогоначального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) II Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 14.
- Джанист Френт Интеграция вычислительной техники в школе II Вопросы образования, 1988, № 3.-с46
- Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. В. А. Извозчикова. Ленинград ЛГПИ 1989.
- Дмитриев В.И. Прикладная теория информации. М.: Высш.шк., 1989. — 319с.
- Добудько Т. В. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических институтов к применению вычислительной техники в младших классах: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, С Пб. 1992,16с.
- Долинер Л.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании УрГПУ. Екатеринбург, 1993.
- Дружкова Н.Т. Роль информации в профессиональной подготовке студентов //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально -трудовая адаптация школьников». М., 1999. С. 16.
- Евстафьев A.B. Компьютер как средство саморазвития учащегося //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 15.
- Ершов А.П., Звенигородский ГА, Первин Ю.А. Школьнаяинформатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование № 1,1995.
- Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2.
- Ершов А.П. Компьютерный всеобуч II Учит, газета 1984 -2 сент. с2.
- Ефимов В.Ф. Подготовка учителей начальных классов к использованию алгоритмов в курсе математики 1 3 классов. М., 1984.
- Жданов Ю.А. Энтропия информации в органической химии. Ростов н/Д: изд-во ун-та, 1979.-55с.
- Житомирский В.Г. Вычислительная техника в учебном процессе. Свордловск. СвГПИ 1984.
- Зак А. Интеллектуально-развивающие занятия как необходимая составляющая гуманизации // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 219.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 160с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.
- Зайдельман Я.Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л. Е. Три кита школьной информатики // Информатика и образование № 3,1995.
- А. Захарова Основные направления работы Независимого Научно-методического центра «Развивающее обучение» II Начальное образования в
- России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. -С.60.
- Злобин Н С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.- 303с.
- Иванова Г. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе // авт. Канд. пед. наук.: Волгоград. 1991, — 18с.
- Ибодов Н. Усиление алгоритмической направленности подготовки учителя начальных классов: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, М., 1983.
- Иванов Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, С Пб.: РАО ин-т обр-я взрослых, 1995, 17с.
- Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, Волгоград, 1991,18 с.
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб, 1991.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-462с.
- Ильин В.С. Формирование личности школьника: М.: Педагогика, 1984.-144с.
- Каган М.С. Культура философия — исскуство // М.:3нание, 1988- 63с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. 416с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205с.
- Каймин В.А. ОТ компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика, 1990 № 4, с.62−64.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения,-М. Знание, 1979.-48с.
- Каныкин Ю.М., Калитич Г. И. Основы теоретической информатики. Киев: Наук, думка, 1990. — 228с.
- Канбекова Р.Б. Интенсификация профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических институтах II автореф. канд. пед. наук.: Казань, 1990.-21 с.
- Клейман Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения II пер. с англ. М. Радио и связь. 1987.
- Ковина Т.Е., Шапкина А. П. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контексте педагогической культуры— СПб.: СПб ГУПМ. 1996 36с.
- Коган Е.Я., Первин Ю. А. Программа курса • «Информационная культура» II II Информатика иобразование № 4 1995.
- Коган Е.Я. Курс «Информационная культура» -региональный компонент школьного образования // Информатика и образование № 1 1995.
- Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.- М.: Знание, 1979.-63с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/ Под ред. Д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПб ГУПМ. 1999 — 242с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, -1996, -440с.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения.-М.: Педагогика, 1982.- 191с.
- Коптелов A.B. К вопросу об информационной культуре учащихся //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 17.
- Кочуров В.Ф., Кочурова О. И. Диагостика уровня компьютерной грамотности педагогических кадров на песональных ЭВМ / Методические рекомендации. Л. АПН СССР НИИ ООВ -1990 24с.
- Краевский В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика современной школы. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
- Краевский В.В. Вопросы конструирования содержаниня общего среднего образования. М.: НИИОП, 1980. -120с.
- Краснов А. Система информатизации высшей школы России II Информатика и образование № 2,1993.
- Краснова O.A., Левченко И. В. Излучение компьютера и здоровье детей // Информатика и образование № 1 1995.
- Крутецкий В А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развиия: учебн. Пособие. М.: 1991. -112с.
- Кузнецов A.A. О разработке стандарта школьного образования по информатике // Информатика и образование № 1 1994.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд во ЛГУ, 1970,114с.
- Кузьмин И., Монахова О. Концепция использования социокультурных технологий эффективного обучения для гармоничного развития личности II Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 144.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
- Курдюмов С П., Шведовский В. А. Школьная информатика и её социальные проблемы // проблемы компьютерного обучения. М. 1986. С. 17 -18.
- Ладыженская Н.В., Зюкина З. С. Какой путь выбрать? (гуманитарная информатика в школе) // Информатика и образование № 3 1995.
- Левин В. Школа детства. Концепция // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 89.
- Лейбовский М.А. Формирование у студентов педвузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Диссертация на соискание уч. ст канд. пед. наук, М., 1988, 201с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.:1. М.: Педагогика, 1983. № 5.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб. Изд — во Института образования взрослых совместно с издательством «Тускарора», 1996. -175с.
- Лобанов B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России № 1 1994.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Марон А.Е. Информатизация образования // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования. Пед. кадры 1995 № 5 с. 51 52.
- Марон А.Е., Чепуренко Г. П. Новые информационные технологии и задачи совершенствования функциональной грамотности учителей // проблемы функциональной грамотности. Сб. научн. тр. СПб ИОВ РАО 1993 с. 63−70.
- Марон А.Е. Типология информационных технолгий обучения взрослых // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования. Пед. кадры 1996 № 6 с 25 27.
- Машбиц Е.И. Психолого педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. 1988.
- Милитарев В.М. Информатика и информационная культура // Советская педагогика. 1988. № 6.-с28−31.
- Методы педагогических исследований. /Под. Ред. А.И.
- Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: «Дело», 1994 216с.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы Повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей. //Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Педагогика, 1984.-111с.
- Нечаева Н. Целостность обучения как фактор гуманизации школы (Центр имени Л.В.Занкова) //Начальное образования в России (инноватика и практика).-М.: Школа, 1994. С. 52.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. -64с.
- Обозов H.H. Психология взрослого человека. СПб., 1993. -62с.
- Оксман В.М., Оксман Л. С. О развитии алгоритмической культуры младших школьников в условиях компьютеризации II Новые исследования в пед. науках
- М.: Педагогика 1990 № 2 с. 52.
- Онушкин В.Г. Словарь терминологии образования взрослых. С. — Пб., 1993. — 193с.
- Особенности восприятия информации взрослыми людьми: Сб. Научных трудов. Вып. 1.(под. ред. Г. С.Сухобской). Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1973. — 103.
- Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся ПТУ // автореф. канд. пед. наукС-Пб. РГПУ, 1991 .-19с.
- Первин Ю.А. Информационная культура и информатика, раздельно или слитно? // Информатика и образовние № 3, 1995.
- Полонский В.М. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. — М.- Новая школа, 1995. — 256с.
- Прангишвили A.C. Психологические очерки.-Тбилиси: Мецниереба. 1975.-11с.
- Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 гг II Информатика и образование № 6 1993.
- Поснова М. Ф Повышение эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения ЭВМ // автореф. канд. пед. наук. Вильнюс, 1989ю-18с.
- Психолого педагогическая грамотность современного учиителя: Учебно — методическое пособие. — СПб., 1997.
- Прохоров A.B. Культура грядущего тысячелетия //Вопросы философии 1989. № 1.-с.41−43.
- Радченко Н.П. От компьютерной грамотности к культуре компьютерного века // Информатика и образование № 3, 1995.
- Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //Педагогика, 1995. № 4. — С. 114 -116.
- Российская академия образования: стратегия деятельности. Педагогика. 1993. № 1. С.З.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993−603с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, — С-Пб., 1999 720с.
- Седов Е.А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976. -232с.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: ИРРО, 1995. 128с.
- Семенюк Э.П. Информационная культура общества ипрогресс информатики // Научно техническая информация № 1 1994.
- Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность. // Научно техническая информация № 1 1993.
- Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование, 1991. № 1.-с.З-11.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований // М.: Педагогика. 1986.-212с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
- Степанов В. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Библиотека. 1977. -№ 4. — с. 12.
- Спиваковский А. Педагогические программные средства: объективно-ориентированный подход // Информатика и образование. 1990. № 2.-с.71−73.
- Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.
- Талызина Н.Ф. Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н.Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой (Московский университет, факультет психологии) // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 58.
- Талызина Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение II вопросы психологии 1987 № 3.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М.: МГУ 1969.
- Тангян C.A. Грамотность в компьютерный век. // Педагогика. 1995 № 1.
- Толстых H.H. Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
- Трагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. Педагогика. 1998. № 1.
- Тростников В Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970.-187с.
