Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования
Диссертация
Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований показывает, что дальнейшее развитие системы дошкольных образовательных учреждений невозможно решать, находясь в традиционных формах и методах программного содержания, организационных структур и управления ими. Поэтому наряду с подготовкой новых программ возникает проблема подготовки кадров нового поколения педагогов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Дошкольное образование в России: исторические, социокультурные, организационно-педагогические детерминанты становления
- 1. 1. Эволюция взглядов на роль и место дошкольного образования в сфере просвещения России и организационно-педагогические аспекты их реализации (до 1985 г.)
- 1. 2. Дошкольное образование в контексте модернизационных преобразований: организационно-педагогическое обеспечение изменений
- 1985−2000 гг.)
- ГЛАВА II. Дошкольное образование в современной России: культурологический, психолого-педагогический, организационно-педагогический срезы
- 2. 1. Социо-культурная ситуация в России и её учет в концепциях, программах обновления дошкольного образования
- 2. 2. Особенности психолого-педагогического обеспечения модернизационных процессов в дошкольном образовании России
- 2. 3. Вариативность дошкольного образования в России и её организационно-педагогическое обеспечение
- ГЛАВА III. Модель организационно-педагогического обеспечения процесса развития дошкольного образования современной России
- 3. 1. Научно-методическое обеспечение процесса развития дошкольного образования в России
- 3. 2. Научное обеспечение процесса управления развитием дошкольного образования в России
- 3. 3. Кадровое обеспечение системы отечественного дошкольного образования, находящегося в условиях радикальной модернизации
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России. // Мир психологии, 1999. -№ 1.-С. 204.
- Асмолов А.Г. Пути и проблемы развития дошкольного воспитания. // «Новое педагогическое мышление», М.: Педагогика. 1989. С. 238 156.
- Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развития личности дошкольника. // Вопр. Психологии, 1995. № 5.
- Ахмадов K. JI Народное образование в России в условиях непрерывных реформ. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2004.
- Бар Э. В интересах Европы крепить связи с Россией // Современная Европа. 2001. — № 3. — С. 66 — 69.
- Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М., 2003. 72с.
- Белинский В.Г. Избр. пед соч. М., 1982. — С. 17.
- Белинский В. Г. Полн.собр. соч. Т. II. М., — С. 367,368.
- Белых Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходских школах. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1998. -С. 125−137.
- Беляева JI. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности // Урал. гос. пед. инст., Екатеринбург, 1993. — С. 35−41.
- Бердяев Н. И .Судьба России. М., 1918. 240 с.
- Бестужев-Лада И. В. Дошкольное образование. Российская Академия Прогнозирования (Исследований Будущего) http://www.rfsa.ru/index.html
- Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого года детства. СПб., 1909. С. 27−29.
- Бирич И. А Традиции гуманной педагогики в российском образовании. // История и современность. «Жизнь и мысль», 2000.-63 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Бичева И.Б. Становление профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных учреждений. Дис. На соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. С. 61−77.
- Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕРСЭ, 2002. 336 с.
- Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // «Вопр. психологии», 1989. № 3. С. 22−31.
- Божович JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // «Вопр. психологии», 1978. -№ 4. С. 23 — 35.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. // Избранные труды. Москва-Воронеж, 2005.-352 с.
- Бруннер X. X. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. 2001. — № 3.
- Валишин Ю. Культура мира важнейшее направление деятельности ЮНЕСКО // Воспитание школьников. — 2003. — № 1. — С. 9−10.
- Введение в историю дошкольной педагогики. // Под ред. Егорова С. Ф., М.: «Академия», 2001.-208 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001.-368 с.
- Всеобщая декларация прав человека. // Права человека: сборник международных документов. М.: Изд-во МГУ, 1986. -С. 21−29.
- Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы 2003. — № 1.
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. //Свободное воспитание: Хрестоматия. М., РОУ. 1995. 224 с.
- Вентцель К.Н. Свободное, воспитание: Сборник избранных трудов. М., «Профессиональное образование», 1993. -162 с.
- Вентцель К. Н Декларация прав ребенка. М., 1919 С. 116−122.
- Виноградова Е.А. Дошкольное образование: Состояние и основные проблемы развития- социологический анализ. Автореферат дис. к. соц. наук. Екатеринбург, 2001.
- Введение в педагогическую культуру // Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д., 1995.
- Волобуева JI.M. Становление и развитие общего дошкольного воспитания в Москве: 1900−1928. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1994.
- Волошина М. И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Советская педагогика. 1985. -№ 5.
- Вульфсон Б. JI. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. -№ 1.
- Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы. 2003. -№ 1. — С. 105−108.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997.
- Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования . М.: Педагогика, 2002. -№ 7. С. 3−5.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: ШКОЛА-ПРЕСС. .1995. -448 с.
- Гильман Н.Н. Теория и методика изучения и развития детей и условий их воспитания в отечественной педологии: (20−30 гг.). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993.
- Гоноболин Ф. Н. Очерки психологии советского учителя. М., 1951.
- Горюнова Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2005.
- Готт В. С. О формировании нового типа педагогического мышления // Философские науки. 1985. № 1.
- Гусева Н.И. Управление процессом становления и развития системы дошкольных учреждений в современных условиях. (19 841 996) Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопр. психологии, 1992. № 1- с. 22.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. // Перспективы. Вопросы образования. / ЮНЕСКО, 1992, № 1−2.
- Дайч З.Г. «Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства. Перспективы развития». М., 1991.
- Давыткина Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2003.
- Декларация прав ребенка. М., 2000 .
- Доронова Т.Н. О новой программе для родителей и педагогов «Из детства в отрочество». //Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития: сб. научных трудов. М., 1997.
- Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. //Ред.- сост. Т. И. Оверчук, М., 2001 -472с.
- Драйден Г., Вое Дж. Революция в обучении. М.: ПАРВИНЭ, 2003.
- Дьяченко И.И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Мурманск, 2000.
- Егоров С.Ф., Лыков С. В., Волобуева Д. М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: «Академия» 2001.-320 с.
- Закон Российской федерации «Об образовании». //Высшее образование в России. 1991, № 3.
- Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М.: «Педагогика», 1986.
- Петрусинского. -M.I Новая школа, 1994.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991.
- Иноземцева В. Е. Проблемы качества педагогического образования в контексте образовательной политики России на современном этапе. Рязань, 2001.-с. 23.
- ИСТОКИ: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. // Научн.ред. Парамонова JI.A., Давидчук А. Н., Тарасова К. В., Обухова Л. Ф., Новоселова C.JI., Алиева Т. И. / Отв. Редактор JI.E. Курнешова, М.: Карапуз, 2001. 304с.
- История педагогики в России. Хрестоматия. // Составитель С. Ф. Егоров. М., «Академия», 2000. 400с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения. Грозный, 1979.
- Карпова Н.И. Управление учебно-воспитательной работой с детьми в малокомплектном детском саду. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1990.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Дошкольное образование (Приложение к газете «Первое сентября»), 2000. Август. № 31−32.
- Концепция дошкольного образования. // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 229.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. № 393.
- Кравцов Г. Г. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы. М., 1994.
- Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. М., Педагогика, 1994. № 6. С. 24−31.
- Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
- Колмогорова Jl. С. Становление психологической культуры школьника.//"Вопр. психологии", 1999. № 1.
- Коменский Я. А. Выход из схоластического лабиринта, или Искусно придуманная учебная машина // Избр. пед. соч: В 2 т. М., 1893. Т. 1.
- Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада. М., 2006.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Приложение к приказу Минобразования России от 11−22 000, № 393.
- Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1993.
- Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992.
- Королев Ф.Ф., Корнейчук Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советский школы и педагогики. 1921 1931г.г. М., 1961.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки. ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л., 1985.
- Лейкина Е.В. Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук Ставрополь, 2001.
- Ленин В.И. К женщинам- работницам. Т. 40. С. 157−158
- Липчанский A.M. Становление партийно-государственной монополии на управление школой. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993.
- Литвин Л.Н. Становление и развитие дошкольного воспитания в РСФСР / 1917- 1940/. Дис. на соиск уч. ст. доктора пед. наук. С-Пб, 1993.
- Литвин Л. Н. История дошкольной педагогики, М., 1989.
- Лютенс Фред. Организационное поведение. М., 1999. 659с.
- Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997.
- Маслова В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. Наук. Н. Новгород, 2003.
- Маханева М.Д., Князева О. Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2005.
- Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям, — Самара, 1998.
- Могилевкин Е. Личностные факторы и карьера. // Прикладная психология и психоанализ, № 2.
- Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. М., 1996.
- Народное образование в России. // Исторический альманах. М., 2000.-С. 336.
- Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. Составители Абакумов А., А., Н. П. Кущин и др. М., 1974.
- Недосека О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. СПб., 2000.
- Новикова Л. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? // Народное образование. 2001. — № 4. — С. 88−92.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. // Под ред. Крыловой Н. Б., М., 1995.
- Образование в развивающихся странах на современном этапе // Под ред. Г. В. Микаберидзе. М., 1988.
- Одоевский В.Ф. Избранные пед. соч. М., 1955. С. 166.
- О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) 25 августа 1931 г. //Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 — 1973 г. г.-М., 1974.
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. // Инструктивное письмо Минобразования России от 07.04.99 № 79/23−16.
- Основы современной образовательной политики России. // Газ. Первое сентября от 26 июня 2001 г.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1998.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор А. И. Пискунов. М., 1976.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор Э. Д. Днепров. М., 1991.-С.255.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX. // Ответственный редактор М. Ф. Шабаева. М., 1973.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. // Ответственные редакторы Кузин Н. П., Кол макова М.Н., Равкин З. И., М., 1980.
