Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «информационная культура». В нашем исследовании информационная культура это — культура обращения со знаниями, данными, информацией, т. е. совокупность способностей характеризующаяся основными методами представления знаний вместе с умениями применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. Мы будем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема готовности будущего педагога к 13 развитию информационной культуры младшего школьника в психолого — педагогической теории
    • 1. 1. Анализ различных подходов к информатизации 13 образования как средства формирования информационной культуры
    • 1. 2. Научные основы формирования готовности 33 будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
    • 1. 3. Модель формирования готовности будущего 60 педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования 93 готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
    • 2. 1. Характеристика исходного уровня готовности 93 будущих педагогов к развитию информационной культуры младших школьников
    • 2. 2. Содержание и этапы педагогического 125 эксперимента по формированию готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младшего школьника
    • 2. 3. Оценка эффективности и организационно — 158 педагогические условия формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника
  • Выводы ко второй главе.1 ?

Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования:

На современном этапе развития образования происходит актуализация общекультурных ценностей. В связи с этим приоритетным становится культурологический подход, который предполагает приобщение личности к воспроизведению и развитию современной культуры. Значительная часть культурного наследия выражена в источниках информации, для работы с которыми необходим качественно новый уровень информационной культуры человека.

В то же время специфика процесса информатизации образования требует от личности принципиально иных знаний, умений и способностей, которые обеспечивают ему адаптацию к переменам и гарантируют достойное место в социуме. В связи с этим в образовательном процессе ставятся задачи, связанные с переходом к новому, информационному обществу.

Процесс информатизации образования затрагивает все ступени образования от начальной школы до вуза и далее, на каждой из них ставятся цели и задачи, соответствующие уровню готовности и развития обучаемых. В настоящее время все чаще разрабатываются программы, по которым фундаментальные основы данного процесса закладываются в начальном звене.

В современных условиях меняется и сама начальная школа. Появление образовательных учреждений различных типов и вариативных программ определяет одну из основных задачнаучить младшего школьника самостоятельно получать необходимые знания, пользуясь различными источниками информации. Это подразумевает в первую очередь развитие его информационной культуры, так как именно в начальной школе закладывается фундамент того, что получит развитие на дальнейших этапах обучения.

Общепризнанно, что компьютер как ведущее информационное средство прочно вошел в социальную и образовательную сферы жизнедеятельности человека и является одним из средств развития его интеллекта и культуры. Немаловажен и тот факт, что в последнее время он появился во многих семьях и, следовательно, стал непосредственно доступен младшим школьникам. Компьютер вызывает большой интерес у современных детей, так как позволяет реализовать их познавательные и игровые потребности в то время как начальная школа пока не готова удовлетворить их запросы и потребности в этой сфере, даже в том случае, когда она имеет компьютерный класс.

Существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «информационная культура». В нашем исследовании информационная культура это — культура обращения со знаниями, данными, информацией, т. е. совокупность способностей характеризующаяся основными методами представления знаний вместе с умениями применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. Мы будем рассматривать понятие информационная культура в широком смысле, учитывая различные информационные средства при работе с информацией.

Сравнительный анализ категорий «культура личности», «информационная культура личности», «информационная культура падшего школьника», позволяет найти место каждой, из них в наиболее общем философском представлении о мире.

В данном исследовании готовность будет рассматриваться, как характеристика состояния деятельных способностей субъекта по критерию их соответствия характеру и уровню сложности ожидаемых от него действийналичие у субъекта деятельности необходимого понимания сути дела, требуемых знаний и умений, а также состояние его мотивационной сферы.

Готовность будет выступать в следующих аспектах:

• как состояние мотивационной сферы субъекта;

• как следствие полученного профессионального образования и результат предшествующего практического опыта;

• как наличие у субъекта деятельности необходимого понимания проблемы;

• как постоянная рефлексия осуществления деятельности и её совершенствование.

Под готовностью будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника мы понимаем целостное интегральное новообразование отражающее способность будущего педагога к информационно — педагогической деятельности, содержащую мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный компонент.

Достижение определенного уровня готовности предполагает формирующее воздействие, т. е. влияние на личность, создание условий, которые соответствуют ее особенности, причем понятие формирование будет рассматриваться, как создание благоприятных условий, в которых личность будет способна сама свободно выбрать содержание и возможные средства дальнейшего развития.

Разработка системы формирования готовности будущего учителя начальных классов к развитию информационной культуры младшего школьника представляет суть исследуемой проблемы.

Особые трудности процесса информатизации начальной школы связаны с недостаточной готовностью специалистов квалифицированно осуществлять данный процесс.

Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, общество диктует социальный заказ на подготовку педагога начальной школы, способного развивать информационную культуру младшего школьника адекватно современным условиям, а с другой — современная система высшего образования все еще не обеспечивает формирование соответствующей готовности.

Недостаточная разработанность этой проблемы в теории общей педагогики и педагогики образования взрослых, а также потребности начального общего образования и определили тему нашего исследования: «Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников».

Цель исследования:

Научное обоснование и разработка модели формирования готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младших школьников.

Объект исследования:

Информационные процессы в педагогическом образовании.

Предмет исследования:

Готовность будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника будет успешным, если оно будет осуществляться на основе культурологического и системного подходов, включать в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операциональный компоненты и при этом будет обеспечиваться:

• переструктурирование содержания образования в зависимости от характера дисциплин предметного и надпредметного блоков;

• интеграция содержания учебных блоков и дисциплин на основе определения структуры компонентов информационной культуры личности;

• выделение этапов формирования готовности: пропедевтического, подготовительного, формирующего и систематизирующего;

• определение уровней готовности с помощью адекватной (разноуровневой) диагностики;

• согласование деятельности преподавателей вуза;

• определение организационно-педагогических условий для формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить различные подходы к трактовке понятия «информационная культура», выявить представление о сущности понятий «информационная культура», «информационная культура младшего школьника».

2. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель формирования готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младших школьников в процессе подготовки в вузе.

3. Разработать и обосновать критерии и показатели уровней готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младшего школьника.

4. Определить организционно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младшего школьника.

Методологическая основа исследования:

Методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области: философии и культурологии образования (М.М. Бахтин, В. Ф. Библер, Б.М.Бим-Бад, Л. П. Буева, А. П. Валицкая, Т. П. Воронина, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, В. П. Зинченко, В. А. Конев, А. А. Корольков, Ю. М. Лотман, М. Мид, В. В. Розанов, В. М. Розин, Г. П. Щедровицкий и др.) — развития педагогических технологий (Н.В.Апатова, О. Н. Арестова, С. И. Архангельский, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, П. Я. Гальперин, Л. П. Гурьева, В. И. Данильчук, Е.С.Заир-Бек, Н. И. Ильясова, Е. И. Казакова, Т. В. Корнилова, Е. И. Машбиц, В. Г. Разумовский, В. В. Рубцова, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров и др.) — развития начального образования в современных условиях (В В. Давыдов, Н. Нечаева, Н. Талызина, А. Захарова, В. Левин, И. Кузьмин, О. Монахова, А. Зак, К. Н. Поливанова, Н. Н. Толстых, Г. А. Цукерман, И. В. Шаповаленко и др.) — методологии, теории и практики информатизации образования (Р.Ф.Абдеев, И. Н. Антипов, Б. Н. Богатырь, Ю. С. Брановский, А. Борк, Е. П. Велихов, Ю. П. Горохов, В. В. Дубинина, А. П. Ершов, А. Д. Иванников, В. А. Извозчиков, А. Краснов, М. Кларк, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. В. Монахов, В. Г. Рубцов, Э. П. Семенюк, С. А. Тангян, Ю. А. Татарников, А. Ю. Уваров, С. А. Христочевский, С. И. Шварцбуг и др.) — информатизации начального образования (И.Н.Антипов, Т. А. Бороненко, В. И. Варченко, С. В. Вершинин, Н. Я. Виленкин, Ю. М. Горвиц, А. В. Горячев, А. А. Муранов, Ю. А. Первин, И. В. Ряхинова, А. А. Столяр, И. А. Терских и др.) — создания и использования информационных средств обучения (Г.В. Абрамян, ВС Леднев., Г. С. Назарова, ЕС. Полат, Л. П. Прессман, С. Г. Шаповаленко, В. Ф. Шолохович и др.). Методы исследования:

В качестве методов исследования использовались методы теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа философской, специально-научной, психологической, педагогической и методической литературы, моделирование, систематизация, обобщение, классификация, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент.

Основные этапы исследования.

Первый этап исследования (1994 — 1995 гг.). Изучение психолого-педагогической и философской литературы по теме исследования, определение его концептуальных предпосылок.

Второй этап (1996 — 1997 гг.). Разработка и апробация модели формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника, определение критериев ее эффективного функционирования.

Третий этап (1998 — 1999 гг.) Обобщение и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

• проанализированы понятия «информационная культура личности», «информационная культура младшего школьника»;

• раскрыто понятие «готовность будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника»;

• выявлены уровни готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника;

• разработана дидактическая система формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника в условиях подготовки в вузе;

• впервые предложено новое содержание подготовки учителя начальных классов в условиях информатизации образования;

• выявлены критерии оценки эффективности формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника;

• определены организационно-педагогические условия формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на базе проведенного эксперимента разработаны: система диагностики готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника, предложено переструктурирование содержания образования с целью формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника, разработана программа спецкурса, интегрирующего все этапы формирования готовности, и дидактические материалы, способствующие реализации данной модели. Предложенная модель может быть транслирована на процессы формирования готовности будущих педагогов других специальностей к развитию информационной культуры учащихся общеобразовательной школы, а также при определенных условиях и на процесс повышения квалификации учителей начальных классов в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Ведущие положения исследования докладывались и обсуждались на

•научно-практической конференции «Становление и развитие региональных систем педагогического образования» (Новгород, 1996 г.);

•Герценовских чтениях «Сочетание общекультурной и предметной составляющих в общем математическом образовании учащихся и профессиональной подготовке будущих учителей математики» (Санкт-Петербург, 1997 г.);

•IV научной конференции преподавателей и студентов 14−19 апреля 1997 г. (Новгород, 1997 г.);

•республиканской научно-практической конференции «Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования» (Новгород,

1997 г.);

•научно-практической конференции И НПО НовГУ «Актуальные проблемы образования и развития личности» (Великий Новгород,

1998 г.);

•научной конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы» (Великий Новгород, 1998 г.). На защиту выносятся:

• положения раскрывающие понятие информационной культуры, ее функции, сущность информационной культуры младшего школьника;

• основы, определяющие готовность будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника и процесс ее формирования;

• критерии оценки уровней готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника;

• организационно-педагогические условия формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника в условиях классического университета.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы ко второй главе.