- Тихомиров O.K. Психологические последствия компьютеризации деятельности //Сб. Трудов. П-Залесский. 1992.-52С.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование № 3, 1994.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.:Наука, 1960.-451 с.
- Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. -М.: Политиздат, 1968. 287с.
- Филинкова Е.В. Гуманитарная информатика // Информатика и образование № 1 1996.
- Фролова Г. Ф. Педагогические возможности ЭВМ // М.: Наука.1988, — 198с.
- Философская энциклопедия. Т.4. М., 1980. — 591с.
- Францов Г. П. Философия и социология // М.: Наука.1971 267с.
- Френд Д. Интеграция вычислительной техники в школе //Вопросы образования. 1988.№ 3.-с.46−59.
- Христочевский С.А. Компьютер и образование // Информатика и образование № 3 1995.
- Царева Н.Д. Формирование информационных умений у студентов педвуза (на материале подготовки учителя начальных классов): Диссертация на соискание уч. ст канд. пед. наук, М. 1988.112с.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться //Докт. Дитсс. -М., 1992.
- Черри К. Человек и информация (критика и обзор) М.: Связь, 1972. — 368с.
- Четверикова Л.Г., Некрасова Г. Н. Навыки информационного поика как информационной культуры //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 17.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. /Учебн. пособие Изд во Ярославл. госуд. ун — т, 1979., 90с.
- Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста //Канд. дисс. М., 1998.
- Шеин Д.П. Основные понятия теории информации. Лекция. -М., 1974−22с.
- Шерайзина P.M. Теория и практика развития педагогического образования в классическом университете // Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы Под ред. О. С. Орлова. -Великий Новгород: НРЦРО 1998. с.З.
- Шералиева Р. Некоторые философско психологические проблемы теории информации. — Фрунзе: «Илим», 1972. -81с.
- Шилейко А.В. и др. Введение в информационную теорию систем. М.: Радио и связь, 1985. — 278с.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореферат на соискание уч. ст. доктора пед. наук, Екатеринбург. 1995, 17с.
- Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. -415с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М&bdquo- 1993.-280с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1996.
- Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования //Информатика и образование. 1989. № 5-с.46.
- Jalaluddin А. К. Educational applications of computers for lifelong education // Prospects Vol. XX № 2 UNESCO, 1990. P.197.1. Анкета.1. Фамилия, имя отчество2. Кафедра3. Должность
- Преподаваемая учебная дисциплина
- Оцените Ваши навыки владения компьютерома. свободно владею6. имею некоторые навыкив. не владеюб. Как Вы относитесь к компьютеру, как средству обучения
- Хотели бы Вы использовать компьютер в Вашей работе. Почему
- Укажите темы курса, в которых Вы видите использование компьютерных программ: а. обучающих- б. демонстрационных- в. тестирующих- г. тренажеров.
- Хотели бы Вы, чтобы для индивидуальной и самостоятельной работы, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ студенты факультета ФППРР использовали международную базу данных
- Применение компьютера даст Вам возможность: а. уделять больше вниманияб. сократить время на
- И. Как Вы считаете у студентов факультета ФППРР достаточно знаний для квалифицированного использования ЭВМ
- Какие навыки владения компьютером Вы хотели бы приобрести для использования его в Вашей работе.1. Анкета.
- Домашний адрес, телефон. Вопросы анкеты:
- Считаете ли Вы информатизацию очередной компанией в образовании, потому что
- Считаете ли правильным разумное введение компьютера в начальной школе Потому что
- Ваши представления об информатике начальной школе как о предмете: а), цель, содержание-б), с какими школьными предметами связан-в), примерно на каком месте находится в списке предметовг), на каком месте он должен находиться по вашему мнению
- Знакомы ли Вы с компьютером Если да, то оцените уровень своих знанийа), уровень представленияб), пользовательский уровень-в), уровень начинающего программиста-г).
- Где Вы обучались умению использовать компьютера). Во время обучения в институте-б), на ФПК-в), самостоятельног).
- Как Вы считаете насколько начальная школа нуждается у учителях, обладающих знаниями необходимыми для использования компьютера в начальной школе в качестве средства обучения
- Хотите ли Вы использовать компьютер в учебном процессе
- Используете ли ВЫ компьютер при обучении своему предметуа), использую постоянно-б), использую по мере необходимостив), никогда не использовал-
- Что препятствует использованию компьютера в Вашей работеа), боязнь техники вообщеб), отсутствие навыков работы с ЭВМ-в), не знаком с методиками применения компьютера на урокахг), убежден, что компьютер не влияет на эффективность обученияд). не знаюе).
- Считаете ли Вы возможным применение компьютера к своим предметама), применение обязательно-б), применение возможно-в), не знаю1. О
- Имеется ли компьютерный класс в вашей школе Как он используетсяа), проводятся ли в нем кроме обязательных уроков какие нибудь внеклассные мероприятияб), получают ли доступ к компьютеру ученики начальных классов: игры, занятия, другие формы работы
- Проводятся ли в Вашей школе, районном методическом кабинете, кабинете ВТ при УПК занятия компьютерного всеобуча
- Считаете ли ВЫ необходимым такого рода занятия
- Каким уровнем компьютерной культуры на Ваш взгляд должен обладать педагога), иметь общие представления о ВТ и ее примененииб), иметь навыки работы с ЭВМ и готовой программой-в), знать основы программирования, уметь составлять несложные программы
- Используете ли Вы в своей работе безмашинные формы составления алгоритмов
- Занятия по информатике в начальной школе проводятся (должны проводиться) а) учителем среднего звена, преподающим информатикуб), учителем начальной школы работающим в данном классе-в), приглашенным специалистом
- Школа №. Количество классов в начальной школе: из них первых, из них вторых, из них третьихиз них четвертых.
- Исследуемый класс. ФИО учителя работающего в классе
- Количество человек в классе. Направление, выбранноеклассом. Программа обучения1. Вопросы к учителю, работающему в классе.
- Считаете ли Вы необходимым изучение информатики в начальной школе?
- Ведется ли информатика в вашем классе?
- Хотели бы вы чтобы такой предмет был введен?
- Какие темы вы рассматриваете в процессе изучения информатики?
- Какие трудности вы испытываете в процессе преподавания информатики? а), теоретические- б), методические- в), недостаточная материальная база- г), укажите если есть другие.
- Кто проводит занятия по информатике в вашем классе? а), учитель, работающий в классе- б), преподаватель информатики который работает и в старшем звене- в), приглашенный специалист.
- Какие задачи вы ставите при изучении информатики?
- Как связан курс информатики в начальной и средней школе?
- Какие плюсы и минусы вы видите Вы взаимосвязи данного предмета с другими?
- Хотели бы вы расширить собственные знания по данному предмету? Какие вопросы вас интересуют?
- Существует ли компьютерная поддержка данного курса?
- На какие компьютеры рассчитан ваш курс?
- Почему Вы хотите стать учителем начальных классов?
- Хотели бы Вы работать в начальной школе с применением информационных средств?
- Чем Вас можно было бы заинтересовать, чтобы Вашей задачей стало развитие информационной культуры младшего школьника?
- Нужна ли младшему школьнику информационная культура?
- Считаете ли Вы необходимым введение курса «Информационная культура» в обучение педагогов начальной школы?
- Что такое «информатика без компьютеров» ?
- Какие Вы знаете информационные средства?12 Что такое информация?
- Какие Вы знаете виды информации? и. Что такое информатика как наука?
- На каких учебных предметах начальной школы можно использовать информационные средства и какие. Приведите примеры.
- Что такое информационная культура?
- Оцените по пятибальной системе в какой мере Вы обладаете информационной культурой.
- Какие способности есть у младшего школьника обладающего информационной культурой?
- Что Вы как педагог можете сделать для развития информационной культуры младшего школьника?
- Каких знаний Вам для этого не хватает?
- Перечислите известные Вам информационные средства и оцените Ваши навыки владения ими.
- Как Вы понимаете термин «алгоритмическая культура»?
- Как Вы понимаете термин «компьютерная культура»?
- Фамилия, имя, отчество дипломанта Тема дипломной работы Роль в формировании готовности (какие элементы готовности или информационной культуры)
- Ч.Чепига Евгения Формирование навыков работы с информацией при использовании элементов модульного обучения. Различные классификации понятия «информация», технология модульного обучения как одной из новых педагогических технологий,.
- Белова Екатерина Влияние различных форм эстетической информации на развитие воображения младших школьников. Различные виды информации, понятия «Эстетическая информация», изучение влияния на развития воображение младших школьников.
- З.Труфанова Антонина Развитие навыков работы с текстом как источником информации у младших школьников. Анализ содержания понятия «текст» и различных подходов к его изучению. Использование текста как источника информации, младшими школьниками.
- Тихонова Елена Формирование понятия числа у младших школьников. Знаковая информация. Число как единица знаковой информации. Системы счисления.
