Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы работы с текстом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предтекстовый этап включает задания на осознание коммуникативной задачи в отношении чтения, снятие возможных языковых и социокультурных трудностей, развитие языковой и контекстуальной догадки, актуализацию жизненного опыта учащихся по данной теме посредством смыслового прогнозирования содержания текста, актуализацию фоновых знаний. Отметим, что при использовании художественных текстов могут быть… Читать ещё >

Этапы работы с текстом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционно в зарубежной и отечественной методической литературе принято выделять три этапа работы с текстом: иредтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап включает задания на осознание коммуникативной задачи в отношении чтения, снятие возможных языковых и социокультурных трудностей, развитие языковой и контекстуальной догадки, актуализацию жизненного опыта учащихся по данной теме посредством смыслового прогнозирования содержания текста, актуализацию фоновых знаний. Отметим, что при использовании художественных текстов могут быть даны пояснения об эпохе создания текста, биографии, творческом пути автора. Смысловое прогнозирование содержания текста включает: 1) предвосхищение содержания читаемого по заголовку; 2) предвосхищение содержания текста по иллюстративному материалу; 3) предвосхищение содержания с помощью выборочного чтения отдельных предложений, абзацев и выводов. Формирование указанных умений прогнозирования обеспечивается выполнением специальных упражнений, особенно важными из которых представляются упражнения с заголовком. Общеизвестно, что заголовок является опорой для раскрытия темы, идеи, проблемы любого текста. В газетных текстах, по данным исследователей, 52,8% текстов характеризуются выраженной в заголовке темой; в текстах информационного жанра, к которым относятся научно-популярные и публицистические тексты, тема отражается в заголовке в подавляющем большинстве случаев. Таким образом, заголовок обобщает, концентрирует основное содержание текста. Однако прогнозирование содержания текста может осуществляться не только по заглавию, но и по первым предложениям и ключевым словам, что в дальнейшем может определять успешность понимания общего содержания текста и личностное восприятие содержащейся в нем информации. Приведем в качестве примера следующие задания на актуализацию фоновых знаний.

  • • Внимательно посмотрите на иллюстрацию и определите, о чем может идти речь в тексте.
  • Ознакомьтесь с таблицей, схемой, иллюстрацией и озаглавьте текст.
  • • По иллюстрации, схеме предложите несколько вопросов к тексту.
  • • Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, основное содержание текста (о чем идет речь в тексте).
  • • Прочитайте заглавие к тексту. О чем текст? Выберите правильный вариант.
  • • Прочтите первый абзац текста, обращая внимание на ключевые слова. О чем пойдет речь далее?
  • • Прочтите рассказ до отмеченного в тексте места и предположите дальнейший ход событий.
  • • По иллюстрации предложите несколько вопросов к тексту.
  • • Перед чтением текста отметьте, верны или неверны следующие утверждения.
  • • Просмотрите текст. Определите, к какому функциональному стилю он относится. Назовите опоры, на основе которых вы определили стиль текста.
  • • Прочтите заголовок и обратите внимание на формат текста, его полиграфические особенности, подзаголовок, автора. О чем этот текст? Прочитайте следующие слова и определите, какие, по вашему мнению, будут ключевыми в этом тексте. Подчеркните их.

Задания на раскрытие значения новых лексических единиц и на развитие языковой догадки.

  • • Догадайтесь о значении новой лексической единицы, опираясь на иллюстрацию.
  • • Прочитайте слова и догадайтесь об их значении по сходству с русскими эквивалентами.
  • • Прочитайте предложение и догадайтесь о значении выделенных слов, опираясь на контекст.
  • • Составьте семантическую карту к данному понятию.
  • • Догадайтесь о значении производных слов.
  • • Используя указанные слова, заполните пропуски в предложениях.

После этапа, предваряющего чтение, наступает этап собственно чтения текста — текстовый этап. Данный этап предполагает решение коммуникативной задачи, поставленной на предыдущем этапе, и, соответственно, чтение с разной глубиной понимания и точности проникновения в текст. Таким образом, цель данного этапа в том, чтобы выявить степень понимания текста. Что касается художественных текстов, то на данном этапе осуществляется контроль за пониманием учащимися сюжетной линии, характеров главных героев; выделение ими средств образности и выразительности, рассмотрение авторской позиции.

Представим задания, которые могут быть предложены на данном этапе.

Задания на нахождение в тексте основной информации.

  • • Обведите предметы, о которых идет речь в тексте.
  • • Прочитайте текст. Выберите картинку, которая соответствует его содержанию.
  • • Прочитайте текст и нарисуйте…
  • • Прочитайте текст. Соотносятся ли ключевые слова с содержанием текста? Найдите слова, которые не являются ключевыми, и вычеркните их. Добавьте к списку слов другие ключевые слова из текста.
  • • На основе прочитанного текста заполните данную ниже ментальную карту, а затем сформулируйте основную мысль текста.
  • • Прочитайте текст и заполните таблицу.
  • • Прочитайте текст. Определите тему каждого абзаца. Подберите к каждому абзацу предложение, отражающее его тему. Обратите внимание, что одно предложение лишнее.
  • • Прочитайте абзац/текст и сформулируйте его основную мысль одним предложением.
  • • Прочитайте текст и укажите, на сколько частей его можно условно разделить.
  • • Дополните данный к тексту план недостающими, на ваш взгляд, пунктами в соответствии с содержанием текста.
  • • Укажите номера предложений, конкретизирующих основные положения данного плана.
  • • Прочитайте текст и определите, выражена ли главная мысль в заголовке.
  • • Сократите следующий текст, сохранив его основное содержание.
  • • Найдите в тексте ответ на следующий вопрос к главной мысли.
  • • Прочитайте следующие утверждения и скажите, соответствуют ли они содержанию текста, если нет, исправьте их.
  • • Укажите, какие из следующих утверждений соответствуют содержанию прочитанного текста.
  • • Закончите следующие предложения так, чтобы они верно отражали изложенные в тексте факты (сведения, данные).

Задания, направленные на развитие умения выявить смысловые отношения между элементами текста, установить связь событий {фактов).

  • • Прочитайте план, определите, соответствует ли он последовательности изложения фактов в тексте, внесите в него, если требуется, коррективы.
  • • Укажите номера пунктов плана в порядке, соответствующем содержанию текста.
  • • Прочитайте текст, напечатанный сплошной строкой, без абзацев, и определите его смысловые части (абзацы), сравните результаты с оригиналом.
  • • Расположите следующие предложения в логической последовательности, проставив указанные номера в порядке, соответствующем содержанию текста.
  • • Найдите в тексте как можно больше фактов для доказательства каждого из следующих утверждений.
  • • Расположите данные предложения в последовательности, соответствующей содержанию текста.

Задания к упражнениям для развития у учащихся умения обобщения.

  • • Обобщите факты, изложенные в первых двух абзацах.
  • • Укажите наиболее подходящую по смыслу аннотацию к тексту из предложенных.
  • • Найдите среди указанных предложений то, которое обобщает содержание текста.

Задания на нахождение в тексте точной и детальной информации.

  • • Задайте вопросы к основной и детализирующей информации.
  • • Ответьте на вопросы. Укажите, какие вопросы относятся к основной и второстепенной информации.
  • • Переведите на родной язык указанные части текста.
  • • Заполните таблицу «Двойной дневник».
  • • Составьте ментальную карту к прочитанному тексту, содержащую как основную, так и детализирующую информацию.
  • • Сравните данный перевод предложений (абзаца) с оригиналом, исправьте допущенные ошибки.
  • • Определите, какой список основных и второстепенных фактов текста наиболее полно отражает содержащуюся в нем информацию, укажите его номер.
  • • Прокомментируйте следующие выделенные строки… Что, по вашему мнению, хотел сказать автор?
  • • Объясните, как вы понимаете слова автора о том, что…
  • • Выберите из текста прилагательные и наречия, которые служат для описания… Как они характеризуют???
  • • Выделите слова или предложения, которые характеризуют… .
  • • В каких строках автор высказывает мысль о том, что…

Послетекстовый этап имеет своей целью дальнейшее осмысление текста учащимися. Задания этого этапа направлены на извлечение имплицитной информации, замысла автора, сравнение с другими текстами, формирование своего отношения к изложенному.

Таким образом, на этом этапе работы могут быть предложены:

  • 1) задания, контролирующие понимание имплицитной информации;
  • 2) задания, в которых та или иная значимая информация текста является объектом специального внимания и стимулом для речевой деятельности учащихся;
  • 3) задания поискового характера, связанные с нахождением дополнительной информации по заданию учителя;
  • 4) задания, стимулирующие высказывание учащихся по теме или ситуации, связанными с проблемами, обсуждаемыми в тексте;
  • 5) задания, направленные на актуализацию текста, т. е. соотнесение событий произведения с личным опытом читающего в самом широком смысле;
  • 6) задания, направленные на оценивание актуальности информации, ее нужности и востребованности.

Приведем примеры заданий.

  • • Приведите примеры из текста, подтверждающие, что…
  • • Дайте три объяснения, почему…
  • • Предположите, что будет, если…
  • • Объясните, почему…
  • • Найдите в тексте следующее утверждение_. Оно

выражает точку зрения автора? Согласны ли вы с этой точкой зрения или нет? Используйте текст в доказательство своей точки зрения.

  • • Является ли информация, содержащаяся в тексте, интересной и новой для вас? Является ли эта информация актуальной и важной? Выразите свое мнение.
  • • Что оказалось для вас особенно интересным в ходе чтения текста? Почему? Найдите в тексте ту часть, содержание которой вам показалось особенно интересным. Полезная ли для вас информация? Где вы могли бы ее использовать?
  • • Прочитайте текст. Какое предложение выражает точку зрения автора?
  • • Найдите в тексте предложения, позволяющие судить о точке зрения автора на рассматриваемую тему, и ответьте на вопросы.
  • • Разделяете ли вы точку зрения автора? Согласны вы с ней или нет? Почему? С какими фактами из текста вы согласны/не согласны? Почему?
  • • Выразите свое отношение к утверждениям, используя речевые клише выражения своего отношения к воспринятой информации.

При чтении художественного текста на этом этапе могут быть предложены следующие задания.

  • • Заполните пропуски в письме героя.
  • • Допишите начало/конец рассказа.
  • • Напишите открытку/письмо от лица одного из персонажей.
  • • Опишите одного из героев.
  • • Расскажите о событиях или персонажах от лица разных героев или неодушевленных предметов.
  • • Охарактеризуйте героя и его поведение, проанализировав события и поступки исходя из собственного жизненного опыта.

Как следует из перечня заданий, контроль понимания теста на уровне значения и смысла может осуществляться посредством тестовых заданий. Перечислим основные требования к их составлению, опираясь на работы Татьяны Михайловны Фоменко[1].

Задания альтернативного выбора, или задания с двумя вариантами ответов:

  • • вопрос должен формулироваться в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению;
  • • утверждение формулировать так, чтобы оно не повторяло фразы из текста;
  • • использовать чаще неправильные утверждения, чем правильные (но не более чем на 15%).

Задания множественного выбора предполагают выбор одного (правильного) варианта ответа из нескольких предложенных (вариант — несколько правильных ответов):

  • • количество ответов должно быть от четырех до пяти;
  • • варианты ответов должны быть правдоподобными;
  • • правильные и неправильные ответы по общему количеству слов должны быть примерно одинаковыми;
  • • место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, без закономерностей, в случайном порядке;
  • • ответы на поставленный вопрос не должны зависеть от предыдущих ответов, т. е. не должны вытекать один из другого;
  • • ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания, т. е. нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям.

Задания на установление соответствия. Эта форма заданий направлена на установление соответствия между элементами двух или более множеств (списков, рядов). Лучше, когда число дистракторов первого множества больше, чем число элементов второго множества, — принцип избыточности. По мнению тестологов, эффективность задания снижается при условии одинакового количества элементов в левом и правом столбцах. Понятно, что последнее соответствие производится автоматически, благодаря уже выполненному «исключению» элементов.

В заключение данного параграфа приведем слова Стефана Цвейга, по образному выражению которого «…милость или дар мыслить широко и свободно, со множеством разветвлений, великолепный, единственно верный способ видеть мир не с одной, а со многих сторон дается в удел лишь тому, кто сверх собственного опыта впитал опыт многих стран, народов и времен, собранный и хранимый книгами»[2].

  • [1] См.: Фоменко Т. М. Тесты как форма контроля в обучении французскому языку. Библиотека учителя: учеб, пособие. М.: Просвещение, 2008.
  • [2] Цвейг С. Встречи с людьми, городами, книгами. М.: Художественная литература, 1982.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой