ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π“Π Π”Π’ ΠΈ школьная дСзадаптация

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Как слСдуСт ΠΈΠ· Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π°Π±Π». 2.9 ΠΈ Ρ€ΠΈΡ. 2.1, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ распространСнной ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π¨Π” оказались ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции (ΠœΠœΠ”), Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ возрастной Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Π₯отя ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠœΠœΠ” соотвСтствовал Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, ΠΎΠ½ΠΈ испытывали Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. ВслСдствиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π“Π Π”Π’ ΠΈ школьная дСзадаптация (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Анализ распространСнности Π“Π Π”Π’ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»Π΅Π½ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… характСристик состояния Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ дСтского насСлСния. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ удСляСтся Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ школьного обучСния. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях ΠΊ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ атмосфСрС школьного обучСния, состоящСй ΠΈΠ· ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ умствСнных, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ„изичСских Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΎΠΊ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС трСбования ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возмоТностям. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ особой «Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ риска» ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π¨Π”) ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ проявлСний Π¨Π”. Π’Π½Π΅ всякого сомнСния Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π“Π Π”Π’ входят Π² «Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ риска» ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π¨Π”.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Ρ€ΠΈ основных Ρ‚ΠΈΠΏΠ° проявлСний Π¨Π” (Вострокнутов Н. Π’., 1995).

  • 1. ΠΠ΅ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ возрасту Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ хроничСская Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… свСдСний Π±Π΅Π· систСмных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² (ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”).
  • 2. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ пСрспСктивам, связанным с ΡƒΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΉ (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, личностный ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”).
  • 3. БистСматичСски ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ повСдСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС (повСдСнчСский ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”).

Π£ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π¨Π”, довольно Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ прослСТСны всС Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°. Однако ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ срСди проявлСний Π¨Π” Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… зависит, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π° ΠΈ ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠ² личностного развития, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ формирования Π¨Π”.

Нами Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π¨Π” ΠΈ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ вСс Π“Π Π”Π’ срСди Π½ΠΈΡ… Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² психонСврологичСского ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСского обслСдования 537 учащихся (300 ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ 237 Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ) Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… московских массовых ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… школ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ ΠΎΡ‚ 7 Π΄ΠΎ 10 Π»Π΅Ρ‚. ОбслСдовались Ρ†Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ классы Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… послС получСния согласия пСдагогичСского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ учащихся. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ психонСврологичСского обслСдования ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ бСсСды с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ родитСлями, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ этих свСдСний ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ особСнности Π°Π½Π°ΠΌΠ½Π΅Π·Π°, ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ бСрСмСнности ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ психомоторного развития, свСдСния ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½Π΅ΡΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ заболСваниях. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ проводился ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ осмотр с Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌ исслСдованиСм нСврологичСского статуса. Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ нСйропсихологичСского обслСдования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ сформированности ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ: гнозиса, праксиса, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, памяти. НСйропсихологичСскоС исслСдованиС ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ А. Π . Лурия, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ для дСтского возраста.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Π¨Π” Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дСлался Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ свСдСний ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π°Π»ΠΈΡΡŒ родитСлями ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² состояния Π¨Π” Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΠΈ основных Ρ‚ΠΈΠΏΠ° проявлСний Π¨Π” ΠΏΠΎ Н. Π’. Вострокнутову (1995). По ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΈ обслСдования спСциалистами — Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ обсуТдСниС ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Π¨Π”, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ совмСстноС Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ нСобходимости давались Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ трудностСй Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΏΠ΅Π΄ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€Π°, окулиста, ΠΎΡ‚ΠΎΠ»Π°Ρ€ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°, сСмСйного психолога, психиатра) ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ (элСктроэнцСфалография, элСктронСйромиография, ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ томография ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обслСдования школьная дСзадаптация выявлСна всСго Ρƒ 31,6% ΠΈΠ· 537 обслСдованных Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Ρƒ 42% ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ 18,6% Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (Ρ‚Π°Π±Π». 2.9). УстановлСнныС Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ психонСврологичСского ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π¨Π” Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ основныС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ (рис. 2.1): ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции (диагностированы Ρƒ 16,5% школьников), Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ расстройства (8,4%), Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ психичСскиС расстройства (3,7%), Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ нСврологичСскиС заболСвания ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вия (3%).

Как слСдуСт ΠΈΠ· Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π°Π±Π». 2.9 ΠΈ Ρ€ΠΈΡ. 2.1, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ распространСнной ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π¨Π” оказались ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции (ΠœΠœΠ”), Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ возрастной Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Π₯отя ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠœΠœΠ” соотвСтствовал Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, ΠΎΠ½ΠΈ испытывали Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. ВслСдствиС дисфункции Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ Π² Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ°Ρ… развития Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²Ρ‹ΡΡˆΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, восприятиС, праксис), ΠœΠœΠ” Π² ΠΎΠ±ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ часто ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² письма (дисграфия), чтСния (дислСксия), счСта (Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ). Π›ΠΈΡˆΡŒ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… случаях дисграфия, дислСксия ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ наблюдались Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ, «Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌ» Π²ΠΈΠ΄Π΅, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π²ΡˆΠΈΠΌΠΈΡΡ Π² Π°Π½Π°ΠΌΠ½Π΅Π·Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ развития устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠœΠœΠ”. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρƒ 6,9% обслСдованных школьников ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»ΠΈ проявлСния дислСксии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ (Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв наблюдались ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ), Π° Ρƒ 2,0% — Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2.9

Частота встрСчаСмости Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (%), ΡΠ²Π»ΡΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ Π¨Π” Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ².

Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ

Π£ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ

Π£ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ²

Π£ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ

ΠœΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π“Π Π”Π’.

  • 16,5
  • 7,6
  • 22,0
  • 11,2
  • 9,7
  • 2,5

Π’Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ расстройства.

8,4.

9,4.

7,2.

НСврологичСскиС заболСвания.

3,0.

4,3.

1,3.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ расстройства.

3,7.

6,3.

0,4.

ВсСго.

31,6.

42,0.

18,6.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ частота ΠΈΡ… встрСчаСмости Ρƒ учащихся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов.

Рис. 2.1. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎΡ‚Π° ΠΈΡ… Π²ΡΡ‚рСчаСмости Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠœΠœΠ” Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ довольно ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ повСдСнчСских Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… трудностСй Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π“Π Π”Π’. Из ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ числа обслСдованных школьников Π“Π Π”Π’ Π±Ρ‹Π» диагностирован Ρƒ 7,6% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ срСди всСх случаСв ΠœΠœΠ” Π½Π° Π΅Π³ΠΎ долю ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ 46%.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π“Π Π”Π’ ΠΈΠ· ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ числа обслСдованных школьников наблюдались Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² чтСния, письма ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π°. Π‘ΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ дислСксии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ Ρƒ 66%, Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ — Ρƒ 61% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π“Π Π”Π’. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя дислСксия, дисграфия ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠœΠœΠ” Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ часто ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ расстройствами внимания. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ внимания Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… случаях ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… пСрСнапряТСния, стрСсса, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трСбования Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ‚Π΅Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ нСдостаточно сформированными Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌΠΈ психичСскими функциями ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π“Π Π”Π’ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠœΠœΠ” ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ симптомокомплСкса ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ обслСдования, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — Π½Π° ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ выраТСнности проявлСний дислСксии, дисграфии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ частоты встрСчаСмости для дислСксии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ (6,9%) ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ (2%) срСди обслСдованных школьников Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд выглядят Π·Π°Π½ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дислСксии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ срСди ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников составляСт 10—11% (ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Π² А. Н., 2003), Π° Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ — 5—15% (Shalev R., 1998, Π“Ρ€ΠΈΠ±Π°Π½ΠΎΠ² А. Π’., Рысина Н. Н., 2013). Однако послСдниС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, Π±Π΅Π· ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ· Π½Π΅Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π“Π Π”Π’, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ трудности формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² чтСния, письма ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π°. ΠŸΡ€ΠΈ подсчСтС суммарных ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… случаи дислСксии, дисграфии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π“Π Π”Π’, частота встрСчаСмости дислСксии ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ срСди обслСдованных Π½Π°ΠΌΠΈ школьников составляСт 11,9%, Π° Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΠΈ — 6,5%, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ согласуСтся с Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Π£ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² частота встрСчаСмости ΠœΠœΠ” оказалась Π² 2,3 Ρ€Π°Π·Π° Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, Π° Π“Π Π”Π’ — Π² 4,5 Ρ€Π°Π·Π° Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (Ρ‚Π°Π±Π». 2.10). ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠœΠœΠ” Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ объяснСно рядом ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ (Бадалян Π›. О. ΠΈ Π΄Ρ€., 1993; ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Π² А. Н., 1995; Erne R. F., 1979; ΠŸΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊ А. Π‘., 2013):