- Маркова Формирование Алгоритмическая культура
- Федорова Наталья Формирование пространственного мышления младших школьников Пространственное мышление. Операциональное мышление. Развитие способностей работы с трехмерной информацией.
- Э.Смирнова Елена Развитие внимания при использовании различных форм проявления информации. Информация. Формы проявления информации. Определение различных аспектов внимания в зависимости от формпроявления информации.
- Ю.Гришина Таня Взаимосвязь формирования навыка чтения и умения работать с информацией как условия успешного выполнения упражнений Информация. Текст как источник информации. Навык чтения как основный способ получения текстовой информации.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Институт непрерывного педагогического образования
- ПРОГРАММА спецкурс «Информационная культура». 1. Великий Новгород 19 991. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.1. Блок «Самоопределение».
- Самоопределение будущих педагогов по отношению к процессам: информатизации общества, информатизации образования, информатизации начальной школы.1. Блок «Обучающий». 1 модуль.1. Человек и мир"
- Процессы самоорганизации в природе. Понятие фазового портрета динамичное системы и устойчивости движения. Роль неустойчивости в образовании хаотического движения систем и в возникновении ценной информации.
- Сущность всякого эволюционного процесса создание информации.
- Органы чувств человека. Кожная чувствительность и осязание. Обоняние. Вкусовая чувствительность. Зрение и слух. Строение глаза и уха. Оценка возможностей человеческого зрения и слуха в познании окружающего мира. Информационная значимость зрения и слуха.
- Хранение информации. Поиск и переработка информации. Абсолюиная память человека. Виды памяти человека. Свойства некоторых видов памяти. Механизмы воздействия на память.
- Информационные процессы. Обработка информации. Кодирование информации. Двоичный поиск. Искажение информации. Шифрование с открытым ключом.
- Понятие знака, символа, происхождение слов, букв, цифр, значение знаков в передаче информации. Система кодирования. Алфавит кода, структура кодовой комбинации, емкость кода.
- Структура памяти компьютера. Обобщение фундаментальных понятий информатики. Способы представления информации и основы человеко машинного интерфейса. Гипертексты.
- Прикладные задачи информационного конструирования.
- Внеречевые способы передачи информации человеком: поза, жест, мимика, дыхание, ритм, темп, танец).
- Внеречевые способы передачи информации с помощью информационных средств: музыка, изображения, рисунок, живопись, скульптура). Простейшие операции с графической информацией. Музыка как форма проявления информации. Редактирование музыкальной информации.
- Речевые способы передачи информации. Живое словесное общение как совместное воздействие нескольких потоков информации.
- Ноосфера. Информационная картина мира.2 модуль. «Человек и информация»
- Категории целого и части. (Множество, система, компонент системы, связь, структура, отношение).
- Понятийный аппарат исчисления высказываний. Кванторы.
- Элементы теории вероятностей. Понятия: информация, количество информации, ценность информации.
- Язык как знаковая система. Познавательная и коммуникативная функция языка.3 модуль «Человек и общество»
- Сигнал как носитель информации, структура канала связи и назначение его отдельных элементов. Основные типы каналов связи.
- Представления о справочное системе. Программа «Компьютер» как простейшая информационная система. Прикладные задачи информационного конструирования. Графические задачи информационного конструирования.
- Проблемы организации хранения и поиска информации. Понятие запроса и языка управления базами данных. Применение баз данных в учебной и внеклассной работе. Информационная система библиотек.
- Приемы работы с электронными таблицами. Формирование и заполнение таблиц. Арифметические операции в электронных таблицах. Использование электронных таблиц в прикладных задачах. Сортировка и поиск.
- Передача информации между людьми. Передача информации между компьютерами. Основы компьютерных телекоммуникаций.
- Компьютер инструмент информационного общества. Компьютерные, информационные и программные системы. Развитие навыков работы в сетях ЭВМ.4 модуль «Человек и человек».
- Компьютер на уроках математики и русского языка в начальной школе. Простейшие тренажеры. Игры и упражнения для младшего школьника на классификацию, тренеровку памяти и конструирование.
- Методика проведения компьютерного урока. Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию персонального компьютера как средства обучения.
- Сущность понятия «Информационная культура младшего школьника»
- Педагогические, психологические, методические и санитарно -гигиенические аспекты использования компьютера в начальной школе.1. Блок «Обобщающий».
- Разработка индивидуальных методик развития информационной культуры младших школьников с последующей рефлексивной оценкой полученных результатов и определение дальнейших путей их совершенствования.