Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы дошкольного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классификация общих методов обучения. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные… Читать ещё >

Методы дошкольного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение понятия и классификация методов дошкольного обучения

Метод (от др.-греч. реЭобос; — путь) обучения — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Процесс обучения осуществляется различными методами и приемами.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли педагога, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности детей.

Метод «распадается» на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов передачи вербальной информации воспитанникам. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода контроля.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы педагога, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация общих методов обучения. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Можно выделить следующие группы методов обучения.

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • — по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;
  • — по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, информационные) и продуктивные (проблемно-поисковые, исследовательские);
  • — по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные.

II. Методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей:

  • — по степени самостоятельности субъектов обучения: проверка и самопроверка результативности деятельности (анализ и самоанализ результатов деятельности);
  • — по степени объективности получаемой информации: высокоформализованные (диагностические тесты) и низкоформализованные методы (анализ продуктов деятельности детей, выполнения заданий, наблюдение, беседа).

III. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • — по степени воздействия на эмоциональную сферу: моделирование ситуаций успеха, игровых ситуаций, анализ жизненных ситуаций, использование событийных мотивов, поощрение, порицание, обращение к личностному опыту ребенка;
  • — по степени воздействия на познавательный интерес: дифференцированные задания; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска;
  • — в практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и пр.

Пассивный метод — это форма взаимодействия педагога и детей, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом деятельности, а дети выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь педагога с детьми при этом осуществляется посредством опросов, заданий, инструкций и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и усвоения учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны педагога и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. С учетом этих плюсов многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методам.

Схема взаимодействия педагога и детей при пассивных методах обучения.

Рис. 3.1. Схема взаимодействия педагога и детей при пассивных методах обучения.

Активный метод — это форма взаимодействия педагога и детей, при которой педагог и дети взаимодействуют друг с другом в ходе образовательной деятельности, и дети здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Педагог и дети имеют равные права. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные предполагают более демократический стиль.

Схема взаимодействия педагога и детей при активных методах обучения.

Рис. 3.2. Схема взаимодействия педагога и детей при активных методах обучения.

Интерактивный (infer — взаимный, act — действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных методах сводится к направлению деятельности детей на достижение постеленных целей. Важное отличие интерактивных методов от обычных состоит в том, что обучающиеся не только и не столько закрепляют уже пройденный материал, сколько изучают новый.

Схема взаимодействия педагога и детей при интерактивных методах обучения.

Рис. 3.3. Схема взаимодействия педагога и детей при интерактивных методах обучения.

Задания по теме.

1. Оцените плюсы и минусы каждой группы методов. Заполните таблицу.

Группа методов.

;

2. Приведите пример применения пассивных, активных, интерактивных методов.

Литература

по теме

  • 1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996.
  • 2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб, пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.
  • 3. Краевский, В. В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • 4. Педагогика: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой