Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ позволяет отметить, что: досуговая деятельность, развивающая творческую активность старших подростков, без педагогической организации может приобретать негативный характерпостоянно меняющаяся социальная ситуация требует осмысления данной проблемы в контексте новых условийполифункциональные досуговые объединения, предоставляя подростку возможность активно участвовать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой активности старшего подростка в условиях полифункционального объединения
    • 1. 1. Творческая активность старших подростков как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность полифункционального досугового объединения
    • 1. 3. Характеристика развития творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения
    • 2. 1. Моделирование досуговой деятельности подростка в полифункциональном досуговом объединении
    • 2. 2. Реализация модели развития творческой активности старших подростков в досуговом полифункциональном объединении
    • 2. 3. Динамика творческой активности старших подростков в полифункциональном досуговом объединении

Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Экономические реформы и реформы в системе образования требует новых подходов к развитию личности, способной к ндивидуально-творческой деятельности по преобразованию действительности и самой себя, с готовностью принимающей на себя ответственные дела и решения в этой деятельности в полной мере реализующей свою индивидуальную неповторимость.

Творческая преобразующая деятельность способствует выходу за пределы стандартного опыта и принятию оригинальных решений, свойственных творческой активности личности. Следовательно, программа развития творческой активности старших подростков является чрезвычайно актуальной.

Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития старших подростков сосредоточивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора.

В то же самое время досуг остается зоной, свободной от участия в ее организации опытных педагогов, способных дать ориентиры развития для старших подростков, не имеющих достаточного жизненного опыта, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается во время, опасное для подрастающего поколения.

Все это делает необходимым поиск путей организации досуга, который бы обеспечил включение старших подростков в самоценную для них деятельность и стимулировал развитие их творческой активности как фундаментального личностного качества.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени изучены важнейшие вопросы теории и практики формирования и развития активности личности (А.Г.Асмолов, А. Н. Леонтьев, В. Д. Небылицын,.

A.В.Петровский, В.А.Петровский).

Становление социальной ктивности личности раскрывается в работах Л. П. Гримак, А. А. Ершова, Ю. А. Миславского. Развитие творческой активности отражено в работах Я. А. Пономарёва,"А.Н.Лук", Е. Матушкина, А. П. Тряпициной, В. П. Ушачёва. Основные особенности подросткового возраста раскрыты в работах Д. А. Белухина, Л. И. Божович, И. С. Кона, Д. И. Фельдштейна. Вопросами развития творческих способностей учащихся занимались Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. А. Черкасов и др.

Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала освещались в работах Т. Г. Браже, Ю. Н. Кулюткина, Л. В. Мещеряковой,.

B.Г.Рындак. В исследованиях А. М. Матюшкина, Г. И. Шаталовой, Г. И. Щукиной выявлены средства развития познавательной активности учащихся.

Принципиально важное значение в решении проблемы организации досуга старших подростков имеют философско-социологические и педагогические исследования свободного времени и досуговой деятельности (А.Я.Журкина, Н. А. Кагапольцева, Э. Соколов, В. А. Суртаев, С. А. Шмаков, Б. А. Титов, Е.В.Триодин).

Теоретический анализ позволяет отметить, что: досуговая деятельность, развивающая творческую активность старших подростков, без педагогической организации может приобретать негативный характерпостоянно меняющаяся социальная ситуация требует осмысления данной проблемы в контексте новых условийполифункциональные досуговые объединения, предоставляя подростку возможность активно участвовать в различных видах деятельности, могут выводить интересы и потребности старших подростков на более высокий уровень и тем самым способствовать развитию творческой активности старших подростков.

Все это позволило выявить противоречия, с одной стороны, между развивающейся сферой досуга и недостаточной разработанностью структурных, содержательно-технологических компонентов досуговой деятельности, направленной на развитие творческой активности старших подростков в педагогической теории, а, с другой стороны, с растущей потребностью общества в формировании активной, творческой личности и недостаточной возможностью её продуктивного удовлетворения в сфере досуга.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему: при каких педагогических условиях досуговая деятельность является фактором развития творческой активности старших подростков, отвечающей потребностям общества и предрасположенностью каждого ребенка к творческому развитию. Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков».

•г.

Цель исследования — обоснование педагогических ^с^вий, обеспечивающих эффективность развития творческой активности старших подростков в полифункциональном досуговом объединении.

Объект исследования — развитие творческой активности старшего подростка в досуговой деятельности.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности старших подростков в контексте полифункционального досугового объединения.

В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: процесс развития творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения будет эффективным, если: обеспечена свобода выбора видов творческой деятельностиорганизовано взаимодействие педагога и воспитуемого в процессе развития творческой активности старших подростковобеспечена вариативность и гибкость досуговых технологий.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность творческой активности старших подростков.

2. Обосновать роль и место полифункционального досугового объединения в решении проблемы.

3. Разработать модель развития творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы.

Методологической основой исследования явились философско-психолого-педагогические концепции о природной, социальной и культурной обусловленности развития личности (Л.И.Анцыферова, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.), ведущие идеи системно-деятельностного подхода (Ю.А.Конаржев-ский, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков и др.). Значительное влияние на наше исследование оказали труды ученых, в которых рассмотрены теория становления личности в различных видах деятельности (Ю.К.Бабанский, Д. Б. Давыдов, А. И. Леонтьев, Р.С.Немов), проблемы мотивации творческого саморазвития (В.И.Андреев, В. Г. Рындак и др.), проблемы творческой активности как сложного интегрального качества (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Г. И.Щукина) — психолого-педагогические исследования проблем организации свободного времени (Г.Г.Евтеева, В. Е. Триодин, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др.). Методологическая основа позволила обосновать понимание творческой активности старших подростков, выделить основные компоненты творческой активности, провести анализ уровней сформированности ее основных компонентов.

Методологическое значение для исследования имели общенаучные методы системного, личностно-деятельностного, синергетического подходов, а также методы наблюдения, анкетирования, социометрии.

Исследование проводилось в три этапа в течение 1991 — 2000 гг.

Первый этап (1991 — 1993 гг.). Исследовалось состояние проблемы развития творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения.

Основные направления: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, исследований по проблемам деятельности досуговых объединений, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта, теоретического моделирования.

Основными методами исследования в этот период были: анализ и синтез основных теоретических положений, отраженных в научной литературеобобщение передового педагогического опытаанкетирование и обработка материалов.

Второй этап (1993 — 1999 гг.). На этом этапе осуществлялось обобщение и систематизация накопленного материала по проблеме исследования. Разрабатывалась система активизации творческого развития старшего подростка в полифункциональном досуговом объединении, выявлялись педагогические условия ее эффективного функционирования. Данный этап включал в себя моделирование и конструирование развития творческой активности старшего подростка, совершенствование и анализ результативности творческого развития личности подростка в сфере свободного времени. В ходе формирующего эксперимента производились конструирование вариантов реализации досуговых технологий, проверка разработанных условий эффективности их функционирования, диагностика результативности экспериментальной деятельности. На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение за реальной деятельностью подростков в досуговом полифункциональном объединениипрогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.) — системный анализ — с целью разработки системы и обоснования педагогических условий эффективности ее функционированияэмпирические (прямое и косвенное наблюдение, описание) — математические и статистические методы обработки данных.

Третий этап (1999 — 2000 гг.). Этап был посвящен апробации полученных результатов исследованияобобщению, систематизации и описанию полученных результатовкорректировке положений и выводов по теме исследованияоформлению диссертационного исследования, определению практической значимости и внедрению результатов исследования в практику досуговых детских объединений.

Математические и статистические методы позволили оценить результаты констатирующего и формирующего экспериментов на различных этапах исследования.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Дворца творчества детей и юношества г. Копейска Челябинской области, театра.

— студии «Любава», клуба — студии «Кумир». Всего исследованием было охвачено 180 подростков и 23 педагога. Из них контрольную группу составили 25 подростков, а экспериментальную — 100 подростков.

Научная новизна исследования состоит:

— в уточнении понятия «творческая активность старшего подростка»;

— в определении роли и места полифункционального досугового объединения в решении проблемы развития творческой активности старших подростков в сфере досуговой деятельности;

— в разработке и обосновании модели развития творческой активности подростка в полифункциональном досуговом объединении.

Теоретическая значимость заключается в том, что решение проблемы развития творческой активности старших подростков создает предпосылки для обоснования досуговых технологий развития творческой активности в сфере досуговой деятельности.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты и теоретические выводы составили основу научно-методических рекомендаций. Предложенные рекомендации позволяют научно обосновать и отобрать содержание, формы, методы досуговой деятельности развития творческой активности старших подростков в условиях досугового полифункционального объединения. Обоснована и разработана технологическая модель развития творческой активности подростков. Материалы исследования использованы в учебном процессе в рамках курса «Методика и организация культурно-досуговой деятельности в детских и молодежных объединениях», в сквозной учебной практике студентов специализации «Социальный педагог досуга» Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается:

— анализом современных достижений психологии и педагогики, выбором и реализацией методов соответствующих целям исследования;

— воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных;

— систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы;

— обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось: посредством публикации результатов исследования и отчетов на заседаниях кафедры ЧГАКИ (1991 — 2000 гг.) — через выступления на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей ЧГАКИ (1991 -2000 гг.), региональных научных конференциях (Челябинск, 1995 — 2000 гг.) — на кафедре «Теории и методики культурно-досуговой деятельности» ЧГАКИ (1982.

— 2000 гг.) — через исследования деятельности в полифункциональных досуговых объединениях, действующих на базе учреждений дополнительного образования г. Челябинска и городов Челябинской области.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Творческая активность рассматривается нами как интегральное качество личности, как высший уровень активности, который характеризует отношение старших подростков к творческой досуговой деятельности, степени ее включенности в творческий процесс, овладение способами творческой досуговой деятельности.

2. Модель развития творческой активности старших подростков в полифункциональном досуговом объединении включает следующие компоненты: когнетивный, деятельностный, мотивационный, коммуникативный.

3.Досуговое полифункциональное объединение — это система конструирования и реализации процесса развития творческой активности старшего подростка, включающая: цель (этапность, коррекция процесса целеобразования) — критерий достижения цели (интегративный показатель развития творческой активности) — содержание досуговой деятельности (обладает свойством гибкости и вариативности) — формы и методы досуговой деятельностирезультаты досуговой деятельности.

4. Полифункциональные досуговые объединения являются наиболее эффективным средством развития творческой активности старших подростков при соблюдении следующих педагогических условий: свободе выбора видов творческой деятельностивзаимодействии педагога и воспитуемого в процессе творческой деятельностивариативности и гибкости досуговых технологий.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Результаты исследования подтверждает выдвинутую гипотезу, что свидетельствует об эффективности предлагаемого подхода к решениию проблемы развития творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения.

Заключение

.

В соответствии с целью и задачами исследования мы проанализировали состояние проблемы развития творческой активности подростков в педагогической теории и практике.

Проведенное нами исследование имеет теоретико-прикладной характер. Выполненная работа подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы:

1. В контексте исследования операционализировано понятие «творческая активность», рассматриваемое нами как интегральное качество личности, как высший уровень активности, который характеризует отношение старших подростков к творческой досуговой деятельности, степени ее включенности в творческий процесс овладение способами творческой досуговой деятельности.

2. Обоснованы психолого-педагогические условия реализации творческой активности в свободно выбранном старшими подростками направлении досуговой деятельности.

3. Доказано, что полифункциональное досуговое объединение является важным фактором развития творческой активности личности старшего подростка.

4. Разработана модель развитии творческой активности старших подростков, включающая в себя когнитивный, мотивационный, деятельностный, коммуникативный компоненты.

5. Экспериментально доказана эффективность разработанных досуговых технологий развития творческой активности старших подростков, предполагающих поэтапное достижение целей: перцептивно-аналитический, исполнительский, авторский.

6. В ходе диссертационного исследования была экспериментально доказана эффективность следующих педагогических условий развития творческой активности старших подростков: обеспечение свободы выбора видов творческой активностиорганизация взаимодействия педагога и воспитуемого в процессе развития творческой активностиобеспечение вариативности и гибкости досуговых технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -229с.
  2. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Высш. шк., 1976. — 154 с.
  3. А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Академ, проект, 2000. — 256 с.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 488 с.
  5. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дис.. д-ра психолог, наук. Новосибирск, 1996. — 22 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1968. — 339 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан, ун-т., 1996. — 567 с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996. — 480 с.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа. -М., 1990.-362 с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 203 с.
  12. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  13. C.B. Социально-педагогическая поэма, или Тридцать романтиков грядущего века // Внешкольник. 2000. — № 2. — С. 23−24.
  14. П. А. Художественная атмосфера спектакля. М.: Искусство, 1989.- 186 с.
  15. .П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Шк. технологии. 1996. — № 4. — С. 47−52.
  16. Е.А. Семантическая философия искусства. М., 1998.
  17. A.C. Основы возрастной педагогики: Материалы эксперим. курса. В 2ч. 4.2 / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. — 85 с.
  18. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  19. A.C. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции // Шк.технологии. 1997. — № 4. -С. 3−10.
  20. JI. С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1976.-21 с.
  21. H.A. Самопознание: Опыт филос. автобиогр. М.: Книга, 1991.-446 с.
  22. В.А. Состояние, проблемы, перспективы развития // Внешкольник. 1998. — № 2. — С. 3−5.
  23. И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992. -217с.
  24. И.Е. Школа диалога культур // Шк. технологии. 1999. — № 1−2.-С. 100−104.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1998. — 399 с.
  27. Бестужев-Лада И. В. Деградация искусства XX века глазами социолога // Искусство и образование. 1996. — № 4. — С. 81 — 89.
  28. Бестужев-Лада И. В. Будущее свободного времени // Клуб. 1998. -№ 6.-С. 19−20.
  29. В.М. Избранные работы по социальной психологии / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1994. — 398 с.
  30. В.М. Избр. труды по психологии. В 2-х т. Т 2- Спб.: Алетейя, 1999.-281 с.
  31. Бехтерев В. М Психика и жизнь. Избр. труды по психологии. В 2-х т. Т 1 -СПб.: Алегейя, 1999.-255с.
  32. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
  33. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  34. A.A. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -186 с.
  35. JI. И. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  37. Н.Я. Опыт педагогического творчества // Внешкольник.2000. -№ 5. С.14−15.
  38. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993.-№ 2.-С. 70−75.
  39. A.B. О природных предпосылках психического развития человека М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 236 с.
  40. Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: Автореф. дис.. д-ра культуролог, наук. -СПб., 1998.-41 с.4L Бубер Н. Я и ты. М.: Высш. шк., 1995. — 173 с.
  41. Л.П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема // Проблемы теории воспитания: Сб. ст. М., 1974. — С.20−32.
  42. Л.П. Человек, деятельность и общение. М: Мысль, 1979.-216с.
  43. А.И. Марксистко-ленинская эстетика как теоретическая основа эстетического воспитания: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. М., 1970. — 34 с.
  44. Е.К. Личность в мире культуры: Филос.-онтол. подход: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Киев, 1994. — 38 с.
  45. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.
  46. О. От педагогики ЗУН-ов к педагогике развития // Искусство в шк. 1996. -№ 3. — С. 14−18.
  47. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. М.: Просвещение, 1998. — 239 с.
  48. М. Модель репрезентации и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-506 с.
  49. Ю.Г. Личность и гуманизм. М.: Высш. шк., 1995. — 160 с.
  50. Г. А., Акопян Л. Е., Вержуцкая Е. О. ЦДОД как новая модель дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. -№ 4. — С.17−18.
  51. Воспитание детей в школе/Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая шк., 1998.-208 с.
  52. Воспитание увлечением / Сост. А. Т. Ляшенко. М.: Мол. гвардия, 1980. — 75 с.
  53. В.З., Поташник М. И. Педагогические ситуации. М., 1983. -149 с.
  54. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог, очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.- 339 с.
  55. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  56. Л.С. Психология искусства. М., 1987. — 339 с.
  57. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.-404 с.
  58. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.-396 с.
  59. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. -221 с.
  60. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: Теорет. и метод, проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана. М., 1989. — С. 5−12.
  61. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  62. Гатанов .П. Развитие личности, способной к творческой саморегуляции // Психол. наука и образование. 1996. — № 1 — С. 93−100.
  63. Г. А., Калганова C.B. Радуга творчества // Внешкольник. -2000.- № 5. -С. 18.
  64. Ю.З. Внимание! Одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 89 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 9).
  65. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. В 2 т. Т.1: Пер. с фр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 456 с.
  66. Г. В. Театр для малышей. М.: Просвещение, 1968. — 154 с.
  67. Д., Стендли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Наука, 1976. — 470 с.
  68. Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Автореф.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1997. 22 с.
  69. . Что такое психология: В 2т: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. -496 с.
  70. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
  71. И.И. Культурная политика в современной России: Регион. Аспект: Учеб. пособие. Краснодар, 1998. — 319 с.
  72. А.Г., Серкова Г. Г., Черкасов В. А. Развитие жизнедеятельности учащихся лицея: (Аспект оптимизации пед. процесса). Челябинск, 1992.-112 с.
  73. P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л.: Изд-воЛГУ, 1988.-560 с.
  74. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: ОМ, 1994. — 192 с.
  75. .А. Свободное время: актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.-175 с.
  76. В.Г. Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. -26 с.
  77. В.Г., Немкин В. А. Эстетическое образование личности: от образносмысловой картины мира к организации эстетических взаимодействий в мире. -Челябинск, 1998. 150 с.
  78. В.Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества / Рос. акад образования. Ин-т пед. исслед.- Челяб. ин-т искусства и культуры. М.: Челябинск, 1993. — 40 с.
  79. В. А. Взаимодействие музея и школы в развитии способности детей понимать искусство // Доп. образование. 2000. -№ 5. — С.13−16.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
  81. В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопр. психологии. 1986. — № 4. — С. 22−32.
  82. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981.-213 с.
  83. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1979. — 264 с.
  84. Дети и подростки вне школы: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1992. — 170 с.
  85. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -336 с.
  86. М., Джонгвард Д. Рожденный выигрывать: Трансакционый анализ с гештальтупражнениями / Пер с англ.- Общ. ред. и послесл. J1.A. Петровской.-2-е изд М.: Издат. группа «Прогресс»: Прогресс-Универс, 1993.-336 с.
  87. Н., Леон Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы обработки данных. М.: Мир, 1980. — 610 с.
  88. X. Причины детских неудач: Пер. с англ. СПб.: Кристалл: Дельта, 1996.-448 с.
  89. JI. Г. Социальный педагог педагог дополнительного образования: Учеб.-метод. пособие. — Екатеринбург: Уралмедиздат, 1998.- 189 с.
  90. .И. О системе личности // Вопр. психологии. 1985. — № 5. -С. 11−14.
  91. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л.: Знание, 1983.-32 с.
  92. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Просвещение, 1987. -115с.
  93. М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  94. М. Все о детской вечеринке: Пер. с англ. М.: ТОО Центр ПРО- АОЗТ Альвис: АО «Столетие», 1995. — 224 с.
  95. О.М. Проблемы развития способностей до и после Л.С. Выготского // Вопр. психологии. 1996. — № 5. — С. 98−109.
  96. О.П. Уроки творчества: Развитие творч. и интеллектуал, потенциала личности. Челябинск, 1996. — 51 с.
  97. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Л., 1990. — 35 с.
  98. H.A. Досуговая деятельность как фактор повышения социальной ответственности молодежи // Социология культуры. -М.Д988.-С. 156−167.
  99. А.П. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе // Нач. школа. 1990. — № 7. — С. 18−22.
  100. Жарков А. Д, Организация культурно-просветительской работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М: Просвещение, 1989.237 с.
  101. А.Д. Технология кулыурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
  102. И.В., Фадин A.B. Центр досуга новое явление социокультурной сферы // Социальное проектирование в сфере культуры: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. — М., 1990. — С. 360−381.
  103. К. Свободное время и личность // Активность личности в социалистическом обществе. М., 1974. — С. 17−19.
  104. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1984. — 168 с.
  105. Заир-Бек Е.С., Казанская Е. И. Педагогические ориентиры успеха: (Аюуал. проблемы развития образоват. процесса). Метод, материалы к обучению семинарам. СПб.: Петроградский и К0,1995. — 64 с.
  106. Закон Российской Федерации «Об образовании»: в редакции Федеративного Закона от 13.02.96.//Рос.газ.1996,-14февр.
  107. Л.В. Избранные педагогические труды /АПН СССР. М., Педагогика, 1990. — 418 с.
  108. A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996. -350 с.
  109. Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. -Свердловск, 1970. 232 с.
  110. В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая кн., 1995.-346 с.
  111. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  112. Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  113. З.И. Организация досуга учащихся. М.: Высш. школа, 1986. -86 с.
  114. Игры обучение, тренинги, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая шк., 1994. — 368 с.
  115. К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980.-440 с.
  116. К.Н. Молодежный культурный центр и вопросы демократизации клубной работы. М., 1988. — 61 с.
  117. С.Н. Диалог о культуре. JI.: Лениздат, 1987. — 205 с.
  118. B.C. Формирование личности школьника: (Целостный аспект). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  119. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 450 с.
  120. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  121. П.Г. Социология культуры. 2-е изд. — М.: Логос, 1998. — 278 с.
  122. В.П. Детские объединения в клубе. М.: Сов. Россия, 1987. -120с.
  123. Исследование развития познавательной деятельности: Пер. с англ. / Под ред. Дж. Брунена, Р. Оливер и П. Гринфильд. М.: Педагогика, 1971.-392 с.
  124. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  125. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  126. Н.Г. Феномен игры в философии: Методолог. Аспект: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Иркутск, 1999. — 40 с.
  127. О. А. Игры в самих себя. 2-е изд. — М.: Роспедагентство, 1995.- 128 с.
  128. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1995.-23 с.
  129. Калугина Т. Г Теоретические основы психологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея / Рос.акад. образования. Лаб. Орг. и содерж. лицейского образования. -Челябинск, 1999. 192 с.
  130. Каникулы: Игра, воспитание: О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / Под ред. О. С. Газмана. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  131. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  132. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  133. В.А. Воспитание гражданина: Замысел директора школы.- М.: Моск. рабочий, 1987. 142 с.
  134. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: МП Новая шк., 1993.-80 с.
  135. Каргапольцева Н.А.Монтессори-образование.проблема социализации и воспитания личности.-М. Лед. вестник, 1999.-187с.
  136. A.B. Теория ценностей и ее педагогическое значение в современных условиях развития школы // Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т. К. Аханян, A.B. Кирьяковой. М., 1991. — С. 4−29.
  137. М.В. Инновации в мировой педагогике. Педагогический центр «Эксперимент». Рига, 1995.-176 с.
  138. В.М. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 1 Юс. — (Новое в жизни, науке и технике).
  139. Н.В., Ломова В. Ф., Меренков A.B. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника // Школьные технологии. -1999.-№ 1−2.-С.264−271.
  140. JI. Проблемы теории обучбения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  141. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.-136с.
  142. JI.H., Поляничко В. П. Молодой рабочий и культура. М.: Мол. гвардия, 1975. — 127 с.
  143. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. -391 с.
  144. Ю.Г. Взаимодействие педагогических коллективов ПТУ и станций юных техников в развитии у учащихся интереса к техническому творчеству: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1991. — 198 с.
  145. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие Я. А. Коменский, К. Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоци. М., 1988. -С.11−136.
  146. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.Т.2 / Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  147. Я.А. Новейший метод языков // Избр. пед. соч.: В 2 т Т .1 -М&bdquo- 1982. -с. 177−187.
  148. Н.И. Логический словарь.-М.: Наука, 1975.-720 с.150: Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе: Обобщение опыта работы шк. № 210. Ленинград. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-400 с.
  149. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. -255с.
  150. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  151. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  152. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1996. — 62 с.
  153. Н.Б. Когда усилия складываются // Внешкольник. 2000. -№ 5.-С. 17.
  154. Г. Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса // Шк. технологии. 1999. — № 12. — С.1−70.
  155. В.В. Хочу, могу, умею!: Обучение, погруженное в общение / РАН. Ин-т психологии. М., 1997. — 224 с.
  156. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  157. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  158. Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. — 432 с.
  159. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая шк., 1997. — 64 с.
  160. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 207 с.
  161. В.А. Психология: Учеб. для пед. уч-лищ. М.: Просвещение, 1986. — 335 с.
  162. Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Нар. образование. 2000. — № 3. — С. 91−97.
  163. А.З. Эволюционно-генетические закономерности и проблема детерминант психологического развития человека // Вопр. психологии.- 1985. -№ 3. С.126−132.
  164. Культура досуга / В. М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. -Киев, 1990.-238 с.
  165. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972. — 263 с.
  166. Культура современного урока / Под.ред. Н. Е. Щурковой. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 92 с.
  167. Культурно-досуговая деятельность: Методология и методика: Межвуз. сб. Челябинск, 1992. — 206 с.
  168. И. Досуг как поле социального воспитания // Теория и практика социальной работы: В 2 т. Т.1. М.- Тула, 1993. — С. 135−139.
  169. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург. 1997. -93с.
  170. А.Н. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 360с.
  171. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997, — 304 с.
  172. P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений: Монография / ЧГПУ- ЧИПКРО. -Челябинск, 1996. 227 с.
  173. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — 34с.
  174. A.C. Процесс научного творчества. -М., 1983. 143 с.
  175. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -193 с.
  176. А. Самоактуализация: Пер. с англ. // Психология личности: Тексты. М., 1982. — 234 с.
  177. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  178. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей. М.: Наука, 1994. -120 с.
  179. Г. Т. Духовная реальность человека: (анализ филос.-онтол. основ). Казань: Грандак, 1999. — 480 с.
  180. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте АПН НИИ общей психологии. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  181. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  182. А.Я. Инновации в образовании. —Челябинск, 1997. 279 с.
  183. P.C. Психология образования. В 2 кн. Кн.2. Психология образования: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  184. .Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.-217 с.
  185. В.Н. Творчество как инновационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). Симферополь: Таврия, 1990. — 190 с.
  186. A.M. Деятельность, поведение, творчество. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — С. 64−65.
  187. Л.И., Куракин Т. А. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1966.-217 с.
  188. Т.Е. Эмоциональная устойчивость школьника. М.:3нание, 1988.-80 с.
  189. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-210 с.
  190. В.Д. Твои возможности, человек! 5-е изд., доп. и перераб. -М.: Знание, 1986.-270 с.
  191. Педагогический поиск / Сост. И. Баженова. М.: Педагогика, 1987. -541 с.
  192. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  193. A.B. Психология неадаптивной активности. М.: ТО Горбунов, 1992.-224 с.
  194. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. -М., 1966.-879 с.
  195. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: МПУ, 1996. — 180 с.
  196. .Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: На опыте нач. шк: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 22 с.
  197. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  198. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт попул. моногр. с элементами учеб. пособия и науч. фантастики. М.: Новая шк., 1996. -160 с.
  199. Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  200. Популярный педагогический словарь для работников учреждений образования. Ч. 1. / Под ред. В. З. Вульфа М.: Екатеринбург, 1993. -62 с.
  201. М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. — 189с.
  202. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. -78 с.
  203. Психологический словарь / Под общ.ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  204. Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 240 с.
  205. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -i
  206. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  207. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина- АПН НИИ СССР. общ. и пед. психологии. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  208. О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. -М., 1997.-34 с.
  209. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т., т./Гл. ред. В. В Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-608с.
  210. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 276 с.
  211. B.C. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Центры детского досуга: В 2-х ч. Ч. 1. Челябинск, 1998. — 80 с.
  212. B.C. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Центры детского досуга: В 2-х ч. Ч. 2. Челябинск, 1998. — 125 с.
  213. B.C. Детство. Отрочество. Юность: Программа воспитания в сфере досуга. Челябинск: ЧГИИК, 1998. — 56 с.
  214. В.Г. Основы формирования творческого потенциала учителя // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования / Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Ч. 11. — М., 1994.-С. 51−66.
  215. В. Г. Творческая деятельность как условие развития профессиональной компетентности // Тез. докл. Всерос. практ. конф. -Курск, 1994.-С. 214−216.
  216. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. М.: Пед. вестн., 1997. — С. 244.
  217. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Пед. вестн., 1998. — 116 с.
  218. З.Г. Развитие методов воспитательной работы в советской школе: (Учеб. пособие). Оренбург, 1991. — 95 с.
  219. Сборник нормативно-правовых и распорядительных документов по регламентации деятельности образовательных учреждений / Администрация г. Челябинска: Управ, по делам образования г. Челябинска. Челябинск, 1998. — 224 с.
  220. В.Д. Педагогический процесс: Соц.-пед. аспект: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург, 1993. — 77 с.
  221. Г. К. Современные образовательные технологии. М. .Педагогика, 1997. 130с.
  222. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Общ. психология, 1984. — 220 с.
  223. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.-е.
  224. Э.А. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. 89 с.
  225. В.А. Педагогика творчества // Сов. педагогика. 1991. -№ 1.~С. 147−149.
  226. В.А. Педагогическая профессия и личность учителя // Педагогика / Под ред. Баранова С. П. и др. М., 1976. — С. 3−10.
  227. Е.И. Клубные объединения: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение 1977. — 160с.
  228. Т.П. Культурные запросы как условие разработки воспитания общей культуры юношества: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. 196 с.
  229. Структуры и механизмы нормативной творческой деятельности. Л., 1983.-217 с.
  230. В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000. — 208с.
  231. В.А. Разговор с молодым директором // Избр. педаг. соч.: В 3 т. М., 1981. — Т.З. — С. 7−204.
  232. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1994.-40 с.
  233. .А., Костров И. А. Досуг в США: Учеб. пособие. СПб., 1992. -84 с.
  234. В.Е. Клубы и свободное время. М., 1982. — 135 с.
  235. В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Учеб. пособие. Л., 1980. — 119 с.
  236. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  237. В.В. Феномен клуба: Ист.-пед. анализ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1998.-52 с.
  238. В.П. Теоретико методические ориентиры формирования творческой активности. — М.: Новая шк., 1996. — 96с.
  239. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: В 2 т.- М., 1974. — Т. 1.-С. 229−547.
  240. Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  241. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  242. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: Проблемы изучения и упр. М.: Наука, 1986. — 235 с.
  243. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая шк., 1994.-64 с.
  244. A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22 с.
  245. В.А. Комплексно-деятельностный подход в исследовании проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса // Проблемы формирования и развития личности. Челябинск, 1992. — С. 17−24.
  246. Н.Е. Программа воспитания школьника. М., Пед. об-во России, 1998.-48с.
  247. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 158с.
  248. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -334 с.
  249. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая шк., 1994.-420 с.
  250. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  251. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Сов. педагогика. — 1982. — № 8. — С. 74−77.
  252. Ядов В. А Социологические исследования: Методология. Программы. Методы. М., 1987. — 321 с.
  253. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. М., 1969. — 317 сЛковлева Н. М. Теория и практика педагогического творчества. — Челябинск, 1987. — 68 с.
  254. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991.- 168с.
Заполнить форму текущей работой