Эксперимент по формированию готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника подтвердил актуальность социального заказа формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника и доказал: 1. недостаточность подготовки будущих педагогов к развитию информационной культуры младшего школьника;

2 целесообразность организации дидактической системы по формированию готовности будущих педагогов к развитию информационной культуры младших школьников;

3 возможность реализации предложенной теоретической модели на факультете «Педагогики и психологии развития ребенка» в процессе обучения;

4 перспективность модульного обучения в контексте формирования исследуемой готовности;

5 эффективность проведенного формирующего эксперимента, определенную на основе критерия продуктивности по каждому из компонентов готовности;

6 необходимость определения следующих организационнопедагогических условий:

• первичная диагностика уровней информационной культуры будущего педагога и его готовности к развитию информационной культуры младшего школьника;

• специальное организованное самоопределение, которое позволило сформировать ведущие ценностно целевые ориентиры информационного аспекта профессиональной деятельности педагога;

• наличие высокого профессионального уровня преподавателей, обладающих соответствующим уровнем информационной культуры;

• непрерывность и преемственность в организации самостоятельной работы студентов.

• согласованности дидактического обеспечения учебного процесса;

• переструктурирование учебного плана;

• усиление в рабочих программах информационного аспекта с целью формирования готовности к развитию информационной культуры младшего школьника.

Таким образом проведенный эксперимент позволил с одной стороны апробировать действующую дидактическую систему, а с другой стороны доказал возможность реализации предложенной теоретической модели, на основе изменения содержания образования, выделения этапов формирования готовности, а также внесения изменений в учебный план.

Заключение

Исследование тенденций развития процесса информатизации образования позволило вывить одно из его основных направленийразвитие информационной культуры.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в до сих пор понятие «информационная культура» не является до конца устоявшимся и нуждается в постоянном уточнении. Образовательная практика испытывает потребность в исследованиях посвященных анализу как самого понятия «информационная культура», так и различных ее компонентов. Также существует большая потребность в организации формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры обучаемых. В связи с тем, что на современном этапе процесс развития информационной культуры затронул и младший школьный возраст, возникла и необходимость в формировании готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника как самостоятельного, специализированного, общественно и профессионально значимого вида деятельности. При этом, очевидно наличие у будущего педагога информационной культуры.

В диссертации выделены знания, умения и способности которые определяют сущность исследуемой готовности и позволяют будущему педагогу осуществлять деятельность по развитию информационной культуры младшего школьника.

Исследование определило место, путь способы, содержание и основные этапы формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника, а также доказало, что будущий педагог нуждается в специальной подготовке к этому виду деятельности.

Сконструированная теоретическую модель подготовки будущих педагогов в вузе опирается на принципы непрерывности, преемственности, интегративности, дифференциации, а такжедеятельностный принцип.

Исследование выявило недостаточную готовность будущих педагогов к деятельности по развитию информационной культуры младшего школьника по всем трем компонентам: мотивационноценностному, когнитивному и операциональному.

Механизмом, повышающим эффективность формирования готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младшего школьника выступают организационнопедагогические условия, выделяемые в процессе их моделирования.

Критерий эффективности — продуктивность, определялся комплексным характером подготовки будущих педагогов.

