Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие методических знаний в системе самостоятельной работы студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как нам представляется, при определении основных вопросов раскрытия содержания, необходимо определить для каждого этапа проведения занятия, соответствующие методы и методические приемы, средства наглядности. Эти компоненты, в единстве с содержанием, должны обеспечить студентам овладение многообразными функциями учителя биологии, овладение ими системой методических знаний, умений и навыков. При… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование и развитие системы методических знаний студентов в процессе их профессиональной подготовки
    • 1. Реализация учителем биологии системы методических знаний в процессе организации самостоятельной работы учащихся
    • 2. Динамика требований к профессиональным качествам личности (* современного учителя биологии в процессе его методической подготовки
    • 3. Методические знания, умения и навыки учителей биологии, формируемые в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе
    • 4. Специфика формирования и развития системы методических знаний студентов. л
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Самостоятельная работа студентов в курсе методики обучения биологии как важнейший фактор формирования и развития системы методических знаний современного учителя биологии
    • 1. Самостоятельная познавательная деятельность студентов — основа формирования и развития методических уа знаний
    • 2. Самостоятельная работа и ее роль в развитии методических знаний студентов
    • 3. Система форм, преподавания и организации различных видов самостоятельной работы студентов в процессе развития методических знаний
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ. щ,
  • ГЛАВА. HI. Экспериментальное исследование педагогической эффективности формирования и развития методических знаний в системе подготовки современного учителя биологии
    • 1. Общая характеристика педагогического исследования проблемы формирования и развития системы методических знаний студентов

    § 2. Экспериментальное исследование педагогической эффективности р применения системы самостоятельной работы студентов в процессе формирования и развития методических знаний современного учителя биологии.

    ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

Формирование и развитие методических знаний в системе самостоятельной работы студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из актуальных задач нынешнего этапа развития обоазовательно.

1фи воспитательного процесса в масштабах страны является диверсжация сложившейся системы образовательных учреждений, расширение многообразия типов составляющих ее учебно-воспитательных заведений. Как известно, к настоящему времени в структуре образовательных учреждений появилось уже значительное число новых типов: специальных школ, гимназий, лицеев, колледжей.

Другими, не менее важными задачами инновационного образовательно-воспитательного процесса являются следующие: создание альтернативных программ и технологий развивающегося типаразработка межпредметных интегрированных учебных курсовиспользование вариативных учебников, методических пособий, средств обучения.

В итоге, с особой остротой выдвигаются на передний план вопросы развития образования в его новой парадигмальной форме, соответствующей вызову нового времени, удовлетворению образовательных потребностей населения, более полного удовлетворения запросов различных сфер образования, соответствующим образом подготовленных специалистов.

К настоящему времени выполнен ряд крупных исследований педагогов (О.А.Абдуллина, С. Н. Архангельский, В. П. Беспалько, В. М. Вергасов, А. А. Вербицкий, В. И. Горовая, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), психологов (Л.С.Выготский, В. И. Гинецинский, Н. Ю. Кулюткин, И. Я. Лернер, А. А. Реан, В. А. Якунин и др.), а также методистов (Н.М.Верзилин, Н. Н. Боровская, Д. П. Гольнева, Л. Ф. Кейран, Г. Е. Ковалева, И. Н. Пономарева, Г. Е. Ромашова, Н. А. Рыков, Д. И. Трайтак, Т. И. Филатова, Д. Г. Широких и др.), в которых, с позиции целостного и системного подходов, проанализированы цели, содержание, структура, формы и методы подготовки учителя к профессионально-педагогической и методической деятельности.

Вместе с тем, выпускники вуза в своей реальной профессиональной деятельности испытывают существенные затруднения в решении стоящих перед ними актуальных задач современной, инновационной общеобразовательной школы.

Таким образом, реализация принципов и задач современной школы предполагает не столько изменение содержания и форм учебной деятельности школьника, но и не менее радикальное преобразование деятельности специалиста-предметника, в частности, учителя биологии.

Эти преобразования связаны прежде всего с необходимостью овладения учителем основами педагогического процесса, а также глубокими методическими знаниями по организации преподавания всего курса биологии в связи с вышеперечисленными инновациями, происходящими в школахусложнением деятельности самого учителя биологии, когда необходима быстрая его адаптация к изменяющемуся учебному процессу, к введению новых биологических дисциплин в систему школьного биологического курса, таких как экология, ва-леология и т. д.

