Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическая подготовка будущих учителей математики в процессе преподавания курса элементарной математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль в решении этой задачи принадлежит психолого-педагогической и методической подготовке будущих учителей общеобразовательной школы, в том числе учителей математики. Для профессиональной подготовки будущего учителя математики большие образовательные возможности имеет курс элементарной математики, обладающий особенностями, отличающими его от других математических и методических дисциплин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Элементарная математика и ее роль в профессиональном становлении будущего учителя в ВУЗах педагогического направления
    • 1. 1. История развития преподавания курса элементарной математики
    • 1. 2. Подготовка будущих учителей по курсу элементарной математики как педагогическая проблема
  • Выводы к главе
  • Глава 2. Взаимосвязь курса элементарной математики и методики ее преподавания в процессе подготовки будущих учителей математики
    • 2. 1. Методическая подготовка будущих учителей математики по изучению простых геометрических фигур
    • 2. 2. Методика изучения равенства плоских и пространственных фигур в курсе элементарной геометрии
    • 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы к главе 2

Методическая подготовка будущих учителей математики в процессе преподавания курса элементарной математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современные социально-экономические преобразования и научно-технический прогресс, происходящие в обществе вносят большие изменения во все сферы человеческой деятельности. В связи с этим перед педагогической наукой остро стоит проблема формирования личности с высоким уровнем подготовки, творческим потенциалом, умеющей использовать современные технологии и орудия труда к жизни и труду. Процесс воспитание и обучение в школе имеет очень важное и актуальное значение для становления личности, формирования потенциала молодого поколения. Современный этап развития суверенного Таджикистана, в связи с переходом к новым социально-экономическим отношениям, внедрением новых информационных технологий, предъявляет новые требования к системе образования, к подготовке высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. В современных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию общей и профессиональной подготовленности кадров и уровня культуры личности. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), в «Концепции национальной таджикской школы' (2008г.), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан» (2009г.), Законе Республики Таджикистан «О высшем и последипломном образовании» (2009г.).

Особая роль в решении этой задачи принадлежит психолого-педагогической и методической подготовке будущих учителей общеобразовательной школы, в том числе учителей математики. Для профессиональной подготовки будущего учителя математики большие образовательные возможности имеет курс элементарной математики, обладающий особенностями, отличающими его от других математических и методических дисциплин. Во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики логическую структуризацию математического материалаво-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже, чем в школе, что позволяет формировать не только приемы учебной математической деятельности студентов, но и приемы обучающей — методической — деятельности.

Формирование личности учителя в образовательных учреждениях предполагает ее раскрытие в контексте ценности духовного и нравственного богатства, а также умение и способности творчески и методически подходить к решению задач.

Формирование современного общества связано с утверждением приоритета свидетельствует, как об актуальности данной проблемы, так и об ее объективной сложности. В настоящее время ведущей задачей общеобразовательной школы является развитие творческих способностей учащихся, которое рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике.

Проблема подготовки будущих учителей математики к профессиональной деятельности со всей остротой встает сегодня, когда научно-технический прогресс и интенсификация материальной, социальной и духовной жизни общества предъявляют повышенные требования к системе образования и её субъектов.

Степень изученности темы: Вопросы совершенствования методической подготовки будущих учителей математики постоянно находятся в центре внимания ученых-математиков, педагогов и методистов: В. Л. Матросов, Л. М. Фридман, В. Л. Гусев, Г. В. Дорофеев, И. В. Дробышева, Г. И. Саранцев, Ю. М. Колягин, В. И. Михеев, А. Г. Мордкович, С. П. Новиков, Е. И. Санина, И. М. Смирнова, А. Г. Солонина, Г. Г. Хамов, Р. С. Черкасов, и др. Среди таджикский ученых следует отметить имена математиков-педагогов Н. Раджабова, Б. Алиева, М. Нугмонова, Т. А. Шукурзода, Дж. Шарифова, Э. Рузиметова, А. Э. Сатторова и др. Следует отметить, что образованность общества зависеть от образованность подрастающего поколения, и она г-4 должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, развития науки и культуры и национальных традиций в любое государство. В прошлом веке были созданы программы данного курса ведущими специалистами по элементарной математике И. К. Андроповым, £.Б. Арутюняном, Б. М. Брадисом, Г. В. Дорофсевым, Г. Г. Левитасом, А. Г. Мордковичем, В. И. Нечаевым, О. И. Плакатиной, А. А. Смирновым и др.

I.

