Анализ результатов констатирующего эксперимента
![Реферат: Анализ результатов констатирующего эксперимента](https://westud.ru/work/6670261/cover.png)
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода… Читать ещё >
Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий — 4 балла, выше среднего — 3 балла, средний — 2 балла, ниже среднего — 1 балл, низкий — О баллов. С учетом результатов обследования составлялся «индивидуальный маршрут» развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. «Индивидуальный маршрут» давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.
Сводная таблица исследований состояния речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.
Таблица № 1.
№. | Имя, Ф. | Состояние речевых психических функций и проц. | Общее Кол-во баллов. | |||||||||||
Саша Х. | ||||||||||||||
Аня С. | ||||||||||||||
Дима О. | ||||||||||||||
Антон К. | ||||||||||||||
Женя С. | ||||||||||||||
Олеся М. | ||||||||||||||
Уля В. | ||||||||||||||
Ярослав А. | ||||||||||||||
Боря М. | ||||||||||||||
Аля С. | ||||||||||||||
Средний показатель. | 1,4. | 1,7. | 1,4. | 1,1. | 2,2. | 2,7. | 2,5. | 1,9. | 2,5. | 1,7. | 2,1. |
Состояния речевых функций и процессов у детей с ОНР.
![Анализ результатов констатирующего эксперимента.](/img/s/9/03/1604203_1.png)
Диаграмма № 1. Средние значения показателей Все средние показатели экспериментальной группы, отражающие состояние речевой функции, находятся в или на границах этой области.
Сводная таблица исследований состояния речевых и неречевых психических функций и процессов у детей без речевой патологии.
Таблица № 2.
№. | Имя, Ф. | ВПФ и процессы. | Общее Кол-во баллов. | |||||||||||
Лена Г. | ||||||||||||||
Игорь Я. | ||||||||||||||
Юля К. | ||||||||||||||
Валера Г. | ||||||||||||||
Катя Я. | ||||||||||||||
Костя Я. | ||||||||||||||
Саша В. | ||||||||||||||
Аня Е. | ||||||||||||||
Вика Р. | ||||||||||||||
Женя Ю. | ||||||||||||||
Средний показатель. | 3,7. | 3,7. | 3,8. | 3,7. | 3,9. | 3,8. | 3,8. | 3,9. | 3,5. | 3,6. |
Среднее значение показателей состояния речевых и неречевых психологических функций и процессов у детей без речевой патологии.
![Анализ результатов констатирующего эксперимента.](/img/s/9/03/1604203_2.png)
Диаграмма № 2.
Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высокий и выше среднего. При таком состоянии функций у детей не возникает нарушения письма.
Примечание:
- 3 — уровень выше среднего
- 4 — высокий уровень
Сводная таблица состояния речевых и не речевых психических функций и процессов у первой подгруппы детей с ОНР.
Таблица № 3.
№. | Имя, Ф. | ||||||||||||
Лена Г. | |||||||||||||
Игорь Я. | |||||||||||||
Юля К. | |||||||||||||
Валера Г. | |||||||||||||
Катя Я. | |||||||||||||
Средний показатель в баллах. | 1,6. | 2,2. | 1,6. | 1,4. | 2,6. | 2,2. | 1,8. | 2,4. |
![Анализ результатов констатирующего эксперимента.](/img/s/9/03/1604203_3.png)
Диаграмма № 3.
На диаграмме изображено состояние речевых и неречевых психических процессов первой подгруппы детей с ОНР. Проведенный анализ выявил, что большинство средних значений показателей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и среднего. Остальные показатели находятся выше средних значений. Минимальное число значений (1−4) располагаются ниже основной для этой подгруппы области. Вывод: Эту подгруппу составляют дети с выраженной степенью риска возникновения дисграфии. Сводная таблица средних показателей состояния речевых и неречевых психических процессов у второй подгруппы детей с ОНР.
Таблица № 4.
№. | Имя, Ф. | ||||||||||||
Олеся М. | |||||||||||||
Уля В. | |||||||||||||
Ярослав А. | |||||||||||||
Боря М. | |||||||||||||
Аля С. | |||||||||||||
Средний показатель в баллах. | 1,2. | 1,2. | 0,8. | 1,6. | 2,4. | 1,6. | 1,4. | 1,6. | 1,8. |
![Анализ результатов констатирующего эксперимента.](/img/s/9/03/1604203_4.png)
Диаграмма № 4.
Во вторую группу входят дети, у которых большинство средних значений, отражающих состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. Эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.
Вывод: во вторую подгруппу вошли дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии.
Все данные по выполненным заданиям отражены в таблице N 1.
Состояние звукопроизношения — мнимые искажения и замены. Средний показатель — 1 балл.
Состояние звукослоговой структуры слова — на данном уровне используют полную слоговую структуру слов" лишь в качестве остаточных явлений отмечаются отдельные перестановки звуков и слогов, они затрагивают сложные по структуре слова или слова иноязычного происхождения, не знакомые слова. Средний показатель — 1.4 балла.
Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений — фонематические представления у детей недостаточно сформированы. Средний показатель — 1.7 балла.
Исследование языкового анализа и синтеза — с заданиями предложения с использованием спорной схемы дети справились, определенные трудности вызвали задания на придумывание предложений по картинке, синтез предложений из слов, следовательно, фонематические представления недостаточно сформированы. Средний показатель — 1.4 балла.
Исследование монологической связной речи — используют в основном простые предложения, при построении сложных — дети испытывают затруднения. В самостоятельных высказываниях нарушается связь слов в предложении. Средний показатель — 1.4 балла.
Исследование лексика — грамматического строя речи. Грамматический строй сформулирован недостаточно. К числу ошибок можно отнести: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского родов, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных. Средний показатель 2.2 балла.
Исследование зрительно-пространственных функций — дифференцирование пространственных понятий неполное. Средний показатель 2.7 балла.
Использование внимания и исследование моторной функции проводилось по тесту «Определение школьной зрелости». Определенные трудности у детей вызывало рисование фигуры мужчины.
Исследование мышления — при выполнении задания «Нелепица» у основной массы детей наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции на картинку. Средний показатель — 1.9 балла.
Исследование мнестической деятельности — зрительная память и речеслуховая у детей с ОНР сформированы недостаточно.
Исходя из средних показателей, можно сделать вывод, что у детей с ОНР отмечено комплексное недоразвитие всех психических функций и процессов (Диаграмма № 1).
Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высоким и выше среднего. У некоторых детей контрольной группы имеется незначительное отклонение от средних показателей одной или двух функций, что, однако, не оказывает отрицательного влияния на процесс овладения письмом в школе (Таблица № 2, диаграмма № 2).
Проведенное исследование позволило провести анализ различий присущих дошкольникам с ОНР" и сгруппировать их в соответствии с индивидуальными особенностями" полученными в результате обследования детей. Каждая группа проанализирована с точки зрения средних значений показателей и их отклонений от средних величин контрольной группы.
Различный уровень состояния речевых и неречевых психических функций и процессов позволяет разделить всех детей экспериментальной группы на две. Средние показатели I группы детей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и средним или на границе этой области. Эти значения отражают состояние языкового анализа и синтеза, монологически связной речи, звукопроизношения, словесного мышления (Таблица № 3, диаграмма № 3).
Следовательно, это группа детей выраженной степенью дисграфий. Во II группу детей (Таблица № 4, диаграмма № 4) входят дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий. Средние значения, отражающие состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. В большинстве случаев эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.
У детей обеих групп отмечается II группа здоровья, все они имеют неблагополучие пренатального периода.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи.
Выводы.
- 1. У старших дошкольников с ОНР имеются существенные различия в состоянии речевых и не речевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой
- 2. Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексике грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.
- 3. В структуре предрасположенностей возникновения дисграфии у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.
- 4. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике дисграфии должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.