Решить стоящие перед высшей школой такого рода сложнейшие задачи, невозможно без качественного изменения в системе подготовки специалистов и переориентации деятельности преподавателя вуза. Эти изменения прежде всего связаны с поиском наиболее эффективных и оптимальных форм и методов преподавания, позволяющих от объяснительно-иллюстративного (традиционного) типа обучения, предусматривающего репродуктивную деятельность студента, перейти к активному (развивающему) обучению, основанному на творческо-поисковой деятельности обучаемых. В этом случае главной становится самостоятельная активность студента.

В ходе самостоятельной деятельности будущие учителя овладевают системой методических знаний, умений и навыков, пониманием пути их формирования и развития. При активизации самостоятельной деятельности студентов, идет процесс овладения ими системой учебных и профессиональных знаний, умений и навыков, выработки умений апеллировать ими в новых, нестандартных ситуацияхформирования умений пополнять и углублять свою методиче-<* скую подготовку в процессе педагогической деятельности, а именно: уметь анализировать качество своего преподавания, осуществлять самоконтроль и самообразование. И, как итог, идет развитие личности будущего учителя биологии.

Актуальность и настоятельная потребность практики в совершенствовании процесса подготовки учителя биологии к творческой профессиональной деятельности в условиях инновационного образования обусловили выбор темы данного исследования.

Проблему исследования мы сформулировали как определение системы методических знаний, необходимых современному учителю биологии и выявление наиболее эффективной методики их формирования и развития при организации самостоятельной работы студентов в курсе методики обучения биоло-гии.Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Изучение научной и практической значимости проблемы позволило определить объект, предмет и рабочую гипотезу исследования.

Объектом исследования избран процесс подготовки студентов к овладению системой методических знаний, как важнейшее условие профессиональной готовности современного учителя биологии.

Предметом исследования явилось выяснение поэлементного состава методических знаний современного учителя биологии, формирующихся и развивающихся в системе самостоятельных работ студентов при различных формах обучения в курсе методики обучения биологии.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза о том, что эффективность профессиональной подготовки будущего учителя биологии зависит от уровня сформированности у студентов системы методических знаний, базирующихся на качестве овладения ими специальных и психолого-педагогических знаний, в различных формах учебно-воспитательного процесса их подготовки, а также при организации разных видов самостоятельных работ в курсе методики обучения биологии.

Данная гипотеза в процессе эксперимента неоднократно корректировалась, а для достижения намеченной в исследовании цели были определены следующие задачи:

1. Выявить профессиональные и личностные характеристики современного специалиста — педагога и разработать модель современного учителя биологии с учетом его профессиональной подготовки, деятельности, выявленных личностных характеристик.

2. Проанализировать содержание и структуру профессиональной подготовки студентов при формировании и развитии у них методических знаний.

3. Определить поэлементный состав методических знаний, этапы их формирования и динамику развития в процессе профессиональной подготовки при изучении курса методики обучения биологии (на примере раздела «Животные»),.

4. Провести анализ проблемы самостоятельной работы студентов в системе профессиональной подготовки учителя биологии и определить значение и возможности различных форм преподавания и видов самостоятельной работы студентов при формировании и развитии у них методических знаний.

5. Проанализировать содержание и методику практических занятий при изучении раздела «Животные» по существующим программам вузов и учебно-тематическим планам, разработать и научно обосновать выбор экспериментальной методики практических занятий, направленной на более эффективное формирование и развитие методических знаний студентов.

6. Экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики системы практических занятий, включающих различные виды самостоятельной работы студентов с целью формирования и динамики развития методических знаний современного учителя биологии.

Методологической и теоретической основой исследования явились теория познания, общая теория и теория педагогических систем (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина), теория моделирования (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько), общая теория управления и закономерности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, В.А.Якунин), освещенные в соответствующей литературе. На их основе были определены конкретные принципы научного поиска: принцип взаимосвязи теории и практики, активности, развития, единства сознания и деятельности, системности, междисциплинарности, деятельностного и индивидуального творческого подходов.

Также исходными к данной проблеме явились теории: личности как субъекта деятельности (М.С.Каган, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина и др.), учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин), формирование личности учителя (Н.М.Верзилин, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Г. И. Михалевская, В. А. Сластенин, Н. А. Рыков, А.И.Щербаков).

В своей совокупности они позволили: определить специфику современного этапа развития высшего педагогического образования и новые ориентации общества относительно специалиста педагога, разработать методику эффективного формирования и развитиятворческой личности специалиста предметника в условиях инновационного образования. Совокупность указанных выше принципов обеспечила эффективность и достоверность исследования.

Для решения поставленных задач и проверки предложенной гипотезы, нами был использован комплекс научных и педагогических методов исследования, включающий: методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-законодательных документов РФ о высшем образовании (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, междисциплинарный, логический, моделирование, обобщение опыта) — опросно-диагностические (анкетирование, беседа, тестирование) — обсервационные (прямое и косвенное педагогические наблюдения), праксиометрические (поэлементный количественный и качественный анализ результатов деятельности учителей и студентов), и экспериментальные (констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты).

Орга низация и этапы исследования.

Источниками информации для решения поставленных задач явились учителя школ Ленинградской области, г. Пушкина, г. Санкт-Петербурга, студенты Горно-Алтайского государственного университета, Ставропольского государственного университета, педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Башкирского государственного педагогического института, Ленинградского государственного областного университета, личный опыт работы автора диссертации в вузе, в том числе руководство студентами в период педагогических практик. Всего исследованием было охвачено около пятисот человек.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе (1994;1996) — констатирующем — проводился анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, формировалась, рабочая гипотеза, были проведены исследования под руководством автора, направленные на изучение и анализ главных затруднений, испытываемых учителями и студентами в преподавании биологии в школах Ленинградской области-проведены педагогические наблюдения за работой учителей и студентов на педагогических практиках, проведен анализ материалов педагогических практик студентов (конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий и т. п.) — уточнялся исходный уровень методических знаний студентов третьего курса, перед началом изучения методики преподавания раздела «Животные» .

На втором этапе (1996;1997) — поисковом — осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования. На данном этапе эксперимента осуществлялся поиск составляющих теоретической модели современного учителя биологии и его профессиональной подготовки к работе в школе, а так же организация поискового эксперимента, результатом которого явились поиск, создание и апробация наиболее эффективной методики формирования и развития методических знаний в системе самостоятельных работ студентов на практических занятиях по методике преподавания раздела «Животные».

На третьем этапе (1997;1999) — формирующем — проверялась эффективность созданной методики, по выявлению путей повышения качества методических знаний у студентов путем совершенствования системы самостоятельных работ в структуре практических занятий курса методики преподавания раздела «Животные», посредством контрольного эксперимента, осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, их оформление, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы. Достоверность научных результатов проверялась в ходе проведения эксперимента в выше перечисленных высших учебных заведениях.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. На основе интеграции методических, психологических и педагогических положений обоснована сущность обобщенной модели современного учителя биологии и выявлены компоненты его профессионально-методической компетенции.

2. Определены структура и поэлементный состав методических знаний студентов.

3. Разработана схема динамики и выявлены условия формирования и развития методических знаний студентов, базирующихся на качестве овладения ими специальных и психолого-педагогических знаний современного учителя биологии в системе профессиональной подготовки и при изучении курса методики обучения биологии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Определено значение и выявлена преемственность специальной, психолого-педагогической и методической подготовки студентов в процессе формирования и развития у них методических знаний.

2. Выявлен механизм формирования и развития методических знаний.

3. Определены пути наиболее эффективного формирования и развития методических знаний и умений в системе самостоятельной работы студентов.

4. Разработана наиболее эффективная методика проведения практических занятий (на примере частной методики), предусматривающая в динамике целенаправленное овладение студентами системой методических понятий, умений и навыков в процессе выполнения ими самостоятельной работы.

Апробация и внедрение результатов.

Основные теоретические и практические результаты исследования были включены в выступления на межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект» (г.Санкт-Петербург, СПбГУПМ, февраль 1996 г.) — научно-практических межвузовских конференциях с международным участием П-е и Ш-е Царскосельские чтения (г.Пушкин, ЛГОУ, апрель 1998 г., апрель 1999 г.) — научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, октябрь 1999 г.). Ход и результаты исследования докладывались в научно-преподавательском коллективе кафедры естествознания и с/х дисциплин ЛГОУ.

Результаты исследования опубликованы в сборниках научных и методических материалов регионального уровня, а также использовались в процессе проведения занятий по методике обучения биологии в высших учебных заведениях, принимавших участие в проведении педагогического эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Модель современного учителя биологии и компоненты его профессионально-методической компетентности.

2. Структура и поэлементный состав методических знаний студентов.

3. Динамика формирования и развития методических знаний студентов в системе практических занятий при изучении курса методики обучения биологии.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации.

Выводы. Закрепление основ пройденного материала. Указания преподавателя по самоподготовке к следующему занятию.

Как нам представляется, при определении основных вопросов раскрытия содержания, необходимо определить для каждого этапа проведения занятия, соответствующие методы и методические приемы, средства наглядности. Эти компоненты, в единстве с содержанием, должны обеспечить студентам овладение многообразными функциями учителя биологии, овладение ими системой методических знаний, умений и навыков. При анализе методических указаний к программе вузов по методике обучения биологии указывалось, что среди методов проведения занятий по частной методике, в частности раздела «Животные», большое и педагогически эффективное значение имеет метод самостоятельной подготовки и выступления студента в роли «учителя», с последующим методическим анализом, проведенных им фрагментов уроков.

Самостоятельная работа других студентов при этом сводится к наблюдению за этим видом деятельности. Подобранные методы и методические приемы опираются на еще один важный аспект в структуре проведения практического занятия по методике обучения раздела «Животные». Это те необходимые средства наглядности, которые должны обеспечиваться материальной базой преподавания частных методик, а иногда, и разрабатываться и изготавливаться студентами и преподавателями-методистами.

Важность такого компонента структуры практического занятия по разделу «Животные» как характер деятельности преподавателя и студента, была отмечена нами выше (§ 2, гл. II). Подводя итог сказанному, мы пришли к заключению, что структура практических занятий по методике обучения раздела «Животные» состоит из четырех основных компонентов:

1. Основное содержание.

2. Методы и методические приемы.

3. Наглядные средства обучения.

4. Деятельность преподавателя и студентов.

С целью подвергнуть экспериментальной проверке наши предположения в том, что все четыре компонента практических занятий оказывают большое значение на формирование методических знаний, умений и навыков у студентов, были выбраны пять университетов. В каждом университете было создано по одной группе студентов III курса по специальности «Биология», которые изучали курс методики обучения разделов «Растения» и «Животные». Экспериментальная группа студентов из университетов Горно-Алтайска, Ленинградского государственного областного университета и Саратовского педагогического института насчитывала 50 человек. В контрольную группу, состоящую из 48 студентов, вошли группы из Ставропольского государственного университета и Башкирского государственного педагогического института. Всего в эксперименте участвовало 98 студентов, т. е. около 41,8% от всего контингента студентов III куса, изучающего методику преподавания биологии (примерно, 238 студентов).

Преподаватели, участвующие в эксперименте, отличались большим опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Для оценки эффективности предложенной нами системы самостоятельной работы студентов в структуре практических занятий использовались следующие два вида критериев.

1 критерий. Усвоение методических знаний студентов на основе следующих параметров: а) раскрытие содержания изучаемой темы раздела «Животные" — б) владение методикой применения различных методов преподаванияв) владение методикой использования наглядных средств обучения.

Для каждого их параметров 1 критерия нами были определены следующие признаки их оценки.

1-й критерий «Усвоение методических знаний студентами».

Параметры Признаки параметров.

Раскрытие содержания изучаемой темы 1. Перечислить основные биологические понятия. j 2. Охарактеризовать уровень развития этих понятий (от темы к теме, от урока к уроку). 3. Установить условия формирования и развития понятий.

Владение методикой применения различных методов преподавания. 1. Перечислить существующие методы преподавания по их классификации. 2. Определить группы методов, используемых при изучении раздела «Животные». 3. Охарактеризовать особенности их методов, их взаимосвязь. 4. Производить отбор методов или методических приемов для конкретной темы или урока раздела «Животные».

Владение методикой использования наглядных средств обучения 1. Перечислить виды наглядных средств ! обучения по их классификации. j 2. Охарактеризовать особенности наглядных средств обучения, натуральных и изобразительных с точки зрения методики применения их в раскрытии содержания темы или конкретного урока. 3. Произвести отбор наглядных средств обучения к изучаемой теме раздела «Животные».

Для оценки этих параметров нами были разработаны три письменные формы контроля, позволяющие определить уровни сформированности методических знаний в экспериментальных и контрольных группах (Приложение 9).

Контроль № 1 — письменные ответы на вопросы.

Контроль № 2 — выполнение схем и заполнение таблиц.

Контроль № 3 — программированный контроль с заполнением таблицы.

На первых трех занятиях оценивался 1 критерий «Усвоение методических знаний студентами», в конце каждого занятия применялась одна их трех установленных форм контроля, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Практическое занятие № 1 (экспериментальная группа) Тема: Методика составления тематического плана темы «Простейшие». Система и структура уроков в теме. Развитие цитологических и систематических понятий.

Цель: Научить студентов правильно раскрывать основные положения теории развития биологических понятий. Познакомить студентов с особенностями построения темы «Простейшие». Научить студентов составлять тематический план изучаемой темы.

Задания для внеаудиторной работы:

1. Повторить по учебнику Н. М. Верзилина и В. М. Корсунской «Общая методика преподавания биологии» материал гл. V «Развитие биологических понятий», и гл. IX «Урок биологии. Система уроков в теме.».

2. Изучить содержание темы «Простейшие» по учебнику Биология 7−8.

3. Определить образовательные и воспитательные задачи темы.

4. Ознакомиться с содержанием лабораторных работ по теме.

Задания к занятию:

1. Ознакомьтесь с содержанием темы «Простейшие» по учебнику. Определите основные биологические понятия, формируемые и развиваемые в теме.

2. Проанализируйте развитие понятия о клетке на примере эвглены зеленой, амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Определите уровень развития понятий в теме.

3. Произведите отбор наглядных пособий, необходимых для развития этого понятия.

4. Составьте тематический план темы по следующей схеме: название урока, методы преподавания, средства наглядности, самостоятельная работа учащихся.

5. Выполните лабораторную работу «Изучение инфузории-туфельки под микроскопом».

6. Составьте инструкцию для учащихся по проведению лабораторной работы.

7. Сформулируйте выводы по лабораторной работе, которые вы сделаете вместе с учащимися.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М.Верзилин, В. М. Корсунская Общая методика преподавания биологии. М.- Просвещение, 1978.
  2. Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии. М., Просвещение, 1976.
  3. Методика обучения зоологии. Шалаев В. Ф., Богорад В. Б., Никишов А. И. и др. М., Просвещение, 1972 (пособие для учителей).
  4. Методические знания, формируемые на занятии:
  5. Определение учебно-воспитательных задач урока.
  6. Категории биологических понятий.
  7. Методика развития биологических понятий, условия их формирования.
  8. Классификация наглядных пособий и особенности их применения при обучении зоологии.
  9. Компоненты тематических планов.
  10. Методические умения и навыки, формируемые на занятии:
  11. Определять категории основных биологических понятий.
  12. Устанавливать уровень их развития от темы к теме.
  13. Определять условия формирования понятий.
  14. Составлять тематические и урочные планы.
  15. Анализировать содержание темы.
  16. Определять учебно-воспитательные и развивающие задачи урока и тем курса зоологии.
  17. Подбирать средства наглядности.
  18. Использовать в преподавании метод наблюдений за живыми объектами.
  19. Составлять инструкции для проведения лабораторных работ с учащимися.
  20. Определять эффективное сочетание методов и методических приемов при раскрытии содержания темы «Простейшие».
  21. Для контрольной группы соответственно предлагалось выполнить практическое занятие № 1.
  22. Практическое занятие № 1 (контрольная группа)
  23. Тема: Методика преподавания темы «Простейшие».
  24. Цитологические и систематические понятия в теме.
  25. Цель: Научить студентов: а) определять особенности содержания темы «Простейшие» и ее роль в воспитании учащихся- б) определять структуру и методику проведения лабораторной работы по изучению инфузории-туфельки под микроскопом.1. Задания к занятию:
  26. Проанализируйте особенности содержания темы «Простейшие».
  27. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.- Просвещение, 1976.
  28. Методика обучения зоологии (пособие для учителей). Шалаев В. Ф., Бо-горад В.Б., Никишов А. И. и др. М., Просвещение, 1972.
  29. Контроль № 1. Результаты проверки методических знаний студентов при изучении методикипреподавания темы: «Тип Простейшие» раздел «Животные»
Заполнить форму текущей работой