Проблеме изучения курса элементарной математики в педагогическом вузе посвящены диссертационные исследования Н. В. Батькаиовой, Л. Н. Евелипой, Л. Г. Куликовой, О. И. Мартынюк, В. Л. Рабинович, К. И. Ткаченко, О. И. Федяева и др.

Несмотря на то, что данные исследования вносят большой вклад-в теоретическое и практическое решение проблем изучения элементарной геометрии в педагогическом вузе, следует отметить, что остается недостаточно исследованной та роль, которую играет элементарная геометрия в профессиональном становлении будущего учителя математики, в.

I — частности, отсутствуют фундаментальные исследования комплексных вопросов взаимосвязи курса элементарной геометрии с методической подготовкой будущего учителя и со школьным курсом геометрии. Все вышесказанное, прежде всего, относится к проблеме методики преподавания математики в таджикских школах. | —.

Основу данного исследования составляет теоретическое осмысление и практическая переработка методику изучения курса элементарной математики во взаимосвязи с методической подготовкой будущего учителя математики на примере разделов, связанных с курсом элементарной.

I — ¦ геометрии.

Проблема исследования заключается в установлении взаимосвязей между структурами курса элементарной математики по проблемам изучения геометрических фигур, как в школьных, так и в вузовских учебниках.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику изучения курса элементарной математики, в частности, 5 элементарной геометрии, во взаимосвязи с методической подготовкой будущего учителя математики на примере разделов, связанных с равенством плоских и пространственных фигур, как в вузе, так и в школе.

Объектом исследования является процесс изучения курса элементарной математики на примере изучения разделов, связанных со свойствами геометрических фигур на плоскости и в пространстве, и осуществление методической подготовки будущих учителей математики в ВУЗах педагогического направления.

Предметом исследования явилась выявление возможных взаимосвязей изучения курса элементарной математики и методической подготовки будущих учителей математики на примере изучения различных геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Гипотеза исследования: методическая подготовка будущего учителя.

I ¦ математики позволит понять математический и дидактический смысл этих понятий и выработать стратегию взаимосвязанное изучение свойств геометрических фигур в курсе элементарной математики, как в средней школе, так и ВУЗе. В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой решаются следующие задачи: ,.

— определить роль и место курса элементарной математики в системе дидактико-математической и профессиональной подготовки будущего учителя математики;

— раскрыть содержание и методику изучения разделов, связанных с.

I понятием равенства геометрических фигур в курсе элементарной математики;

— рассмотреть возможности изучения теми равенства фигур па плоскости и в пространстве в различных школьных и вузовских учебниках математики и геометрии и установить взаимосвязи с подходами их изучения-, ~ экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики с учетом взаимосвязей курса элементарной математики и методической подготовки будущих учителей при изучении геометрических фигур.

Методологической основой исследования явились существующая теория построения высшего педагогического образованиятруды ведущих педагогов, методистов и математиковмногоуровневая подготовка учителя математики и геометрииконцепции профессионально-педагогической направленности обучения математике, как в вузе, так и в школе.

При решении проблемы были применены следующие методы исследования: изучение педагогической, методической и математической литературы по теме исследованияанализ программ, учебников, учебных пособий по элементарной математике и геометрии для вузов и общеобразовательных школ. А также анализ и обобщение собственного опыта работы в школе и вузе (с 1982 по настоящее время — около 30 лет).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— изучены и обобщены практически все возможности изучения свойств геометрических фигур в курсе элементарной математики различных авторов (Л.С.Атанасяна, Д. И. Перепелкииа, А. В. Погорелова, Э. Рузиметова, И. Гуломова, Т. А. Шукурзода, Дж. Шарифова, Б. Алиева, А. Э. Сатторова и др.);

— дан анализ методической подготовки будущих учителей математики, содержащейся в школьных учебниках геометрии, связанной с вышеперечисленной системой изучения курса элементарной геометрии- 1 разработаны рекомендации по комплексному изучению курса элементарной математики и геометрииметодической подготовки будущих учителей математикисоответствующих этой подготовке школьных учебников по элементарной математике и геометрии.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что для будущих учителей математики даны практические рекомендации по изучению свойств геометрических фигур в различных курсах элементарной математики, а также соответствующие рекомендации по методической 7 подготовке и по изучению учебников геометрии для средней школы, кроме того, подобрана комплексная система задач по всем указанным направлениям.

Обоснованность и достоверность результатов исследовании обеспечивается опорой на научно-методические исследования в области теории и методики преподавания элементарной математики в ВУЗах высшей педагогического направления, и в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) учет и реализация взаимосвязей курса элементарной математики и методической подготовки будущих учителей математики, связанных с изучением различных геометрических фигур;

2) содержание методической подготовки будущих учителей математики, включающей системы соответствующих задач, направленных на изучение свойств геометрических фигур;

3) взаимосвязь курса элементарной математики и геометрии, и методики их преподавания в общеобразовательных школах;

4) анализ прежних и ныне существующих учебниках по курсу элементарной математики различных российских и таджикских авторов.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (1998 — 2003 гг.) проводилось изучение основных документов по вопросам образования с целью уточнения задач педагогических вузов. Анализ работ по дидактике, психологии и методике преподавания математики, относящихся к проблеме исследования. Наблюдение за работой преподавателей кафедры методики преподавания математики ряда ВУЗов (Кулябского государственного университета имени Абуабдуллаха Рудаки, Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, и конечно же, Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава) с целью изучения состояния исследуемой проблемы в практике обучения. А также изучения сущесьвующих диссертаций и источников по теме исследования.

На втором этапе (2003 — 2008 гг.) был проведен эксперимент по проверке эффективности отобранных для исследования форм и методов реализации взаимосвязей курса элементарной математики и методической подготовки в процессе изучения геометрических фигур в вышеназванных ВУЗах Республики Таджикистан. Проводился систематический обучающий эксперимент, сопровождающегося анализом полученных данных в разработанную методику по ходу эксперимента.

На третьем этапе (2008 — 2011 гг.) осуществилась разработка гипотезы и уточнения задач исследования. Были определены подлежащие экспериментальному исследованию. Теоретический аспект исследование заключался в оформлении и завершении теоретических основ исследования. Практический аспект заключался в анализе полученных данных, в оценке достоверности полученных результатов и в оформлении диссертации.

Апробация работы осуществлена при преподавании курса элементарной математики и ее методики преподавания в ряде школ (№№ 31, 42, 16, 22, 63) района Восеъ Хатлонской области Республики Таджикистан, и.

I — на кафедре методики преподавания математики Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава.

Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на научных семинарах кафедры методики преподавания математики и кафедры алгебры и геометрии Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. Основные положения работы отражены в публикациях автора.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы к главе 2.

При изучении взаимосвязей разделов курса элементарной геометрии и методической подготовки будущих учителей математики, связанных с изучением равенства фигур на плоскости, можно заметить, что мы в основном рассматриваем взаимосвязи комплекса учебников по курсу элементарной геометрии и школьному курсу геометрии авторского коллектива под руководством Л. С. Атанасяна, А. П. Киселева и А. В. Погорелова. А кроме этого рассмотрены подходы в определении равенства фигур на плоскости в школьных учебниках по геометрии А. Д. Александрова, В. А. Гусева, И. М. Смирновой и В. Л. Смирнова. При этом большое место занимает изучение равенства треугольников.

Особое место при изучении равенства треугольников занимает позиция академика А. Н. Колмогорова. Формально у него нет курса элементарной геометрии, но математические и методические особенности этого курса рассмотрены в различных работах и, в частности, в работах А. М. Абрамова.

При изучении равенства пространственных фигур рассмотрены различные подходы в определении равенства фигур в курсе элементарной геометрии (Ж.Адамара, Б. И. Аргунова и М. Б. Балка,.

Л.С.Атанасяна и др., И. А. Гибша, А. Н. Глаголева, А. П. Киселева, Д. И. Перепелкина, А.В.Погорелова). Также как и при изложении равенства плоских фигур, рассмотрены взаимосвязи курса элементарной геометрии и методической подготовки будущих учителей математики в комплексе учебников авторского коллектива под руководством Л. С. Атанасяна, А. П. Киселева и А. В. Погорелова. А кроме этого рассмотрены школьные учебники А. Д. Александрова, И. М. Смирновой и В. А. Смирнова.

О равенстве пространственных фигур в результате известно очень немного. Единственный вопрос, что мы изучаем во взаимосвязи с методической подготовкой это вопрос о равенстве трехгранных углов, так как трехгранный угол является одним из возможных аналогов треугольников. ,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты теоретического и экспериментального исследования, анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, в соответствии с задачами и целями исследования, позволяют утверждать, что:

1. На основе анализа истории становления и современного состояния курса элементарной математики в высшей педагогической школе определены роль и место курса элементарной геометрии в системе методической подготовки будущего учителя математики.

