Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ступени школы диалога культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 3-х и 4-х классах предметом изучения является античная культура: античная история, античная математика, античная мифология, античное искусство. Воссоздание Античности в реальном учебном времени даст возможность услышать античный голос в обсуждении современных проблем. Обращение к Античности дает возможность организации многомерного диалога. Это и диалог Античности и современности, и диалог… Читать ещё >

Ступени школы диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начальной школе (1—2 классы) завязываются те «узелки» понимания, которые в последующие годы обучения превратятся в предметы освоения, разноречия, диалогов. Это узлы и точки удивления: загадка слова, числа, явлений природы, момента истории, сознания, предметного орудия. Под «точками удивления» подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирования основных предметов школьного, обучающегося понимания. Это те средоточия, из которых вырастают школьные дисциплины. В этих «точках удивления» развертывается первоначальный анализ проблем, общих для основных современных понятий (математики, физики, лингвистики и др.), в них сосредотачиваются расходящиеся нити будущих наук о жизни, времени, слове, числе.

Ребенку предлагаются не традиционные предметы: арифметика, родной язык и др., а, например, «загадки слова» или «загадки момента истории». Так, загадки момента истории предполагают обращение к таким парадоксам, как: личная память, память о бывшей до меня и без меня, соотношение этой памяти с памятью о том, что есть грань моего Я; время и вечность, интерес к генеалогии, история и ее памятники; загадка двух форм исторического понимания: «как это было» и «как это могло быть»; календари.

«Точки удивления» становятся предметами последующих диалогов между культурами, классами, возрастами. Но это не единственная группа предметов. Есть еще «игровые средоточия»: игра как культурная деятельность: физические игры (развитие ритма), словесные игры (элементы поэтики и интонации), художественный образ (развитие воображения), элементы ремесла, музыка, театр (театральность бытия).

В 3-х и 4-х классах предметом изучения является античная культура: античная история, античная математика, античная мифология, античное искусство. Воссоздание Античности в реальном учебном времени даст возможность услышать античный голос в обсуждении современных проблем. Обращение к Античности дает возможность организации многомерного диалога. Это и диалог Античности и современности, и диалог античной культуры со средневековой культурой и культурой Нового времени, организуемый в «десантах» старших классов и их преподавателей на уроки 3—4-х классов, и внутренний диалог самой античной культуры, обусловленный ее амбивалентностью (диалог двух мифологий — мифологии титанов и мифологии Олимпа, диалог мифологического и логического понимания — греческая трагедия и античная математика и др.). В основе изучения античной культуры не учебник, а антология наиболее представительных текстов данной культуры. В этом заключен еще один существенный принцип построения диалога культур: сопряжение, диалог различных подлинных текстов античной культуры, в который включается текст, изобретаемый самим учеником.

Античная культура — единственный предмет изучения в 3—4-х классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют представление об основных смыслах античной культуры. В учебном плане возможны два варианта: один преподаватель или несколько специалистов, но строящих свои уроки межпредметно. Предполагается, что и ремесло, и физическая культура воспроизводятся в «античном» варианте.

Основой античного понимания смысла бытия является основа эйдоса — образа, составляющего фундамент понятия, образа, превращающего хаос в космос.

В 5—6-х классах изучается культура Средневековья. Культура Средневековья изучается в диалоге с иными классами, возрастами, культурами. Особенно важными считаются такие «средоточия» средневековой культуры, как «построение храма» (синтез основных форм труда, духовных исканий, особенностей механики и математики, характерных для той эпохи и значимых для современности); «жизнь в округе храма» (движение из земной жизни в храм и обратно, грань земного бытия и вечности); диалог Учителя и ученика в режиме реального общения, отличающего культуру Средних веков. В каждом из этих «средоточий» просматриваются перспективы внутреннего диалога средневековой культуры и ее внешнего диалога с другими культурами и современностью. Особое значение имеет развитие речевой культуры, что связано с предельным авторитетом Слова, первоначального Текста. Как основной текст для изучения предлагается Библия, но, учитывая необходимость стихии родного языка, целесообразно обратиться, например, к «Слову о полку Игореве» в сопряжении первоисточника и многочисленных переводов. Религия рассматривается как факт культуры, переключение идей культа в идею культуры.

7—8 классы обращаются к культуре Нового времени. В основу обучения кладутся классические формы обычных школьных занятий, выработанные как раз культурой Нового времени. Однако обращение к учебникам не исключает и обращение к текстам-первоисточникам. Такое соотнесение «запускает» диалог между исходными точками возникновения идей и ученическим словом. При изучении культуры Нового времени особое внимание уделяется основным спорам эпохи — спорам в математике, физике, биологии того времени, по-боровски дополненным и преображенным в коренных нравственных перипетиях искусства (гамлетовский вопрос, трагедия Фауста) и основных идейно-классовых столкновениях (протоколы Конвента, Парижской коммуны и др.).

Особенное значение имеет культура Возрождения:

  • — это особый тип диалога между Средневековьем и Античностью;
  • — это начало отстраненного, художественного мышления, в противовес средневековому Слову. Взгляд художника Возрождения — исток познающего разума Нового времени;
  • — это эпоха, породившая мучения несакрального, действительно смертного, малого «я», конгениального бесконечной Вселенной.

Культура Нового времени носит расчлененный характер, предполагает четкую многопредметность. Возможно наличие классов «гуманитариев», «естествоиспытателей» и др.

В 9—10-х классах предметом изучения становится культура современности. Здесь сводятся воедино знания и умения, загадки и отгадки, наработанные в предшествующие годы обучения. Диалогизм этих лет обучения задается противоречивостью многих понятий современной культуры, сложностью общечеловеческих проблем рубежа веков: личность и общество, культура и цивилизация, наука и культура. Включение в компьютерную революцию, систему автоматического производства венчает все ремесленно-машинные циклы трудовой деятельности.

11 класс — специально-диалогический. Выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами. Ученики вместе с преподавателями намечают основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, продумывают методы общения и совместной деятельности.

Таким образом, школа диалога культур основана на взаимодействии внутреннего и внешнего диалога. Внешний диалог организуется как диалог с носителем другого сознания. Оно представляется в виде текстов, выраженных в форме научной теории, произведения искусства, соответствующих определенной эпохе, и др. Внутренний диалог — это диалог со своим другим сознанием, который становится источником саморазвития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой