Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований показывает, что дальнейшее развитие системы дошкольных образовательных учреждений невозможно решать, находясь в традиционных формах и методах программного содержания, организационных структур и управления ими. Поэтому наряду с подготовкой новых программ возникает проблема подготовки кадров нового поколения педагогов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Дошкольное образование в России: исторические, социокультурные, организационно-педагогические детерминанты становления
    • 1. 1. Эволюция взглядов на роль и место дошкольного образования в сфере просвещения России и организационно-педагогические аспекты их реализации (до 1985 г.)
    • 1. 2. Дошкольное образование в контексте модернизационных преобразований: организационно-педагогическое обеспечение изменений
  • 1985−2000 гг.)
  • ГЛАВА II. Дошкольное образование в современной России: культурологический, психолого-педагогический, организационно-педагогический срезы
    • 2. 1. Социо-культурная ситуация в России и её учет в концепциях, программах обновления дошкольного образования
    • 2. 2. Особенности психолого-педагогического обеспечения модернизационных процессов в дошкольном образовании России
    • 2. 3. Вариативность дошкольного образования в России и её организационно-педагогическое обеспечение
  • ГЛАВА III. Модель организационно-педагогического обеспечения процесса развития дошкольного образования современной России
    • 3. 1. Научно-методическое обеспечение процесса развития дошкольного образования в России
    • 3. 2. Научное обеспечение процесса управления развитием дошкольного образования в России
    • 3. 3. Кадровое обеспечение системы отечественного дошкольного образования, находящегося в условиях радикальной модернизации

Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью рассмотрения вопроса об организационно-педагогическом обеспечении процесса совершенствования дошкольного образования.

В настоящее время многими исследователями отмечается кризис дошкольной системы образования, составляющей начальный этап этой системы. Этот кризис образования определяется не столько нехваткой финансовых средств, сколько фактическим разрушением существовавшей системы общественного дошкольного воспитания. Именно поэтому в современных условиях необходимо обратить внимание как на использование позитивного опыта, накопленного в истории дошкольного образования, так и на его модернизацию и совершенствование в свете новых научно-педагогических исследований.

В течение последних лет вопросы модернизации образования обсуждаются на самом высоком уровне. В выступлениях Президента России в сентябре 2005 года и в майском послании 2006 года вопросам образования уделяется большое внимание. Образование вошло в число приоритетных национальных проектов. Предполагаемая реформа образования должна затронуть все уровни системы образования от дошкольного до вузовского. Идеи модернизации образования отражены в нескольких важных документах федерального масштаба. К настоящему времени принята концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была утверждена распоряжением правительства российской Федерации от 29 декабря 2001 года.

Несмотря на то, что этой проблеме уделяется большое внимание со стороны государственных структур, в функционировании отечественной системы дошкольного образования имеется много нерешенных проблем, связанных с разработкой научных оснований организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы дошкольного образования.

Это и определило актуальность данного исследования.

В настоящее время во многих научно-методических центрах осуществляется большая исследовательская работа по поиску новых форм и методов организации дошкольного образования, сами ДОУ приобретают всё новые статусы, которых не было в прежнее время. Существенным моментом в развитии ДОУ стало появление новых образовательных педагогических технологий, которые аккумулировали в себе как отечественный, так и мировой опыт.

Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований показывает, что дальнейшее развитие системы дошкольных образовательных учреждений невозможно решать, находясь в традиционных формах и методах программного содержания, организационных структур и управления ими. Поэтому наряду с подготовкой новых программ возникает проблема подготовки кадров нового поколения педагогов и воспитателей, свободно владеющих современными педагогическими технологиями в области дошкольного воспитания. Возникает также необходимость совершенствования подготовки специалистов в области управления дошкольными учреждениями.

В новых условиях дошкольное учреждение становится похожим на некоторое образовательное предприятие, работающее в непростых условиях рыночных отношений, которые требуют соблюдения определенных экономических законов. Тот детский сад или любое другое дошкольное учреждение, которое представит населению своего района лучшие образовательные услуги, будет процветать. То дошкольное учреждение, которое будет плестись в хвосте по части предоставления образовательных услуг населению своего микрорайона, через какое-то время будет вынуждено закрыться. Но такое может стать возможным только в случае возникновения четких договорных отношений между образовательным учреждением, предоставляющим свои услуги, и родителями, отдающими ему на воспитание своего ребенка и готовых платить за это определенные денежные средства.

Ставшая суровой реальностью конкуренция в сфере образования, как и во всех других сферах общественной жизни, заставляет педагогические коллективы детских садов и яслей постоянно совершенствовать свои образовательные услуги, которые они предоставляют населению.

В этих условиях знание законов экономики и менеджмента становится для руководителя ДОУ обязательным условием при его вступлении в руководящую должность.

Эти обстоятельства обусловили выбор темы данного исследования — «Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования».

Методология исследования.

В основу методологической стратегии исследования были положены труды отечественных педагогов и психологов: JI.C. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, К. Н. Вентцеля, С. И. Гессена, С.Т., В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, С.А.

Козловой, А. Г. Асмолова, В. А. Петровского, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, В. Т. Кудрявцева, JI.A. Венгера, В. А. Сластенина, С. А. Архангельского, Т. С. Комаровой, B.C. Мухиной, посвященные проблемам воспитания детей, их интеллектуального развития, становления их личности, формирования характера.

В разработке методологической стратегии были использованы также труды отечественных педагогов В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, P.O. Жуковской, Я. С. Турбовского, JI.E. Курнешовой, J1.B. Поздняк,.

Л.В. Парамоновой, М. Д. Маханевой, К. Ю. Белой, М. М. Цапенко, Т. А. Матвеевой, Т. И. Шамовой, в которых рассматриваются вопросы организационного и содержательного обеспечения деятельности ДОУ.

Методы исследования: системный анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме;

— сравнительный анализ существующих систем дошкольного образования;

— анализ документов: законов, приказов и постановлений правительства, анализ содержания программ обучения и воспитания.

— метод моделирования.

Цель исследования — разработать научно-обоснованную модель организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы ДОУ, позволяющую эффективно организовывать в современных социокультурных условиях процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс становления и развития современной отечественной системы дошкольного образования.

Предмет исследования — организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что если будет научно обоснован процесс управления ДОУ и будут учтены в контексте выстраивания деятельности ДОУ следующие факторы:

— исторический опыт становления отечественных дошкольных учреждений;

— влияние социально-экономических условий функционирования ДОУкадрового обеспечения ДОУ, решающего задачи совершенствования своей деятельности;

— включение современных методов, технологий и методик в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, то тем самым будет позитивно обеспечен (в организационно-педагогическом отношении) процесс развития отечественной системы дошкольного образования.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: проанализировать исторически сложившиеся системы дошкольного образования, а так же психолого-педагогические основы их становления и развитияпроанализировать программы, по которым работают современные дошкольные учреждения с целью выявления особенностей их организационно-педагогического обеспечения;

— выявить современные тенденции и принципы модернизации системы дошкольного образования;

— разработать модель организационно-педагогического обеспечения по совершенствованию системы дошкольного образования;

— разработать программу спецкурса по результатам проведенного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В исследовании впервые рассмотрена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса развития отечественной системы дошкольного образования в контексте целей и задач определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.

В исследовании разработана примерная модель организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы дошкольного образования во взаимодействии трех компонентов.

Предпринятый в работе психолого-педагогический анализ становления отечественной системы дошкольного образования позволил выделить и осмыслить организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования.

Было установлено, что современный кризис отечественной системы дошкольного образования может быть преодолен при следующих условиях:

— использовании новейших научных достижений в практике дошкольного образования;

— при освоении прошлого опыта и обеспечении преемственности обучения и воспитания с лучшими традициями отечественного образования,.

— модернизации организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы дошкольного образованиявзаимодействии трёх компонентов организационно-педагогического обеспечения: научно-методического, организационно-управленческого и профессиональной подготовки кадров.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы:

— при разработке концепций, проектов, программ модернизации отечественной системы дошкольного образования;

— при разработке лекционных курсов по управлению дошкольным образованием, теории и методики формирования элементарных математических представлений, теории и методики изобразительной деятельности детей дошкольного возраста для студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации;

— в процессе осуществления научно-педагогических исследований, ориентированных на выявление сущностных характеристик и особенностей процесса обучения и воспитания в современных ДОУ;

— в обобщении исторического опыта становления и развития системы дошкольного образования в отечественной дошкольной педагогике. Это позволит расширить представление о путях развития отечественной системы дошкольного образования;

— в обобщении и анализе с точки зрения психологии и педагогики опыт содержания образования в современных условиях, который может быть использован педагогами и другими специалистами как источник расширения организационно-педагогического обеспечения различных систем дошкольного образования;

— в разработке программы спецкурса «Организационно-педагогическое основы развития системы отечественного дошкольного образования», которая может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке специалиста разного профиля для работы в ДОУ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ исторического опыта становления и развития системы дошкольного образования, а так же психолого-педагогические основы этого становления являются фундаментом для разработки новых программ развития системы дошкольного образования в современных условиях.

2. Становление и развитие системы дошкольного образования является важным фактором в реализации современной концепции модернизации отечественного образования. Развитие новых систем дошкольного образования должно осуществляться исходя из концепции модернизация российского образования на вариативной основе, учитывающей особенности социально-культурного пространства.

3. Организационно-педагогическое обеспечение дошкольного образования должно базироваться на фундаменте преемственности существовавшей системы общественного дошкольного образования и учитывать современные научные достижения в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

4. Содержание организационно-педагогического обеспечения должно осуществляться во взаимодействии трех компонентов системы: научно-методического, организационно-управленческого и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов разного профиля, работающих в системе дошкольного образования.

База исследования — приказы, нормативные и инструктивные документы Наркомата просвещения и Министерства образования, постановления партийных и педагогических съездов, диссертационные исследования, затрагивающие проблемы развития системы дошкольных учреждений, а так же конкретная деятельность детских садов г. Москвы.

Организация исследования.

Настоящее исследование осуществлялось в три основных этапа.

Первый этап — (2000;2002г.г.) в результате ознакомления литературы по истории отечественной и зарубежной педагогики был выполнен анализ исторических условий развития систем ДОУ, определены гипотезы и задачи исследования, его методология и методы исследования.

Второй этап — (2002;2004г.г.) включал в себя анализ традиционного и передового педагогического опыта, используемого в современных дошкольных учреждениях, определены сущность традиционных методов, тяготеющих к дидакто-центризму и современных гуманистических, тяготеющих к личностно-ориентированной педагогике.

Третий этап — (2004;2006г.г.) был посвящен разработке теоретической модели системы ДОУ в новом социо-культурном пространстве, обобщению и систематизации полученных данных, их литературному оформлению, а так же выработке рекомендаций по улучшению руководства деятельностью ДОУ.

Апробация работы.

Материал исследования в настоящее время используется в дошкольных учреждениях в период прохождения студентами педагогической практики. Материалы исследования используются:

— при чтении учебных курсов и спецкурсов по истории отечественной педагогики:

— при создании спецкурсов в педагогических институтах.

Апробация исследования проходила так же в ходе обсуждения в выступлениях автора на конференциях работников ДОУ, в публикациях. Результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантском объединении МПСИ и на заседаниях кафедры педагогики и этнопсихологии МПСИ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами.

Выводы по третьей главе.

На основании вышеизложенных материалов и фактов мы можем констатировать следующее.