Исследование не исчерпывает всей полноты проблемы. Оно может быть продолжено в нескольких направлениях, а именно, в направлении формирования готовности будущих педагогов других специальностей к развитию информационной культуры учащихся общеобразовательной школы, а также при определенных условиях в учреждениях дополнительного профессионального образования для повышения квалификации учителей начальных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации. — М. Владос, 1994. — 336с.
  2. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Педагогика. 1998. № 1.
  3. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование № 5, 1993.
  4. Н.М. Моделирования мышления и психики. М., 1987.-137с.
  5. .Г. Избранные труды: в 2-х т. // под. ред.
  6. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНО АН СССР Всесоюзный методологический центр М., Экономика, 1991.
  7. ВН. Компьютер: ученые начинают расследование// Информатика и образование № 5 1994.
  8. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России № 1 1994.
  9. М.В. Предвидимые изменения в информационной среде общества. // Научно техническая информация № 1 1991.
  10. А.И. Введение в культурологию. М: Нар. Акад. Культуры и общечеловеч ценностей, 1993.-349с.
  11. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству.
  12. Материалы лекций прочитанных в Полит. Институте на факультете новых методов и средств обуч.) М.: «Знание», 1976. 39с.
  13. А.Г. Личность как предмет философского исследования. М.: Изд — во МГУ, 1984 — 104с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М. 1981
  15. ЕЮ., Уваров А. Ю., Медведев О. Б. Школа информационного века // Информатика и образование № 2, 1996.
  16. Ю.К. Оптимизация Учебно воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192с.
  18. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1989.-205с.
  19. С. Экспериментальная программа преподавания начал информатики в младших классах // Информатика и образование. 1987 № 2, с44 45.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.
  21. М.: Педагогика, 1989. 190с.
  22. В. П. Программированное обучение (дидактические основы) М. 1970.
  23. И.Т. Психология установки и кибернетика. М., Наука, 1966.
  24. Бим Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика, 1988 № 6 с. 51.
  25. И.М. Формирование профессионально -педагогической готовности будущих учителей к компьютерному образованию школьников: автореф. дисс. Канд. пед. наук.: Киев, 1990, — 18с.
  26. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия II Педагогика № 9,1991.
  27. Е.И. Механизмы умственной деятельности: Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1976.-246с.
  28. Е.В. Теоретико методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры II В сб.: «Формирование педагогической культуры будущего учителя». — Ростов — на — Дону: РГПИ, 1989.
  29. ТА. Концепция школьного курса информатики: учебное пособие, СПб, 1995.
  30. Т. Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. -СПб.: ИОВ РАО. 1992.
  31. Т.Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей гуманитарныхдисциплин в системе повышения квалификации. -М. АПН СССР, 1988. -107с.
  32. Ю.С. Информационная культура // тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 16.
  33. В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Учебное пособие для студентов и учителей. Рига. 1995. 220с.
  34. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М., Педагогика, 1990.
  35. Введение в культурологию: Учебное пособие в 3- х частях. Часть 1. / Под ред. В. А. Сапрыкина. М. МГИЭМ (ТУ), 1995.-210с.
  36. Введение в научное исследование по педагогике: учебн. Пособие для студентов пед. институтов. /Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. Н. Розов и др.- Под. Ред: В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988, 239с.
  37. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов -на — Дону. РГПУ, 1995.-172с.
  38. A.A. Активное Обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособ. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  39. СВ. Компьютер для дошкольников // Информатика и образование, № 3, 1994.
  40. С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
  41. Н.Я., Дробышев Ю. Я. Влспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа 1988 № 12 с35.
  42. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс. 1989.
  43. Воробьев Г Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. Гвардия, 1988. 303с.
  44. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  45. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 18с.
  46. Е.А. Некоторые вопросы профилактики утомления при работе с ЭВМ в школе // Вопросы психологии 1986 № 5 с88.
  47. B.C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 1987.
  48. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. учебное пособие для вузов. М.: Школа -Пресс 1995.
  49. .И., Ловцов ДА, Сухов A.B., Михайлов С. Н. Концептуальные основы создания компьютерных учебников // Компьютерная технология обучения в академии. М. 1994. С. 38−44, 118- 120.
  50. .И., Ловцов Д. А., Сухов A.B., Михайлов С. Н. Компьютеризированный учебник // Информатика и образование, 1994. № 6. С. 86 94.
  51. Н.Ф. Психология, под. ред. Проф. Н. Ф. Добрынина, М.: Просвещение, 1973.-240с.
  52. Е.А. Некоторые вопросы профилактики утомления при работе с ЭВМ в школе // Вопросы психологии, 1986. № 3.-с41−49.
  53. Горвиц Ю М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование № 3 1994.
  54. Ю.М., Зворыгина Е В. Психолого педагогические основы использования программно — методической системы «КИД — Малыш» // Информатика и образование № 2, 1996.
  55. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России № 1,1994.
  56. Н.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. Педагогика 1994. № 5 с. 46.
  57. Гребенников И В. Школа и семья: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-176
  58. Гуревич П С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. — 288с.
  59. Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // // Информатика и образование № 3 1996.
  60. В.А. Основы научно технической информации: Учеб. Пособие. — Изд — е 2-е, доп. — Рига, 1975.
  61. В.В. Концепция гуманизации российскогоначального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) II Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 14.
  62. Джанист Френт Интеграция вычислительной техники в школе II Вопросы образования, 1988, № 3.-с46
  63. Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. В. А. Извозчикова. Ленинград ЛГПИ 1989.
  64. В.И. Прикладная теория информации. М.: Высш.шк., 1989. — 319с.
  65. Т. В. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических институтов к применению вычислительной техники в младших классах: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, С Пб. 1992,16с.
  66. Л.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании УрГПУ. Екатеринбург, 1993.
  67. Н.Т. Роль информации в профессиональной подготовке студентов //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально -трудовая адаптация школьников». М., 1999. С. 16.
  68. A.B. Компьютер как средство саморазвития учащегося //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 15.
  69. А.П., Звенигородский ГА, Первин Ю.А. Школьнаяинформатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование № 1,1995.
  70. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2.
  71. А.П. Компьютерный всеобуч II Учит, газета 1984 -2 сент. с2.
  72. В.Ф. Подготовка учителей начальных классов к использованию алгоритмов в курсе математики 1 3 классов. М., 1984.
  73. Ю.А. Энтропия информации в органической химии. Ростов н/Д: изд-во ун-та, 1979.-55с.
  74. В.Г. Вычислительная техника в учебном процессе. Свордловск. СвГПИ 1984.
  75. Зак А. Интеллектуально-развивающие занятия как необходимая составляющая гуманизации // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 219.
  76. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 160с.
  77. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.
  78. Я.Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л. Е. Три кита школьной информатики // Информатика и образование № 3,1995.
  79. А. Захарова Основные направления работы Независимого Научно-методического центра «Развивающее обучение» II Начальное образования в
  80. России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. -С.60.
  81. Злобин Н С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.- 303с.
  82. Г. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе // авт. Канд. пед. наук.: Волгоград. 1991, — 18с.
  83. Н. Усиление алгоритмической направленности подготовки учителя начальных классов: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, М., 1983.
  84. Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, С Пб.: РАО ин-т обр-я взрослых, 1995, 17с.
  85. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе: Автореферат на соискание уч. ст канд. пед. наук, Волгоград, 1991,18 с.
  86. В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб, 1991.
  87. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-462с.
  88. В.С. Формирование личности школьника: М.: Педагогика, 1984.-144с.
  89. М.С. Культура философия — исскуство // М.:3нание, 1988- 63с.
  90. М.С. Философия культуры. СПб, 1996. 416с.
  91. М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205с.
  92. В.А. ОТ компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика, 1990 № 4, с.62−64.
  93. З.И. Психологические принципы развивающего обучения,-М. Знание, 1979.-48с.
  94. Ю.М., Калитич Г. И. Основы теоретической информатики. Киев: Наук, думка, 1990. — 228с.
  95. Р.Б. Интенсификация профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических институтах II автореф. канд. пед. наук.: Казань, 1990.-21 с.
  96. Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения II пер. с англ. М. Радио и связь. 1987.
  97. Т.Е., Шапкина А. П. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контексте педагогической культуры— СПб.: СПб ГУПМ. 1996 36с.
  98. Е.Я., Первин Ю. А. Программа курса • «Информационная культура» II II Информатика иобразование № 4 1995.
  99. Е.Я. Курс «Информационная культура» -региональный компонент школьного образования // Информатика и образование № 1 1995.
  100. Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.- М.: Знание, 1979.-63с.
  101. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/ Под ред. Д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344с.
  102. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПб ГУПМ. 1999 — 242с.
  103. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, -1996, -440с.
  104. М.И. Теоретические основы школоведения.-М.: Педагогика, 1982.- 191с.
  105. A.B. К вопросу об информационной культуре учащихся //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 17.
  106. В.Ф., Кочурова О. И. Диагостика уровня компьютерной грамотности педагогических кадров на песональных ЭВМ / Методические рекомендации. Л. АПН СССР НИИ ООВ -1990 24с.
  107. В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика современной школы. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  108. В.В. Вопросы конструирования содержаниня общего среднего образования. М.: НИИОП, 1980. -120с.
  109. А. Система информатизации высшей школы России II Информатика и образование № 2,1993.
  110. O.A., Левченко И. В. Излучение компьютера и здоровье детей // Информатика и образование № 1 1995.
  111. Крутецкий В А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развиия: учебн. Пособие. М.: 1991. -112с.
  112. A.A. О разработке стандарта школьного образования по информатике // Информатика и образование № 1 1994.
  113. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд во ЛГУ, 1970,114с.
  114. И., Монахова О. Концепция использования социокультурных технологий эффективного обучения для гармоничного развития личности II Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 144.
  115. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
  116. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  117. Курдюмов С П., Шведовский В. А. Школьная информатика и её социальные проблемы // проблемы компьютерного обучения. М. 1986. С. 17 -18.
  118. Н.В., Зюкина З. С. Какой путь выбрать? (гуманитарная информатика в школе) // Информатика и образование № 3 1995.
  119. В. Школа детства. Концепция // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 89.
  120. М.А. Формирование у студентов педвузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Диссертация на соискание уч. ст канд. пед. наук, М., 1988, 201с.
  121. И.Я. Дидактическая система методов обучения.:1. М.: Педагогика, 1983. № 5.
  122. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб. Изд — во Института образования взрослых совместно с издательством «Тускарора», 1996. -175с.
  123. B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России № 1 1994.
  124. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  125. А.Е. Информатизация образования // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования. Пед. кадры 1995 № 5 с. 51 52.
  126. А.Е., Чепуренко Г. П. Новые информационные технологии и задачи совершенствования функциональной грамотности учителей // проблемы функциональной грамотности. Сб. научн. тр. СПб ИОВ РАО 1993 с. 63−70.
  127. А.Е. Типология информационных технолгий обучения взрослых // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования. Пед. кадры 1996 № 6 с 25 27.
  128. Е.И. Психолого педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. 1988.
  129. В.М. Информатика и информационная культура // Советская педагогика. 1988. № 6.-с28−31.
  130. Методы педагогических исследований. /Под. Ред. А.И.
  131. , Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  132. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: «Дело», 1994 216с.
  133. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы Повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей. //Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120с.
  134. A.B. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Педагогика, 1984.-111с.
  135. Н. Целостность обучения как фактор гуманизации школы (Центр имени Л.В.Занкова) //Начальное образования в России (инноватика и практика).-М.: Школа, 1994. С. 52.
  136. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. -64с.
  137. H.H. Психология взрослого человека. СПб., 1993. -62с.
  138. В.М., Оксман Л. С. О развитии алгоритмической культуры младших школьников в условиях компьютеризации II Новые исследования в пед. науках
  139. М.: Педагогика 1990 № 2 с. 52.
  140. В.Г. Словарь терминологии образования взрослых. С. — Пб., 1993. — 193с.
  141. Особенности восприятия информации взрослыми людьми: Сб. Научных трудов. Вып. 1.(под. ред. Г. С.Сухобской). Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1973. — 103.
  142. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся ПТУ // автореф. канд. пед. наукС-Пб. РГПУ, 1991 .-19с.
  143. Ю.А. Информационная культура и информатика, раздельно или слитно? // Информатика и образовние № 3, 1995.
  144. В.М. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. — М.- Новая школа, 1995. — 256с.
  145. A.C. Психологические очерки.-Тбилиси: Мецниереба. 1975.-11с.
  146. Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 гг II Информатика и образование № 6 1993.
  147. Поснова М. Ф Повышение эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения ЭВМ // автореф. канд. пед. наук. Вильнюс, 1989ю-18с.
  148. Психолого педагогическая грамотность современного учиителя: Учебно — методическое пособие. — СПб., 1997.
  149. A.B. Культура грядущего тысячелетия //Вопросы философии 1989. № 1.-с.41−43.
  150. Н.П. От компьютерной грамотности к культуре компьютерного века // Информатика и образование № 3, 1995.
  151. Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //Педагогика, 1995. № 4. — С. 114 -116.
  152. Российская академия образования: стратегия деятельности. Педагогика. 1993. № 1. С.З.
  153. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993−603с.
  154. С.Л. Основы общей психологии, — С-Пб., 1999 720с.
  155. Е.А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976. -232с.
  156. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: ИРРО, 1995. 128с.
  157. Э.П. Информационная культура общества ипрогресс информатики // Научно техническая информация № 1 1994.
  158. Э.П. Информатизация общества, культура, личность. // Научно техническая информация № 1 1993.
  159. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование, 1991. № 1.-с.З-11.
  160. М.Н. Методология и методика педагогических исследований // М.: Педагогика. 1986.-212с.
  161. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
  162. В. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Библиотека. 1977. -№ 4. — с. 12.
  163. А. Педагогические программные средства: объективно-ориентированный подход // Информатика и образование. 1990. № 2.-с.71−73.
  164. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.
  165. Н.Ф. Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н.Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой (Московский университет, факультет психологии) // Начальное образования в России (инноватика и практика).-Москва: Школа, 1994. С. 58.
  166. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение II вопросы психологии 1987 № 3.
  167. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М.: МГУ 1969.
  168. C.A. Грамотность в компьютерный век. // Педагогика. 1995 № 1.
  169. H.H. Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  170. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. Педагогика. 1998. № 1.
  171. Тростников В Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970.-187с.
  172. O.K. Психологические последствия компьютеризации деятельности //Сб. Трудов. П-Залесский. 1992.-52С.
  173. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование № 3, 1994.
  174. Д.Н. Психологические исследования. М.:Наука, 1960.-451 с.
  175. А.Д. Природа информации. Философский очерк. -М.: Политиздат, 1968. 287с.
  176. Е.В. Гуманитарная информатика // Информатика и образование № 1 1996.
  177. Г. Ф. Педагогические возможности ЭВМ // М.: Наука.1988, — 198с.
  178. Философская энциклопедия. Т.4. М., 1980. — 591с.
  179. Г. П. Философия и социология // М.: Наука.1971 267с.
  180. Д. Интеграция вычислительной техники в школе //Вопросы образования. 1988.№ 3.-с.46−59.
  181. С.А. Компьютер и образование // Информатика и образование № 3 1995.
  182. Н.Д. Формирование информационных умений у студентов педвуза (на материале подготовки учителя начальных классов): Диссертация на соискание уч. ст канд. пед. наук, М. 1988.112с.
  183. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться //Докт. Дитсс. -М., 1992.
  184. К. Человек и информация (критика и обзор) М.: Связь, 1972. — 368с.
  185. Л.Г., Некрасова Г. Н. Навыки информационного поика как информационной культуры //тез. конф. «Проблемы формирования технологической культуры и социально трудовая адаптация школьников». — М., 1999. С. 17.
  186. В.Д. Психологический анализ деятельности. /Учебн. пособие Изд во Ярославл. госуд. ун — т, 1979., 90с.
  187. И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста //Канд. дисс. М., 1998.
  188. Д.П. Основные понятия теории информации. Лекция. -М., 1974−22с.
  189. P.M. Теория и практика развития педагогического образования в классическом университете // Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы Под ред. О. С. Орлова. -Великий Новгород: НРЦРО 1998. с.З.
  190. Р. Некоторые философско психологические проблемы теории информации. — Фрунзе: «Илим», 1972. -81с.
  191. А.В. и др. Введение в информационную теорию систем. М.: Радио и связь, 1985. — 278с.
