Консультативная работа в средней и старшей школе
Например, для решения проблемы профессионального выбора психолог с учеником (клиентом) исследует само внутреннее устройство выбора. Для этого используют опору на типологию жизненных миров, в особенности, на ценностный мир: «внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир (ценностный)». Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (Как достичь цели? Как удовлетворить… Читать ещё >
Консультативная работа в средней и старшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
цифику. Связано это с тем, что психолог ин- ^ J
— тегрирован в социальную среду школы, знает.
«изнутри» как самих субъектов консультативного запроса, так и ситуации, лежащие в основе психологических проблем.
Также психолог организует консультативную деятельность в соответствии со спецификой клиентов. Кто клиенты психолога и каковы их запросы для психолога старшей и средней школы? В первую очередь это педагоги. Основные причины их обращения к психологу: конфликты учеников как друг с другом, так и с педагогами; снижение учебной мотивации; неэффективность педагогических воздействий. К психологу также обращаются родители учеников, которые жалуются на снижение успеваемости или интереса к учебе, на изменившееся поведение подростков, агрессивность и т. д.
Но к психологу приходят и сами ученики. Наиболее частые причины получить консультацию — это конфликты с ровесниками и учителями, потеря контакта с родителями, проблемы личностного самоопределения и т. д. Наиболее частые причины1:
- — субъективные переживания по поводу неблагополучных отношений с другими: застенчивость, страх, желание пользоваться успехом у сверстников, переживание чувства обиды. Отмечается также явление буллинга;
- — взаимоотношения в семье: острые конфликты в ответ на жесткие запреты со стороны родителей;
- — проблема взаимоотношений полов: разрыв, одиночество, ревность, соперничество, отсутствие взаимности.
Запрос на консультацию может исходить как от администрации (в лице директора или завуча), так и от педагога, родителей и ученика. Необходимо выделить четыре аспекта ведения консультативной беседы:
- — собственно жалобы пациента;
- — выделение психологической проблемы, которая вытекает из жалоб;
- — запрос (определение фокуса психологической проблемы, ее значимости и важности);
- — заключение динамического контракта (устной или письменной договоренности об ответственности сторон, о соблюдении правил встреч и др.).
Наиболее часто консультирование в рамках сопровождения подростков является частью психологического сопровождения подросткового кризиса[1][2]. В чем основная специфика подросткового кризиса? В подростковом возрасте существует разрыв между самовосприятием и восприятием взрослых. Иными словами, взрослые недооценивают психологическую зрелость подростка, в то время как сам подросток ее переоценивает. С этим связана отчаянная борьба за свои права. А. Л. Венгер предлагает наделить подростка новыми правами и обязанностями. Обязанности будут расширять сферу его ответственности (например, уборка общих помещений), а права — сферу его полномочий (подросток может попытаться распоряжаться частью своего времени). Также необходимо расширение границ социальной идентичности подростка через включение его в различного рода молодежные объединения (естественно, социально адекватные).
Консультативную ситуацию Венгер предлагает рассматривать сквозь призму симптоматических рекомендаций. Симптоматические рекомендации рассматриваются как решение локальных психологических проблем, которые могут представлять как когнитивную и эмоционально-личностную сферу, так и сферу общения. В результате психологического консультирования могут быть выявлены такие локальные психологические проблемы в умственном развитии, как:
- — нарушение памяти;
- — нарушение внимания и самоконтроля;
- — нарушение планирования и организации деятельности;
- — замедленный темп деятельности;
- — психофизический инфантилизм.
Среди локальных эмоциональных и личностных проблем можно выделить такие, как:
- — повышенная тревожность;
- — страхи;
- — сниженное настроение;
- — астения;
- — повышенная демонстративность;
- — отсутствие познавательных интересов.
Выделяются также локальные поведенческие проблемы:
- — гиперактивность;
- — ложь;
- — воровство;
- — агрессия.
Особенность консультирования подросткового возраста определяется его социальной ситуацией развития, а именно проблемами межличностного общения. И в этом смысле важно понимать «вклад» подростка в свое развитие, которое определяется особенностями его поведения и деятельности.
Наиболее частая трудность в работе психолога — манипулятивный характер переадресованного запроса от администрации или педагога («Сделайте что-нибудь с этим Васей! Сил уже никаких нет!»). И психологу в данной ситуации необходимо, с одной стороны, поддержать слушателя, задачей которого является снижение уровня агрессии у клиента, а с другой — обнаружить истинную причину запроса. Учащиеся средней школы выступают собственно клиентами психолога в случае, если испытывают личностный кризис, сопровождающийся последствиями нарушения межличностного взаимодействия: субъективное аутсайдерство в группе, феномен «белой вороны» и др. Самостоятельный запрос от учащихся старшей школы часто имеет две причины: исследование межличностных глубоких отношений (дружба, любовь) и кризис представления о жизненном пути, прикосновение к концептам «кто я?» в контексте осмысления своей жизни «здесь и теперь».
Например, для решения проблемы профессионального выбора психолог с учеником (клиентом) исследует само внутреннее устройство выбора. Для этого используют опору на типологию жизненных миров, в особенности, на ценностный мир: «внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир (ценностный)». Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (Как достичь цели? Как удовлетворить потребность?), а внутренняя (Какую цель поставить? Ради чего действовать?). Если в реальном мире развивается психика, то в легком и сложном сознание выступает как «орган», предназначение которого есть согласование и сопряжение различных жизненных отношений. Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовывать разнонаправленные жизненные отношения, — принцип ценности1.
Вот краткое описание категориальной системы координат, позволяющей ясно очертить грани понятия выбора, отделив его от смежных и сходных представлений.
Предельно формально выбор можно определить как действие субъекта, который отдает предпочтение одной альтернативе перед другой/другими на определенном основании. Чтобы перейти от формального определения к содержательному, нужно ответить на вопросы — «Кто есть субъект выбора?», «Что представляют собой альтернативы?», «Каково основание выбора?»[3][4].
Направления профориентационной работы в стратегии выбора:
- 1) отвлечение от трудностей мира. Этот этап нужен для того, чтобы клиент искал опору во внутренних ценностях, а не во внешних трудностях;
- 2) удержание сложности. Упражнения на расгождествление: «У меня есть сильное желание уехать, но я… это не мое желание»;
- 3) актуализация глубинных ценностей;
- 4) оценка альтернатив. На этом этапе нужно представить образ жизни, соответствующий ценности, и образ Я, живущий такой жизнью. Вопросы: «Моя ли это жизнь?», «Могу ли я быть таким?», «Готов ли я поступиться привычками? И хочу ли?»;
- 5) решение;
- 6) жертва — принятие последствий.
Схематичное описание психотехники выбора:
- — проживание альтернатив А и Б;
- — персонификация Я: Л и Б;
- — персонификация ценности;
- — встреча ценности и образа Я;
- — ожидание решения;
- — интеграция решения в жизнь.
Подводя итог, необходимо отметить ту роль в ситуации межличностного развития, которую играют для подростка его окружение: родители, братья, сестры, педагоги, сверстники и т. д. От того, как будут выстраиваться отношения со значимыми другими, с близкими людьми, во многом будет зависеть психическое и личностное развитие подростка.
- [1] См.: Практическая психология образования / иод рсд. И. В. Дубровиной. М., 2003.
- [2] См.: Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. руководство. Ч. 2. М., 2001.
- [3] См.: Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
- [4] См.: Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур.М., 1997.