Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ результатов констатирующего эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода… Читать ещё >

Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий — 4 балла, выше среднего — 3 балла, средний — 2 балла, ниже среднего — 1 балл, низкий — О баллов. С учетом результатов обследования составлялся «индивидуальный маршрут» развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. «Индивидуальный маршрут» давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.

Сводная таблица исследований состояния речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.

Таблица № 1.

№.

Имя, Ф.

Состояние речевых психических функций и проц.

Общее Кол-во баллов.

Саша Х.

Аня С.

Дима О.

Антон К.

Женя С.

Олеся М.

Уля В.

Ярослав А.

Боря М.

Аля С.

Средний показатель.

1,4.

1,7.

1,4.

1,1.

2,2.

2,7.

2,5.

1,9.

2,5.

1,7.

2,1.

Состояния речевых функций и процессов у детей с ОНР.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диаграмма № 1. Средние значения показателей Все средние показатели экспериментальной группы, отражающие состояние речевой функции, находятся в или на границах этой области.

Сводная таблица исследований состояния речевых и неречевых психических функций и процессов у детей без речевой патологии.

Таблица № 2.

№.

Имя, Ф.

ВПФ и процессы.

Общее Кол-во баллов.

Лена Г.

Игорь Я.

Юля К.

Валера Г.

Катя Я.

Костя Я.

Саша В.

Аня Е.

Вика Р.

Женя Ю.

Средний показатель.

3,7.

3,7.

3,8.

3,7.

3,9.

3,8.

3,8.

3,9.

3,5.

3,6.

Среднее значение показателей состояния речевых и неречевых психологических функций и процессов у детей без речевой патологии.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диаграмма № 2.

Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высокий и выше среднего. При таком состоянии функций у детей не возникает нарушения письма.

Примечание:

  • 3 — уровень выше среднего
  • 4 — высокий уровень

Сводная таблица состояния речевых и не речевых психических функций и процессов у первой подгруппы детей с ОНР.

Таблица № 3.

№.

Имя, Ф.

Лена Г.

Игорь Я.

Юля К.

Валера Г.

Катя Я.

Средний показатель в баллах.

1,6.

2,2.

1,6.

1,4.

2,6.

2,2.

1,8.

2,4.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диаграмма № 3.

На диаграмме изображено состояние речевых и неречевых психических процессов первой подгруппы детей с ОНР. Проведенный анализ выявил, что большинство средних значений показателей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и среднего. Остальные показатели находятся выше средних значений. Минимальное число значений (1−4) располагаются ниже основной для этой подгруппы области. Вывод: Эту подгруппу составляют дети с выраженной степенью риска возникновения дисграфии. Сводная таблица средних показателей состояния речевых и неречевых психических процессов у второй подгруппы детей с ОНР.

Таблица № 4.

№.

Имя, Ф.

Олеся М.

Уля В.

Ярослав А.

Боря М.

Аля С.

Средний показатель в баллах.

1,2.

1,2.

0,8.

1,6.

2,4.

1,6.

1,4.

1,6.

1,8.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диаграмма № 4.

Во вторую группу входят дети, у которых большинство средних значений, отражающих состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. Эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.

Вывод: во вторую подгруппу вошли дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии.

Все данные по выполненным заданиям отражены в таблице N 1.

Состояние звукопроизношения — мнимые искажения и замены. Средний показатель — 1 балл.

Состояние звукослоговой структуры слова — на данном уровне используют полную слоговую структуру слов" лишь в качестве остаточных явлений отмечаются отдельные перестановки звуков и слогов, они затрагивают сложные по структуре слова или слова иноязычного происхождения, не знакомые слова. Средний показатель — 1.4 балла.

Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений — фонематические представления у детей недостаточно сформированы. Средний показатель — 1.7 балла.

Исследование языкового анализа и синтеза — с заданиями предложения с использованием спорной схемы дети справились, определенные трудности вызвали задания на придумывание предложений по картинке, синтез предложений из слов, следовательно, фонематические представления недостаточно сформированы. Средний показатель — 1.4 балла.

Исследование монологической связной речи — используют в основном простые предложения, при построении сложных — дети испытывают затруднения. В самостоятельных высказываниях нарушается связь слов в предложении. Средний показатель — 1.4 балла.

Исследование лексика — грамматического строя речи. Грамматический строй сформулирован недостаточно. К числу ошибок можно отнести: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского родов, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных. Средний показатель 2.2 балла.

Исследование зрительно-пространственных функций — дифференцирование пространственных понятий неполное. Средний показатель 2.7 балла.

Использование внимания и исследование моторной функции проводилось по тесту «Определение школьной зрелости». Определенные трудности у детей вызывало рисование фигуры мужчины.

Исследование мышления — при выполнении задания «Нелепица» у основной массы детей наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции на картинку. Средний показатель — 1.9 балла.

Исследование мнестической деятельности — зрительная память и речеслуховая у детей с ОНР сформированы недостаточно.

Исходя из средних показателей, можно сделать вывод, что у детей с ОНР отмечено комплексное недоразвитие всех психических функций и процессов (Диаграмма № 1).

Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высоким и выше среднего. У некоторых детей контрольной группы имеется незначительное отклонение от средних показателей одной или двух функций, что, однако, не оказывает отрицательного влияния на процесс овладения письмом в школе (Таблица № 2, диаграмма № 2).

Проведенное исследование позволило провести анализ различий присущих дошкольникам с ОНР" и сгруппировать их в соответствии с индивидуальными особенностями" полученными в результате обследования детей. Каждая группа проанализирована с точки зрения средних значений показателей и их отклонений от средних величин контрольной группы.

Различный уровень состояния речевых и неречевых психических функций и процессов позволяет разделить всех детей экспериментальной группы на две. Средние показатели I группы детей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и средним или на границе этой области. Эти значения отражают состояние языкового анализа и синтеза, монологически связной речи, звукопроизношения, словесного мышления (Таблица № 3, диаграмма № 3).

Следовательно, это группа детей выраженной степенью дисграфий. Во II группу детей (Таблица № 4, диаграмма № 4) входят дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий. Средние значения, отражающие состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. В большинстве случаев эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.

У детей обеих групп отмечается II группа здоровья, все они имеют неблагополучие пренатального периода.

В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи.

Выводы.

  • 1. У старших дошкольников с ОНР имеются существенные различия в состоянии речевых и не речевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой
  • 2. Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексике грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.
  • 3. В структуре предрасположенностей возникновения дисграфии у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.
  • 4. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике дисграфии должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой