Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза: Немецкий язык, I курс
Диссертация
Апробация основных результатов исследования осуществлялась в непосредственной практике обучения студентов I курса факультета иностранных языков Бурятского государственного университета (1999 — 2002) — в докладах на Международной научной конференции «Deutsch als Fremdsprache an der Schwelle des XXI. Jahrhunderts» (Ростов-на-Дону, 1999), на I Всероссийской научно-практической конференции… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Стратегии автономного чтения как вариативные модели поведения ^ студента при чтении текстов на иностранном языке
- 1. 1. Автономное чтение на иностранном языке как вид автономной учебной деятельности студента языкового вуза
- 1. 2. Стратегии автономного чтения на иностранном языке
- Выводы
- Глава II. Формирование стратегий автономного чтения на иностранном языке
- 2. 1. Методика формирования стратегий автономного чтения на иностранном языке
- 2. 2. Результаты экспериментального обучения студентов I курса стратегиям автономного чтения на иностранном языке
- Выводы
Список литературы
- Андреев О А. Техника быстрого чтения /О А. Андреев, JI.H. Хромов. Мн.: Ушверспэцкае, 1997. — 224 с.
- Апанович Е.В. Методика формирования учебного умения самостоятельно активизировать языковой материал (начальный этап, языковой вуз): Автореф. дис. канд. пед. наук/Апанович Елена Владимировна. Иркутск, 2003. — 24 с.
- Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам /М.А. Ариян //Иностранные языки в школе. -1999.-№ 6.-С. 17−21
- Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Науч.-теорет. пособие / А. Л. Бердичевский. М.: Высш. шк., 1989.- 103 с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз."/ И. Л. Бим. М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
- Бим И. Л. Немецкий язык: Базовый курс. Концепция, программа / И. Л. Бим. -М.: Просвещение, 1995. 128 с.
- Бим И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка/ И. Л. Бим, О. В. Афанасьева, O.A. Радченко // Иностранные языки в школе. 1999. — № 6. — С. 13−17
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе.-2002. — № 2. — С. 11−15
- Бим И. Л. Педагогический вуз: состояние и проблемы // Иностранные языки в школе. -1996. -№ 6. С.2−6
- Ю.Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учеб. пособие / Г. И. Богин. Калинин, 1989. -69 с.
- Бойко В.П. Профессионально-ориентированная методика формирования учебных умений у студентов 1 курса факультета иностранных языков: Автореф. дис. канд. пед. наук/Бойко Вера Павловна. Липецк, 1993. — 16 с.
- Бологова M.А. Стратегии чтения в контексте художественного повествования: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Болотова Марина Александровна.- М., 2000.-23 с.
- Бориско Н.Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык / Н. Ф. Бориско. Киев: фирма «ИНКОС», 2001. — 267 с.
- Борходоева JI.A. Прагматический текст как средство формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Борходоева Лариса Анатольевна. Улан-Удэ, 2002. — 24 с.
- Вайсбурд M. JL Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / M.JI. Вайсбурд, C.JI. Блохина // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 1.-С. 19−21
- Вайсбурд M.JT. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / M.JI. Вайсбурд, C.JI. Блохина // Иностранные языки в школе. 1997. — № 5. — С. 19−24
- Вербицкий A.A. Концептуальные основы непрерывного образования / A.A. Вербицкий, В. А Юрисов, H.H. Нечаев // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1989. — С.5 — 14
- Вопросы контроля обученности иностранному языку: Метод. Пособие./Под ред. A.A. Миролюбова. Обнинск: Титул, 1999. — 112 с.
- Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодёжной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. 1995. — № 6. — С.56 -60
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства /Т.В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 256 с.
- Галатенко H.A. Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения: Учебное пособие / H.A. Галатенко, И. И. Ильясов. -М., 1988. 87 с.
- Гальперин ПЛ. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. -№ 2. -С.3−8
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
- Гаражкина Г. А. Обучение чтению оригинальных иноязычных текстов на I курсе неязыкового вуза на основе использования догадки: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Гаражкина Галина Александровна.- Владимир, 1984. 21 с.
- Гизерская Е. К. Коммуникативный подход при обучении чтению взрослых (базовый курс немецкого языка, курсовая система): Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Гизерская Елена Константиновна. М., 2000. — 19 с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: Учеб. пособие к спецкурсу /И.А. Гиниатуллин. Свердловск, 1990. — 96 с.
- Гохлернер М.М. Учебные умения: сущность, специфика и требования к ним/М.М. Гохлернер, И.А. Рапопорт//Иностранные языки в школе.-1979.- № 2. С. 13 -19
- Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков (спецкурс) / П. Б. Гурвич. Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та им. П.И. Лебедева-Полянского, 1980. — 106 с.
- Егорченкова Е.Я. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового экономического вуза / Е.Я. Егор-ченкова, А. Г. Завьялова, A.B. Кравченко // Иностранные языки в школе. -2003.-№ 3.-С. 20 -24
- ЗЗ.Зверлова О. Ю. Программа-концепция курса по немецкому языку для общеобразовательных учреждений: 5−11 кл./О.Ю. Зверлова. М.: ИД МАРТ, 2002.-72 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И.А. Зимняя.-М., 1991.-222 с.
- Иванова Е. Ф. Теория и практика тестового контроля в обучении иностранным языкам/Е.Ф. Иванова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2000. — 326 с.
- Ильясов И.И. О формировании приемов деятельности учения студентов // Проблемы программированного обучения / И. И. Ильясов, O.E. Мальская. -1982.-С.136
- Ильясов И.И. Структура процесса учения /И.И. Ильясов.-М.:МГУ, 1986.-247 с.
- Каган О. Теория и практика написания личностно-ориентированного учебника русского языка как иностранного: Автореф. дис.канд. пед. наук/О. Каган. -М., 1997.-21 с.
- Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам/А.Е.Капаева//Иностранные языки в школе.-2001 .-№ 3.-С.12−17
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. 2-е изд., испр./ З. И. Клычникова. — М.: Просвещение, 1983. -207 с.
- Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование: Науч. теорет. пособие / В. А. Коккота. — М.: Высш. школа, 1989. — 127 с.
- Концепция о содержании образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык’ТВ.В. Сафонова, E.H. Соловова, И. Л. Бим, М. З. Биболетова, Л. Г. Кузьмина //Иностранные языки в школе.-2000. -№ 6.-С.З 5
- Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель/ Н. Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С. 9−14
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002.-176 с.
- Кузьменко О.Д. Стратегии и тактики чтения и категории чтецов / О.Д. Кузь-менко // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. — С.204 — 210
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Личность. Внутренний мир и саморегуляция / Ю. Н. Кулюткин. СПб, 1996. — С.48
- Лапидус Б.А. О необходимости специальной воспитательной работы со студентами языкового вуза в интересах повышения эффективности аудиторных занятий У Б.А. Лапидус // Иностранные языки в высшей школе. М., 1982. — С.18
- Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. -М.: Высшая школа, 1986. -144 с.
- Ларина М.М. Развитие личностной свободы подростков в условиях автономной учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук/М.М. Ларина. -Волгоград, 2000. 21 с.
- Леонтьев A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. 1968. — № 2. — С.49−57
- Леонтьев A.A. Ориентировочная деятельность при понимании иноязычного текста/ A.A. Леонтьев // Иностранные языки в высшей школе. -1975. -№. 10. -С.100 -105
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности /И.Я. Лернер. М.: «Знание», 1980.-96 с.
- Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: Пособие для учителя / М. Д. Городникова, Н. И. Супрун, Э. Б. Фигон и др. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / Под. Ред. В. Я. Ляудис. М., Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 77 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. фак. вузов / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. шк., 1981. — 159 с.
- Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис.. канд. пед наук/ Мазо Марина Владимировна. Саратов, 2000. — 24 с.
- Мильруд Р.П. Речевая ситуация как методический приём обучения /Р.П. Мильруд// Иностранные языки в школе. 1982. — № 1. — С.24 -32
- Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приёма обучения /Р.П. Мильруд// Иностранные языки в школе. 1983. -№ 2.-С. 31−46
- Миньяр Белоручев Р. К. Комментарий к статье «Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика?» / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 6. — С. 14 -16
- Миролюбов A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам /A.A. Миролюбов. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
- Молонов Г. Ц. Содержание и факторы воспитания учащихся/Г.Ц. Молонов. -Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 200. 176 с.
- Москальская О.И. Понятия практического овладения иностранным языком в средней школе /О.И.Москальская //Иностранные языки в школе,-1971.-№ 1.-С.55−56
- Нечаев В.Я. Социология образования/В .Я. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 200с.
- Нечаев H.H. Высшее образование как ступень и принцип непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1989. — С. 14 — 28
- Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. и науч.- попул. кн. /Л.А. Николаева.-2-е изд., изм. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Носонович E.B. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович, Р.П. Мильруд//Иностранные языки в школе. 1999. — № 1. — С. 11−18
- Носонович Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста/ Е. В. Носонович, Р.П. Мильруд//Иностранные языки в школе. 1999. — № 2. — С. 6−12
- Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам/Е.В. Носонович// Иностранные языки в школе. -2000. №. 1.- С. 11−16
- Обучение иностранному языку как специальности (для ин-тов и фак. иностр. яз.): Учеб. пособие / М. К. Бородулина, A.JI. Карлин, A.C. Лурье и др. 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1982. — 255 с.
- Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М., 1989. — 342 с.
- Перкас C.B. Организация индивидуального чтения в старших классах гуманитарной гимназии / C.B. Перкас // Иностранные языки в школе 1998. -№ 4. — С.4−8
- Перлова И.В. Дидактическое содержание и организация самостоятельной работы при обучении иноязычному информативному чтению: Дис. .на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Перлова Ирина Вениаминовна.- М., 1997. 237 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. М., 1998. -286 с.
- Программа профессиональной подготовки учителей немецкого языка/Под ред. Г. В. Яцковской. М.: Goethe Institut Inter Nationes, 2002. — 71 с.
- Разинов П.А. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе / П. А. Разинов // Иностранные языки в школе. 1989. — № 4. -814
- Райхштейн А.Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации. /А.Д. Райхштейн // Иностранные языки в школе. 1986. -№ 5. — С. 10−14
- Рогова Г. В. Методическое содержание работы над иноязычным текстом различного характера в старших классах средней школы / Г. В. Рогова, Ж. И. Мануэльян //Иностранные языки в школе. №. 3. — 1983. -С.48−59
- Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Г.В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Рубо И.Г. К вопросу о психологической характеристике стратегий чтения научного текста / И. Г. Рубо // Иностранный язык для специалистов. М., 1999.-С.З-10
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: к разработке новой модели педагогической деятельности. Педагогический лицей: становление будущего учителя / В. В. Сериков. -Волгоград, 1994. С.3−12
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. -350 с.
- Скопинская JI.H. Использование словарей на уроках английского языка в средней школе / Л. Н. Скопинская // Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. СПб.: «Каро», 2001.- С. 37 — 55
- Скосоренко Е.Г. Цели и задачи практической подготовки студентов языкового вуза на начальном этапе (первый курс): Дис.. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук/ Е. Г. Скосоренко. М., 1993. — 172 с.
- Смелякова Л.П. Теоретические основы отбора художественного текстовогоматериала для языкового вуза (на материале англ. языка): Автореф. дис. дра пед наук. / Л. П. Смелякова. СПб, 1992. — 32 с.
- Сметанникова Н. Н. Стратегии понимания текста и уровни владения иностранным языком / H.H. Сметанникова // Вопросы методики и психологии обучения иностранным языкам в языковом вузе: Сб. науч. тр.- М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. -С.85 92
- Смирнова Л.Н. Организация работы с текстом для просмотрового чтения / Л. Н. Смирнова // Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. СПб.: «Каро», 2001.-С.74−82
- Спивак Д.Л. Как стать полиглотом /Д.Л. Спивак.- Лениздат, 1989. 144 с.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности у взрослых обучаемых /Г.С. Сухобская // Вопросы психологии. -1984. -№ 5. С. 32−40
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
- Тамбовкина Т. Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе/Т.Ю. Тамбовкина//Иностранные языки в школе.-1998. № 4. — С. 84−88
- Тамбовкина Т.Ю. О некоторых методах самообучения иностранным языкам / Т. Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 5. — С.29 — 34
- Тарева Е.Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: теория и технология / Е. Г. Тарева. Иркутск: ИГЛУ, 2001.-200 с.
- Татаурова Л.Д. Формирование умений самостоятельной работы учащихся с книгой (текстом) на иностранном языку в процессе внеклассного чтения (нем. яз.): Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Татаурова Лариса Дмитриевна. -М., 1981. С.15−16
- Улитина С.Г. Формирование структурно-композиционных навыков иноязычного профессионально-орентированного чтения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Улитина Светлана Григорьевна. Пермь, 1999. — 21 с.
- Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В .Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания (языковой вуз): Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Фурманова Валентина Павловна. М., 1994. — 58 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) / И. И. Халеева. -М., 1989. 238 с.
- Хьелл Ларри А., Зиглер Даниель, Дж. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. 2-е изд. испр. -СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Цетлин B.C. Трудности текстов для чтения / B.C. Цетлин // Иностранные языки в школе. 1994. — № 3. — С. 9−13
- Черепова Н.Ю. Субъективные стратегии работы с текстом: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/ Черепова Надежда Юрьевна. М., 1998. — 21 с.
- Чернявская Л.А. Роль коммуникативных задач и учет ситуаций общения при обучении чтению // Иностранные языки в школе. — 1986. № 5. — С. 20−25
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — М.: Логос, 1993.-181 с.
- Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранны языкам/ Э. Я. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1971 144 с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования/ Э. А. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.-156 с.
- Штульман Э.А. К вопросу о методологии научных исследований / Э. А. Штульман //Иностранные языки в школе. 1988. — № 1. — С.77−79
- Щепилова A.B. Проблемы преподавания второго иностранного языка и вопросы подготовки педагогических кадров / A.B. Щепилова // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 6. — С. 15−22
- Юнг К. Психологические типы /К. Юнг. СПб: Прогресс -Универс, 1995.-С. 457
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков/ Н. В. Языкова. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. — 238 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников /И.С. Якиманская //Вопросы психологии. -1994. -№ 2. -С.64−77
- Bimmel Peter. Lernstrategien im Deutschunterricht // Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. Heft 8: Lernstrategien.- Munchen: Klett Verlag, 1993.-№ 1. S. 4−11
- Bimmel Peter. Lernstrategien im Deutschunterricht Funktionen und Vermittlungsfragen // Fremdsprache DEUTSCH. Sondernummer 1995 (Fremdsprachenlerntheorie).- S. 16−21
- Bimmel Peter, Blom Sarah. Qualifikation zum lebenslangen (Sprach) Weiterlernen // Fremdsprache DEUTSCH. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. Heft: Trends 2000. Munchen: Klett Verlag, 2000.-S.49−54
- Bimmel Peter, Rampillon Ute. Lernerautonomie und Lernstrategien. Fernstudieneinheit 23. Erprobungsfassung. Munchen: Goethe-Institut / Langenscheidt, 1999.-200 S.
- Brammerts Helmut. Strategien beim selbstandigen Lernen im Tandem//Der Fremdsprachliche Unterricht Franzosich. Heft 4. Munchen, Klett Verlag, 1998. -S. 57−59
- Buhlmann Rosemarie, Laveau Ingeborg. Arbeit mit Sachtexten. Fernstudieneinheit. Erprobungsfassung 1/92. Munchen: Goethe-Institut /Langenscheidt, 1992. — 246 S.
- Chamot Anna Uhl, O’Malley, Joan Michael. Learning strategies in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. -.
- Cohen A.D., Aphek E. Easifying second language learning. In: Studies in Second Language Acquisition, 1981,3.- P.221−236
- Dickinson Leslie. Autonomy, self-directed learning and individualisation. In: Harding -Esch, E. (Hrsg.): Self-directed learning and autonomy. Cambridge, 1977. -P. 12−34
- Dickinson Leslie. Self- instruction in commonly-taught languages. In: System. -№ 3.- 1979.-P. 181−187
- Dickinson Leslie. Learner Autonomy 2: Learner Training for Language Learning. Dublin: Authentik, 1992. — 243 p.
- Ehlers Swantje. Lesen als Verstehen: Fernstudieneinheit 2.- Berlin: Langenscheidt, 1992.-112 S.
- Ehnert Rolf. TANDEM in der Uni? In: M. Muller, L. Wertenschlag, J. Wollf (Hrsg.), Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Modelle und Beispiele aus dem Fremdsprachenunterricht. Berlin, Langenscheidt, 1989. — S. 107−121
- Ellis Rod. The study of Second Language Acquisition / R. Ellis. Oxford: OUP, 1994.-pp. 164−165.
- Faerch Claus, Kasper Gabriele. Processes and Strategies in Foreign Language Learning and Communication. In: INTER-LANGUAGE STUDIES BULLETIN.-Utrecht: 1980.- № 5. p. 47−118
- Friedrich Helmut F., Mandl, Heinz. Lern- und Denkstrategien: Ein Problemumriss.- In: H. Mandl/F.Friedrich (Hrsg.), Lern- und Denkstrategien. Analyse und Intervention.-Gottingen: Hofgrefe, 1992. S.3−54
- Gick Cornelia. Tandemerfahrungen. In: M. Muller, L. Wertenschlag, J. Wollf (Hrsg.), Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Modelle und Beispiele aus dem Fremdsprachenunterricht. — Berlin, Langenscheidt, 1989. — S.7−13
- Gick Cornelia. Fordern Lehrwerke die Autonomie der Lerner? In: M. Muller, L. Wertenschlag, J. Wollf (Hrsg.), Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Modelle und Beispiele aus dem Fremdsprachenunterricht. Berlin, Langenscheidt, 1989. — S.163−187
- Goodman Kenneth S. Die psycholinguistische Natur des Leseprozesses. In: Adolf Hofer (Hrsg.), Lesenlernen: Theorie und Unterricht. Dusseldorf: Podagogischer Verlag Schwann, 1976. — S. 139 -152
- Hofer Adolf (Hrsg.). Lesenlernen: Theorie und Unterricht. Dusseldorf: Padagogischer Verlag Schwann, 1976. — 364 S.
- Holec Henri. A propos de l1 autonomie: quelques elements de reflection. In: ELA, Paris 41,1981. S. 7 -23
- Holec Henri. Autonomy and Foreign Language Learning. Strasbourg.: Council of Europe, 1980.-p. 3
- Hosenfeld Carol et al. Second Language Reading: A curricular sequence for teaching reading strategies. Foreign Language Annals, 14, 1981. pp. 415- 422
- Kelly George. The Psychology of Personal Constructs. (2 volumes). New York: Norton, 1955. — p. 8−9
- Krumm Hans Jurgen. Gegenrede // Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. Sondernummer 1996: Autonomes Lernen. -Munchen: Klett Verlag, 1996 — S. 61−62
- Landwehr Norbert. Neue Wege der Wissensvermittlung / N. Landwehr. Aarau, 1994.- 117 S.
- Langer Michael. Bucher & Aufsatze zum Thema. // Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. Sondernummer 1996: Autonomes Lernen. Munchen: Klett Verlag, 1996. — S. 57 — 60
- Language learning for European citizenship. Council of Europe. Report on Workshop 3B.-Budapest, Hungary, 23−24 May, 1993. — p. 31−34
- Little David. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues and Problems. Authentic Books for Language Teachers.- Dublin: Authentic, 1991. 192 p.
- Lutjeharms Madeline. Learning strategies. Language Learning for European Citizenship. Report on Workshop 6 A. Tampere, Finland, 1991. — p.34−42
- Lutjeharms Madeline. Lesen im Fremdsprachenunterricht. In: Jung, Udo O.H. (Hrsg.) Praktische Handreichung fur Fremdsprachenlehren. Frankfurt / Main: Peter Lang, 1998. — S. 281 — 287
- Luukas A. Approaches and Methods. Language Learning. Report on Workshop 6 A. Tampere, Finland, 1991. — p.28−33
- Mandl H., Fischer P.M. Wissenschaftliche Ansatze zum Aufbau und zur Forderung selbstgesteuerten Lernens. In: Unterrichtswissenschaft. -1982/2, S. lll-128
- Maslow Abraham. H. Motivation and Personality. 2-nd. ed. — N.Y. e.a.: Harper&Row, 1970. — 461 p.
- Neuner G., Kruger M., Grewer U. (Hrsg.). Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht.-Berlin und Munchen, Langenscheidt KG, 1991.-184 S.
- Neuner Gerhard, Hunfeld Hans. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts- Eine Einfuhrung. Fernstudieneinheit 4. Berlin, Langenscheidt, 2001
- Nodari Claudio. Perspektiven einer neuen Lehrwerkkultur. Padagogische Lehrziehle im Fremdsprachenunterricht als Problem der Lehrwerkgestaltung. (Reihe Sprechlandschaft, 16). Aarau: Sauerlander, 1995. — 341 S.
- Nodari Claudio. Autonomie und Fremdsprachenlernen / Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. Sondernummer 1996: Autonomes Lernen. Munchen: Klett Verlag, 1996. — S. 4−10
- Nodari Claudio. Autonomiefordernde Aufgaben im Fremdsprachenunterricht/ Fremdsprache Deutsch 10. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts.-Munchen: Klett Verlag, 1994. S. 39 — 43
- Nunan David. Designing and adapting materials to encourage learner autonomy. In: Autonomy and Independence in Language Learning. London, New York, 1995.-p. 195
- Oxford Rebecca L. Language Learning Strategies. What Every Teacher should Know. New York, 1990.- 329 p.
- Philipps M. Autonomy or automatos? Freedom and control in language-learning techniques. In: Harding-Esch, E. (Hrsg.): Self directed learning and autonomy. -Cambridge, 1977. — p. 93 -105
- Robertas C.A. The Art of Circumlocution: Teaching strategic competence // Forum. Vol. XXVIII. — № 4, 1990. — p. 41 — 43
- Rubin Joan. What the «Good Language Learner» can teach us. TESOL Quarterly. 9. — 1975. — pp. 41−51
- Ruddel R.B. Psycholinguistische Implikationen eines Modells von Kommunikationssystemen. In: Adolf Hofer (Hrsg.), Lesenlernen: Theorie und Unterricht. — Dusseldorf: Podagogischer Verlag Schwann, 1976. — S. 152 — 173
- Smith Frank, Goodman Kenneth. Uber die psycholinguistische Mmethode des Lesenlernens. In: Adolf Hofer (Hrsg.), Lesenlernen: Theorie und Unterricht. -Dusseldorf: Podagogischer Verlag Schwann, 1976. — S. 232 -239
- Stern H.H. What we can learn from the Good Language Learner? Canadian Modern Language Review. 31.- pp. 304−318
- Stiefenhofer Helmut. Lesen als Handlung: Didaktisch-metodische Uberlegungen und unterrichtspraktische Versuche zur fremdsprachlichen Lesefahigkeit. -Weinheim- Basel: Beiz Verlag, 1986. 385 c.
- Tonshoff Wolfgang. Bewusstmachendes Training von Lernstrategien / Materialien DaF. Heft 46: Gedachnis und Sprachlernen. Regensburg: Fachverband DaF, 1997.- S.96 -111
- Tonshoff Wolfgang, Kleppin Karin. Lernstrategientraining? Was noch alles in den paar Stunden Franzosischunterricht? / Der Fremdsprachliche Unterricht Franzosich. Heft 4. Munchen, Klett Verlag, 1998. — S. 52−56
- Trim J.L.M. Some possibilities and limitations of learner autonomy. In: Harding -Esch, E. (Hg.): Self-directed learning and autonomy. Cambridge, 1977. — S. 1−11
- Wenden Anita. Conceptual background and utility. In: A. Wenden/ J.Rubin. Learners strategies in language learning. Englewwood Cliffs, NJ: Prentice/Hall International, 1987. — p. 3−13
- Westhoff Gerard J. Learner Strategies in Information Processing. In: M. Biddele/P.Malmberg (Eds.): Learning to Learn: Investigating Learner Strategies and Learner Autonomy. Report of Workshop 2a. Strasbourg: Council of Europe, 1991.-pp. 23−28
- Wolff Dieter. Lernstartegien: Ein Weg zu mehr Lernenrautonomie. http://www.ualberta.ca/— german/idv/wolffl .htm
- Wollf Jurgen. «Sei alternativ lern autonom!» In: M. Muller, L. Wertenschlag, J. Wollf (Hrsg.), Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Modelle und Beispiele aus dem Fremdsprachenunterricht. — Berlin, Langenscheidt, 1989. — S.89 — 1071. Словари:
- Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.- СПб: «Златоуст», 1999. 472 с.
- Большой толковый социологический словарь/ Под ред. Д. Джери, Д. Джери. М.: Вече ACT, 1999. — С. 298
- Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков./ И. Л. Колесникова, O.A. Долгина. -СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. 224 с.
- Лейбин В.М. Словарь справочник по психоанализу / В. М. Лейбин. -СПб., 2001.-Вып. 17.-С. 12
- Мальцева Д.Г. Германия: страна и язык. Landeskunde durch die Sprache: Лингвострановедческий словарь / Д. Г. Мальцева. -2-е изд., испр. и доп.- М.: ООО Издательство «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. 416 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
- Политология: Энциклопедический словарь/Под ред. Ю. Аверьянова. М., 1993.-С. 367
- Профессиональное образование: Словарь. М., 1999.- С.325
- Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь: Т.2/А. Ребер. -М.: Вече ACT, 2001. С. 17, С. 321−322
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — С. 16
- Словарь иностранных слов.-18-e издание, стереотип.- М.: Рус. язык, 1989. -624 с.
- Словарь русского языка: В 4 т.: Т.4 /Под ред. А. П. Евгеньевой.-2-е изд.-М., 1984. С.23
- Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефронь. СПб: Типография Акц. общ. «Изд. Дело», Брокгауз — Ефрон, 1901. — С.730 — 733
- Учебники и учебные пособия:
- Бухаров В.М. Практический курс немецкого языка для I курса институтов и факультетов иностранных языков: Учебник / В. М. Бухаров, Н. В. Чайковская, И. Ш. Канакова. М.: Высш. шк., 1993.- 256 с.
- Немецкий язык: I курс: Практический курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. язык» /A.JI. Бердичевский, И. А. Гиниатуллин, ЖЛ. Лопасова, В. Г. Никифорова. М.: Просвещение, 1991. — 352 с.
- Bimmel Peter, PfafF Angela, Angelika Raths, van de Ven Mariet. SO ISSES 1. Deutsch fur die 90er. Textbuch. Malmberg den Bosch. — 238 S.
- Bimmel Peter, PfafF Angela, Angelika Raths, van de Ven Mariet. SO ISSES 1. Deutsch fur die 90er. Arbeitsbuch. Malmberg den Bosch. — 238 S.
- Malinverni Martino, Roncoroni Francesca / Viecelli, Franz. Orizzoni 1. -Lehrbuchverlag Kanton Zurich, 1997. S.14
- Richter Gabriele, Richter Manfred. Interessantes. Kurioses. Wissenswertes. Ein landeskundliches Lese-und Ubungsbuch. Munchen e.i. Ismaning.: Verlag fur Deutsch, 1994.- S.128
- Seibert Waltraud, Stollenberg Ulrich. Schritte. Pasos. Passi. Steps.Pas.-Berlin:Langenscheidt, 1992.- 96 S.
- UNTERWEGS. Lesebuch 7. Schuljahr (Erarbeitet von E. Bleier-Staudt, K. Bothe, G. Lange, J.U.Meyer-Bothling, K. Schroer, E. Thurmann, G. Waldmann). Stuttgart: Ernst Klett Schulbuchverlag GmbH, 1993. — S. 241
- Werr Christoph. Literatur zum Anfassen: Vorschlage zu einem produktiven Umgang mit Literatur. 1. Aufl. — Munchen e.i. Ismaning.: Hueber, 1994. — S.120
- Материалы ресурсов сети Internet:1. http://www.teachsam.de2. http://www.lesetexte.de3. http://www/zum/de/Faecher/Sonder/BW/hg//lesetexte/htm4. http://www/deutsch-als-fremdsprache/de5. http://www.goethe.de