Курс элементарной математики представляет собой дисциплину, точные границы которого не могут быть установлены. Он должен строиться вокруг основных понятийных линий школьного курса: понятия числа, функции, уравнения, неравенства, геометрические фигуры, отношения равенства и подобия, геометрические величины и ее измерения.

2. Раскрыты содержание и методика изучения разделов, связанных с понятием равенства геометрических фигур в курсе элементарной геометрии разных авторов (Ж.Адамара, Б. И. Аргунова и М. Б. Балка, Л. С. Атанасяна и др., Л. Н. Глаголева, А. П. Киселева, Д. И. Перепелкина, А.В.Погорелова).

3. Рассмотрены различные возможности изучения равенства фигур па плоскости и в пространстве в школьном курсе геометрии (А.Д.Александрова, Л. С. Атанасяна и др., В. А. Гусева, А. П. Киселева,.

A.Н.Колмогорова и др., А. В. Погорелова, И. М. Смирновой и.

B.А.Смирнова) и установлены взаимосвязи с различными подходами в курсе элементарной геометрии.

При этом мы руководствовались тем, что будущий учитель математики должен научиться грамотно анализировать содержание курса школьной математики, ясно представлять научное развитие.

146 основных понятий курса, знать различные точки зрения по вопросам методики изложения разделов школьного курса геометрии, в частности разделов курса, связанных с равенством фигур и уметь выбрать наиболее эффективные способы для преподавания. I.

4. Результаты экспериментального обучения показали эффективность методики изучения курса элементарной геометрии, учитывающей взаимосвязи с методической подготовкой будущих учителей и школьным курсом геометрии. Было установлено, что данная методика способствует лучшему усвоению геометрических понятий студентами и положительно влияет на сформированность методических умений будущих учителей математики. Таким образом, в результате экспериментальной работы подтвердилась гипотеза исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Логические основы курса геометрии восьмилетней школы. Пособие для учителя. /Под ред. Ю. М Колягина. -М.: НИИ школ Министерства проев. РСФСР. Сектор обуч. Математике, 1974. 102 с.
  2. . Элементарная геометрия. 4.1. Планиметрия. М.: Учпедгиз, 1957.-608 с.
  3. . Элементарная геометрия. 4.2. Стереометрия. — М.: Учпедгиз, 1951.-760 с.
  4. Р. Высшая математика (математический анализ). Т.2. -Душанбе, 2000. — 400 с. (на таджикском языке).
  5. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия: Учебник для 7−9 классов средней школы. М.: Просвещение, 1992. -320 с.
  6. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик Е. И. Геометрия для 1011 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1992.-464 с.
  7. В.В. Профессиональная направленность обучения студентов педагогических вузов в курсе теории аналитических функций: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1993. — 16 с.
  8. H.A. Курс элементарной математики в педагогических институтах // Математика в школе, 1958. № 2. — С. 17−20.
  9. .И., Балк М. Б. Элементарная геометрия. М.: Просвещение, 1966. — 366 с. ,
  10. Ю.Аргунова Н. В. Подходы к изучению равенства фигур в школьном курсе геометрии. // Материалы научно-методической конференции «Алексеевские чтения» (г. Якутск, 2000−2002гг.). -Якутск, 2003. С. 5−8.
  11. П.Арнольд И. В. Теоретическая арифметика. Учеб. пособие для физ-мат, факта пед. институтов. М.: Учпедгиз, 1939. — 400 с.
  12. Е.К., Гриценко В. А. О целесообразности отделения начал анализа от курса элементарной математики. // Математика в школе. 1999. — № 6. — С.43−46.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1990.-368 с.
  14. Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия: Учеб. для 10- 11 классов сред. шк. М.: Просвещение, 1992. — 207 с. 1.¦
  15. Л.С., Денисов Н. С. Силаев Е.В. Курс элементарной геометрии. Учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов. М.: Сантакс-Пресс, 1997. — 287 с.
  16. И.И. Математическое моделирование в системе высшего педагогического образования // Известия Российской академии образования. 2000. — № 1. — С.32−35.
  17. В.Т., Дуничев К. И., Иваиицкая В. П. Геометрия. 4.1. -М: Просвещение, 1974−351 с. 18 .Батьканова Н. И. Профессионально-педагогическаянаправленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Дис. канд. пед, паук. Саранск, 1994.- 168 с.
  18. Д.Т. Содержание и методика проведения в пединституте практикума по решению задач по математике: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1988.-203 с. -
  19. П.Д. Основы теоретической арифметики. М.: Учпедгиз, 1938. — 175 с.
  20. Л.Н. Стереометрия. Пособие для учителей ср. школы. -М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  21. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.-304 с.
  22. В.Г., Сидоров Ю. В., Шабунин М. И. Лекции и задачи по элементарной математике. М.: Паука, 1971. -592 с.
  23. Большая Советская энциклопедия (в 30 томах). Том 30., М: Сов, Энциклопедия, 1978.-631 с.
  24. Е.Е., Денисова Н. С., Полякова Т. Н. Практикум по решению математических задач: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. — 239 с.
  25. А.Л. Цикл учебников геометрии. Математика в школе, 1996. -№ 6. -С. 34 -37.
  26. Н.Я., Мордкович А. Г. Подготовка учителей математики на уровень современных требований // Математика в школе, 1986. № 6 — С. 6 — 10.
  27. С.А. Формирование геометрических понятий как системы взаимосвязанных суждений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
  28. М.Б. Научно-методические основы создания и использования средств обучения для повышения эффективности преподавания математики в средней школе: Автореф. дис,. д-ра пед. наук. М., 1991.-35 с.
  29. Р.В., Гурвиц Ю. О. Геометрия: Методическое пособие для высш. пед. уч, заведений и препод, ср. шк. Часть 1. Планиметрия.-/ Под ред. проф. И. К. Андронова, М.: Учпедгиз, 1934. — 320 с.
  30. Геометрия в VI классе. В помощь учителю. / Под ред. А. Н. Колмогорова. М.: Просвещение, 1972.- 126 с.
  31. И.А. Элементарная математика. Пособие для высших пед. учеб. заведений. М.: Учпедгиз, 1936.-264 с.
  32. А.Н. Элементарная геометрия и собрание геометрических задач. М.: Сытин, 1909. — 300 с. 1.—
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995.-383 с.
  34. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977, — 136 с.
  35. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М: Педагогика, 1985.- 151 с.
  36. И. История и методология математики. Душанбе: Маориф, 1999. — 429 с. (на таджикском языке).
  37. В. Л. Методическая подготовка будущих учителей математики в педагогическом институте // Современные проблемы преподавания математики. / Составители Антонов Н. С., Гусев В. Л. -М.: Просвещение, 1985.-С. 8−10.
  38. В.А., Литвиненко В. П., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. пито в и учителей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 352 с.
  39. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1990. — 364 с.