Развитие новых форм и системы дошкольных учреждений обусловлено социо-культурными и историческими традициями, создающими то образовательное пространство, в котором происходит социализация подрастающего поколения. Многовариативность возникающих форм дошкольных учреждений обусловлена как социальным заказом со стороны родителей или органов управления муниципального образования, так и многозначностью социо-культурного образовательного пространства.

Успех деятельности дошкольного учреждения зависит от трёх факторов.

— результатов научно-методических исследований, создания новых инновационных программ и технологий;

— совершенствования организационной культуры дошкольных учреждений и методов управления имисовершенствования профессиональной подготовки и переподготовки всех специалистов, осуществляющих процесс обучения и воспитания в конкретном в данном образовательном учреждении. (Модель организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы дошкольного образования — приложение № 1).

Развитие новых форм дошкольных учреждений будет наиболее эффективным, если в управлении дошкольным учреждением будут использованы методы организационного развития, основанные на партисипативных методах с использованием методов Дельфи и номинальных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Становление отечественного дошкольного воспитания в России началось в первой половине XIX века, когда из Германии на российскую почву стали пересаживаться и внедряться педагогические идеи Фридриха Фребеля. Хотя предложенная им система воспитания вызывала много споров и критических суждений, детские сады, работавшие по методике Фребеля, явилась важным этапом в развитии системы дошкольного российского образования.

Большой вклад в развитие методов дошкольного воспитания внесли научно-педагогические идеи В. Ф. Одоевского, В. Г. Белинского, К. Д Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого.

В конце XIX века и в начале XX века в стране получили большое распространение детские сады, работавшие на основе педагогических идей С. Френе, Р. Штайнера и М. Монтессори. Их идеи находили отклик в деятельности таких видных представителей отечественной педагогики того времени, как К. Н. Вентцель и С. Т. Шацкий. Идеи этих выдающихся педагогов-исследователей обогатили отечественную дошкольную педагогику новыми оригинальными методиками воспитания, многие из которых продолжают использоваться и в современной практике гуманистического воспитания. Главные из них — свобода творческого самовыражения в различных видах общественно-полезной деятельности и дух сотрудничества между взрослыми и детьми.

2. После 1917 года социоцентрическая модель воспитания дореволюционной педагогики была вытеснена административнопартийной педагогикой с её приоритетом классового подхода к делу воспитания. При этом интересы развития личности самого ребенка под давлением авторитарного стиля педагогического руководства были отодвинуты на второй план. Тем не менее, в советский период сложилась эффективная отечественная система дошкольного воспитания, которая при определенных её недостатках, связанных с историческими условиями, получила международное признание.

3. Психолого-педагогические основы содержания отечественного обучения и воспитания в дошкольном возрасте были заложены в исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова и сотрудников НИИ дошкольного воспитания, что позволило в годы перестройки политической системы относительно безболезненно перейти к новой гуманистической парадигме учебно-воспитательного процесса.

4. Необходимость модернизации системы дошкольного образования в середине 80-х годов оказалась связанной с переменами в политическом переустройстве российского общества и его движением в сторону демократического развития. Это в свою очередь потребовало пересмотра традиционных методов воспитания в отечественной системе образования. Парадигма традиционного обучения с её уклоном в сторону авторитарных методов воспитания и обучения благодаря усилиям передовой педагогической мысли была заменена на гуманистическую модель, для которой характерен перенос внимания на развитие личности самого ребенка.

5. За годы перестройки и модернизации образования учеными и методистами было создано большое количество новых программ дошкольного воспитания, которые основаны на идеях личностно-ориентированной педагогики. Однако, как показывает анализ вновь создаваемых программ далеко не всегда они имеют надёжное научно психолого-педагогическое обоснование, из-за чего дети оказываются перегруженными различными занятиями, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом состоянии.

6. Условиями для возникновения новых форм ДОУ и организационно-педагогического обеспечения являются: вариативный подход к созданию новых форм дошкольных учреждений, учитывающих новое социокультурное пространство;

— повышение эффективности организационной культуры и управленческой деятельности всей системы дошкольного образования;

— профессиональная подготовка и переподготовка кадров педагогов-воспитателей и специалистов-предметников, занимающихся развитием у детей конкретных психологических навыков и умений. Это педагоги по ритмике, по изобразительному искусству, музыке и театру, по физической культуре и танцу.

Огромное значение в этих условиях приобретают:

— для воспитателей и специалистов ДОУ — их профессиограммы, включающие в себя личностную готовность к работе с детьми и соответствующую мотивацию к освоению новых педагогических технологий и программ;

— для управленческого звена — знания и навыки в области современного менеджмента и экономических основ деятельности организации.

Перспективы проведенного исследования заключаются в возможности реализации разработанной примерной модели организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования отечественной системы дошкольного образования.

Однако, реализация разработанной теоретической модели может быть также вариативной в зависимости от социо-культурного пространства и функционирования конкретного дошкольного учреждения.

Диверсификацию можно спрогнозировать на основе углубления индивидуального подхода к каждому ребенку, при котором в процессе обучения и воспитания учитываются возрастные и индивидуально-личностные особенности детей.

При сохранении принципов коллективного воспитания процесс воспитания и обучения снова становится индивидуализированным, учитывающим физическое, психическое здоровье ребенка и его психологические возможности. При этом должно сокращаться количество детей, приходящихся на одного воспитателя.

Успех деятельности дошкольного учреждения зависит от трех факторов — от внедрения в процесс образования новых инновационных программ и технологий, профессиональных педагогических качеств персонала дошкольного учреждения и от методов руководства, применяемых в данном образовательном учреждении.

Основные опасности, которые могут ожидать энтузиастов инновационных проектов в дошкольных учреждениях, заключены в желании начинать осуществление нового проекта, не имея для этого достаточных материальных и человеческих ресурсов. Разрушение старой культуры организации, не имея при этом приходящей на смену ей достаточно сформированной новой культуры, оказывается губительным фактором для существования организации.