- Павлова Л.И. Формирование педагогического творчества у студентов факультета дошкольной педагогики. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2000.
- Палиева Н.А. Педагогические основы муниципального управления развитием дошкольного образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
- Парамонова JI. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление. // Дошкольное воспитание, 2003 .-N3 С.65−67.
- Перелыгина Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
- Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
- Петрушин В.И. Психология менеджмента. МПСИ, 1997.
- Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.//"Вопросы психологии", 1990.-№ 1.-С.16.
- Поддьяков Н.Н. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой, М., 1985.
- Поздняк Л.В. Подготовка организаторов дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1984.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.-С. 33.
- Ш. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. /Пособие для учителей. М., 1997 г.
- Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. Труды Московского педагогического государственного университета. // Серия: Психолого-педагогические науки. М., 2000.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ // Авт.-сост.: Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйков. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. // Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд.2-е, испр. и доп. — М., Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
- Программа «ИСТОКИ»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т. А. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- Научный ред. Л. А. Парамонова и др. -М.: Просвещение, 2003. 335с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. // Под ред. О. М. Дьяченко. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 90с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. // Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПУ, 1991. 152 с
- Ретюнский В. Н. Некоторые аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев, 1989.
- Роджерс К. К науке о личности // Хрестоматия по истории зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1986.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т., Т. 1. М., 1993.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Пед. Соч. М., 1981. Т 1.
- Рыжов В. В. Педагогика сотрудничества и психология педагогического общения // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителей. Горький, 1989.
- Савинова С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1999.
- Саймон Б. Общество и образование. // Пер. с англ., М., 1989.
- Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. Дис. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
- Селевко Г. Н. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Сергеев И.С. Педология и развитие отечественной педагогики. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
- Сергеева К.Д. Социально-педагогические проблемы организации сети дошкольных учреждений: (На материале некоторых городов различной социально-экономической характеристики). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1980.
- Сергеева О.А. Управление развитием дошкольным образованием. М., 1993.
- Сиволапов А. В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия. // Образование и наука.- № 4, 2004.
- Симонов В.П. Управление социальными педагогическими системами. М., МГОУ, 2005. — 197с.
- Сластенин В. А. Учитель как творец педагогического процесса // Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Педагогика, 1988.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.-С. 102.
- Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // «Вопросы психологии», 1986. № 6. -С.14−22.
- Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // «Вопросы психологии», 1991. № 2. С. 37 -49.
- Слободчиков В.И. Детский сад вчера сегодня, завтра. // «Дошкольное воспитание», № 8, 2005. С.88−94 .
- Смирнова Е. В. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JI., 1977.
- Смирнова В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника. Екатеринбург, 2002. Дис на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. // Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999.
- Спружа Р.Я. Содержание и формы планирования педагогической работы дошкольного учреждения. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -М., 1985.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
- Тараскина И.В. Психологические условия формирования профессионального мышления у будущих воспитателей дошкольных учреждений. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Казань, 1999.
- Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
- Титова Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В. Запорожца. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2001.
- Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении». // В ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 № 179, от 23.12.2002 № 919.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование . Пед. соч., М., 1989.
- Турбовской Я.С. Мир образования и его философия. // Известия Российской Академии образования, М., 2005. с. 18.
- Турбовской Я.С. Традиции и современность. М.: МПСИ, 2006. -56 с.
- Уварова Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Самара, 2000.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1998. — Т. 1. -416с.
- Ушинский К.Д. Полн.собр. соч. М.- Л., 1948. Т.2. -С.447.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. // «Вопр. психол». 1998. № 1. -С. 3−19.
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995, № 11, -с.3−34.
- Философия образования для XXI века. // Сборник статей под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова. -М., 1992.
- Фомичева Т. П. Психологические основы личностно-ориентированного педагогического образования в системе повышения квалификации: (На материале обучения педагогов дошкольного воспитания). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. Наук. М., 2002.
- Шикалова Т. Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ижевск, 1999.
- Хрестоматия по педагогике. // Под ред. С. Н. Полянского. М., 1967.
- Цапенко М.М. Организационно-педагогические условия развития системы дошкольных учреждений в период модернизации образования. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2004.
- Цветкова О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Тверь, 1997.
- Чайчиц Л.И. Современные дошкольные учреждения (воспитательные возможности и перспективы развития). Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1999.
- Чарыкова Н.А. Управление образовательно-оздоровительным процессом в дошкольном учреждение дошкольного типа. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. На материале МДОУ г. Сургута. М., 2001.
- Шатова А.Д. Дошкольник и экономика. Программа. М., 1996 г.
- Шатова. А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Пед. общ-во, 2005 — 255 с.
- Шерьязданова X. Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. доктора псих. наук. М., 1999.
- Штайнер Р. «Искусство воспитания», семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. М., 1995, — 168 е.
- Штайнер Р. «Методика обучения и предпосылки воспитания», М., 1994.-С. 17.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // М.: Сентябрь, 2000.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. // М.: Сентябрь, 2000.