  40. Л. Элементарная геометрия в объеме гимназического курса М.: Издат. Братьев Салаевых, 1922.-400с.
  41. Г. В., Кузнецов Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математики. // Математика в школе. -1990. № 4. — С. 19 — 21.
  42. И.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 42с.
  43. Евклид. Начала. Книги I-IV. ОГИЗ, 1948.
  44. Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педвузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1993.271 с.
  45. В.А., Гладкий A.B. К вопросу о подготовке учителей математики в педагогическом институте. // Математика вIшколе, 1989. № 3 — С. 15 — 19.
  46. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Высшее образование в России, 1997. № 8. — С.9 — 27.
  47. Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7−11 кл. СПб., 1998~-НПО «Мир и семья-95». — 624 с.
  48. С.И. Учебный процесс в современной высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.-314 с.
  49. O.A. Интегративный принцип построения системы1.специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ: Автореф. дисс. .канд.пед. паук, -М., 1997. 33 с.
  50. O.A. Практикум по элементарной математике: алгеброаналитические методы: Учебное пособие. СПб: С.-Петерб: -гос. унив., 1998. — 220 с.
  51. К., Ибодов Н., Халимов Г. Математика. Душанбе: Эр-граф, 2006. — 349 с. (на таджикском языке).
  52. H.A. Геометрия па плоскости (планиметрия). Д.: Госиздат., 1924.-296 с.
  53. H.A. Геометрия в пространстве (стереометрия). -JI: Госиздат., 1924. 141 с.
  54. История математики с древнейших времен до начала нового времени (в трех томах). T.l. М.: Наука, 1970. 352 с. ,
  55. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. -48 с.
  56. JI.C., Грузин А. И. Изучение геометрии в 6 классе: Из опыта работы / Под ред. И. Ф. Тесленко. М.: Просвещение, 1983. 128 с.
  57. А.П. Курс элементарной геометрии. Учебник для пед. училищ. / Под ред. H.A. Глаголева. -М.: Учпедгиз, 1937−255 с.
  58. А.П. Геометрия. 4.1, ч.2. М.: Учпедгиз, 1957,
  59. А.П. Элементарная геометрия. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1980.-287 с.
  60. А.П. Геометрия. Стереометрия: Учебник для 10−11 классов общеобразовательных школ. Дополнениями и комментариями JI.C. Атанасяна и В. Ф. Бугузова СПб: Спец. лит, 1999.- 183 с.
  61. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: в 2 т. Т.1: Арифметика, алгебра, анализ. — М.: ГТТИ, 1935. — 480 с.
  62. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: в 2 т. Т.2: Геометрия. -М.: ГТТИ, 1934.-444 с.
  63. O.A. Изучение геометрических преобразований^ общеобразовательной школе (в условиях дифференцированного обучения): Автореф. дис,. канд. пед. наук. -М., 2001.- 18 с.
  64. А.Н. Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии. // Математика в школе. 1965. — № 2. — С. 24 — 29.
  65. А.Н., Яглом И. М. О содержании школьного курса математики. //Математика в школе. 1965. — № 4. — С.53−62.
  66. А.Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. 1976. — № 6. — С. 2−3.
  67. А.Н., Семенович А. Ф., Черкасов P.C. Геометрия: учебное пособие для 6−8 кл. ср. школы. М.: Просвещение, 1982.-384 с.
  68. Ю.М., Луканкин Г. Л., Бухриев Б. О подготовке современного учителя математики в педагогическом институте / Роль и место задач в обучении математике: Сб.науч. тр. Вып.7. — М., 1980. -С.92−97.
  69. Ю.М. Русская школа и математическое образование. -М.: Просвещение, 2001. -318 с.
  70. Т.А. Научно-методические основы взаимосвязи математических курсов педвуза и школьного курса математики: Дис. канд. пед. наук. М., 1991.-, 170с. >
  71. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1967.- 183 с.
  72. Л.Я., Лемлейн В. Г. Новый учебный план подготовки учителя математики. // Математика в школе. 1970. -№ 5. — С. 8 — 13.
  73. Л.Г. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов в процессе изучения курса «Элементарная математика»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калуга, 2000. — 20 с.
  74. Курс элементарной математики в системе подготовки учителя: Тезисы докладов X Всероссийского семинара преподавателей педвузов. Чебоксары, 1992. — 134 с.
  75. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин.-тов // Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  76. В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия. М.: Просвещение, 1991. -352 с.154
  77. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.1 д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1989. 59 с.
  78. А.Н. Тесты школьных достижений конструирование, проведение, использование. СПб: Образование и культура, 1997.-307 с.
  79. О.И. Профессиональная направленность обучения элементарной математике подготовке учителей к работе в классах с малой наполняемостью: Дис. канд. пед. наук. -М., 1998.- 191 с.
  80. Математические соревнования. Геометрия. Библиотечка физмат. школы. М.: Наука, 1974.-79 с.
  81. Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1988.-847 с.
  82. В.Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. -М.: МПГУ, 2001.-100 с. '
  83. Н.Б., Мищенко Т. М., Чернышева Л. Ю. Геометрия в 6 классе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  84. Н.Б., Мищенко Т. М., Чернышева Л. Ю. Геометрия в 7 классе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.— 144 с.
  85. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. / Сост. В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Л. Саннинский. М.: Просвещение, 1975.-368 с.
  86. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов / В. П. Демидов, Г. И. Саранцев. Саранск, 91в7~-190с.
  87. Методологические проблемы преподавания математики: Сб. науч. тр. М., 1987. — 148с.
  88. Методическая система обучения. Математика, физика, информатика и технология // Материалы межд. научн. конф., посвящ.1.s60.летию члена корр. АОТ Мансура Нугмонова. Душанбе: Ирфон, 2009.-318с.
  89. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по физ.-мат. спец. / Л. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В'.И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  90. В.И. Методика преподавания математики: конспект лекций. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 79 с.
  91. П.С. Сборник задач по специальному курсу элементарная математика. М.: Наука, 1957. — 666 с.
  92. В.М., Стефанова НЛ. Направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики. // Математика в школе. 1993. -№ 3.- С. 34−38.
  93. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. д-ра пед. наук. М., 1986.-355 с.
  94. Л.И. Различные способы доказательства в курсе геометрии восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1965.- 103 с,
  95. А.Е. Профессионально-педагогическая направленность курса математического анализа в пединституте и ее реализация путем формирования системы упражнений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 14 с.
  96. Национальная концепция образования в Республики Таджикистан. Душанбе: Дониш, 1990. — 40 с.
  97. Национальная концепция воспитания в Республики Таджикистан. Душанбе, 2006 (на тадж. яз.).
  98. H.H. Геометрия. Учебник для 6−8 кл. семилетней и ср. школы. М.: Учпедгиз, 1962.-216 с.
  99. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990. — 38 с.
  100. С.П. О состоянии математического образования в педвузах СССР. //Математика в школе, 1989. № 3. — С. 8 — 13. 1
  101. С.И. Специальный курс элементарной алгебры: Учеб. для пед. институтов. М: Советская наука, 1954. — 559 с.
  102. С.И. О роли и содержании курса элементарной математики в пединститутах.//Математика в школе, 5957.-№ 1.- С. 1018.
  103. М. Введение в методику обучения математике (методологический аспект). М.: Прометей, 1998. -153с.
  104. М. Теоретико-методологические основы системы методической подготовки учителя математики в педвузе. М.: Прометей, 1999. — 247 с.
  105. М. Последовательное обучение математики для общеобразовательных школ. Душанбе, 2005. — 155 с. (на таджикском языке).
  106. О методической системе учебного пособия Л. В. Погорелова «Геометрия». // Математика в школе, 1981. № 5. — С. 46.
  107. О преподавании математики в педвузах. // Успехи математических наук, 1938. Вып.5. С. 247−250.
  108. Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента: измерение и оценка знаний. М.: Знание, 1977.-41 с.
  109. E.H. Теоретико-методические основы подготовки будущих учителей математики к диагностической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук, М., 2000. — 46 с.
  110. Д.И. Курс элементарной геометрии. 4.1. Геометрия на плоскости. M.-JL: ГИТТЛ, 1948. — 343 с.
  111. Д.И. Курс элементарной геометрии. 4.2. Геометрия в пространстве. М.-Л.: ГИТТЛ, 1949. — 347 с.
  112. Е.С. Система методической подготовки будущего учителя по углубленному изучению математики: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999.-38 с.
  113. A.B. Геометрия. Учебник для 7−11 кл. общеобразоват. учреждений. 5-е изд.-М.: Просвещение, 1995.-383
  114. A.B. Элементарная геометрия. М.: Наука, 1974. -208 с.
  115. A.B. Геометрия. М.: Наука, 1983.-288 с.
  116. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  117. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. — 464 с.
  118. Практикум по методике преподавания математики в средней школе. Учебное пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов. // Т. В. Автономова, С. Б. Верченко, В. А. Гусев и др. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  119. В.В. Задачи по планиметрии. 4.1. М.: Наука, 1986.- 270 с.
  120. В.В. Задачи по планиметрии. 4.2. -М.: Наука, 1986.- 288 с.
  121. П.Г., Якимова О. Ф., Зинский И. А., Спанчак И. О., Назарова Н. К. О профессиональной подготовке учителей математики в педагогических институтах // Математика в школе. 1958 — № 2- С. 24 -27.
  122. Преподавание математики в сельской школе: проблемы, поиски, предложения (Чиканцева Н.И.- Зайкин М.И.- Максимова Л. Д, и др.) // Математика в школе. 1990 — № 2 — С. 2 — 7.
  123. Л.А. Профессионально-педагогическая направленность межпредметных связей математических курсов1.—педвуза: Дис. канд. пед. наук, -М., 1994.- 157 с.
  124. Программа педагогических институтов. Факультет физ.-мат. М.: Наркомпрос, 1936. — 79 с.
  125. Программа учительских институтов. Элементарная математика. Высшая математика. Черчение. М.: Учпедгиз, 1945.- 15 с.
  126. Программы специального курса элементарной математики для физико-математических факультетов педагогических институтов. -М., 1950. 27 с.
  127. Программы педагогических институтов. Элементарная математика. М.: Учпедгиз, 1955.-16 с.
  128. Программы педагогических институтов. Элементарная математика. М.: Учпедгиз, 1957. — 16 с.
  129. Программы педагогических институтов. Практикум по решению задач (для специальности № 2104 «Математика»). М^: Просвещение, 1971. — 6 с.
  130. Программы педагогических институтов. Сборник № 6. М.: Просвещение, 1984.-С. 19−22.
  131. В.Л. Некоторые методические проблемы1.¦преподавания элементарной геометрии в педагогическом институте и в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965. 11 с.
  132. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 464 с. .
  133. В.К. Пути совершенствования подготовки учителя математики в педагогических институтах. // Математика в школе. -1970. № 5. — С. 4 — 8.
  134. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — 608 с.
  135. Э., Хаимов Н. Б. Краткий курс математического анализа. Т. 2. Душанбе: Маориф, 1986. — 384 с. (на таджикском языке).
  136. O.A. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. -18 с.
  137. А.М. Профессионально-педагогическая направленность обучению решению задач при изучении методических дисциплин в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 205 с.
  138. Сазонова А. М, Профессионально-педагогическая подготовка студентов при обучении их в курсе геометрии в педагогических вузах: Автореф. дис,. канд. пед. наук. М., 1994. -18 с.
  139. Е.И. Методические основы обобщения i и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 2002. — 32 с.
  140. Г. И. Система задач на геометрические преобразования в курсе математики 8-летней школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1971.-280 с.
  141. Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 173 е.: ил.
  142. М.К. Методическая система обучения студентов педвузов решению математических задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16с.
  143. Г. П. Наглядно-конструктивное изучение школьной планиметрии. / Под ред. В. В. Репьева. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1970.-275 с. 1
  144. Е.В. Методическая подготовка будущих учителей -математики к дифференцированному преподаванию школьного курса геометрии: Монография М., 1996. — 246 с.
  145. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод, пособие. Киев: Рад. школа, 1983. — 192 е.: ил.
  146. З.И., Нугманов М., Куликова Е. И., Жамалиев Ж. Ж., Дураев Ш. О профессиональной подготовке и переподготовке учительских кадров // Математика в школе, 1991. -№ 2. С. 2 — 4.
  147. И.М. Методика преподавания стереометрии1 «в условиях дифференцированного обучения. М.: Изд-во Прометей МПГУ, 1994. — 98 с.
  148. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения- Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995.-38 с.
  149. И.М., Смирнов В. А. Геометрия. Учеб. пособие для 10−11 кл. естественнонаучного профиля обучения. М: Просвещение, 2001. — 239 с.:ил.
  150. Современные основы школьного курса математики: Пос. для ст-в пед. ин- тов / И. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужний, A.A. Столяр. М.: Просвещение, 1980.-240 с.
  151. А.Г. Персонализированное обучение математике в педагогическом университете (на примере алгебры и теории чисел): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 38с.
  152. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дис.. д-ра пед. паук. -СПб., 1996. -366с.
  153. И.Ф. О преподавании геометрии в средней шко’л?Г: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1985.-95 е.: ил.
  154. М.В. Реализация в обучении математике многомерной модели дифференциации образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1994. 50с.
  155. К.И. Теоретические основы формирования методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике в педвузе: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 169 с.
  156. Факультативный курс по математике. Учеб. пособие для 7−9 классов средней школы / Сост. Никольская И. Л. -М.: Просвещение, 1991.-383 с.
  157. О.И. Элементарная математика в системе профессиональной подготовки учителя математики: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.- 146 с.
  158. Феликс Люсьен. Элементарная математика в современном изложении. М.: Просвещение, 1967.-488 с.
  159. Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и пед. высш. уч. заведений. М.: Флинта, 1998.-224 с. 1 ^
  160. .Н. Математический анализ. Методическое пособие для студентов ВУЗов. Душанбе, 1973. — 319 с. (на таджикском языке).
  161. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1994. — 33 с.
  162. .И., Шмульян Ю. Л. О преподавании элементарной математики в педагогических институтах // Математика в школе, 1958. -№ 2 С. 20 — 24.
  163. P.C. О методической подготовке учителя математики в педагогическом вузе. // Математика в школе, 1976. № 5. — С. 80 — 84.
  164. М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учащихся средних школ и студентов вузов: Автореф. дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1994.
  165. Л.И. Теоретические основы взаимосвязи школьной математики и спецдисциплин в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. -16с.
  166. И.Ф. Факультативный курс по математике: решение задач. Учеб. пособие для 10 кл. средней школы М.: Просвещение, 1989.-252 с.
  167. В. Элементарная геометрия. Пособие для студ. пед. вузов и препод, средн. школы. Т1. Геометрия на плоскости. 1уГ: Учпедгиз, 1937.-400 с.
  168. И. А. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика. 1971. № 9. — С. 82 — 89.
  169. Энциклопедия элементарной математики. Книга четвертая. Геометрия. М.: Физматгиз, 1963.-568 с.
  170. О.П. От задачи к задаче по аналогии / Развитие математического мышления / Под ред. П. М. Эрдниева. — М.: АО «Столетие», 1998.-288 с.
  171. И.И., Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. Материалы по подготовке к новому учебному году. // Математика в школе. 1990.1.28 с. 3. С. 26−32.
Заполнить форму текущей работой