Поэтому мы считаем, что необходимо предостеречь специалистов от поспешности и чрезмерного увлечения инновациями и новейшими педагогическими технологиями и проводить инновационную политику с большой ответственностью, руководствуясь при этом принципом: «Осторожно, дети!».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России. // Мир психологии, 1999. -№ 1.-С. 204.
  2. А.Г. Пути и проблемы развития дошкольного воспитания. // «Новое педагогическое мышление», М.: Педагогика. 1989. С. 238 156.
  3. Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развития личности дошкольника. // Вопр. Психологии, 1995. № 5.
  4. Ахмадов K. JI Народное образование в России в условиях непрерывных реформ. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2004.
  5. Бар Э. В интересах Европы крепить связи с Россией // Современная Европа. 2001. — № 3. — С. 66 — 69.
  6. К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М., 2003. 72с.
  7. В.Г. Избр. пед соч. М., 1982. — С. 17.
  8. В. Г. Полн.собр. соч. Т. II. М., — С. 367,368.
  9. Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходских школах. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1998. -С. 125−137.
  10. JI. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности // Урал. гос. пед. инст., Екатеринбург, 1993. — С. 35−41.
  11. Н. И .Судьба России. М., 1918. 240 с.
  12. Бестужев-Лада И. В. Дошкольное образование. Российская Академия Прогнозирования (Исследований Будущего) http://www.rfsa.ru/index.html
  13. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого года детства. СПб., 1909. С. 27−29.
  14. Бирич И. А Традиции гуманной педагогики в российском образовании. // История и современность. «Жизнь и мысль», 2000.-63 с.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  16. И.Б. Становление профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных учреждений. Дис. На соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. С. 61−77.
  17. Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕРСЭ, 2002. 336 с.
  18. Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // «Вопр. психологии», 1989. № 3. С. 22−31.
  19. JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // «Вопр. психологии», 1978. -№ 4. С. 23 — 35.
  20. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. // Избранные труды. Москва-Воронеж, 2005.-352 с.
  21. X. X. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. 2001. — № 3.
  22. Ю. Культура мира важнейшее направление деятельности ЮНЕСКО // Воспитание школьников. — 2003. — № 1. — С. 9−10.
  23. Введение в историю дошкольной педагогики. // Под ред. Егорова С. Ф., М.: «Академия», 2001.-208 с.
  24. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001.-368 с.
  25. Всеобщая декларация прав человека. // Права человека: сборник международных документов. М.: Изд-во МГУ, 1986. -С. 21−29.
  26. Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы 2003. — № 1.
  27. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. //Свободное воспитание: Хрестоматия. М., РОУ. 1995. 224 с.
  28. К.Н. Свободное, воспитание: Сборник избранных трудов. М., «Профессиональное образование», 1993. -162 с.
  29. Вентцель К. Н Декларация прав ребенка. М., 1919 С. 116−122.
  30. Е.А. Дошкольное образование: Состояние и основные проблемы развития- социологический анализ. Автореферат дис. к. соц. наук. Екатеринбург, 2001.
  31. Введение в педагогическую культуру // Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д., 1995.
  32. JI.M. Становление и развитие общего дошкольного воспитания в Москве: 1900−1928. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1994.
  33. М. И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Советская педагогика. 1985. -№ 5.
  34. . JI. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. -№ 1.
  35. Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы. 2003. -№ 1. — С. 105−108.
  36. . С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997.
  37. . С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования . М.: Педагогика, 2002. -№ 7. С. 3−5.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: ШКОЛА-ПРЕСС. .1995. -448 с.
  39. Н.Н. Теория и методика изучения и развития детей и условий их воспитания в отечественной педологии: (20−30 гг.). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993.
  40. Ф. Н. Очерки психологии советского учителя. М., 1951.
  41. Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2005.
  43. В. С. О формировании нового типа педагогического мышления // Философские науки. 1985. № 1.
  44. Н.И. Управление процессом становления и развития системы дошкольных учреждений в современных условиях. (19 841 996) Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  45. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  46. В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопр. психологии, 1992. № 1- с. 22.
  47. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. // Перспективы. Вопросы образования. / ЮНЕСКО, 1992, № 1−2.
  48. З.Г. «Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства. Перспективы развития». М., 1991.
  49. Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2003.
  50. Декларация прав ребенка. М., 2000 .
  51. Т.Н. О новой программе для родителей и педагогов «Из детства в отрочество». //Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития: сб. научных трудов. М., 1997.
  52. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. //Ред.- сост. Т. И. Оверчук, М., 2001 -472с.
  53. Г., Вое Дж. Революция в обучении. М.: ПАРВИНЭ, 2003.
  54. И.И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Мурманск, 2000.
  55. С.Ф., Лыков С. В., Волобуева Д. М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: «Академия» 2001.-320 с.
  56. Закон Российской федерации «Об образовании». //Высшее образование в России. 1991, № 3.
  57. Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  58. А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М.: «Педагогика», 1986.
  59. Петрусинского. -M.I Новая школа, 1994.
  60. Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991.
  61. В. Е. Проблемы качества педагогического образования в контексте образовательной политики России на современном этапе. Рязань, 2001.-с. 23.
  62. ИСТОКИ: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. // Научн.ред. Парамонова JI.A., Давидчук А. Н., Тарасова К. В., Обухова Л. Ф., Новоселова C.JI., Алиева Т. И. / Отв. Редактор JI.E. Курнешова, М.: Карапуз, 2001. 304с.
  63. История педагогики в России. Хрестоматия. // Составитель С. Ф. Егоров. М., «Академия», 2000. 400с.
  64. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения. Грозный, 1979.
  65. Н.И. Управление учебно-воспитательной работой с детьми в малокомплектном детском саду. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1990.
  66. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Дошкольное образование (Приложение к газете «Первое сентября»), 2000. Август. № 31−32.
  67. Концепция дошкольного образования. // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 229.
  68. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. № 393.
  69. Г. Г. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы. М., 1994.
  70. В.В. Педагогика между философией и психологией. М., Педагогика, 1994. № 6. С. 24−31.
  71. Г. М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
  72. Jl. С. Становление психологической культуры школьника.//"Вопр. психологии", 1999. № 1.
  73. Я. А. Выход из схоластического лабиринта, или Искусно придуманная учебная машина // Избр. пед. соч: В 2 т. М., 1893. Т. 1.
  74. Е.С. Как оценить работу детского сада. М., 2006.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Приложение к приказу Минобразования России от 11−22 000, № 393.
  76. М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1993.
  77. Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992.
  78. Ф.Ф., Корнейчук Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советский школы и педагогики. 1921 1931г.г. М., 1961.
  79. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки. ЛГУ, 1980. — 172 с.
  80. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л., 1985.
  81. Е.В. Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук Ставрополь, 2001.
  82. В.И. К женщинам- работницам. Т. 40. С. 157−158
  83. A.M. Становление партийно-государственной монополии на управление школой. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993.
  84. Л.Н. Становление и развитие дошкольного воспитания в РСФСР / 1917- 1940/. Дис. на соиск уч. ст. доктора пед. наук. С-Пб, 1993.
  85. Л. Н. История дошкольной педагогики, М., 1989.
  86. Лютенс Фред. Организационное поведение. М., 1999. 659с.
  87. И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997.
  88. В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. Наук. Н. Новгород, 2003.
  89. М.Д., Князева О. Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2005.
  90. В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям, — Самара, 1998.
  91. Е. Личностные факторы и карьера. // Прикладная психология и психоанализ, № 2.
  92. Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. М., 1996.
  93. Народное образование в России. // Исторический альманах. М., 2000.-С. 336.
  94. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. Составители Абакумов А., А., Н. П. Кущин и др. М., 1974.
  95. О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. СПб., 2000.
  96. Л. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? // Народное образование. 2001. — № 4. — С. 88−92.
  97. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. // Под ред. Крыловой Н. Б., М., 1995.
  98. Образование в развивающихся странах на современном этапе // Под ред. Г. В. Микаберидзе. М., 1988.
  99. В.Ф. Избранные пед. соч. М., 1955. С. 166.
  100. О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) 25 августа 1931 г. //Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 — 1973 г. г.-М., 1974.
  101. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. // Инструктивное письмо Минобразования России от 07.04.99 № 79/23−16.
  102. Основы современной образовательной политики России. // Газ. Первое сентября от 26 июня 2001 г.
  103. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1998.
  104. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор А. И. Пискунов. М., 1976.
  105. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор Э. Д. Днепров. М., 1991.-С.255.
  106. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор М. Ф. Шабаева. М., 1973.
  107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. // Ответственные редакторы Кузин Н. П., Кол макова М.Н., Равкин З. И., М., 1980.
  108. Л.И. Формирование педагогического творчества у студентов факультета дошкольной педагогики. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2000.
  109. Н.А. Педагогические основы муниципального управления развитием дошкольного образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
  110. JI. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление. // Дошкольное воспитание, 2003 .-N3 С.65−67.
  111. Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  112. В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
  113. В.И. Психология менеджмента. МПСИ, 1997.
  114. Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.//"Вопросы психологии", 1990.-№ 1.-С.16.
  115. Н.Н. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой, М., 1985.
  116. Л.В. Подготовка организаторов дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1984.
  117. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.-С. 33.
  118. Ш. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. /Пособие для учителей. М., 1997 г.
  119. Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. Труды Московского педагогического государственного университета. // Серия: Психолого-педагогические науки. М., 2000.