  • 1) Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокой ΡƒΡΠ·Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ЦНБ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π° муТского ΠΏΠΎΠ»Π° ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ патологичСским воздСйствиям;
  • 2) мСньшСй ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ спСциализации Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΉ Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловливаСт больший Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π² компСнсации Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΡ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ систСм ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²Ρ‹ΡΡˆΡƒΡŽ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • 3) влияниСм наслСдствСнных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранСнности ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π¨Π” ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ расстройства, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Ρƒ 9,4% ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ 7,2% Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (Ρ‚Π°Π±Π». 2.9). По ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠœΠœΠ”, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ срСди ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ², частота встрСчаСмости Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… расстройств Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ мСньшС зависСла ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π° обслСдованных Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°ΡΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (Ρ‚Π°Π±Π». 2.10).

Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Π° Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° частоты встрСчаСмости ΠœΠœΠ” ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… расстройств срСди Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ (Ρ‚Π°Π±Π». 2.11). Если частота встрСчаСмости ΠœΠœΠ” ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π»Π°ΡΡŒ с 18,2% Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ 17,5% Ρƒ Π²Ρ‚ороклассников Π΄ΠΎ 13,9% Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ-Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ… обучСния, Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… расстройств, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, нСсколько возрастала с 7,1% Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ обучСния Π΄ΠΎ 9,2% Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ-Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ. Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся ΠœΠœΠ”, Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Ρ‡ΠΈΡΠ»Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 7 Π»Π΅Ρ‚ ΠΊ 9—10-Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΎ достиТСниС Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ стСпСни сформированноС™ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ уровня, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ соотвСтствуСт Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возрастным показатСлям. Π’ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ компСнсация Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ Ρ€ΡΠ΄Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ наступила благодаря своСврСмСнному ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ психолого-пСдагогичСских ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½ΡΠΊΠΈΡ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2.10

Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ частоты встрСчаСмости выявлСнных Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ состояния, явившиСся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ числа ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ.

ΠœΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π“Π Π”Π’.

  • 2,3:1
  • 4,5:1

Π’Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ расстройства.

1,3:1.

НСврологичСскиС заболСвания.

3,3:1.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ расстройства.

15,7:1.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2.71

Частота выявлСния (%) Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния.

Π“ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.

ΠœΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции.

Π’Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ расстройства.

1-ΠΉ.

18,2.

7,1.

2-ΠΉ.

17,5.

9,0.

3—4-ΠΉ.

13,9.

9,2.

Π£ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (3%) Π¨Π” Π±Ρ‹Π»Π° связана с Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ заболСваниями, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС послСдствиями Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹ ΠΈΠ»ΠΈ пСрСнСсСнной Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΈΠ½Ρ„Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, хроничСскими Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ болями, эпилСпсиСй, дСтским Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΎΠΌ, нСйросСнсорной Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΡƒΡ…ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ наслСдствСнными заболСваниями (миотоничСской дистрофиСй, синдромом Π’ΡƒΡ€Π΅Ρ‚Ρ‚Π°).

Π£ 3,7% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ наблюдались психичСскиС расстройства, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС умствСнная ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠΉ стСпСни), расстройства настроСния, ΡˆΠΈΠ·ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ формирования личности ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. ΠžΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ высокий ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ частоты психичСской ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ срСди ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² (6,3%) Π±Ρ‹Π» связан ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго с Ρ€ΡΠ΄ΠΎΠΌ случаСв умствСнной отсталости срСди пСрвоклассников, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ диагностированы Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС. Π’ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ эти Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π²ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

Школьная дСзадаптация оказалась распространСнной срСди учащихся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½Π° Ρƒ 31,6% ΠΈΠ· 537 обслСдованных Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ ΠΎΡ‚ 7 Π΄ΠΎ 10 Π»Π΅Ρ‚.

Π“Π Π”Π’ оказалось ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², приводящих ΠΊ Π¨Π”: срСди Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π¨Π” Π“Π Π’Π” Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΎ Ρƒ 24,1%, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Ρƒ 26,7% ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ 13,4% Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ. ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ частота встрСчаСмости Π“Π Π”Π’ срСди учащихся ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… классов ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… школ составила 7,6%, ΠΏΡ€ΠΈ этом срСди ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΎΠ½Π° оказалась Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ — 11,2%, Ρ‡Π΅ΠΌ срСди Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ — 2,5%.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, комплСксноС нСврологичСскоС ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСскоС исслСдованиС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π¨Π”.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