  192. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореферат на соискание уч. ст. доктора пед. наук, Екатеринбург. 1995, 17с.
  193. Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. -415с.
  194. П.Г. Очерки по философии образования. -М&bdquo- 1993.-280с.
  195. В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1996.
  196. А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования //Информатика и образование. 1989. № 5-с.46.
  197. А. К. Educational applications of computers for lifelong education // Prospects Vol. XX № 2 UNESCO, 1990. P.197.1. Анкета.1. Фамилия, имя отчество2. Кафедра3. Должность
  198. Преподаваемая учебная дисциплина
  199. Оцените Ваши навыки владения компьютерома. свободно владею6. имею некоторые навыкив. не владеюб. Как Вы относитесь к компьютеру, как средству обучения
  200. Хотели бы Вы использовать компьютер в Вашей работе. Почему
  201. Укажите темы курса, в которых Вы видите использование компьютерных программ: а. обучающих- б. демонстрационных- в. тестирующих- г. тренажеров.
  202. Хотели бы Вы, чтобы для индивидуальной и самостоятельной работы, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ студенты факультета ФППРР использовали международную базу данных
  203. Применение компьютера даст Вам возможность: а. уделять больше вниманияб. сократить время на
  204. И. Как Вы считаете у студентов факультета ФППРР достаточно знаний для квалифицированного использования ЭВМ
  205. Какие навыки владения компьютером Вы хотели бы приобрести для использования его в Вашей работе.1. Анкета.
  206. Домашний адрес, телефон. Вопросы анкеты:
  207. Считаете ли Вы информатизацию очередной компанией в образовании, потому что
  208. Считаете ли правильным разумное введение компьютера в начальной школе Потому что
  209. Ваши представления об информатике начальной школе как о предмете: а), цель, содержание-б), с какими школьными предметами связан-в), примерно на каком месте находится в списке предметовг), на каком месте он должен находиться по вашему мнению
  210. Знакомы ли Вы с компьютером Если да, то оцените уровень своих знанийа), уровень представленияб), пользовательский уровень-в), уровень начинающего программиста-г).
  211. Где Вы обучались умению использовать компьютера). Во время обучения в институте-б), на ФПК-в), самостоятельног).
  212. Как Вы считаете насколько начальная школа нуждается у учителях, обладающих знаниями необходимыми для использования компьютера в начальной школе в качестве средства обучения
  213. Хотите ли Вы использовать компьютер в учебном процессе
  214. Используете ли ВЫ компьютер при обучении своему предметуа), использую постоянно-б), использую по мере необходимостив), никогда не использовал-
  215. Что препятствует использованию компьютера в Вашей работеа), боязнь техники вообщеб), отсутствие навыков работы с ЭВМ-в), не знаком с методиками применения компьютера на урокахг), убежден, что компьютер не влияет на эффективность обученияд). не знаюе).
  216. Считаете ли Вы возможным применение компьютера к своим предметама), применение обязательно-б), применение возможно-в), не знаю1. О
  217. Имеется ли компьютерный класс в вашей школе Как он используетсяа), проводятся ли в нем кроме обязательных уроков какие нибудь внеклассные мероприятияб), получают ли доступ к компьютеру ученики начальных классов: игры, занятия, другие формы работы
  218. Проводятся ли в Вашей школе, районном методическом кабинете, кабинете ВТ при УПК занятия компьютерного всеобуча
  219. Считаете ли ВЫ необходимым такого рода занятия
  220. Каким уровнем компьютерной культуры на Ваш взгляд должен обладать педагога), иметь общие представления о ВТ и ее примененииб), иметь навыки работы с ЭВМ и готовой программой-в), знать основы программирования, уметь составлять несложные программы
  221. Используете ли Вы в своей работе безмашинные формы составления алгоритмов
  222. Занятия по информатике в начальной школе проводятся (должны проводиться) а) учителем среднего звена, преподающим информатикуб), учителем начальной школы работающим в данном классе-в), приглашенным специалистом
  223. Школа №. Количество классов в начальной школе: из них первых, из них вторых, из них третьихиз них четвертых.
  224. Исследуемый класс. ФИО учителя работающего в классе
  225. Количество человек в классе. Направление, выбранноеклассом. Программа обучения1. Вопросы к учителю, работающему в классе.
  226. Считаете ли Вы необходимым изучение информатики в начальной школе?
  227. Ведется ли информатика в вашем классе?
  228. Хотели бы вы чтобы такой предмет был введен?
  229. Какие темы вы рассматриваете в процессе изучения информатики?
  230. Какие трудности вы испытываете в процессе преподавания информатики? а), теоретические- б), методические- в), недостаточная материальная база- г), укажите если есть другие.
  231. Кто проводит занятия по информатике в вашем классе? а), учитель, работающий в классе- б), преподаватель информатики который работает и в старшем звене- в), приглашенный специалист.
  232. Какие задачи вы ставите при изучении информатики?
  233. Как связан курс информатики в начальной и средней школе?
  234. Какие плюсы и минусы вы видите Вы взаимосвязи данного предмета с другими?
  235. Хотели бы вы расширить собственные знания по данному предмету? Какие вопросы вас интересуют?
  236. Существует ли компьютерная поддержка данного курса?
  237. На какие компьютеры рассчитан ваш курс?
  238. Почему Вы хотите стать учителем начальных классов?
  239. Хотели бы Вы работать в начальной школе с применением информационных средств?
  240. Чем Вас можно было бы заинтересовать, чтобы Вашей задачей стало развитие информационной культуры младшего школьника?
  241. Нужна ли младшему школьнику информационная культура?
  242. Считаете ли Вы необходимым введение курса «Информационная культура» в обучение педагогов начальной школы?
  243. Что такое «информатика без компьютеров» ?
  244. Какие Вы знаете информационные средства?12 Что такое информация?
  245. Какие Вы знаете виды информации? и. Что такое информатика как наука?
  246. На каких учебных предметах начальной школы можно использовать информационные средства и какие. Приведите примеры.
  247. Что такое информационная культура?
  248. Оцените по пятибальной системе в какой мере Вы обладаете информационной культурой.
  249. Какие способности есть у младшего школьника обладающего информационной культурой?
  250. Что Вы как педагог можете сделать для развития информационной культуры младшего школьника?
  251. Каких знаний Вам для этого не хватает?
  252. Перечислите известные Вам информационные средства и оцените Ваши навыки владения ими.
  253. Как Вы понимаете термин «алгоритмическая культура»?
  254. Как Вы понимаете термин «компьютерная культура»?
  255. Фамилия, имя, отчество дипломанта Тема дипломной работы Роль в формировании готовности (какие элементы готовности или информационной культуры)
  256. Ч.Чепига Евгения Формирование навыков работы с информацией при использовании элементов модульного обучения. Различные классификации понятия «информация», технология модульного обучения как одной из новых педагогических технологий,.
  257. Белова Екатерина Влияние различных форм эстетической информации на развитие воображения младших школьников. Различные виды информации, понятия «Эстетическая информация», изучение влияния на развития воображение младших школьников.
  258. З.Труфанова Антонина Развитие навыков работы с текстом как источником информации у младших школьников. Анализ содержания понятия «текст» и различных подходов к его изучению. Использование текста как источника информации, младшими школьниками.
  259. Тихонова Елена Формирование понятия числа у младших школьников. Знаковая информация. Число как единица знаковой информации. Системы счисления.
  260. Маркова Формирование Алгоритмическая культура
  261. Федорова Наталья Формирование пространственного мышления младших школьников Пространственное мышление. Операциональное мышление. Развитие способностей работы с трехмерной информацией.
  262. Э.Смирнова Елена Развитие внимания при использовании различных форм проявления информации. Информация. Формы проявления информации. Определение различных аспектов внимания в зависимости от формпроявления информации.
  263. Ю.Гришина Таня Взаимосвязь формирования навыка чтения и умения работать с информацией как условия успешного выполнения упражнений Информация. Текст как источник информации. Навык чтения как основный способ получения текстовой информации.
  264. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Институт непрерывного педагогического образования
  265. ПРОГРАММА спецкурс «Информационная культура». 1. Великий Новгород 19 991. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  266. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.1. Блок «Самоопределение».
  267. Самоопределение будущих педагогов по отношению к процессам: информатизации общества, информатизации образования, информатизации начальной школы.1. Блок «Обучающий». 1 модуль.1. Человек и мир"
  268. Процессы самоорганизации в природе. Понятие фазового портрета динамичное системы и устойчивости движения. Роль неустойчивости в образовании хаотического движения систем и в возникновении ценной информации.
  269. Сущность всякого эволюционного процесса создание информации.
  270. Органы чувств человека. Кожная чувствительность и осязание. Обоняние. Вкусовая чувствительность. Зрение и слух. Строение глаза и уха. Оценка возможностей человеческого зрения и слуха в познании окружающего мира. Информационная значимость зрения и слуха.
  271. Хранение информации. Поиск и переработка информации. Абсолюиная память человека. Виды памяти человека. Свойства некоторых видов памяти. Механизмы воздействия на память.
  272. Информационные процессы. Обработка информации. Кодирование информации. Двоичный поиск. Искажение информации. Шифрование с открытым ключом.
  273. Понятие знака, символа, происхождение слов, букв, цифр, значение знаков в передаче информации. Система кодирования. Алфавит кода, структура кодовой комбинации, емкость кода.
  274. Структура памяти компьютера. Обобщение фундаментальных понятий информатики. Способы представления информации и основы человеко машинного интерфейса. Гипертексты.
  275. Прикладные задачи информационного конструирования.
  276. Внеречевые способы передачи информации человеком: поза, жест, мимика, дыхание, ритм, темп, танец).
  277. Внеречевые способы передачи информации с помощью информационных средств: музыка, изображения, рисунок, живопись, скульптура). Простейшие операции с графической информацией. Музыка как форма проявления информации. Редактирование музыкальной информации.
  278. Речевые способы передачи информации. Живое словесное общение как совместное воздействие нескольких потоков информации.
  279. Ноосфера. Информационная картина мира.2 модуль. «Человек и информация»
  280. Категории целого и части. (Множество, система, компонент системы, связь, структура, отношение).
  281. Понятийный аппарат исчисления высказываний. Кванторы.
  282. Элементы теории вероятностей. Понятия: информация, количество информации, ценность информации.
  283. Язык как знаковая система. Познавательная и коммуникативная функция языка.3 модуль «Человек и общество»
  284. Сигнал как носитель информации, структура канала связи и назначение его отдельных элементов. Основные типы каналов связи.
  285. Представления о справочное системе. Программа «Компьютер» как простейшая информационная система. Прикладные задачи информационного конструирования. Графические задачи информационного конструирования.
  286. Проблемы организации хранения и поиска информации. Понятие запроса и языка управления базами данных. Применение баз данных в учебной и внеклассной работе. Информационная система библиотек.
  287. Приемы работы с электронными таблицами. Формирование и заполнение таблиц. Арифметические операции в электронных таблицах. Использование электронных таблиц в прикладных задачах. Сортировка и поиск.
  288. Передача информации между людьми. Передача информации между компьютерами. Основы компьютерных телекоммуникаций.
  289. Компьютер инструмент информационного общества. Компьютерные, информационные и программные системы. Развитие навыков работы в сетях ЭВМ.4 модуль «Человек и человек».
  290. Компьютер на уроках математики и русского языка в начальной школе. Простейшие тренажеры. Игры и упражнения для младшего школьника на классификацию, тренеровку памяти и конструирование.
  291. Методика проведения компьютерного урока. Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию персонального компьютера как средства обучения.
  292. Сущность понятия «Информационная культура младшего школьника»
  293. Педагогические, психологические, методические и санитарно -гигиенические аспекты использования компьютера в начальной школе.1. Блок «Обобщающий».
  294. Разработка индивидуальных методик развития информационной культуры младших школьников с последующей рефлексивной оценкой полученных результатов и определение дальнейших путей их совершенствования.
Заполнить форму текущей работой