  120. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ // Авт.-сост.: Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйков. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  121. Программа воспитания и обучения в детском саду. // Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд.2-е, испр. и доп. — М., Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  122. Программа «ИСТОКИ»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т. А. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- Научный ред. Л. А. Парамонова и др. -М.: Просвещение, 2003. 335с.
  123. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. // Под ред. О. М. Дьяченко. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 90с.
  124. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. // Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПУ, 1991. 152 с
  125. В. Н. Некоторые аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев, 1989.
  126. К. К науке о личности // Хрестоматия по истории зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1986.
  127. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т., Т. 1. М., 1993.
  128. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Пед. Соч. М., 1981. Т 1.
  129. В. В. Педагогика сотрудничества и психология педагогического общения // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителей. Горький, 1989.
  130. С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1999.
  131. . Общество и образование. // Пер. с англ., М., 1989.
  132. О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. Дис. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
  133. Г. Н. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  134. И.С. Педология и развитие отечественной педагогики. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
  135. К.Д. Социально-педагогические проблемы организации сети дошкольных учреждений: (На материале некоторых городов различной социально-экономической характеристики). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1980.
  136. О.А. Управление развитием дошкольным образованием. М., 1993.
  137. А. В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия. // Образование и наука.- № 4, 2004.
  138. В.П. Управление социальными педагогическими системами. М., МГОУ, 2005. — 197с.
  139. В. А. Учитель как творец педагогического процесса // Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Педагогика, 1988.
  140. В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.-С. 102.
  141. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // «Вопросы психологии», 1986. № 6. -С.14−22.
  142. В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // «Вопросы психологии», 1991. № 2. С. 37 -49.
  143. В.И. Детский сад вчера сегодня, завтра. // «Дошкольное воспитание», № 8, 2005. С.88−94 .
  144. Е. В. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JI., 1977.
  145. В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника. Екатеринбург, 2002. Дис на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.
  146. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. // Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999.
  147. Р.Я. Содержание и формы планирования педагогической работы дошкольного учреждения. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -М., 1985.
  148. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  149. И.В. Психологические условия формирования профессионального мышления у будущих воспитателей дошкольных учреждений. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Казань, 1999.
  150. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
  151. Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В. Запорожца. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2001.
  152. Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении». // В ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 № 179, от 23.12.2002 № 919.
  153. Л.Н. Воспитание и образование . Пед. соч., М., 1989.
  154. Я.С. Мир образования и его философия. // Известия Российской Академии образования, М., 2005. с. 18.
  155. Я.С. Традиции и современность. М.: МПСИ, 2006. -56 с.
  156. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Самара, 2000.
  157. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1998. — Т. 1. -416с.
  158. К.Д. Полн.собр. соч. М.- Л., 1948. Т.2. -С.447.
  159. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. // «Вопр. психол». 1998. № 1. -С. 3−19.
  160. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995, № 11, -с.3−34.
  161. Философия образования для XXI века. // Сборник статей под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова. -М., 1992.
  162. Т. П. Психологические основы личностно-ориентированного педагогического образования в системе повышения квалификации: (На материале обучения педагогов дошкольного воспитания). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. Наук. М., 2002.
  163. Т. Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ижевск, 1999.
  164. Хрестоматия по педагогике. // Под ред. С. Н. Полянского. М., 1967.
  165. М.М. Организационно-педагогические условия развития системы дошкольных учреждений в период модернизации образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2004.
  166. О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Тверь, 1997.
  167. Л.И. Современные дошкольные учреждения (воспитательные возможности и перспективы развития). Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1999.
  168. Н.А. Управление образовательно-оздоровительным процессом в дошкольном учреждение дошкольного типа. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. На материале МДОУ г. Сургута. М., 2001.
  169. А.Д. Дошкольник и экономика. Программа. М., 1996 г.
  170. . А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Пед. общ-во, 2005 — 255 с.
  171. X. Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. доктора псих. наук. М., 1999.
  172. Р. «Искусство воспитания», семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. М., 1995, — 168 е.
  173. Р. «Методика обучения и предпосылки воспитания», М., 1994.-С. 17.
  174. Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  175. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // М.: Сентябрь, 2000.
  176. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. // М.: Сентябрь, 2000.
Заполнить форму текущей работой